Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Законодательного Собрания
Пензенской области
от 20 мая 2002 г. N 29-3/3 ЗС
Обращение
Законодательного Собрания Пензенской области к Министру Российской Федерации по налогам и сборам Букаеву Г.И.
Уважаемый Геннадий Иванович!
В органы законодательной и исполнительной власти Пензенской области в массовом порядке поступают обращения руководителей предприятий в связи с различным пониманием и применением инспекциями МНС России отдельных положений Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон).
Подпункт "б" п. 1 статьи 6 Закона устанавливает следующие льготы по налогу на прибыль:
"1. При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы:
б) затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения; (пп. "б" в ред. Федерального закона от 31.12.1995 N 227-ФЗ)".
Приказом МНС России от 15 июня 2000 года N БГ-3-02/231 утверждена инструкция N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". В пункте 4.1.2 инструкции также содержится положение, согласно которому затраты предприятий на содержание ...учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда принимаются для уменьшения налога на прибыль "...в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами", "...в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения" (т.е. продублированы положения подп. "б" п. 1 статьи 6 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций").
Однако в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года, в Российской Федерации имеются:
- "органы государственной власти Российской Федерации",
- "органы государственной власти субъектов Российской Федерации",
- "органы местного самоуправления".
Понятия "местные органы государственной власти" нет.
В Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций" соответствующие изменения не были своевременно внесены (в нарушение требований статьи 15 Конституции Российской Федерации).
На практике инспекциями Управления МНС России по Пензенской области для уменьшения налога на прибыль на суммы затрат на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения принимались нормативы, утвержденные органами местного самоуправления. Считаем, что такой подход был верным. Косвенно правильность такого толкования требований Закона подтверждается положениями, содержащимися в ст. 264 главы 25 "Налог на прибыль организаций". Так, в соответствии с подп. 32 этой статьи "Налогоплательщики..., имеющие на балансе объекты жилищного фонда, учреждения здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, ... вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика".
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 04.08.2000 N 107-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Законодательное Собрание Пензенской области Законом Пензенской области от 13 сентября 1996 года N 4-ЗПО "О местном самоуправлении в Пензенской области" фактически наделило органы местного самоуправления этим правом. В ст. 5 указанного Закона сказано: "Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Пензенской области, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти". Аналогичное положение содержится и в Федеральном законе N 154-ФЗ (п. 2 ст. 6). Следовательно, поскольку указанный вопрос не был отнесен к ведению органов государственной власти Пензенской области, то согласно указанному закону эти полномочия были по умолчанию делегированы органам местного самоуправления.
Собственные ведомственные инструкции МНС России также предусматривали возможность предоставления указанной льготы при отсутствии нормативов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, в п. 4.1.2 инструкции МНС России N 62 указано:
"Если такие нормативы местными органами государственной власти не утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных учреждений данной территории, подведомственных указанным органам".
Согласно ст. 7 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Как уже было сказано выше, ранее инспекциями Управления МНС России по Пензенской области принимались нормативы, утвержденные органами местного самоуправления. Но с 2002 года позиция Управления МНС России по Пензенской области изменилась - теперь термин "местные органы государственной власти" трактуется как орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Более того, прибыль предприятий, уменьшенная на суммы затрат предприятий на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения в 1999-2001 годах на основании решений органов местного самоуправления, пересчитывается в сторону увеличения (на суммы установленных органами местного самоуправления нормативов). Доначисляется налог на прибыль, применяются штрафные санкции. Это влечет резкое ухудшение финансового состояния предприятий, долгие годы содержавших объекты социальной инфраструктуры.
На основании изложенного обращаемся к Вам с просьбой дать рекомендации по разрешению ситуации с учетом законодательства и ранее сложившейся практики применения Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.