30 мая 2003 г.
Докладчик: Е.А. Рыжов, заместитель главы администрации города.
В соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, предусматривающим участие граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности, с целью соблюдения прав граждан на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды жизнедеятельности и ее предполагаемых изменений, на основании Устава города Пензы и решения Пензенской городской Думы от 25.06.99 г. N 375/32 "О порядке участия граждан, их объединений и юридических лиц в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности г. Пензы через их полномочных представителей - депутатов городской Думы в органах местного самоуправления города" Пензенская городская Дума решила:
См. также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
1. Утвердить Временное положение о порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности (прилагается).
Решением Пензенской городской Думы от 30 мая 2003 г. N 473/35 в пункт 2 внесены изменения
2. Главе администрации города привести свои нормативные правовые акты в области градостроительной деятельности в соответствие с настоящим решением.
3. Настоящее решение опубликовать в средствах массовой информации.
4. Контроль за выполнением решения возложить на заместителя главы администрации города Рыжова Е.А., начальника ГлавУГА Тарханова В.А., постоянную комиссию городской Думы по градорегулированию, землепользованию, собственности и жилищно-коммунальному хозяйству (Трыханов А.Е.).
5. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации города |
А.С. Калашников |
Утверждено
городской Думы
от 26 мая 2000 г. N 541/42
Временное положение
о порядке участия граждан и их объединений в обсуждении
и принятии решений в области градостроительной деятельности
30 мая 2003 г.
1. Основные понятия
Основные понятия, используемые в настоящем Временном положении:
градостроительная деятельность (далее также - градостроительство) - деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений;
градостроительная документация - документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке;
проектная документация - графические и текстовые материалы, определяющие объемно-планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов, а также благоустройства их земельных участков;
правила застройки - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие использование и изменения объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов;
ТОС - территориальное общественное самоуправление, создаваемое гражданами на определенных городских территориях для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения в пределах делегированных им полномочий;
Градостроительный совет - созданный администрацией города Пензы совещательный орган для рассмотрения и подготовки предложений и рекомендаций органам городского самоуправления при принятии решений в области градостроительства, а также рассмотрения споров между субъектами градостроительной деятельности с участием представителей граждан и их объединений.
2. Введение
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, предусматривающим участие граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности с целью соблюдения прав граждан на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительстве, реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройства территорий, прокладке инженерных и транспортных коммуникаций) и иную информацию о градостроительной деятельности, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.
См. также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
Обсуждение градостроительной или проектной документации начинается на стадии эскизных предложений или эскизного проекта до предоставления земельного участка и оформления разрешения на строительство объекта.
Настоящее Временное положение о порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности обязательно для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими градостроительную деятельность на территории г. Пензы, до момента принятия Федерального Закона.
Настоящий Порядок создает нормативную правовую базу реализации законодательного права граждан и их объединений на участие в обсуждении и принятии решений по вопросам застройки и использования территорий в городе, вводит в практику градостроительной деятельности (на всех этапах ее осуществления) тесное взаимодействие властей, специалистов-градостроителей и населения, учитывающее их взаимные интересы и исключающее возникновение социальных конфликтов.
Настоящий Порядок выявляет принципиальные установки жителей на проблемы и приоритеты градостроительного развития территорий, выраженные в конкретных конструктивных предложениях, которые должны учитываться в разрабатываемой градостроительной документации, решениях при условии, если эти установки и предложения соответствуют принятым нормативно-техническим документам, профессиональным требованиям и не противоречат законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Пензенской области, нормативным правовым актам органов местного самоуправления г. Пензы.
Порядок определяет участников, состав и регламентацию действий, гарантирующих привлечение граждан и их объединений к участию в обсуждении и принятии решений в области градостроительного развития и использования территорий в городах и иных поселениях.
3. Состав субъектов градостроительной деятельности,
отношения которых регулирует порядок
Порядок регламентирует отношения частных лиц, организаций и органов местного самоуправления г. Пензы по согласованию их интересов при планировании использования земель, застройке, проведении градостроительной политики и конкретных действий по развитию территории города Пензы.
Сторонами, подпадающими под регулирующее действие Порядка, являются: граждане, достигшие 18-летнего возраста и постоянно проживающие в городе Пензе, а также их инициативные группы и объединения, зарегистрированные в установленном порядке;
организации, финансирующие градостроительные проекты;
организации, разрабатывающие градостроительные проекты;
организации, обеспечивающие реализацию градостроительных проектов в строительстве;
органы местного самоуправления г. Пензы и органы архитектуры и градостроительства.
4. Деятельность органов местного самоуправления
по обеспечению участия граждан в обсуждении и принятии решений
4.1. Органы местного самоуправления информируют граждан, их объединения и юридические лица на подведомственной территории о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительстве, реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройстве территорий, прокладке инженерных и транспортных коммуникаций), о принимаемых и принятых решениях в области градостроительной деятельности и иную градостроительную информацию, за исключением информации, содержащей государственную тайну в соответствии с федеральным законом.
