Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением
Администрации г. Заречного
Пензенской области
от 24 февраля 2012 г. N 347
Программа повышения эффективности бюджетных расходов
закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области на 2012-2013 годы
18 мая 2012 г.
Постановлением администрации г. Заречного Пензенской области от 18 мая 2012 г. N 1066 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного постановления
Паспорт муниципальной Программы
Наименование Программы |
Программа повышения эффективности бюджетных расходов закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области на 2012-2013 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Протокол заседания комиссии по программно-целевому управлению социально-экономическим развитием города Заречного от 19.12.2011 N 10-75/140а/02 |
Заказчик целевой программы |
Администрация г. Заречного Пензенской области |
Разработчики целевой программы |
Финансовое управление города Заречного Референтура Администрации города Заречного |
Исполнитель-координатор целевой программы |
Финансовое управление города Заречного Референтура Администрации города Заречного |
Исполнители мероприятий Программы |
Финансовое управление г. Заречного, Администрация г. Заречного, иные органы местного самоуправления, главные распорядители бюджетных средств |
Цели и задачи Программы |
Цель программы: создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления города Заречного Пензенской области по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития города Заречного Пензенской области Достижение стратегической цели Программы требует реализации системы задач и мероприятий, интегрированных в рамках следующих ключевых направлений повышения эффективности бюджетных расходов: - обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области; - внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления г. Заречного; - оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения; - повышение эффективности предоставления муниципальных услуг; - развитие системы муниципального финансового контроля; - формирование комплексной муниципальной контрактной системы в муниципальном образовании; - развитие информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления г. Заречного. |
Основные целевые индикаторы |
Эффект от реализации программы характеризуется следующими целевыми индикаторами: - отношение дефицита бюджета к доходам без учета безвозмездных поступлений 2012 год - 8,6%; 2013 год - 2,5%; - отношение муниципального долга к доходам бюджета (без учета безвозмездных поступлений) 2012 год - 66,4%; 2013 год - 97,9%; - доля расходов бюджета г. Заречного Пензенской области на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов бюджета г. Заречного Пензенской области 2012 год - 0,3%; 2013 год - 0,3%; - процент абсолютного отклонения фактического объема доходов (без учета безвозмездных поступлений) за отчетный год от первоначального плана 2012 год - 4,2%; 2013 год - 3,5%; - доля условно-утвержденных на плановый период расходов бюджета 2012 год - 17,6%; 2013 год - 25,1%; - доля бюджетных инвестиций в общем объеме расходов бюджета 2012 год - 17,5%; - отношение объемов просроченной кредиторской задолженности бюджета к расходам бюджета 2012 год - 0%; 2013 год - 0%; - наличие нормативно установленной методики оценки эффективности и результативности использования бюджетных ассигнований главными распорядителями средств бюджета г. Заречного. |
Сроки и этапы реализации целевой программы (подпрограмм) |
Программа рассчитана на период 2012-2013 годы без деления на этапы |
Объемы и источники финансирования целевой программы |
Бюджет закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области 2012 год - 585,0 тыс. руб. Бюджет Пензенской области - по результатам ежегодного конкурсного отбора |
Основные ожидаемые конечные результаты |
Реализация мероприятий Программы должна обеспечить: - обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области; - увеличение удельного веса расходов бюджета г. Заречного, формируемых в рамках муниципальных целевых и ведомственных программ; - увеличение доли субсидий из бюджета г. Заречного, предоставляемых в рамках целевых программ; - установление муниципальных заданий для бюджетных учреждений г. Заречного; - увеличение доли муниципальных услуг, в отношении которых нормативно установлены требования к качеству их оказания; - увеличение доли муниципальных услуг, по которым разработаны методики определения расчетно-нормативных затрат на их оказание; - увеличение доли функций исполнительных органов местного самоуправления г. Заречного, в отношении которых утверждены административные регламенты их исполнения; - увеличение доли государственных и муниципальных услуг г. Заречного по осуществлению юридически значимых действий, предоставляемых в электронной форме; - наличие нормативно установленной методики оценки эффективности и результативности использования бюджетных ассигнований главными распорядителями средств бюджета г. Заречного; - размещение информации о деятельности органов местного самоуправления на веб-сайтах в соответствии с требованиями федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ. |
Организация управления программой и контроль над ходом ее реализации |
Контроль исполнения программных мероприятий осуществляет заместитель Главы Администрации по курируемому направлению. Контроль целевого использования бюджетных средств местного бюджета осуществляет Финансовое управление города Заречного. |
Куратор программы |
Первый заместитель Главы Администрации города Заречного |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Проводимая в Российской Федерации бюджетная реформа, предусматривающая переход на новый уровень бюджетного планирования, реформирование бюджетного процесса, межбюджетных отношений, реструктуризацию бюджетной сети, а также кардинальные изменения в действующем бюджетном законодательстве определяют необходимость активного вовлечения органов местного самоуправления города Заречного Пензенской области (далее - г. Заречного) в процесс перехода на новый уровень методологии и технологий в бюджетном управлении, становления высокоэффективной бюджетной сферы, повышения эффективности расходования бюджетных средств.
