25 сентября 1998 г.
Пензенская городская Дума решила:
1. Внести изменения и дополнения в Регламент городской Думы, принятый 1-й сессией городской Думы второго созыва 21.01.97 г., изложив его в следующей редакции (прилагается).
2. Контроль за выполнением Регламента возложить на депутатов, постоянные комиссии, председателя Думы (Главу города).
3. Решения Пензенского городского Собрания представителей от 22.02.94 г. и городской Думы от 21.01.97 г. по Регламенту считать утратившими силу.
И.о. председателя городской Думы |
В.И.Шелудько |
Утвержден
РешениемПензенской городской Думы
от 20 марта 1998 г. N 144/16
Регламент Пензенской городской Думы
25 сентября 1998 г.
Настоящий Регламент в соответствии с Уставом города Пензы определяет порядок созыва и проведения сессий городской Думы, подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на сессии, участия в работе сессий приглашенных, образования и избрания органов городской Думы, заслушивания отчетов о их работе, порядок решения других вопросов, связанных с организацией деятельности Думы и ее органов.
Глава 1. Общие положения.
Статья 1. Основы организации деятельности Думы.
Пензенская городская Дума (далее по тексту Дума) является представительным органом местного самоуправления населения города Пензы. Дума состоит из 21 депутата.
Дума не входит в систему органов государственной власти.
Дума осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, Уставом и законами Пензенской области, Уставом города Пензы, настоящим Регламентом.
Дума осуществляет свою деятельность на основе личного участия в ее работе каждого депутата Думы (далее по тексту депутат). Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей, установленных действующим законодательством и настоящим Регламентом.
В случае нарушения Регламента Думы каждый депутат имеет право сделать замечание и потребовать от председательствующего и депутатов соблюдения Регламента.
Дума является юридическим лицом.
Статья 2. Основные принципы деятельности Думы.
Сессии Думы проводятся открыто. Дума может проводить закрытые сессии по требованию не менее 1/3 от установленного числа депутатов.
Статья 3. Формы работы Думы.
Основной формой работы Думы являются ее сессии, на которых принимаются все решения Думы.
Для предварительной подготовки вопросов к рассмотрению на сессиях Думы и организации работы депутатов между сессиями Дума создает постоянные комиссии.
Глава 2. Сессии городской думы.
Статья 4. Созыв сессии Думы и кворум.
1. Первая сессия вновь избранной Думы созывается не позднее чем на 30 день после официального опубликования результатов выборов.
Для предварительного обсуждения повестки первой сессии Думы формируется организационный комитет из числа вновь избранных депутатов. В повестку первой сессии Думы обязательно включаются вопросы признания полномочий депутатов, избрания заместителей председателя Думы, утверждение составов постоянных комиссий, избрание председателей постоянных комиссий, могут включаться другие вопросы.
2. Открывает первое заседание Думы старейший по возрасту депутат.
3. Очередные сессии Думы созываются председателем Думы (Главой города), а при его отсутствии - заместителем председателя Думы. Внеочередные сессии Думы созываются по инициативе не менее 1/3 депутатов от установленного числа депутатов, а также председателя Думы (Главы города) не позднее чем в 2-недельный срок после выдвижения инициативы.
Предложения о созыве внеочередной сессии направляются в письменной форме председателю Думы (Главе города) с указанием вопросов, для рассмотрения которых предлагается созвать сессию, и кратким обоснованием необходимости ее созыва.
4. Сессия Думы правомочна (кворум), если зарегистрировалось не менее 14 депутатов. Кворум определяется на начало сессии Думы и после обеденного перерыва. Если сессия переносится на другой день, кворум определяется заново. О невозможности прибыть на сессию Думы депутат сообщает заместителю председателя Думы, председателю Думы (главе города) до открытия сессии.
5. Если на сессию Думы прибыло менее 14 депутатов, то сессия переносится на другое время, но не более чем на 7 дней.
6. О времени созыва и месте проведения сессии Думы, а также о вопросах, вносимых на рассмотрение сессии, председатель Думы (Глава города) сообщает депутатам и доводит до сведения населения не позднее чем за 7 календарных дней до сессии, за исключением случаев созыва внеочередной сессии. О созыве внеочередной сессии и ее повестке депутатам сообщается не позднее чем за 3 дня до ее проведения.
Статья 5. Участие должностных лиц администрации города, глав районов и представителей средств массовой информации в сессиях Думы.
1. Сессии Думы проводятся, как правило, в специальном зале заседаний, предусмотренном только для мероприятий Думы, где оборудованы места для депутатов, председательствующего. Для приглашенных на сессию представителей Администрации города, районов, средств массовой информации и т.д. имеются специально отведенные места.
2. Должностные лица администрации города, районов и другие приглашенные на сессию имеют право выступить на сессии с разрешения председательствующего и одобрения депутатов.
3. Дума, по представлению средств массовой информации, проводит аккредитацию журналистов, представляющих в Думе эти СМИ.
Аккредитованных журналистов Дума обеспечивает информацией и материалами о работе Думы.
4. Список приглашенных на сессию по обсуждаемому вопросу определяется лицом, готовившим вопрос, постоянной комиссией, к ведению которой относится вопрос, заместителями председателя Думы и Главой города. Явка приглашенных возлагается на Аппарат Думы.
Статья 6. Регистрация депутатов на сессии Думы.
Регистрация депутатов, прибывших на сессию Думы, начинается за 30 минут до открытия сессии.
Регистрацию организует аппарат Думы. А после открытия сессии Думы - ее секретариат.
Статья 7. Председательствующий на заседании Думы.
После избрания заместителей председателя Думы первое и последующие заседания Думы ведет председатель Думы (Глава города), а в его отсутствие - один из заместителей председателя Думы.
Председательствующий на заседании Думы:
1) объявляет об открытии и закрытии заседания;
2) информирует депутатов о составе приглашенных на заседание;
3) ведет заседания Думы, обеспечивает соблюдение настоящего Регламента и утвержденного распорядка работы заседания;
4) контролирует наличие кворума заседания;
5) предоставляет слово для докладов и выступлений;
6) через секретариат сессии ведет запись желающих выступить с указанием времени поступления записок;
7) ставит на голосование проекты решений Думы, предложения депутатов по рассматриваемым на сессии вопросам, объявляет последовательность их постановки на голосование и результаты открытых голосований;
8) оглашает заявления, справки, предложения и замечания депутатов, поступившие в секретариат сессии;
9) обеспечивает порядок в зале заседания;
10) при необходимости проводит консультации с депутатами, депутатскими группами и комиссиями, организует работу временных согласительных комиссий с целью преодоления разногласий;
11) организует работу секретариата сессии и аппарата Думы на сессии;
12) подписывает протоколы сессии и принятые на ней решения.
Председательствующий не вправе выступать по существу обсуждаемых вопросов более того времени, которое установлено настоящим Регламентом для других депутатов, прерывать и комментировать выступления депутатов, если они не противоречат требованиям настоящего Регламента. Если председательствующий считает необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он записывается в общем порядке для выступления и на время своего выступления передает функции председательствующего заместителю - до принятия решения по обсуждаемому вопросу.
Статья 8. Секретариат сессии Думы.
1. На период полномочий Думы, для обеспечения проведения сессий, на первой сессии Думы образуется секретариат.
Предложения о составе секретариата вносятся председателем Думы (Главой города), депутатами.
Секретариат избирается открытым голосованием в составе руководителя (депутат Думы) и членов секретариата из аппарата Думы.
