Постановление Главы Администрации Пензенской области
от 10 февраля 1992 г. N 54
"О департаменте культуре"
27 апреля 1998 г.
Постановлением Губернатора Пензенской области от 19 апреля 1999 г. N 24 "О реформировании органов государственной исполнительной власти Пензенской области" Департамент культуры реорганизован путем преобразования в Министерство культуры
В соответствии со структурой исполнительно-распорядительных органов Пензенской области, согласованием Министерства культуры Российской Федерации и в целях реализации новой государственной политики в сфере культуры, - постановляю:
1. Преобразовать областное Управление культуры в Департамент культуры Пензенской областной Администрации.
2. Утвердить Положение о Департаменте культуры, согласно приложению.
Привести структуру и штаты Департамента культуры в соответствии с его функциями, определенными этим Положением.
3. Главной задачей Департамента культуры, администраций городов и районов области считать проведение эффективной государственной политики в сфере культуры, обеспечение благоприятных условий для ее развития на основе всех форм собственности.
Концепцию новой государственной политики в сфере культуры на территории Пензенской области утвердить (прилагается).
Первый заместитель
Главы Администрации |
А.И. Кислов |
Приложение
Главы Администрации
Пензенской областной
от 10 февраля 1992 г. N 54
Положение о Департаменте культуры
Пензенской областной Администрации
27 апреля 1998 г.
Постановлением Губернатора Пензенской области от 19 апреля 1999 г. N 24 "О реформировании органов государственной исполнительной власти Пензенской области" Департамент культуры реорганизован путем преобразования в Министерство культуры
1. Департамент культуры областной Администрации (именуемый далее "Департамент") является органом государственного управления в сфере культуры на территории Пензенской области.
2. Департамент действует на основе законодательства Российской Федерации, указов, постановлений и распоряжений федеральных органов государственной власти и областной Администрации.
3. В ведении Департамента состоят находящиеся на территории области государственные и муниципальные учреждения и учебные заведения культуры и искусств, памятники истории и культуры.
4. Главными задачами Департамента являются:
- проведение на территории области эффективной государственной политики в сфере культуры;
- создание благоприятных организационно-экономических условий для приумножения потенциала культуры, возрождения и развития ее в городе и на селе;
- обеспечение государственной поддержки приоритетных направлений культуры, искусств в целях все более полного удовлетворения и формирования нравственно-эстетических и интеллектуальных потребностей людей, развития их творческих способностей.
5. Для выполнения этих задач департамент:
- осуществляет разработку и реализацию целевых комплексных программ развития основных видов культуры и искусств;
- стимулирует и поддерживает театральное, музыкальное, изобразительное искусство, библиотечное и музейное дело, литературное творчество, организацию содержательного досуга населения;
- содействует возрождению и развитию национальных культур, народного искусства, обычаев и традиций, самодеятельного художественного творчества;
- организует изучение, государственный учет, сохранение и рациональное использование историко-культурного наследия, памятников истории, культуры, архитектуры;
- обеспечивает проведение благоприятной для развития культуры инвестиционной и градостроительной политики, направленной на формирование полноценной среды генерирования культуры;
- осуществляет, в том числе через сеть государственных детских школ искусств, нравственно-эстетическое образование и воспитание подрастающих поколений;
- проводит кадровую политику в сфере культуры, обеспечивает приоритет талантов, организует деятельность учебных заведений культуры и искусств, подготовку, повышение квалификации и социально-экономическую поддержку работников подведомственных учреждений;
- осуществляет экономическую политику в сфере культуры, обеспечивающую ее органичное развитие на основе всех форм собственности, стимулирования творческой деятельности по созданию и сохранению культурных ценностей высокого класса;
- обеспечивает в целях развития культуры консолидацию и взаимодействие творцов и организаторов культуры, учреждений культуры и искусств, творческих союзов и обществ, научных и учебных центров, художественной, научной и педагогической интеллигенции;
- организует в сфере культуры научные исследования, широкое гуманитарное просветительство, популяризацию художественной культуры, подготовку и издание краеведческих сборников, альманахов, других материалов по культуре и искусству;
- осуществляет межрегиональные и международные культурные связи.
