Докладчик: С.Н. Егоров, заместитель Главы Администрации.
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ, ст. 26 Федерального Закона от 12 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-УП "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", ст. 28 Закона Пензенской области от 10 сентября 1996 г. N 4-ЗПО "О местном самоуправлении в Пензенской области", ст. 8 п. 5 Устава города Пензы Пензенской области", Пензенская городская Дума решила:
1. Утвердить Положение о порядке рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления г. Пензы (прилагается).
2. Опубликовать настоящее решение в газете "Наша Пенза".
3. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на Администрацию города (Егоров С. И.) и постоянную комиссию городской Думы по местному самоуправлению, контролю за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления (Громков Б.А.).
И.о. председателя городской Думы |
В.И. Шелудько |
Утверждено
Пензенской городской Думы
от 25 сентября 1998 г. N 230/22
Положение
о порядке рассмотрения обращений граждан
в органах местного самоуправления г. Пензы
1. Общие положения
1.1. Обращения граждан в органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями, жалобами - важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связей с населением, существенный источник информации, необходимый при решении текущих и перспективных вопросов хозяйственного и социально-культурного строительства. Являясь одной из форм участия населения в управлении, обращения граждан способствуют усилению контроля населения муниципального образования за деятельностью органов местного самоуправления, борьбе с волокитой, бюрократизмом и другими недостатками в их работе.
1.2. Большое значение имеет постоянное совершенствование деятельности муниципальных служащих г. Пензы, направленной на своевременное и правильное рассмотрение предложений, заявлений, жалоб граждан, выявление и устранение причин, вызывающих жалобы, а также принятие необходимых мер к устранению недостатков.
1.3. Органы местного самоуправления призваны обеспечивать гражданам необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых Конституцией РФ и российскими законами прав вносить в письменной и устной форме предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе, обращаться с заявлениями, обжаловать действия должностных лиц.
1.4. Правовую основу настоящего Положения составляют ст. 33 Конституции РФ, ст. 26 Федерального Закона от 12 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-УП "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", ст. 28 Закона Пензенской области от 10 сентября 1996 г. N 4-ЗПО "О местном самоуправлении в Пензенской области", ст. 8 п. 5 Устава города Пензы Пензенской области.
1.5. Настоящее Положение устанавливает механизм регистрации обращений граждан в органы местного самоуправления сроки и порядок их рассмотрения, порядок осуществления контроля за рассмотрением обращений граждан.
2. Регистрация писем граждан
2.1. Все поступающие в органы местного самоуправления города Пензы письма граждан после проверки правильности доставки, вскрываются и проверяются на целостность вложений.
2.2. Все поступающие в органы местного самоуправления города Пензы письма граждан регистрируются в день их поступления и берутся на контроль и учет. При регистрации на письменных обращениях граждан ставится штамп, куда вписываются входящий номер и дата регистрации письма.
Входящий номер состоит из индекса тематического классификатора вопросов, содержащихся в обращениях граждан, порядкового номера документа.
Например: А-100-8.07, где: А - первая буква фамилии заявителя, 100 - порядковый номер письма, 8.07 - индекс классификатор.
2.3. Регистрация писем граждан производится на регистрационных карточках. При личном приеме граждан, проводимом должностными лицами местного самоуправления, их письменные и устные предложения, заявления и жалобы также принимаются и регистрируются на единой регистрационно-контрольной карточке.
2.4. При поступлении в органы местного самоуправления повторных письменных обращений граждан исполнителю в обязательном порядке подбирается переписка по предыдущим обращениям по данному вопросу. Повторными считаются письма граждан, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу в течение года после даты регистрации первого обращения, и если со времени первого обращения истек установленный законодательством срок рассмотрения.
2.5. Существуют следующие виды обращений граждан:
личные - от конкретного заявителя; коллективные - от группы авторов, объединенных общими интересами (общая работа, членство в одном из политических и общественных формирований, проживание в одном доме, микрорайоне и др.); анонимные.
Анонимным письмом считается письменное обращение гражданина или группы лиц без указания данных, позволяющих установить личность обратившегося.
Если анонимные письма содержат конкретную информацию, касающуюся безопасности граждан, то они принимаются к рассмотрению должностными лицами местного самоуправления. В этом случае порядок учета и хранения анонимных писем такой же, как и у других обращений граждан.
3. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан
3.1. Срок рассмотрения писем и заявлений граждан не должен превышать 30 дней со дня регистрации письма, а не требующие дополнительной проверки и изучения рассматриваются безотлагательно, но не позднее 15 дней.
3.2. Если письма граждан требуют дополнительной проверки и не могут быть исполнены в течение одного месяца, то срок рассмотрения продлевается органом местного самоуправления, но не более чем на один месяц. О продлении срока извещается заявитель и ему дается промежуточный ответ.
В этом случае обращение и ответ ставятся на дополнительный контроль с отметкой на письме и регистрационно-контрольной карточке до полного разрешения.
