9 ноября 2005 г., 10 апреля, 22 мая, 14 ноября 2006 г.
Принят Законодательным Собранием Пензенской области 16 сентября 2005 года
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
г. Пенза
20 сентября 2005 года
N 836-ЗПО
Утверждена
Законом
Пензенской области
от 20 сентября 2005 г. N 836-ЗПО
Областная целевая Программа
"Развитие рыбного хозяйства в Пензенской области
в 2005-2007 гг. и на период до 2010 года"
9 ноября 2005 г., 10 апреля, 22 мая, 14 ноября 2006 г.
Паспорт
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
1.1. Общие тенденции
Необходимая норма потребления рыбы и рыбопродуктов на человека в год составляет 18,2 килограмма. Особенно рыбные продукты требуются детям, беременным женщинам и людям старше 35-40 лет, которым с возрастом они должны заменять мясную пищу. В 1989 году в Пензенской области в прудах и бассейновых хозяйствах на теплых водах ТЭЦ-1 и ПМУ треста N 7 удалось вырастить 669 тонн товарной рыбы, что является очень хорошим показателем для центральных областей России. Однако в начале 90-х годов все российское рыбоводство из-за высокой стоимости электроэнергии, кормов и других ресурсов оказалось в глубоком кризисе.
Ресурсы мирового океана достаточно ограниченные, и поэтому аквакультуре - искусственному выращиванию рыбы и других водных организмов - стали уделять больше внимания. В результате аквакультура стала самой динамично развивающейся отраслью производства продуктов питания в мире. А с конца 90-х годов активное возрождение рыбоводства началось и в России.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1999 года N 1201 "О развитии товарного рыбоводства и рыболовства, осуществляемого во внутренних водоемах Российской Федерации" Правительство Пензенской области приняло постановление от 4 февраля 2000 года N 46-пП "О развитии прудового рыбоводства в Пензенской области", которым предусматривался рост производства товарной рыбы с 50 тонн в 2000 году до 300 тонн в 2005 году, рыбопосадочного материала с 450 тыс. штук сеголеток в 2000 году до 2000 тыс. штук в 2005 году. В 2004 году было произведено около 250 тонн товарной рыбы и 1800 тыс. штук сеголеток рыбопосадочного материала.
С целью привлечения внимания к рыбоводству, спортивно-любительскому рыболовству в 2003 году проводился совещание-семинар с руководителями органов местного самоуправления Пензенской области на одном из лучших прудовых хозяйств в Кузнецком районе. В 2004 году постановлением Правительства Пензенской области от 21.06.2004 N 318-пП в Управлении сельского хозяйства был создан отдел рыбного хозяйства.
1.2. Рыбоводство
В Пензенской области насчитывается 1250 прудов и водохранилищ общей площадью около 30 тыс. гектаров, протяженность речной системы составляет 15,5 тыс. километров. Развитая овражная система представляет потенциальные возможности для строительства новых прудов.
Однако необходимо отметить, что пензенские пруды - это водоемы комплексного назначения, отчасти приспособленные для промышленного рыбоводства. Построенные в 80-е годы специализированные рыбоводные хозяйства - Усть-Узинское, Камешкирское, Телегинское имеют отклонения от проекта и никогда на запланированные мощности не выходили. Тем не менее, по результатам исследования Пензенского научно-исследовательского института сельского хозяйства, в ряде передовых хозяйств удается получать с общей площади прудов комплексного назначения до 500 кг/га товарной рыбы или до 1000 кг/га с их мелководных участков. Получены положительные результаты совместного выращивания рыбы и водоплавающей птицы (гусей, уток).
За предыдущие годы было выдано более 90 лицензий на водопользование под цели рыборазведения и спортивно-любительское рыболовство, в пользование передано более 110 прудов и водохранилищ общей площадью 3,6 тыс. га. Исходя из переданных площадей, можно было ожидать в 2004 году производства не менее 500-600 тонн товарной рыбы. Однако этого не только не произошло, но и пользователи стали отказываться от лицензий. Основные причины подобной ситуации:
1) негативное отношение со стороны ряда местных служб, не дающих возможность работать с водоемом - спускать воду, отлавливать рыбу, проводить рыбохозяйственную мелиорацию, осуществлять охрану хозяйства;
2) некомпетентность в вопросах рыбоводства;
3) неисправность гидротехнических сооружений, передаваемых в пользование;
4) незнание реальных продукционных возможностей пруда;
5) некачественный рыбопосадочный материал;
6) недостаток кормов и их низкое качество;
7) сложности с реализацией живой рыбы;
8) заболевания рыб.
Большое количество прудов, несмотря на существующие планы по развитию рыбоводства на уровне районов, остаются бесхозными по причине сложности и дороговизны их оформления для сельских жителей, хотя именно они и могут стать главными производителями товарной рыбы. С другой стороны, большинство прудов находится в аварийном состоянии и не востребованы никем. Только передача под цели рыбоводства или спортивно-любительское рыболовство сохранит их как водные объекты.
Все приведенные выше проблемы решаемы и, в первую очередь, в организационном плане. Поэтому программные методы являются основополагающим инструментом для развития прудового рыбоводства в Пензенской области и заложенные в Программу объемы производства рыбы при благоприятном административном климате могут быть превышены.
1.3. Промышленное рыболовство, пастбищное рыбоводство
Сурское море занимает 37 процентов площадей водного фонда Пензенской области. По данным рыбохозяйственных исследований Сурского водохранилища в 90-е годы ежегодный вылов здесь возможен на уровне 300 тонн. При этом значительная часть кормовой базы - планктон и фитопланктон недоиспользуется рыбами-аборигенами. Поэтому за счет вселения сюда ценных видов рыб-планктофагов и фитофагов ежегодный вылов можно увеличить до 500 тонн. С 2001 года официальный промышленный лов здесь по причине невозможности контроля, органами рыбоохраны закрыт. Однако по подсчетам специалистов любители за год вылавливают в данном водохранилище до 200 тонн рыбы. Кроме того, на рынках г. Пензы всегда продается рыба, выловленная промысловыми орудиями лова, то есть браконьерским способом. Главной мерой борьбы с браконьерством является открытие официального промысла.
Зарыбление Сурского, Вадинского и других водохранилищ ценными видами рыб, открытие на них, а также в реках и других естественных водоемах области официального промышленного лова позволит увеличить производство товарной рыбы и уменьшить браконьерство.
Спортивно-любительское рыболовство
Организация сферы услуг в области спортивно-любительского рыболовства - одно из самых активных развивающихся направлений рыбной отрасли. Половину населения Пензенской области можно отнести к рыболовам-любителям, многие из которых хотели бы с семьями проводить активный отдых на природе в цивилизованных условиях. В настоящее время около 50-ти владельцев водоемов готовы предоставлять рыболовам свои услуги. Причем для спортивно-любительского рыболовства можно использовать водоемы, которые нецелесообразно предоставлять под промышленное рыбоводство.
Оказание платных услуг спортивно-любительского рыболовства должно гарантировать населению вылов качественной и разной рыбы, благоприятных условий для отдыха, увеличить отчисления в бюджет.
