21 января 2005 г.
Докладчик: Г.В. Аристов, заместитель председателя городской Думы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 21 и пунктом 2.6 статьи 22 Устава города Пензы, Пензенская городская Дума решила:
1. Утвердить Регламент Пензенской городской Думы (прилагается).
2. Признать утратившим силу решение Пензенской городской Думы от 20.03.98 г. N 144/16 "О внесении изменений и дополнений в Регламент Пензенской городской Думы" с изменениями и дополнениями от 25.09.98 г. N 232/22, от 25.09.98 г. N 235/22, от 30.10.98 г. N 250/23, от 12.02.99 г. N 304/27, от 26.11.99 г. N 448/35.
3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по местному самоуправлению, контролю за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления (Бычков В.А.).
Председатель
Пензенской городской Думы |
С.Ф. Пинишина |
Утвержден
Пензенской городской Думы
от 25 октября 2002 г. N 342/26
Регламент
Пензенской городской Думы
21 января 2005 г.
Регламент в соответствии с Уставом города Пензы определяет основные направления, формы и методы деятельности городской Думы, формирование и избрание ее органов, планирование работы Думы и комиссий, подготовку и проведение сессий и заседаний, организационно-аналитической работы, обеспечения взаимодействия с администрацией города, повышение организаторской роли и ответственности депутатов и аппарата Думы, усиление гласности, контроля и проверки исполнения.
Цель Регламента - помочь депутатам более эффективно и четко выполнять свои обязанности.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Правовая основа деятельности Думы
Пензенская городская Дума (далее по тексту Дума) является представительным органом местного самоуправления города Пензы. Дума состоит из 21 депутата.
Дума не входит в систему органов государственной власти.
Дума осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, Уставом и законами Пензенской области, Уставом города Пензы, настоящим Регламентом.
Дума осуществляет свою деятельность на основе личного участия в ее работе каждого депутата Думы (далее по тексту депутат). Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей, установленных действующим законодательством и настоящим Регламентом.
В случае нарушения Регламента Думы каждый депутат имеет право сделать замечание и потребовать от председательствующего и депутатов соблюдения Регламента.
Глава 2. Организация работы Думы
Статья 2. Формы работы Думы
1. Основной формой работы Думы являются ее сессии, на которых принимаются все решения Думы.
Сессия правомочна, если на ней присутствует не менее 2/3 (14 человек) от установленного числа депутатов Думы.
2. Сессии Думы проводятся открыто. Дума может проводить закрытое заседание по требованию большинства депутатов.
По предложению председателя городской Думы, заместителя председателя городской Думы, председателей постоянных комиссий могут проводиться выездные заседания Думы.
3. Первая сессия вновь избранной Думы созывается не позднее чем на 30 день после официального опубликования результатов выборов.
Для предварительного обсуждения повестки 1-й сессии Думы формируется организационный комитет из числа вновь избранных депутатов. В повестку 1-й сессии Думы обязательно включаются вопросы избрания председателя Пензенской городской Думы (далее - председатель Думы), заместителя председателя Думы, образование и избрание составов постоянных комиссий, утверждение председателей постоянных комиссий, секретариата Думы, могут включаться другие вопросы.
4. Открывает первое заседание Думы старейший по возрасту депутат.
5. Очередные сессии Думы созываются председателем Думы, а при его отсутствии - заместителем председателя Думы.
6. Внеочередные сессии Думы созываются по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депутатов городской Думы, а также председателя Думы не позднее чем в двухнедельный срок после выдвижения инициативы.
Предложения о созыве внеочередной сессии направляются в письменной форме председателю Думы с указанием вопросов, для рассмотрения которых предлагается созвать сессию, и кратким обоснованием необходимости ее созыва.
Материалы для внеочередной сессии готовятся и представляются в Аппарат городской Думы в соответствии с настоящим Регламентом.
7. Сообщение о времени созыва и месте проведения сессии Думы, а также о вопросах, вносимых на рассмотрение сессии, доводятся до сведения депутатов и населения не позднее чем за 5 календарных дней до сессии через средства массовой информации, за исключением случаев созыва внеочередной сессии. О созыве внеочередной сессии и ее повестке депутатам сообщается не позднее чем за 3 дня до ее проведения.
8. Сессии Думы начинаются в 10.00 часов и проводятся, как правило, ежемесячно в последнюю пятницу каждого месяца. За час до начала заседания Думы начинается регистрация депутатов. Регистрацию депутатов и приглашенных, выдачу им дополнительных документов и материалов осуществляет организационный отдел городской Думы.
Перед началом каждой сессии работниками аппарата Думы проводится поименная регистрация присутствующих депутатов.
В ходе сессии ведется дополнительная регистрация депутатов, прибывших на сессию после ее начала либо покинувших сессию до ее окончания с целью определения правомочности сессии.
9. Депутат обязан зарегистрироваться перед сессией Думы и участвовать в работе сессии Думы, а также соблюдать настоящий Регламент и требования председательствующего.
Регистрация присутствующих на сессии Думы депутатов проводится после каждого перерыва в заседании.
О невозможности участия в работе сессии депутат обязан заблаговременно сообщить председателю Думы или заместителю председателя Думы.
Случаи неявки депутатов на сессию без уважительных причин могут доводиться по решению Думы до сведения избирателей соответствующих избирательных округов.
10. По вопросам, выносимым на сессию, городская Дума принимает решения открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием.
11. Решения городской Думы считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от установленного числа депутатов городской Думы.
12. Решения городской Думы о принятии Устава города и внесении в него изменений и дополнений, о самороспуске городской Думы, о выражении недоверия главе администрации г.Пензы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Статья 3. Планирование работы Думы
1. Работа городской Думы строится на основе перспективного годового плана.
2. Проект плана формируется аппаратом городской Думы с учетом предложений депутатов, постоянных комиссий, администрации города, Аппарата городской Думы.
3. Руководит подготовкой перспективного плана работы городской Думы и осуществляет контроль за его выполнением заместитель председателя городской Думы.
4. После предварительного обсуждения в постоянных комиссиях план работы Думы утверждается на сессии.
5. В ходе работы Дума вправе вносить изменения и дополнения в план работы Думы.
Статья 4. Участие должностных лиц администрации города, глав администраций районов, представителей средств массовой информации и граждан города Пензы в сессиях Думы
1. Сессии Думы проводятся, как правило, в специальном зале депутатов, где оборудованы места для депутатов, председательствующего. Для приглашенных на сессию представителей администраций города, районов, средств массовой информации, граждан имеются специально отведенные места.
2. Должностные лица администраций города, районов и другие приглашенные на сессию имеют право выступить на сессии с разрешения председательствующего и одобрения депутатов.
3. Дума, по представлению средств массовой информации, проводит аккредитацию журналистов, представляющих в Думе эти СМИ.
4. Список приглашенных на сессию по обсуждаемому вопросу определяется лицом, готовившим вопрос, постоянной комиссией, к ведению которой относится вопрос.
Обеспечение явки приглашенных возлагается на Аппарат Думы.
Статья 5. Председательствующий на сессии Думы
1. После избрания председателя Думы первую и последующие сессии Думы ведет председатель Думы, а в его отсутствие - заместитель председателя Думы.
2. Председательствующий на сессии Думы:
1) объявляет об открытии и закрытии сессии;
2) информирует депутатов о составе приглашенных на сессии;
3) обеспечивает соблюдение настоящего Регламента и утвержденного распорядка работы сессии;
4) контролирует наличие кворума сессии;
5) предоставляет слово для докладов и выступлений;
6) через секретариат сессии ведет запись желающих выступить с указанием времени поступления записок;
7) ставит на голосование проекты решений Думы, предложения депутатов по рассматриваемым на сессии вопросам, объявляет последовательность их постановки на голосование и результаты открытых голосований;
8) оглашает заявления, справки, предложения и замечания депутатов, поступившие в секретариат сессии;
9) обеспечивает порядок в зале заседания;
10) при необходимости проводит консультации с депутатами, организует работу временных согласительных комиссий с целью преодоления разногласий;
11) подписывает протоколы сессии и принятые на ней решения.