В настоящее время перед органами местного самоуправления г. Заречного стоит ряд важных стратегических задач требующих финансового обеспечения при ограниченном объеме внутренних ресурсов бюджета города Заречного.
В основе проблемных аспектов сложившейся системы управления в исполнительных органах местного самоуправления г. Заречного лежит комплекс факторов, частью которого являются проблемы эффективности расходования бюджетных средств и предоставления муниципальных услуг, качества управления муниципальными финансами.
Обоснованность проведения реформы, направленной на повышение эффективности расходов бюджета г. Заречного, связана с необходимостью решения комплекса проблем системного характера.
Среднесрочное бюджетное планирование остается недостаточно увязанным с стратегическими целями и задачами. Методы программно-целевого подхода применяются в управлении преимущественно для решения комплексных проблем социально-экономического развития города. Несмотря на наличие нормативной правовой базы по разработке, утверждению и реализации ведомственных целевых программ г. Заречного, практика использования данного прикладного инструментария ограничена.
В силу того, что отсутствует четкая и прозрачная привязка результатов текущей деятельности к целям и задачам субъектов бюджетного планирования (главных распорядителей бюджетных средств), возникают затруднения в проведении объективной оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг и четком планировании деятельности органов местного самоуправления г. Заречного и муниципальных учреждений.
Это приводит к тому, что сегодня невозможно достоверно оценить в какой степени выделение финансовых ресурсов главным распорядителям средств бюджета г. Заречного и муниципальным учреждениям позволяет им продвигаться в достижении поставленных перед ними целей и задач, какие направления расходования бюджетных средств являются более приоритетными на среднесрочную перспективу, какие муниципальные услуги и в каком объеме необходимо оказать населению, какие действия необходимо предпринять органам местного самоуправления г. Заречного для повышения удовлетворенности юридических и физических лиц предоставляемыми муниципальными услугами.
Обозначенная проблема усугубляется рядом факторов в сфере управления общественными финансами г. Заречного, в том числе:
- наличием недостаточной взаимоувязки финансового обеспечения и фактических результатов деятельности муниципальных организаций г. Заречного;
- отсутствием четких методологических оснований для проведения оценки эффективности расходов, что существенно сокращает возможности исполнительных органов местного самоуправления по повышению результативности их осуществления;
- неполной реализацией комплекса мероприятий, направленных на реструктуризацию сети подведомственных учреждений, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- несовершенством системы контроля качества предоставляемых муниципальных услуг.
Данные проблемные аспекты формируют необходимость в системной и последовательной реализации комплекса управленческих решений, обеспеченных соответствующими ресурсами и системой контроля за результатами реализации. Наиболее оптимальным, с точки зрения соблюдения данных условий, является максимальное расширение применения программно-целевого метода, обеспечивающего в установленном порядке наличие четко закрепленных результатов реализации системы взаимосвязанных мероприятий и привлечение необходимого финансового обеспечения.
Для решения указанных проблем на федеральном уровне распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р утверждена Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Данным нормативным актом органам местного самоуправления рекомендовано разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности расходов бюджетов согласно основным положениям Программы.
Указания на необходимость и целесообразность разработки данных программ отражены также в нормативных актах и рекомендациях Министерства финансов Российской Федерации. Совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации N 194н и Министерства экономического развития Российской Федерации N 701 от 29.12.2010 утверждены Методические рекомендации по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
На региональном уровне утверждена постановлением Правительства Пензенской области от 16.06.2011 N 379-пП Программа повышения эффективности бюджетных расходов в Пензенской области на 2011-2012 годы. Данным нормативным актом предусмотрено предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пензенской области на реализацию аналогичных муниципальных программ по повышению эффективности бюджетных расходов.
Таким образом, имеются все правовые и методологические предпосылки для разработки Программы повышения эффективности бюджетных расходов в ЗАТО городе Заречном Пензенской области на 2012-2013 годы.
2. Цели и задачи целевой программы
Целью Программы повышения эффективности бюджетных расходов закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области на 2012-2013 годы (далее - Программа) является создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления города Заречного Пензенской области по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития города Заречного Пензенской области.
Достижение стратегической цели Программы требует последовательной реализации системы задач и мероприятий, интегрированных в рамках следующих ключевых направлений повышения эффективности бюджетных расходов:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области;
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления г. Заречного;
- оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения;
- повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
- развитие системы муниципального финансового контроля;
- формирование комплексной муниципальной контрактной системы в муниципальном образовании;
- развитие информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления г. Заречного.
Реализация комплекса мер по указанным направлениям создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов г. Заречного.
3. Сроки и этапы реализации целевой программы
Программа рассчитана на 2012-2013 годы без деления на этапы.