1.4. Рыбопереработка
Пензенские рыбопереработчики солят, коптят, вялят рыбу, делают пресервы - все из привозного сырья. Однако их мощности используются только на 50 процентов. Это связано с падением уловов рыбы в Астраханской области и других рыбных регионах страны и невозможностью заключения прямых договоров на закупку рыбы-сырца с морскими рыболовецкими хозяйствами. Вся рыба скупается до ее вылова и к пензенским переработчикам попадает перепроданная несколько раз. В результате, цены на рыбную продукцию становятся недоступными для жителей области и спрос на нее падает. Не производятся в Пензенской области и рыбные консервы.
С развитием рыбоводства в Пензенской области возрастает необходимость переработки большой части выращенной рыбы. Для переработки карпа, растительноядных рыб пензенским рыбопереработчикам потребуется внедрение новых технологий, реконструкция производственных линий, работа по сбыту новой продукции. Невозможно оставить жителей области без традиционной рыбопродукции - сельди, кильки, скумбрии, тресковых. Поэтому необходимо оказывать содействие рыбопереработчикам в закупке рыбы-сырца по приемлемым ценам, а также в сбыте пензенской рыбы и продукции из нее в другие регионы.
1.5. Дополнительные направления рыбного хозяйства
Большой экономический эффект в настоящее время можно получить от культивирования нетрадиционных объектов аквакультуры - раков, пресноводных креветок, пищевых лягушек, моллюсков, медицинских пиявок, живых кормов. Российские устоявшиеся рыбоводные хозяйства не рискуют переходить на новые объекты выращивания. Начинающие пензенские рыбоводы-энтузиасты при наличии оригинальных проектов могут найти инвесторов и добиться хороших результатов.
Совместное выращивание рыбы и водоплавающей птицы (уток, гусей) является одной из самых эффективных форм ведения прудового хозяйства. Комбинированное хозяйство позволяет получать больше пищевой продукции с единицы площади при низких затратах.
Пензенские пруды комплексного назначения перспективны для этих целей. Водоплавающая птица практически отсутствует на рынке области.
В последние годы в стране активно развивается приусадебное рыбоводство - выращивание рыбы в прудах площадью от 0,01 до 2-х - 3-х гектаров преимущественно для собственного потребления и эстетического удовлетворения. В Пензенской области с существующей здесь тягой людей к воде и рыбе, с наличием многочисленных ручьев, малых речек и оврагов это направление может принять массовый характер, что даст дополнительный объем производства разнообразной рыбы и расширит сферу обслуживания рыбного хозяйства.
Активно развивается в г. Пензе и других городах Пензенской области аквариумное и декоративное рыбоводство, что очень важно для городских жителей, не имеющих возможности часто выезжать на природу. В плане эстетического воспитания, бережного отношения к природе, привлечения к промышленному рыбоводству необходимо поддерживать данное направление, а также контролировать от занесения в водоемы области нежелательных видов рыб и их заболевания.
Любительское рыболовство всегда было развито в Пензенской области. К числу любителей можно отнести сотни тысяч людей. Интересы такого количества людей необходимо учитывать и расширять сферу их обслуживания. Кроме того, любители ловят рыбу там, где экономически нецелесообразно заниматься рыбоводством, промышленным и спортивно-любительским рыболовством и тем самым производят дополнительную продукцию.
Роль государственной поддержки рыбного хозяйства области на данном этапе должна заключаться в создании благоприятных условий для развития отрасли, выделении финансовых ресурсов.
2. Основные цели и задачи реализации Программы
Основными целями Программы являются создание организационно-правовых и экономических условий для развития рыбного хозяйства Пензенской области:
1) максимальное задействование водного фонда под цели рыбоводства и рыболовства;
2) организация и устойчивое функционирование рыбоводных, рыбоперерабатывающих хозяйств и предприятий;
3) обеспечение роста производства рыбы, рыбопродуктов, улучшение их качества и разнообразия, развитие системы услуг в сфере спортивно-любительского рыболовства;
4) обеспечение населения дешевой свежей и разнообразной рыбной продукцией, услугами для активного отдыха на природе.
Данные цели могут быть достигнуты за счет выполнения следующих задач:
1) разработки предложений по упрощенной системе закрепления водоемов за пользователями;
2) организации обучения пользователей водоемов, обеспечение их методической литературой;
3) рыбохозяйственного обследования водоемов с целью их рационального использования;
4) проведения ремонта гидротехнических сооружений, прудов, прудовых хозяйств, водохранилищ, реконструкции и их мелиорации;
5) технического перевооружения рыбоводных хозяйств, хозяйств спортивно-любительского направления;
6) создания племенного стада быстрорастущего и устойчивого к неблагоприятным условиям региона породы карпа;
7) обеспечения рыбоводов качественным рыбопосадочным материалом ценных видов рыб;
8) зарыбления Сурского и других крупных водохранилищ ценными видами рыб;
9) проведения противоэпизоотических мероприятий на водоемах всех типов;
10) создания условий для самостоятельного производства, а также обеспечения рыбоводов сбалансированными, гранулированными рыбными кормами и удобрениями;
11) содействия в развитии кооперации рыбоводов с перерабатывающей промышленностью;
12) проведения технического перевооружения, комплексной реконструкции рыбоперерабатывающих предприятий с целью перехода на выпуск продукции из местного сырья и выпуск рыбных консервов;
13) обеспечения рыбопереработчиков сырьем - морепродуктами;
14) стимулирования внедрения рыбоводами, рыболовами, рыбопереработчиками научно-исследовательских и опытно-констукторских разработок, передовых технологий и оборудования;
15) научного, методического, консультационного обеспечения за счет создания региональной рыбохозяйственной лаборатории, двух наблюдательных пунктов на Сурском водохранилище и стандартном водоеме комплексного назначения;
16) развития инфраструктуры сбыта;
17) создания механизма финансово-кредитной и инвестиционной поддержки;
18) нормативно-правового обеспечение#;
19) интеграции рыбного хозяйства Пензенской области в рыбохозяйственную отрасль России.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в два этапа.
Первый этап - 2005-2007 годы;
Второй этап - 2008-2010 годы.
Первый этап.
Максимальное вовлечение в рыбохозяйственный оборот незадействованных водоемов, включая аварийные, людских ресурсов, инвестиций. Создание условий для устойчивого функционирования рыбных хозяйств и предприятий всех направлений. Обучение пользователей водоемов. Рыбохозяйственные обследования наиболее крупных и перспективных водохранилищ и прудов. Формирование племенного стада наиболее перспективных пород карпа. Зарыбление Сурского и других крупных водохранилищ ценными видами рыб с последующим открытием на них и крупных реках официального промысла. Проведение лечебно-профилактических мероприятий. Создание условий для реализации рыбы. Интеграция в рыбохозяйственную отрасль России.
Второй этап.
Внедрение интенсивных технологий, научных разработок, техническое перевооружение рыбных хозяйств всех направлений деятельности. Кооперирование рыбопроизводства с рыбопереработкой. Рыбохозяйственный мониторинг водоемов. Поставка рыбопродукции и предоставление услуг по спортивно-любительскому рыболовству за пределы региона.