3. Председательствующий не вправе:
1) высказываться по существу обсуждаемого вопроса во время выступления других лиц;
2) прерывать выступление участника сессии, если тот не выходит за рамки отведенного времени и не нарушает правила настоящего Регламента;
3) выступать по существу обсуждаемых вопросов более того времени, которое установлено настоящим Регламентом для других депутатов.
Статья 6. Глава администрации города Пензы на заседании Думы
1. Глава администрации города Пензы принимает участие в работе сессий городской Думы с правом совещательного голоса.
Статья 7. Секретариат сессии городской Думы
1. На своем первом заседании городская Дума избирает секретариат.
Предложения о составе секретариата вносятся председателем Думы, депутатами.
Секретариат избирается открытым голосованием в составе 3-х человек - депутата Думы и двух сотрудников Аппарата Думы.
2. Секретариат сессии Думы:
1) формирует проект порядка работы городской Думы на очередную сессию;
2) проводит регистрацию депутатов, прибывших на сессию, анализирует итоги регистрации депутатов, информирует Думу о причинах отсутствия депутатов;
3) организует ведение стенограммы и протокола сессии;
4) регистрирует поступившие вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы депутатов и приглашенных, направляет их председательствующему на сессии, в редакционную комиссию, другие органы Думы;
5) организует тиражирование и распространение материалов, необходимых депутатам на сессии;
6) фиксирует в протоколе заседания результаты открытых, тайных и поименных голосований;
7) дает разъяснения и информирует депутатов по вопросам, возникшим в ходе сессии;
8) по окончании сессии визирует протокол заседания и представляет его на подпись председательствующему;
9) осуществляет подсчет голосов при открытом голосовании;
10) составляет списки депутатских объединений по заявлениям депутатов городской Думы, регистрирует депутатские объединения и информирует об этом городскую Думу и средства массовой информации;
11) дорабатывает решения городской Думы, проекты решений городской Думы с учетом принятых на сессиях либо заседаниях постоянных комиссий поправок и представляет председателю городской Думы решения, проекты решений в окончательной редакции;
12) выполняет иные функции по обеспечению заседаний городской Думы;
13) работу секретариата Думы организует руководитель Аппарата Думы.
Статья 8. Порядок работы сессии Думы
1. Для разъяснения статей Регламента и контроля за его исполнением депутатами, председательствующим, секретариатом и приглашенными Дума образует постоянно действующую Регламентную группу из депутатов в количестве 3-х человек.
Решением Пензенской городской Думы от 21 января 2005 г. N 11-2/4 в пункт 2 статьи 8 Регламента внесены изменения
2. В целях своевременного внесения поправок, дополнений, изменений в проекты решений, рассматриваемых в ходе сессии, Дума создает редакционную комиссию из депутатов, в количественном составе из 3 человек на весь срок полномочий.
Редакционная комиссия руководствуется в своей деятельности положениями настоящего Регламента.
3. Время для докладов на сессии предоставляется, как правило, в пределах 20 минут, для содокладов - 10 минут, для выступлений в прениях по докладам и проектам решений - до 7 минут, для повторных выступлений в прениях - до 3 минут, для выступлений по порядку ведения сессий, по мотивам голосования, для внесения вопросов, предложений, сообщений и справок - до 1 минуты.
С согласия большинства от установленного числа депутатов председательствующий вправе продлить время для доклада или выступления.
4. Слово по процедурным вопросам, по порядку ведения сессии, Регламенту, мотивам голосования, для справок, вопросов и ответов на них предоставляется вне очереди.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6. К процедурным относятся вопросы:
- о перерыве в заседании или переносе заседания;
- о предоставлении дополнительного времени для выступления;
- о продолжительности времени для ответов на вопросы по существу принимаемого решения;
- о предоставлении слова приглашенным на сессию;
- о переносе или прекращении прений по обсуждаемому вопросу;
- о передаче вопроса на рассмотрение соответствующей постоянной комиссии;
- о голосовании без обсуждения;
- о проведении закрытого заседания;
- о приглашении на сессию лиц, указанных в ст. 3 настоящего Регламента;
- об изменении способа проведения голосования;
- об изменении очередности выступлений;
- о проведении дополнительной регистрации;
- о пересчете голосов.
7. Рабочий распорядок дня сессии (длительность сессии, время и количество перерывов) утверждается Думой по предложению председательствующего в начале сессии.
Если обсуждение вопроса повестки дня затянулось, председательствующий обязан объявить об этом депутатам и поставить на голосование вопрос о прекращении или продолжении обсуждения данного вопроса с объявлением дополнительно предоставляемого времени.
8. В ходе сессий городской Думы в зале заседаний Думы распространяются только материалы по вопросам, включенным в порядок работы сессии.
9. Любой другой документ или материал, распространяемые в зале заседаний городской Думы, должны иметь подпись (подписи) депутата (депутатов), инициирующего (инициирующих) распространение указанного документа или материала.
Статья 9. Порядок предоставления слова в прениях
1. После доклада и содоклада депутатам предоставляется возможность задать вопросы докладчику. Вопросы к докладчику подаются в письменном виде или задаются с места. По необходимости Дума большинством голосов от установленного числа депутатов принимает решение о прекращении подачи вопросов и переходу к прениям по докладу или проекту решения.
2. Председательствующий на сессии предоставляет слово для участия в прениях в порядке поступления заявлений. В необходимых случаях с согласия Думы председательствующий может изменить очередность выступлений с объявлением мотивов такого изменения.
Депутат может выступить в прениях не более двух раз. Право на дополнительное выступление может быть предоставлено только с согласия депутатов.
Передача права на выступление другому лицу не допускается.
3. Для участия в прениях по обсуждаемому вопросу председательствующий интересуется о желании выступить на сессии приглашенных лиц и предоставляет им слово с согласия депутатов.
4. Никто не вправе выступать на сессии Думы без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается слова без предупреждения.
5. Прекращение прений производится по решению депутатов Думы, принимаемому большинством голосов (11) от установленного числа депутатов. При постановке вопроса о прекращении прений председательствующий информирует депутатов о числе желающих выступить и выясняет, кто из записавшихся настаивает на предоставлении слова. Если депутат в связи с прекращением прений не получил возможности выступить, он может представить текст своего выступления в секретариат для его включения в протокол.
6. После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право на заключительное выступление длительностью до 5 минут.
Статья 10. Этика выступлений и дисциплина на сессии Думы
1. Выступающий на сессии городской Думы депутат не вправе нарушать правила депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а при повторном нарушении лишает его права выступления в течение всей сессии Думы.
Если выступающий отклоняется от обсуждаемой темы, председательствующий вправе призвать его придерживаться темы обсуждаемого вопроса.
Если выступающий превышает отведенное ему Регламентом время, председательствующий вправе после одного предупреждения лишить его слова.
2. Во время голосования, с момента оглашения первого предложения, которое ставится на голосование, не допускаются какие-либо выступления (в том числе председательствующего) либо перемещения по залу заседания.
3. Во время проведения сессии не допускается уход депутата с сессии без объяснения причин.
4. Во время проведения сессии не допускаются высказывания с места лицами, не являющимися депутатами и сотрудниками аппарата городской Думы.
5. Лицо, не являющееся депутатом, в случае грубого нарушения им порядка и Регламента может быть удалено из зала заседания с согласия депутатов.
6. Для рассмотрения вопросов, связанных с нарушениями депутатами городской Думы правил депутатской этики, Дума избирает из числа депутатов на срок своих полномочий комиссию по вопросам депутатской этики в количестве 3-х человек.
7. Положение о комиссии по депутатской этике утверждается решением Думы.
8. В случае объявления депутату двух предупреждений в течение одной сессии, председательствующим может быть поставлен вопрос об объявлении от имени городской Думы порицания за нарушение депутатской этики. Порицание считается объявленным, если за это проголосовало более половины от установленного числа депутатов. Результаты голосования по данному вопросу заносятся в протокол сессии.
Статья 11. Процедура голосования на сессии
1. По вопросам, вносимым на сессию, Дума принимает решения открытым, тайным или поименным голосованием. Порядок голосования определяется депутатами.
2. Депутат обязан лично осуществлять свое право на голосование. Депутат, отсутствующий во время голосования, не вправе подать свой голос позже.
3. Результаты голосования по всем вопросам вносятся в протокол сессии Думы.
Статья 12. Порядок открытого голосования
1. При открытом голосовании подсчет голосов производится секретариатом сессии.
