Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава VII. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей,
установление результатов выборов и их опубликование
Статья 44. Порядок голосования
1. Голосование в день выборов депутатов местного представительного органа проводится с 8 до 22 часов по московскому времени.
2. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.
3. На избирательных участках, образованных в воинских частях, больницах, санаториях, домах отдыха, отдельных труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.
4. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, предоставляется возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении соответствующей территориальной (за 15-4 дня до дня выборов) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
5. В случае, если избиратель досрочно голосует в помещении территориальной или участковой избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов и печать соответствующей территориальной или участковой избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов и печать соответствующей территориальной или участковой избирательной комиссии.
6. Территориальная избирательная комиссия передает списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию.
7. В соответствующей строке списка избирателей против фамилии досрочно проголосовавшего избирателя секретарь участковой избирательной комиссии делает запись: "досрочное" (в том числе, после поступления списка избирателей, проголосовавших досрочно, и конвертов с их бюллетенями из территориальной избирательной комиссии) и расписывается.
8. Перед началом голосования председатель участковой избирательной комиссии предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим наблюдателям и избирателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются, после чего избиратели приглашаются к получению избирательных бюллетеней и голосованию.
9. Избирательный бюллетень по выборам депутатов местного представительного органа должен содержать в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по соответствующему избирательному округу кандидатов и их данные, указанные в части девятой статьи 32 настоящего Закона. Справа, против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
10. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение о порядке его заполнения.
11. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
12. Избирательные бюллетени для голосования печатаются не позднее чем за 20 дней до дня выборов по распоряжению соответствующей территориальной избирательной комиссии. Участковые избирательные комиссии получают от территориальной избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по соответствующему избирательному участку, более чем на 0,5 процента. В правом верхнем углу каждого избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
13. В случае снятия кандидатуры или выбытия отдельных кандидатов по каким-либо другим причинам до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, соответствующие участковые избирательные комиссии по указанию территориальной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах.
14. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. При получении избирателем избирательного бюллетеня в участковой избирательной комиссии в день голосования в соответствующей графе списка избирателей проставляются серия и номер паспорта избирателя или иного документа, удостоверяющего его личность. Кроме паспорта, документом, удостоверяющим личность гражданина, является удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации, военный билет для лиц, проходящих срочную военную службу, выдаваемая органами внутренних дел справка по форме N 9, в том числе справка из соответствующего отделения милиции о том, что паспорт находится на регистрации или утерян. Избиратель, включаемый в список избирателей дополнительно, должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность и подтверждающий регистрацию по месту жительства или месту пребывания на территории соответствующего избирательного участка.
15. Избиратель расписывается в списке избирателей в получении избирательного бюллетеня. В случае, если избиратель не имеет возможности поставить подпись самостоятельно, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии, либо не являющегося наблюдателем. При этом рядом с подписью данного лица указываются его фамилия и инициалы.
16. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирателем избирательного бюллетеня производится в специально оборудованных кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательного бюллетеня.
17. В избирательном бюллетене избиратель ставит крест либо иной знак в пустом квадрате против фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном против строки "Против всех кандидатов".
18. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
19. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением соответствующей территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени, в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажения волеизъявления избирателя.
20. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя, а также лиц, его замещающих, обязательны для всех присутствующих на избирательном участке.
21. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
22. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
23. При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями на избирательных участках вправе находиться наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации.
Статья 45. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями
1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что избирательные бюллетени могут получить и проголосовать только те избиратели, которые находятся в помещении для голосования.
2. Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных.
3. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать числа письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка.
4. В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа избирательных бюллетеней установленной формы, чем число письменных заявлений избирателей с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными.
5. Данный факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование вне помещения для голосования, отражается в специальном акте, который прилагается к протоколу участковой избирательной комиссии о результатах голосования.
6. После вскрытия переносных и стационарных избирательных ящиков председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями, и объявляет о количестве этих избирательных бюллетеней.
7. При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо незаверенные избирательной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении итогов голосования из подсчета исключаются. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения в действительности избирательного бюллетеня участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
8. Подсчет голосов избирателей по итогам голосования осуществляется непосредственно членами участковой избирательной комиссии, обладающими правом решающего голоса, без перерыва до получения окончательных результатов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.
9. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, в который заносит следующие данные:
а) число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список избирателей;
б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
г) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
д) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования;
е) число погашенных избирательных бюллетеней;
ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках;
з) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках;
и) число действительных избирательных бюллетеней;
к) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
л) фамилии, имена, отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
м) число голосов, поданных за каждого кандидата;
н) число голосов, поданных против всех кандидатов.
10. Протоколы составляются в трех экземплярах и подписываются всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены комиссии с правом решающего голоса, не согласные с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы и заявления, поступившие в участковую избирательную комиссию в день выборов, а также принятые по ним решения комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко вторым экземплярам протоколов.