4. Программные мероприятия
4.1. Закрепление водоемов за пользователями
Водоемы комплексного назначения предназначались преимущественно для орошения земель. В настоящее время они для данных и других целей практически не используются, но требуют значительных затрат на контроль и ремонт гидротехнических сооружений. Проводить подобные работы многие хозяева водоемов, по причине отсутствия экономической целесообразности, не видят смысла. Поэтому большинство прудов являются фактически бесхозными, ветшают. Разрушаются их плотины, угрожая техногенными бедствиями. Единственными, кто проявляет к ним коммерческий интерес, являются рыбоводы.
Существующая система передачи водоемов в пользование под цели рыбоводства и спортивно-любительское рыболовство - очень длительный процесс, экономически недоступный для сельских жителей, при этом не дающий пользователям гарантии не вмешательства в их хозяйственную деятельность.
Упрощение системы передачи водоемов в пользование, выяснение статуса гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ позволит приступить ряду районов к выполнению планов по развитию рыбоводства, разработанных в 2000-2003 годах, привлечь в рыбоводство новых людей, инвестиции и решить проблему с бесхозными, в том числе аварийными водоемами.
Водный фонд области может увеличиться за счет передачи пользователям оврагов для создания прудов и прудовых хозяйств.
Обеспечение рыбоводов нормативной базой позволит им беспрепятственно заниматься хозяйственной деятельностью, значительно снизить браконьерство, безбоязненно вкладывать свои средства и ресурсы в производство и смелее привлекать инвестиции.
Увеличение водных объектов, закрепленных за конкретными пользователями, в значительной мере расширит налогооблагаемую базу и позволит решать вопросы занятости сельского населения.
Программные мероприятия
1) разработка предложений по упрощению системы передачи водоемов в пользование;
2) оказание содействия в передаче водоемов и рыбопромысловых участков в пользование, установлении и утверждении их статуса;
3) оказание помощи в разработке бизнес-планов развития хозяйств с приведением их в соответствие с Программой;
4) содействие в создании новых прудов и прудовых хозяйств;
5) привлечение людских ресурсов и инвесторов к рыбохозяйственной деятельности.
План производства товарной рыбы и предоставления платных услуг по спортивно-любительскому рыболовству приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
План производства товарной рыбы на 2005-2010 годы
Показатели | Годы | |||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2007 в % к 2005 |
2008 | 2009 | 2010 | 2010 в % к 2005 |
|
Объем производства (тонн) | 300 | 450 | 600 | 200,0 | 750 | 900 | 1000 | 333,3 |
Плановая рыбопродуктивность (кг/га) | 300 | 300 | 300 | 0,0 | 325 | 350 | 375 | 125,0 |
Потребность нагульных площадей (гек- таров) |
1000 | 1500 | 2000 | 200,0 | 2300 | 2600 | 2700 | 270,0 |
Количество нагульных прудов (штук) | 100 | 150 | 200 | 200,0 | 230 | 260 | 270 | 270,0 |
Потребность в рыбопосадочном мате- риале (млн. штук) |
1,2 | 1,8 | 2,4 | 200,0 | 3,0 | 3,6 | 4,0 | 333,3 |
Объемы производства карпа (тонн) | 210 | 315 | 420 | 200,0 | 525 | 630 | 700 | 333,3 |
Потребность в кормах (тонн) | 840 | 1260 | 1680 | 200,0 | 2100 | 2520 | 2800 | 333,3 |
Таблица 2
План оказания платных услуг
по спортивно-любительскому рыболовству на 2005-2010 годы
Показатели | Годы | |||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2007 в % к 2005 |
2008 | 2009 | 2010 | 2010 в % к 2005 |
|
Услуги (тыс. человек) | 70 | 110 | 150 | 214,3 | 190 | 250 | 310 | 442,9 |
Услуги, предоставляемые специализи- рованными хозяйствами (тыс. человек) |
30 | 50 | 70 | 233,3 | 100 | 150 | 200 | 666,7 |
Потребность в площадях (гектаров) | 300 | 400 | 500 | 166,7 | 600 | 700 | 800 | 266,7 |
Потребность в рыбопосадочном мате- риале (млн. шт. сеголеток) |
0,27 | 0,36 | 0,45 | 166,7 | 0,54 | 0,63 | 0,72 | 266,7 |
Услуги, предоставляемые рыбоводными хозяйствами (тыс. человек) |
40 | 60 | 80 | 200,0 | 90 | 100 | 110 | 275,0 |
4.2. Обучение пользователей водоемов
Среди пользователей водоемов не более 5 процентов людей, имеющих специальное образование в области рыбного хозяйства. Отсюда серьезные ошибки и просчеты при составлении бизнес-планов, как правило, в сторону завышения объемов возможности получения рыбопродукции и, соответственно, прибыли, плохие показатели большинства хозяйств: медленный темп роста рыбы, низкая продуктивность, заболевания рыб. В этой связи намечается осуществление комплекса мер по обучению пользователей и формированию кадрового потенциала:
1) обязательное обучение пользователей водоемов на краткосрочных курсах на базе института повышения квалификации;
2) направление на обучение в рыбные высшие и средние специальные учебные заведения (г. Дмитров Московской области, г. Астрахань, г. Калининград);
3) введение курса по рыбоводству в специальность "зоотехния" в Пензенской государственной сельскохозяйственной академии;
4) организация и проведение семинаров, совещаний и конференций по актуальным вопросам рыбного хозяйства, участие в семинарах и конференциях в других регионах России;
5) подготовка и распространение справочных и учебно-методических пособий по различным направлениям рыбного хозяйства;
6) информационное обеспечение рыбников по вопросам деятельности рыбной отрасли, новейших достижений в науке и практике, проведение важнейших мероприятий.
4.3. Научное обеспечение отрасли
Пензенская область относится к третьей рыбоводной зоне со средней естественной рыбопродуктивностью 150 кг/га. На самом деле продуктивность отдельных водоемов области может колебаться от 30 до 250 кг/га, отсюда - разный состав используемых рыб, различные нормы посадки, количество кормов и разный доход. Задача пользователя, получившего водоем, работать над повышением его рыбопродуктивности, то есть правильно за ним ухаживать. Изъятый или возвращенный после использования водоем должен иметь рыбопродуктивность не ниже первоначальной. Особенно важно правильно использовать крупные водоемы - Сурское, Вадинское и другие водохранилища, от которых можно получить наибольший доход, и где задействованы ряд организаций и тысячи рыболовов-любителей. Кроме того, современная низкая рентабельность российского рыбоводства требует внедрения и использования новых научных разработок и передовых технологий.
В плане реализации Программы осуществляются следующие мероприятия:
- рыбохозяйственное обследование Сурского, Вадинского водохранилищ и других водоемов области Нижегородским и Саратовским филиалами Государственного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства (или другими федеральными специализированными институтами), по личному заказу пользователей;
- создание рыбохозяйственной лаборатории-филиала Государственного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства (или другого федерального специализированного института, центра);
- строительство наблюдательных пунктов на Сурском водохранилище и одном из прудов комплексного назначения;
- кадастровое обследование водоемов силами рыбохозяйственной науки;
- осуществление контроля над процессами изменения ихтиофауны в естественных водоемах области;
- оценка ситуации и разработка мер по ликвидации очагов заболевания рыб в естественных водоемах и прудовых хозяйствах, разработка мер по профилактике подобных ситуаций;
- отработка биотехники выращивания традиционных и новых для региона видов рыб, других объектов аквакультуры применительно к условиям Пензенской области;
- научное обеспечение рыбной отрасли Пензенской области, внедрение научных разработок и передовых технологий.