Постановлением администрации г. Заречного Пензенской области от 18 мая 2012 г. N 1066 раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу с момента официального опубликования названного постановления
4. Ресурсное обеспечение программы с указанием объемов и источников финансирования
Годы реализации Программы |
Объем финансирования, тыс. руб. |
||
Всего |
Бюджет Пензенской области |
Бюджет г. Заречного |
|
2012 |
585,0 |
по результатам ежегодного конкурсного отбора |
585,0 |
2013 |
- |
по результатам ежегодного конкурсного отбора |
- |
Итого: |
585,0 |
|
585,0 |
Объемы финансирования целевой программы распределяются в разрезе программных мероприятий по годам следующим образом:
N п/п |
Источники финансирования |
Главный распорядитель бюджетных средств |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
|
Всего |
2012 год |
|||
1. |
Бюджет ЗАТО г. Заречный Пензенской области |
Финансовое управление г. Заречного |
585,0 |
585,0 |
1.1. |
Развитие программного комплекса автоматизированной системы управления бюджетным процессом в ЗАТО г. Заречный Пензенской области в условиях изменения и совершенствования бюджетного законодательства. Оснащение техническими и программными средствами главных распорядителей, бюджетных учреждений, автономных учреждений |
Финансовое управление г. Заречного |
585,0 |
585,0 |
2. |
Субсидии из бюджета Пензенской области |
По результатам ежегодного конкурсного отбора |
Объем финансового обеспечения реализации мероприятий Программы определяется соответствующими решениями Собрания представителей города о бюджете г. Заречного и может корректироваться, исходя из возможностей бюджета города и факторов, влияющих на реализацию мероприятий Программы.
5. Перечень программных мероприятий с указанием сроков и результатов их реализации, исполнителей, объемов финансирования по годам
Перечень программных мероприятий, предусмотренных Программой повышения эффективности бюджетных расходов закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области на 2012-2013 годы, со сроками их исполнения, ответственными исполнителями и объемами финансирования приведен в приложении к Программе.
6. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы предполагает разработку и реализацию мероприятий по следующим направлениям.
6.1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области определяется следующей системой задач:
- повышение финансовой гибкости, ликвидности, платежеспособности и сбалансированности бюджета г. Заречного;
- снижение долговой нагрузки на бюджет г. Заречного;
- оптимизация числа и объема предоставляемых льгот;
- повышение эффективности распределения бюджетных средств;
- повышение качества финансового менеджмента;
- надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
- стабильность и предсказуемость налоговой политики;
- недопустимость увязки в ходе исполнения бюджета объемов расходов бюджета с определенными доходными источниками;
- полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики (включая, в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);
- планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;
- принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации;
- соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);
- создание и поддержание необходимых финансовых резервов.
Исходное состояние
В рамках развития среднесрочного планирования решением Собрания представителей г. Заречного от 19.10.2007 N 407 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в ЗАТО г. Заречном Пензенской области" внедрена модель финансового планирования, основанная на принципе "скользящей трёхлетки". Порядок формирования проекта бюджета закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период утвержден постановлением Главы г. Заречного от 14.08.2008 N 952 (с последующими изменениями). Таким образом, начиная с 2008 года в г. Заречном формируется трёхлетний бюджет, что создаёт основу для обеспечения увязки между принятием стратегических решений в области социально-экономического развития города и направлениями бюджетной политики.
Финансовым управлением г. Заречного на регулярной основе осуществляется методологическая, организационная и координационная работа по созданию условий, способствующих обеспечению финансовой гибкости, ликвидности, платежеспособности и сбалансированности бюджета г. Заречного.
Администрацией г. Заречного было принято постановление от 01.07.2011 N 1223 "Об утверждении Порядка определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности муниципального бюджетного учреждения города Заречного Пензенской области, функции и полномочия учредителя которого осуществляет Администрация г. Заречного, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем муниципального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации".
Ежегодно решением Собрания представителей о бюджете закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области предусматривается заключение договоров Администрацией г. Заречного о предоставлении муниципальных гарантий и выдачи муниципальных гарантий организациям, выполняющим муниципальный заказ и участвующим в выполнении муниципальных программ, на получение кредитов в кредитных организациях под бюджетное обеспечение на временное покрытие кассового разрыва, в пределах бюджетного обеспечения и утверждена Программа предоставления муниципальных гарантий закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области на 2011 год и на 2012, 2013 годы.
Фактором, способствующим финансовой гибкости бюджета г. Заречного, является передача функций кассового обслуживания бюджета г. Заречного (кроме субвенций федерального бюджета) Отделением по г. Заречному Управления федерального казначейства по Пензенской области Финансовому управлению (отдел казначейского исполнения бюджета Финансового правления) г. Заречного с 01.02.2011.
План мероприятий
Для дальнейшего внедрения указанных выше задач планируется реализовать следующие основные меры:
- формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития и долгосрочной бюджетной стратегии муниципального образования;
- формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности органов местного самоуправления за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения;
- проведение инвентаризации муниципальных правовых актов на предмет наличия предоставленных различным категориям физических и (или) юридическим лицам различных льгот и (или) преференций и оценки эффективности их использования; разработка документа, объединяющего все льготы и преференции, предоставляемые на территории города; создание базы данных с целью учета, контроля и определения эффективности предоставляемых льгот.
