2. Утвердить "Положение о приватизации жилищного фонда в Пензенской области" (приложение 1).
3. Обязать Советы народных депутатов, администрации городов и районов, руководителей предприятий и организаций:
- приступить к приватизации жилищного фонда путем бесплатной передачи или продажи гражданам в собственность, на строго добровольной основе, занимаемых ими жилых помещений;
- обеспечить население оперативной и доступной информацией о порядке и условиях приобретения жилья в собственность, провести необходимые организационные меры, позволяющие беспрепятственно осуществлять передачу и продажу жилья в собственность гражданам по их обращениям;
- предусмотреть в период перехода к рыночным отношениям до 8 процентов вновь вводимого жилья для свободной продажи гражданам, стоящим в очереди на получение жилья, и 2 процента - на аукционе;
- создать для организации процесса приватизации жилищного фонда в каждом городе, райцентре специальные жилищные агентства (бюро), действующие на хозрасчетной основе. Укомплектовать агентства (бюро) кадрами, обеспечить помещениями, необходимой оргтехникой;
- принять меры по укреплению жилищно-эксплуатационных и ремонтных служб, развитию производственных баз, обеспечить контроль выполнения ими договорных обязательств по качественной эксплуатации и ремонту жилья, независимо от вида собственности;
- выделять в новых домах, подлежащих приватизации, служебные жилые помещения в пределах установленных нормативов и не допускать снижения количества служебного жилья в частично приватизированных домах;
- осуществлять обслуживание и ремонт жилых домов независимо от вида собственности с обязательным исполнением "Правил и норм технической эксплуатации зданий и сооружений";
4. Установить в Пензенской области, как базовый показатель начисления налога на имущество, норму общей площади жилых помещений, бесплатно передаваемых в собственность граждан, в размере не менее 20 кв.м на одного человека и 10 кв.м на семью или одинокого нанимателя.
Администрациям и финансовым органам городов и райцентров при начислении налога учитывать потребительские качества жилья, состав семьи, ее материальное состояние, совокупный вклад семьи в общественные фонды потребления (через трудовой стаж), получение гражданином квартиры в связи со сносом дома без компенсации и другие заслуживающие внимания обстоятельства.
5. В связи с бесплатной передачей жилья в собственность, стоимостный эквивалент квартиры (дома) определяется расчетным путем по остаточной стоимости здания в действующих на момент приватизации ценах с учетом потребительских качеств.
6. Расходы, связанные с инвентаризацией жилищного фонда, несут владельцы жилья: администрации городов и районов, предприятий и организаций, расходы, связанные с оценкой передаваемых в собственность квартир и оформлением документации, - квартиросъемщики.
7. Граждане, получающие квартиры (дома) в собственность в порядке приватизации, освобождаются от уплаты государственной пошлины за удостоверение договора передачи или продажи квартиры (дома).
8. Определение величины стоимости бесплатно передаваемой в собственность квартиры (дома) производится в соответствии с "Методикой оценки стоимости жилья, передаваемого в собственность граждан", утвержденной Государственным комитетом РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству 18.10.91 г. (приложение 2).
9. Право собственности на приватизированную квартиру возникает с момента регистрации договора в Бюро технической инвентаризации и администрациях городов и райцентров.
10. Определить, что право пользования земельными участками, на которых размещены приватизированные дома и придомовые территории, осуществляется в порядке и на условиях в соответствии с нормами Земельного Кодекса РСФСР и Законом РСФСР "О плате за землю".
11. Утвердить коэффициенты, учитывающие потребительские качества жилья в городах и райцентрах области. (приложение 3)
12. Установить, что на территории области не могут быть приватизированы:
- служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий;
- а также в случаях, когда граждане, проживающие в служебных помещениях, не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения;
- квартиры в закрытых военных городках;
- коммунальные квартиры, квартиры в домах гостиничного типа;
- жилая площадь в общежитиях;
- квартиры в домах, расположенных в санитарно-защитных зонах предприятий;
- квартиры и дома, подлежащие сносу;
- квартиры и дома маневренного жилищного фонда;
- квартиры в домах, являющихся памятниками архитектуры;
- квартиры в ветхом жилом фонде и подлежащем капитальному ремонту, за исключением квартир в домах, требующих капитального ремонта, при условии согласования всех проживающих в них граждан и выплате владельцам жилья компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в порядке, определенном Минфином РСФСР.
13. Сохранить порядок предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, в соответствии с совместным Постановлением исполкома облсовета и президиума совпрофа N 661 от 10.12.84 г. (основание: ст. 9 Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР").