2. Секретариат на сессии Думы:
1) после открытия сессии проводит регистрацию депутатов, прибывших на сессию, анализирует итоги регистрации депутатов, информирует Думу о причинах отсутствия депутатов;
2) организует ведение стенограммы и протокола сессии;
3) регистрирует депутатские запросы, вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы депутатов и приглашенных, направляет их председательствующему на сессии, в редакционную комиссию, другие органы Думы;
4) организует тиражирование и распространение материалов, необходимых депутатам на сессии;
5) фиксирует в протоколе заседания результаты открытых, тайных и поименных голосований;
6) дает разъяснения и информирует депутатов по вопросам, возникшим в ходе сессии;
7) по окончании сессии визирует протокол заседания и представляет его на подпись председательствующему.
Статья 9. Порядок работы сессии Думы.
1. Под порядком ведения заседания понимается соблюдение председательствующим настоящего Регламента. Депутат городской Думы, выступающий по порядку ведения заседания, обязан указать, в чем выразилось нарушение Регламента председательствующим, с указанием нарушенной нормы.
2. Для разъяснения положений Регламента и контроля за его исполнением депутатами, председательствующим, секретариатом и приглашенными Дума образует постоянно действующую регламентную группу из депутатов в количестве 3-х человек.
3. В целях своевременного внесения поправок, дополнений, изменений в проекты решений, рассматриваемых в ходе сессии, Дума создает редакционную комиссию из депутатов, в количественном составе из 5 человек на весь срок полномочий.
Редакционная комиссия руководствуется в своей деятельности положениями настоящего Регламента.
4. Сессии Думы начинаются в 10 часов и проводятся, как правило, ежемесячно в последнюю пятницу каждого месяца.
5. Время для докладов на заседании предоставляется, как правило, в пределах 30 минут, для содокладов - 15 минут, для выступлений в прениях по докладам и проектам решений - до 7 минут, для повторных выступлений в прениях - до 3 минут, для выступлений по порядку ведения сессий, мотивам голосования, для внесения вопросов, предложений, сообщений и справок - до 1 минуты.
С согласия большинства от установленного числа депутатов председательствующий вправе продлить время для доклада или выступления.
6. Слово по процедурным вопросам, по порядку ведения сессии, Регламенту, мотивам голосования, для справок, вопросов и ответов на них предоставляется вне очереди. (Слово по порядку ведения сессии предоставляется для выражения претензий председательствующему, а также для уточнения формулировок, поставленных на голосование.)
7. К процедурным относятся вопросы:
- о перерыве в заседании или переносе заседания;
- о предоставлении дополнительного времени для выступления;
- о продолжительности времени для ответов на вопросы по существу принимаемого решения;
- о предоставлении слова приглашенным на сессию;
- о переносе или прекращении прений по обсуждаемому вопросу;
- о передаче вопроса на рассмотрение соответствующей постоянной комиссии;
- о голосовании без обсуждения;
- о проведении закрытого заседания;
- о приглашении на сессию лиц, указанных в ст. 5 настоящего Регламента;
- об изменении способа проведения голосования;
- об изменении очередности выступлений;
- о проведении дополнительной регистрации;
- о пересчете голосов.
8. Рабочий распорядок дня сессии (длительность сессии, время и количество перерывов) утверждается Думой по предложению председательствующего в начале сессии.
Если обсуждение вопроса повестки дня затянулось, председательствующий обязан объявить об этом депутатам и поставить на голосование вопрос о прекращении или продолжении обсуждения данного вопроса и на какое время.
Статья 10. Порядок предоставления слова в прениях.
1. После доклада и содоклада депутатам предоставляется возможность задать вопросы докладчику. Вопросы к докладчику подаются в письменном виде или задаются с места. По необходимости Дума большинством голосов от установленного числа депутатов принимает решение о прекращении вопросов и переходу к прениям по докладу или проекту решения.
2. Председательствующий на сессии предоставляет слово для участия в прениях в порядке поступления заявлений. В необходимых случаях с согласия Думы председательствующий может изменить очередность выступлений с объявлением мотивов такого изменения.
Депутат может выступить в прениях не более двух раз. Право на дополнительное выступление может быть предоставлено только с согласия депутатов.
Передача права на выступление другому лицу не допускается.
3. Для участия в прениях по обсуждаемому вопросу председательствующий интересуется о желании выступить на сессии приглашенных лиц и предоставляет им слово с согласия депутатов.
4. Прекращение прений производится по решению депутатов Думы, принимаемому большинством голосов (11) от установленного числа депутатов. При постановке вопроса о прекращении прений председательствующий информирует депутатов о числе желающих выступить и выясняет, кто из записавшихся настаивает на предоставлении слова. Если депутат в связи с прекращением прений не получил возможности выступить, он может представить текст своего выступления в секретариат для его включения в протокол.
5. После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право на заключительное выступление длительностью до 5 минут.
Статья 11. Этика выступлений и дисциплина на сессии Думы.
1. Выступающий на сессии городской Думы депутат не вправе нарушать правила депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а при повторном нарушении лишает его права выступления в течение всей сессии Думы.
Если выступающий отклоняется от обсуждаемой темы, председательствующий вправе призвать его придерживаться темы обсуждаемого вопроса.
Если выступающий превышает отведенное ему Регламентом время, председательствующий вправе после одного предупреждения лишить его слова.
2. Лицо, не являющееся депутатом, в случае грубого нарушения им порядка и Регламента может быть удалено из зала заседания с согласия депутатов.
Статья 12. Процедура голосования на сессии.
1. По вопросам, вносимым на сессию, Дума принимает решения открытым, тайным или поименным голосованием. Порядок голосования определяется депутатами.
2. Депутат обязан лично осуществлять свое право на голосование. Депутат, отсутствующий во время голосования, не вправе подать свой голос позже.
3. Результаты голосования по всем вопросам вносятся в протокол сессии Думы.
Статья 13. Порядок открытого голосования.
1. При открытом голосовании подсчет голосов производится секретариатом сессии.
Перед началом голосования председательствующий уточняет количество предложений, их формулировки и напоминает, каким количеством голосов может быть принято то или иное решение.
2. При голосовании по одному или двум предложениям каждый депутат имеет право один раз подать свой голос: "за" предложение, либо "против" него, а также воздержаться от голосования. Предложение считается принятым, если за него проголосовало необходимое по настоящему Регламенту количество депутатов.
3. В случае, если на голосование выносится более двух предложений по одному вопросу, каждый депутат имеет право подать свой голос "за" либо "против" каждого из предложений, а также воздержаться от голосования по любому из предложений (рейтинговое голосование). Два предложения, набравших наибольшее количество голосов, выносятся на повторное голосование в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи. Если в этом случае ни одно из предложений не получило необходимое для принятия решения по настоящему Регламенту количество голосов, то по предложению председательствующего формируется депутатская согласительная комиссия для выработки проекта нового решения.
4. После окончания голосования председательствующий на сессии объявляет его результаты. Результаты голосования заносятся в протокол сессии.
5. При выявлении ошибок в процедуре голосования по решению Думы проводится повторное голосование.
Статья 14. Порядок тайного голосования.
1. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Дума избирает из числа депутатов открытым голосованием счетную комиссию. В счетную комиссию не могут входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на выборные должности.
Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Счетная комиссия обеспечивает условия для соблюдения тайного голосования. В помещении, где счетная комиссия производит подсчет голосов, никто, кроме членов комиссии, присутствовать не может.
Решения комиссии принимаются большинством голосов и оформляются протоколами, которые подписывают председатель и секретарь комиссии.
Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме и в количестве, соответствующем числу состава депутатов, и которые подписываются на оборотной стороне членами комиссии. Бюллетени должны содержать необходимую для голосования информацию. В бюллетенях для голосования по проектам решений или при кандидатуре на выборную должность должны стоять слова "за" и "против".
2. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией на основе настоящего Регламента и объявляются председателем комиссии.
Для проведения голосования комиссия выдает каждому депутату, присутствующему на заседании, один бюллетень по выборам или принятию решения.
Заполнение бюллетеня производится путем вычеркивания в бюллетене фамилии кандидата, против которого депутат голосует, а в бюллетене по проекту решения (варианту решения) - слова "за" либо "против" возле вариантов предлагаемых решений или фамилии кандидата. Вычеркивание и слова "за", и слова "против" либо фамилий всех кандидатов, а также незаполнение бюллетеня считается воздерживанием от подачи голоса.
Заполненные бюллетени отпускаются в опечатанную урну для голосования.
3. Счетная комиссия по окончании голосования вскрывает урну, устанавливает количество действительных и недействительных бюллетеней и производит подсчет голосов, поданных за или против предложения.
Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы.
О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протоколы, которые подписываются всеми членами счетной комиссии и утверждаются на сессии решением Думы.
Статья 15. Порядок поименного голосования.
1. Поименное голосование проводится по требованию не менее 1/5 от установленного числа депутатов.
2. Для проведения поименного голосования и определения его результатов Дума избирает из числа депутатов открытым голосованием счетную комиссию. В случае, когда на сессии Думы проводится и тайное, и поименное голосование, Дума может поручить их организацию одному составу счетной комиссии.
3. Результаты поименного голосования оглашаются на сессии, представляются в секретариат для включения в протокол, а также для опубликования в средствах массовой информации.
Статья 16. Формирование повестки сессии Думы.
1. Предложения в повестку вносят депутаты, постоянные комиссии, председатель городской Думы (Глава города).
Органы территориального общественного самоуправления, граждане, их объединения, представители предприятий, учреждений и организаций города вносят свои предложения в повестку сессии через постоянные комиссии в порядке, установленном Положением о комиссиях.
2. Предложения направляются председателю Думы (Главе города) в письменном виде не позднее чем за десять дней до начала сессии. Предложение должно содержать обоснование целесообразности рассмотрения данного вопроса, а при необходимости - проект решения Думы и иные сопутствующие материалы (положения, расчеты, статистические сведения и пр.).
Председатель Думы (Глава города) или его заместитель организуют регистрацию поступающих предложений и в течение суток направляют их в постоянную комиссию, к ведению которой относится предлагаемый к рассмотрению вопрос.
Комиссия не позднее чем за 8 дней до дня проведения сессии представляет председателю Думы (Главе города) заключение комиссии о целесообразности включения вопроса в повестку очередной или последующей сессии и ее предложения по проекту решения сессии. В случае поступления в комиссию нескольких проектов решений по одному вопросу комиссия выносит заключение по всем проектам и все их представляет председателю Думы (Главе города).
3. В повестку сессии подлежат обязательному включению вопросы, по которым приняты решения постоянными комиссиями.
4. Если в период между сессиями в Думу поступили депутатские запросы, то они включаются в повестку.
5. При включении в повестку сессии "Разное" - под этим понимается только любая информация, сообщения, не входящие в повестку и по которым Дума не принимает решений.
6. Председатель Думы (Глава города) организует вручение депутатам Думы всех предложений в повестку сессии и сопутствующих материалов, включая заключения комиссий, не позднее чем за 3 дня до начала сессии Думы.
7. Повестка сессии Думы утверждается Думой по представлению председательствующего. Предложения оглашаются в порядке их поступления.
8. Депутат и председатель городской Думы (Глава города) на сессии Думы имеет право предложить в проект повестки дня сессии любой вопрос, кроме вопроса, требующего финансовых затрат.
9. Время для обращений депутатов с устными или письменными вопросами, депутатскими запросами к главе города, должностным лицам городской администрации, руководителям предприятий, учреждений, организаций, иным приглашенным лицам отводится после рассмотрения основных вопросов повестки дня. Ответ им может быть дан как в письменной, так и в устной форме.
10. Депутаты обязаны рассмотреть на сессии Думы все вопросы утвержденной повестки, либо принять решение о переносе нерассмотренных вопросов на следующую сессию или исключении этих вопросов из повестки. Перенесенные вопросы имеют приоритет в повестке следующей сессии по времени их рассмотрения.
Статья 17. Протокол и стенограмма сессии Думы.
1. На каждой сессии Думы ведется протокол и стенограмма. В протоколе сессии содержится:
1) дата, место проведения сессии и порядковый номер сессии Думы;
2) общее число депутатов, избранных в Думу, списки присутствующих и отсутствующих депутатов с указанием причин отсутствия;
3) фамилия, инициалы, должность председательствующего;
4) список приглашенных на сессию;
5) повестка сессии Думы, фамилии, инициалы, должности докладчиков и содокладчиков по каждому вопросу, выносимому на рассмотрение Думы;
6) проекты решений и сопутствующие материалы;
7) фамилии, инициалы и должности всех выступавших на сессии, тексты или изложения выступлений;
8) сведения о записавшихся для выступлений;
9) материалы, переданные в ходе сессии в секретариат депутатами и выступающими;
10) формулировки всех предложений для голосования и результаты всех голосований.
К протоколу прилагаются полные тексты принятых Думой решений.
2. Протокол сессии Думы оформляется в течение 10 дней после окончания сессии Думы, визируется секретариатом и подписывается председательствовавшим на сессии Думы. Протокол и решения сессии направляются заместителям председателя Думы и председателям постоянных комиссий.
Первый экземпляр протокола, стенограмма и решения городской Думы хранятся в аппарате городской Думы в течение 10 лет, а затем передаются в установленном порядке в областной архив, где хранятся постоянно. Второй экземпляр протокола находится в аппарате Думы и предоставляется для ознакомления депутатам и жителям города по их просьбе.
Статья 18. Решения, принимаемые Думой.
1. Дума принимает решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции Уставом города Пензы, другими законодательными актами Российской Федерации и Пензенской области:
1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения города Пензы;
2) утверждение бюджета города и отчета о его исполнении по представлению Главы города;
3) установление и отмена местных налогов, сборов, пошлин и тарифов;
4) утверждение программ и планов социально-экономического развития города, утверждение отчетов об их исполнении;
5) установление порядка управления и распоряжения городской муниципальной собственностью;
6) осуществление контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления;
7) утверждение Устава города Пензы;
8) внесение изменений и дополнений в Устав;
9) утверждение структуры и фонда оплаты труда работников Думы и Аппарата, принятие решений по рекомендациям постоянных комиссий о депутатах, выполняющих свои обязанности на штатной оплачиваемой основе;
10) установление нормативов отчислений от регулируемых доходных источников в бюджеты районов;
11) определение в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пензенской области льгот и преимуществ по местным налогам и сборам, а также льгот и преимуществ в части налогов, остающихся в городе;
12) назначение городских референдумов;
13) образование и определение порядка использования городских внебюджетных фондов;
14) принятие решений по иным вопросам, входящим в компетенцию Думы в соответствии с Уставом города.
2. По вопросам формирования постоянных и временных органов Думы, признания полномочий депутатов, одобрения проектов решений, кадровым вопросам Думы (выборы заместителей председателя Думы, утверждение председателей комиссий, утверждение депутатов, работающих на штатной основе, освобождение их от должности) и иным вопросам деятельности (включая принятие и изменение Регламента Думы).
3. Решения Думы по вопросам утверждения и изменения повестки сессии, установления рабочего распорядка сессий, прекращения прений, продления времени для выступлений, изменения очередности выступлений, проведения тайного и поименного голосования и другим вопросам организации работы сессии (процедурным вопросам) отражаются в протоколе сессии Думы и при необходимости оформляются выписками из протокола, подписываемыми председателем Думы (Главой города).