Перед началом голосования председательствующий уточняет количество предложений, их формулировки и напоминает, каким количеством голосов может быть принято то или иное решение.
2. При голосовании по одному или двум предложениям каждый депутат имеет право один раз подать свой голос: "за" предложение, либо "против" него, а также воздержаться от голосования. Предложение считается принятым, если за него проголосовало необходимое по настоящему Регламенту количество депутатов.
3. В случае, если на голосование выносится более двух предложений по одному вопросу, проводится рейтинговое голосование.
4. После окончания голосования председательствующий на сессии объявляет его результаты. Результаты голосования заносятся в протокол сессии.
5. При выявлении ошибок в процедуре голосования по решению Думы проводится повторное голосование.
Статья 13. Порядок тайного голосования
1. В случаях, предусмотренных законами Пензенской области, Уставом города, настоящим Регламентом, а также по требованию большинства присутствующих на сессии депутатов проводится тайное голосование.
2. Тайное голосование проводит счетная комиссия. При этом в состав счетной комиссии не должны входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на соответствующие должности в городской Думе.
Счетная комиссия избирается перед голосованием и только из числа депутатов в составе 3-х человек. Из своего состава счетная комиссия избирает председателя и секретаря.
3. Бюллетени изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме в количестве, соответствующем числу присутствующих на сессии депутатов.
4. Для проведения голосования комиссия выдает каждому депутату, присутствующему на заседании, один бюллетень по выборам или принятию решения.
Голосование проводится путем нанесения в бюллетене любого знака в квадрате, относящемуся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции "Против всех кандидатов", а в бюллетене по проекту решения (варианту решения) - слова "за" либо "против" возле вариантов предлагаемых решений. Вычеркивание слова "за", и слова "против", а также незаполнение бюллетеня считается воздерживанием от подачи голоса.
Заполненные бюллетени опускаются в опечатанную урну для голосования.
5. Счетная комиссия обеспечивает условия для соблюдения тайного голосования.
6 В помещении, где счетная комиссия производит подсчет голосов, никто, кроме ее членов, присутствовать не может.
7. О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протоколы, которые подписываются членами счетной комиссии. По сообщению счетной комиссии Дума открытым голосованием утверждает протоколы счетной комиссии.
Статья 14. Порядок поименного голосования
1. Поименное голосование проводится по требованию большинства от установленного числа депутатов.
2. При проведении открытого поименного голосования и определения его результатов секретариат проводит регистрацию поименно поданных голосов. В случае, когда проводится и тайное и поименное голосование, Дума может поручить их организацию одному составу счетной комиссии.
3. Результаты поименного голосования оглашаются на сессии, включаются в протокол.
Статья 15. Порядок рейтингового голосования
1. Открытое и тайное рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований (количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: "за", "против" или "воздержался". Подсчет голосов и предъявление результатов голосования производятся по каждому голосованию по каждому из вопросов, в которых может принять участие каждый депутат. При этом предъявление результатов голосования по каждому голосованию производится только по окончании голосования по всем вопросам.
2. В случае, если на голосование выносится более двух предложений по одному вопросу, то проводится рейтинговое голосование.
1) если по итогам рейтингового голосования несколько предложений набрали достаточное для их принятия число голосов, то принятым предложением считается решение, набравшее наибольшее число голосов.
2) если по итогам рейтингового голосования ни одно из предложений не набрало достаточного для принятия числа голосов, то на окончательное голосование ставится предложение, получившее наибольшее число голосов.
3) решение считается принятым, если при окончательном голосовании за него проголосовало необходимое число депутатов для принятия решения в соответствии с Уставом города и настоящим Регламентом.
3. В случае, если на вакантную должность предложено больше кандидатур, чем необходимо по настоящему Регламенту, проводится рейтинговое голосование. Назначенными на должности считаются кандидаты, которые набрали наибольшее и достаточное число голосов для принятия решения.
Статья 16. Порядок внесения, подготовки, рассмотрения и принятия решений Думы
1. Правом внесения в Думу проектов решений обладают председатель городской Думы, депутаты, постоянные комиссии, глава администрации города, председатель контрольно-счетной палаты городской Думы.
Органы территориального общественного самоуправления, граждане, их объединения, представители предприятий, учреждений и организаций города вносят свои предложения в повестку сессий через постоянные комиссии в порядке, установленном Положением о комиссиях.
2. Вносимые проекты решений городской Думы представляются в организационный отдел Аппарата Думы для их регистрации.
Документы, подготовленные и оформленные с нарушением подпунктов 1-5 пункта 6 настоящей статьи, возвращаются инициаторам их внесения.
3. Плановые вопросы и проекты решений к ним вносятся на сессии в установленные Регламентом сроки постоянными комиссиями.
4. Предложения по проектам решений внеплановых вопросов представляются не позднее 30 дней до сессии.
5. Ко всем вносимым в городскую Думу проектам решений городской Думы прикладываются лист согласования и пояснительная записка, содержащая краткое изложение существа проекта, необходимые обоснования (справки о фактическом состоянии дел, экспертные заключения правового, экономического или иного характера, финансовые расчеты, технико-экономические обоснования, перечни объектов, иные материалы, соответствующие специфике вопроса, подлежащего рассмотрению). Проекты решений городской Думы, подготовленные администрацией города, вносятся письмом за подписью главы администрации города или лица, замещающим эту должность.
6. К каждому проекту решения прикладывается лист согласования:
1) проекты решений по вопросам, вносимым на сессии по инициативе депутатов, визируются депутатом (депутатами), готовившим вопрос, начальником юридического отдела, заместителем председателя городской Думы, связанные с финансами и муниципальной собственностью председателем контрольно-счетной палаты (КСП) и председателем постоянной комиссии после рассмотрения на заседании;
2) проекты решений по вопросам, вносимым на сессии по инициативе администрации города, визируются заместителем главы администрации, начальником юридического отдела администрации города, начальником юридического отдела городской Думы, заместителем председателя городской Думы, председателем постоянной комиссии, к ведению которой относится рассматриваемый вопрос. Связанные с финансами и муниципальной собственностью проекты решений визируются и председателем КСП;
3) подготовленные проекты решений по вопросу о ходе выполнения ранее принятых решений городской Думой визируются лицом, подготовившим вопрос, председателем постоянной комиссии, к ведению которой относится рассматриваемый вопрос, начальником организационного отдела и заместителем председателя городской Думы;
4) проекты решений, связанные с законодательной инициативой городской Думы в Законодательном Собрании Пензенской области, визируются начальником юридического отдела Думы, председателями постоянных комиссий и заместителем председателя Думы;
5) решения Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, принимаются для рассмотрения Думой только после заключения начальника юридического отдела городской Думы о соответствии проекта решения действующему законодательству с пояснительной запиской автора проекта решения;
6) не допускается вносить изменения и дополнения в текст проекта решения до сессии после его согласования. К нему могут прилагаться поправки, дополнения, изменения с конкретными формулировками;
7) согласование проектов решений всеми указанными в листе согласования должностными лицами и депутатами проводится в срок не позднее 3-х дней каждым, а КСП не позднее 5 дней.
Ответственность за качество подготовки проектов решений городской Думы, их согласование с заинтересованными сторонами несут заместители главы администрации, руководители отделов Думы, руководитель Аппарата городской Думы.
7. Проекты решений городской Думы в необходимых случаях должны содержать пункт о возложении контроля за их выполнением.
8. После прохождения процедуры согласования проекты решений направляются председателем Думы, а в его отсутствие - заместителем председателя в постоянные комиссии для предварительного рассмотрения.
9. На заседании постоянной комиссии лицом, внесшим проект решения, обосновывается необходимость его принятия.
10. Постоянная комиссия принимает решение с рекомендацией о принятии данного проекта решения городской Думой, о внесении поправок в проект или его отклонении.
11. Депутаты имеют право внести поправки в проект решения до проведения сессии, если они проголосованы на комиссии, или во время рассмотрения вопроса на сессии. Поправки к проекту вносятся в письменном виде.
12. Проекты решений городской Думы с заключениями (решениями) постоянных комиссий о целесообразности включения вопроса в повестку дня очередной сессии и их предложения по проектам решений не позднее чем за 8 дней до дня проведения сессии сдаются в организационный отдел Думы для формирования повестки сессии Думы.