4.2. При предоставлении интересующей население и организации информации органы местного самоуправления руководствуются Порядком информирования граждан, их объединений и юридических лиц Российской Федерации о градостроительной деятельности, устанавливаемым нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Пензенской области.
4.3. Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливается порядок участия граждан Российской Федерации и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами Пензенской области.
4.4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции рассматривают заявления граждан и их объединений, касающиеся вопросов градостроительной деятельности, затрагивающей их интересы, и в установленные сроки представляют им обоснованные ответы.
4.5. Органы местного самоуправления, в случае необходимости, проводят общие собрания (сход), конференции граждан, референдумы по вопросам, относящимся к области градостроительства.
5. Деятельность местных органов архитектуры и градостроительства
по обеспечению участия граждан в обсуждении и принятии решений
5.1. Главное управление градостроительства и архитектуры г. Пензы обязано принимать необходимые организационные меры для создания условий по участию граждан, их объединений, представителей заинтересованных организаций в обсуждении и принятии решений по застройке и использованию территорий при рассмотрении следующей градостроительной документации:
Генеральные планы города;
проекты черты города;
схемы зонирования территорий города для осуществления градостроительной деятельности;
проекты отдельных частей территорий города;
проекты межевания отдельных частей города, микрорайонов, кварталов;
проекты застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры города;
проекты реконструкции отдельных объектов, благоустройства и озеленения территории;
проектная документация на строительство отдельных объектов, благоустройство и озеленение территории.
5.2. Главное управление градостроительства и архитектуры г. Пензы должно доводить до сведения организаций-заказчиков и организаций-разработчиков градостроительных проектов требования о необходимости привлечения граждан и представителей заинтересованных организаций к участию в обсуждении разработанной градостроительной документации на промежуточных и завершающем этапах и принимаемых по ней решений.
5.3. При выдаче или согласовании в установленном порядке градостроительных заданий на разработку документации о градостроительном планировании развития территорий города Главное управление градостроительства и архитектуры делает в задании запись о необходимости привлечения граждан, их объединений и других заинтересованных лиц к обсуждению и принятию решений по вопросам застройки и использованию территорий города и иных поселений.
5.4. Главное управление градостроительства и архитектуры г. Пензы в рамках контроля за соблюдением Порядка осуществляет проверку деятельности организаций-заказчиков и организаций-разработчиков градостроительных проектов в части обеспечения участия граждан в обсуждении разработанной градостроительной документации и принимаемых по ней решений.
5.5. Главное управление градостроительства и архитектуры г. Пензы, как генеральный заказчик, совместно с организациями-разработчиками проектов в целях организационной подготовки участия граждан в обсуждении и принятии градостроительных решений по вопросам застройки и использования территорий г. Пензы: своевременно информирует население о состоянии среды жизнедеятельности и намерении о ее изменении, о предполагаемом использовании земель, конкретных проектах строительства и реконструкции объектов, комплексного благоустройства территории города Пензы; своевременно информирует население о месте, сроках и порядке предварительного ознакомления с материалами и обсуждения градостроительных проектов; заблаговременно доводит до сведения населения основные положения разработанных в градостроительных проектах предложений; подготавливает демонстрационные материалы по проекту.
5.6. Главное управление градостроительства и архитектуры г. Пензы требует от организаций-заказчиков и организаций-разработчиков градостроительных проектов проведения информационной подготовки предстоящих обсуждений с участием граждан. При необходимости оказывает в этом организациям-заказчикам и организациям-разработчикам организационное содействие. Затраты на проведение данных работ компенсируются органу архитектуры и градостроительства:
для организаций-заказчиков, финансируемых из бюджетов всех уровней, - из соответствующего бюджета; для прочих заказчиков - за счет средств соответствующей заинтересованной стороны.
Независимо от результатов предстоящих обсуждений с участием граждан, суммы, компенсируемые органу архитектуры и градостроительства за проведение работ по подготовке обсуждений, возврату не подлежат.
5.7. В качестве видов информационной поддержки участия граждан в обсуждении и принятии решений по рассматриваемому градостроительному проекту используются:
уведомление широких кругов жителей о намерениях планирования конкретных городских территорий и объектов, о начале архитектурно-планировочных работ и об их заведении;
оповещение граждан о результатах решения важных для города (микрорайона, квартала, объекта, функциональной зоны) вопросов; публикаций основных положений градостроительных проектов; устройство экспозиции наглядных материалов о градостроительных проектах;
уведомление населения о месте, сроках и порядке обсуждения градостроительных проектов и решений.
5.8. Основные положения Генерального плана, проекта актуализации Генерального плана города подлежат опубликованию в средствах массовой информации.
5.9. Основные положения проектов градостроительного планирования развития районов города Пензы, а в последующем утвержденные проекты, необходимо публиковать в средствах массовой информации, распространяемых на территории административных образований.
5.10. Информацию о разработке и предстоящем обсуждении градостроительного проекта, месте, сроках и порядке обсуждения и участия граждан можно довести до сведения населения по месту жительства посредством информационных листков, плакатов, бюллетеней, буклетов, а также по радио и телевидению.