4.4. Ремонт и реконструкция объектов рыбного хозяйства,
рыбоперерабатывающих предприятий, их техническое перевооружение
Практически все передаваемые пользователям плотины и другие гидротехнические сооружения требуют ремонта. Мелиорация на ряде существующих рыбоводных хозяйств не проводилась много лет, хотя для повышения рыбопродуктивности должна проводиться постоянно. Ряд прудов требует перепланировки. На базе пустующих оврагов планируется строительство новых прудов. Рыбоперерабатывающие предприятия не имеют необходимого оборудования и не владеют технологией переработки местной рыбы и производства рыбных консервов. Рыбоводные хозяйства не имеют подсобных помещений, рядового оборудования для кормления рыбы, ее отлова, хранения, первичной обработки, транспортировки. Хозяйства спортивно-любительского рыболовства - оборудованных зон отдыха, спортивного инвентаря.
Программные мероприятия
- консультационная, методическая помощь, проведение изыскательских, проектных работ;
- привлечение инвесторов и инвестиций;
- лизинг;
- осуществление поиска и устойчивой связи с фирмами - производителями специального оборудования и материалов за пределами региона, освоение выпуска части оборудования на предприятиях Пензенской области;
- содействие в переоборудовании предприятий по переработке пищевой продукции, отдельных линий, введение новых технологий для производства продукции из местного сырья и производства рыбных консервов.
Планы производства рыбной продукции до 2010 года приведены в таблице 3.
Таблица 3
План производства рыбной продукции
Показатели | Годы | |||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2007 в % к 2005 |
2008 | 2009 | 2010 | 2010 в % к 2005 |
|
Производство пищевой продукции, включая пресервы (тонн) |
650 | 700 | 800 | 123,1 | 900 | 950 | 1000 | 153,8 |
в том числе: | ||||||||
из привозного сырья (тонн) | 645 | 670 | 700 | 108,5 | 750 | 750 | 750 | 116,3 |
из местного сырья | 5 | 30 | 100 | 2000,0 | 150 | 200 | 250 | 5000,0 |
в том числе: | ||||||||
охлажденная, мороженая (тонн) | 500 | 530 | 600 | 120,0 | 650 | 650 | 650 | 130,0 |
копченая, вяленая, соленая, пряная (тонн) |
150 | 170 | 200 | 113,3 | 250 | 300 | 350 | 233,3 |
Производство консервов (туб.) | - | - | 500 | - | 1000 | 1500 | 2000 | 2000,0 |
4.5. Обеспечение качественным посадочным материалом
В настоящее время в области производится достаточное количество рыбопосадочного материала карпа и карася. Однако из-за низкого качества он маловостребован. Пензенские рыбоводы закупают молодь рыб в Рязанской, Саратовской, Тамбовской областях, где также встречается бракованный материал, к тому же пораженный инфекционными заболеваниями. Растительноядными рыбами (белым и пестрым толстолобиком, белым амуром) рыбоводов обеспечивает Телегинский рыбхоз, который выращивает готовый к зарыблению рыбопосадочный материал из личинок, закупленных в других регионах. То есть создание ремонтно-маточных стад племенного карпа, полностью обеспечивающих потребности рыбоводов в Пензенской области, возможно. Создание племенных стад растительноядных и осетровых рыб по климатическим и техническим причинам на данном этапе нереально.
Программные мероприятия
- закупка высокопородного материала карпа для создания ремонтно-маточных стад;
- применение современных технологий содержания племенных стад;
- увеличение числа полносистемных рыбоводных хозяйств (производящих свой рыбопосадочный материал);
- применение современных технологий получения икры, ее инкубации, подращивания личинок и молоди рыб до стандартных навесок;
- устойчивое обеспечение рыбных хозяйств качественным рыбопосадочным материалом карповых рыб Пензенского производства, высококачественным материалом карповых, осетровых и прочих ценных видов рыб из передовых специализированных хозяйств по производству молоди рыб из других регионов России.
- зарыбление Сурского, Вадинского водохранилищ и других естественных водоемов ценными и полезными видами рыб.
Для создания племенного стада высокопородного карпа привлекаются рыбоводные хозяйства на конкурсной основе. План производства рыбопосадочного материала на 2005-2010 годы приведен в таблице 4.
Таблица 4
План производства рыбопосадочного материала на 2005-2010 годы
Показатели | Годы | |||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2007 в % к 2005 |
2008 | 2009 | 2010 | 2010 в % к 2005 |
|
Объем производства сеголеток (млн.штук) |
2,0 | 2,5 | 3,0 | 150,0 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 225,0 |
Плановый выход с весом 25 грамм (тыс.шт./гектар) |
20 | 22 | 24 | 120,0 | 26 | 28 | 30 | 150,0 |
Потребность площадей (гектаров) | 100 | 114 | 125 | 125,0 | 135 | 143 | 150 | 150,0 |
Потребность в кормах (тонн) | 140 | 182 | 223 | 159,3 | 270 | 314 | 360 | 257,1 |
4.6. Обеспечение кормами и удобрениями
Кормовой коэффициент карпа - четыре единицы, на один килограмм привеса необходимо затратить четыре килограмма сбалансированных кормов. Полноценные корма должны содержать не менее 23 процентов белков, витамины, премиксы, быть гранулированными и водостойкими. В настоящее время в Пензенской области сбалансированными кормами в требуемом объеме в достатке обеспечены лишь несколько хозяйств. Производимые российскими заводами специализированные карповые корма являются для рыбоводства области достаточно дорогими, поэтому здесь следует ориентироваться на производство своих кормов. Использование удобрений способствует повышению естественной продуктивности водоема и снижению затрат на корма.
Программные мероприятия
- оказание содействия во взаимодействии рыбных хозяйств с производителями зерна и предприятиями по производству комбикормов и удобрений;
- помощь в организации производства специализированных кормов на предприятиях области;
- внедрение современных технологий кормления рыбы.
4.7. Противоэпизоотические мероприятия
В настоящее время необходимые профилактические мероприятия, предупреждающие заболевание рыб проводятся не более чем на двух рыбоводных хозяйствах. В результате в ряде прудов наблюдаются заболевания карпа краснухой, занесенной сюда с рыбопосадочным материалом из-за пределов области и некоторых пензенских рыбоводных хозяйств. Рыба в естественных водоемах Пензенской области, включая реку Суру, заражена описторхозом, опасным для жизни человека заболеванием. Рыбы Сурского водохранилища и других водоемов заражены не опасными для человека, но снижающим# их товарные качества гельминтами-лигулезом, постодиплостомозом.