14. Решение облисполкома и облсовпрофа N 173 от 06.06.89 "О продаже гражданам в личную собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда" считать утратившим силу.
15. Рекомендовать общественным организациям, приватизирующим жилищный фонд (потребительская кооперация, колхозы и т.д.), руководствоваться настоящим решением малого Совета областного Совета народных депутатов.
16. Перечень домов государственного и муниципального жилищного фонда, подлежащих передаче или продаже в собственность граждан, утверждается районными и городскими Советами народных депутатов.
17. Рекомендовать собственникам квартир в полностью приватизированных домах образовать товарищества, которым жилищно-эксплуатационные организации передают техническую документацию на строения, вспомогательные помещения, малые архитектурные формы, благоустройство.
18. Запретить на территории Пензенской области передачу и продажу государственного и муниципального жилищного фонда предприятиям, организациям, организованным товариществам и иным объединениям, за исключением пункта 19 "Положения о приватизации жилищного фонда в Пензенской области", утвержденного настоящим решением.
19. При принятии новых законодательных актов Российской Федерации по приватизации жилищного фонда малому Совету областного Совета народных депутатов своевременно внести соответствующие изменения в настоящее решение.
20. Редакции газеты "Пензенская правда" опубликовать настоящее решение малого Совета облсовета народных депутатов.
21. Контроль за исполнением данного решения возложить на Комитет по социально-экономической политике и вопросам бюджета (т. Бутырина И.Г.), заместителя председателя облсовета (т. Афанасьева В.В.) и заместителя Главы областной Администрации, председателя Комитета по управлению Госимуществом (т. Диденко В.В.).
Председатель областного Совета
народных депутатов |
А.Р. Лычагин |
Утверждено
малого Совета Пензенского областного
Совета народных депутатов
от 21 января 1992 г. N 6
Положение
о приватизации жилищного фонда в Пензенской области
1. Приватизация государственного (ведомственного) и муниципального жилищного фонда в Пензенской области осуществляется путем бесплатной передачи в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в порядке, определяемом настоящим Положением, и на условиях, предусмотренных Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР".
2. Настоящее Положение имеет своей целью установление единых на территории Пензенской области правил передачи в собственность граждан квартир в домах государственного и муниципального жилищного фонда и оплаты расходов на их содержание и ремонт.
3. Каждый гражданин имеет право на получение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения только один раз.
Передача вновь полученного жилого помещения в собственность осуществляется по желанию граждан после его заселения.
4. Передача гражданам в собственность квартир в домах государственного и муниципального жилищного фонда производится с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи. По их желанию квартира может быть оформлена в долевую или совместную собственность.
5. Граждане, получающие квартиры (дома) в собственность в порядке приватизации, освобождаются от уплаты государственной пошлины за удостоверение договоров передачи и продажи квартир (домов) в собственность граждан.
6. Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются этими помещениями по своему усмотрению: вправе продавать, завещать, сдавать в аренду; совершать с ними иные сделки, не противоречащие Закону.
7. Собственники приватизированных жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами инженерного оборудования и мест общего пользования этих домов.
8. Пользование земельными участками, на которых размещены приватизированные жилые дома и придомовые территории, осуществляется в порядке и на условиях, установленных нормами Земельного кодекса РСФСР и Законом РСФСР "О плате за землю".
9. Перечень домов и квартир государственного и муниципального жилищного фонда, подлежащих передаче в собственность граждан, определяется администрациями городов и районов.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, не отвечающие санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам, в общежитиях, коммунальных квартирах, домах-памятниках истории и культуры, в домах закрытых военных городков и маневренного жилищного фонда, в санитарно-защитных зонах предприятий, а также служебные жилые помещения, за исключением жилого фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Администрации городов, районов, предприятий и учреждений вправе с учетом мнения коллективов принимать решения о передаче в собственность граждан занимаемых ими служебных помещений и коммунальных квартир.
В частности, приватизацию служебных жилых помещений целесообразно осуществлять в тех случаях, когда граждане, проживающие в этих помещениях, в соответствии с действующим законодательством не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения.
10. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта в соответствии с нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда, осуществляется, как правило, после проведения наймодателем капитального ремонта или в порядке, определенном Минфином РСФСР.
11. Передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется:
- администрациями городов и районов;
- предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения.
12. Организация процесса приватизации жилья в городах и райцентрах Пензенской области производится через специальное жилищное агентство (бюро) (Агентство (бюро) по приватизации жилья). Агентство (бюро) по приватизации жилья утверждается администрацией городов и районов.