5.11. Экспозицию наглядных материалов в виде красочных стендов необходимо размещать в наиболее массово посещаемых местах, для предварительного ознакомления с градостроительными проектами в витринах популярных магазинов, торговых центров, на узловых остановках (пересечениях) маршрутов общественного городского транспорта, на площадях и в других подходящих для этого местах.
6. Деятельность депутатов городской Думы в органах местного
самоуправления города по обеспечению участия граждан в обсуждении
и принятии решений в области градостроительной деятельности г. Пензы
6.1. В целях наиболее полного знакомства с намечаемым объектом строительства и мнением специалистов, депутаты городской Думы участвуют в обсуждении вариантов размещения на градостроительном совете или секретариате градостроительного совета.
6.2. В течение 2-х недель после обсуждения объекта на территории соответствующего округа, при необходимости, депутат городской Думы информирует граждан, их объединения и юридические лица на подведомственной территории о принимаемых решениях в области градостроительной деятельности и иную градостроительную информацию, за исключением информации, содержащей государственную тайну.
Решением Пензенской городской Думы от 30 мая 2003 г. N 473/35 в пункт 6.3 Положения внесены изменения
6.3. Депутат городской Думы письменно уведомляет Главу администрации города о требованиях и пожеланиях жителей избирательного округа и, если эти претензии обоснованы, согласно ст. 18 Градостроительного кодекса, оформление дальнейших исходно-разрешительных документов приостанавливается и документация передается на рассмотрение Главе администрации города с заключением органов госнадзора по профилю полученных претензий.
См. также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
6.4. Городская Дума в пределах своей компетенции рассматривает заявления граждан и их объединений, касающиеся вопросов градостроительной деятельности, затрагивающей их интересы, и в установленные сроки представляет им ответы.
6.5. Осуществление контроля депутатами производится в соответствии с решением Пензенской городской Думы от 05.06.99 г. N 375/32 "О порядке участия граждан, их объединений и юридических лиц в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности г. Пензы через их полномочных представителей - депутатов городской Думы в органах местного самоуправления города" путем визирования Акта выбора площадки.
6.6. Оповещение депутатов соответствующих округов о проведении градостроительного Совета или секретариата градостроительного Совета возлагается на Главное управление градостроительства и архитектуры г. Пензы.
7. Функции граждан в обсуждении и принятии решений
7.1. Администрация города Пензы и Главное управление градостроительства и архитектуры г. Пензы содействуют осуществлению следующих функций граждан и их объединений в области регулирования землепользования и застройки города:
внесение предложений в органы местного самоуправления по вопросам использования земельных участков под строительство, детские и оздоровительные площадки, гаражи и стоянки автомобилей, площадки для выгула собак, других общественных нужд, представляющих интересы граждан по месту жительства;
обсуждение градостроительных проектов, определяющих предстоящие изменения в использовании земель, организации и развитии селитебных территорий, сферы социально-культурного обслуживания, зон отдыха и других частей поселения;
общественный контроль за соблюдением установленных условий пользования земельными участками физическими и юридическими лицами в соответствии с их назначением, определенными Правилами землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений;
обращение в органы исполнительной власти местного самоуправления по вопросам допускаемых нарушений в застройке и использовании территорий, ухудшающих условия проживания, социально-культурное и бытовое обслуживание, благоустройство и инженерное оборудование, экологическую обстановку;
требование предоставления достоверной, полной и своевременной информации о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительстве, реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройстве территорий, прокладке инженерных и транспортных коммуникаций) и иной информации о градостроительной деятельности, за исключением информации, содержащей государственную тайну, в соответствии с федеральным законом.
7.2. Право на обсуждение, внесение предложений и участие в подготовке решений в области градостроительной деятельности предоставляется гражданам и их объединениям в период до утверждения градостроительной документации исполнительными органами местного самоуправления, а после их утверждения - право на обжалование принятых решений.
7.3. Реализация гражданами права на участие в обсуждении и принятии решений по вопросам застройки и использовании территории города осуществляется на основе обеспечения их беспрепятственного доступа к документации по градостроительному планированию развития городских территорий и об их застройке, а также к другим градостроительным документам и решениям, определяющим изменения градостроительной среды в порядке, определенном законодательством, без осуществления дополнительных затрат носителями информации.
8. Участие граждан в обсуждении и принятии решений
8.1. Участие граждан, представителей групп и объединений граждан по месту жительства в обсуждении и принятии решений по вопросам застройки и использования территорий города, а также его отдельных частей, предусматривается в следующих формах:
проведение социологических опросов;
информирование депутатов;
письменное обращение граждан в органы местного самоуправления, оформленное в установленном порядке;
обсуждение в средствах массовой информации
сходы (собрания), конференции;
градостроительный референдум;
общественный контроль, включая независимую экспертизу.
