2. Министерству образования области (Чернецова Т.А.):
2.1. До 15 августа 2000 г. подготовить рекомендации для учреждений начального профессионального образования по реализации Концепции и Программы.
2.2. До 30 августа 2000 г. обеспечить доведение Концепции и Программы и рекомендаций по их реализации до учреждений начального профессионального образования.
2.3. Обеспечить координацию и контроль за выполнением Концепции и Программы.
3. Утвердить региональный Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования Пензенской области согласно приложению N 2.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министра образования области Чернецову Т.А.
Вице-губернатор -
Председатель Правительства |
Н.С. Овчинников |
Приложение N 1
Утверждена
Правительства Пензенской области
от 23 июня 2000 г. N 355-пП
Концепция и программа
развития системы начального
профессионального образования Пензенской области
Назначение:
Региональная Концепция и Программа развития начального профессионального образования Пензенской области являются организационной основой региональной политики в области профессионального образования, определяющей стратегию его развития с учетом региональных социально-экономических условий и культурных особенностей региона.
Перечень основных аспектов содержания:
- состояние и основные проблемы системы начального профессионального образования Пензенской области;
- региональная Концепция развития начального профессионального образования Пензенской области;
- Программа развития начального профессионального образования Пензенской области;
- мероприятия по реализации региональной Концепции и Программы
1. Введение
Кардинальные изменения, произошедшие в последнее десятилетие в политической жизни и экономике страны, повлекли за собой адекватные изменения в профессионально-квалификационной структуре занятости населения. До 2000 года для Пензенской области было характерно стабильное уменьшение кадров, занятых в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, при одновременном увеличении доли занятых в непроизводственном секторе.
Анализ и прогноз рынка труда показывает, что ситуация в экономике области входит в стадию стабилизации. Это дает возможность исключить резкие скачки рынка труда в пользу той или другой профессиональной направленности занятости населения.
Реальная региональная демографическая ситуация, а именно - уменьшение абсолютной численности населения и значительные внутренние резервы предприятий, позволяет спрогнозировать значительные изменения баланса трудовых ресурсов в непроизводственной сфере.
В этих условиях гарантом социальной адаптации граждан (в первую очередь молодежи) на рынке труда является профессиональное образование. Интересы человека, общества и государства сходятся в системе профессионального образования как в социальном институте, выполняющем экономическую, социальную и культурную функцию. Система начального профессионального образования, с этой точки зрения, является базовой для развития экономики и, как зеркало, отражает все процессы, происходящие в ней.
Начальное профессиональное образование входит в систему непрерывного профессионального образования Пензенской области. Учреждения начального профессионального образования реализуют профессиональные образовательные программы, направленные на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, специалистов и служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности. Главной целью начального профессионального образования является овладение гражданами начальными профессиональными знаниями и навыками в соответствии с государственными образовательными стандартами.
В соответствии с тенденциями развития регионального рынка труда, ролью системы начального профессионального образования в обществе разработана настоящая Концепция развития начального профессионального образования Пензенской области.
Нормативно-правовой базой региональной концепции развития начального профессионального образования являются: Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 16.11.1997 г. N 144-ФЗ), Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 г. N 908 "О концепции реформирования системы начального профессионального образования", утвердившее "Концепцию реформирования системы начального профессионального образования", Закон Пензенской области от 16.09.1999 г. N 166-ЗПО "Об образовании в Пензенской области".
В основу региональной концепции развития начального профессионального образования положен системный подход, позволяющий рассматривать компоненты прогнозируемой системы начального профессионального образования в их единстве с прогнозируемыми условиями развития образования Пензенской области в целом.
2. Состояние и проблемы системы начального
профессионального образования Пензенской области
Система начального профессионального образования Пензенской области включает 32 профессиональных училища, 8 профессиональных лицеев, объединение ПТУ при УИН МЮ РФ, в которых обучается около 16 тысяч человек.
Подготовка ведется по 75 профессиям и более 160 специальностям. В системе профессионального образования занято более 1500 специалистов. Изменения в экономике способствовали в определенной степени сохранению кадрового потенциала начального профессионального образования. По данным состава молодых специалистов за последние годы в профессиональные училища пришли работать всего около 100 человек, продолжается отток высокопрофессиональных кадров в негосударственный сектор экономики и образования. Если кратко охарактеризовать качественный состав кадров в системе НПО, то можно отметить, что в настоящее время более 60% инженерно-педагогических работников, работающих в системе НПО, имеют высшее образование, более 30% - среднее специальное образование, более 5% обучаются в вузах без отрыва от производства. Особую тревогу вызывают кадры мастеров производственного обучения. Мастер производственного обучения был и остается гарантом качества профессиональной подготовки, от уровня его квалификации во многом зависит итог работы всего коллектива образовательного учреждения. Качественный состав преподавателей значительно выше, чем мастеров производственного обучения, однако в связи с введением новых профессий и предметов появилась необходимость в специалистах ранее невостребованных профилей.
Разработка содержания начального профессионального образования является одним из главных элементов, поскольку это связано с преобразованиями в содержании и характере труда рабочих. На сегодняшний день Министерством образования Российской Федерации утверждены стандарты по всем подготавливаемым профессиям в области. Ведется внедрение и реализация государственных стандартов начального профессионального образования во всех учреждениях начального профессионального образования области.
В основном система начального профессионального образования области охватывает все профили подготовки, востребованные рынком труда, однако не всегда желание получить ту или иную профессию совпадает с потребностью рынка труда в этой профессии. Поэтому только 40% выпускников трудоустраивается в первые месяцы после окончания обучения.
Подготовка и трудоустройство выпускников
учреждений НПО Пензенской области в 1999 году
Отрасль | Выпуск | Без на- правления на работу |
% | обратились в службу занятости |
% |
Промышленность Сельское хозяйство Торговля, бытовое обслуживание Строительство Транспорт |
1716 1915 1395 596 712 |
688 835 747 172 209 |
40,1 43,6 53,5 28,9 29,4 |
111 64 64 18 9 |
6,5 3,3 4,6 3,0 1,3 |
Всего: | 6334 | 2651 | 41,9 | 266 | 4,2 |
Одним из немаловажных условий обеспечения конкурентоспособности выпускника учреждений начального профессионального образования на рынке труда является материально-техническая база обучения. Уровень учебно-материальной базы учреждений начального профессионального образования фактически довольно низкий. Учебные заведения не обеспечены современными средствами подготовки и организации учебно-производственного процесса, включая системы мультимедиа, компьютерную и множительную технику.
В настоящее время 67,5% профессиональных училищ располагаются в типовых комплексах, 5 училищ располагаются в приспособленных помещениях. Большинство зданий требует капитального ремонта.
Для организации производственного обучения учащихся учреждения начального профессионального образования располагают учебно-материальной базой:
Помещения | Необходимо | Имеется | % обеспе- ченности |
Учебно-производственных мастерских Учебно-производственных лабораторий Учебные хозяйства (количест- во га пашни) Автотрактородромы |
177 140 19 21 |
152 121 18/5508 19 |
85,8 86,4 94,7 90,4 |
Однако учебно-производственная база в учреждениях НПО из-за внутреннего перепрофилирования используется не всегда эффективно.
Особую тревогу вызывает проблема рационального использования, содержания и своевременного ремонта сельскохозяйственной техники.
Изменение взаимоотношений с работодателями способствовало созданию критической ситуации с производственной практикой учащихся. В последние годы на рабочих местах на предприятиях, стройках, в учреждениях практику проходят не более 60% учащихся. На собственной базе имеют возможность пройти производственную практику, в соответствии с программами, в полном объеме не более 15% учащихся, около 20% учащихся проходят производственную практику на случайных объектах и не в полном объеме.
Государственная система начального профессионального образования является важным институтом социальной защиты учащихся и играет немалую роль в развитии и становлении личности. Потребности в полноценном развитии личности обусловлены новым характером социально-экономической деятельности людей в современном обществе. Эти задачи решают учебные заведения совместно с учреждениями дополнительного образования при условии совместного поиска путей решения поставленных задач.
В учреждениях начального профессионального образования ежегодно обучается около 300 сирот, в числе которых до 10% детей с аномалиями в развитии. Практика работы с такими детьми показывает, что организация их обучения требует создания дополнительных условий. При этом особую остроту приобретают социальные проблемы: проживание и питание во время обучения, трудоустройство и обеспечение жильем после окончания училища.
Финансирование системы начального профессионального образования Пензенской области осуществляется из федерального бюджета. Большинство руководителей профтехучилищ решают проблему, связанную с поиском дополнительных источников финансирования для совершенствования учебно-материальной базы.