13. В повестку сессии подлежат обязательному включению вопросы, по которым приняты решения постоянных комиссий.
14. Подготовленный проект повестки сессии со всеми проектами решений Думы и справочными материалами к ним представляются председателю городской Думы для подписания повестки сессии.
15. Аппарат Думы организует вручение депутатам всех материалов по вопросам, включенным в повестку сессии, не позднее чем за 3 дня до начала сессии Думы.
16. Председатель городской Думы и депутаты на сессии Думы имеют право предложить в проект повестки дня сессии любой вопрос, кроме вопроса, требующего финансовых затрат. Предложенный проект решения должен быть согласован в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
17. Депутаты обязаны рассмотреть на сессии Думы все вопросы утвержденной повестки либо принять решение о переносе нерассмотренных вопросов на следующую сессию или исключении этих вопросов из повестки. Перенесенные вопросы имеют приоритет в повестке следующей сессии по времени их рассмотрения.
18. Рассмотрение проектов решений Думы на сессиях осуществляется в одном, двух или более чтениях (решение по данному вопросу принимается Думой) применительно к конкретному решению (проект бюджета города, нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека).
Проект решения докладывается на сессии инициатором его внесения. С содокладом (по необходимости) выступает представитель постоянной комиссии, ответственный за подготовку вопроса.
К докладчику или содокладчику задаются вопросы, проводится обсуждение проекта решения, проект решения ставится на голосование за основу, после чего представитель постоянной комиссии докладывает о рекомендациях комиссии по поступившим поправкам.
При рассмотрении поправок, в том числе и поданных в ходе сессии, обсуждаются и голосуются отдельно каждая. Если внесено несколько поправок к одной статье, части или пункту проекта, то голосование проводится в порядке их поступления, либо сначала обсуждаются и голосуются те из них, принятие или отклонение которых позволят решить вопрос о других поправках.
Поправка, снятая ее автором, может быть поддержана другими депутатами.
Текст проекта решения ставится на голосование депутатов в целом.
Внесение изменений и дополнений в текст принятого решения не допускается.
При поступлении в городскую Думу двух и более вариантов проектов решений Думы и подготовленных в соответствии с настоящей статьей, их рассмотрение осуществляется в порядке поступления в Думу.
Принятые решения подписываются председателем городской Думы или заместителем председателя Думы, председательствующим на сессии, в течение 5 дней.
Статья 17. Протокол и стенограмма сессии Думы
1. На каждой сессии Думы ведется стенограмма и протокол. Протоколирование и звукозапись заседаний Думы осуществляет секретариат сессии городской Думы. В протоколе сессии содержится:
1) дата, место проведения сессии и порядковый номер сессии Думы;
2) общее число депутатов, избранных в Думу, списки присутствующих и отсутствующих депутатов с указанием причин отсутствия;
3) фамилия, инициалы, должность председательствующего;
4) список приглашенных на сессию;
5) повестка сессии Думы, фамилии, инициалы, должности докладчиков и содокладчиков по каждому вопросу, выносимому на рассмотрение Думы;
6) решения Думы и сопутствующие материалы;
7) фамилии, инициалы и должности всех выступавших на сессии, тексты или изложения выступлений;
8) сведения о записавшихся для выступлений;
9) материалы, переданные в ходе сессии в секретариат депутатами и выступающими;
10) формулировки всех предложений для голосования и результаты всех голосований.
2. Протокол сессии Думы оформляется в течение десяти рабочих дней после заседания Думы в двух экземплярах на бланке на основании аудио- или видеозаписи, документов и актов, вносимых на сессию, принятых Думой и оформленных в установленном порядке, подписывается председательствующим и руководителем секретариата сессии на заседании Думы и рассылке не подлежит.
Первый экземпляр протокола, стенограмма и решения городской Думы хранятся в Аппарате городской Думы в течение 10 лет, а затем передаются в установленном порядке в областной архив, где хранятся постоянно. Второй экземпляр протокола находится в Аппарате Думы и предоставляется для ознакомления депутатам и жителям города по их просьбе.
Статья 18. Решения, принимаемые Думой
1. Дума принимает решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции Уставом города Пензы, другими законодательными актами Российской Федерации и Пензенской области.
2. По вопросам формирования постоянных и временных органов Думы, кадровым вопросам Думы (выборы председателя и заместителя председателя Думы, утверждение председателей комиссий, утверждение депутатов, работающих на штатной основе, освобождение их от должности) и иным вопросам деятельности Дума также принимает решения.
3. Решения Думы по вопросам утверждения и изменения повестки сессии, установления рабочего распорядка сессий, прекращения прений, продления времени для выступлений, изменения очередности выступлений, проведения тайного и поименного голосования и другим вопросам организации работы сессии (процедурным вопросам) отражаются в протоколе сессии Думы и при необходимости оформляются выписками из протокола, подписываемыми председателем Думы.
Глава 3. Структура, должностные лица и рабочие органы Думы
Статья 19. Структура Думы
Дума самостоятельно определяет свою структуру и фонд оплаты труда работников Думы и ее Аппарата.
Статья 20. Выборы председателя Думы
Председатель Думы избирается на первой сессии городской Думы на срок своих полномочий из числа депутатов тайным голосованием с использованием бюллетеней и работает на штатной оплачиваемой основе.
Кандидатуры на должность председателя Думы предлагаются депутатами путем выдвижения. В бюллетень для тайного голосования каждый депутат вносит одну кандидатуру.
По всем кандидатурам, давшим согласие баллотироваться, на сессии Думы проводится обсуждение, в ходе которого они выступают и отвечают на вопросы депутатов. Самоотводы кандидатов принимаются без голосования.
Дума утверждает список кандидатур на должность председателя Думы для тайного голосования.
Избранным на должность председателя Думы считается кандидат, получивший в результате тайного голосования более половины голосов от установленного числа депутатов.
В случае, если на должность председателя Думы было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.
Избранным на должность председателя Думы по итогам второго тура голосования считается тот кандидат, за которого проголосовало более половины от установленного числа депутатов.
Если во втором туре голосования председатель Думы не будет избран, то процедура повторяется, начиная с выдвижения кандидатур, до избрания председателя Думы.
Результаты голосования оформляются решением Думы об избрании председателя Думы.
Статья 21. Полномочия председателя городской Думы
1. Председатель Думы:
1.1. представляет городскую Думу в пределах своих полномочий в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации и гражданами;
1.2. созывает сессии городской Думы, доводит до сведения депутатов и населения место и время их проведения, а также проект повестки дня;
1.3. осуществляет руководство подготовкой сессии городской Думы и вопросов, вносимых на рассмотрение городской Думы;
1.4. ведет сессии городской Думы, подписывает ее решения, протоколы сессий и другие документы Думы;
1.5. председательствующий на сессии обязан подписать решение, принятое сессией Думы, в течение 5 дней;
1.6. оказывает содействие депутатам городской Думы в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения ими служебных или производственных обязанностей для работы в городской Думе, его органах или избирательных округах;
1.7. координирует деятельность постоянных органов городской Думы, дает им поручения по исполнению решений городской Думы;
1.8. принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе городской Думы;
1.9. организует в городской Думе прием граждан, рассмотрение их письменных и устных обращений;
1.10. открывает и закрывает расчетные и текущие счета городской Думы в банках и является распорядителем по этим счетам;
1.11. является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным бюджетом города на обеспечение работы городской Думы и его Аппарата;
1.12. на принципах единоначалия руководит деятельностью Аппарата Думы;
1.13. от имени городской Думы подписывает исковые заявления, направляемые в суды в случаях, предусмотренных законом;
1.14. решает иные вопросы, порученные ему городской Думой или возложенные на него соответствующими нормативными правовыми актами.
2. По вопросам своей компетенции председатель городской Думы издает распоряжения.
Статья 22. Выборы заместителя председателя Думы
1. Депутаты на первой сессии из своего состава избирают на срок полномочий городской Думы заместителя председателя Пензенской городской Думы, который работает на штатной оплачиваемой основе.
2. Самоотвод кандидатов принимается без обсуждения и голосования.
3. Заместитель председателя городской Думы избирается на сессии городской Думы по представлению ее председателя тайным голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов.