6. В целях реализации изложенных выше функций Департамент:
- осуществляет меры по развитию сети государственных, а совместно с администрациями городов, районов также и муниципальных учреждений и учебных заведений культуры и искусств - театров, филармоний, картинных галерей, музеев, библиотек, Дворцов, Домов, центров, училищ, школ культуры, искусств, парков культуры и отдыха, других культурно-просветительных учреждений и творческих коллективов;
- учреждает новые и реорганизует действующие областные учреждения культуры и искусств;
- образует за счет бюджетных ассигнований и внебюджетных средств централизованный фонд развития культуры и искусства с аккумуляцией средств этого фонда на специальном банковском счете департамента и расходованием их на финансирование программ развития культуры, целевых творческих заказов и другие цели, предусмотренные настоящим Положением, а также Положением о фонде развития культуры и искусства;
- заключает договоры, во взаимодействии с творческими союзами, другими организациями, предприятиями создает в сфере культуры совместные учреждения, ассоциации, акционерные общества, иные предприятия и объединения, способствующие развитию культуры, искусства, упрочению их социально-экономического положения и материально-технической базы;
- распоряжается расположенными на территории области состоящими в государственной собственности объектами историко-культурного наследия, передает эти объекты в пользование на договорной основе с обязательными условиями их сохранения и реставрации и направлением арендной платы (налога за пользование памятниками культуры) в фонд развития культуры и искусства;
- лицензирует в установленном порядке на территории области театрально-концертную, реставрационную, художественно-выставочную и иную деятельность, связанную с использованием культурных ценностей;
- совместно с творческими союзами, общественностью препятствует производству, тиражированию и распространению субъектами культурной деятельности всех форм собственности продукции, оказывающей деструктивное, разлагающее влияние на нравственно-эстетическое сознание людей.
7. В осуществлении своей деятельности, реализации социально-культурной политики Департамент тесно взаимодействует с Министерством культуры, областными органами государственного управления, городскими и районными администрациями.
8. В целях развития государственно-общественных начал организации деятельности сферы культуры при Департаменте и органах культуры на местах создаются и действуют советы по культуре и искусству, другие общественные формирования.
9. Департамент культуры возглавляет глава Департамента, назначаемый Главой областной Администрации.
Остальные работники Департамента назначаются на должность главой Департамента на контрактной основе.
Глава Департамента:
- руководит работой Департамента, обладает всей полнотой прав, обязанностей и ответственности за выполнение Департаментом задач, определенных настоящим Положением;
- определяет структуру и штатное расписание аппарата Департамента исходя из его функций и установленного фонда заработной платы;
- является главным распорядителем кредитов, выделяемых на финансирование культуры, средств фонда развития культуры и искусства;
- утверждает, назначает и освобождает от должности руководителей областных учреждений и учебных заведений культуры и искусств;
- издает по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, приказы и указания, обязательные к исполнению всеми государственными учреждениями культуры, искусств, органами культуры городов и районов области.
10. Для обсуждения и решения основных вопросов деятельности Департамента образуется коллегия в составе главы Департамента (председатель коллегии), его заместителей, руководителей ведущих областных учреждений культуры, искусств, местных органов культуры, творческих союзов.
11. В составе органов управления администраций городов и районов области образуются городские и районные департаменты культуры, осуществляющие на территории города, района функции, аналогичные установленным настоящим Положением.
Руководители этих департаментов назначаются и освобождаются от должности главами городских и районных администраций по согласованию с областным Департаментом культуры.
12. При Департаменте создаются и действуют научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры, областные методические центры по основным направлениям культуры и искусств.
13. Департамент является юридическим лицом, имеет счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименование.
Адрес Департамента: 440026, г. Пенза, ул. Красная, 71.
Постановлением Главы Администрации Пензенской области от 27 апреля 1998 г. N 465 настоящее Положение дополнено новым пунктом 14
14. Все имущество департамента и находящихся в его ведении областных учреждений и учебных заведений культуры и искусства находится в государственной собственности Пензенской области. Имущество закреплено за департаментом на праве оперативного управления.
Управляющий делами
областной Администрации Г.И. Платонов
Утверждено
Главы Администрации
Пензенской области
от 10 февраля 1992 г. N 54
Концепция новой государственной политики
в сфере культуры на территории Пензенской области
I. Цели государственной политики в сфере культуры
Основными целями государственной политики в сфере культуры на территории области являются:
- приумножение потенциала культуры, превращение ее в основополагающий фактор образа жизни, формирования и возвышения нравственно-эстетических и интеллектуальных потребностей людей, развития их творческих способностей;
- обеспечение благоприятных социально-экономических условий для развития культуры, искусства, профессиональной творческой деятельности, создания и воссоздания среды генерирования культуры;
- содействие сохранению, возрождению и освоению историко-культурного наследия, национальных культур, народного искусства.