8.2. Социологические опросы граждан проводятся для выявления общественного мнения по затрагивающим их интересы вопросам перспективного и текущего градостроительного развития в целях корректировки соответствующих управленческих действий и градостроительных решений.
Осуществляются два вида социологического опроса жителей: выборочные нерепрезентативные (пилотные замеры, зондажи); представительные опросы.
Выборочный нерепрезентативный опрос с ограниченным числом опрашиваемых без их предварительного отбора применяется при выявлении мнения жителей об актуальных градостроительных проблемах планируемой территории, ее использования и застройки, требующих неотложного решения (проблемные опросы), и при выяснении представления жителей о приоритетных направлениях и задачах развития территории их проживания, о конкретных предложениях по размещению объектов и использованию земель (консультативные опросы), (приложения А, Б).
Представительный опрос предполагает охват не менее 50% жителей микрорайона (территории, места компактного проживания) и направлен на установление отношения населения к предлагаемым альтернативным вариантам градостроительных решений развития застройки и использования территории (приложение В).
8.3. Письменное обращение граждан и их объединений в администрацию г. Пензы или Главное управление градостроительства и архитектуры г. Пензы в связи с объявленной разработкой градостроительного проекта, его завершением или по поводу возникших проблем и нарушений в застройке и использовании территорий производится в установленном для таких случаев порядке поступления и приема писем от населения.
Письменное обращение граждан необходимо рассматривать как один из источников информации (обратной связи) о фактах неблагополучия в градостроительной практике и предложениях с мест о наиболее эффективных, с точки зрения населения, направлениях развития, которые требуют тщательного анализа и принятия органами местного самоуправления, заказчиками и разработчиками градостроительных проектов решений в соответствии с их полномочиями и задачами.
8.4. Обсуждения в средствах массовой информации проводятся на страницах общедоступной периодической печати, на радио и телевидении. Такая форма участия населения в градостроительном процессе наилучшим образом подходит для обсуждения концептуальных положений разрабатываемого проекта, планируемого размещения территорий и объектов социального назначения, других строительных и градостроительных изменений. Участие граждан в обсуждениях используется ими для широкого ознакомления управленцев и профессионалов в сфере градостроительства с их требованиями, установками и представлениями о путях и способах решения острых социальных и других проблем на территории проживания граждан.
8.5. Общее собрание (сход), конференция граждан г. Пензы проводятся по вопросам планирования градостроительного развития, конкретного строительства и благоустройства места его проживания, представляющим общий интерес в целях взаимного согласования позиций органов местного самоуправления и населения в соответствии с законодательством.
В общих собраниях (сходах) граждан по просьбе инициаторов собрания (схода) обязательно принимают участие представители органов архитектуры и градостроительства, других органов управления (при необходимости, по вопросу районного значения районные, по вопросам городским - городские), заказчиков, специалистов-градостроителей.
Конференция сопровождается экспозицией выставки градостроительных проектов, планов, панорам, фрагментов планировки, макетов массивов застройки и отдельных зданий, схем и других наглядных материалов, а также распространением буклетов, проспектов и специальной литературы. К выставке целесообразно приурочить блицопросы участников конференции (приложение Д).
8.6. Компетенция общего собрания (схода), конференции граждан по вопросам градостроительной деятельности. В компетенции общего собрания (схода), конференции граждан могут находиться:
1. Обсуждение проектов законов, нормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления в области градостроительства, затрагивающих интересы г. Пензы, жителей соответствующих его территорий.
2. Рассмотрение вопросов в области градостроительства, таких как: освоение новых территорий массовой застройки; формирование общегородского (общерайонного) центра; создание современных культурно-развлекательных, торговых, спортивных и деловых центров; формирование крупных рекреационных зон, пешеходных зон; реконструкция и реставрация зоны исторической застройки;
развитие или вынос значимых предприятий градообразующей зонирование территорий;
принципы городского землепользования и др.
3. Обсуждение поведения граждан, допускающих нарушения федеральных законов и законов Пензенской области, актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, решений общих собраний (сходов), конференций граждан, а также общественного порядка в области градостроительства.
4. Решение других вопросов в области градостроительства, затрагивающих интересы населения г. Пензы, соответствующих его территорий.
8.7. Градостроительный референдум проводится в особых случаях, связанных с планированием возможных кардинальных градостроительных изменений и принятием решений, затрагивающих коренные насущные и долговременные интересы жизнедеятельности населения г. Пензы и проводится в соответствии с действующим законодательством.
Предметом градостроительного референдума являются отдельные нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам градостроительного развития, размещения жилой застройки и иных объектов строительства, влияющих на сложившиеся условия использования территорий и экологии, другие изменения.
8.8. Общественному контролю со стороны граждан в лице депутатов городской Думы могут подвергаться: соблюдение должностными лицами органов местного самоуправления установленного порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации; правил предоставления земельных участков; установленного градостроительной документацией и градостроительными регламентами правового режима использования территориальных зон; разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости; порядок выполнения инженерных изысканий; сооружения транспортных и инженерных инфраструктур.
