Правительство Пензенской области
Пунктом 1 Постановления Правительства Пензенской области от 17.10.2006 N 656-пП "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Пензенской области (в редакции Постановления Правительства Пензенской области от 27.03.2007 N 193-пП) Территориальному фонду обязательного медицинского страхования с 01.04.2007 предписано производить финансовые расчеты непосредственно с лечебно-профилактическими учреждениями Пензенской области, работающими в системе обязательного медицинского страхования; осуществлять финансирование страховых медицинских организаций в части средств на ведение дела для выполнения ими функций, предусмотренных пунктом 2 настоящего Постановления; заключить соответствующие договоры с лечебно-профилактическими учреждениями.
Пунктом 2 названного Постановления Правительства Пензенской области предусмотрено сохранить за страховыми медицинскими организациями функции страхования граждан, выдачу страховых медицинских полисов, проведение экспертизы качества и условий оказания застрахованным гражданам бесплатной медицинской помощи, ведение реестров счетов за оказанные медицинские услуги застрахованным гражданам.
Указанные положения Постановления Правительства Пензенской области противоречат требованиям действующего федерального законодательства.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 года N 1499-1 (с последующими изменениями), далее - Закон, медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
В силу ст.ст. 2-4 названного Закона в качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 14 Закона страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми, предусмотренными законодательством Российской Федерации формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Закона страховая медицинская организация обязана, помимо прочего, заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию.
Пунктом 3 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018 (с последующими изменениями), далее по тексту - Положение, предусмотрено, что основной задачей страховой медицинской организации, осуществляющей обязательное медицинское страхование, является проведение обязательного медицинского страхования путем оплаты медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и договорами обязательного медицинского страхования, осуществления контроля за объемом и качеством медицинских услуг.
В соответствии с п. 7 Положения страховые платежи по обязательному медицинскому страхованию, поступившие от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с заключенными страховой медицинской организацией договорами, используются на оплату медицинских услуг, на расходы по ведению дела по обязательному медицинскому страхованию, формирование резервов (оплаты медицинских услуг, финансирования предупредительных мероприятий и запасной) и оплату труда работников, занятых обязательным медицинским страхованием.
Как следует из пункта 9 Положения, временно свободные средства резерва оплаты медицинских услуг могут размещаться в банковских депозитах и инвестироваться в высоколиквидные государственные ценные бумаги. Временно свободные средства запасного резерва и резерва финансирования предупредительных мероприятий по обязательному медицинскому страхованию могут размещаться в банковских депозитах и инвестироваться в высоколиквидные ценные бумаги.
В силу п. 4.1 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных Директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования 3 октября 2003 г. N 3856/30-3/и, зарегистрированных в Минюсте РФ 24 декабря 2003 г. N 5359, ТФОМС финансирует страховую медицинскую организацию на основании договора ТФОМС со страховой медицинской организацией. Финансирование обязательного медицинского страхования осуществляется по дифференцированным подушевым нормативам, определяемым в соответствии с Порядком определения дифференцированных подушевых нормативов на обязательное медицинское страхование, являющимся приложением 1 к Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденному Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Минздравом России от 06.04.2001 N 2510/3586-01-34 и Минфином России от 27.04.2001 N 12-03-14, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 20.06.2001, регистрационный N 2756.
Согласно пункту 8 указанного Временного порядка (далее - Временный порядок) из поступивших на основные счета территориального фонда средств части единого социального налога, части единого налога на вмененный доход, подлежащих зачислению в территориальный фонд, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также иных поступлений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, территориальный фонд осуществляет, в том числе, финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС; оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам, застрахованным территориальным фондом (в случае осуществления обязательного медицинского страхования территориальным фондом); финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ, утвержденных в установленном порядке, для медицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС и др.
Пунктом 9 Временного порядка предусмотрено, что страховые медицинские организации, имеющие лицензию на проведение обязательного медицинского страхования, используют поступившие от территориальных фондов средства обязательного медицинского страхования на оплату медицинских услуг, формирование резервов, на оплату расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию по нормативам, установленным территориальным фондом.
Для обеспечения выполнения принятых обязательств по оплате медицинских услуг застрахованным страховая медицинская организация образует из полученных от территориального фонда средств, в порядке и на условиях, установленных территориальным фондом, резерв оплаты медицинских услуг, запасной резерв, а также резерв финансирования предупредительных мероприятий по обязательному медицинскому страхованию.
Пунктами 4.5, 4.6 Типовых правил обязательного страхования граждан, утвержденных директором ФФОМС 3 октября 2003 г. N 3856/30-3/и, установлено, что ТФОМС обязан полностью и своевременно в соответствии с договором со страховой медицинской организацией финансировать ее. Полученные от ТФОМС по дифференцированным подушевым нормативам средства обязательного медицинского страхования страховые медицинские организации в соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018, используют на оплату медицинских услуг, формирование резервов, на оплату расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, по нормативам, установленным ТФОМС с учетом рекомендаций ФОМС.
Таким образом, в соответствии с действующим федеральным законодательством в случае, если обязательное медицинское страхование граждан на соответствующей территории осуществляется страховыми медицинскими организациями, а не территориальным фондом обязательного медицинского страхования (ТФОМС), последний обязан финансировать указанные организации для оплаты медицинской помощи, оказанной застрахованным.
Иной порядок финансирования, исходя из положений п. 4.5 Типовых правил обязательного страхования граждан, утвержденных директором ФФОМС 3 октября 2003 г. N 3856/30-3/и, может быть установлен только договором, заключенным между ТФОМС и страховой медицинской организацией.
Однако, в данном случае на территории Пензенской области указанный (иной) порядок финансирования введен на основании Постановления Правительства Пензенской области от 17.10.2006 N 656-пП "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Пензенской области" (с последующими изменениями) - подпункты 1.1., 1.2, 1.4 Постановления, что недопустимо.
Кроме того, в нарушение требований федерального законодательства названным Постановлением Правительства Пензенской области за страховыми медицинскими организациями "сохранена" только часть полномочий, установленных Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018, а также иными вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Подпункты 1.1, 1.2, 1.4 пункта 1, пункт 2 Постановления Правительства Пензенской области от 17.10.2006 N 656-пП "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Пензенской области" (в редакции Постановления Правительства Пензенской области от 27.03.2007 N 193-пП) привести в соответствие с действующим законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста должно быть незамедлительно сообщено в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 1 июня 2007 г. N 7-5-88-07 на Постановление Правительства Пензенской области от 17.10.2006 N 656-пП "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Пензенской области" (в редакции Постановления Правительства Пензенской области от 27.03.2007 N 193-пП)
Текст Протеста официально опубликован не был