Решение Пензенской городской Думы от 26 июня 1998 г. N 199/19
"Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении населения города Пензы"
Решением Пензенской городской Думы от 31 мая 2002 г. N 277/21 настоящее решение признано утратившим силу
Докладчик: С.Н.Егоров, заместитель Главы Администрации города.
В соответствии со ст. 18 Устава города Пензы Пензенская городская Дума решила:
1. Утвердить Положение "О территориальном общественном самоуправлении населения города Пензы" (прилагается).
2. Настоящее Решение вступает в силу с момента опубликования в газете "Наша Пенза".
Глава города |
А.С.Калашников |
Утверждено
РешениемПензенской городской Думы
от 26 июня 1998 г. N 199/19
Положение
"О территориальном общественном самоуправлении населения города Пензы"
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления.
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории г. Пензы, не являющейся муниципальным образованием (микрорайон, квартал, улица, двор и другие территории), для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
2. Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют законодательство Российской Федерации, законы Пензенской области, Устав города Пензы, нормативные акты органов городского самоуправления, настоящее Положение.
Статья 2. Принципы территориального общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление основывается на принципах:
1. выборности, сочетания интересов населения соответствующей территории и интересов населения всего города, широкого участия граждан, органов территориального общественного самоуправления и других общественных объединений граждан в выработке, принятии и реализации решений по вопросам местного значения, в реализации народной правотворческой инициативы;
2. законности;
3. демократичности;
4. самостоятельности и независимости органов территориального общественного самоуправления в финансово-хозяйственной деятельности;
5. гласности и учета мнения населения;
6. подконтрольности и подотчетности органов территориального общественного самоуправления и их должностных лиц населению.
Статья 3. Формы территориального общественного самоуправления.
Формами территориального общественного самоуправления являются:
1. общие собрания и конференции граждан;
2. органы территориального общественного самоуправления.
Глава 2. Общие собрания и конференции граждан
Статья 4. Роль общих собраний граждан по месту жительства в городском самоуправлении.
1. Общие собрания граждан по месту жительства являются формой непосредственного осуществления жителями функций территориального общественного самоуправления.
2. Общие собрания граждан по месту жительства проводятся по домам, улицам, жилищным комплексам, микрорайонам города.
3. По вопросам, затрагивающим интересы населения микрорайонов, города может проводиться конференция представителей населения микрорайона.
Статья 5. Порядок созыва и проведения общих собраний граждан по месту жительства и конференций населения.
1. Собрания граждан по участкам городской территории созываются по инициативе депутатов городской Думы, их постоянных комиссий, Главы города, депутатов собраний представителей районов, глав администраций районов, органами территориального общественного самоуправления или отдельными группами горожан.
2. В собраниях участвуют граждане, проживающие на данной территории, достигшие 18-летнего возраста.
3. Вопросы повестки дня собрания определяются инициаторами созыва и утверждаются на собрании большинством голосов присутствующих граждан. Для ведения собрания избирается президиум в составе председателя, секретаря и 1-3 членов.
4. Принятие решения о проведении конференции граждан, о представительстве на конференцию и вносимых на конференцию вопросах осуществляется инициаторами ее проведения.
Статья 6. Функции и полномочия общих собраний и конференций граждан по месту жительства.
1. Общие собрания граждан осуществляют следующие функции и полномочия:
1.1 обсуждают вопросы городской жизни, имеющие существенное значение для населения данных территорий, проекты решений городской Думы, внесенные на их рассмотрение, выражают по ним свои мнения и дают предложения городской Думе и Главе города;
1.2 рассматривают сообщения о работе депутатов городской Думы, районных собраний представителей. Главы города, глав администраций районов;
1.3 принимают решения о добровольном принятии жителями общественных обязанностей по участию в благоустройстве, в охране общественного порядка, сохранении городского жилого фонда, в охране природы, памятников истории и культуры, оказании помощи нуждающимся гражданам;
1.4 принимают решения о создании и избрании органов территориального общественного самоуправления, об утверждении Положений (Уставов) о них, об одобрении программы деятельности этих органов, об использовании имущества и средств, находящихся в распоряжении органов общественного самоуправления.
1.5 заслушивают и утверждают отчеты этих органов, решают вопросы о добровольных взносах и пожертвованиях граждан на общественные нужды.