Статья 19. Порядок принятия решений Думой.
1. Правом внесения в Думу проектов решений обладают депутаты, постоянные комиссии, объединения граждан, жители города, Глава города и главы районов.
2. Вносимые проекты решений представляются в организационный отдел Аппарата городской Думы, где регистрируются и направляются Главе города.
3. На заседании постоянной комиссии лицом, внесшим проект решения, обосновывается необходимость его принятия.
4. Постоянная комиссия принимает решение об утверждении проекта, о внесении поправок в проект или его отклонении.
В случае отклонения постоянной комиссией проекта решения инициатор его внесения имеет право повторно внести проект решения на рассмотрение постоянной комиссии, а депутат и на сессию.
5. Депутаты имеют право внести поправки в проект решения до проведения сессии или во время рассмотрения вопроса на сессии. Поправки к проекту вносятся в письменном виде.
6. К каждому проекту решения прикладывается лист согласования:
1) проекты решений по вопросам, вносимым на сессии по инициативе депутатов, визируются депутатом (депутатами), готовившим вопрос, председателем постоянной комиссии, к ведению которой относится рассматриваемый вопрос, юрисконсультом и заместителем председателя городской Думы;
2) проекты решений по вопросам, вносимым на сессии по инициативе Администрации города, визируются заместителем Главы администрации, председателем постоянной комиссии, к ведению которой относится рассматриваемый вопрос, юрисконсультом и заместителем председателя городской Думы. Аналогичным образом визируются проекты решений, вносимые райадминистрациями, предприятиями, организациями, учреждениями, органами территориального общественного самоуправления, населением;
3) подготовленные проекты решений по вопросу о ходе выполнения ранее принятых решений городской Думы визируются лицом, подготовившим вопрос, председателем постоянной комиссии, к ведению которой относится рассматриваемый вопрос, юрисконсультом и заместителем председателя городской Думы;
4) проекты решений, связанные с законодательной инициативной городской Думы в Законодательном Собрании Пензенской области, визируются юрисконсультом Думы, председателями постоянных комиссий и заместителем председателя Думы;
5) решения Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, принимаются для рассмотрения Думой только после заключения юрисконсульта Думы о соответствии проекта решения действующему законодательству с пояснительной запиской автора проекта решения;
6) процедура согласования проектов решений Думы осуществляется Аппаратом городской Думы;
7) не допускается вносить изменения и дополнения в текст проекта решения до сессии после его согласования. К нему могут прилагаться поправки, дополнения, изменения с конкретными формулировками.
7. Рассмотрение проектов решений Думы на сессиях осуществляется в одном, двух или более чтениях (решение по данному вопросу принимается Думой) применительно к конкретному решению. Согласование проектов решений всеми указанными в листе согласования должностными лицами и депутатами проводится в срок от 1 до 3-х дней.
8. Проект решения докладывается на сессии инициатором его внесения. С содокладом (по необходимости) выступает представитель постоянной комиссии, ответственный за подготовку вопроса.
9. К докладчику или содокладчику задаются вопросы, проводится обсуждение проекта решения, проект решения ставится на голосование за основу, после чего представитель постоянной комиссии докладывает о рекомендациях комиссии по поступившим поправкам.
10. При рассмотрении поправок, в том числе и поданных в ходе сессии, обсуждаются и голосуются отдельно каждая. Если внесено несколько поправок к одной статье, части или пункту проекта, то голосование проводится в порядке их поступления, либо сначала обсуждаются и голосуются те из них, принятие или отклонение которых позволят решить вопрос о других поправках.
Поправка, снятая ее автором, может быть поддержана другими депутатами.
По результатам голосования поправок редакционная комиссия дорабатывает проект решения с учетом принятых поправок в окончательном виде, а секретариат Думы представляет председательствующему окончательный отпечатанный проект решения Думы в ходе сессии. Окончательный проект решения прикладывается к протоколу.
11. Текст проекта решения ставится на голосование депутатов в целом.
12. Внесение изменений и дополнений в текст принятого решения не допускается.
13. Принятые решения подписываются председателем городской Думы (Главой города).
14. Контроль за выполнением решений городской Думы осуществляют должностные лица городской Думы, Администрации, поименованные в решении, а также председатели постоянных комиссий и депутаты.
Статья 20. Нормы голосования.
Решение Думы считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Думы.
Решение о самороспуске Думы, о выражении недоверия Главе города, о внесении изменений и дополнений в Устав города Пензы считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Глава 3. Структура, должностные лица и рабочие органы Думы
Статья 21. Дума самостоятельно определяет свою структуру и фонд оплаты труда работников Думы и его Аппарата
Статья 22. Председатель Думы (Глава города).
1. Полномочия председателя Думы (Главы города) как руководителя Думы:
1.1 представляет Думу в пределах своих полномочий в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями, средствами массовой информации и гражданами;
1.2 созывает сессии, доводит до сведения депутатов и населения место и время их проведения, а также проект повестки дня;
1.3 осуществляет руководство подготовкой сессии Думы и вопросов, вносимых на рассмотрение Думы;
1.4 ведет сессии Думы, подписывает ее решения, протоколы сессии и другие документы Думы;
1.5 председательствующий на сессии обязан подписать решение, принятое сессией Думы, в течение 5 дней;
1.6 имеет право возвратить в течение 5 дней принятое Думой решение для повторного рассмотрения с мотивированным письменным заключением о причинах его возврата, разногласия между Думой и Главой города разрешаются в десятидневный срок на согласительной комиссии, образуемой заинтересованными сторонами;
1.7 руководит аппаратом Думы на принципах единоначалия;
1.8 оказывает содействие депутатам Думы в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения ими служебных или производственных обязанностей для работы в Думе, ее органах или избирательных округах;
1.9 координирует деятельность постоянных комиссий Думы, дает им поручения во исполнение решений Думы;
1.10 принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Думы;
1.11 организует в Думе прием граждан, рассмотрение письменных и устных обращений граждан;
1.12 вправе включить по собственному желанию в повестку дня сессии следующие вопросы:
1) о выборах на вакантную должность заместителей председателя Думы;
2) о первом заместителе Главы администрации (если такая должность предусмотрена структурой);
3) о выборах на вакантные места председателей постоянных комиссий;
1.13 решает иные вопросы, порученные ему Думой или возложенные на него соответствующими нормативными правовыми актами;
1.14 открывает и закрывает расчетные и текущие счета Думы в банках и является распорядителем по этим счетам;
1.15 является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным городским бюджетом на обеспечение работы Думы и ее Аппарата;
1.16 от имени Думы подписывает исковые заявления, направляемые в суды, в случаях, предусмотренных законом.
2. Отчитывается о своей работе перед Думой на сессии по истечении года.
3. Осуществляет полномочия Думы в случае досрочного прекращения ее деятельности до первого заседания вновь избранной Думы с последующим утверждением на сессиях принятых в этот период Главой города нормативных актов, входящих в ее компетенцию.
4. Глава города не вправе передавать полномочия по организации работы Думы должностным лицам городской администрации.