Главный показатель состояния системы начального профессионального образования - отношение к ней потребителя, молодежи, востребована она или нет. В последние годы в большинстве учебных заведений существует конкурс при поступлении. Причем 2-3 человека на место - это норма, система, а по ряду профессий этот показатель еще больше.
Комплектование учреждений НПО производится по контрольным цифрам Министерства образования РФ, в соответствии с представленными заявками на подготовку квалифицированных рабочих от предприятий и организаций.
Профессиональными училищами и лицеями области проделана определенная работа с работодателями по комплектованию на 2000-2001 учебный год. Со многими предприятиями заключены договора о сотрудничестве, однако в большинстве своем они носят односторонний характер.
Основными проблемами системы начального профессионального образования Пензенской области являются:
- нарушение баланса между профессиональной квалификационной структурой подготовки рабочих кадров и реальной потребностью рынка труда; при этом практически отсутствует прогноз потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов как на долгосрочный, так и на краткосрочный периоды, что усложняет перепрофилирование профессиональных училищ в соответствии с потребностями рынка;
- темпы формирования нормативно-правовой базы начального профессионального образования отстают от организационно-структурных изменений, происходящих в экономике страны и региона;
- структура системы начального профессионального образования до сих пор ориентирована на подготовку отраслевых специалистов, несмотря на то, что в большинстве учреждений НПО подготовка ведется в рамках интересов региона;
- в связи с изменением форм собственности и резким падением уровня промышленного производства до 2000 года нарушились взаимоотношения между профессиональными училищами и работодателями;
- содержание начального профессионального образования не адекватно современным требованиям производства и интересам личности;
- уровень профессиональной компетентности руководящих и инженерно-педагогических работников системы начального профессионального образования не обеспечивает требуемого качества услуг, предоставляемых учебными заведениями;
- отсутствие средств на приобретение учебной литературы и учебных пособий;
- слабое участие работодателей в развитие учебно-материальной базы в учреждениях начального профессионального образования.
Выход из создавшегося в системе начального профессионального образования области положения возможен путем комплексной реформы.
3. Принципы развития системы
начального профессионального образования
В основу развития системы начального профессионального образования Пензенской области положены следующие принципы:
- демократический характер управления образованием и организацией образовательного процесса;
- гуманистический характер образования;
- непрерывный характер образования;
- достигнутый к настоящему времени уровень профессионального образования является национальным достоянием, сохранение, приумножение и перевод на новую качественную ступень которого составляют суть его развития;
- профессиональные образовательные услуги должны быть дифференцированы по уровням, что обеспечит их доступность для всех слоев населения;
- в системе профессионального образования должны создаваться условия для всестороннего удовлетворения профессионально-образовательных потребностей населения и, в первую очередь, молодежи;
- развитие у подрастающего поколения профессиональных образовательных потребностей, адаптированных к нуждам и целям развития региона;
- учет ценностных профессиональных ориентаций учащихся, выпускников образовательных учреждений в контексте местных развивающихся рыночных отношений;
- внедрение рыночных механизмов в функционирование образовательных учреждений, предоставление им хозяйственной самостоятельности, перепрофилирование образовательных учреждений в соответствии с требованиями рынка труда;
- развитие дополнительных видов образовательных услуг.
4. Цели, задачи развития
системы начального профессионального образования
Основными стратегическими целями развития региональной системы профессионального образования являются:
- реализация конституционного права и развитие возможности на получение бесплатного начального профессионального образования высокого качества;
- сохранение и развитие системы начального профессионального образования области;
- воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону, труду;
- стимулирование инвестиций в систему начального профессионального образования, в том числе путем предоставления налоговых льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии учреждений начального профессионального образования;
- привлечения работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения рынка труда региона;
- активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учреждений начального профессионального образования в региональных программах стабилизации и развития экономики.
5. Развитие системы начального профессионального образования
Развитие структуры системы
начального профессионального образования
Предполагаемое изменение сети государственных учреждений начального профессионального образования области, определяемое Федеральной концепцией реформирования системы начального профессионального образования, возможно, будет осуществляться только с целью перехода от отраслевого на региональный принцип структурирования начального профессионального образования.
Сохранение учреждений начального профессионального образования области, их собственности и финансирование на федеральном уровне.
В целях более рационального использования учебно-материальной базы, педагогических кадров, а также финансовых ресурсов и повышения качества профессионального образования обучающихся возможно укрупнение образовательных учреждений начального профессионального образования на основе реорганизации (объединения) учреждений начального профессионального образования одного уровня.
Развитие содержания
начального профессионального образования
Первоочередным шагом при осуществлении реформы начального профессионального образования является внедрение государственных образовательных стандартов начального профессионального образования с новой профессионально-квалификационной структурой подготовки, которая носит вариативный характер и отражает три уровня подготовки - общеотраслевой, общепрофессиональный и специальный. Это позволит решить проблемы включения выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования в активную трудовую деятельность и создания предпосылок дальнейшего повышения их образовательного уровня.
Обновление содержания начального профессионального образования и профессиональной подготовки необходимо осуществлять путем введения единой профессионально-образовательной программы начального профессионального образования с вариативным объемом содержания общего образования.
Единая образовательная программа начального профессионального образования позволит изменять объем содержания общего образования в целях более полного и качественного освоения обучающимися профессии.
Разработка и обеспечение системы государственного контроля качества начального профессионального образования и профессиональной подготовки, в том числе подсистемы тестового контроля, позволяющего оценить профессиональную компетентность обучающихся путем выполнения ими заданий, измеряющих уровень профессионального развития.
Для работы по государственным образовательным стандартам начального профессионального образования необходимо проводить переподготовку и повышение квалификации педагогических работников учреждений начального профессионального образования.
Обеспечение общедоступного бесплатного начального профессионального образования.
Собственность и финансирование учреждений
начального профессионального образования
Учреждения начального профессионального образования (40 профессиональных училищ и лицеев) находятся в федеральной собственности, ПТУ при УИН МЮ РФ в государственной собственности субъекта Российской Федерации.
Бюджет начального профессионального образования рассчитывается на основе государственных и местных нормативов и должен учитывать расходы:
- на реализацию образовательной программы (заработная плата работников, развитие и укрепление учебно-материальной базы, приобретение сырья, расходных и горюче-смазочных материалов, приобретение или разработка учебно-программной документации);
- на социальную защиту обучающихся (стипендия, питание, обмундирование, обеспечение общежитием и предметами санитарной гигиены, санаторно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия);
- на оплату коммунальных услуг;
- на повышение квалификации педагогических работников, проведение аттестации.
Финансирование учреждений начального профессионального образования в зависимости от статуса учредителя осуществляется:
- из федерального бюджета - в отношении учреждений государственного федерального уровня;
- из областного бюджета - в отношении государственных учреждений ПТУ при УИН МЮ РФ.
Бюджетное финансирование может дополняться следующими внебюджетными средствами:
- доходы от производственной и предпринимательской деятельности, от реализации платных образовательных услуг;
- средства работодателей;
- средства органов по труду и службы занятости;
- средства спонсоров;
- личные средства обучающихся, их родителей, законных представителей и других физических и юридических лиц.
Привлечение учреждениями начального профессионального образования дополнительных средств не влечет за собой снижения их финансирования за счет средств учредителя.
Научное обеспечение развития системы
начального профессионального образования
Ведущими направлениями научно-исследовательских работ по реализации настоящей Концепции являются:
- обоснование изменений профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального профессионального образования;
- исследования по новым профессиям в сфере обслуживания, экологии, социальной работы, рыночной инфраструктуры, подготовка по которым ранее не осуществлялась;
- разработка теории методологии государственных образовательных стандартов начального профессионального образования и их методического обеспечения;
- разработка тестов контроля качества начального профессионального образования;
- обоснование участия работодателей в реализации образовательной программы начального профессионального образования;
- разработка программ развития учреждений начального профессионального образования с учетом региональной концепции и программы реформирования начального профессионального образования Пензенской области.
Нормативно-правовое обеспечение
начального профессионального образования
В целях успешной реализации настоящей региональной концепции необходимо обеспечить строгое соблюдение действующего федерального и регионального законодательства, в частности, Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 16.11.1997 г. N 144-ФЗ), Федерального закона от 10.04.2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования", Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.1994 г. N 650 "Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования", утвердившего "Типовое положение об учреждении начального профессионального образования", Закона Пензенской области от 16.09.1999 г. N 166-ЗПО "Об образовании в Пензенской области", а также иных нормативных и правовых актов Правительства Российской Федерации, Правительства Пензенской области, Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования Пензенской области, Уставов образовательных учреждений и других локальных актов.