6.2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления г. Заречного
Исходное состояние
Обеспечение увязки целей стратегического планирования социально-экономического развития с тактическими целями и задачами, закрепленными в нормативных правовых актах и в бюджетном планировании является одним из условий успешного развития г. Заречного.
Значительную роль в консолидации финансовых ресурсов для достижения стратегических целей и решения задач социально-экономического развития города играют целевые программы.
Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления г. Заречного определяется следующей системой задач:
- повышения доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом;
- перехода к программной структуре бюджета г. Заречного, проведение оценки эффективности реализации программ, финансируемых за счет средств бюджета г. Заречного, с закреплением процедуры возможной корректировки программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации.
Для повышения качества разработки проектов муниципальных целевых и ведомственных целевых программ (далее - целевые программы), проведения мониторинга их реализации и оценки влияния на результаты деятельности исполнительных органов местного самоуправления г. Заречного, разработан ряд нормативных правовых актов, направленных на усиление использования программно-целевого метода в процессе бюджетного планирования:
- Порядок принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ города Заречного и Порядок проведения мониторинга эффективности реализации долгосрочных целевых программ города Заречного (утверждены постановлением Главы г. Заречного от 24 сентября 2008 г. N 1136 (с последующими изменениями);
- Положение о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Заречного (утверждено Постановлением администрации г. Заречного Пензенской области от 3 июля 2009 г. N 1014).
Указанные документы разработаны в целях создания условий для максимально эффективного управления бюджетными средствами, повышения доли расходов бюджета г. Заречного, осуществляемых программно-целевым методом.
Расходы бюджета г. Заречного на финансирование целевых программ осуществляются в соответствии с решением Собрания представителей г. Заречного о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, постановлениями Администрации г. Заречного об утверждении долгосрочных целевых программ.
Так как в свете бюджетной реформы планируется переход к программному бюджету, в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов необходимо предусмотреть распространение методов программно-целевого планирования на всю деятельность субъектов бюджетного планирования, в том числе на текущую деятельность, что повлияет на увеличение в среднесрочной перспективе объема расходов бюджета г. Заречного, формируемых в рамках целевых программ.
План мероприятий
В целях повышения доли расходов бюджета г. Заречного, осуществляемых программно-целевым методом, обеспечения перехода к программной структуре бюджета г. Заречного необходимо:
- проведение анализа соответствия целей и задач долгосрочных целевых программ Стратегии социально-экономического развития города Заречного, и при необходимости внесение изменений в долгосрочные целевые программы;
- проведение оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ г. Заречного за 2011-2012 годы.
6.3 Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
Исходное состояние
Основными направлениями повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления (выполнения возложенных на них функций, в том числе по осуществлению юридически значимых действий) должны стать:
- противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
- оптимизация состава и полномочий органов местного самоуправления, результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности муниципальных служащих;
- передача функций органов местного самоуправления, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги;
- оптимизация межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий, путем раскрытия информации о деятельности органов местного самоуправления;
- повышение использования муниципального имущества.
В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в г. Заречном в соответствии с методикой, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 N 1313-р был разработан План мероприятий по снижению неэффективных расходов по г. Заречному в сфере образования, жилищно-коммунального хозяйства и организации муниципального управления.
В результате реализации Плана были проведены мероприятия:
- по реорганизации и оптимизации штатной численности общеобразовательных учреждений, по сокращению компенсирующих и коррекционных классов (в сравнении с 2009 годом их количество уменьшено на 4 единицы, за период с 01.09.2009 количество учителей уменьшено на 113 ед. или на 26,4%, сокращение компенсирующих и коррекционных классов на 01.09.2011 составило 9 классов по отношению к 01.09.2010).
- во всех органах местного самоуправления г. Заречного проведены мероприятия по оптимизации расходов, в результате которых произошло сокращение численности муниципальных служащих ОМСУ г. Заречного и перевод части муниципальных служащих на должности, не являющиеся должностями муниципальной службы.
В целях реализации Концепции административной реформы постановлением Администрации от 27.02.2010 N 283 был утвержден План мероприятий по вопросам реформирования управления и муниципальной службы города Заречного, созданы рабочие группы по анализу дублирующих и избыточных функций, исполняемых органами местного самоуправления города Заречного Пензенской области (постановление Администрации от 10.02.2010 N 162).
Важной сферой оптимизации деятельности муниципального образования является управление муниципальной собственностью. Предпринят ряд мер по оптимизации сети муниципальных учреждений г. Заречного. Так, в течение 2010 года, в целях реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (с последующими изменениями) (далее - Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ) разработано и принято решение Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 25.02.2011 N 237 "Об утверждении Положения об отдельных мерах по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений г. Заречного Пензенской области в переходный период". Постановлением Администрации г. Заречного Пензенской области от 15.11.2010 N 1620 утвержден Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений города Заречного Пензенской области, а также утверждения уставов города Заречного Пензенской области и внесения в них изменений (в редакции от 23.12.2010 N 1887). Нормативными актами органов местного самоуправления принято большинство необходимых правовых актов, обеспечивающих реализацию положений данного Федерального закона.