Гражданин, желающий получить в собственность занимаемое жилое помещение, должен подать соответствующее заявление в Агентство (бюро), которое берет на себя организацию всего процесса, включая сбор необходимой информации (справки, документы и др.), расчеты, связанные с оценкой стоимости жилья и т.д.
13. Инициатива в проведении приватизации занимаемых гражданами жилых помещений может исходить от граждан, администрации городов, районов, предприятий, учреждений, организаций, и при этом не должен нарушаться главный принцип - добровольность получения гражданами жилых помещений в собственность.
14. Передача жилья в собственность граждан оформляется соответствующим договором, заключаемым администрацией городов, районов, предприятий, учреждений и организаций с гражданином, получающим жилое помещение в собственность, в порядке и на условиях, установленных нормами Гражданского Кодекса РСФСР (прилагается).
Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора.
15. Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов в Агентство (бюро).
Учитывая, что каждый гражданин имеет право на получение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда только один раз, в случае изменения места жительства к заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий, что ранее занимаемое им жилое помещение не было приватизировано.
16. Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, уплачивают налог за приватизированное жилье в установленном Законом порядке.
Установить в Пензенской области, как базовый показатель начисления налога на имущество, норму общей площади жилых помещений, бесплатно переданных гражданам, в размере не менее 20 кв.м на одного человека и дополнительно 10 кв.м на семью или одинокого нанимателя.
17. В связи с бесплатной передачей жилья в собственность, стоимость квартиры определяется расчетным путем по остаточной балансовой стоимости здания в действующих на момент приватизации ценах с учетом потребительских качеств.
Определение величины стоимости бесплатно передаваемой площади и расчет общей стоимости квартиры производится по "Методике оценки стоимости жилья, передаваемого в собственность граждан", утвержденной Государственным Комитетом РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству 18.10.91 г.
18. В общую стоимость квартиры, передаваемой в собственность, входит соответствующая ей доля в общей площади дома, часть инженерного оборудования, мест общего пользования и других сооружений.
19. В период перехода к рыночным отношениям сохраняется существующая на момент принятия настоящего Положения очередность на получение жилья и улучшение жилищных условий.
Решение о постановке вновь на очередь для получения жилья определяется в соответствии со ст. 9 Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" и принимается администрацией городов и районов.
В переходный период к рыночным отношениям следует выделять до 8 процентов вновь вводимого жилья для свободной продажи гражданам, стоящим в очереди на получение жилья, и 2 процента на аукционную.
В дальнейшем, по мере формирования рынка жилья, доля жилой площади, направляемая на свободную продажу гражданам, может увеличиваться.
Кроме того, по решению администраций городов, районов, предприятий, учреждений и организаций незаселенные жилые дома, подлежащие капитальному ремонту и реконструкции, могут быть проданы гражданам, организованным товариществам или иным объединениям.
Незаселенные жилые дома, подлежащие капитальному ремонту и реконструкции, могут приобретаться также акционерными обществами, созданными для проведения этих работ.
После проведения капитального ремонта и реконструкции граждане, товарищества, акционерные общества могут сдавать квартиры в этих домах в наем, аренду, продавать их.
20. При переезде в другое жилое помещение и заселении его до договору найма граждане имеют право на приватизацию этого жилья на следующих условиях:
- если ранее приватизированные ими квартиры переданы безвозмездно администрациям городов и районов;
- в иных случаях отчуждения ранее приватизированной квартиры гражданам бесплатно передается площадь в размере установленного норматива п. 16 настоящего Положения или им компенсируется стоимость квартиры.
21. Для приобретения в собственность жилых помещений граждане могут использовать долгосрочные кредиты, представляемые им на льготных условиях в порядке, определенном Госбанком РСФСР.
22. Обслуживание и ремонт приватизированного жилья должно осуществляться с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда на условиях, установленных для домов государственного и муниципального фонда, и включают в себя следующий комплекс работ по содержанию домов:
- техническое обслуживание элементов дома и квартир;
- текущий ремонт дома и квартир;
- санитарное обслуживание вспомогательных помещений дома;
- санитарное обслуживание придомовой территории и др.
Объем этих работ, их периодичность, критерии оценки качества определяются действующими нормативами.
Весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту приватизированных домов, квартир осуществляется за счет средств собственников.
Оплата услуг жилищно-эксплуатационных организаций должна производиться по экономически обоснованным тарифам, которые включают затраты на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты квартир всего дома и обслуживание придомовых территорий, а также рентабельность, установленную договорным путем, в зависимости от качества выполняемых работ.