Совершенствование нормативно-правового и кадрового обеспечения начального профессионального образования Пензенской области должно быть направлено на:
- обеспечение совершенствования нормативно-правовой базы начального профессионального образования;
- создание условий для удовлетворения профессионально-образовательных потребностей населения, и в первую очередь молодежи;
- стимулирование инвестирования НПО предприятиями, хозяйствами, предпринимателями за счет льгот в системе налогообложения;
- создание условий профессиональной подготовки социально-незащищенной части молодежи;
- обеспечение высокого качества профессионального образования с учетом разноуровневой подготовки;
- постоянное пополнение регионального перечня подготавливаемых профессий начального профессионального образования с учетом ситуации на рынке труда Пензенской области;
- обеспечение медицинской, психолого-педагогической диагностики обучения учащихся в учреждениях начального профессионального образования;
- обеспечение социальной защищенности профессионально-педагогических кадров, повышение общественного статуса труда педагога;
- стимулирование процесса повышения мастерства педагогических работников системы начального профессионального образования, увеличение количества специалистов с высшим инженерно-педагогическим образованием;
- повышение уровня специальной подготовки инженерно-педагогических работников учреждений начального профессионального образования через систему повышения квалификации и переподготовки;
- создание психолого-педагогической и медико-социальной службы в системе начального профессионального образования.
Реализация целей Региональной концепции развития системы начального профессионального образования Пензенской области будет соотнесена с определением путей и способов их достижения и с этапами развития образования Российской Федерации.
Программа
развития начального профессионального
образования Пензенской области
Смена общественно-экономических условий в стране требует адекватных изменений целей и задач в системе начального профессионального образования.
Целью программы является структурно-содержательное реформирование системы начального профессионального образования в условиях сокращения материального производства и приспособления его к потребностям рынка труда, повышения качества подготовки выпускников профессиональных училищ и лицеев, роста их конкурентоспособности и адаптации в условиях рыночной экономики.
Задачи развития
начального профессионального образования
Приведение профессиональных образовательных программ в соответствие с запросами личности, с потребностями рынка труда, перспективами развития экономики и социальной сферы.
Изменение структуры содержания подготовки и его качественное обновление с учетом перехода на опережающее образование, обеспечивающее развитие личностно-профессионального потенциала специалистов и их мобильности.
Совершенствование воспитательного процесса, создание условий развития личности и реализации ее творческой активности.
Реформирование и реорганизация сети учреждений
начального профессионального образования
В рамках стратегии развития области целесообразно определить группу профессиональных училищ, вклад в развитие и финансирование профилей подготовки которых может принести максимальный экономический эффект для экономики региона.
При рассмотрении вопроса о возможном переводе профессиональных училищ области на областной уровень основой должна стать программа социально-экономического развития региона и необходимость обеспечения квалифицированными рабочими кадрами и специалистами для промышленных предприятий, организаций и сельского хозяйства.
Для принятия в этой связи решения необходимо осуществить:
- инвентаризацию основных фондов с привязкой к территориально-отраслевому принципу размещения производительных сил. Определение удельного веса учреждений профессионального образования в общей численности населения по районам Пензенской области;
- изучение динамики изменения профессионально-квалификационной структуры рынка труда и определение его развития;
- изучение тенденции развития негосударственного сектора профессиональной подготовки, его место и роль в удовлетворении потребностей населения в профессионально-образовательных услугах с учетом тенденции развития регионального рынка труда.
Разработка и обновление содержания
начального профессионального образования
Введение и реализация государственных образовательных стандартов начального профессионального образования по всем подготавливаемым профессиям и специальностям.
Обновление содержания начального профессионального образования и профессиональной подготовки необходимо проводить путем введения единой профессионально-образовательной программы начального профессионального образования с вариативным объемом содержания общего образования. В то же время необходимо учитывать необходимость углубленного изучения фундаментальных дисциплин для новых технологических производств в машиностроительной и приборостроительной отраслях. Поэтому при общей неизменности сектора общеобразовательной подготовки необходимо разрабатывать вариативную составляющую программ обучения в ее объеме.
С учетом вышесказанного следует практически реализовать следующие задачи:
- разработка, на основе сформированного регионального перечня профессий и с учетом уровня социально-экономического развития региона, программы внедрения стандартов содержания профессионального образования, отражающей три основных уровня - общеотраслевой, общепрофессиональный и специальный:
- изменение характера и формы производственного обучения и порядка присвоения квалификации выпускникам, максимально приблизив к этой процедуре независимые аттестационные комиссии с привлечением работодателей.
С целью обеспечения качества начального профессионального образования осуществить:
- демонополизацию профессиональных образовательных услуг путем ужесточения требований выдачи лицензий на право этой деятельности учреждениям различных форм собственности;
- разработку системы государственного контроля качества начального профессионального образования и профессиональной подготовки, в том числе тестового контроля, позволяющего оценить профессиональные компетенции обучающихся путем заданий, измеряющих уровень профессиональной подготовки;
- создание экспериментальных производственных комплексов и ученических хозяйств по основным подготавливаемым профессиям для прохождения производственного обучения и производственной практики учащихся профессиональных училищ с последующим предоставлением на 2-3 года рабочих мест выпускникам училищ, что будет являться одной из форм предоставления социальных гарантий.
Следует ожидать тенденцию в интеграции начального и среднего профессионального образования по ряду специальностей для отраслей промышленности как безусловный фактор выхода на качественно новый уровень профессионального образования, в связи с чем продолжить становление и совершенствование многоуровневой модели профессионального обучения.
Развитие кадрового потенциала системы
начального профессионального образования
Развитие кадрового потенциала учреждений начального профессионального образования соответствует современным требованиям к подготовки специалистов.
Основными направлениями качественного кадрового обеспечения являются:
- развитие системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации инженерно-педагогических кадров для учреждений начального профессионального образования;
- создание условий для получения дополнительного педагогического образование преподавателям специальных дисциплин и мастерам производс-1-венного обучения;
- формирование резерва руководящих кадров учреждений начального профессионального образования;
- обновление преподавательского состава, привлечение молодых специалистов к преподавательской деятельности в учреждения начального профессионального образования;
- привлечение к преподаванию специальных дисциплин и на должность мастеров производственного обучения работников, имеющих опыт производственной деятельности.
Научное обеспечение реформирования системы
начального профессионального образования
Обоснование текущих и перспективных потребностей в подготовке рабочих и специалистов для промышленных предприятий и организаций, сельского хозяйства Пензенской области, в том числе и по новым профессиям и специальностям.
Разработка и утверждение регионального компонента по всем подготавливаемым профессиям, их методического обеспечения.
Разработка методики и тестов контроля уровня знаний, умений и навыков учащихся начального профессионального образования.
Научное обеспечение опытно-исследовательских и экспериментальных работ по содержанию обучения в профессиональных учебных заведениях начального профессионального образования.
Разработка программ развития учреждений начального профессиональною образования с учетом региональной Концепции и программы развития начального профессионального образования области.
Обоснование изменения профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального профессионального образования.
Обоснование участия работодателей в реализации образовательных программ начального профессионального образования.
Внесение изменений в профессионально-квалификационную структуру начального профессионального образования на основе исследований (совместно с областным центром занятости населения) содержания труда; приведение профессионально-квалификационной структуры в соответствие с перспективами развития экономики региона, масштабами и структурой профессиональной подготовки.
Обеспечение медицинского, психолого-педагогических аспектов диагностики обучения учащихся в профессиональных училищах.
Разработка методики разноуровневой подготовки, повышенного уровня качества подготовки выпускников в профучилищах, и подготовка обоснований для выдачи документа государственного образца об окончании учебного заведения.
Предполагаемый результат реализации программы развития
начального профессионального образования
Создание региональной модели системы начального профессионального образования, стабильно функционирующей в новых социально-экономических условиях, вариантов ее учреждений с многоканальным финансированием.
Разработка механизма сохранения образовательного потенциала и его оптимального использования для развития учреждений начального профессионального образования, системы образования в целом.
Сформированность заказа на перечень, объем, уровень и качество образовательных услуг. Разработка методик прогнозирования потребности в рабочих кадрах по отраслям и территориям.
Разработка областного перечня компонентов, стандарта программно-методического комплекса.
Расширение перечня образовательных услуг, предоставляемых учреждениями начального профессионального образования, и профессиональной подготовки по обучению и переподготовке незанятого населения и высвобождаемых работников.
Создание на базе учреждений начального профессионального образования новых образовательных структур, интегрированных с учреждениями общего, а также среднего и высшего профессионального образования.
Разработка механизма многоканального финансирования учреждений начального профессионального образования.
Создание адаптивной системы начального профессионального образования, включающей продвинутый, базовый, компенсирующий уровни образования.
Создание учебно-производственной структуры в системе начального профессионального образования.
Реализацию основных направлений развития региональной системы начального профессионального образования Пензенской области в соответствии с развитием Российского начального профессионального образования представить в мероприятиях, разработанных до июля 2000 года.