Контроль за деятельностью государственных унитарных предприятий осуществляется через мониторинг их финансово-хозяйственной деятельности. Постановлением Администрации г. Заречного от 30.09.2011 N 1862 "О мерах по повышению эффективности управления муниципальным имуществом" были усовершенствованы Правила разработки, утверждения и оценки реализации программ финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий г. Заречного, форма программы финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия. Комиссией по анализу эффективности финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий г. Заречного ежегодно проводятся заседания по оценке реализации программ деятельности муниципальных предприятий по результатам истекшего года и по рассмотрению, оценке и утверждению проектов программ деятельности муниципальных предприятий на следующий год. Критерии эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий утверждаются распоряжением Администрации города Заречного. На основании анализа финансового состояния комиссия готовит предложения по оздоровлению и повышению экономической эффективности деятельности муниципальных предприятий.
План мероприятий
В целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью предлагается реализация следующих мер:
- упорядочение состава имущества муниципального образования и обеспечение его учета;
- инвентаризация объектов муниципальной собственности, оформление прав на них;
- создание прозрачных процедур, определяющих вопросы аренды муниципального имущества;
- совершенствование приватизационных процедур;
- разработка системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества.
6.4 Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
Исходное состояние
В настоящее время расходы на содержание сети муниципальных учреждений планируются не исходя из объемов оказываемых ими услуг, а из необходимости обеспечения содержания существующих мощностей. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В результате на первое место должен быть поставлен вопрос повышения качества муниципальных услуг и только потом оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение.
Целями данного направления Программы являются:
- повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально-значимых сферах;
- привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
- создание условий для оптимизации бюджетной сети;
- развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
- снижение неустановленных видов оплаты услуг муниципальных учреждений;
- внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить три взаимосвязанные задачи:
- совершенствование правового статуса муниципальных учреждений;
- внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг.
Органами местного самоуправления г. Заречного была проведена аналитическая работа, направленная на систематизацию оказываемых муниципальных услуг и реализуемых муниципальных функций ОМСУ и подведомственными учреждениями, на основании которой разработан Реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления г. Заречного Пензенской области (подведомственными муниципальными учреждениями, муниципальными предприятиями) по состоянию на 3 мая 2010 года (утвержден постановлением Администрации г. Заречного от 17.05.2010 N 768).
В соответствии с постановлением Администрации г. Заречного от 17.05.2010 N 768 проведена работа по разработке административных регламентов муниципальных услуг, в соответствии с Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций (предоставления муниципальных услуг) исполнительными органами местного самоуправления г. Заречного (утвержден постановлением Администрации от 29.01.2010 N 89).
С целью приведения в соответствие с требованиями вступившего в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "О предоставлении государственных и муниципальных услуг" был разработан Реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых исполнительными органами местного самоуправления ЗАТО г. Заречного, муниципальными учреждениями и иными юридическими лицами, частично или полностью финансируемых за счет бюджета ЗАТО г. Заречного Пензенской области (утвержден постановлением Администрации от 29.06.2011 N 1214), который был усовершенствован постановлением от 02.11.2011 N 2115) и размещен на официальном сайте Администрации г. Заречного. Постановлением Администрации от 19.05.2011 N 966 утвержден Порядок формирования и ведения Реестра муниципальных услуг (функций), предоставляемых исполнительными органами местного самоуправления г. Заречного Пензенской области, муниципальными учреждениями и иными юридическими лицами, частично или полностью финансируемыми за счет бюджета ЗАТО г. Заречного Пензенской области.
В соответствии с постановлением Администрации г. Заречного от 18.05.2011 N 954 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг Администрацией ЗАТО г. Заречного, иными органами местного самоуправления ЗАТО г. Заречного" и Планом-графиком (утвержден постановлением Администрации от 29.06.2011 N 1214) ведется работа по разработке и утверждению административных регламентов предоставления муниципальных услуг и административных регламентов исполнения контрольно-надзорных функций, в рамках осуществления муниципального контроля ЗАТО г. Заречного. Утверждены перечни муниципальных услуг г. Заречного.
Муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности устанавливает орган, выполняющий функции и полномочия учредителя. На момент разработки Программы формирование муниципальных заданий в г. Заречном осуществляется в соответствии с постановлением Администрации от 11.08.2011 N 1513 "Об утверждении Порядка формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений г. Заречного Пензенской области и финансового обеспечения выполнения муниципального задания".
План мероприятий
В целях повышения качества и эффективности и доступности предоставления муниципальных услуг, переориентации на запросы и потребности граждан, необходимо:
- разработка и внедрение систем оценки получателями муниципальных услуг качества их оказания
- оценка эффективности деятельности и эффективности расходов бюджета в соответствующих сферах деятельности по утвержденным методике анализа и показателям эффективности расходов бюджета
6.5. Развитие системы муниципального финансового контроля
Внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требует комплексного реформирования системы муниципального финансового контроля.
