Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
Правительства Пензенской области
от 12 января 2000 г. N 15-пП
Положение о системе государственного управления
охраной труда в Пензенской области
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ и законом Пензенской области "Об охране труда в Пензенской области" от 16 сентября 1999 года N 165-ЗПО.
Система государственного управления охраной труда в Пензенской области - скоординированная система взаимодействия органов государственной власти области и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществлению правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Настоящее положение определяет задачи, организационную структуру, органы системы государственного управления охраной труда в Пензенской области, принципы их функционирования и основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Уставе Пензенской области, законе Пензенской области "Об охране труда в Пензенской области", иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Пензенской области.
1. Задачи системы государственного управления
охраной труда в Пензенской области
Система государственного управления охраной труда в Пензенской области направлена на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, путем реализации присущих данной системе функций, осуществляемых на областном, отраслевом уровнях и уровне территориальных органов государственного управления исполнительной власти области.
Органы местного самоуправления Пензенской области на территории соответствующих муниципальных образований и работодатели обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных органам местного самоуправления Правительством Пензенской области в установленном порядке.
Задачами системы государственного управления охраной труда в Пензенской области являются:
создание безопасных условий труда в организациях;
сохранение жизни и здоровья работников с использованием компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в области охраны труда.
2. Принципы функционирования системы
государственного управления охраной труда в Пензенской области
Основополагающими принципами функционирования системы государственного управления охраной труда в Пензенской области являются:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
профилактическая направленность деятельности всей системы государственного управления охраной труда на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
научная обоснованность требований охраны труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации и Пензенской области, в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах и инструкциях по охране труда;
согласованность действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов при реализации основных направлений государственной политики по вопросам охраны труда;
научная основа разработки и реализации программ и мероприятий по охране труда, профилактике профессиональных заболеваний, с привлечением ученых и специалистов;
исполнение требований органов, осуществляющих управление охраной труда, предъявляемых в пределах их полномочий, должностными лицами всех организаций, действующих на соответствующей территории.
3. Организационная структура системы
государственного управления охраной труда в Пензенской области
3.1. Организационная структура системы государственного управления охраной труда в Пензенской области включает в себя пять уровней (см. Схему):
Первый уровень: Областной. Осуществляет Правительство Пензенской области.
Председатель Правительства области.
Рабочий орган звена управления первого уровня - Министерство труда и социального развития Пензенской области.
Межведомственная комиссия по охране труда.
Второй уровень: Отраслевой.
Управление охраной труда в отрасли или в определенной сфере деятельности осуществляют соответствующие министерства и ведомства области и подведомственные им организации.
Министерства и ведомства, не являющиеся юридическими лицами, осуществляют в сфере охраны труда координацию и методическую помощь.
Третий уровень:
Уровень органов исполнительной власти административно-территориальных образований области. Органы исполнительной власти административно-территориальных образований области в сфере охраны труда осуществляют государственное управление охраной труда на соответствующей территории, в пределах своих полномочий.
Четвертый уровень:
Уровень органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют государственное управление охраной труда на соответствующей территории, в пределах своих полномочий.
Пятый уровень:
Уровень организации. Осуществляет работодатель во взаимодействии с профсоюзной организацией или иным уполномоченным работниками организации представительным органом.
Органы государственного управления охраной труда всех уровней и службы охраны труда организаций образуют систему государственного управления охраной труда в Пензенской области.
4. Функции органов системы
государственного управления охраной труда
Функциями органов системы государственного управления охраной труда в Пензенской области являются:
обеспечение прав и гарантий права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
обеспечение охраны труда на территории Пензенской области;
научное обеспечение охраны труда на территории Пензенской области;
государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда;
принятие и реализация нормативных правовых актов Пензенской области об охране труда;
планирование охраны труда и координация деятельности субъектов социально-трудовых отношений;
повышение ответственности за нарушение требований охраны труда.
4.1. Областной уровень
Председатель Правительства Пензенской области:
обеспечивает на территории области условия для функционирования системы государственного управления охраной труда в области;
утверждает областные целевые программы по охране труда и осуществляет контроль за их реализацией.