4. Каждому кандидату, давшему согласие баллотироваться, до голосования представляется право выступить и ответить на вопросы депутатов.
5. Депутаты Думы в ходе обсуждения кандидатур имеют право агитировать "За" и "Против" каждой из них.
6. В бюллетень для тайного голосования вносятся все выдвинутые кандидатуры, за исключением взявших самоотвод.
7. Кандидат считается избранным, если в результате тайного голосования он получил более половины голосов от установленного числа депутатов.
8. В случае, если на должность заместителя председателя Думы было выдвинуто несколько кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.
9. Если при повторном голосовании ни один из кандидатов не набрал более половины голосов от установленного числа депутатов Думы, проводятся повторные выборы с новым выдвижением кандидатур и последующим соблюдением установленных настоящим Регламентом процедур (при этом допускается новое выдвижение ранее выдвигавшихся кандидатур).
10. Об избрании заместителя председателя Дума принимает соответствующее решение.
Статья 23. Обязанности заместителя председателя Думы
1. Замещает председателя Думы в его отсутствие или невозможности выполнения им своих обязанностей по распоряжению председателя Думы.
2. Руководит подготовкой перспективного (годового) плана работы городской Думы и осуществляет контроль за его выполнением.
3. Согласовывает проекты решений, вносимые на сессии Думы.
4. Организует работу по контролю за исполнением решений городской Думы.
5. На сессии городской Думы информирует депутатов о ходе выполнения решений городской Думы.
6. Организует учебу руководителей постоянных комиссий.
7. Организует учебу депутатов городской Думы.
8. Выполняет иные поручения Думы и председателя Думы.
Статья 24. Депутат на штатной оплачиваемой основе
1. Депутаты городской Думы могут осуществлять свои полномочия на штатной (оплачиваемой) основе. Депутат утверждается на штатную (оплачиваемую) основу решением Пензенской городской Думы. Количество депутатов, работающих на штатной оплачиваемой основе, определяется решением городской Думы на первой сессии каждого созыва.
2. Депутат принимается на штатную оплачиваемую основу распоряжением председателя Пензенской городской Думы на основании решения городской Думы на срок полномочий городской Думы.
3. Депутат на штатной (оплачиваемой) основе:
1) обязан состоять в одной из постоянных комиссий Думы и выполнять поручения этой комиссии;
2) участвует в разработке проектов планов работы Думы и постоянной комиссии;
3) осуществляет подготовку запросов городской Думы по вопросам компетенции городской Думы и комиссии;
4) по согласованию с председателем комиссии организует подготовку необходимых материалов к заседаниям постоянной комиссии;
5) осуществляет контроль за исполнениемать# заий# комиссии и Думы;
6) принимает участие в подготовке вопросов, вносимых на рассмотрение сессий Думы, постоянных комиссий, а также необходимых материалов к ним;
7) рассматривает обращения граждан, адресованные городской Думе, по вопросам компетенции постоянной комиссии;
8) выполняет обязанности, вытекающие из Закона Пензенской области "О статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Пензенской области";
9) совместно с аппаратом Думы, администрацией города разрабатывает проекты нормативных актов Думы;
10) взаимодействует с постоянными комиссиями Думы и органами территориального общественного самоуправления.
4. Выполняет иные поручения председателя Думы, заместителя председателя городской Думы и председателя постоянной комиссии в соответствии с Уставом города и настоящим Регламентом.
5. На депутата, осуществляющего свою деятельность на штатной оплачиваемой основе, распространяются социальные гарантии и ограничения, установленные федеральными законами и законами Пензенской области для муниципальных служащих, в части, не противоречащей их статусу депутата в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области.
Статья 25. Освобождение от должности председателя, заместителя председателя Думы, депутатов на штатной основе
1. Председатель городской Думы, его заместитель, а также депутаты, осуществляющие свою деятельность на штатной оплачиваемой основе, освобождаются от соответствующих должностей в связи с прекращением их полномочий депутата. Указанные лица могут быть освобождены от должности в соответствии с трудовым законодательством.
2. Освобождение от должности председателя городской Думы, его заместителя и депутатов, осуществляющих свою деятельность на штатной оплачиваемой основе, осуществляется на основании решения городской Думы, принимаемого большинством голосов от установленного числа депутатов.
Статья 26. Постоянные комиссии Думы
1. Из числа депутатов, по их письменным заявлениям, Дума образует и избирает составы постоянных комиссий, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Положением о постоянных комиссиях, утверждаемым решением городской Думы.
2. Основной формой работы комиссий является заседание. Заседания постоянных комиссий являются, как правило, открытыми. По решению постоянной комиссии могут проводиться закрытые заседания. Заседания постоянной комиссии созываются ее председателем и проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания проводятся по инициативе большинства членов комиссии, председателя Думы, заместителя председателя Думы, председателя комиссии. Дату, время, место проведения и повестку дня заседания постоянной комиссии определяет председатель по согласованию с руководителем Аппарата и заместителем председателя городской Думы.
3. Постоянные комиссии Думы:
1) осуществляют подготовку проектов решений городской Думы;
2) разрабатывают проекты решений городской Думы;
3) организуют проведение депутатских слушаний;
4) готовят предложения и рекомендации, вносят их на рассмотрение Думы;
5) осуществляют контроль за исполнением решений Думы, относящихся к их компетенции;
6) осуществляют иные полномочия, вытекающие из Устава города Пензы, настоящего Регламента.
4. При внесении на рассмотрение Думы материалов и проектов по вопросам, отнесенным к ведению комиссии, ее рекомендательное решение обязательно.
5. Постоянные комиссии ответственны перед избравшей их Думой и ей подотчетны. Депутат обязан присутствовать на заседании постоянной комиссии, членом которой он является. О невозможности присутствовать на заседании комиссии по уважительной причине депутат Думы заблаговременно информирует председателя постоянной комиссии.
Решением Пензенской городской Думы от 21 января 2005 г. N 6-2/4 в пункт 6 статьи 26 Регламента внесены изменения
6. Численный состав комиссии не может быть менее пяти депутатов и не более 13 депутатов. В случае большего количества кандидатов в члены комиссии проводится рейтинговое голосование. Депутат не может быть членом более чем двух комиссий и занимать должность председателя комиссии не более чем в одной из них. Персональный состав комиссий утверждается решением Думы.
7. Председатель комиссии избирается открытым голосованием на заседании комиссии и утверждается решением городской Думы на первой сессии. Полномочия председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии устанавливаются настоящим Регламентом. Комиссии избирают из своего состава по предложению председателя комиссии и депутатов заместителя председателя и секретаря. Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются (освобождаются) на заседании комиссии большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии.
Председатель Думы и заместитель председателя Думы не могут быть председателями комиссий.
8. Председатель постоянной комиссии, руководя работой:
1) созывает заседания комиссии;
2) организует подготовку необходимых материалов к заседаниям;
3) дает поручения членам комиссии;
4) вызывает членов комиссии для работы в подготовительных комиссиях и рабочих группах;
5) приглашает для участия в заседаниях комиссии представителей государственных органов, общественных организаций, органов общественного самоуправления, специалистов и ученых;
7) председательствует на заседаниях комиссии;
8) является членом Совета городской Думы;
9) представляет комиссию в отношениях с Думой, с другими государственными и общественными органами и организациями, предприятиями и учреждениями;
10) организует работу по исполнению решений комиссии;
11) информирует Думу о рассмотренных в комиссии вопросах, а также о мерах, принятых по реализации рекомендаций комиссии;
12) информирует членов комиссии о выполнении решений комиссии.
9. В случае отсутствия председателя постоянной комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.
10. Секретарь постоянной комиссии ведет протоколы заседаний и делопроизводство комиссии, следит за своевременным направлением исполнителям решений комиссии, поступлением от них ответов.
11. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от установленного числа членов комиссии.
Повестка заседания и соответствующие материалы вручаются депутатам - членам комиссий не позднее чем за 2 дня до дня заседания комиссии.
В случае созыва внеочередного заседания комиссии повестка и соответствующие материалы вручаются депутатам - членам комиссии в день заседания комиссии. Вопрос, по которому принято решение на внеочередном заседании комиссии, может быть включен в повестку дня заседания Пензенской городской Думы дополнительно.