Одной из форм общественного контроля является проводимая по требованию граждан, их инициативных групп и объединений за счет их собственных средств, независимая экспертиза градостроительной документации о планировании развития территорий городских и сельских поселений и об их застройке, принятых органами местного самоуправления и их должностными лицами решений о градостроительном развитии и использовании территорий. Заключение независимой экспертизы является одним из оснований для обращения граждан в судебные инстанции.
9. Организация и осуществление участия граждан
в обсуждении и принятии решений
Решением Пензенской городской Думы от 30 мая 2003 г. N 473/35 в пункт 9.1 Положения внесены изменения
9.1. Проведение социологических опросов, инициаторами (заказчиками) проведения социологических опросов в целях выявления мнения жителей об актуальных градостроительных проблемах, приоритетных направлениях и задачах развития, размещения объектов и использования земель на территории их проживания являются органы местного самоуправления. Главное управление градостроительства и архитектуры г. Пензы, зарегистрированные в установленном порядке группы и объединения граждан, общественные организации, специализированные организации по изучению общественного мнения населения (при наличии соответствующей лицензии) и др.
Инициатор (заказчик, исполнитель опроса) обращается с заявкой в администрацию г.Пензы за разрешением на его проведение. В заявке указываются: основание для проведения, место и назначение социологического опроса, заказчик, численный состав опрашиваемых жителей (количество анкет), сроки проведения опроса, какими силами он будет проводиться, источники финансирования работ (приложение Г).
Администрация г. Пензы по согласованию с Главным управлением градостроительства и архитектуры г. Пензы в срок не более 15 календарных дней с даты подачи заявки обязано разрешить или в письменной форме мотивированно отказать в выдаче разрешения на проведение социологического опроса. Причинами отказа могут быть:
режимный статус территории проведения спроса;
отсутствие или неправильное оформление документов о регистрации и лицензировании;
неактуальность опроса для целей градостроительного развития.
Отказ в выдаче разрешения на проведение социологического опроса может быть обжалован в администрации г. Пензы. Разрешение на проведение социологического опроса жителей оформляется постановлением Главы администрации города Пензы.
Результаты опроса жителей в виде отчета передаются заказчику и органу архитектуры градостроительства для использования при градостроительном планировании развития и застройке обследованной территории и при подготовке соответствующих решений.
Граждане и их объединения вправе в письменной или устной форме обратиться в Главное управление градостроительства и архитектуры г. Пензы за разъяснением о том, как учтено выявленное преобладающее мнение жителей по вопросам застройки и использования территорий в его конкретной градостроительной деятельности, и получить на обращение исчерпывающий ответ.
9.2. Письменное обращение граждан.
Письма граждан и их объединений с предложениями по поводу предварительно объявленной разработки градостроительного проекта, его завершения, или в связи с жалобами на возникшие проблемы в жизнеобеспечении и на нарушения в застройке и использовании территорий принимаются в администрации г. Пензы, Главном управлении градостроительства и архитектуры г. Пензы, а также по иному адресу (заказчика), указанному в опубликованных информационных материалах, без ограничений с регистрацией их на общих основаниях.
В течение 30 календарных дней с момента получения и регистрации письма на него должен быть дан развернутый ответ на бланке учреждения за подписью ответственного должностного лица или ответственного представителя заказчика. В ответе должны содержаться оценка обоснованности жалоб и целесообразности сделанных предложений, пути и действия по решению затронутых в письме проблем, меры по реализации полезных предложений и их использованию в планировании развития и застройке территорий.
Граждане и их объединения вправе письменно или устно обратиться в организацию, подготовившую и направившую ответ, за подтверждением того, в каких документах и как использованы принятые от них положительно оцененные предложения, и получить на обращение исчерпывающий ответ.
9.3. Обсуждение в средствах массовой информации.
Обсуждению должно предшествовать широкое оповещение через средства массовой информации жителей города, чьи интересы затрагиваются разрабатываемой (разработанной) градостроительной документацией или решаемыми градостроительными проблемами, о проведении дискуссии с их участием. Оповещение граждан организует и проводит совместно заказчик и разработчик градостроительного проекта при содействии органа архитектуры и градостроительства соответствующего уровня.
Информация о намечаемом обсуждении должна поступать за 30 календарных дней до срока его начала. Она должна содержать приглашение к участию в обсуждении, тематику и цель обсуждения, где оно будет проходить (издание, радио, телевидение - программы, каналы, часы), сроки (даты) обсуждения, условия его проведения и учета мнения граждан и депутата от соответствующего округа порядок проведения и объявления итогов обсуждения, регламент работы.
Для подготовки и осуществления дискуссии образуется Оргкомитет по проведению обсуждения, в который входят представители Главного управления градостроительства и архитектуры г. Пензы, депутаты от соответствующих округов, представители заказчика и разработчика градостроительного проекта, средства массовой информации, граждан и их объединений. В задачи Оргкомитета входит решение содержательных и технических вопросов обсуждения, анализ выступлений участников дискуссии, подготовка итогового материала обсуждения.