Программа развития начального профессионального образования является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.
Мероприятия
по реализации региональной концепции и программы развития
начального профессионального образования Пензенской области
NN п/п |
Наименование мероприятий | Сроки исполнен. |
Ответственные за исполнение |
1. 1.1 1.2 1.3 1.4 |
Реструктуризация сети учреждений на- чального профессионального образования Прогнозирование профессионально-квали- фикационной занятости населения области на 2000-2005 года Проведение оценки эффективности загруз- ки учреждений начального профессиональ- ного образования (УНПО) области. Формирование контрольных цифр приема в УНПО, с учетом прогноза потребности рынка труда. Определение групп профессиональных училищ, вклад в развитие и финансирова- ние профилей подготовки которых может принести максимальный экономический эффект для экономики региона |
ежегодно 2001 год ежегодно 2002 год |
Мин-во образова- ния, Департамент федеральной служ- бы занятости по Пензенской обл. Министерство образования Министерство об- разования, УНПО Министерство образования |
2. 2.1 2.2 |
Изменение профессионально-квалификаци- онной структуры подготовки рабочих и специалистов Разработка Регионального перечня про- фессий и специальностей начального про- фессионального образования (НПО) Внесение дополнений в Региональный пе- речень профессий и специальностей НПО |
2000 год ежегодно |
Министерство образования Министерство об- разования, УНПО |
3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 6. 6.1 6.2 6.3 |
Разработка и обновление содержания НПО Внедрение и реализация Государственных стандартов профессионального образова- ния Мониторинг реализации Государственного стандарта НПО. Расширение дополнительных образователь- ных услуг и форм внебюджетной профес- сиональной подготовки УНПО. Разработка механизма и порядка итоговой аттестации учащихся УНПО с максимальным приближение к этой процедуре независи- мых аттестационных комиссий с привлече- нием работодателей. Разработка научно-методического сопро- вождения образовательно-воспитательного процесса УНПО Разработка тестов контроля качества подготовки выпускников УНПО в соответ- ствии с требованиями образовательных стандартов Анализ и обобщение опытом функциониро- вания профессиональных лицеев Создание системы учебно-методических объединений (УМО) учреждений НПО. Организационно-методическое обеспечение деятельности УМО. Организация работы по развитию различ- ных форм внеучебной деятельности (кон- ференции, олимпиады, смотры, конкурсы, клубы, студии и т.д.) Развитие кадрового потенциала УНПО Разработка нового типового штатного расписания УНПО Разработка и заключение договоров с ВУЗами на целевую подготовку специалис- тов для системы УНПО области Разработка программ переподготовки и повышения квалификации инженерно-педа- гогических работников для работы по государственным образовательным стан- дартам НПО, создание банка данных по этому вопросу. Разработка Положения об аттестации вновь назначаемых директоров и замести- телей Организация стажировки мастеров произ- водственного обучения на промышленных предприятиях и организациях Мониторинг кадровой обеспеченности УНПО. Нормативно-правовое и финансовое обес- печение реформирования системы НПО Разработка Нормативного перечня осна- щенности материальной базы УНПО учебным и учебно-производственным оборудованием Разработка проекта Типового устава об- разовательного учреждения, имеющего право реализации профессиональных обра- зовательных программ Внесение предложений в Законодательное Собрание области по льготному налогооб- ложению предприятий и организаций, ин- вестирующих средства в развитие УНПО. Оформление договора с департаментом федеральной службы занятости населения по Пензенской области о взаимном сотрудничестве Научное обеспечение реформирования системы НПО Проведение аналитической работы по вы- явлению новых профессий в сферах обслу- живания, экологии, социальной работы на основе исследования рынков труда и услуг Научное обоснование подходов к содержа- нию и технологии формирования учебных пособий, средств обучения, средств ди- агностики, предназначенных для обеспе- чения региональных компонентов профес- сиональных образовательных стандартов, разрабатываемых в региональной системе НПО Программа по обеспечению УНПО учебника- ми и учебно-методическими пособиями |
2000 год 2000- 2005 гг. 2000- 2002 гг. 2001- 2002 гг. 2000- 2005 гг. 2000- 2001 гг. 2001- 2002 гг. 2000- 2005 гг. 2000- 2005 гг. 2000 год 2000- 2001 гг. 2000 год 2000 год 2000- 2005 гг. 2000- 2005 гг. 2001 год 2000 год 2001 год 2000 год 2000- 2005 гг. 2000- 2005 гг. 2000 год |
Министерство об- разования, УНПО Министерство об- разования, УНПО Министерство об- разования, УНПО Министерство об- разования, ИПК и ПРО ИПК и ПРО ИПК и ПРО Министерство об- разования, ИПК и ПРО, УНПО. Министерство об- разования, ИПК и ПРО, УНПО. Министерство об- разования, ИПК и ПРО, УНПО. Министерство образования Министерство об- разования. ИПК и ПРО Министерство об- разования. Министерство об- разования, УНПО Министерство об- разования, УНПО ИПК и ПРО Министерство об- разования. Министерство об- разования. Министерство об- разования. Мин-во образова- ния, Департамент федеральной служ- бы занятости по Пензенской обл. ИПК и ПРО Министерство об- разования. |
Приложение N 2
Утвержден
Правительства Пензенской области
от 23 июня 2000 г. N 355-пП
Региональный перечень
профессий начального профессионального образования
Всего профессий начального профессионального образования 75
/-----------------------------------------------------------------------\
|Номер |Наименования |Наименования |Сту-|Нормативный срок получения|
|пози- |профессий |профессий, по |пень|нач. проф. образ.(в годах)|
|ции |начального |которым осуществ-|ква-|--------------------------|
| |профессиональ-|ляется специали- |ли- |для выпускников |для вы-|
| |ного образо- |зация согласно |фи- |основ.общеобр.шк. |пускни-|
| |вания |"Общероссийскому |ка- |------------------|ков |
| | |классификатору |ции |без по- |с полу- |средней|
| | |профессий рабо- | |лучения |чением |(полн.)|
| | |чих, должностей | |среднего |среднего|общеоб-|
| | |служащих и тариф-| |(полного)|(полн.) |разов. |
| | |ных разрядов | |общего |общего |школы |
| | |(ОК 016-94)" | |образо- |образо- | |
| | | | |вания |вания | |
|------+--------------+-----------------+----+---------+--------+-------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 1. Профессии, общие для всех отраслей экономики |
|-----------------------------------------------------------------------|
|1. |Машинист крана| | 3 | - | 3 | 1 |
|(1.6.)|(крановщик) | | | | | |
| | |Машинист крана | | | | |
| | |(крановщик) (по | | | | |
| | |видам оборудова- | | | | |
| | |ния) | | | | |
| | | | | | | |
|2. |Машинист холо-| | 3 | - | 3 | 1 |
|(1.7.)|дильных уста- | | | | | |
| |новок | | | | | |
| | |Машинист холо- | | | | |
| | |дильных установок| | | | |
| | | | | | | |
|3. |Оператор | | 3 | - | 3 | 1 |
|(1.9.)|электронно-вы-| | | | | |
| |числительных | | | | | |
| |машин | | | | | |
| | |Оператор элект- | | | | |