Программные мероприятия
- проведение лечебно-профилактических работ на прудах;
- обеспечение рыбоводных хозяйств медикаментами для профилактики и лечения рыб;
- усиление ветеринарного контроля за ввозимой живой рыбой из-за пределов области и реализуемой в товарной сети;
- обследование рыбных хозяйств на предмет заболевания рыб, взятие под контроль неблагополучных водоемов и доведение информации до заинтересованных лиц;
- противоэпизоотические мероприятия на естественных водоемах.
Для реализации мероприятий привлекаются ветеринарная и санитарная службы Пензенской области.
4.8. Дополнительные направления рыбного хозяйства
Дополнительный доход с водоемов можно получать за счет повышения их продуктивности путем совместного выращивания рыб в поликультуре, рыбы и водоплавающей птицы (гусей, уток), рыбы и раков. На землях, отведенных вокруг водоемов, можно выращивать сельскохозяйственных животных.
Перспективным направлением является культивирование раков в монокультуре, пресноводных креветок, пищевых лягушек, моллюсков, медицинских пиявок, живых кормов (табл. 5).
Таблица 5
План производства нерыбных объектов на 2005-2010 гг.
Показатели | Годы | |||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2007 в % к 2005 |
2008 | 2009 | 2010 | 2010 в % к 2005 |
|
Объемы выращивания водоплавающей птицы (гуси, утки) (тонн) |
2 | 10 | 20 | 1000,0 | 30 | 40 | 50 | 2500,0 |
Потребность в нагульных площадях (гектаров) |
10 | 50 | 100 | 1000,0 | 150 | 200 | 250 | 2500,0 |
Объемы производства раков, кормовых беспозвоночных, кормовых лягушек и т.д. (тонн) |
1 | 3 | 5 | 500,0 | 7 | 10 | 12 | 1200,0 |
В плане производства товарной рыбы и использования сырьевых ресурсов естественных водоемов - открытие промыслового лова.
Целесообразно развитие приусадебного рыбоводства, выращивание рыбы в садках, бассейнах, на теплых водах (табл. 6).
Таблица 6
План развития любительского рыбоводства
и рыболовства на 2005-2010 годы
Показатели | Годы | |||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2007 в % к 2005 |
2008 | 2009 | 2010 | 2010 в % к 2005 |
|
Площадь водоемов, занятых под при- усадебное и декоративное рыбоводство (гектаров) |
25 | 50 | 75 | 300,0 | 100 | 125 | 150 | 600,0 |
Объем выращиваемой рыбы для собст- венного потребления (тонн) |
8 | 15 | 22 | 314,3 | 30 | 40 | 50 | 625,0 |
Потребность в рыбопосадочном мате- риале (млн. штук) |
0,1 | 0,2 | 0,3 | 300,0 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 600,0 |
Потребность в кормах (тонн) | 32 | 60 | 88 | 275,0 | 120 | 160 | 200 | 625,0 |
Объем вылова рыбы любителями для собственного потребления (тонн) |
200 | 205 | 210 | 105,0 | 215 | 220 | 225 | 112,5 |
Необходимо удовлетворять интересы рыболовов-любителей и аквариумистов (табл. 7).
Таблица 7
Потребность в рыбопосадочном материале для зарыбления
Сурского водохранилища и других общественных водоемах (тыс. штук)
Виды рыб | Годы | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Карп (сеголеток) | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
Стерлядь (сеголеток) | - | 10 | - | 10 | - | 10 |
Чехонь, синец (личинок) | - | 900 | 900 | 900 | - | - |
Пелядь | - | 10 | - | 10 | - | 10 |
Толстолобики (белый и пестрый) (2-х летки) |
25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
Белый амур (сеголеток) | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
Щука, судак, сом (личинок) | - | 500 | - | 500 | - | 500 |
Карась, черный амур (2-х лет- ки) |
- | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
Промышленный вылов рыбы (тонн) | - | 10 | 30 | 50 | 75 | 100 |
Примечание:
зарыбление с целью:
а) получение товарной рыбы - карп, стерлядь, чехонь, синец, пелядь;
б) биомелиорация (очищения от водорослей и малоценной рыбы) - толстолобики, белый амур, щука, судак, сом;
в) противоэпизоотических мероприятий (выедания моллюсков-переносчиков гельминтов) - карась, черный амур.
Программные мероприятия:
- оказание содействия рыбоводам в совместном выращивании рыб в поликультуре, рыбы и водоплавающей птицы, рыбы и раков;
- отбор оригинальных проектов и поиск инвесторов для культивирования нетрадиционных для Пензенской области объектов аквакультуры;
- оказание содействия в изучении и внедрении современных технологий интегрированного способа выращивания рыбы, культивирования нетрадиционных объектов аквакультуры;
- поддержка развития приусадебного рыбоводства;
- оказание помощи в обеспечении вышеприведенных направлений посадочным материалом, кормами, оборудованием;
- содействие в экологических мероприятиях по снижению загрязнения естественных и незакрепленных водоемов, зараженности рыб, восстановлению местной ихтиофауны и зарыблению ценными видами рыб;
- оказание содействия в организации промышленного лова;
- создание постоянно действующей выставки отечественных и декоративных рыб;
- поддержка интересов рыболовов-любителей и аквариумистов, их общественных объединений, содействие в проведении соревнований, выставок, обеспечении литературой, оборудованием.
4.9. Рыбоохранные мероприятия
Браконьерство в России достигло таких масштабов, что рыбные запасы в естественных водоемах упали в несколько раз. Российские прудовые хозяйства вынуждены тратить неоправданно большие средства на охрану, что значительно снижает их рентабельность.
В последние десятилетия снизились выбросы в водоемы промышленных, бытовых стоков, загрязненных стоков с сельскохозяйственных угодий и животноводческих ферм, однако в целом проблемы загрязнения водоемов далеки от решения.
Охрану водоемов, находящихся в пользовании под цели рыбного хозяйства, и контроль за поступающими в них стоками осуществляют сами пользователи. Естественные водоемы - озера, реки, а также бесхозные водохранилища и пруды контролируются органами рыбоохраны, охраны природы с привлечением правоохранительных органов, обществ охотников и рыболовов.
Программные мероприятия:
- проведение разъяснительной работы среди населения о незаконных действиях по отлову искусственно выращиваемой рыбы без разрешения пользователя водоема;
- оказание содействия рыбоводам в рыбоохранных мероприятиях их водоемов;
- организация мероприятий по воспроизводству рыбных запасов в естественных и бесхозных водоемах;
- оказание содействия в сохранении биоразнообразия водной фауны охраняемых природных территорий;
- оказание содействия органам рыбоохраны и др. в проведении мероприятий по пресечению браконьерства на водоемах и незаконной реализации свежей рыбы и рыбопродукции в населенных пунктах;
- анализ нормативной правовой базы субъекта регулирующие рыбохозяйственную деятельность с целью приведения в соответствие с действующими федеральными законами.
4.10. Создание рыбохозяйственного комплекса области,
развитие инфраструктуры сбыта, интеграция пензенского
рыбного хозяйства в общероссийское
Живая рыба - сложный для торговли продукт, который требует специального оборудования для перевозки и его реализации. При этом при реализации рыбы в областном центре и ряде районов рыбоводы сталкиваются с административными барьерами.
