Письмо Минфина РФ от 30 октября 1997 г. N 12-6-10
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело по поручению Правительства Российской Федерации аналитическую справку и предложения ФСНП России по контролю за деятельностью туристических организаций на территории Российской Федерации и сообщает замечания по данным предложениям.
По пункты 2, подпунктам 2.1, 2.4, и пункту 4, подпункты 4.3.
В целях упорядочения налично-денежного обращения и обеспечения своевременного сбора налоговых платежей был принят Закон Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", согласно которому все денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации всеми организациями, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Отдельным категориям организаций в силу специфики деятельности либо особенностей местонахождения разрешается осуществлять расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Такие организации приведены в Перечне, утвержденном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (с учетом изменений и дополнений). Организации, не включенные в Перечень, могут осуществлять торговлю (оказывать услуги) без применения контрольно-кассовых машин только в случае использования ими бланков строгой отчетности, которые утверждаются Минфином России по представлению соответствующих министерств и ведомств, а также организаций.
Учитывая это, Минфином России в течение 1994-1997 гг. были утверждены:
1. По представлению Российской ассоциации социального туризма:
Туристическая путевка (трех типов),
Накладная-счет (для получения наличных денежных средств за путевки),
Талоны на питание,
Наряд-путевка (на группу),
Счет-путевка (группы по предварительной заявке),
Наряд-путевка (группы по предварительной заявке),
Корешок путевки (группы по предварительной заявке),
Туристическая путевка (серия "спецтур").
2. По представлению Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту:
Туристическая путевка (типовая, с дополнительными видами услуг).
3. По представлению санаторно-курортного объединения Федерации независимых профсоюзов России "Профкурорт":
путевка (санаторно-курортное лечение).
Предложение о поручении Минфину России, Госналогслужбе России и ГКФТ России разработать и утвердить бланки строгой отчетности, а также решить вопрос об обязательном введении кассовых аппаратов во всех организациях, занимающихся туристической деятельностью, будет дублировать требование вышеуказанных Закона и Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации о необходимости в случаях неприменения контрольно-кассовых машин утверждения соответствующих бланков строгой отчетности для расчета с населением.
В соответствии с Федеральным законом от 28.04.97 N 73-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" упорядочено применение льгот по налогу на добавленную стоимость по туристским и экскурсионным путевкам. При этом установлено, что комиссионное и агентское вознаграждения, получаемые турагентами от продажи этих путевок, от налога на добавленную стоимость не освобождаются.
См. также письмо МНС РФ от 5 апреля 1999 г. N 03-4-09/21
Письмом Госналогслужбы России, Минфина России и Госкомтуризма России от 25.09.96 NN ВЗ-4-03/58н, 04-03-07, СШ-01/449, зарегистрированным в Минюсте России 10.01.97 г. N 1240, предусмотрен порядок предоставления льгот по налогу на добавленную стоимость только при использовании путевок типовой формы, утвержденной Минфином России 10.04.96 N 16-00-30-19 как бланком строгой отчетности, зарегистрированным Минюстом России 30.01.97 (NN 1236, 1237, 1238, 1239).
Согласно указанному письму при обслуживании иностранных туристов льгота по налогу на добавленную стоимость предоставляется на основании ваучеров.
Что же касается таймшеров, то сертификаты на право проживания в отелях и на территориях курортов за рубежом (таймшеры) путевками не являются. Поэтому оказание услуг российскими налогоплательщиками гражданам (клиентам) в приобретении (покупке) последними права членства в зарубежных курортных клубах и недель таймшера, а также во вторичной продаже таймшера, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Что касается налога на прибыль, то согласно действующему законодательству налогообложение организаций (предприятий), занятых в сфере туристического бизнеса, осуществляется в общеустановленном порядке.
По пункту 2, подпункт 2.5
В соответствии с требованиями документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, правила и требования к организации и ведению бухгалтерского учета для всех организаций независимо от вида деятельности и организационно-правовых форм едины.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с учетом внесенных в него Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 661 изменений и дополнений) отраслевые инструкции по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) применительно к специфике соответствующих производств и видов деятельности разрабатываются и утверждаются непосредственно министерствами и ведомствами. В настоящее время по имеющимся сведениям, Российской ассоциацией социального туризма осуществляется работа по подготовке Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ и услуг) и формированию финансовых результатов в туристической деятельности.
См. Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью, утвержденные приказом Госкомитета РФ по физической культуре и туризму от 4 декабря 1998 г. N 402
По пункту 3, подпункт 3.4
Комплексным планом действий Правительства Российской Федерации по реализации в 1997 г. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Программой Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 г.", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.97 N 495, предполагается консолидация средств внебюджетных фондов в федеральном бюджете, так как создаваемые в последнее время многочисленные внебюджетные фонды приводят к утрате контроля за расходованием средств, централизуемых в этих фондах, снижают эффективность использования государственных ресурсов. В условиях неподконтрольности фондов Правительству Российской Федерации накопление ими значительных временно свободных денежных средств создают условия для использования этих средств в коммерческих целях. По мнению Минфина России, создание еще одного специального Фонда нецелесообразно.
По пункту 4, подпункт 4.2
Минэкономики России, Минфином России, Минюстом России совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлен и в установленном порядке направлен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в настоящее время принят в первом чтении).
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" подписан Президентом РФ 25 сентября 1998 г., N 158-ФЗ
Законопроектом определено, что размер лицензионного сбора, независимо от того, на какой вид деятельности должна выдаваться лицензия, не может превышать 100-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда (аналогичные размеры лицензионных сборов предусмотрены в проекте Налогового кодекса Российской Федерации), что также предусмотрено проектом Постановления Правительства Российской Федерации "О лицензировании туристской деятельности", подготовленным и представленным ГКФТ России в Правительство Российской Федерации.
И.П.Молчанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина РФ от 30 октября 1997 г. N 12-6-10
Текст письма официально опубликован не был