II. Основные приоритеты государственной поддержки
в сфере культуры
Основными приоритетами государственной поддержки в сфере культуры признаются:
- творцы и хранители культурных ценностей;
- театральное, музыкальное, изобразительное искусство;
- библиотеки, музеи;
- материальные и духовные ценности, составляющие культурное наследие, наиболее ценные проявления национальных культур, народного искусства;
- нравственно-эстетическое образование и воспитание подрастающих поколений.
III. Основные принципы экономической политики в сфере культуры
Экономическая политика в сфере культуры базируется на следующих принципах:
- преодоление государственного монополизма, обеспечение расширенного воспроизводства культурных ценностей на основе всех форм собственности;
- преодоление экономического иждивенчества учреждений культуры, внедрение в их деятельность предприимчивости, других элементов рыночных отношений при одновременном обеспечении доступности учреждений и благ культуры для всех слоев населения;
- переход к финансированию не существования, а творческой деятельности учреждений культуры (спектаклей, концертных программ, выставок, вечеров искусств, фестивалей, праздников) при обеспечении гарантированного минимума ассигнований на содержание учреждений культуры, согласно нормативам;
- разграничение учреждений культуры по уровням собственности путем отнесения их к государственной (федеральной и областной) и муниципальной собственности;
- первоочередное бюджетное финансирование приоритетов государственной поддержки в сфере культуры, учебных заведений культуры и искусств, целевых программ развития культуры; аккумуляция в этих целях бюджетных средств в составе фонда развития культуры и искусства областного Департамента культуры;
- извлечение доходов от эксплуатации культурных ценности путем целевого налогового обложения в пользу культуры системы организованного туризма и пользователей памятников истории и культуры;
- активное привлечение в культуру средств меценатов, в том числе за счет установления для них налоговых льгот;
- реализация в сфере культуры права частной собственности, проведение приватизации объектов культурно-досугового назначения (Домов культуры, клубов) при обязательном сохранении собственниками и их правопреемниками основного предназначения приватизируемых объектов, т.е. обеспечении использования в целях развития культуры, полезного досуга людей, гуманитарного просветительства;
- обеспечение государственной поддержки объектов культуры, не подлежащих приватизации согласно закону (библиотеки, музеи, памятники истории и культуры);
- развитие органами и учреждениями культуры взаимовыгодных межрегиональных и международных культурных связей.
IV. Принципы деятельности субъектов культуры
Основными принципами деятельности субъектов культуры являются:
- организационная, творческая и хозяйственная самостоятельность субъектов культуры (учреждений, творческих коллективов и отдельных творцов культуры, их объединений);
- неотъемлемое право собственности субъектов культуры на создаваемые ими культурные ценности, включая право извлечения доходов от эксплуатации и потребления этих ценностей;
- недопустимость производства, тиражирования и распространения субъектами культуры продукции, оказывающей разлагающее влияние на нравственно-эстетическое сознание людей.
V. Государственное управление в сфере культуры
Органом государственного управления в сфере культуры на территории области является Департамент культуры областной Администрации, действующий в соответствии с Положением о нем.
В непосредственном ведении Департамента состоят:
- областные учреждения культуры и искусств (государственные театры, филармонии, библиотеки, музеи, учебные заведения), творческие коллективы;
- памятники истории и культуры, состоящие на государственном учете, иные объекты и культурные ценности, входящие в состав культурного наследия и являющиеся государственной собственностью.
В совместном ведении областного Департамента культуры и администраций городов и районов области состоят муниципальные учреждения культуры.
Для организации деятельности этих учреждений, реализации государственной политики в сфере культуры на территории города, района в составе органов управления соответствующих администраций образуются городские, районные департаменты культуры.
Концепция одобрена областным советом
по культуре и искусству
10.12.91 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Пензенской области от 10 февраля 1992 г. N 54 "О департаменте культуры"
Текст Постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Пензенской области от 7 апреля 2006 г. N 179-пП настоящее Постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Пензенской области от 17 декабря 1999 г. N 288
Постановление Главы Администрации Пензенской области от 27 апреля 1998 г. N 465