Пензенские рыбопереработчики, освоившие наиболее простые технологии обработки морской и пресноводной рыбы, не проявляют должного интереса к изготовлению продукции из местной рыбы.
Вопрос о необходимости кооперации между рыбоводами, рыбопереработчиками, а также между всеми направлениями рыбной отрасли поднимался передовыми рыбниками неоднократно. Кроме того, только созданное региональное объединение может войти в состав Росрыбхоза, что позволит поднять уровень пензенского рыбного хозяйства до общероссийского, успешно работать в регионе и конкурировать на российском рынке.
Программные мероприятия
- оказать содействие в создании благоприятных условий для реализации живой рыбы и рыбопродукции;
- оказать содействие в приобретении рыбоводами живорыбного транспорта и оборудования специализированных торговых точек и мест для реализации живой рыбы;
- создать благоприятные условия рыбопереработчикам для перехода на производство рыбопродукции из местного сырья;
- повысить конкурентоспособность рыбной продукции за счет повышения ее качества;
- принимать участие в деятельности общественных объединений рыбного хозяйства Пензенской области;
- принимать участие в федеральных программах и мероприятиях рыбного хозяйства, войти в план поставок рыбной продукции в Москву и другие регионы России.
5. Финансовое обеспечение Программы
Законом Пензенской области от 14 ноября 2006 г. N 1172-ЗПО действие раздела 5 настоящей Программы частично приостановлено с 1 января по 31 декабря 2007 г.
Законом Пензенской области от 9 ноября 2005 г. N 898-ЗПО действие раздела 5 Программы было частично приостановлено в 2006 г.
Предусмотренные Программой задачи являются минимальными исходя из потенциала прудового фонда. Это связано с отсутствием опыта рыбоводства у пользователей, изношенностью гидротехнических сооружений, отсутствием развитой системы сбыта живой рыбы и рыбопереработки из местного сырья.
Осуществление Программы проводится за счет следующих источников финансирования (табл. 8):
1) собственных средств пользователей водоемов;
2) заемных средств в форме краткосрочных кредитов коммерческих банков для финансирования текущих расходов, инвестиционных кредитов, направленных на ремонт и реконструкцию рыбоводных хозяйств, хозяйств спортивно-любительского рыболовства и рыбоперерабатывающих предприятий, на техническое перевооружение рыбоводных хозяйств, хозяйств спортивно-любительского рыболовства и рыбоперерабатывающих предприятий, обеспечение рыбопосадочнм# материалом, обеспечение кормами и удобрениями, приобретение сырья для рыбопереработки; создание инфраструктуры сбыта, создание постоянно действующей выставки отечественных и экзотических рыб;
3) ассигнований из федерального бюджета:
в форме капитальных вложений на:
- ремонт и реконструкцию рыбоводных хозяйств и хозяйств спортивно-любительского рыболовства;
- создание рыбохозяйственной лаборатории;
в форме субсидии на:
- проведение рыбохозяйственных исследований;
- оплату работ по зарыблению естественных водоемов;
в форме текущих расходов на противоэпизоотические мероприятия в рыбоводных хозяйствах;
4) ассигнований из бюджета Пензенской области:
в форме капитальных вложений на:
- создание рыбохозяйственной лаборатории;
- создание наблюдательных пунктов;
- ремонт и реконструкцию рыбоводных хозяйств и хозяйств спортивно-любительского рыболовства;
- на создание племенного стада и его содержание;
в форме субсидии на:
- проведение рыбохозяйственных исследований;
- оплату работ по зарыблению естественных водоемов;
- проведение рыбоохранных мероприятий;
в форме текущих расходов на оплату услуг по обучению.
5) прочие источники.
Таблица 8
Потребность в источниках на реализацию Программы (млн. рублей)
Источники финансирования | Годы | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Обучение | ||||||
Всего | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 |
Бюджет Пензенской области | 0,05 | 0,05 | 0,1 | 0,1 | 0,15 | 0,15 |
Собственные средства* | 0,05 | 0,05 | 0,1 | 0,1 | 0,15 | 0,15 |
Рыбохозяйственные исследования | ||||||
Всего | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,7 | 0,7 |
Федеральный бюджет | - | - | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,2 |
Бюджет Пензенской области | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Собственные средства* | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 |
Создание рыбохозяйственной лаборатории | ||||||
Всего | - | 0,3 | 0,7 | - | - | - |
Федеральный бюджет | - | 0,2 | 0,5 | - | - | - |
Бюджет Пензенской области | - | 0,1 | 0,2 | - | - | - |
Создание наблюдательных пунктов | ||||||
Бюджет Пензенский области | - | 1,4 | 1,5 | - | - | - |
Ремонт и реконструкция рыбоводных хозяйств и хозяйств спортивно-любительского рыболовства |
||||||
Всего | 14,5 | 9,0 | 11,8 | 14,7 | 16,6 | 17,6 |
Федеральный бюджет | - | 1,0 | 2,0 | 3,0 | 3,5 | 4,0 |
Бюджет Пензенской области | - | - | 1,4 | 2,3 | 2,7 | 3,5 |
Собственные средства* | 4,8 | 3,0 | 3,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 |
Заемные средства | 3,0 | 3,0 | 5,0 | 5,0 | 6,0 | 6,0 |
Прочие источники | 6,7 | 2,0 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,1 |
Ремонт и реконструкция рыбоперерабатывающих предприятий | ||||||
Всего | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
Собственные средства* | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Заемные средства | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
Прочие источники | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Техническое перевооружение рыбоводных хозяйств и хозяйств спортивно-любительского рыболовства |
||||||
Всего | 2,9 | 4,3 | 5,5 | 6,4 | 7,3 | 7,7 |
Собственные средства* | 1,0 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 3,5 |
Заемные средства | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 3,5 |
Прочие источники | 0,4 | 0,3 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,7 |
Техническое перевооружение рыбоперерабатывающих предприятий | ||||||
Всего | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Собственные средства* | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Заемные средства | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Прочие источники | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Создание племенного стада и его содержание | ||||||
Всего | 0,2 | 1,0 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 1,1 |
Бюджет Пензенской области | - | 0,8 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Собственные средства* | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Обеспечение рыбопосадочным материалом | ||||||
Всего | 3,1 | 5,9 | 8,7 | 12,8 | 15,4 | 18,6 |
Собственные средства* | 1,2 | 2,5 | 4,0 | 6,0 | 7,0 | 8,5 |
Заемные средства | 1,2 | 2,5 | 4,0 | 6,0 | 7,0 | 8,5 |
Прочие источники | 0,7 | 0,9 | 0,7 | 0,8 | 1,4 | 1,6 |
Зарыбление естественных водоемов | ||||||
Всего | 0,2 | 0,7 | 0,4 | 0,7 | 0,4 | 0,7 |
Федеральный бюджет | 0,1 | 0,5 | 0,2 | 0,35 | 0,2 | 0,35 |
Бюджет Пензенской области | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,35 | 0,2 | 0,35 |
Обеспечение кормами и удобрениями | ||||||
Всего | 5,1 | 9,1 | 14,6 | 20,2 | 26,7 | 33,2 |
Собственные средства* | 2,5 | 4,0 | 6,5 | 9,0 | 12,0 | 15,0 |
Заемные средства | 2,5 | 4,0 | 6,5 | 9,0 | 12,0 | 15,0 |