5. В случае вступления в силу переходных положений Устава города Пензы:
1) председатель Думы избирается из числа депутатов тайным голосованием с использованием бюллетеней;
2) кандидатуры на должность председателя Думы предлагаются депутатами путем тайного выдвижения. В бюллетень для тайного выдвижения каждый депутат вносит одну кандидатуру;
3) по всем кандидатурам, давшим согласие баллотироваться, на сессии Думы проводится обсуждение, в ходе которого они выступают и отвечают на вопросы депутатов. Самоотводы кандидатов принимаются без голосования;
4) Дума утверждает список кандидатур на должность председателя Думы для тайного голосования;
5) избранным на должность председателя Думы считается кандидат, получивший в результате тайного голосования более половины голосов от установленного числа депутатов;
6) в случае, если на должность председателя Думы было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов;
7) избранным на должность председателя Думы по итогам второго тура голосования считается тот кандидат, за которого проголосовало более половины от установленного числа депутатов;
8) если во втором туре голосования председатель Думы не будет избран, то процедура повторяется, начиная с выдвижения кандидатур, до избрания председателя Думы;
9) результаты голосования оформляются решением Думы об избрании председателя Думы.
Статья 23. Выборы заместителей председателя Думы.
1. Депутаты на первой сессии из своего состава избирают двух заместителей председателя Думы (на штатной и на нештатной основе).
2. Кандидатуры на должность заместителей председателя Думы предлагаются депутатами председателю Думы (Главе города) и избираются на сессии городской Думы по его представлению тайным голосованием большинством голосов от установленного числа депутатом.
3. Самоотвод кандидатов принимается без обсуждения и голосования.
4. Каждому кандидату, давшему согласие баллотироваться, до голосования представляется право выступить и ответить на вопросы депутатов.
5. Депутаты Думы в ходе обсуждения кандидатур имеют право агитировать "За" и "Против" каждой из них.
6. В бюллетень для тайного голосования вносятся все выдвинутые кандидатуры, за исключением взявших самоотвод.
7. Кандидат считается избранным, если в результате тайного голосования он получил более половины голосов от установленного числа депутатов.
8. В случае, если на должность заместителя председателя Думы было выдвинуто несколько кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.
9. Если при повторном голосовании ни один из кандидатов не набрал более половины голосов от установленного числа депутатов Думы, проводятся повторные выборы с новым выдвижением кандидатур и последующим соблюдением установленных настоящим Регламентом процедур (при этом допускается новое выдвижение ранее выдвигавшихся кандидатур).
10. Об избрании заместителя председателя Дума принимает соответствующее решение.
Статья 24. Обязанности заместителя председателя Думы на штатной оплачиваемой основе.
1. Замещает председателя Думы в его отсутствие или в случае невозможности выполнения им своих обязанностей, по распоряжению председателя Думы.
2. Руководит подготовкой перспективного (годового, квартального) плана работы городской Думы и осуществляет контроль за его выполнением.
3. Проводит организационную работу по контролю за исполнением решений, принимаемых Думой. Информирует депутатов сессии Думы о ходе выполнения решений и мероприятий, принятых Думой.
4. Контролирует выполнение депутатских запросов.
5. Организует работу с обращениями граждан, поступающими в городскую Думу.
6. Организует учебу руководителей постоянных комиссий.
7. Организует учебу депутатов городской Думы.
8. Организует постановку и контроль за прохождением и исполнением входящей и исходящей служебной корреспонденции городской Думы.
9. Выполняет иные поручения Думы и Главы города.
Статья 25. Обязанности заместителя председателя Думы на нештатной основе.
1. Замещает председателя Думы или заместителя председателя на штатной оплачиваемой основе в случае их отсутствия или невозможности исполнения ими обязанностей по распоряжению председателя Думы.
2. Выполняет иные поручения Думы и Главы города.
Статья 26. Освобождение от должности заместителей председателя Думы.
Заместители председателя Думы могут быть освобождены от должности в соответствии с решением Думы путем тайного голосования.
Вопрос об освобождении может быть предложен в повестку сессии Думы самим заместителем, депутатом Думы, Главой города, группой депутатов, постоянной комиссией. При внесении данного вопроса должны быть изложены мотивы об освобождении.
При рассмотрении вопроса об освобождении заместителей председателя Думы должно быть предоставлено время для выступления.
Тайное голосование по вопросу об освобождении заместителей председателя Думы проводится в порядке, установленном ст. 14 и 23 настоящего Регламента.
Заместители председателя Думы считаются освобожденными, если в результате тайного голосования за их освобождение проголосовало большинство от установленного числа депутатов.
В случае освобождения заместителей председателя Думы выборы новых заместителей проводятся не позднее чем через 14 дней.
Статья 27. Досрочное прекращение полномочий заместителей председателя Думы.
Досрочное прекращение полномочий заместителей председателя Думы может быть произведено Думой по письменному заявлению самого заместителя или в случае его смерти.
По вопросу досрочного прекращения полномочий заместителя Дума в двухнедельный срок принимает решение. С момент принятия решения заместители прекращают исполнение должностных обязанностей. Если Дума не приняла указанного решения, заместители вправе прекратить исполнение должностных обязанностей по истечении месяца со дня подачи заявления, либо отозвать заявление согласно трудовому законодательству.
Дума обязана не позднее чем через 14 дней после прекращения исполнения заместителями своих должностных обязанностей провести выборы новых заместителей.
Статья 28. Депутат на штатной оплачиваемой основе.
1. Обязан состоять в одной из постоянных комиссий Думы и выполнять поручения этой комиссии.
2. В своей работе в постоянной комиссии руководствуется и выполняет функции, вытекающие из Положения о постоянных комиссиях Пензенской городской Думы. Участвует в разработке проектов планов работы Думы и постоянной комиссии.
3. Выполняет обязанности, вытекающие из Закона Пензенской области "О статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Пензенской области".
4. Подготавливает проекты решений постоянной комиссии, подлежащие в дальнейшем включению в повестку сессий Думы.
5. Контролирует выполнение решений постоянной комиссии.
6. Совместно с секретарем постоянной комиссии обеспечивает оформление протоколов заседаний постоянной комиссии.
7. Осуществляет взаимодействие с работниками аппарата Думы, выполняющими организационное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение работы постоянной комиссии.
Статья 29. Постоянные комиссии Думы.
1. Из числа депутатов Дума образует постоянные комиссии. Постоянные комиссии Думы:
1) осуществляют подготовку заключений по проектам решений и иных актов Думы;
2) разрабатывают проекты решений и иных актов Думы;
3) организуют проведение депутатских слушаний;
4) готовят предложения и рекомендации, вносят их на рассмотрение Думы;
5) содействуют депутатам, помощникам депутатов Думы, ее органам, администрации города, органам территориального общественного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам в их деятельности по осуществлению прав и законных интересов;
6) осуществляют контроль за исполнением решений и иных актов Думы, относящихся к их компетенции;
7) осуществляют иные полномочия, вытекающие из Устава города Пензы.
2. При внесении на рассмотрение Думы материалов и проектов по вопросам, отнесенным к ведению комиссии, ее заключение обязательно.
3. Структура, полномочия, предметы ведения, порядок избрания и организация работы постоянных комиссий определяются настоящим Регламентом и Положением о комиссиях.
4. Численный состав комиссии не может быть менее трех депутатов и, как правило, не более 11 депутатов. В случае большего количества кандидатов в члены комиссии проводится рейтинговое голосование. Депутат не может быть членом более чем двух комиссий и занимать должность председателя комиссии не более чем в одной из них. Персональный состав комиссий утверждается решением Думы.
5. Комиссии избирают из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря. Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются (освобождаются) на заседании комиссии большинством голосов от числа членов комиссии. Председатель комиссии утверждается (освобождается) решением Думы. Полномочия председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии устанавливаются Положением о соответствующей комиссии. Председатель Думы и заместители председателя Думы не могут быть председателями комиссий.
Решением Пензенской городской Думы от 25 сентября 1998 г. N 232/22 в пункт 6 статьи 29 Регламента внесены изменения
6. Заседания комиссии созываются ее председателем и проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц, а внеочередные заседания по инициативе большинства членов комиссии, председателя Думы (Главы города), заместителя председателя Думы, председателя комиссии.
Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от установленного числа членов комиссии.
Повестка заседания и соответствующие материалы вручаются депутатам - членам комиссий не позднее, чем за 3 дня до дня заседания комиссии.
7. Решения комиссии принимаются большинством от числа членов комиссии и подписываются председателем.
Протоколы заседаний подписывает председательствующий на заседании и секретарь.
8. Для подготовки рассматриваемых вопросов и организации депутатских слушаний комиссия может создавать рабочие группы с привлечением депутатов Думы, представителей государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений, а также специалистов и ученых.
Комиссии вправе привлекать к своей работе специалистов различного профиля в качестве экспертов.
9. Комиссии вправе запрашивать у государственных, муниципальных, общественных и иных органов и организаций, должностных лиц материалы и документы, необходимые для их деятельности, если это не противоречит действующему законодательству.
10. Комиссии вправе проводить совместные заседания. Решения комиссий, принимаемые на совместном заседании, считаются принятыми, если в каждой из комиссий на совместном заседании проголосовало более половины ее членов.
11. Дума образует постоянные комиссии:
1) по местному самоуправлению, контролю за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления;
2) по экономике, бюджету, финансовой и налоговой политике, предпринимательской деятельности;
3) по защите прав граждан, правоохранительной деятельности и социальным вопросам;
4) по градорегулированию, землепользованию, собственности и жилищно-коммунальному хозяйству;
5) другие постоянные комиссии.
Статья 30. Временные комиссии Думы.
Дума по любым вопросам своей деятельности вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничивается определенным сроком и (или) конкретной задачей. Срок их деятельности, полномочия и персональный состав определяются Думой.
По результатам своей деятельности комиссия представляет на сессию Думе доклад по существу вопроса, в связи с которым она была создана, с дальнейшим рассмотрение вопроса на заседании постоянной комиссии, к ведению которой относится рассматриваемый вопрос, которая подготавливает проект решения.
Решением Пензенской городской Думы от 25 сентября 1998 г. N 235/22 настоящий Регламент дополнен новой статьей 30-1
Статья 30-1. Совет Думы.
1. Совет Думы является постоянным совещательным органом Думы, состоящим из Председателя Думы, заместителей Председателя Думы и председателей постоянных комиссий Думы.
2. Председателем Совета Думы является Председатель Думы, который руководит работой Совета и председательствует на его заседаниях.
3. Основной функцией Совета Думы является координация деятельности постоянных комиссий Думы и разработка предложений по вопросам, выносимым на обсуждение Думы; Совет также ведает отдельными вопросами, не закрепленными в качестве предметов ведения за постоянными комиссиями Думы.
4. Решения Совета Думы носят рекомендательный характер.
Статья 31. Депутатские и общественные слушания.
Комиссия в соответствии с направлениями своей деятельности может организовать депутатские и общественные слушания с приглашением депутатов, должностных лиц, экспертов, представителей различных органов и организаций, научных учреждений и прессы.
Статья 32. Аппарат городской Думы.
1. Структура, штатное расписание и финансирование Аппарата Думы определяется по рекомендациям постоянных комиссий решением Думы.
2. Аппарат Думы состоит из отделов и подразделений, обеспечивающих правовое, организационное, информационно-аналитическое, финансовое, материально-техническое, документационное и иное обеспечение деятельности Думы и его органов.
3. Составляет смету расходов, связанных с работой Думы, постоянных комиссий, депутатов, вносит ее на рассмотрение постоянных комиссий и утверждение Думой. Контролирует выполнение сметы.
Участвует в подготовке решений и других правовых актов, подлежащих рассмотрению Думой. Готовит необходимые для депутатов материалы, справки, обеспечивает техническую обработку документов Думы.
4. Обобщает поступившие вопросы от постоянных комиссий, депутатов, подлежащие включению в повестку сессий. Формирует повестку сессии, докладывает председателю Думы (Главе города) и своевременно доводит ее до депутатов и населения города.
5. Обеспечивает четкое и качественное ведение делопроизводства, связанное с контролем за выполнением входящей и исходящей корреспонденции, доведением решений сессий, постоянных комиссий до исполнителей.
6. Совместно с Администрацией города способствует осуществлению контроля за выполнением решений и мероприятий, принимаемых Думой. Подготавливает к сессиям информацию о ходе выполнения решений, принятых Думой.
7. Функциональные обязанности каждого сотрудника Аппарата Думы, их права, обязанности и ответственность утверждаются распоряжением председателя Думы (Главой города). Кандидатуры руководителя Аппарата и начальников отделов Аппарата, при назначении на должности, согласовываются с руководителями постоянных комиссий, заместителями председателя Думы и утверждаются решением Думы.
8. О своей работе должностные лица Аппарата Думы отчитываются перед Главой города, постоянными комиссиями и на сессиях Думы.
9. Сотрудники Аппарата являются муниципальными служащими.
Глава 4. Депутат Думы.
Статья 33. Основы деятельности депутата.
Депутат является полномочным представителем населения, проживающего в городе Пензе. В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией и законодательством Российской Федерации, законами Пензенской области, Уставом города Пензы, настоящим Регламентом и своими убеждениями.
Статья 34. Срок полномочий депутата.
Депутат Думы избирается на 4 года. Срок полномочий депутата начинается со дня опубликования итогов выборов и прекращается с момента начала работы Думы нового созыва.
Полномочия депутата не подлежат передаче другому лицу.
Статья 35. Удостоверение и нагрудный знак депутата.
Депутат имеет удостоверение, являющееся его документом, подтверждающим личность и полномочия депутата, и нагрудный знак "Депутат городской Думы".
Удостоверение депутата является документом, подтверждающим право депутата осуществлять депутатские полномочия в полном объеме на территории города Пензы беспрепятственно.
Положение о нагрудном знаке утверждается решением Думы.
Статья 36. Условия осуществления депутатом Думы депутатской деятельности.
1. Депутат может осуществлять свои полномочия без отрыва от основной производственной и служебной деятельности, либо на штатной оплачиваемой основе.
Статья 37. Формы депутатской деятельности.
1. Деятельность депутата осуществляется в следующих формах:
1) участие в заседаниях Думы;
2) участие в работе комиссий;
3) исполнение поручений Думы и ее комиссий;
4) работа с избирателями.
2. В порядке осуществления контрольных полномочий Думы по вопросам ее компетенции депутат имеет право:
1) обращаться с письменными (устными) вопросами к администрации города, районов, руководителям учреждений, организаций, предприятий всех форм собственности, расположенных на территории города;
2) обращаться с депутатским запросом;
3) посещать и лично участвовать в работе совещаний и заседаний органов местного самоуправления, беспрепятственно посещать органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации, воинские части, если для них не устанавливается особый регламент посещений.
Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, не запрещенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Пензенской области, Уставом города Пензы, а также вытекающих из Закона "О статусе депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Пензенской области".
Статья 38. Взаимоотношения депутата с избирателями.
Депутат обязан поддерживать связи с избирателями своего округа. Для осуществления депутатской деятельности в своем избирательном округе депутату, не работающему в Думе на постоянной основе, руководством предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности он освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей на основании решения Думы, либо письменного уведомления председателя Думы (Главы города) или заместителя председателя Думы.
Депутат принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей:
1) рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы;
2) способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов;
3) ведет прием граждан;
4) изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, политические и общественные объединения.
Депутату в его избирательном округе администрации города, районов для осуществления полномочий обязаны предоставить транспорт, отдельное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, необходимой оргтехникой, а также обеспечить извещение населения о месте и времени встречи депутата с избирателями и выделить для этого помещение.