В то же время, в переходный период формирования рынка жилья для собственников приватизированных квартир, участвующих в общих расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом всего дома, сохраняются те же условия оплаты, что и для нанимателей жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Оплата коммунальных услуг производится собственником квартир так же, как и нанимателем.
23. Взаимоотношения между собственниками жилых помещений и организациями, осуществляющими работы по содержанию и ремонту жилищного фонда (жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, кооперативами, арендными коллективами, частными фирмами и иными субъектами хозяйствования) основываются на договорных отношениях (прилагается).
В договоре отражаются:
- перечень и объем работ и услуг по содержанию и обслуживанию приватизированного жилищного фонда, выполняемых подрядчиком;
- показатели и критерии оценки качества;
- размеры оплаты услуг;
- взаимные обязательства и санкции.
24. За жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями сохраняются обязательства по обслуживанию и ремонту приватизированных жилых помещений по договору с их собственниками.
25. Обслуживание и ремонт квартир, находящихся в собственности граждан в частично приватизированных домах, осуществляется теми же жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, которые обслуживали эти дома на момент приватизации.
Жилищно-эксплуатационная и ремонтно-строительная организации могут выступать посредником в обеспечении граждан приватизированых квартир коммунальными услугами (водоснабжением, теплоснабжением, электроснабжением, газоснабжением и др.).
Собственники квартир, расположенных в домах государственного муниципального жилищного фонда, обязаны участвовать в общих расходах по обслуживанию и ремонту строений, его инженерного оборудования и придомовой территории пропорционально доле занимаемой площади в этом доме, что должно быть предусмотрено договором передачи квартир в собственность.
26. Собственники квартир в полностью приватизированном доме вправе самостоятельно определять организацию для обслуживания этого дома, включая государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации, частные фирмы, кооперативы и иные субъекты хозяйствования.
27. Собственники квартир в полностью приватизированных домах для представления своих интересов обязаны образовывать товарищества и иные объединения.
Товарищества могут также создаваться и в тех случаях, когда приватизированы не все квартиры, но значительное их количество (например, более половины или отдельная секция).
Жилищное товарищество действует в соответствии с Уставом, который предусматривает права и обязанности их участников, ответственность за совместную эксплуатацию домовладения, пользование и распоряжение имуществом.
Товарищество вправе от имени собственников приватизированного жилья определять подрядчиков для обслуживания и ремонта дома и придомовой территории, заключать с ними договоры, а также обеспечивать соразмерно занимаемой площади собственников квартир - членов товарищества во всех расходах, связанных с содержанием и эксплуатацией жилого дома; своевременное поступление предназначенных на эти цели средств на свой расчетный счет.
Товарищество может выступать заказчиком на коммунальные услуги (водо-, тепло-, электро-, газоснабжение и др.), заключая договоры с соответствующими предприятиями на их оказание. Коммунальные и прочие услуги оплачиваются при этом в целом по строению в соответствии с договором.
28. Контроль за техническим состоянием и своевременным ремонтом приватизированного жилищного фонда осуществляет администрация городов, районов, поселков, сельских населенных пунктов и органы местного самоуправления.
Нарушение правил эксплуатации приватизированных жилых домов, квартир и инженерного оборудования влечет ответственность в установленном Законом порядке.
Утверждена
малого Совета Пензенского областного
Совета народных депутатов
от 21 января 1992 г. N 6
Методика оценки стоимости жилья, передаваемого в собственность граждан
1. Настоящая методика предназначена для использования при определении стоимости передаваемых в собственность граждан жилых помещений с учетом их потребительских качеств.
Методика носит рекомендательный характер и может уточняться с учетом градостроительных и других местных условий конкретного населенного пункта.
2. В качестве единицы учета при определении стоимости приватизируемых жилых помещений принимаются 1 кв.м общей площади.
При этом общая площадь квартиры определяется как сумма площадей и жилых, и подсобных помещений, веранд, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов и террас, учитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов с боковыми экранами и террас - 0,35, для обычных выносных балконов - 0,25 (см. "Инструкцию о порядке проведения технической инвентаризации жилищного фонда", ЦСУ СССР, Москва, 1987 г.).
3. Определению стоимости жилых помещений, передаваемых в собственность граждан, должна предшествовать оценка в стоимостном эквиваленте норматива бесплатно передаваемого жилья с учетом его потребительских качеств, который рассчитывается как:
Сн = (S * n + Sдоп) * p,
где:
Сн - норматив бесплатно передаваемого жилья
S - размер бесплатно передаваемой площади квартиры
Sдоп - размер бесплатно передаваемой площади квартир на одного
человека или на семью
n - количество членов семьи
p - стоимость 1 кв.м общей площади среднего уровня качества в
действующих ценах
4. Стоимость 1 кв.м общей площади жилья среднего уровня качеcтва (базовая стоимость) определяется по данным инвентаризации фонда, на основании которых формируется система потребительских оценок качества жилых помещений и устанавливается взаимосвязь между стоимостью квартиры и наличием тех или иных элементов благоустройств и удобств.