| | |ронно-вычисли- | | | | |
| | |тельных и вычис- | | | | |
| | |лительных | | | | |
| | |машин (ЭВМ) | | | | |
| | | | | | | |
| | |Оператор элек- | | | | |
| | |тронно-вычисли- | | | | |
| | |тельных и вычис- | | | | |
| | |лительных машин | | | | |
| | |(компьютерные | | | | |
| | |сети) | | | | |
| | | | | | | |
| | |Оператор элек- | | | | |
| | |тронно-вычисли- | | | | |
| | |тельных и вычис- | | | | |
| | |лительных машин | | | | |
| | |(компьютерная | | | | |
| | |графика) | | | | |
| | | | | | | |
| |Радиомеханик | | 4 | - | 4 | 2 |
| | |Радиомеханик по | | | | |
| | |ремонту радио- | | | | |
| | |электронного обо-| | | | |
| | |рудования (вычис-| | | | |
| | |лительная техни- | | | | |
| | |ка) | | | | |
| | | | | | | |
| | |Радиомеханик по | | | | |
| | |обслуживанию и | | | | |
| | |ремонту радиоте- | | | | |
| | |левизионной аппа-| | | | |
| | |ратуры (видео- | | | | |
| | |техника) | | | | |
| | | | | | | |
|5. |Электромонтер | | 3 | - | 3 | 2 |
|(1.13)|по ремонту и | | | | | |
| |обслуживанию | | | | | |
| |электрообору- | | | | | |
| |дования | | | | | |
| | |Электромонтер по | | | | |
| | |ремонту и обслу- | | | | |
| | |живанию электро- | | | | |
| | |оборудования | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 2. Металлообработка |
| Литейные роботы |
|-----------------------------------------------------------------------|
|6. |Модельщик | | 3 | 1-2 | 3 | 1 |
|(2.1.)| | | | | | |
| | |Модельщик по де- | | | | |
| | |ревянным моделям | | | | |
| | | | | | | |
| | |Модельщик по ме- | | | | |
| | |таллическим моде-| | | | |
| | |лям | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Сварочные работы |
|-----------------------------------------------------------------------|
|7. |Сварщик | | 3 | - | 3 | 1 |
|(2.4.)|(электросва- | | | | | |
| |рочные и газо-| | | | | |
| |сварочные ра- | | | | | |
| |боты) | | | | | |
| | |Газосварщик | | | | |
| | | | | | | |
| | |Электрогазосвар- | | | | |
| | |щик | | | | |
| | | | | | | |
| | |Электросварщик на| | | | |
| | |автоматических и | | | | |
| | |полуавтоматичес- | | | | |
| | |ких машинах | | | | |
| | | | | | | |
| | |Электросварщик | | | | |
| | |ручной сварки | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Механическая обработка металлов и других материалов |
|-----------------------------------------------------------------------|
|8. |Контролер ста-| | 3 | 1-2 | 3 | 1 |
|(2.9.)|ночных и сле- | | | | | |
| |сарных работ | | | | | |
| | |Комплектовщик | | | | |
| | |изделий и инстру-| | | | |
| | |мента | | | | |
| | | | | | | |
| | |Контролер станоч-| | | | |
| | |ных и слесарных | | | | |
| | |работ | | | | |
| | | | | | | |
|9. |Наладчик стан-| | 4 | - | 4 | 2 |
|(2.10)|ков и оборудо-| | | | | |
| |вания в меха- | | | | | |
| |нообработке | | | | | |
| | |Наладчик автома- | | | | |
| | |тических линий и | | | | |
| | |агрегатных стан- | | | | |
| | |ков | | | | |
| | | | | | | |
| | |Наладчик автома- | | | | |
| | |тов и полуав- | | | | |
| | |томатов | | | | |
| | | | | | | |
| | |Наладчик станков | | | | |
| | |и манипуляторов с| | | | |
| | |программным уп- | | | | |
| | |равлением | | | | |
| | | | | | | |
| | |Токарь | | | | |
| | | | | | | |
|10. |Станочник (ме-| | 3 | - | 3 | 1-2 |
|(2.12)|таллообработ- | | | | | |
| |ка) | | | | | |
| | |Оператор станков | | | | |
| | |с программным уп-| | | | |
| | |равлением | | | | |
| | | | | | | |
| | |Станочник широко-| | | | |
| | |го профиля | | | | |
| | | | | | | |
|11. |Токарь-универ-| | 3 | 1-2 | 3 | 1 |
|(2.13)|сал | | | | | |
| | |Токарь | | | | |
| | | | | | | |
| | |Токарь-карусель- | | | | |
| | |щик | | | | |
| | | | | | | |
| | |Токарь-расточник | | | | |
| | | | | | | |
| | |Токарь-револьвер-| | | | |
| | |щик | | | | |
| | | | | | | |
|12. |Фрезеровщик- | | 3 | 1-2 | 3 | 1 |
|(2.14)|универсал | | | | | |
| | |Зуборезчик | | | | |
| | | | | | | |
| | |Фрезеровщик | | | | |
| | | | | | | |
| | |Шевинговальщик | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Слесарные и слесарно-сборочные работы |
|-----------------------------------------------------------------------|
|13. |Наладчик конт-| | 3 | 1-2 | 3 | 1 |
|(2.16)|рольно-измери-| | | | | |
| |тельных прибо-| | | | | |
| |ров и автома- | | | | | |
| |тики | | | | | |
| | |Наладчик конт- | | | | |
| | |рольно-измери- | | | | |
| | |тельных приборов | | | | |
| | |и автоматики | | | | |
| | | | | | | |
|14. |Слесарь | | 3 | 1-2 | 3 | 1 |
|(2.17)| | | | | | |
| | |Слесарь-инстру- | | | | |
| | |ментальщик | | | | |
| | | | | | | |
| | |Слесарь механо- | | | | |
| | |сборочных работ | | | | |
| | | | | | | |
| | |Слесарь-ремонтник| | | | |
| | |(ремонт машин и | | | | |
| | |оборудования раз-| | | | |
| | |личного назначе- | | | | |
| | |ния) | | | | |
| | | | | | | |
|15. |Слесарь по | | 3 | - | 3 | 1-2 |
|(2.18)|контрольно-из-| | | | | |
| |мерительным | | | | | |
| |приборам и ав-| | | | | |
| |томатике | | | | | |
| | |Слесарь по конт- | | | | |
| | |рольно-измери- | | | | |
| | |тельным приборам | | | | |
| | |и автоматике | | | | |
| | | | | | | |
|16. |Слесарь по ре-| | 3 | 2 | 3 | 1 |
|(2.19)|монту автомо- | | | | | |
| |билей | | | | | |
| | |Слесарь по ремон-| | | | |
| | |ту автомобилей | | | | |
| | | | | | | |
| | |Слесарь по ремон-| | | | |
| | |ту автомобилей | | | | |
| | |(кузовные работы)| | | | |
| | | | | | | |
| | |Слесарь по ремон-| | | | |
| | |ту автомобилей | | | | |
| | |(моторист) | | | | |
| | | | | | | |
| | |Слесарь по ремон-| | | | |
| | |ту автомобилей | | | | |
| | |(метрик) | | | | |
| | | | | | | |
| | |Водитель автомо- | | | | |
| | |биля | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 3. Производство часов и технических камней, ремонт часов |
|-----------------------------------------------------------------------|
|17. |Часовщик- | | 3 | - | 3 | 1 |
|(3.1.)|ремонтник | | | | | |
| | |Часовщик по ре- | | | | |
| | |монту механичес- | | | | |
| | |ких часов | | | | |
| | | | | | | |
| | |Часовщик по ре- | | | | |
| | |монту электронных| | | | |
| | |и кварцевых часов| | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 4. Производство радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи |
|-----------------------------------------------------------------------|
|18. |Монтажник ра- | | 3 | - | 3 | 1 |
|(6.1.)|диоэлектронной| | | | | |
| |аппаратуры и | | | | | |
| |приборов | | | | | |
| | |Контролер радио- | | | | |
| | |электронной аппа-| | | | |
| | |ратуры и приборов| | | | |
| | | | | | | |
| | |Монтажник радио- | | | | |
| | |электронной аппа-| | | | |
| | |ратуры и приборов| | | | |
| | | | | | | |
|19. |Регулировщик | | 4 | - | 4 | 4 |
|(6.2.)|радиоэлектрон-| | | | | |
| |ной аппаратуры| | | | | |
| |и приборов | | | | | |
| | |Монтажник радио- | | | | |
| | |электронной аппа-| | | | |
| | |ратуры и приборов| | | | |
| | | | | | | |
| | |Регулировщик ра- | | | | |
| | |диоэлектронной | | | | |
| | |аппаратуры и при-| | | | |
| | |боров | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 5. Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы |
