Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
Правительства Пензенской области
от 12 января 2000 г. N 15-пП
Положение о системе государственного управления
охраной труда в Пензенской области
25 мая 2004 г.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ и законом Пензенской области "Об охране труда в Пензенской области" от 16 сентября 1999 года N 165-ЗПО.
Система государственного управления охраной труда в Пензенской области - скоординированная система взаимодействия органов государственной власти области и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществлению правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Настоящее положение определяет задачи, организационную структуру, органы системы государственного управления охраной труда в Пензенской области, принципы их функционирования и основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Уставе Пензенской области, законе Пензенской области "Об охране труда в Пензенской области", иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 25 мая 2004 г. N 264-пП в раздел 1 Положения внесены изменения
1. Задачи системы государственного управления
охраной труда в Пензенской области
Система государственного управления охраной труда в Пензенской области направлена на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, путем реализации присущих данной системе функций, осуществляемых на областном и отраслевом уровнях.
Органы местного самоуправления Пензенской области на территории соответствующих муниципальных образований и работодатели обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных органам местного самоуправления Правительством Пензенской области в установленном порядке.
Задачами системы государственного управления охраной труда в Пензенской области являются:
создание безопасных условий труда в организациях;
сохранение жизни и здоровья работников с использованием компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в области охраны труда.
2. Принципы функционирования системы
государственного управления охраной труда в Пензенской области
Основополагающими принципами функционирования системы государственного управления охраной труда в Пензенской области являются:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
профилактическая направленность деятельности всей системы государственного управления охраной труда на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
научная обоснованность требований охраны труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации и Пензенской области, в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах и инструкциях по охране труда;
согласованность действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов при реализации основных направлений государственной политики по вопросам охраны труда;
научная основа разработки и реализации программ и мероприятий по охране труда, профилактике профессиональных заболеваний, с привлечением ученых и специалистов;
исполнение требований органов, осуществляющих управление охраной труда, предъявляемых в пределах их полномочий, должностными лицами всех организаций, действующих на соответствующей территории.
Постановлением Правительства Пензенской области от 25 мая 2004 г. N 264-пП раздел 3 Положения изложен в новой редакции
3. Организационная структура системы
государственного управления охраной труда в Пензенской области
Организационная структура системы государственного управления охраной труда в Пензенской области включает в себя четыре уровня (см. схему).
Первый уровень - областной. Осуществляет Правительство Пензенской области.
Губернатор Пензенской области.
Рабочий орган звена управления первого уровня - Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области.
Межведомственная комиссия по охране труда.
Второй уровень - отраслевой.
Управление охраной труда в отрасли или в определенной сфере деятельности осуществляют соответствующие министерства и ведомства области и подведомственные им организации.
Министерства и ведомства, не являющиеся юридическими лицами, осуществляют в сфере охраны труда координацию и методическую помощь.
Третий уровень.
Уровень органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области. Органы местного самоуправления муниципальных образований области осуществляют государственное управление охраной труда на соответствующей территории в пределах своих полномочий.
Четвертый уровень.
Уровень организации. Осуществляет работодатель во взаимодействии с профсоюзной организацией или иным уполномоченным работниками организации представительным органом.
Органы государственного управления охраной труда всех уровней и службы охраны труда организаций образуют систему государственного управления охраной труда в Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 25 мая 2004 г. N 264-пП раздел 4 Положения изложен в новой редакции
4. Функции органов системы
государственного управления охраной труда
Функциями органов системы государственного управления охраной труда в Пензенской области являются:
обеспечение прав и гарантий права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
обеспечение охраны труда на территории Пензенской области, координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта по улучшению условий и охраны труда;
государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда;
принятие и реализация нормативных правовых актов Пензенской области об охране труда;
планирование охраны труда и обеспечение взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов;
повышение ответственности за нарушение требований охраны труда.
4.1. Областной уровень
Губернатор Пензенской области:
обеспечивает на территории области условия для функционирования системы государственного управления охраной труда в области.
Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области:
осуществляет государственное управление охраной труда на территории Пензенской области, координирует работу органов исполнительной власти в этой области;
подготавливает предложения в проекты федеральных программ по улучшению условий и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
разрабатывает областные программы по улучшению условий и охраны труда и осуществляет контроль за их реализацией;
разрабатывает и осуществляет совместно с заинтересованными организациями меры по обеспечению экономической заинтересованности работодателей в обеспечении здоровых и безопасных условий труда;
подготавливает ежегодно информацию в Правительство области о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в Пензенской области на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, статистических данных о производственном травматизме и условиях труда;
формирует банки данных по различным направлениям охраны труда и информирует потребителей через электронные средства связи;
изучает и распространяет передовой опыт по охране труда, содействует проведению научно-практических конференций, семинаров, выставок по охране труда;
организует разработку, согласование и утверждение в установленном порядке нормативных правовых актов Пензенской области по охране труда;
принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве;
осуществляет контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
проводит оценку соответствия деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей безопасным условиям труда, правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также готовит предложения об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях;
участвует в подготовке в судебные органы материалов о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда;
осуществляет государственную экспертизу условий труда на рабочих местах при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов;
участвует в работе по подготовке трехстороннего соглашения между Правительством области, профсоюзными объединениями и работодателями (объединениями работодателей) области по вопросам условий и охраны труда, а также в контроле за реализацией мероприятий этого соглашения в области условий и охраны труда;
содействует обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
организует в установленном порядке обучение и проверку знаний работников, включая руководителя, в области условий и охраны труда;
подготавливает предложения по совершенствованию системы обучения, проверки знаний и повышения квалификации работников по охране труда;
обеспечивает взаимодействие всех структур, участвующих в улучшении условий и охраны труда, включая областные объединения профсоюзов и работодателей, органы государственного надзора и контроля по охране труда;
координирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по условиям и охране труда, совместно с отраслевыми и территориальными органами власти способствует внедрению на предприятиях области новых разработок, улучшающих условия и охрану труда;
вносит в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия на территории области нормативных и методических документов ведомственного характера, противоречащих законодательству об охране труда;
получает от органов исполнительной власти области, органов государственного надзора и контроля по охране труда, организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности информацию и материалы в пределах своей компетенции;
формирует временные и постоянно действующие творческие коллективы, экспертные и рабочие группы, привлекает для работы в них экспертов и консультантов из числа ученых, авторитетных работодателей, профсоюзных работников, представителей органов власти и других специалистов в области охраны труда;
реализует законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Пензенской области об охране труда.
Межведомственная комиссия по охране труда Пензенской области:
определяет основные направления проведения единой государственной политики в области охраны труда на территории области;
разрабатывает концепции областных целевых программ улучшения условий и охраны труда, их финансирования;
рассматривает на комиссии процессы обучения специалистов по охране труда;
координирует научно-исследовательскую работу и распространение передового и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
рассматривает вопросы, связанные с реализацией законов и иных актов, обеспечивающих безопасность труда;
координирует разработку областных и межотраслевых проектов по охране труда;
по вопросам, требующим решения Министерства труда Российской Федерации и Правительства области, вносит в установленном порядке соответствующие предложения.
4.2. Отраслевой уровень
Областные министерства и ведомства, являющиеся юридическими лицами:
реализуют в сфере своего ведения государственную политику в области охраны труда на территории области;
принимают участие в разработке и реализации областных программ улучшения условий и охраны труда;
принимают участие в подготовке предложений в проекты федеральных и областных программ улучшения условий и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
реализуют текущие решения по улучшению условий и охраны труда в организациях отрасли;
распространяют передовой опыт по охране труда, участвуют в организации и проведении научно-практических конференций, семинаров, выставок по охране труда;
осуществляют организационно-методическое руководство службами охраны труда на предприятиях;
организуют проведение аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;
принимают участие в расследовании групповых несчастных случаев с тяжелым исходом и несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших на предприятиях и в организациях отрасли;
организуют обучение и проверку знаний по охране труда работников подведомственных предприятий, включая руководителя;
принимают участие в подготовке предложений по совершенствованию системы обучения, проверки знаний и повышения квалификации работников по охране труда;
координируют и контролируют работу в отрасли за обеспеченностью средствами индивидуальной и коллективной защиты, работа без применения которых запрещена соответствующими нормативными правовыми актами, а также проводят консультирование по вопросам их приобретения;
доводят нормативные документы по охране труда до подведомственных организаций.
4.3. Уровень органов местного самоуправления
муниципальных образований Пензенской области
Органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области:
обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти Пензенской области в установленном порядке, и в этих целях создают подразделения по охране труда;
организуют разработку и реализацию муниципальных мероприятий по охране труда;
осуществляют координацию и методическое руководство работой служб охраны труда организаций, расположенных на территории муниципального образования;
принимают участие в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым исходом, несчастных случаев со смертельным исходом;
содействуют организации работ по проведению аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда в организациях;
содействуют обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
организуют обучение и проверку знаний по охране труда работников организаций муниципального образования, включая руководителя;
участвуют совместно с заинтересованными организациями в проведении семинаров и других мероприятий по пропаганде передового опыта по улучшению условий и охраны труда;
осуществляют уведомительную регистрацию коллективных договоров, представленных работодателями, в части охраны труда;
информируют общественность через средства массовой информации о состоянии условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории муниципального образования.