11. Не допускается заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в них каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протоколов территориальная избирательная комиссия либо Избирательная комиссия Пензенской области вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии.
12. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания с приобщенными материалами незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
13. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, приобщенными копиями жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии.
14. Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
15. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются участковыми избирательными комиссиями в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов выборов по соответствующему избирательному округу.
Статья 46. Установление результатов выборов территориальными избирательными комиссиями
1. На основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных члены соответствующей территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса лично незамедлительно устанавливают результаты выборов по соответствующим избирательным округам.
2. Территориальная избирательная комиссия составляет протоколы о результатах выборов по соответствующим избирательным округам, в которые вносятся следующие данные:
а) число участковых избирательных комиссий в округе;
б) количество протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен настоящий протокол;
в) число избирателей по избирательному округу, внесенных в списки избирателей;
г) число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям;
д) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования;
е) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно;
ж) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования;
з) число погашенных избирательных бюллетеней;
и) число бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках;
к) число бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках;
л) число действительных избирательных бюллетеней;
м) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;
н) фамилии, имена, отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
о) число голосов, поданных за каждого кандидата;
п) число голосов, поданных против всех кандидатов;
р) фамилия, имя, отчество избранного депутата по избирательному округу.
Законом Пензенской области от 26 ноября 1996 г. N 9-ЗПО в часть 3 статьи 46 внесены изменения
3. Избранным по избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.
Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках.
4. Территориальная избирательная комиссия признает выборы по соответствующему избирательному округу недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении его итогов нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или если выборы признаны территориальной избирательной комиссией недействительными более чем на трети избирательных участков избирательного округа.
5. Территориальная избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей.
Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней.
6. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, соответствующая территориальная избирательная комиссия назначает повторные выборы и определяет календарные сроки избирательных действий. Территориальная избирательная комиссия может распорядиться о формировании в этих случаях соответствующих участковых избирательных комиссий в новом составе в установленном настоящим Законом порядке.
7. Протокол территориальной избирательной комиссии о результатах выборов в соответствующем избирательном округе составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса. Члены комиссии с правом решающего голоса, не согласные с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
8. Первые экземпляры протоколов территориальной избирательной комиссии после их подписания с приобщенными к ним жалобами (заявлениями) на нарушения настоящего Закона, поступившими в территориальную избирательную комиссию в день выборов, и принятыми по ним решениями территориальной избирательной комиссии незамедлительно направляются в Избирательную комиссию Пензенской области.
9. Вторые экземпляры протоколов территориальной избирательной комиссии с приложенными к ним протоколами участковых избирательных комиссий, заверенными копиями жалоб (заявлений), поступивших в территориальную избирательную комиссию в день выборов, и принятых по ним решений территориальной избирательной комиссии, списками членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, присутствовавших при определении результатов выборов и составлении протоколов, хранятся у секретаря территориальной избирательной комиссии.
10. Третьи экземпляры протоколов территориальной избирательной комиссии предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателям, членам территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
11. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах территориальной избирательной комиссии и иных нарушений, а также при сомнении в правильности составления протоколов о результатах выборов по соответствующим избирательным округам Избирательная комиссия Пензенской области вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей территориальной избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится территориальной избирательной комиссией в присутствии члена (членов) Избирательной комиссии Пензенской области.
12. Избирательные бюллетени хранятся не менее одного года, протоколы об итогах голосования и результатах выборов - не менее одного года со дня назначения даты следующих выборов, иные документы избирательных комиссий - не менее шести месяцев.
Статья 47. Опубликование итогов голосования и результатов выборов
1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательным округам в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации.
2. Территориальные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов по избирательным округам в средства массовой информации либо доводят до сведения избирателей иным способом в течение трех дней после окончания выборов.
3. В течение месяца после окончания выборов территориальные избирательные комиссии публикуют либо доводят до сведения избирателей иным способом общие итоги голосования и результаты выборов, в том числе, полные данные, содержащиеся в протоколах соответственно территориальных и участковых избирательных комиссий.
Статья 48. Извещение кандидатов об избрании депутатами и выдача им удостоверений об избрании
Соответствующая территориальная избирательная комиссия после подписания протоколов о результатах выборов по избирательным округам извещает кандидатов, избранных депутатами местного представительного органа, об их избрании, а после опубликования либо доведения до сведения избирателей иным способом полных данных об итогах голосования и результатах выборов по избирательным округам выдает им соответствующее удостоверение об избрании депутатом.
Статья 49. Назначение выборов в случае досрочного прекращения полномочий депутатов
1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата местного представительного органа соответствующая территориальная избирательная комиссия в течение месяца назначает новые выборы по соответствующему избирательному округу, подготовка и проведение которых осуществляются в соответствии с настоящим Законом.
2. Выборы вместо выбывшего депутата могут не проводиться, если до окончания срока полномочий местного представительного органа остается менее шести месяцев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.