12. Решения комиссии принимаются большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании комиссии, подписываются председательствующим и оформляются протоколом.
Протоколы заседаний подписывает председательствующий на заседании и секретарь комиссии. Вопросы, рассмотренные на заседании постоянной комиссии в срок менее чем за 8 дней до заседания Думы, на это заседание не выносятся.
13. Для подготовки рассматриваемых вопросов и организации депутатских слушаний комиссия может создавать рабочие группы с привлечением депутатов Думы, представителей государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений, а также специалистов и ученых.
Комиссии вправе привлекать к своей работе специалистов различного профиля в качестве экспертов.
14. Комиссии вправе запрашивать у государственных, муниципальных, общественных и иных органов и организаций, должностных лиц материалы и документы, необходимые для их деятельности, если это не противоречит действующему законодательству.
15. Комиссии вправе проводить совместные заседания. Решения комиссий, принимаемые на совместном заседании, считаются принятыми, если за них проголосовало большинство голосов от присутствующих на заседании депутатов.
16. Совместные заседания постоянных комиссий ведут председатели этих комиссий по согласованию между собой.
17. Постоянная комиссия вправе привлекать к своей работе депутатов Думы, не входящих в состав данной комиссии, представителей государственных органов, общественных организаций, органов общественной самодеятельности населения, а также специалистов и ученых на безвозмездной (возможно возмездной) основе.
18. Член постоянной комиссии обязан участвовать в деятельности комиссии, содействовать проведению в жизнь ее решений, выполнять поручения комиссии.
Член постоянной комиссии пользуется решающим голосом по всем вопросам, рассматриваемым комиссией, имеет право предлагать вопросы для рассмотрения постоянной комиссией и участвовать в их подготовке и обсуждении, вносить предложения о необходимости проведения проверок работы государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, о заслушивании их представителей на заседании комиссии.
Член постоянной комиссии, предложения которого не получили поддержки комиссии, может внести их в письменной или устной форме при обсуждении данного вопроса на сессии Думы.
Члену постоянной комиссии по вопросам, вносимым на обсуждение комиссии, предоставляются необходимые документы и другие материалы.
Член постоянной комиссии по поручению комиссии и по своей инициативе может изучать на месте вопросы, относящиеся к ведению комиссии, обобщать предложения государственных и общественных органов и организаций, а также граждан, сообщать свои выводы и предложения в комиссию.
19. Постоянные комиссии Думы работают в соответствии с планами, утвержденными на их заседаниях.
20. Заседания постоянных комиссий созываются в соответствии с планом их работы.
21. В заседаниях постоянных комиссий могут принимать участие, с правом совещательного голоса, депутаты, не входящие в состав данной комиссии.
22. Деятельность постоянных комиссий координируют Совет Думы, председатель, заместитель председателя Думы и Аппарат городской Думы.
В этих целях они:
- оказывают помощь постоянным комиссиям в составлении планов работы;
- привлекают постоянные комиссии к подготовке вопросов, вносимых на рассмотрение сессий Думы;
- оказывают иную помощь, необходимую для плодотворной работы постоянных комиссий;
- организуют учебу председателей и членов комиссий, обобщают и распространяют положительный опыт работы постоянных комиссий;
- вносят на рассмотрение Думы предложения по вопросам работы постоянных комиссий и заслушивания их отчетов.
Статья 27. Временные комиссии Думы, депутатские группы и фракции
1. Дума по любым вопросам своей деятельности вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничивается определенным сроком и (или) конкретной задачей. Срок их деятельности, полномочия и персональный состав определяются Думой.
По результатам своей деятельности комиссия представляет на сессию Думе доклад по существу вопроса, в связи с которым она была создана, с дальнейшим рассмотрение вопроса на заседании постоянной комиссии, к ведению которой относится рассматриваемый вопрос, которая подготавливает проект решения.
2. Депутаты городской Думы вправе формировать депутатские объединения.
Депутатскими объединениями являются фракции и депутатские группы. Фракции и депутатские группы обладают равными правами.
Порядок создания депутатских объединений, регистрации, осуществления полномочий определяются Положением о депутатских объединениях, утверждаемым городской Думой.
Статья 28. Совет Думы
1. Для обсуждения текущих вопросов работы депутатов и Думы образуется Совет Думы, в который входят председатель городской Думы, заместитель председателя городской Думы, председатели постоянных комиссий.
Руководит работой Совета председатель городской Думы, в его отсутствие - заместитель председателя городской Думы.
Заседание Совета Думы проводится, как правило, один раз в месяц.
2. Основной функцией Совета Думы является координация деятельности постоянных комиссий Думы, разработка предложений по вопросам, вносимым на обсуждение Думы. Совет Думы ведает и другими вопросами, входящими в компетенцию городской Думы.
3. Совет Думы по необходимости рассматривает повестки сессий и вносит в них изменения и дополнения.
4. Совет имеет право вносить предложения в повестку дня сессии Думы.
5. Решения Совета Думы носят рекомендательный характер.
6. Заседания Совета Думы оформляются протоколом.
Статья 29. Депутатские и общественные слушания
Постоянная комиссия городской Думы в соответствии с направлениями своей деятельности может организовать депутатские и общественные слушания с приглашением депутатов, должностных лиц, экспертов, представителей различных органов и организаций, научных учреждений и прессы.
Статья 30. Аппарат городской Думы
1. Структура и фонд оплаты труда работников Аппарата городской Думы утверждаются городской Думой.
2. Штатное расписание Аппарата городской Думы в соответствии с его структурой утверждается председателем городской Думы, который на принципах единоначалия руководит деятельностью Аппарата.
3. Городская Дума вправе самостоятельно рассматривать и решать любой вопрос, относящийся к образованию и организации деятельности своего Аппарата.
4. Руководитель Аппарата обеспечивает выполнение задач, возложенных на Аппарат городской Думы.
5. Аппарат Думы состоит из отделов и подразделений, обеспечивающих правовое, организационное, информационно-аналитическое, финансовое, материально-техническое, документационное и иное обеспечение деятельности Думы и ее органов.
6. Составляет смету расходов, связанных с работой Думы, постоянных комиссий, депутатов, вносит ее на рассмотрение постоянных комиссий и утверждение Думой. Контролирует выполнение сметы.
Участвует в подготовке решений городской Думы. Готовит необходимые для депутатов материалы, справки, обеспечивает техническую обработку документов Думы.
7. Обобщает поступившие вопросы от постоянных комиссий, депутатов, подлежащие включению в повестку сессий. Формирует повестку сессии, докладывает председателю Думы и своевременно доводит ее до депутатов и населения города.
8. Обеспечивает четкое и качественное ведение делопроизводства, связанное с контролем за выполнением входящей и исходящей корреспонденции, доведении решений сессий, постоянных комиссий до исполнителей.
9. Осуществляет контроль за выполнением решений городской Думы. Регулярно подготавливает к сессиям информацию о ходе выполнения решений городской Думы.
10. Положения об Аппарате городской Думы, отделах Аппарата городской Думы, функциональные обязанности каждого сотрудника Аппарата Думы, их права, обязанности и ответственность утверждаются распоряжением председателя Думы.
11. Сотрудники Аппарата городской Думы принимаются на работу и увольняются по распоряжению председателя Думы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и законодательством о муниципальной службе.
12. Сотрудники Аппарата городской Думы являются муниципальными служащими.
Статья 31. Контрольно-счетная палата Пензенской городской Думы
1. Контрольно-счетная палата является органом финансового контроля, созданным Пензенской городской Думой в соответствии с законодательством. КСП образуется Думой и подотчетна только ей.
2. Задачами Контрольно-счетной палаты являются:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей городского бюджета;
- определение эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств и использования муниципальной собственности;
- оценка обоснованности исполнения доходных и расходных статей проектов городского бюджета;
- проверка финансовой деятельности органов городского самоуправления, муниципальных предприятий, учреждений, организаций в части использования средств городского бюджета;
- финансовая экспертиза проектов решений городской Думы, предусматривающих расходы, покрываемые за счет городского бюджета, или влияющих на формирование и исполнение городского бюджета;
- оценка обоснованности и целесообразности предоставления городской Думой льгот, в том числе налоговых;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей городского бюджета, подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств городского бюджета, внебюджетных фондов в Главном управлении Центрального банка Российской Федерации по г.Пензе, уполномоченных банках и других финансово-кредитных учреждениях области в части движения средств городского бюджета;
- регулярное представление городской Думе информации о ходе исполнения городского бюджета и результатах проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Контрольно-счетная палата может выполнять другие задачи, определяемые городской Думой, исходя из конкретно сложившейся ситуации.