Статья 39. Участие депутата в сессиях и комиссиях Думы.
Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Думой и постоянными комиссиями, членом которых он является.
Депутат реализует на сессии Думы и комиссии предоставленные ему права в соответствии с Законом Пензенской области о статусе депутата и настоящим Регламентом Думы.
Депутат обязан присутствовать на всех сессиях и на заседаниях комиссий Думы, членом которых он является.
При невозможности присутствовать на сессии Думы, либо комиссии депутат заблаговременно информирует об этом соответственно председателя Думы (Главу города) или заместителей председателя Думы, председателя или заместителя председателя постоянной комиссии.
Депутат имеет право на сессиях Думы:
1) вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
2) ставить вопросы о необходимости разработки нового решения Думы, внесения на рассмотрение Думы проектов новых решений Думы, проектов решений об изменении действующих решений, а также в форме предложений о внесении изменений в действующее решение Думы;
3) участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответа и давать им оценку;
4) выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
5) вносить поправки к проектам решений и других актов Думы;
6) оглашать на сессиях Думы обращения граждан, общественных, религиозных и политических организаций, касающиеся интересов населения города Пензы;
7) высказывать мнение по персональному составу создаваемых Думой органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой;
8) знакомиться с текстами выступлений в стенограммах и протоколах сессий Думы.
Депутат, не выступивший на сессии Думы в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому вопросу.
Текст выступления включается в протокол сессии и публикуется в информационных материалах Думы в объемах, определяемых Думой.
Предложения и замечания, внесенные депутатом на сессии Думы, рассматриваются и учитываются редакционной комиссией при доработке проекта решения Думы.
Статья 40. Депутатский запрос.
1. Депутат городской Думы имеет право обращаться с запросом на сессии к Главе города, заместителям Главы Администрации и руководителям подразделений городской Администрации, а также к руководителям расположенных на территории города Пензы предприятий, организаций и учреждений по вопросам, отнесенным к ведению Думы.
2. Депутатский запрос может быть внесен депутатом или группой депутатов на сессии в письменной форме. Запрос, внесенный в письменной форме, подлежит обязательному оглашению на сессии Думы.
3. Орган или должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должны дать ответ на него в устной (на сессии городской Думы) или в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной срок, установленный городской Думой.
4. Городская Дума вправе обязать должностное лицо в соответствии с законодательством представить к установленному Думой сроку отчет о выполнении решения по депутатскому запросу.
5. Приглашение на сессии Думы должностных лиц по депутатским запросам осуществляет заместитель председателя Думы.
6. Контроль за выполнением решений по депутатским запросам осуществляется Аппаратом Думы.
Статья 41. Право депутата на посещение предприятий, учреждений и организаций, внеочередного приема должностными лицами.
По вопросам своей депутатской деятельности депутат пользуется правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами администраций города и районов, руководителями предприятий, учреждений и организаций.
Статья 42. Право депутата на получение и распространение информации.
При обращении депутата на территории города Пензы в органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации должностные лица обеспечивают депутата по вопросам его депутатской деятельности консультациями специалистов, представляют ему необходимую информацию и документацию в соответствии с действующим законодательством.
Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации, соучредителями которых являются органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления города Пензы, при этом материалы, представленные депутатом по решению Думы, подлежат обязательному опубликованию в "Вестнике городской Думы" и, по возможности, распространению через информационные каналы радио и телевидения. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.
Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных ими в обращении вопросов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее, чем за три дня.
Вмешательство депутата в деятельность органов дознания, следствия и судов не допускается.
Статья 43. Страхование депутата.
Жизнь и здоровье депутата подлежат обязательному страхованию за счет городского бюджета на сумму, определенную решением Думы.
Страховые суммы выплачиваются в случаях:
1) гибели (смерти) депутата, если гибель (смерть) произошла вследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения его здоровья в связи с осуществлением им депутатских полномочий;
2) причинения депутату в связи с осуществлением им депутатских полномочий увечья или иного повреждения здоровья, как не повлекших стойкой утраты трудоспособности, так и повлекших стойкую утрату трудоспособности.
Статья 44. Гарантии трудовых прав депутата.
Депутату, работающему на постоянной основе в Думе, по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации (ст. 110, КЗоТ РФ).
С работником, принятым на должность, ранее занимаемую депутатом, заключается срочный трудовой договор на весь период выполнения депутатом своих депутатских полномочий в Думе на постоянной основе. Трудовой договор с таким работником расторгается со дня возвращения депутата на прежнюю работу.
Статья 45. Освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей депутата, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности.
Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы для осуществления им депутатской деятельности производится на основании соответствующего решения городской Думы либо письменного уведомления председателя городской Думы (Главы города). При этом требования каких-либо других документов не допускается. Заработная плата за эти дни, а также командировочные расходы выплачиваются депутату по основному месту работы с последующим возмещением затрат за счет средств городского бюджета.
Статья 46. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутата
Депутату, работающему на постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 рабочих дней.
В случаях, предусмотренных действующим законодательством, депутату предоставляется дополнительный отпуск и отпуск продолжительностью, превышающей установленную в первой части настоящей статьи.
Статья 47. Предоставление депутату служебного помещения.
По решению Думы депутату, группе депутатов, постоянной комиссии в здании предоставляются служебные помещения, оборудованные мебелью, оргтехникой, копировальной техникой, средствами связи.
Статья 48. Использование средств связи депутатом.
Депутат имеет право использовать все виды связи, которыми располагают органы местного самоуправления, с целью осуществления депутатских полномочий, включая систему правительственной связи, которой располагают органы местного самоуправления.
Оплата услуг связи, предоставляемых депутату, производится за счет сметы на содержание Думы.
Статья 49. Право депутата на бесплатный проезд.
Депутат на территории города Пензы имеет право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, за исключением такси.
Проезд депутата на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) осуществляется по удостоверению депутата.
Органы местного самоуправления на территории города обязаны предоставлять депутату, по его заявке, автотранспорт для поездок при выполнении депутатских обязанностей.
Депутату, использующему личный автотранспорт для депутатской деятельности, возмещаются расходы по его содержанию в порядке и размерах, устанавливаемых Думой.
Статья 50. Возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности депутата.
Расходы органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, связанные с материальным обеспечением деятельности депутата в соответствии с настоящим Регламентом, оплачиваются за счет городского бюджета путем перечисления средств на счета соответствующих организаций с последующим их отнесением на утвержденную смету расходов Думы.
Расходы, связанные с материальным обеспечением депутатов, в том числе и по ст. 47 настоящего Регламента, производятся в пределах сметы Думы.
Статья 51. Помощники депутата.
О положении о помощниках депутатов Пензенской городской Думы см. Решение Пензенской городской Думы от 27 февраля 1998 г. N 139/15
Депутат Думы может иметь одного помощника на штатной основе и не более 2 помощников на общественных началах. Помощнику депутата выдается удостоверение. Удостоверение выдается на основании заявления депутата.
Помощнику депутата, выполняющему обязанности на штатной основе, выплачивается зарплата в соответствии с контрактом и согласно штатному расписанию. Полномочия помощника депутата заканчиваются вместе с полномочиями депутата. Помощник депутата принимается на работу и увольняется с работы по заявлению депутата.
Статья 52. Права и обязанности помощника депутата.
1. Помощники депутата выполняют его поручения во взаимоотношениях с избирателями, а также государственными органами власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, оказывают депутату организационно-техническую и научно-консультативную помощь в осуществлении депутатских полномочий.