2. Решения, принятые собраниями (конференциями) в пределах их компетенции по вопросам организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления, имеют для последних обязательную силу.
Глава 3. Органы территориального общественного самоуправления
Статья 7. Порядок образования органов территориального общественного самоуправления.
1. Органы территориального общественного самоуправления избираются открытым или тайным голосованием на общих собраниях граждан по месту жительства на срок полномочий, установленных общим собранием граждан. Участники собрания могут представлять на собрании интересы других граждан, при наличии удостоверяющего это право индивидуального или коллективного письменного заявления.
2. Собрание граждан по выборам органов территориального общественного самоуправления правомочно принимать решения при участии не менее половины граждан (либо их представителей), проживающих на данной территории. Решения принимаются большинством голосов участников собрания.
3. Структура и численный состав органа территориального общественного самоуправления устанавливается общим собранием, в соответствии с настоящим Положением.
Статья 8. Основные полномочия органов территориального общественного самоуправления.
В соответствии с целями и задачами территориального общественного самоуправления, их органы:
1. содействуют органам местного самоуправления в реализации правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, вносят проекты правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения;
2. обеспечивают выполнение добровольно взятых на себя обязательств по благоустройству территории, сохранению жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, охране окружающей среды;
3. содействуют укреплению семьи, воспитанию детей, развитию физической культуры.
Статья 9. Виды органов территориального общественного самоуправления.
1. В соответствии с настоящим Положением существуют следующие виды органов территориального общественного самоуправления:
1.1 домовые и дворовые комитеты;
1.2 уличные и квартальные комитеты;
1.3 советы микрорайонов.
2. Наряду с предусмотренными настоящим Положением видами органов территориального общественного самоуправления граждане вправе создавать иные органы территориального общественного самоуправления и их объединения на основах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и Пензенской области.
3. Группа граждан, проживающая на соответствующей территории, вправе организовываться в органы территориального общественного самоуправления, избирать и быть избранными в органы территориального общественного самоуправления, иметь право на контроль, на получение информации о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Глава 4. Домовые и дворовые комитеты
Статья 10. Порядок образования домового, дворового комитета.
1. Домовым и дворовым комитетами являются не имеющие членства объединения граждан-жильцов дома (нескольких домов с общим двором), целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, направленное на удовлетворение потребностей граждан, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ домового, дворового комитета по месту его создания.
2. Домовой и дворовый комитеты избираются на общем собрании граждан (их представителей), проживающих в доме, корпусе, подъезде, дворе двух или более домов, открытым или закрытым голосованием, на срок и в составе, предусмотренном его уставом, принимаемым на общем собрании.
3. В случае государственной регистрации домового и дворового комитетов данные органы приобретают права и принимают на себя обязанности юридических лиц в соответствии со своими уставами и законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Права и обязанности домового и дворового комитета.
Домовой и дворовый комитеты:
1. участвуют в мероприятиях по обеспечению правильной эксплуатации и сохранности дома, проводимых жилищно-эксплуатационной организацией, осуществляют общественный контроль за соблюдением норм и правил технической эксплуатации дома;
2. содействуют организации ремонта подъездов, фасадов зданий, иных мест общего пользования, проводимых жилищно-эксплуатационной организацией, в том числе с участием жильцов дома;
3. ходатайствуют перед административными органами о применении взысканий к арендаторам и собственникам квартир и проживающим в них лицам, в случае нарушения ими правил пользования арендуемыми квартирами и местами общего пользования с представлением протоколов и иных документов в установленном законом порядке;
4. участвуют в работе технических комиссий по осмотру дома, его инженерного оборудования и сетей;
5. осуществляют общественный надзор за своевременностью и качеством проводимых ремонтных работ;
6. организуют проведение общественных работ жильцов, нанятых работников, подрядных организаций по благоустройству и озеленению придомовых участков, спортивных и детских площадок;
7. участвуют в составлении актов о сдаче арендаторами освобождаемых муниципальных квартир;
8. участвуют, в качестве третьей стороны, в заключении договоров аренды муниципальных нежилых встроенно-пристроенных помещений и подвальных помещений;
9. осуществляют предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они были созданы, и соответствующую этим целям;
10. взаимодействуют с расположенными в доме коммерческими и некоммерческими организациями по решению вопросов участия последних в обеспечении правильной эксплуатации дома, его своевременного ремонта, в разработке и реализации на договорной основе совместных социальных программ для жильцов дома и работников этих организаций;
11. взаимодействуют с учреждениями социально-культурной сферы, расположенными в непосредственной близости от дома, по вопросам совместной культурно-воспитательной, санитарно-профилактической работы;
12. созывают общие собрания жильцов дома;
13. осуществляют финансово-хозяйственную деятельность в пределах, установленных уставом комитета;
14. осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством.