Министерство труда и социального развития Пензенской области:
осуществляет государственное управление охраной труда на территории Пензенской области, координирует работу органов исполнительной власти в этой области;
подготавливает предложения в проекты Федеральных программ по улучшению условий и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
разрабатывает областные программы по улучшению условий и охраны труда и осуществляет контроль за их реализацией;
разрабатывает и осуществляет совместно с заинтересованными организациями меры по обеспечению экономической заинтересованности работодателей в обеспечении здоровых и безопасных условий труда;
подготавливает ежегодные доклады Правительству области о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в области на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, статистических данных о производственном травматизме и условиях труда;
формирует банки данных по различным направлениям охраны труда и информирует потребителей через электронные средства связи;
изучает и распространяет передовой опыт по охране труда, содействует проведению научно-практических конференций, семинаров, выставок по охране труда;
организует разработку, согласование и утверждение в установленном порядке областных нормативных правовых актов по охране труда;
координирует и контролирует работу за правильностью обеспечения и применения средств индивидуальной и коллективной защиты, работа без применения которых запрещена соответствующими нормативными правовыми актами;
организует участие представителей органов государственной власти в расследовании несчастных случаев на производстве;
организует работу по аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям условий и охраны труда;
проводит анализ и оценку состояния условий и охраны труда на предприятиях и в организациях области, участвует в создании банка данных по вопросам условий и охраны труда, проводит анализ состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, подготавливает предложения по их предупреждению;
подготавливает в судебные органы материалы о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда;
осуществляет государственную экспертизу условий труда на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов;
участвует в работе по подготовке трехстороннего соглашения между Правительством области, профсоюзными объединениями и работодателями (объединениями работодателей) области по вопросам условий и охраны труда, а также в контроле за реализацией мероприятий этого соглашения в области условий и охраны труда;
содействует обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
организует в установленном порядке обучение и проверку знаний работников, включая руководителя, в области условий и охраны труда;
подготавливает предложения по совершенствованию системы обучения, проверки знаний и повышения квалификации работников по охране труда;
обеспечивает взаимодействие всех структур, участвующих в улучшении условий и охраны труда, включая областные объединения профсоюзов и работодателей, органы государственного надзора и контроля по охране труда;
координирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по условиям и охране труда, совместно с отраслевыми и территориальными органами власти способствует внедрению на предприятиях области новых разработок, улучшающих условия и охрану труда;
вносит в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия на территории области нормативных и методических документов ведомственного характера, противоречащих законодательству об охране труда;
получает от органов исполнительной власти области, органов государственного надзора и контроля по охране труда, организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности информацию и материалы в пределах своей компетенции;
формирует временные и постоянно действующие творческие коллективы, экспертные и рабочие группы, привлекает для работы в них экспертов и консультантов из числа ученых, авторитетных работодателей, профсоюзных работников, представителей органов власти и других специалистов в области охраны труда;
реализует законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Пензенской области об охране труда.
Межведомственная комиссия по охране труда Пензенской области:
определяет основные направления проведения единой государственной политики в области охраны труда на территории области;
разрабатывает концепции областных целевых программ улучшения условий и охраны труда, их финансирования;
рассматривает на комиссии процессы обучения специалистов по охране труда;
координирует научно-исследовательскую работу и распространение передового и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
рассматривает вопросы, связанные с реализацией законов и иных актов, обеспечивающих безопасность труда;
координирует разработку областных и межотраслевых проектов по охране труда;
по вопросам, требующим решения Министерства труда Российской Федерации и Правительства области, вносит в установленном порядке соответствующие предложения.
4.2. Отраслевой уровень
Областные министерства и ведомства, являющиеся юридическими лицами:
реализуют, в сфере своего ведения, государственную политику в области охраны труда на территории области;
принимают участие в разработке и реализации областных программ улучшения условий и охраны труда;
принимают участие в подготовке предложений в проекты федеральных и областных программ улучшения условий и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;
реализуют текущие решения по улучшению условий и охраны труда в организациях отрасли;
распространяют передовой опыт по охране труда, участвуют в организации и проведении научно-практических конференций, семинаров, выставок по охране труда;
осуществляют организационно-методическое руководство службами охраны труда на предприятиях;
организуют проведение аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;
организуют обучение и проверку знаний по охране труда работников подведомственных предприятий, включая руководителя;
принимают участие в подготовке предложений по совершенствованию системы обучения, проверки знаний и повышения квалификации работников по охране труда;
взаимодействуют по вопросам улучшения условий и охраны труда с органами государственного надзора и контроля, проводят анализ практики работы по предоставлению льгот и выплат компенсаций работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда и участвуют в установленном порядке в подготовке предложений по ее совершенствованию;
координируют и контролируют работу в отрасли за обеспеченностью средствами индивидуальной и коллективной защиты, работа без применения которых запрещена соответствующими нормативными правовыми актами, а также консультирование по вопросам их приобретения;
доводят нормативные документы по охране труда до подведомственных организаций.
4.3. Уровень органов исполнительной власти
административно-территориальных образований Пензенской области
Органы государственного управления:
осуществляют государственную политику в области охраны труда на территории соответствующего административно-территориального образования; разрабатывают и реализуют территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда;
принимают участие в разработке и реализации областных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
организуют обучение и проверку знаний по охране труда;
осуществляют контроль за условиями и охраной труда, проведением аттестации рабочих мест по условиям труда;
контролируют отражение требований охраны труда в учредительных документах юридических лиц при их регистрации;
участвуют в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым исходом, несчастных случаев со смертельным исходом;
оказывают методическую помощь организациям в совершенствовании работы служб охраны труда;
содействуют обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
проводят выставки средств индивидуальной защиты, приборов контроля и измерений;
взаимодействуют с Государственной инспекцией труда по Пензенской области и другими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;
осуществляют иные функции в пределах своей компетенции.