Прочие источники | 0,1 | 1,1 | 1,6 | 2,2 | 2,7 | 3,2 |
Противоэпизоотические мероприятия | ||||||
Всего | 1,4 | 2,2 | 2,8 | 3,4 | 4,2 | 4,6 |
Федеральный бюджет | 0,7 | 1,1 | 1,4 | 1,7 | 2,1 | 2,3 |
Собственные средства* | 0,7 | 1,1 | 1,4 | 1,7 | 2,1 | 2,3 |
Рыбоохранные мероприятия | ||||||
Бюджет Пензенской области | 0,2 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 |
Приобретение сырья для рыбопереработки | ||||||
Всего | 19,5 | 25,2 | 34,2 | 46,8 | 59,4 | 75,0 |
Собственные средства* | 17,0 | 18,0 | 20,0 | 28,0 | 35,0 | 45,0 |
Заемные средства | 2,0 | 6,0 | 12,0 | 15,0 | 20,0 | 25,0 |
Прочие источники | 0,5 | 1,2 | 2,2 | 3,8 | 4,4 | 5,0 |
Создание инфраструктуры сбыта | ||||||
Всего | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 2,0 | 2,0 | 2,0 |
Собственные средства* | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
Заемные средства | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
Прочие источники | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Создание постоянно действующей выставки отечественных и экзотических рыб |
||||||
Всего | - | 2,0 | 2,0 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Собственные средства* | - | 0,8 | 0,8 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Заемные средства | - | 0,8 | 0,8 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Прочие источники | - | 0,4 | 0,4 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Общие объемы и источники финансирования Пограммы# | ||||||
Всего | 52,6 | 67,1 | 89,3 | 114,3 | 139,8 | 167,4 |
Бюджет Пензенской области | 0,65 | 3,35 | 4,8 | 4,35 | 4,85 | 6,0 |
Федеральный бюджет | 0,8 | 2,8 | 4,2 | 5,15 | 6,0 | 6,85 |
Заемные средства | 13,0 | 21,1 | 33,6 | 41,6 | 52,1 | 61,6 |
Собственные средства* | 28,85 | 33,05 | 40,0 | 54,3 | 66,35 | 81,05 |
Прочие источники | 9,3 | 6,8 | 6,7 | 8,9 | 10,5 | 11,9 |
* Собственные средства арендаторов и собственников водоемов, рыбоводов, рыбаков и рыбопереработчиков.
6. Механизм реализации Программы
Срок реализации Программы рассчитан на 2005-2010 годы. Программа реализуется на основе действующего федерального законодательства и законодательства Пензенской области. Главным условием успешной реализации Программы является создание благоприятного административного, правового и экономического климата для развития и функционирования рыбной отрасли.
Программа предусматривает реализацию следующего комплекса мероприятий:
- разработка и принятие необходимых нормативных правовых актов в соответствии с действующим законодательством для реализации мероприятий программы;
- привлечение и создание научных организаций и учреждений, высших и средних специальных образовательных учреждений к научному, информационно-консультационному и кадровому обеспечению;
- оказание содействия в создании племенного стада карпа районированного к условиям Пензенской области, обеспечении многовидовым и высокопродуктивным рыбопосадочным материалом рыбоводных хозяйств и водоемов общего пользования;
- оказание помощи в создании условий по производству и бесперебойному обеспечению кормами и удобрениями рыбоводных хозяйств;
- оказание содействия в ремонте, реконструкции, строительстве, техническом перевооружении рыбоводных хозяйств и рыбоперерабатывающих предприятий;
- осуществление интеграции рыбных хозяйств и предприятий внутри области и их вхождении в Российское рыбное хозяйство;
- содействие в развитие инфраструктуры закупок, сбыта, предоставления услуг в области рыбного хозяйства;
- проведение конкурсов, научно-практических конференций, привлечение к участию в выставках и ярмарках, освещение положительного опыта развития прудовых хозяйств и рыбоперерабатывающих предприятий через средства массовой информации;
- ежегодный анализ итогов выполнения Программы районами, отдельными хозяйствами и предприятиями.
Программа предусматривает многоканальное финансирование затрат на ее реализацию.
7. Контроль за ходом реализации Программы
Комплексное управление реализацией Программы осуществляет Управление сельского хозяйства Пензенской области, которое:
- с учетом мнения рыбохозяйственных структур Министерства сельского хозяйства Российской Федерации определяет наиболее эффективные формы и порядок организации работ по выполнению Программы;
- осуществляет согласование с Управлением финансов Пензенской области, рыбохозяйственными структурами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, иными заинтересованными организациями объемы финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации Программы;
- согласует с участниками Программы плановые задания на очередной финансовый год и на весь период реализации Программы;
- совместно с Управлением финансов Пензенской области обеспечивает контроль за эффективным и целевым использованием средств финансирования из бюджета Пензенской области;
- совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации обеспечивает контроль за эффективным и целевым использованием средств финансирования из федерального бюджета.
Информация о ходе реализации Программы ежегодно готовится Управлением сельского хозяйства Пензенской области, направляется Правительству Пензенской области и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации.
8. Ожидаемый эффект от реализации Программы
Реализация данной Программы создает организационные и экономические условия развития рыбной отрасли, устойчивое наращивание объемов производства свежей рыбы, рыбопродукции, других объектов аквакультуры, предоставлении услуг для активного отдыха населения, обеспечит внедрение эффективных технологий, оригинальных проектов, повысит занятость в первую очередь сельского населения, создаст налогооблагаемую базу и обеспечит налоговые поступления в бюджет всех уровней. В результате реализации Программы в большей степени будет удовлетворяться потребность населения в рыбопродуктах за счет повышения их качества, расширения ассортимента, более доступных цен. Большое количество жителей области смогут полноценно проводить отдых на природе в цивилизованных условиях, получать эстетическое удовлетворение от приобщения к подводному миру, бережно относиться к окружающей среде как необходимому элементу выживания человечества на современном этапе.
Выполнение предусмотренных Программой мероприятий позволит к 2007 году увеличить производство товарной рыбы до 600 тонн, а за счет роста рыбопродуктивности используемых водоемов к 2010 году достичь уровня в 1000 тонн, или в 4 раза больше, чем в 2004 году (табл. 9). Объем производства рыбопосадочного материала довести к 2007 году до 3,0 млн.штук, к 2010 году - до 4,5 млн. штук (в 2,5 раза больше, чем в 2004 году). Объем производства рыбопродукции всех видов переработки к 2010 году планируется увеличить в 1,7 раза - до 1000 тонн. При этом 250 тонн производить из местного сырья, которое в 2004 году практически не использовалось, наладить выпуск рыбных консервов.
За счет эффективного использования прудовых площадей планируется выращивание водоплавающей птицы (гусей, уток) и довести объемы их производства с 1 тонны в 2004 году до 50 тонн - в 2010 году. Программой предусматривается реализация проектов выращивания нетрадиционных для центральной России объектов аквакультуры, которые будут затребованы в области и за ее пределами.