|-----------------------------------------------------------------------|
|20. |Кровельщик | | 2 | 1-2 | 3 | 1 |
|(22.1)| | | | | | |
| | |Кровельщик по ру-| | | | |
| | |лонным кровлям и | | | | |
| | |по кровлям из | | | | |
| | |штучных материа- | | | | |
| | |лов | | | | |
| | | | | | | |
| | |Кровельщик по | | | | |
| | |стальным кровлям | | | | |
| | | | | | | |
|21. |Мастер отде- | | 3 | - | 3 | 1 |
|(22.2)|лочных строи- | | | | | |
| |тельных работ | | | | | |
| | |Маляр (строитель-| | | | |
| | |ный) | | | | |
| | | | | | | |
| | |Облицовщик-пли- | | | | |
| | |точник | | | | |
| | | | | | | |
| | |Штукатур | | | | |
| | | | | | | |
|22. |Мастер обще- | | 3 | - | 3 | 1 |
|(22.3)|строительных | | | | | |
| |работ | | | | | |
| | |Арматурщик | | | | |
| | | | | | | |
| | |Бетонщик | | | | |
| | | | | | | |
| | |Каменщик | | | | |
| | | | | | | |
| | |Монтажник по | | | | |
| | |монтажу стальных | | | | |
| | |и железобетонных | | | | |
| | |конструкций | | | | |
| | | | | | | |
| | |Печник | | | | |
| | | | | | | |
| | |Стропальщик | | | | |
| | | | | | | |
| | |Электросварщик | | | | |
| | |ручной сварки | | | | |
| | | | | | | |
|23. |Мастер столяр-| | 3 | - | 3 | 1 |
|(22.4)|но-плотничных | | | | | |
| |и паркетных | | | | | |
| |работ | | | | | |
| | |Паркетчик | | | | |
| | | | | | | |
| | |Плотник | | | | |
| | | | | | | |
| | |Стекольщик | | | | |
| | | | | | | |
| | |Столяр строитель-| | | | |
| | |ный | | | | |
| | | | | | | |
|24. |Машинист до- | | 3 | - | 3 | 1 |
|(22.5)|рожных и стро-| | | | | |
| |ительных машин| | | | | |
| | |Машинист бульдо- | | | | |
| | |зера | | | | |
| | | | | | | |
| | |Машинист катка | | | | |
| | |самоходного и | | | | |
| | |полуприцепного на| | | | |
| | |пневматических | | | | |
| | |шинах | | | | |
| | | | | | | |
| | |Машинист катка | | | | |
| | |самоходного с | | | | |
| | |гладкими вальцами| | | | |
| | | | | | | |
| | |Машинист компрес-| | | | |
| | |сора передвижного| | | | |
| | |с двигателем | | | | |
| | |внутреннего сго- | | | | |
| | |рания | | | | |
| | | | | | | |
| | |Машинист скрепера| | | | |
| | | | | | | |
| | |Машинист уплотня-| | | | |
| | |ющей и планиро- | | | | |
| | |вочно-уплотняющей| | | | |
| | |машины | | | | |
| | | | | | | |
| | |Машинист экскава-| | | | |
| | |тора роторного | | | | |
| | | | | | | |
| | |Машинист экскава-| | | | |
| | |тора одноковшово-| | | | |
| | |го | | | | |
| | | | | | | |
|25. |Машинист подъ-| | 3 | - | 3 | 1 |
|(22.6)|емно-транспор-| | | | | |
| |тных и строи- | | | | | |
| |тельных машин | | | | | |
| | |Машинист автовыш-| | | | |
| | |ки и автогидро- | | | | |
| | |подъемника | | | | |
| | | | | | | |
| | |Машинист авто- | | | | |
| | |грейдера | | | | |
| | | | | | | |
| | |Машинист авто- | | | | |
| | |компрессора | | | | |
| | | | | | | |
| | |Машинист крана | | | | |
| | |автомобильного | | | | |
| | | | | | | |
|26. |Монтажник | | 3 | - | 3 | 1 |
|(22.8)|оборудования | | | | | |
| |радио- и теле-| | | | | |
| |фонной связи | | | | | |
| | |Монтажник обору- | | | | |
| | |дования связи | | | | |
| | | | | | | |
| | |Радиомонтер при- | | | | |
| | |емных телевизион-| | | | |
| | |ных антенн | | | | |
| | | | | | | |
|27. |Монтажник | | 3 | 1-2 | 3 | 1 |
|(22. |санитарно-тех-| | | | | |
| 11.)|нических, вен-| | | | | |
| |тиляционных | | | | | |
| |систем и обо- | | | | | |
| |рудования | | | | | |
| | |Монтажник сани- | | | | |
| | |тарно-технических| | | | |
| | |систем и оборудо-| | | | |
| | |вания | | | | |
| | | | | | | |
| | |Монтажник систем | | | | |
| | |вентиляции, кон- | | | | |
| | |диционирования | | | | |
| | |воздуха, пневмо- | | | | |
| | |транспорта и ас- | | | | |
| | |пирации | | | | |
| | | | | | | |
| | |Электрогазосвар- | | | | |
| | |щик | | | | |
| | | | | | | |
|28. |Электромонтаж-| | 3 | - | 3 | 1 |
|(12. |ник электри- | | | | | |
| 19.)|ческих сетей и| | | | | |
| |электрообору- | | | | | |
| |дования | | | | | |
| | |Электромонтажник | | | | |
| | |по вторичным це- | | | | |
| | |пям | | | | |
| | | | | | | |
| | |Электромонтажник | | | | |
| | |по кабельным се- | | | | |
| | |тям | | | | |
| | | | | | | |
| | |Электромонтажник | | | | |
| | |по освещению и | | | | |
| | |осветительным се-| | | | |
| | |тям | | | | |
| | | | | | | |
| | |Электромонтажник | | | | |
| | |по распредели- | | | | |
| | |тельным устройст-| | | | |
| | |вам | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 6. Производство стекла и стеклоизделий |
|-----------------------------------------------------------------------|
|29. |Мастер- | | 3 | - | 3 | 1 |
|(27.1)|изготовитель | | | | | |
| |деталей и из- | | | | | |
| |делий из стек-| | | | | |
| |ла | | | | | |
| | |Выдувальщик стек-| | | | |
| | |лоизделий | | | | |
| | | | | | | |
| | |Оператор стекло- | | | | |
| | |формующих машин | | | | |
| | | | | | | |
| | |Стеклодув | | | | |
| | | | | | | |
|30. |Мастер- | | 2 | 1-2 | 3 | 1 |
|(27.2)|обработчик | | | | | |
| |стекла и стек-| | | | | |
| |лоизделий | | | | | |
| | |Отдельщик выдув- | | | | |
| | |ных изделий | | | | |
| | | | | | | |
| | |Полировщик стекла| | | | |
| | |и стеклоизделий | | | | |
| | | | | | | |
| | |Резчик стекла | | | | |
| | | | | | | |
| | |Шлифовщик стекло-| | | | |
| | |изделий | | | | |
| | |Шлифовщик стекла | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 7. Транспорт |
| Железнодорожный транспорт и метрополитен |
|-----------------------------------------------------------------------|
|31. |Дежурный по | | 3 | - | 3 | 1 |
|(30.1)|железнодорож- | | | | | |
| |ной станции | | | | | |
| |(IV-V класса) | | | | | |
| | |Дежурный по же- | | | | |
| | |лезнодорожной | | | | |
| | |станции | | | | |
| | | | | | | |
| | |Дежурный станци- | | | | |
| | |онного поста | | | | |
| | |централизации | | | | |
| | | | | | | |
| | |Дежурный стрелоч-| | | | |
| | |ного поста | | | | |
| | | | | | | |
|32. |Мастер путевых| | 3 | - | 3 | 1 |
|(30.2)|машин | | | | | |
| | |Наладчик путевых | | | | |
| | |машин и механиз- | | | | |
| | |мов | | | | |
| | | | | | | |
| | |Оператор дефекто-| | | | |
| | |скопной тележки | | | | |
| | | | | | | |
| | |Слесарь по ремон-| | | | |
| | |ту путевых машин | | | | |
| | |и механизмов | | | | |
| | | | | | | |
|33. |Оператор по | | 3 | 1-2 | 3 | 1 |
|(30.3)|обработке пе- | | | | | |
| |ревозочных | | | | | |
| |документов | | | | | |
| | |Оператор по обра-| | | | |
| | |ботке перевозоч- | | | | |
| | |ных документов | | | | |
| | | | | | | |
|34. |Помощник маши-| | 3 | - | 3 | 1 |
|(30.4)|ниста локомо- | | | | | |
| |тива | | | | | |
| | |Машинист авто- | | | | |
| | |мотрисы | | | | |
| | | | | | | |
| | |Помощник машинис-| | | | |
| | |та дизельноезда | | | | |
| | | | | | | |
| | |Помощник машинис-| | | | |
| | |та тепловоза | | | | |
| | | | | | | |
| | |Помощник машинис-| | | | |
| | |та электровоза | | | | |
| | | | | | | |
| | |Помощник машинис-| | | | |
| | |та электропоезда | | | | |
| | | | | | | |
| | |Слесарь по ремон-| | | | |
| | |ту подвижного | | | | |
| | |состава | | | | |
| | | | | | | |
|35. |Проводник на | | 3 | - | 3 | 1 |
|(30.5)|железнодорож- | | | | | |
| |ном транспорте| | | | | |