В этих целях необходимо:
- организовать действенный контроль за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования;
- уточнить полномочия органов местного самоуправления по осуществлению финансового контроля;
- ввести понятия внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля, определив в соответствии с действующим законодательством их формы, методы и объекты.
Муниципальный финансовый контроль предлагается определить как деятельность уполномоченных органов местного самоуправления, направленную на контроль:
- соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, Пензенской области, нормативных правовых актов закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области, регулирующих бюджетные правоотношения;
- достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;
- экономности, результативности и эффективности использования средств бюджета города.
Правовое регулирование в сфере муниципального финансового контроля должно ориентироваться на осуществление контроля за участниками бюджетного процесса в рамках бюджетного законодательства и нормативных правовых актов.
В свою очередь, нормативные правовые акты должны исходить из обязательности для участников бюджетного процесса в отношениях, не основанных на административном или ином властном подчинении, включения в разрабатываемые ими проекты договоров с контрагентами о предоставлении средств из бюджета (за исключением муниципальных контрактов о поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг) условий об их согласии на проведение проверок по соблюдению целей и условий предоставления целевых средств из бюджета. Проведение подобных проверок участниками бюджетного процесса должно рассматриваться не как их право, а как обязанность, вытекающая из бюджетного законодательства Российской Федерации по конкретным видам расходов, порядок осуществления которых является предметом муниципального финансового контроля.
Внедрение этого подхода означает перемещение основной ответственности за соблюдение положений бюджетного законодательства Российской Федерации как части административного права и, соответственно, ответственности за соблюдение условий предоставления целевых средств из бюджета с юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, на органы местного самоуправления, на которые возложены функции по установлению порядка предоставления указанных средств, и на получателей бюджетных средств, заключающих гражданско-правовые договоры от имени муниципального образования.
Финансовое управление г. Заречного в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации обладает полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, в том числе при осуществлении санкционирования операций и использовании других методов предварительного бюджетного контроля применительно к главным распорядителям (распорядителям, получателям) средств бюджета муниципального образования.
Главные распределители бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должны осуществлять внутренний контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур организации своей деятельности, включая составление и исполнение бюджета, ведение бюджетного учета, составление бюджетной отчетности, соблюдение административных регламентов, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение эффективности администрирования доходов.
При этом необходимо принять меры по повышению качества и надежности внутреннего контроля, осуществляемого главными администраторами и главными распорядителями бюджетных средств, результаты которого должны быть доступны как органам финансового контроля так и другим органам местного самоуправления. Кроме того, следует организовать координацию развития и методологического обеспечения систем внутреннего контроля.
6.6. Формирование комплексной муниципальной контрактной системы в муниципальном образовании
Первоочередными задачами на 2012 год являются обеспечение регламентации и структурирования всех стадий процесса муниципальных закупок, а именно - планирования закупок, размещения заказов и исполнения контрактов, а также обеспечение интеграции информационных ресурсов, связанных с размещением заказов и исполнением контрактов.
В рамках прогноза социально-экономического развития должен вырабатываться прогноз муниципальных закупок, необходимых для реализации муниципальных функций и задач.
В результате формирования комплексной контрактной системы должны быть созданы такие инструменты, как стандартные спецификации, типовые контракты на стандартные (отдельные) товары, работы и услуги, автоматизированные средства проведения заказчиками мониторинга исполнения контрактов, позволяющие заказчикам более эффективно обеспечивать решение стоящих перед ними задач.
Одним из инструментов, объединяющим элементы контрактной системы, будет являться размещение на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. За счет функционирования такого сайта будет обеспечена возможность проведения мониторинга заключения, изменения и исполнения контрактов и анализа стоимостной информации. Заказчикам будет предоставлена возможность доступа к методической и правовой информации по вопросам, связанным с планированием закупок, размещением заказов и исполнением контрактов, путем выделения в рамках официального сайта информационно-справочного блока.
В целях формирования нормативного правового регулирования стадии планирования закупок для муниципальных нужд предлагается установить порядок:
- определения объема и структуры муниципальных нужд, в том числе в натуральном выражении, исходя из расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и выполнения функций;
- установления по наиболее крупным объектам муниципальных закупок перечня товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения муниципальных нужд в очередном финансовом году и плановом периоде;
- определения начальных цен продукции для разных ее типов;
- проведения мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг.
При планировании муниципальных закупок необходимо принимать во внимание также стоимость последующей эксплуатации продукции, обладающей длительным жизненным циклом.
Нормативные правовые акты, регулирующие стадию размещения муниципального заказа, должны содержать положения:
- о необходимости утверждения плана-графика закупок и графика заключения контрактов;
- о порядке составления требований к предмету закупки;
- о порядке определения начальной цены муниципального контракта;
- о необходимости проведения мониторинга цен на товары, работы и услуги по заключенным муниципальным контрактам.