Одно из главных направлений Программы - организация досуга населения. Планируется количество предоставленных платных услуг по спортивно-любительскому рыболовству к 2007 году довести до 150 тыс. человек, к 2010 году - до 310 тыс. человек (табл. 10). Развить сферу услуг для удовлетворения интересов рыболовов-любителей, рыбоводов-любителей, аквариумистов.
Общий годовой экономический эффект от реализации Программы в 2010 году составит 358,1 млн. рублей и заложит базу для дальнейшего развития рыбного хозяйства области (табл. 11).
Законом Пензенской области от 10 апреля 2006 г. N 983-ЗПО в таблицу 9 внесены изменения, вступающие в силу с 14 июня 2006 г.
Таблица 9
Производство товарной рыбы в 2005-2010 году по районам (тонн)
N п/п |
Наименование района |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
1. |
Башмаковский |
5 |
5 |
10 |
15 |
25 |
25 |
2. |
Бековский |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
3. |
Белинский |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
4. |
Бессоновский |
- |
5 |
10 |
20 |
25 |
30 |
5. |
Спасский |
10 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
6. |
Вадинский |
20 |
40 |
60 |
65 |
75 |
80 |
7. |
Городищенский |
5 |
10 |
10 |
15 |
20 |
20 |
8. |
Земетчинский |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
25 |
9. |
Иссинский |
5 |
5 |
5 |
10 |
15 |
15 |
10. |
Каменский |
30 |
35 |
40 |
45 |
55 |
60 |
11. |
Камешкирский |
20 |
25 |
40 |
45 |
50 |
55 |
12. |
Колышлейский |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
13. |
ГАРАНТ:Утратила силу См. текст позиции 13 |
|
|
|
|
|
|
14. |
Кузнецкий |
15 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
15. |
Лопатинский |
- |
5 |
5 |
10 |
10 |
15 |
16. |
Лунинский |
5 |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
17. |
Мокшанский |
5 |
10 |
15 |
25 |
30 |
35 |
18. |
Малосердобинский |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
25 |
19. |
Наровчатский |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
40 |
20. |
Неверкинский |
- |
5 |
5 |
10 |
15 |
15 |
21. |
Никольский |
10 |
10 |
10 |
15 |
15 |
15 |
22. |
Нижнеломовский |
15 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
23. |
Пачелмский |
5 |
5 |
10 |
15 |
15 |
15 |
24. |
Пензенский |
35 |
55 |
70 |
80 |
90 |
100 |
25. |
Сердобский |
25 |
30 |
40 |
45 |
50 |
55 |
26. |
Сосновоборский |
5 |
5 |
10 |
10 |
10 |
15 |
27. |
Тамалинский |
5 |
10 |
15 |
25 |
30 |
35 |
28. |
Шемышейский |
15 |
30 |
35 |
40 |
60 |
70 |
|
Всего по области |
300 |
450 |
600 |
750 |
900 |
1000 |
Законом Пензенской области от 10 апреля 2006 г. N 983-ЗПО в таблицу 10 внесены изменения, вступающие в силу с 14 июня 2006 г.
Таблица 10
Оказание платных услуг по спортивно-любительскому рыболовству
по районам (тысяч человек)
N п/п |
Наименование района |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
1. |
Башмаковский |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
8 |
2. |
Бековский |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
8 |
3. |
Белинский |
2 |
3 |
4 |
5 |
10 |
15 |
4. |
Бессоновский |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
8 |
5. |
Спасский |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
8 |
6. |
Вадинский |
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
25 |
7. |
Городищенский |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
8. |
Земетчинский |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
10 |
9. |
Иссинский |
- |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
10. |
Каменский |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
10 |
11. |
Камешкирский |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
9 |
12. |
Колышлейский |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
10 |
13. |
ГАРАНТ:Утратила силу См. текст позиции 13 |
|
|
|
|
|
|
14. |
Кузнецкий |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
10 |
15. |
Лопатинский |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
5 |
16. |
Лунинский |
1 |
2 |
3 |
3 |
5 |
7 |
17. |
Мокшанский |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
10 |
18. |
Малосердобинский |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
19. |
Наровчатский |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
9 |
20. |
Неверкинский |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
21. |
Никольский |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
9 |
22. |
Нижнеломовский |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
10 |
23. |
Пачелмский |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
24. |
Пензенский |
22 |
32 |
43 |
54 |
62 |
70 |
25. |
Сердобский |
3 |
5 |
6 |
7 |
9 |
10 |
26. |
Сосновоборский |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6 |
27. |
Тамалинский |
2 |
2 |
3 |
4 |
6 |
8 |
28. |
Шемышейский |
5 |
7 |
10 |
12 |
14 |
17 |
|
Всего по области |
70 |
110 |
150 |
190 |
250 |
310 |
Таблица 11
Ожидаемые финансовые результаты (млн.рублей)
Показатели | Годы | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Производство и вылов товарной рыбы |
12,0 | 21,6 | 34,8 | 51,8 | 74,7 | 100,0 |
Производство рыбопосадочного материала |
4,0 | 6,3 | 8,3 | 10,5 | 13,0 | 15,8 |
Производство нерыбных объектов | 0,2 | 0,5 | 1,0 | 1,6 | 2,5 | 3,3 |
Производство водоплавающей птицы |
0,2 | 1,1 | 2,4 | 3,9 | 5,6 | 7,5 |
Приусадебное и декоративное рыбоводство |
0,3 | 0,7 | 1,3 | 2,1 | 3,3 | 5,0 |
Платные услуги по спортивно- любительскому рыболовству |
7,0 | 13,8 | 22,5 | 33,3 | 50,0 | 71,3 |
Любительское рыболовство | 2,0 | 2,6 | 3,2 | 3,8 | 4,4 | 5,2 |
Производство пищевой продукции | 39,0 | 50,4 | 69,6 | 93,6 | 118,8 | 150,0 |
Доход | 64,7 | 97,0 | 143,1 | 200,6 | 272,3 | 358,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Пензенской области от 20 сентября 2005 г. N 836-ЗПО "Об областной целевой программе "Развитие рыбного хозяйства в Пензенской области в 2005-2007 гг. и на период до 2010 года"
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 21 от 30 сентября 2005 г., в информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области" N 27(57) (часть 1) от 17 октября 2005 г.
Законом Пензенской области от 18 декабря 2008 г. N 1659-ЗПО настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Пензенской области от 25 сентября 2008 г. N 1608-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 2 апреля 2008 г. N 1485-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 10 октября 2007 г. N 1396-ЗПО
Действие раздела 5 Программы, утв. настоящим Законом, было частично приостановлено в 2008 г.
Закон Пензенской области от 24 апреля 2007 г. N 1237-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 14 ноября 2006 г. N 1172-ЗПО
Действие раздела 5 Программы, утв. настоящим Законом, было частично приостановлено в 2007 г.
Закон Пензенской области от 22 мая 2006 г. N 1017-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 10 апреля 2006 г. N 983-ЗПО
Изменения вступают в силу с 14 июня 2006 г.
Закон Пензенской области от 9 ноября 2005 г. N 898-ЗПО
Действие отдельных положений Программы, утвержденной настоящим Законом, было приостановлено в 2006 г.