Обсуждение начинается с основных статей (докладов, выступлений) специалистов, в которых раскрываются главные положения, особенности, дискуссионные моменты и наиболее важные аспекты градостроительного проекта, проблем застройки и использования территорий и путей их решения. Затем по затронутым вопросам к дискуссии подключаются граждане, представители объединений, других организаций.
Итоговый материал проведенного обсуждения с выводами и рекомендациями по его использованию в градостроительном проекте или при решении обсуждавшихся градостроительных проблем публикуется в печатных средствах массовой информации.
В дальнейшем Оргкомитетом до сведения граждан доводятся результаты работы по внедрению сделанных рекомендаций, которые свидетельствуют об эффективности проведенного обсуждения и участия в нем граждан.
9.4. Общественный контроль.
Решение о проведении общественного контроля выносится по инициативе граждан, их группами и объединениями, в том числе на общих собраниях (сходах), конференциях. В нем определяется состав лиц, которым от имени общественности поручается проведение такого контроля, включая специалистов, компетентных в вопросах градостроительства; предмет контроля; сроки его проведения.
В зависимости от предмета общественного контроля в исполнительный орган местного самоуправления, в Главное управление градостроительства и архитектуры г. Пензы, заказчику, разработчику градостроительного проекта, подрядчику строительных работ направляется соответствующее заявление, к которому прилагается принятое общественностью решение, оформленное в установленном порядке.
В заявлении указываются основание, цель проверки, требуемые для ее осуществления материалы, состав проверяющей группы (руководитель, члены), сроки проведения работы. Поступившее от граждан заявление регистрируется. В течение 15 календарных дней с момента поступления и регистрации заявления ответственные должностные лица органов (организаций) издают приказ (постановление) о проведении общественного контроля, обязывающий предоставление всех запрашиваемых проверяющими материалов, за исключением материалов, содержащих государственную тайну в соответствии с федеральным законом.
По завершении работы проверяющая группа знакомит ответственных должностных лиц органа (организации) с выводами и предложениями подготовленного заключения и передает им копию заключения. Дальнейшие действия общественности, связанные с результатами проведенного контроля, определяются соответствующими группами, объединениями, сходами (собраниями), конференциями граждан, о чем органы (организации) ставятся в известность. По результатам общественного контроля граждане вправе требовать от властей и организаций исправления отмеченных нарушений или обжаловать их действия в вышестоящих органах и организациях. Аналогичные процедуры соблюдаются также при вынесенном решении о проведении общественностью независимой экспертизы. Независимая экспертиза проводится за счет средств граждан и их объединений.
Решением Пензенской городской Думы от 30 мая 2003 г. N 473/35 в раздел 10 Положения внесены изменения
10. Урегулирование споров и разногласий
10.1. Граждане и их объединения, не согласные с принятыми решениями по результатам обсуждения градостроительной документации о планировании развития территорий города и об его застройке, другими принятыми решениями по вопросам застройки и использования территорий городов и иных поселений, затрагивающих их интересы, или с внесенными в них изменениями, вправе обратиться в администрацию города Пензы с представлением (приложение И).
10.2. Представления по поводу возникших разногласий, поступающие от отдельных граждан, рассматриваются назначенными главой администрации города Пензы должностными лицами совместно с заявителями, в ходе которых обсуждаются доводы представлений. Результаты рассмотрения оформляются протоколом, подписываемым соответствующим должностным лицом и заявителями.
Представления по поводу возникших разногласий, поступающие не менее чем от 50 граждан или объединений граждан, рассматриваются на согласительных комиссиях.
10.3. Согласительная комиссия создается распоряжением главы администрации города в составе представителей граждан, обратившихся с представлением, и их объединений, органа архитектуры и градостроительства, других органов управления (при необходимости), заказчиков и разработчиков градостроительных проектов, подрядчиков строительных работ.
Распоряжение о создании согласительной комиссии издается не позднее 15 календарных дней, а заседание согласительной комиссии проводится не позднее 20 календарных дней с момента поступления представления граждан и их объединений в администрацию города Пензы.
10.4. Достигнутые на согласительной комиссии по результатам обсуждения предмета споров и разногласий договоренности и особые мнения одной или нескольких участвующих сторон оформляются протоколом, подписываемым всеми членами согласительной комиссии.
10.5. Окончательное решение по спорным вопросам принимает глава администрации города Пензы, о чем направляет письменный ответ заявителям в десятидневный срок со дня составления протокола (протокола согласительной комиссии).
10.6. В случаях, если гражданам и их объединениям полностью или частично отказано в удовлетворении требований их представлений, то они вправе защищать свои права способами, указанными в пункте 11.1 настоящего Положения.
11. Защита прав граждан на участие в обсуждении,
принятии решений и их обжалование
11.1. Граждане и их объединения в случаях, если градостроительная деятельность затрагивает их интересы, имеют право:
обжаловать в суде заключения органов государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, для чего могут использовать материалы независимой экспертизы;
требовать в административном или судебном порядке отмены решения о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции или вводе в эксплуатацию объектов в случае нарушения действующего законодательства;
требовать в административном или судебном порядке ограничения, приостановления или прекращения деятельности предприятий и других объектов, эксплуатация которых осуществляется с нарушением действующего законодательства;
предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в связи с нарушением действующего законодательства;
требовать в установленном порядке привлечения к ответственности граждан и организаций, виновных в нарушении действующего законодательства.