3.3. В ответах на письменные обращения граждан не допускается:
взаимоисключающая по содержанию информация;
формальный подход к решению поставленных в письме вопросов;
отсутствие информации о мерах, принятых с целью устранения выявленных недостатков;
отсутствие аргументов в пользу изложенной позиции, если она противоречит доводам корреспондента;
отсутствие информации о результатах рассмотрения хотя бы одного из поставленных в письме вопросов;
отсутствие информации о продлении сроков рассмотрения (если таковое имеется) с сообщением об этом авторам письма.
3.4. Должностные лица местного самоуправления при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб обязаны:
3.4.1. внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса.
3.4.2. принимать обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;
3.4.3. сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по предложениям, заявлениям, жалобам, а в случае их отклонения указать мотивы; по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования.
3.5. Если в поручении по письму несколько исполнителей, то исполнители не позднее чем за 5 дней до истечения срока ответа на письмо представляют ответственному исполнителю справки для обобщения и составления ответа.
3.6. Обращения граждан считаются рассмотренными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и авторам даны исчерпывающие ответы.
Запрещается направлять жалобы граждан тем должностным лицам, действия которых обжалуются.
3.7. Письма граждан могут быть сняты с контроля в том случае, если получен окончательный ответ, подписанный должностным лицом, давшим контрольное поручение, либо лицом, официально его заменяющим.
3.8. На ответах на письма граждан проставляется дата отправки и регистрационный номер обращения, данный ему при первоначальной регистрации.
4. Рассмотрение обращений граждан в структурных подразделениях
органов местного самоуправления
4.1. Письма граждан, поступившие в структурные подразделения органов местного самоуправления и требующие ответа в вышестоящую организацию должны рассматриваться в срок, установленный настоящим Положением, или в срок, указанный в поручении вышестоящей организации, направившей письмо.
В случаях, когда для разрешения заявления и жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления и жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, учреждения, организации, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.
4.2. Для продления срока рассмотрения письма необходимо заблаговременно подготовить справку с указанием проделанной на текущий день работы по выполнению поручения, обоснованием невозможности рассмотрения его в сроки в полном объеме, а также предложений по продлению срока рассмотрения.
Справка должна быть подготовлена на бланке подразделения и подписана руководителем или лицом, официально его замещающим.
4.3. Органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, их руководители и другие должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в предложениях, заявлениях, жалобах, направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться.
4.4. При подготовке ответов используются бланки органа местного самоуправления. На ответе необходимо сделать ссылку на исходящий номер поступившего письма, указать фамилию исполнителя и номер его телефона, а также проставить исходящий номер, который в данном случае совпадает с входящим номером.
5. Организация работы с устными обращениями граждан
5.1. Организация личного приема граждан должностными лицами местного самоуправления включает в себя:
5.1.1. составление графика приема должностных лиц местного самоуправления и обеспечение его соблюдения;
5.1.2. запись населения и представителей организаций на прием;
5.1.3. ведение делопроизводства по обращениям;
5.1.4. осуществление контроля за исполнением поручений руководителей органов местного самоуправления по рассмотрению обращений граждан и предприятий, принятых на личном приеме;
5.1.5. оказание консультативно-правовой помощи.
5.2. Рассмотрение устных обращений граждан не может считаться законченным на основании справки или ответа, в которых сообщается о предполагаемых мерах по решению поставленных автором вопросов или содержатся заверения и обещания. Работа по ним прекращается только после ответа об окончательном решении вопросов, поставленных в них.
5.3. Принятое руководителем органа местного самоуправления решение записывается в карточке личного приема.
5.4. Продление сроков исполнения поручений возможно только руководителем, установившим срок исполнения.
Информация о продлении сроков фиксируется в карточке личного учета граждан и организаций.
5.5. Поручение снимается с контроля:
если вопрос решен;
если подведомственной организацией дан обоснованный отказ в выполнении требований гражданина и руководитель, давший поручение, рассмотрев обращение, согласен с доводами исполнителя.
5.6. В карточке личного приема делается отметка об исполнении.
5.7. Должностное лицо местного самоуправления по работе с обращениями граждан ведет учет обращений граждан и по итогам каждого квартала и года анализирует состояние дел по данному вопросу.
6. Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
6.1. Нарушение установленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, а также преследование граждан в связи с подачей предложений, заявлений, жалоб либо за содержащуюся в них критику, влекут в отношении виновных должностных лиц местного самоуправления ответственность в соответствии с действующим законодательством.
6.2. Гражданин, не согласный с решением, принятым по его предложению, заявлению, жалобе, имеет право обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно подчинены предприятие, учреждение, организация или должностное лицо местного самоуправления, принявшие обжалуемое решение, либо в суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пензенской городской Думы от 25 сентября 1998 г. N 230/22 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления г. Пензы"
Текст Решения опубликован в газете "Наша Пенза" N 42 от 16 октября 1998 г.
Решением Пензенской городской Думы от 29 февраля 2008 г. N 911-43/4 настоящее Решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Пензенской городской Думы от 28 мая 2004 г. N 698/50