Изменения в нормативном правовом регулировании стадии исполнения муниципальных контрактов необходимо направить на:
- регламентацию организации контроля со стороны заказчика за исполнением контракта, издание рекомендаций по приемке продукции в ходе исполнения муниципального контракта;
- установление требований о предоставлении открытой информации об исполнении муниципальных контрактов и плана-графика муниципальных закупок (в том числе путем ведения реестра муниципальных контрактов, включающего, в том числе информацию об исполнении контрактов);
- установление обязанности заказчика применять санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту;
- регламентацию действий заказчика в случае уменьшения лимитов бюджетных обязательств.
В целом развитие контрактных отношений должно быть направлено на создание прозрачной справедливой среды для всех сторон контракта, обеспечивающей сбалансированность интересов. Кроме того, комплексная контрактная система позволит повышать качество и снижать издержки при реализации муниципальных услуг, исполнении функций и задач муниципального образования и бюджетных учреждений.
6.7 Развитие информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления г. Заречного
Развитие информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления г. Заречного определяется следующей системой задач:
- развитие единой интегрированной информационной системы управления общественными финансами - электронного бюджета (в том числе модернизация уже имеющихся информационных баз (системы планирования и исполнения бюджета, управления долгом, кассовым планом; реестр расходных обязательств, сводная бюджетная роспись, реестр муниципальных контрактов и т.д.), а также создание технологии их взаимоувязки между собой, а также интеграции существующих и создаваемых информационных ресурсов в системе электронного бюджета);
- повышение объема и регулярности обновления общедоступной информации о государственных и муниципальных финансах;
- обеспечение публичности информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций муниципального сектора;
- обеспечение условий для осуществления общественного контроля за принятием решений в сфере государственных и муниципальных финансов.
Исходное состояние
Увеличение объема услуг населению и требования по повышению их качества не влекут за собой увеличение объема выделяемых на их оказание средств, необходимо внедрять более эффективные методы управления муниципальными финансами, чтобы при сохранении (или уменьшении) финансирования увеличить объем и качество муниципальных услуг.
Применение современных информационных технологий, разработанных с учетом использования принципов бюджетирования, ориентированного на результат позволит скоординировать между собой стратегические цели развития города с тактическими целями каждого ведомства, задачами учреждений - поставщиков муниципальных услуг, количественными и качественными показателями выполнения услуг, направленных на достижение заданных целей, и необходимыми финансовыми ресурсами, утвержденными в бюджете города.
Обеспечение информационной открытости органов местного самоуправления и прав граждан на получение своевременной, достоверной, полной и разносторонней информации о деятельности органов местного самоуправления - основная цель долгосрочной целевой программы "Формирование системы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления и защиты информации в органах местного самоуправления города на 2010-2014 годы" (с изменениями и дополнениями), утвержденной постановлением Администрации от 16.10.2009 N 1648.
В целях обеспечения публичности информации о результатах деятельности исполнительных органов местного самоуправления были разработаны и внедрены информационные порталы следующих исполнительных органов местного самоуправления:
Администрации г. Заречного http://www.zarechny.zato.ru/;
Департамента образования - образовательный портал http://www.zarobr.ru/;
Департамента социального развития - http://dsrzato.ru/;
Департамента культуры и молодежной политики - http://www.za-kultu.ru/.
На информационном портале Администрации г. Заречного осуществляется размещение информации о деятельности:
Комитета по управлению имуществом г. Заречного - http://www.zarechny.zato.ru/economy/municimuch/;
Финансового управления г. Заречного - http://www.zarechny.zato.ru/economy/budget-of-the-city/;
Комитета по физкультуре и спорту - http://www.zarechny.zato.ru/self-government/others-self-government/13/.
План мероприятий
В целях повышения эффективности управления муниципальными финансами необходимо:
- развитие программного комплекса автоматизированной системы управления бюджетным процессом в ЗАТО г. Заречный Пензенской области в условиях изменения и совершенствования бюджетного законодательства;
- обучение муниципальных служащих и работников главных распорядителей, бюджетных и автономных учреждений, (бухгалтеров, экономистов);
- консультационные услуги и проведение научно-исследовательских работ, необходимых для реализации программы;
- расширение перечня размещаемой Финансовым управлением г. Заречного информации о мониторинге бюджетного процесса, в том числе об исполнении бюджета.
Финансовое обеспечение реализации мероприятий Программы предусматривает предоставление субсидий из бюджета г. Заречного.
Программа реализуется в 2012-2013 годах.
Основные мероприятия, обеспечивающие реализацию Программы, представлены в приложении к настоящей Программе. Указанные в приложении мероприятия не являются исчерпывающими, подлежат корректировке и дополнениям, предлагаемым исполнителями Программы по итогам мониторинга реализации.
7. Сведения о корректировке объема финансирования целевой программы на величину сложившейся за отчетный период кредиторской задолженности
При утверждении целевой программы кредиторская задолженность отсутствует.