| | |Кассир (билетный)| | | | |
| | | | | | | |
| | |Проводник пасса- | | | | |
| | |жирского вагона | | | | |
| | | | | | | |
| | |Проводник по соп-| | | | |
| | |ровождению грузов| | | | |
| | |и спецвагонов | | | | |
| | | | | | | |
| | |Проводник по соп-| | | | |
| | |ровождению локо- | | | | |
| | |мотивов и пасса- | | | | |
| | |жирских вагонов в| | | | |
| | |нерабочем состоя-| | | | |
| | |нии | | | | |
| | | | | | | |
|36. |Слесарь по об-| | 3 | - | 3 | 1 |
|(30.6)|служиванию и | | | | | |
| |ремонту под- | | | | | |
| |вижного соста-| | | | | |
| |ва | | | | | |
| | |Осмотрщик вагонов| | | | |
| | | | | | | |
| | |Осмотрщик-ремонт-| | | | |
| | |ник вагонов | | | | |
| | | | | | | |
| | |Слесарь по осмот-| | | | |
| | |ру и ремонту ло- | | | | |
| | |комотивов на | | | | |
| | |пунктах техничес-| | | | |
| | |кого обслуживания| | | | |
| | | | | | | |
| | |Слесарь по ремон-| | | | |
| | |ту подвижного | | | | |
| | |состава | | | | |
| | | | | | | |
|37. |Слесарь-элект-| | 3 | - | 3 | 1 |
|(30.7)|рик по ремонту| | | | | |
| |электрообору- | | | | | |
| |дования под- | | | | | |
| |вижного соста-| | | | | |
| |ва (электрово-| | | | | |
| |зов, электро- | | | | | |
| |поездов) | | | | | |
| | |Слесарь-электрик | | | | |
| | |по ремонту | | | | |
| | |электрооборудо- | | | | |
| | |вания | | | | |
| | | | | | | |
|38. |Электромонтер | | 3 | - | 3 | 1 |
|(30.8)|тяговой под- | | | | | |
| |станции | | | | | |
| | |Электромонтер тя-| | | | |
| | |говой подстанции | | | | |
| | | | | | | |
|39. |Электромонтер | | 3 | - | 3 | 1 |
|(30.9)|устройств сиг-| | | | | |
| |нализации, | | | | | |
| |централизации | | | | | |
| |и блокировки | | | | | |
| |(СЦБ) | | | | | |
| | |Электромонтер | | | | |
| | |устройств сигна- | | | | |
| | |лизации, центра- | | | | |
| | |лизации и блоки- | | | | |
| | |ровки (СЦБ) | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Автотранспорт и городской электротранспорт |
|-----------------------------------------------------------------------|
|40. |Автомеханик | | 3 | - | 3 | 1 |
|(30. | | | | | | |
| 19.)| | | | | | |
| | |Контролер техни- | | | | |
| | |ческого состояния| | | | |
| | |автомототранс- | | | | |
| | |портных средств | | | | |
| | | | | | | |
| | |Слесарь по ремон-| | | | |
| | |ту автомобилей | | | | |
| | | | | | | |
| | |Водитель автомо- | | | | |
| | |биля | | | | |
| | | | | | | |
|41. |Водитель го- | | 3 | - | - | 1 |
|30. |родского элек-| | | | | |
| 20.) |тротранспорта | | | | | |
| | |Водитель троллей-| | | | |
| | |буса | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 8. Легкая промышленность |
| Текстильное производство |
|-----------------------------------------------------------------------|
|42. |Ткач | | 3 | - | 3 | 2 |
|(32. | | | | | | |
| 10.)| | | | | | |
| | |Ткач ручного | | | | |
| | |ткачества | | | | |
| | | | | | | |
| | |Ткач (текстильно-| | | | |
| | |галантерейное | | | | |
| | |производство) | | | | |
| | | | | | | |
| | |Ткач (пенько- | | | | |
| | |джутовое произ- | | | | |
| | |водство) | | | | |
| | | | | | | |
| | |Ткач (хлопчато- | | | | |
| | |бумажное,льняное,| | | | |
| | |шерстяное, шелко-| | | | |
| | |вое производства)| | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Швейное производство |
|-----------------------------------------------------------------------|
|43. |Закройщик | | 4 | - | 4 | 3 |
|(32. | | | | | | |
| 20.)| |Закройщик | | | | |
| | | | | | | |
|44. |Оператор | | 2 | 2 | 3 | 1 |
|(32. |швейного обо- | | | | | |
| 22.)|рудования | | | | | |
| | |Оператор швейного| | | | |
| | |оборудования | | | | |
| | | | | | | |
| | |Швея | | | | |
| | | | | | | |
|45. |Портной | | 2 | 2 | 3 | 2 |
|(32. | | | | | | |
| 23.)| |Портной | | | | |
| | | | | | | |
|46. |Раскройщик | | 3 | - | 3 | 1-2 |
|(32. | | | | | | |
| 24.)| |Раскладчик лекал | | | | |
| | | | | | | |
| | |Раскройщик | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 9. Общественное питание, |
| торговля и производство пищевой продукции |
| Общественное питание |
|-----------------------------------------------------------------------|
|47. |Официант, | | 3 | - | 3 | 2 |
|(34.1)|бармен | | | | | |
| | |Бармен | | | | |
| | | | | | | |
| | |Бармен (со знани-| | | | |
| | |ем иностранного | | | | |
| | |языка) | | | | |
| | | | | | | |
| | |Буфетчик | | | | |
| | | | | | | |
| | |Официант | | | | |
| | | | | | | |
| | |Официант (со зна-| | | | |
| | |нием иностранного| | | | |
| | |языка) | | | | |
| | | | | | | |
|48. |Повар, конди- | | 3 | - | 3 | 2 |
|(34.2)|тер | | | | | |
| | |Кондитер | | | | |
| | | | | | | |
| | |Повар | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Торговля |
|-----------------------------------------------------------------------|
|49. |Продавец, кон-| | 3 | - | 3 | 2 |
|(34.3)|тролер-кассир | | | | | |
| | |Кассир торгового | | | | |
| | |зала | | | | |
| | | | | | | |
| | |Контролер-кассир | | | | |
| | |(при отсутствии | | | | |
| | |кассовых операций| | | | |
| | |"Контролер") | | | | |
| | | | | | | |
| | |Продавец непродо-| | | | |
| | |вольственных | | | | |
| | |товаров | | | | |
| | | | | | | |
| | |Продавец продо- | | | | |
| | |вольственных | | | | |
| | |товаров | | | | |
| | | | | | | |
|50. |Электромеханик| | 3 | - | 3 | 2 |
|(34.4)|по торговому и| | | | | |
| |холодильному | | | | | |
| |оборудованию | | | | | |
| | |Электромеханик по| | | | |
| | |торговому и холо-| | | | |
| | |дильному оборудо-| | | | |
| | |ванию | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Производство пищевой продукции |
|-----------------------------------------------------------------------|
|51. |Мастер произ- | | 4 | - | 4 | 2 |
|(34. |водства молоч-| | | | | |
| 11.)|ной продукции | | | | | |
| | |Аппаратчик пасте-| | | | |
| | |ризации и охлаж- | | | | |
| | |дения молока | | | | |
| | | | | | | |
| | |Маслодел | | | | |
| | | | | | | |
| | |Маслодел-мастер | | | | |
| | | | | | | |
| | |Мастер производ- | | | | |
| | |ства цельномолоч-| | | | |
| | |ной и кисломолоч-| | | | |
| | |ной продукции | | | | |
| | | | | | | |
| | |Сыродел | | | | |
| | | | | | | |
| | |Сыродел-мастер | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 10. Производство художественных и ювелирных изделий |
|-----------------------------------------------------------------------|
|52. |Изготовитель | | 3 | - | 3 | 2 |
|(35.1)|художественных| | | | | |
| |изделий из де-| | | | | |
| |рева | | | | | |
| | |Выжигальщик по | | | | |
| | |дереву | | | | |
| | | | | | | |
| | |Изготовитель ху- | | | | |
| | |дожественных из- | | | | |
| | |делий из бересты | | | | |
| | | | | | | |
| | |Изготовитель ху- | | | | |
| | |дожественных из- | | | | |
| | |делий из дерева | | | | |
| | | | | | | |
| | |Изготовитель ху- | | | | |
| | |дожественных из- | | | | |
| | |делий из лозы | | | | |
| | | | | | | |
| 12. Сельское хозяйство |
|54. |Ветеринарный | | 4 | - | 4 | 2 |
|(37.1)|фельдшер | | | | | |
| | |Ветеринарный | | | | |
| | |фельдшер | | | | |
| | | | | | | |
|55. |Мастер живот- | | 3 | 2 | 3 | 1 |
|(37.2)|новодства | | | | | |
| | |Оператор животно-| | | | |