3. Контрольно-счетная палата состоит из начальника отдела - председателя Контрольно-счетной палаты, главных специалистов - инспекторов Контрольно-счетной палаты, являющихся муниципальными служащими. Начальник отдела - председатель КСП назначается на должность и освобождается от занимаемой должности распоряжением председателя городской Думы по согласованию с Пензенской городской Думой, главные специалисты - инспекторы КСП назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности распоряжением председателя городской Думы.
4. Деятельность КСП строится на основе Положения "О Контрольно-счетной палате Пензенской городской Думы", утверждаемого решением городской Думы.
5. На сотрудников КСП распространяется законодательство о муниципальной службе и Трудовой кодекс Российской Федерации.
Глава 4. Депутат городской Думы
Статья 32. Основы деятельности депутата
1. Депутат Пензенской городской Думы (далее - депутат) избирается непосредственно населением муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и является его полномочным представителем в соответствующем представительном органе местного самоуправления.
2. В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Пензенской области, законами Пензенской области, Уставом города Пензы, нормативными правовыми актами городской Думы, предвыборной программой и своими убеждениями.
3. Депутат может осуществлять свои полномочия без отрыва от основной производственной и служебной деятельности либо на штатной оплачиваемой основе.
Статья 33. Срок полномочий депутата
1. Депутат Думы избирается сроком на 4 года.
2. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Пензенской городской Думы нового состава.
3. Полномочия депутата не могут быть переданы другому лицу.
Статья 34. Удостоверение и нагрудный знак депутата
1. Депутат имеет удостоверение, подтверждающее личность и полномочия депутата, которым он пользуется в течение срока своих полномочий.
2. Депутат имеет нагрудный знак "Депутат городской Думы".
3. Положение "О нагрудном знаке депутата городской Думы" утверждается решением Думы.
Статья 35. Формы депутатской деятельности
1. Деятельность депутата осуществляется в следующих формах:
1) участие в заседаниях Думы;
2) участие в работе комиссий;
3) исполнение поручений Думы и ее комиссий;
4) работа с избирателями.
2. Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, не запрещенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Пензенской области, законами Пензенской области, Уставом города Пензы, а также вытекающих из Закона "О статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Пензенской области".
Статья 36. Взаимоотношения депутата с избирателями, условия осуществления депутатом своих полномочий
1. Депутат поддерживает постоянную связь с избирателями своего округа, населением города Пензы. Депутат принимает меры для обеспечения прав, свобод и законных интересов своих избирателей, населения города Пензы, защиты их чести и достоинства. Не реже двух раз в течение года депутат отчитывается перед своими избирателями, населением города Пензы о своей деятельности, ходе выполнения предвыборной программы.
2. Государственные органы, органы местного самоуправления Пензенской области, а также государственные либо муниципальные предприятия, учреждения и организации Пензенской области, действующие на территории города Пензы, обязаны содействовать депутату в осуществлении его полномочий, в том числе безвозмездно предоставлять отдельное помещение, оборудованное мебелью, телефоном, необходимой оргтехникой для проведения встреч с избирателями, населением города Пензы, оказывать помощь в извещении граждан о месте и времени проведения таких встреч, в решении других организационно-технических вопросов.
Статья 37. Участие депутата в сессиях и комиссиях Думы
1. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Думой и постоянными комиссиями, членом которых он является.
Депутат реализует на сессии Думы и комиссии предоставленные ему права в соответствии с Законом Пензенской области "О статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Пензенской области" и настоящим Регламентом Думы.
Депутат обязан присутствовать на всех сессиях и на заседаниях комиссий Думы, членом которых он является.
2. Депутат имеет право:
1) избирать и быть избранным в органы представительного органа местного самоуправления;
2) высказывать мнение по персональному составу органов, создаваемых представительным органом местного самоуправления, и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых представительным органом местного самоуправления;
3) предлагать вопросы для рассмотрения представительным органом местного самоуправления, вносить в представительный орган местного самоуправления проекты правовых актов и поправок к ним, предложения о разработке и принятии новых правовых актов, проекты актов о внесении изменений и дополнений в действующие правовые акты либо о признании их утратившими силу;
4) вносить предложения о заслушивании на сессии представительного органа местного самоуправления отчета, информации органов либо должностных лиц местного самоуправления, подотчетных или подконтрольных представительному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования;
5) ставить вопрос о доверии составу органов, образованных представительным органом местного самоуправления, а также органам и должностным лицам местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования;
6) вносить в представительный орган местного самоуправления предложения о необходимости проведения проверок исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями Пензенской области на территории муниципального образования нормативных правовых актов, принятых этим представительным органом;
7) вносить замечания и предложения по повестке дня сессии, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответа и давать им оценку;
8) выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки, вносить поправки к проектам правовых актов представительного органа местного самоуправления, оглашать на сессиях обращения граждан, имеющие общественное значение;
9) знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах сессий представительного органа местного самоуправления и его органов, а также получать тексты выступлений, не подлежащих опубликованию.
3. Депутат, не выступивший на сессии городской Думы в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому вопросу.
Текст выступления включается в протокол заседания.
Предложения и замечания, внесенные депутатами на сессии городской Думы, рассматриваются и учитываются при доработке и принятии проектов правовых актов городской Думы.
Статья 38. Запрос Пензенской городской Думы
1. По инициативе депутата, группы депутатов, постоянной комиссии Пензенская городская Дума вправе направить запрос руководителям государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности на территории города Пензы по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов, предприятий, учреждений, организаций, соответствующих должностных лиц и затрагивающим интересы города Пензы, в соответствии с Законом Пензенской области "О статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Пензенской области".
2. Запрос городской Думы принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Думы на сессии.
3. Должностное лицо, которому направлен запрос городской Думы, обязано дать ответ на него в письменной форме не позднее чем в течение 20 дней со дня принятия запроса или в иной срок, установленный городской Думой. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос городской Думы, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Ответ на запрос оглашается на сессии.
4. В случае неудовлетворительного ответа на запрос городской Думы, его непредоставления либо несвоевременного предоставления соответствующее должностное лицо может быть приглашено на сессию городской Думы для дачи устных пояснений по существу проблем, поставленных в запросе, и ответов на вопросы депутатов Думы.
5. Городская Дума в пределах своей компетенции вправе принять соответствующее решение по результатам рассмотрения запроса Думы.
Статья 39. Депутатский запрос
1. По вопросам, входящим в компетенцию органов городского самоуправления, депутат городской Думы вправе обратиться к должностным лицам, указанным в статье 40 настоящего Регламента, с депутатским запросом в соответствии с Законом Пензенской области "О статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Пензенской области".
2. Депутат городской Думы направляет депутатский запрос и осуществляет необходимую работу в ходе его рассмотрения самостоятельно.
3. Должностное лицо, которому направлен депутатский запрос, либо лицо, временно исполняющее его обязанности, обязано дать ответ на поставленные вопросы в письменной форме не позднее чем в течение 30 дней со дня получения депутатского запроса или в иной срок, согласованный с инициатором депутатского запроса.
4. Депутат городской Думы - инициатор депутатского запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в депутатском запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения указанных вопросов инициатор депутатского запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня до дня их рассмотрения.
5. В случае неудовлетворительного рассмотрения депутатского запроса его инициатор вправе внести предложение о направлении соответствующему должностному лицу запроса городской Думы либо о приглашении данного должностного лица на сессию городской Думы для предоставления необходимой информации по вопросам, поставленным в депутатском запросе.
Статья 40. Взаимодействие депутата, выборного должностного лица с государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями на территории муниципального образования
1. При осуществлении депутатских полномочий депутат вправе участвовать в работе государственных органов, органов городского самоуправления на территории города Пензы с правом совещательного голоса по согласованию с руководителями и в соответствии с регламентом этих органов.