Глава 5. Уличные и квартальные комитеты
Статья 12. Порядок образования уличного и квартального комитета.
1. Уличным и квартальным комитетами являются не имеющие членства объединения граждан - проживающих на территории квартала, нескольких, одной или части улицы (в том числе с прилегающими переулками в местах индивидуальной застройки), целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, направленное на удовлетворение потребностей граждан, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ уличного, квартального комитета по месту его создания.
2. Уличный и квартальный комитеты избираются на общем собрании граждан (их представителей), проживающих на территории улицы или квартала, открытым или закрытым голосованием, на срок и в составе, предусмотренном его уставом, принимаемым на общем собрании.
3. В случае государственной регистрации уличного и квартального комитетов данные органы приобретают права и принимают на себя обязанности юридических лиц в соответствии со своими уставами и законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Права и обязанности уличного и квартального комитета.
Уличные и квартальные комитеты:
1. содействуют реализации правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, решений общих собраний и конференций граждан;
2. участвуют в организации и проведении на своей территории социально-культурных и хозяйственных мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления, общественными объединениями;
3. содействуют депутатам городской Думы, районных собраний представителей в проведении встреч с избирателями;
4. координируют работу домовых и дворовых комитетов при проведении мероприятий по охране природы, благоустройству, озеленению дворов;
5. организуют граждан на добровольных началах для участия в общественных работах по озеленению улиц, оборудованию спортивных и детских сооружений и иных мест общего пользования;
6. оказывают помощь учреждениям культуры, спортивным организациям в проведении спортивной и культурно-просветительской работы среди граждан;
7. оказывают помощь образовательным учреждениям в осуществлении конституционных норм обязательности общего образования, принимают участие в организации воспитательной работы с детьми, их досуга во внеучебное время;
8. содействуют органам здравоохранения в проведении санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий и организации медицинского обслуживания населения;
9. осуществляют общественный контроль на своей территории за соблюдением правил застройки, охраной и рациональным использованием земли, правильным содержанием и своевременным проведением ремонта жилья и по другим вопросам, относящимся к их компетенции, подают в органы местного самоуправления предложения об устранении выявленных недостатков;
10. выносят предложения и обращаются с ходатайствами в органы местного самоуправления по вопросам своей компетенции;
11. осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством.
Глава 6. Совет микрорайона
Статья 14. Порядок образования совета микрорайона
Советы микрорайона создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.
2. Выборы советов микрорайонов проводятся на общих собраниях или конференциях граждан по месту их жительства, либо на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательным участкам на срок полномочий Пензенской городской Думы.
3. Советы микрорайонов, избираемые на общих собраниях или конференциях граждан, могут быть избраны и на иной срок полномочий, устанавливаемый общим собранием (конференцией).
4. Городская Дума по предложению инициативных групп населения (домовых, дворовых, уличных, квартальных комитетов) согласовывает с учетом мнения районных органов самоуправления порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов советов микрорайонов, а при проведении прямых выборов по избирательным участкам образует из числа жителей избирательные комиссии и согласовывает порядок выдвижения кандидатов.
5. Подготовка и проведение выборов советов микрорайонов осуществляется открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет городского бюджета при согласии городской Думы.
6. Выборы советов микрорайонов по избирательным участкам признаются состоявшимися, если в них приняли участие не менее половины избирателей, внесенных в списки.