11.2 В случае непредоставления имеющейся информации, ее несвоевременного предоставления, предоставления неполной и (или) недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности и ее предполагаемых изменениях соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, граждане и их объединения имеют право обращаться в суд с соблюдением требований, установленных процессуальным законодательством.
12. Ответственность за нарушение законодательства
12.1. За нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве устанавливается дисциплинарная, административная, уголовная и иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Срок действия положения
13.1. Настоящее Положение действует до момента вступления в силу соответствующего Федерального закона и/или иных нормативных правовых актов РФ.
Приложение А
г. Пенза
Примерная анкета
Оценка экологической ситуации
I. Оценка экологической ситуации.
1. Как Вы оцениваете состояние экологической среды по месту
жительства?
1 - хорошее;
2 - удовлетворительное;
3 - неудовлетворительное;
4 - критическое;
5 - не знаю.
2. Как Вы оцениваете состояние экологической среды по месту работы?
1 - хорошее;
2 - удовлетворительное;
3 - неудовлетворительное;
4 - критическое;
5 - не знаю.
3. Ощущаете ли Вы влияние экологической среды на свое здоровье,
самочувствие?
1 - да;
2 - нет;
3 - не знаю.
4. Если "да", то в чем это выражается?
1 - появились головные боли;
2 - обострение аллергии;
3 - повысилось кровяное давление;
4 - астматические проявления;
5 - другое ________________________________________________________
5. Какие известны Вам случаи загрязнения окружающей среды,
расточительного природопользования, распространения хронических
заболеваний в Вашем районе?
6. Что, на Ваш взгляд, предпринимается властями для исправления
неудовлетворительной экологической ситуации?
7. Что Вы намерены делать, если экологическая ситуация в ближайшее
время не улучшится?
1 - протестовать, писать письма властям;
2 - уеду в другой населенный пункт;
3 - проходить курс лечения;
4 - ничего не буду делать;
5 - не знаю.
II. Респондент о себе.
8. Пол:
1 - муж.;
2 - жен.
9. Семейное положение:
1 - женат (замужем);
2 - разведен(а);
3 - не состоял(а) в браке;
4 - вдовец(ица)
10. Образование:
1 - высшее;
2 - неоконченное высшее;
3 - средне-специальное;
4 - среднее;
5 - неполное среднее;
6 - начальное;
7 - нет начального.
11. Возраст (количество полных лет)
12. Сколько у Вас детей:
1 - __ детей;
2 - нет детей;
13. Сколько человек в Вашей семье, включая Вас и тех, кто живет с
Вами?
_________ человек.
14. Место рождения ________________________________________________
(область, район, город, село)
15. Место жительства ______________________________________________
(область, район, город, село)
16. Ваша специальность _____________________________________________
17. Где и кем работаете ____________________________________________
Подпись лица, выполнившего опрос __________________
(Ф.И.О.)
Дата:
Приложение Б
г. Пенза
Примерная анкета
Оценка рассматриваемого градостроительного проекта
1. Что в представленных материалах планирования развития (города,
района, квартала) вызывает у Вас наибольшие возражения и почему?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Какие Вы имеете замечания и предложения по таким аспектам
градостроительного проекта, как:
- размещение жилой застройки
Замечания __________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Предложения ________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- размещение и организация застройки
Замечания __________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Предложения ________________________________________________________
_________________________________________________________________________
- по другим аспектам (каким?)
Замечания __________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Предложения ________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Какие, по Вашему мнению, конкретные изменения надо внести в
рассматриваемый проект?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Подпись лица, выполнившего опрос _____________________
(Ф.И.О.)
Дата:
Приложение В
г. Пенза
Примерная анкета
Оценка вариантов градостроительного решения
II. Предлагаемые градостроительной документацией варианты размещения
и развития производственной зоны, объекта в городе.
1. Наименование, состав и характеристика зоны, объекта _____________
_________________________________________________________________________
2. Вариант 1 с кратким обоснованием ________________________________
_________________________________________________________________________
3. Вариант 2 с кратким обоснованием ________________________________
_________________________________________________________________________
4. Вариант 3 с кратким обоснованием ________________________________
_________________________________________________________________________
5. Оценка вариантов (выбор одного из вариантов) респондентом с
кратким пояснением своей позиции ________________________________________
_________________________________________________________________________
II. Альтернативный вариант, предлагаемый респондентом с краткой
аргументацией
6. _________________________________________________________________
III. Респондент о себе
7. Пол:
1 - муж.;
2 - жен.
8. Семейное положение:
1 - женат (замужем);
2 - разведен (разведена);
3 - не состоял(а) в браке;
4 - вдовец(ица).