2. В связи с исполнением должностных обязанностей помощник депутата:
1) ведет запись на прием к депутату, проводит предварительный прием и рассматривает заявления избирателей;
2) получает по поручению депутата в органах государственной власти, местного самоуправления, общественных объединениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях документы, а также информационные и справочные материалы;
3) готовит материалы, касающиеся депутатской деятельности и лично депутата, к опубликованию и выходу в радио- и телеэфир.
Статья 53. Командировка депутата.
Командировка депутату оформляется на основании распоряжения председателя Думы (Главы города), заместителя председателя Думы.
За время командировки депутату выплачиваются суточные, возмещаются транспортные расходы и расходы по найму жилого помещения в порядке и размерах, установленных законодательством о служебных командировках в пределах Российской Федерации.
О результатах поездки в командировку депутат обязан отчитаться письменно перед Думой. Отчет о командировке утверждается на сессии решением Думы.
Статья 54. Право депутата на повышение своей квалификации.
Депутат имеет право на повышение своей квалификации как посредством обучения, так и по обмену информацией и опытом с другими городами и регионами Российской Федерации, органами местного самоуправления зарубежных стран. Решение о необходимости повышения квалификации депутата принимается Думой.
Статья 55. Смета расходов Думы.
Смета расходов, связанных с деятельностью Думы, ее должностных лиц, рабочих органов и депутатов, утверждается Думой в рамках бюджета города Пензы.
Об исполнении сметы по истечению финансового года председатель Думы (Глава города), или заместитель председателя представляет Думе отчет. Отчет утверждается решением Думы.
Глава 5. Работа с обращениями граждан.
Статья 56.
1. Все письма, поступающие в Думу, регистрируются Аппаратом Думы и передаются для их разрешения.
2. Заявления и жалобы разрешаются в течение одного месяца со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки безотлагательно, но не позднее 15 дней.
3. Запрещается направлять письма граждан для разрешения тем должностным лицам, действия которых обжалуются.
4. Аппарат Думы осуществляет учет, анализ и контроль за рассмотрением писем, жалоб и заявлений.
5. Прием избирателей по личным вопросам ведется депутатами в депутатской комнате Думы и в избирательных округах в соответствии с графиками.
Глава 6. Осуществление Думой контрольных функций.
Статья 57.
1. Дума непосредственно и через создаваемые ею органы осуществляет контроль за исполнением законов Пензенской области, Устава города Пензы, решений Думы и другого законодательства о местном самоуправлении.
2. Контроль за выполнением решений Думы осуществляется лицами, указанными в решении.
3. Контроль за выполнением решений, принимаемых постоянными комиссиями, осуществляется руководителями постоянных комиссий и депутатами.
4. Городская Дума и постоянные комиссии вправе заслушивать любого исполнителя о ходе выполнения решений Думы и постоянных комиссий.
5. За десять дней до истечения срока, установленного решением, сотрудники Аппарата Думы направляют исполнителям сообщения о решениях, находящихся на контроле и подлежащих снятию с контроля. Решения Думы снимаются с контроля по докладу заместителей председателя Думы с обязательным принятием решения на сессии.
Решение снимается с контроля только после подтверждения его выполнения и представления информации от всех исполнителей. Снятие решений с контроля не предполагает прекращение работы с ними.
Глава 7. Контроль за деятельностью администрации.
Статья 58.
1. Контроль за деятельностью Администрации города Пензы осуществляется постоянными комиссиями и депутатами городской Думы в соответствии со статьями 14, 15, 20 Закона Пензенской области "О местном самоуправлении в Пензенской области", Уставом города Пензы, других законодательных актов.
2. Контроль осуществляется в форме заслушивания должностных лиц на заседаниях постоянных комиссий и на сессиях Думы.
3. На сессии Думы проводится заслушивание должностных лиц городской Администрации. При этом заслушиваются не более двух должностных лиц. Письменное предложение депутатов Думы о приглашении должностных лиц городской Администрации и вопросы к ним рассматриваются соответствующей постоянной комиссией Думы и направляются заместителю председателя Думы на освобожденной основе для их приглашения не позднее, чем за три дня до проведения сессии Думы. Депутату, задавшему вопрос предварительно, после ответа должностного лица представляется возможность задать уточняющие вопросы и выступить в течение 5 минут. Должностные лица могут быть приглашены и для ответов на устные вопросы.
4. Приглашенные лица не вправе вмешиваться в ход заслушиваний, прерывать их выкриками, аплодисментами. Председательствующий может удалить нарушителей из зала заседаний.
5. Все приглашенные лица выступают на заслушиваньях только с разрешения председательствующего.
6. Заслушивание начинается кратким вступительным словом председательствующего, который информирует по существу обсуждаемого вопроса, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово председателю или председателю постоянной комиссии для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего выступают приглашенные лица.
7. Заслушивание заканчивается принятием решения по обсуждаемому вопросу. Проект решения подготавливает постоянная комиссия. Решение принимается путем голосования большинством голосов от установленного числа депутатов.
8. Должностное лицо, приглашенное на заслушивание, обязано присутствовать на сессии Думы.
Не допускается заслушивание лиц, являющихся заместителями, помощниками, сотрудниками аппарата должностного лица.
9. В случае невозможности присутствовать на заслушивании должностное лицо уведомляет об этом Думу письменно, с указанием причин. В этом случае заслушивание переносится на следующую сессию Думы.
10. Должностные лица городской Администрации, не явившиеся на сессию для заслушивания без уважительных причин или приславшие вместо себя сотрудника своего аппарата, привлекаются по представлению Думы к дисциплинарной ответственности Главой города с последующим информированием Думы.
11. Дума большинством голосов от своего численного состава принимает решения о проведении финансовых ревизий.
12. Об итогах ревизий и рекомендуемых мерах контрольно-счетная палата докладывает Думе.
Глава 8. Работа с документами и порядок ведения делопроизводства.
Статья 59.
1. Поступившие в Думу документы должны исполняться в сроки, установленные нормативными актами.
2. Резолюции на документах должны точно определять характер поручения, сроки исполнения и исполнителей.
3. Делопроизводство в Думе ведется в соответствии с действующим законодательством, на основании Положения, утвержденного председателем Думы (Главой города).
4. Ответственность за состояние делопроизводства и сохранность документов несет заместитель председателя Думы на штатной основе.
Глава 9. Заключительные положения.
Статья 60. Принятие и изменение Регламента.
1. Регламент принимается решением Думы большинством голосов от установленного числа депутатов.
2. Изменения и дополнения в Регламент принимаются решением Думы большинством голосов от установленного числа депутатов.
3. Регламент вступает в силу с момента его принятия.
4. Предложения о внесении изменений и дополнений в Регламент Думы, внесенные не менее одной пятой от установленного числа депутатов, включаются в ближайшую повестку сессии Думы.
5. В случае вхождения норм настоящего Регламента в противоречие с Конституцией Российской Федерации, Федеральных законов и законов Пензенской области, нормы настоящего Регламента приводятся в соответствие с ними.
6. В случае крайней необходимости, когда требования данного Регламента не позволяют Думе плодотворно работать, депутаты могут установить "временный Регламент" только на время сессии Думы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пензенской городской Думы от 20 марта 1998 г. N 144/16 "О внесении изменений и дополнений в регламент Пензенской городской Думы"
Текст Решения официально опубликован не был
Решением Пензенской городской Думы от 25 октября 2002 г. N 342/26 настоящее Решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Пензенской городской Думы от 26 ноября 1999 г. N 448/35
Решение Пензенской городской Думы от 12 февраля 1999 г. N 304/27
Решение Пензенской городской Думы от 30 октября 1998 г. N 250/23
Решение Пензенской городской Думы от 25 сентября 1998 г. N 235/22
Решение Пензенской городской Думы от 25 сентября 1998 г. N 232/22