Для определения среднего уровня качества жилья и соответствующей ему базовой стоимости 1 кв.м общей площади учитываются средние для населенного пункта потребительские качества, оценивающие престижность района, уровень благоустройства, материал стен и качество отделки, а также другие свойства, характеризующие комфортабельность дома и квартиры.
Для простоты расчетов коэффициент качества, соответствующий среднему уровню потребительских свойств жилья, принимается равным 1.
Стоимость 1 кв.м общей площади жилья с учетом его средних потребительских свойств может быть рассчитана:
- на базе сводных данных о восстановительной стоимости жилищного фонда конкретного населенного пункта (дома) и среднем уровне его износа:
Vф * Pобщ
(Pобщ - -----------) * Lд
100
p = -----------------------------,
Sобщ
где:
Pобщ - восстановительная стоимость жилищного фонда населенного
пункта, дома (за вычетом стоимости жилищного фонда, не
подлежащего приватизации, а также стоимости нежилых
помещений)
Vф - средний физический износ жилищного фонда населенного
пункта, дома
Lд - средний коэффициент (индекс) перевода стоимости жилья
в действующий уровень цен
Sобщ - общая площадь жилищного фонда населеннсго пункта, дома
(с вычетом площади жилищного фонда, не подлежащего
приватизации, а также площади нежилых помещений)
5. Определение общей стоимости квартиры производится на основании базы данных, формируемых путем типизации жилищного фонда населенного пункта с учетом его престижности, месторасположения, потребительских свойств дома, квартиры, что дает возможность обеспечить объективность ее оценки.
6. Коэффициенты, учитывающие потребительские качества жилья, устанавливаются решением сессии местных Советов народных депутатов, с учетом градостроительных и других местных условий населенного пункта (приложение 3).
7. Общая стоимость квартиры, передаваемой в собственность, определяется исходя из ее общей площади, стоимости 1 кв.м общей площади жилья с учетом среднего уровня потребительских свойств и системы коэффициентов, учитывающих фактический уровень качества:
m
Скв = Sкв * p [1 + E (Кi - 1)],
i>1
где
Скв - общая стоимость квартиры, передаваемой в собственность
Sкв - общая площадь передаваемой в собственность квартиры
Кi - коэффициенты, учитывающие потребительские качества жилья
m - количество потребительских свойств, определяющих качество
жилья
p - стоимость 1 кв.м общей площади среднего уровня качества
Приложение 3
Утверждены
малого Совета Пензенского областного
Совета народных депутатов
от 21 января 1992 г. N 6
Коэффициенты
для расчета стоимости квартир, подлежащих передаче в
собственность граждан, учитывающие потребительские
качества жилищного фонда горрайцентров и сельских
населенных пунктов
Наименование потребительских качеств |
Коэффициент оценки |
Примечание |
1. Развитость социальной структуры 2. Удаленность от центра 3. Транспортная доступность 4. Экологическое состояние 5. Наличие детских учреждений 6. Материал стен: кирпичные панельные деревянные прочие 7. Уровень благоустройства 8. Наличие лифта 9. Наличие мусоропровода 10. Уровень инсоляции 11. Ориентация 12. Раздельность санузлов 13. Площадь кухонь (меньше или больше 8 кв.м) 14. Наличие вспомогательных помещений 15. Высота потолков (меньше или больше 2,6 м) 16. Расположение квартир на первом и последнем этажах 17. Другие факторы |
0,9-1,1 0,9-1,1 0,9-1,1 0,7-1,0 0,9-1,0 1,0 0,8 1,0 0,7 0,8-1,0 0,9-1,0 0,9-1,0 0,8-1,0 0,9-1,0 0,9-1,0 0,8-1,1 0,9-1,1 0,8-1,1 0,7-1,0 0,9-1,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение малого совета Пензенского областного Совета народных депутатов от 21 января 1992 г. N 6 "О приватизации жилищного фонда в Пензенской области"
Текст Решения официально опубликован не был
Постановлением Законодательного Собрания Пензенской области от 17 сентября 2002 г. N 114-6/3 ЗС настоящее Решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Законодательного Собрания Пензенской области от 14 октября 1994 г. N 112-5
Решение малого совета Пензенского областного Совета народных депутатов от 7 октября 1993 г. N 308