9. Образование:
1 - высшее;
2 - неоконченное высшее;
3 - среднее специальное;
4 - среднее;
5 - неполное среднее;
6 - начальное;
7 - нет начального.
10. Возраст (количество полных лет) ______
11. Сколько у Вас детей:
1 - __ детей;
2 - нет детей.
12. Сколько человек в Вашей семье, включая Вас и тех, кто живет с
Вами?
_________ человек.
13. Место рождения _________________________________________________
(область, район, город, село)
14. Место жительства _______________________________________________
(область, район, город, село)
15. Ваша специальность _____________________________________________
16. Где и кем работаете ____________________________________________
Подпись лица, выполнившего опрос _____________________
(Ф.И.О.)
Дата:
Приложение Г
Форма
В Администрацию г. Пензы
_____________________________
_____________________________
(группа, объединение граждан,
организация, от лица которых
подается заявка на проведение
соцопроса)
Заявка
на проведение социологического опроса
1. Основание для проведения социологического опроса, порядок участия
граждан и их объединении в обсуждении и принятии решений в области
градостроительной деятельности (утв. решением Пензенской городской Думы
от _________ 2000 г. N ____)
2. Место социологического опроса ___________________________________
(город, село, район, квартал)
3. Тема социологического опроса ____________________________________
(наименование опросной анкеты)
4. Цель социологического опроса ____________________________________
(что планируется выявить
с помощью опроса)
5. Объем социологического опроса ___________________________________
(численность опрашиваемых,
количество анкет)
6. Сроки проведения опроса _________________________________________
(даты начала и завершения)
7. Заказчик ________________________________________________________
(наименование организации)
8. Исполнитель _____________________________________________________
(наименование организации)
9. Источник финансирования _________________________________________
(бюджет,внебюджетный фонд,средства граждан)
Просьба дать разрешение на проведение социологического опроса в
соответствии с данными, указанными выше.
Подпись руководителя организации-инициатора
социологического опроса ____________________
(Ф.И.О.)
Приложение Д
г. Пенза
Примерная анкета
блиц-опроса
1. Ваше представление о проблемах развития города (района,
квартала).
Укажите наиболее важные из них.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Оцените предложенные Вами проблемы по 10-бальной шкале по
убывающей:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. В какой последовательности, на Ваш взгляд, необходимо их решать и
что для этого нужно сделать?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Дата: _____________ Подпись заполнившего анкету
___________________________
Приложение З
Форма
В Администрацию г. Пензы
________________________________
(Главное управление градострои-
тельства и архитектуры г. Пензы)
Заявление
о проведении общественного контроля
_________________________________________________________________________
(группа, объединение граждан)
_________________________________________________________________________
(города, жилого района, квартала)
На основании Решения, принятого сходом (собранием), конференцией граждан
_________________________________________________________________________
(место, дата)
и в соответствии с Порядком участия граждан и их объединений в обсуждении
и принятии решений в области градостроительной деятельности (от _________
2000 г. N ___) просит о проведении общественного контроля по вопросу ____
_________________________________________________________________________
(предмет контроля)
Цель общественного контроля _____________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Подлежащие рассмотрению градостроительная документация, решения,
нормативные, правовые и нормативно-технические документы ________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Назначенная для проведения общественного контроля комиссия включает _____
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(Ф.И.О. руководителя, членов комиссии)
Замечание будет представлено в виде распоряжения.
Ответственный представитель
Общественности _____________________
(Ф.И.О.)
Дата:
Приложение И
Решением Пензенской городской Думы от 30 мая 2003 г. N 473/35 в приложение И к Положению внесены изменения
Форма
В администрацию г. Пензы
Представление
по спорным вопросам и разногласиям
_________________________________________________________________________
(Ф.И.О. гражданина, адрес проживания)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(Группа, объединение граждан города, квартала, района)
на основании Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ" (от 28.08.95 N 154-ФЗ) и Порядка участия граждан и
их объединении в обсуждении и принятии решений в области
градостроительной деятельности (от _________________ 2000 г. N ___)
обращаюсь(ется) за разрешением спора/разногласий, возникших при
обсуждении ______________________________________________________________
(градостроительный проект, решение,
нормативный правовой документ, где, когда)
Существо спора (разногласий) ____________________________________________
В чем ущемлены интересы граждан _________________________________________
_________________________________________________________________________
Подпись гражданина
(ответственного представителя общественности) _____________________
(Ф.И.О.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пензенской городской Думы от 26 мая 2000 г. N 541/42 "Об утверждении Временного положения о порядке участия граждан, их объединений и юридических лиц в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения опубликован в газете "Наша Пенза" N 29 от 14 июля 2000 г., в "Сборнике нормативных правовых актов, принятых Пензенской городской Думой в апреле-июне 2000 г." N 5
Решением Пензенской городской Думы от 28 марта 2008 г. N 941-44/4 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Пензенской городской Думы от 8 августа 2003 г. N 504/37
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования названного решения
Решение Пензенской городской Думы от 30 мая 2003 г. N 473/35