8. Прогноз ожидаемых результатов реализации целевой программы
Реализация мероприятий Программы должна обеспечить:
- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области
- увеличение удельного веса расходов бюджета г. Заречного, формируемых в рамках муниципальных целевых и ведомственных программ,
- увеличение доли субсидий из бюджета г. Заречного, предоставляемых в рамках целевых программ;
- установление муниципальных заданий для бюджетных учреждений г. Заречного,
- увеличение доли муниципальных услуг, в отношении которых нормативно установлены требования к качеству их оказания;
- увеличение доли муниципальных услуг, по которым разработаны методики определения расчетно-нормативных затрат на их оказание;
- увеличение доли функций исполнительных органов местного самоуправления г. Заречного, в отношении которых утверждены административные регламенты их исполнения;
- увеличение доли государственных и муниципальных услуг г. Заречного по осуществлению юридически значимых действий, предоставляемых в электронной форме;
- наличие нормативно установленной методики оценки эффективности и результативности использования бюджетных ассигнований главными распорядителями средств бюджета г. Заречного;
- установку приборов учета электроэнергии, воды, природного газа в бюджетных учреждениях г. Заречного;
- размещение информации о деятельности органов местного самоуправления на веб-сайтах в соответствии с требованиями федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ.
9. Система целевых индикаторов с методикой оценки эффективности целевой программы
Эффект от реализации программы характеризуется следующими целевыми индикаторами:
Нумерация пунктов в таблице приводится в соответствии с источником
N п/п |
Наименование показателя |
2010 год факт |
2011 год факт |
2012 год прогноз |
2013 год прогноз |
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области | |||||
1.1. |
Отношение дефицита бюджета к доходам без учета безвозмездных поступлений, % |
33,3 |
0,3 |
8,6 |
2,5 |
1.2. |
Отношение муниципального долга к доходам бюджета (без учета безвозмездных поступлений), % |
65,1 |
74,6 |
66,4 |
97,9 |
1.3. |
Доля расходов бюджета г. Заречного Пензенской области на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов бюджета г. Заречного Пензенской области |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
1.4. |
Процент абсолютного отклонения фактического объема доходов (без учета безвозмездных поступлений) за отчетный год от первоначального плана, % |
4,6 |
3,4 |
4,2 |
3,5 |
1.5. |
Доля условно-утвержденных на плановый период расходов бюджета, % |
14,7 |
14,7 |
17,6 |
25,1 |
1.6. |
Доля бюджетных инвестиций в общем объеме расходов бюджета, % |
17,0 |
16,1 |
17,5 |
0 |
1.7. |
Отношение объемов просроченной кредиторской задолженности бюджета к расходам бюджета, % |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления ЗАТО г. Заречный Пензенской области | |||||
2.1. |
Наличие нормативного акта оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ г. Заречного |
Да |
Да |
Да |
Да |
3. Повышение эффективности распределения бюджетных средств | |||||
4.1. |
Наличие утвержденного бюджета г. Заречного Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период |
Да |
Да |
Да |
Да |
4.2. |
Наличие утвержденного порядка и методики планирования бюджетных ассигнований бюджета г. Заречного Пензенской области |
Да |
Да |
Да |
Да |
5. Развитие системы муниципального финансового контроля | |||||
5.1. |
Наличие нормативно установленной методики оценки эффективности и результативности использования бюджетных ассигнований главными распорядителями средств бюджета г. Заречного |
Нет |
Нет |
Да |
Да |
10. Организация управления целевой программой и контроль за ходом ее реализации
Заказчиком Программы является Администрация города. Реализация мероприятий осуществляется исполнителями Программы в соответствии с перечнем мероприятий и сроками их реализации.
Исполнители-координаторы (референтура, Финансовое управление г. Заречного) организует ведение отчетности по реализации целевой программы по установленным формам. Все ответственные исполнители (соисполнители) программы обязаны в указанные сроки направлять куратору программы информацию, необходимую для формирования отчетности о реализации программы
Исполнители-координаторы целевой программы направляют в планово-экономический отдел Администрации города:
1) необходимую информацию о подготовке и реализации целевой программы (по запросам);
2) доклад о ходе реализации целевой программы и использовании финансовых средств ежегодно, до 1 марта за предшествующий год.
Доклад о ходе реализации целевой программы и использовании финансовых средств должен содержать:
1) сведения о результатах реализации целевой программы за отчетный финансовый год;
2) данные о целевом использовании бюджетных средств и объемах привлеченных средств иных бюджетов и внебюджетных источников;
3) информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий, сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию целевой программы;
4) сведения о соответствии фактических показателей целевым индикаторам, установленным целевой программой;
5) сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;
6) оценку эффективности результатов реализации целевой программы.
Исполнителем-координатором ежегодно до 1 мая публикуются в печатных средствах массовой информации и размещаются на официальном сайте Администрации города Заречного в сети Интернет основные сведения о достижении целевых индикаторов и объемах финансирования целевой программы.
Исполнитель-координатор целевой программы каждое полугодие представляет отчет о реализации целевой программы по установленной форме в планово-экономический отдел Администрации города.
Администрация города как заказчик Программы осуществляет общий контроль за реализацией мероприятий Программы. Финансовое управление города осуществляет контроль за целевым расходованием бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.