4.4. Уровень органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления:
обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти Пензенской области в установленном порядке, и в этих целях создают подразделения по охране труда;
организуют разработку и реализацию муниципальных мероприятий по охране труда;
осуществляют координацию и методическое руководство работой служб охраны труда организаций, расположенных на территории муниципального образования;
принимают участие в расследовании групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым исходом, несчастных случаев со смертельным исходом;
содействуют организации работ по проведению аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда в организациях;
содействуют обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
организуют обучение и проверку знаний по охране труда работников организаций муниципального образования, включая руководителя;
участвуют совместно с заинтересованными организациями в проведении семинаров и других мероприятий по пропаганде передового опыта по улучшению условий и охраны труда;
осуществляют уведомительную регистрацию коллективных договоров, представленных работодателями;
информируют общественность через средства массовой информации о состоянии условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории муниципального образования.
4.5. Уровень организации
Главной задачей организации (работодателя) является обеспечение условий труда, исключающих или сводящих к минимуму риск получения работниками травмы или профессионального заболевания.
Для реализации этой задачи в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и законом Пензенской области "Об охране труда в Пензенской области" создается служба охраны труда в организации, на которую возлагается:
контроль за соблюдением требований охраны труда;
совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и улучшению условий труда;
консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда;
обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировка на рабочих местах работников и проверка их знания требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанное обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
осуществление контроля за соблюдением режима труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области;
обеспечение своевременного приобретения и выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты, мыла, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
осуществление выполнения предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
выработка мероприятий по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций;
участие в расследовании, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
своевременное лечебно-профилактическое обследование работников в соответствии с требованиями охраны труда;
ознакомление работников с требованиями охраны труда;
соблюдение требований охраны труда работниками организаций;
внесение предложений по совершенствованию профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний и улучшению условий труда.
5. Министерство труда и социального развития области взаимодействует с:
Министерствами: строительства, строительных материалов и архитектуры; сельского хозяйства и продовольствия; жилищно-коммунального хозяйства, образования; информации и культуры; Управлением финансов Пензенской области по вопросам разработки и реализации программ улучшения условий и охраны труда, финансовой и налоговой политики, поддержки промышленных предприятий, производящих средства коллективной и индивидуальной защиты, средства контроля вредных производственных факторов, формирования для них областного заказа; формирования областного заказа на статистические материалы в области охраны труда; совместно с отраслевыми ведомствами по вопросам выделения бюджетных и иных средств на финансирование научно-технических программ, направленных на повышение технико-технологического уровня отраслей области, связанных с улучшением условий и охраны труда;
Территориальными органами государственного управления исполнительной власти области и органами местного самоуправления муниципальных образований, в части предложений по совершенствованию модели управления охраной труда с учетом территориального аспекта и соответствующих предложений в проекты областных законов и иных нормативных правовых актов;
Министерством здравоохранения. Государственным учреждением медико-социальной экспертизы по вопросам охраны здоровья, социальной защиты работников; медико-социальной экспертизы лиц, пострадавших в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания; организации медико-профилактической деятельности на предприятиях области; разработки и реализации программ реабилитации инвалидов труда;
Министерством образования, в части разработки вопросов охраны труда для включения в областную программу системы многоуровневого непрерывного образования; отработки новых перспективных подходов к организации образовательного процесса в области охраны труда; лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений на право подготовки специалистов по охране труда;
Профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, в части общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
Государственной инспекцией труда по Пензенской области и другими органами надзора и контроля, в части соблюдения на предприятиях области законодательства об охране труда, за выполнением мероприятий по охране труда в коллективных договорах и соглашениях;
Инспекцией горного и промышленного надзора России по Пензенской области, другими органами надзора и контроля, в части организации и осуществления контроля за состоянием потенциально опасных производств, объектов и работ на территории Пензенской области;
Государственной противопожарной службой в части контроля за выполнением противопожарных мероприятий на объектах народного хозяйства (независимо от форм собственности);
Государственной инспекцией безопасности дорожного движения в части организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, связанного с производством в части предоставления в комиссию по расследованию несчастных случаев на производстве материалов расследования дорожно-транспортных нарушений;
Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в части контроля за соблюдением действующих санитарных правил, норм, гигиенических нормативов на предприятиях и в организациях области;
Областным Комитетом Государственной статистики по вопросам получения статистических данных о состоянии условий и охраны труда в Пензенской области, а также иной информации;
Отраслевыми органами исполнительной власти по вопросам управления охраной труда в подведомственных организациях.
6. Министерство труда и социального развития Пензенской области
координирует деятельность:
областной Межведомственной комиссии по охране труда;
Государственного межотраслевого центра охраны труда Пензенской области, как организации, возглавляющей учебно-методические центры, участвующие в процессе обучения по охране труда;
главных (ведущих) специалистов городских (районных) администраций по вопросам охраны труда.
7. Служба охраны труда в организации
Численность служб охраны труда в организации устанавливается в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", законом Пензенской области "Об охране труда в Пензенской области". В каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью работников более 100 человек создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой отрасли.
См. Постановление Правительства Пензенской области от 21 апреля 2000 г. N 212-пП "Об утверждении Типового положения по организации работы службы охраны труда в организациях Пензенской области"
В соответствии с федеральным законом в организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.