| | |водческих комп- | | | | |
| | |лексов и механи- | | | | |
| | |зированных ферм | | | | |
| | | | | | | |
| | |Оператор машинно-| | | | |
| | |го доения | | | | |
| | | | | | | |
| | |Оператор птице- | | | | |
| | |фабрик и механи- | | | | |
| | |зированных ферм | | | | |
| | | | | | | |
| | |Оператор свино- | | | | |
| | |водческих комп- | | | | |
| | |лексов и механи- | | | | |
| | |зированных ферм | | | | |
| | | | | | | |
|56. |Мастер по | | 3 | - | 3 | 2 |
|(37.3)|лесному хо- | | | | | |
| |зяйству | | | | | |
| | |Егерь | | | | |
| | | | | | | |
| | |Лесовод | | | | |
| | | | | | | |
| | |Тракторист | | | | |
| | | | | | | |
| | |Водитель автомо- | | | | |
| | |биля | | | | |
| | | | | | | |
|57. |Мастер по ме- | | 3 | - | 3 | 2 |
|(37.4)|лиорации | | | | | |
| | |Машинист бульдо- | | | | |
| | |зера | | | | |
| | |Машинист грейдера| | | | |
| | |прицепного | | | | |
| | | | | | | |
| | |Машинист скрепера| | | | |
| | | | | | | |
| | |Машинист экскава-| | | | |
| | |тора | | | | |
| | | | | | | |
| | |Слесарь по ремон-| | | | |
| | |ту дорожно-строи-| | | | |
| | |тельных машин и | | | | |
| | |тракторов | | | | |
| | | | | | | |
|58. |Мастер расте- | | 3 | 2 | 3 | 1 |
|(37.5)|ниеводства | | | | | |
| | |Овощевод | | | | |
| | | | | | | |
| | |Плодоовощевод | | | | |
| | | | | | | |
| | |Табаковод | | | | |
| | | | | | | |
| | |Цветовод-декора- | | | | |
| | |тор | | | | |
| | | | | | | |
|59. |Мастер сель- | | 4 | - | 4 | 2 |
|(37.6)|скохозяйствен-| | | | | |
| |ного производ-| | | | | |
| |ства (фермер) | | | | | |
| | |Оператор животно-| | | | |
| | |водческих комп- | | | | |
| | |лексов и механи- | | | | |
| | |зированных ферм | | | | |
| | | | | | | |
| | |Слесарь по ремон-| | | | |
| | |ту сельскохозяй- | | | | |
| | |ственных машин и | | | | |
| | |оборудования | | | | |
| | | | | | | |
| | |Тракторист-маши- | | | | |
| | |нист сельскохо- | | | | |
| | |зяйственного про-| | | | |
| | |изводства | | | | |
| | | | | | | |
| | |Водитель автомо- | | | | |
| | |биля | | | | |
| | | | | | | |
|60. |Мастер по тех-| | 3 | - | 3 | 2 |
|(37.7)|ническому об- | | | | | |
| |служиванию и | | | | | |
| |ремонту машин-| | | | | |
| |но-тракторного| | | | | |
| |парка | | | | | |
| | |Контролер техни- | | | | |
| | |ческого состояния| | | | |
| | |транспортных | | | | |
| | |средств | | | | |
| | | | | | | |
| | |Мастер-наладчик | | | | |
| | |по техническому | | | | |
| | |обслуживанию ма- | | | | |
| | |шинно-тракторного| | | | |
| | |парка | | | | |
| | | | | | | |
| | |Слесарь по ремон-| | | | |
| | |ту сельскохозяй- | | | | |
| | |ственных машин и | | | | |
| | |оборудования | | | | |
| | | | | | | |
| | |Тракторист | | | | |
| | | | | | | |
| | |Водитель автомо- | | | | |
| | |биля | | | | |
| | | | | | | |
|61. |Пчеловод | | 3 | - | 3 | 2 |
|(37. | | | | | | |
| 10.)| |Водитель автомо- | | | | |
| | |биля | | | | |
| | | | | | | |
| | |Пчеловод | | | | |
| | | | | | | |
|62. |Тракторист- | | 3 | 2 | 3 | 1 |
|(37. |машинист | | | | | |
| 14.)|сельскохозяй- | | | | | |
| |ственного | | | | | |
| |производства | | | | | |
| | |Слесарь по ремон-| | | | |
| | |ту сельскохозяй- | | | | |
| | |ственных машин и | | | | |
| | |оборудования | | | | |
| | | | | | | |
| | |Тракторист-маши- | | | | |
| | |нист сельскохо- | | | | |
| | |зяйственного про-| | | | |
| | |изводства | | | | |
| | | | | | | |
| | |Водитель автомо- | | | | |
| | |биля | | | | |
| | | | | | | |
|63. |Электромонтер | | 3 | - | 3 | 1 |
|(37. |по ремонту и | | | | | |
| 15.)|обслуживанию | | | | | |
| |электрообору- | | | | | |
| |дования в | | | | | |
| |сельскохозяй- | | | | | |
| |ственном про- | | | | | |
| |изводстве | | | | | |
| | |Электромонтер по | | | | |
| | |ремонту и обслу- | | | | |
| | |живанию электро- | | | | |
| | |оборудования | | | | |
| | | | | | | |
| | |Водитель автомо- | | | | |
| | |биля | | | | |
| | | | | | | |
|64. |Хозяйка | | 4 | - | 4 | 2 |
|(37. |усадьбы | | | | | |
| 16.)| | | | | | |
| | |Оператор машинно-| | | | |
| | |го доения | | | | |
| | | | | | | |
| | |Плодоовощевод | | | | |
| | | | | | | |
| | |Повар | | | | |
| | | | | | | |
| | |Учетчик | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| 38. Должности служащих |
|-----------------------------------------------------------------------|
|65. |Агент | | 3 | - | 3 | 1 |
|(38.1)| | | | | | |
| | |Агент (по видам | | | | |
| | |деятельности) | | | | |
| | | | | | | |
|66. |Администратор | | 3 | - | - | 1 |
|(38.3)| | | | | | |
| | |Администратор | | | | |
| | | | | | | |
| | |Дежурный по этажу| | | | |
| | | | | | | |
| | |Портье | | | | |
| | | | | | | |
|67. |Бухгалтер | | 4 | - | 4 | 2 |
|(38.5)| | | | | | |
| | |Бухгалтер | | | | |
| | | | | | | |
| | |Кассир | | | | |
| | | | | | | |
| | |Счетовод | | | | |
| | | | | | | |
|68. |Коммерсант в | | 4 | - | 4 | 3 |
|(38.9)|торговле | | | | | |
| | |Агент торговый | | | | |
| | | | | | | |
| | |Кассир торгового | | | | |
| | |зала | | | | |
| | | | | | | |
| | |Контролер-кассир | | | | |
| | | | | | | |
| | |Продавец непродо-| | | | |
| | |вольственных то- | | | | |
| | |варов | | | | |
| | | | | | | |
| | |Продавец продо- | | | | |
| | |вольственных то- | | | | |
| | |варов | | | | |
| | | | | | | |
|69. |Коммерсант в | | 4 | - | 4 | 2 |
|(38. |промышленности| | | | | |
| 10.)| | | | | | |
| | |Агент коммерчес- | | | | |
| | |кий | | | | |
| | | | | | | |
| | |Агент по снабже- | | | | |
| | |нию | | | | |
| | | | | | | |
|70. |Коммерсант на | | 4 | - | 4 | 2 |
|(38. |транспорте | | | | | |
| 11.)| | | | | | |
| | |Агент коммерчес- | | | | |
| | |кий | | | | |
| | | | | | | |
| | |Агент по заказам | | | | |
| | |населения на пе- | | | | |
| | |ревозку | | | | |
| | | | | | | |
| | |Экспедитор | | | | |
| | | | | | | |
|71. |Контролер сбе-| | 3 | - | - | 1 |
|(38. |регательного | | | | | |
| 12.)|банка | | | | | |
| | |Кассир | | | | |
| | | | | | | |
| | |Контролер сбере- | | | | |
| | |гательного банка | | | | |
| | | | | | | |
|72. |Оператор дис- | | 3 | - | - | 1 |
|(38. |петчерской | | | | | |
| 13.)|службы | | | | | |
| | |Оператор | | | | |
| | | | | | | |
|73. |Секретарь | | 3 | - | 3 | 1 |
|(38. | | | | | | |
| 14.)| | | | | | |
| | |Секретарь | | | | |
| | | | | | | |
| | |Секретарь-маши- | | | | |
| | |нистка | | | | |
| | | | | | | |
| | |Секретарь-стено- | | | | |
| | |графистка | | | | |
| | | | | | | |
|74. |Секретарь- | | 4 | - | 4 | 2 |
|(38. |референт | | | | | |
| 15.)| | | | | | |
| | |Секретарь- | | | | |
| | |референт | | | | |
| | | | | | | |
| | |Секретарь | | | | |
| | | | | | | |
|75. |Социальный ра-| | 3 | - | 3 | 1 |
|(38. |ботник | | | | | |
| 17.)| | | | | | |
| | |Социальный работ-| | | | |
| | |ник | | | | |
\-----------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 23 июня 2000 г. N 355-пП "О Концепции и Программе развития системы начального профессионального образования Пензенской области"
Текст Постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Пензенской области от 18 апреля 2006 г. N 228-пП настоящее Постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пензенской области от 21 июля 2003 г. N 303-пП