2. По согласованию с соответствующими должностными лицами и по предъявлении удостоверения депутат вправе беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации Пензенской области на территории города Пензы с соблюдением установленных законодательством норм обеспечения секретности их работы и других режимных требований.
3. По вопросам своей депутатской деятельности депутат на территории города Пензы пользуется правом внеочередного приема соответствующими должностными лицами.
4. Депутат вправе вносить на рассмотрение государственных органов, органов городского самоуправления, предприятий, учреждений и организаций Пензенской области на территории города Пензы подготовленные им предложения и соответствующие документы.
Статья 41. Право депутата на получение и распространение информации
1. Депутат в установленном порядке обеспечивается документами, принятыми либо официально распространяемыми государственными органами, органами городского самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями Пензенской области, находящимися на территории города Пензы.
2. При обращении депутата в государственные органы, органы городского самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации Пензенской области на территории города Пензы соответствующие должностные лица в первоочередном порядке и безвозмездно обеспечивают депутата по вопросам, связанным с его деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют ему необходимую информацию и документацию с учетом ограничений, установленных федеральным законодательством о государственной, коммерческой и иной тайне.
3. Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации на территории города Пензы, одним из учредителей (соучредителей) или совладельцев которых являются органы государственной власти, иные государственные органы либо органы городского самоуправления, а равно в тех из них, которые полностью или частично финансируются за счет средств областного или городского бюджета. При этом материалы, представленные депутатом по его требованию, подлежат обязательному опубликованию или передаче указанными средствами массовой информации в срок, согласованный с депутатом, но не позднее 7 дней со дня его обращения. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.
Статья 42. Страхование депутата, работающего на штатной оплачиваемой основе
1. Жизнь и здоровье депутата, работающего на штатной оплачиваемой основе, подлежат обязательному страхованию за счет городского бюджета на сумму, определенную решением Думы.
2. Страховые суммы выплачиваются в случаях:
1) гибели (смерти) депутата, если гибель (смерть) произошла вследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения его здоровья в связи с осуществлением им депутатских полномочий;
2) причинения депутату в связи с осуществлением им депутатских полномочий увечья или иного повреждения здоровья, как не повлекших стойкой утраты трудоспособности, так и повлекших стойкую утрату трудоспособности.
Статья 43. Гарантии трудовых прав депутата, работающего на штатной оплачиваемой основе в городской Думе
Депутату, работающему на штатной (оплачиваемой) основе в городской Думе, предоставляется после окончания его полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) на том же или, с согласия работника, на другом предприятии, в учреждении, организации.
Статья 44. Освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей депутата, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности
Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы для осуществления им депутатской деятельности производится на основании соответствующего решения городской Думы либо письменного уведомления председателя городской Думы. При этом требования каких-либо других документов не допускается. Заработная плата за эти дни, а также командировочные расходы выплачиваются депутату по основному месту работы с последующим возмещением затрат за счет средств городского бюджета.
Статья 45. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутата, работающего на штатной оплачиваемой основе
Депутату, работающему на штатной оплачиваемой основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с законодательством.
Статья 46. Право депутата на повышение своей квалификации
Депутат, работающий на штатной (оплачиваемой) основе, имеет право на повышение своей квалификации. Решение о необходимости повышения квалификации депутата принимается Думой.
Статья 47. Командировка депутата
1. Командировка депутата, связанная с выполнением депутатских обязанностей, а также и по обмену опытом работы с другими городами и регионами Российской Федерации, органами местного самоуправления зарубежных стран оформляется на основании распоряжения председателя Думы.
2. За время командировки депутату выплачиваются суточные, возмещаются транспортные расходы и расходы по найму жилого помещения в порядке и размерах, установленных законодательством о служебных командировках в пределах Российской Федерации.
3. О результатах поездки в командировку депутат обязан отчитаться письменно. Отчет о командировке утверждается на Совете Думы.
Статья 48. Помощники депутата
1. Депутат Думы может иметь одного помощника на штатной (оплачиваемой) основе и не более 5 помощников на общественных началах. Помощнику депутата выдается удостоверение. Удостоверение выдается на основании заявления депутата.
2. Помощнику депутата, выполняющему обязанности на штатной (оплачиваемой) основе, выплачивается зарплата в соответствии с трудовым договором (контрактом).
3. Полномочия помощников депутата заканчиваются вместе с полномочиями депутата.
4. Помощники депутата принимаются на работу и увольняются с работы распоряжением председателя городской Думы по представлению депутата.
5. В своей работе помощники депутата руководствуются Положением "О помощниках депутата городской Думы", утверждаемым Думой.
6. На помощника депутата распространяется действие Трудового кодекса Российской Федерации.
Статья 49. Права и обязанности помощника депутата
1. Помощники депутата выполняют его поручения во взаимоотношениях с избирателями, а также государственными органами власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, оказывают депутату организационно-техническую и научно-консультативную помощь в осуществлении депутатских полномочий.
2. В связи с исполнением должностных обязанностей помощник депутата:
1) ведет запись на прием к депутату, проводит предварительный прием и рассматривает заявления избирателей;
2) получает по поручению депутата в органах государственной власти, местного самоуправления, общественных объединениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях документы, а также информационные и справочные материалы;
3) готовит материалы, касающиеся депутатской деятельности и лично депутата, к опубликованию и выходу в радио- и телеэфир.
3. Помощник на штатной (оплачиваемой) основе несет иные права и обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом) и законодательством.
Глава 5. Осуществление Думой контрольных функций
Статья 50. Контроль за исполнением Устава города Пензы и решений городской Думы
1. Дума непосредственно и через создаваемые ею органы осуществляет контроль за исполнением Устава города Пензы и решений Думы.
2. Контроль за выполнением решений Думы осуществляется лицами, указанными в решении.
3. Контроль за выполнением решений, принимаемых постоянными комиссиями, осуществляется председателями постоянных комиссий и депутатами.
4. Дума и постоянные комиссии вправе заслушивать исполнителя о ходе выполнения решения городской Думы и постоянных комиссий.
5. За десять дней до истечения срока, установленного решением, сотрудники Аппарата Думы направляют исполнителям сообщения о решениях, находящихся на контроле и подлежащих снятию с контроля. Решения Думы снимаются с контроля по докладу заместителя председателя Думы с обязательным принятием решения на сессии.
Решения снимаются с контроля только после подтверждения его выполнения и представления информации от всех исполнителей. Снятие решений с контроля не предполагает прекращение работы с ними.
Глава 6. Работа с документами
и порядок ведения делопроизводства
Статья 51. Ведение делопроизводства и работа с письмами граждан в Пензенской городской Думе
1. Поступившие в Думу документы должны исполняться в сроки, установленные нормативными актами.
2. Резолюции на документах должны точно определять характер поручения, сроки исполнения и исполнителей.
3. Делопроизводство в Думе ведется в соответствии с действующим законодательством.
4. Ответственность за состояние делопроизводства и сохранность документов несет руководитель Аппарата Думы.
5. Все письма, поступающие в Думу, регистрируются Аппаратом Думы и передаются для их разрешения.
6. Заявления и жалобы разрешаются в течение одного месяца со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки безотлагательно, но не позднее 15 дней.
7. Запрещается направлять письма граждан для разрешения тем должностным лицам, действия которых обжалуются.
8. Аппарат Думы осуществляет учет, анализ и контроль за рассмотрением обращений граждан и служебной корреспонденции.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 52. Принятие и изменение Регламента
1. Предложения о внесении изменений и дополнений в Регламент Думы вносятся депутатами городской Думы.
2. Регламент Думы, изменения и дополнения к нему принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов и оформляются решением Думы.
3. Регламент, изменения и дополнения в него вступают в силу со дня их принятия.
4. В случае вхождения норм настоящего Регламента в противоречие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Пензенской области, законами Пензенской области, Уставом города Пензы нормы настоящего Регламента приводятся в соответствие с ними.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пензенской городской Думы от 25 октября 2002 г. N 342/26 "О Регламенте Пензенской городской Думы"
Текст Решения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Пензенской городской Думы от 30 сентября 2005 г. N 201-14/4
Решение Пензенской городской Думы от 25 февраля 2005 г. N 33-4/4
Решение Пензенской городской Думы от 21 января 2005 г. N 11-2/4
Решение Пензенской городской Думы от 21 января 2005 г. N 6-2/4