7. Избранными в состав совета микрорайона считаются граждане, получившие большинство голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
Статья 15. Права и обязанности совета микрорайона
Советы микрорайонов:
1. координируют работу органов территориального общественного самоуправления в микрорайоне;
2. содействуют органам местного самоуправления в реализации принимаемых ими правовых актов;
3. осуществляют в пределах своей компетенции общественный контроль за работой муниципальных социально-культурных учреждений и коммерческих организаций, независимо от формы собственности;
4. вносят на рассмотрение городской Думы, собраний представителей районов предложения по вопросам местного значения, участвуют в их рассмотрении;
5. обеспечивают исполнение добровольно взятых на себя обязательств по благоустройству территории, сохранности и правильной эксплуатации жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально культурной сферы, охране окружающей среды, контролируют сохранность памятников культуры, истории и архитектуры;
6. участвуют в разработке и реализации планов и программ социально-экономического развития своей территории;
7. вносят в администрацию города и районные администрации предложения по вопросам размещения и режима работы социально-культурных учреждений, предприятий торговли, общественного питания, сферы обслуживания;
8. вносят в городскую Думу и администрацию города, в собрания представителей районов и районные администрации предложения о принятии мер в отношении коммерческих и некоммерческих организаций и граждан, нарушающих законные интересы граждан, проживающих на их территории;
9. созывают общие собрания и конференции граждан;
10. участвуют в решении вопросов о предоставлении территорий под застройку;
11. осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством.
Глава 7. Взаимодействие органов территориального общественного самоуправления с городской Думой, Администрацией города и администрациями районов
Статья 16. Взаимодействие органов территориального общественного самоуправления с городской Думой
Городская Дума:
1. принимает решения и иные правовые акты, устанавливающие правовой статус и полномочия органов территориального общественного самоуправления, дополнительно к установленным законодательством Российской Федерации и Пензенской области и настоящим Положением;
2. устанавливает с учетом мнения районных органов самоуправления границы территорий, в которых действуют органы территориального общественного самоуправления;
3. созывает общие собрания и конференции граждан по мере необходимости;
4. согласовывает порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов территориального общественного самоуправления, а при проведении прямых выборов по избирательным участкам образует из числа жителей избирательные комиссии и согласовывает порядок выдвижения кандидатов;
5. устанавливает сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления по согласованию с ними;
6. принимает решения о регистрации органов территориального общественного самоуправления, наделенных статусом юридического лица, если иной порядок не предусмотрен для них законодательством Российской Федерации;
7. утверждает расходы городского бюджета и внебюджетных фондов на дотации органам территориального общественного самоуправления;
8. рассматривает предложения органов территориального общественного самоуправления по вопросам местного значения;
9. обращается к органам территориального общественного самоуправления с требованием об отмене или изменении решений, противоречащих законодательству, обжалует незаконные решения в судебном порядке;
10. содействует развитию всех форм территориального общественного самоуправления в городе.
Статья 17. Взаимодействие органов территориального общественного самоуправления с администрацией города.
Администрация города:
1. координирует финансово-хозяйственную деятельность органов территориального общественного самоуправления;
2. контролирует финансовую деятельность органов территориального общественного самоуправления в части, касающейся передаваемых им средств городского бюджета и внебюджетных фондов;
3. обеспечивает взаимодействие органов управления администрации города, муниципальных предприятий и учреждений с органами территориального общественного самоуправления по вопросам их деятельности;
4. рассматривает предложения органов территориального общественного самоуправления по вопросам местного значения;
5. содействует развитию всех форм территориального общественного самоуправления в городе.
Статья 18. Взаимодействие органов территориального общественного самоуправления с администрациями районов
Администрация районов:
1. осуществляет непосредственную координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления на территории района;
2. обеспечивает взаимодействие органов территориального общественного самоуправления с муниципальными организациями, учреждениями и предприятиями, расположенными на территории района;
3. формирует из числа представителей органов территориального общественного самоуправления общественные советы и комиссии района;
4. способствует выполнению решений общих собраний (сходов), конференций граждан, органов территориального общественного самоуправления, принятых в пределах их компетенции;
5. оказывает помощь инициативным группам граждан в проведении общих собраний (сходов), конференций и принимает в них участие;
6. содействует развитию всех форм территориального общественного самоуправления в районе.
Глава 8. Гарантии осуществления территориального общественного самоуправления
Статья 19. Финансовые гарантии деятельности органов территориального общественного самоуправления.