4.4. Уровень организации
Главной задачей организации (работодателя) является обеспечение условий труда, исключающих или сводящих к минимуму риск получения работниками травмы или профессионального заболевания.
Для реализации этой задачи в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и Законом Пензенской области "Об охране труда в Пензенской области" создается служба охраны труда в организации, на которую возлагаются:
контроль за соблюдением требований охраны труда;
совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и улучшению условий труда;
консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда;
обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировка на рабочих местах работников и проверка их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанное обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
осуществление контроля за соблюдением режима труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области;
обеспечение своевременного приобретения и выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты, мыла, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
осуществление выполнения предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
выработка мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций;
участие в расследовании, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
своевременное лечебно-профилактическое обследование работников в соответствии с требованиями охраны труда;
ознакомление работников с требованиями охраны труда;
соблюдение требований охраны труда работниками организаций;
внесение предложений по совершенствованию профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда.
Постановлением Правительства Пензенской области от 25 мая 2004 г. N 264-пП в раздел 5 Положения внесены изменения
5. Министерство здравоохранения
и социального развития области взаимодействует с:
Министерствами и ведомствами Пензенской области: строительства, строительных материалов и архитектуры; сельского хозяйства и продовольствия; жилищно-коммунального хозяйства, образования; информации и культуры; Управлением финансов Пензенской области по вопросам разработки и реализации программ улучшения условий и охраны труда, финансовой и налоговой политики, поддержки промышленных предприятий, производящих средства коллективной и индивидуальной защиты, средства контроля вредных производственных факторов, формирования для них областного заказа; формирования областного заказа на статистические материалы в области охраны труда; совместно с отраслевыми ведомствами по вопросам выделения бюджетных и иных средств на финансирование научно-технических программ, направленных на повышение технико-технологического уровня отраслей области, связанных с улучшением условий и охраны труда;
Органами местного самоуправления муниципальных образований, в части предложений по совершенствованию модели управления охраной труда с учетом территориального аспекта и соответствующих предложений в проекты областных законов и иных нормативных правовых актов;
Министерством здравоохранения. Государственным учреждением медико-социальной экспертизы по вопросам охраны здоровья, социальной защиты работников; медико-социальной экспертизы лиц, пострадавших в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания; организации медико-профилактической деятельности на предприятиях области; разработки и реализации программ реабилитации инвалидов труда;
Министерством образования и науки Пензенской области, в части разработки вопросов охраны труда для включения в областную программу системы многоуровневого непрерывного образования; отработки новых перспективных подходов к организации образовательного процесса в области охраны труда; лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений на право подготовки специалистов по охране труда;
Профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, в части общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
Государственной инспекцией труда по Пензенской области и другими органами надзора и контроля, в части соблюдения на предприятиях области законодательства об охране труда, за выполнением мероприятий по охране труда в коллективных договорах и соглашениях;
Инспекцией горного и промышленного надзора России по Пензенской области, другими органами надзора и контроля, в части организации и осуществления контроля за состоянием потенциально опасных производств, объектов и работ на территории Пензенской области;
Государственной противопожарной службой в части контроля за выполнением противопожарных мероприятий на объектах народного хозяйства (независимо от форм собственности);
Государственной инспекцией безопасности дорожного движения в части организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, связанного с производством в части предоставления в комиссию по расследованию несчастных случаев на производстве материалов расследования дорожно-транспортных нарушений;
Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в части контроля за соблюдением действующих санитарных правил, норм, гигиенических нормативов на предприятиях и в организациях области;
Областным Комитетом Государственной статистики по вопросам получения статистических данных о состоянии условий и охраны труда в Пензенской области, а также иной информации;
Отраслевыми органами исполнительной власти по вопросам управления охраной труда в подведомственных организациях.
Постановлением Правительства Пензенской области от 25 мая 2004 г. N 264-пП в раздел 6 Положения внесены изменения
6. Министерство здравоохранения и социального развития
Пензенской области координирует деятельность:
областной Межведомственной комиссии по охране труда;
Государственного межотраслевого центра охраны труда Пензенской области, как организации, возглавляющей учебно-методические центры, участвующие в процессе обучения по охране труда;
главных (ведущих) специалистов городских (районных) администраций по вопросам охраны труда.
7. Служба охраны труда в организации
Численность служб охраны труда в организации устанавливается в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", законом Пензенской области "Об охране труда в Пензенской области". В каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью работников более 100 человек создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой отрасли.
См. Постановление Правительства Пензенской области от 21 апреля 2000 г. N 212-пП "Об утверждении Типового положения по организации работы службы охраны труда в организациях Пензенской области"
В соответствии с федеральным законом в организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.