1. Органы территориального общественного самоуправления для обеспечения своей деятельности формируют собственные финансовые фонды.
Источниками формирования средств фондов являются:
1.1 доходы от собственной предпринимательской деятельности;
1.2 средства, дотируемые из городского бюджета и внебюджетных фондов;
1.3 кооперированные на добровольной основе средства граждан;
1.4 доходы от иной деятельности, не запрещенной законодательством;
2. Распоряжение финансовыми средствами, дотируемыми из городского бюджета, органы территориального общественного самоуправления осуществляют на основе соответствующих смет расходов, в соответствии с решениями городской Думы.
3. В части собственной предпринимательской и иной деятельности органы территориального общественного самоуправления решением городской Думы могут быть освобождены от уплаты некоторых видов налогов, поступающих в бюджет города, если суммы налогов, подлежащих уплате, направляются на цели их уставной деятельности, в соответствии со ст. 11, 13, 15 настоящего Положения.
4. Городская Дума формирует бюджетный фонд финансовой поддержки территориального общественного самоуправления. Положение о фонде утверждается городской Думой. Средства фонда направляются на адресную поддержку отдельных органов территориального общественного самоуправления и финансирование утвержденных городской Думой программ развития отдельных территорий города.
Статья 20. Обеспечение деятельности органов территориального общественного самоуправления материальными ресурсами.
1. Органы территориального общественного самоуправления имеют приоритетное право на аренду муниципальных нежилых помещений, расположенных на их территории и используемых для осуществления ими своей уставной деятельности.
2. Органы территориального общественного самоуправления по согласованию, на безвозмездной основе используют помещения муниципальных социально-культурных и образовательных учреждений для проведения социально-культурных и воспитательных мероприятий.
3. Органы территориального общественного самоуправления могут иметь иные льготы и преимущества, предоставляемые им отдельными решениями городской Думы.
Глава 9. Досрочное прекращение полномочий органов территориального общественного самоуправления.
Статья 21. Досрочное прекращение полномочий органов территориального общественного самоуправления.
1. Полномочия органов территориального общественного самоуправления прекращаются досрочно в следующих случаях:
1.1 неоднократного нарушения действующего законодательства (решение принимает администрация района);
1.2 по решению общего собрания (схода), конференции о самороспуске;
1.3 по инициативе жителей территории числом не менее 30% от общего числа жителей, проживающих на данной территории;
1.4 при сносе строений на закрепленной за органом территориального общественного самоуправления территории.
Имущество и финансовые средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов и производства необходимых выплат, передаются в управление правопреемнику органа территориального общественного самоуправления для использования в интересах жителей соответствующей территории.
Решение о досрочном прекращении полномочий органа территориального общественного самоуправления может быть обжаловано в суд.
Глава 10. Гарантии выборных должностных лиц органов территориального общественного самоуправления
Статья 22. Выборные должностные лица органов территориального общественного самоуправления
1. Глава общественного самоуправления, комитет общественного самоуправления избираются непосредственно населением на общем собрании (сходе), конференции граждан по месту их жительства сроком на 4 года и подотчетны избравшему их населению и органам местного самоуправления.
2. Количество членов комитета общественного самоуправления устанавливается общим собранием (сходом), конференцией граждан, однако их число не может быть менее пяти. Члены Комитета из своего состава избирают Председателя, заместителя Председателя и секретаря комитета.
Статья 23. Права выборных должностных лиц территориального общественного самоуправления.
Выборные должностные лица органов территориального общественного самоуправления помимо прав, предусмотренных их уставами, имеют право:
1. принимать участие в работе общественных советов при органах местного самоуправления;
2. присутствовать на заседаниях городской Думы и собраний представителей районов при рассмотрении вопросов, касающихся интересов граждан, проживающих на их территориях;
3. вносить предложения по вопросам местного значения в органы местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пензенской городской Думы от 26 июня 1998 г. N 199/19 "Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении населения города Пензы"
Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования в газете "Наша Пенза"
Текст решения опубликован в газете "Наша Пенза" N 29 от 17 июля 1998 г.
Решением Пензенской городской Думы от 31 мая 2002 г. N 277/21 настоящее решение признано утратившим силу