Решение СК Пензенского областного суда
от 1 марта 2007 г. N 3-7-07
Пензенский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале областного суда дело по заявлению Г.Б.Б. о признании недействующим в части слов "со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную Законом Пензенской области "О прожиточном минимуме в Пензенской области" пункта 1 статьи 1 Закона Пензенской области от 28 декабря 2004 N 731-ЗПО "О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Пензенской области", установил:
Законом Пензенской области от 28 декабря 2004 года N 731-ЗПО "О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Пензенской области" (с последующими изменениями и дополнениями) были установлены меры социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Пензенской области.
Данный Закон был опубликован в информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области" N 23 от 31 декабря 2004 года и газете "Пензенские губернские ведомости" N 2 от 21.01.2005 года.
Законы Пензенской области от 09.03.2005 года N 767-ЗПО, от 02.11.2005 N 884-ЗПО, от 14.11.2006 N 1149-ЗПО, которыми в данный Закон вносились изменения и дополнения, также были опубликованы надлежащим образом.
Пункт 1 статьи 1 данного Закона определил, что меры социальной поддержки многодетной семьи устанавливаются семьям, имеющим на содержании и воспитании трех и более несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную Законом Пензенской области "О прожиточном минимуме в Пензенской области" для соответствующих социально-демографических групп.
Г.Б.Б., имеющий в семье на содержании четырех несовершеннолетних детей, обратился в суд с заявлением о признании недействующей вышеназванной правовой нормы в части слов: "со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную Законом Пензенской области "О прожиточном минимуме в Пензенской области" для соответствующих социально-демографических групп", ссылаясь на то, что установленный этой фразой критерий отнесения семей к многодетным противоречит Указу Президента Российской Федерации от 05.05.1992 года N 431 (в ред. от 25.02.2003 года) "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", и нарушает право его многодетной семьи на получение мер социальной поддержки.
В судебном заседании Г.Б.Б. поддержал доводы заявления и просил о его удовлетворении, ссылаясь также на то, что оспариваемая норма в части установления ограничения по доходу семьи противоречит требованиям статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года, так как нарушает его право на сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты, поскольку с 1997 года по 31 декабря 2004 года его семья получала меры социальной поддержки на основании Постановления Главы администрации города Пензы от 30.09.1992 года N 876 "О мерах по поддержке многодетных семей, нуждающихся в социальной поддержке", которое такого ограничения не содержало. Закон Пензенской области не вправе был отменить меры социальной защиты, которые получала его семья.
Представитель заинтересованного лица - Законодательного Собрания Пензенской области С.Л.К., представитель заинтересованного лица - Губернатора Пензенской области З.В.И. заявленное требование не признали и просили суд отказать в его удовлетворении, пояснив суду, что оспариваемая норма принята в пределах полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации и в соответствии с положениями федерального законодательства.
Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Пензенской областной прокуратуры И.Е.В., просившей в удовлетворении заявления отказать, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72, ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по этим вопросам, не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, Закон Пензенской области от 28.12.2004 года N 731-ЗПО принят в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации, которые вправе определять как объем, виды и порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, так и категории таких семей.
Оспариваемой нормой закона категории семей, относящиеся к многодетным и нуждающиеся в социальной поддержке, установлены с учетом двух критериев: количества детей в семье и дохода семьи.
Доводы заявителя о том, что установление критерия по доходу семьи противоречит Указу Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 г. N 250) нельзя признать состоятельными, поскольку названный Указ не содержит понятия многодетной семьи и право определения категории "многодетная семья" предоставляет субъектам Российской Федерации.
Не закреплено понятие многодетной семьи и в ином нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу по отношению к Закону Пензенской области.
Доводы заявителя о том, что оспариваемая норма в части установления критерия по доходу семьи противоречит ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ, поскольку лишает его семью права на получение мер социальной поддержки, по сравнению с размерами и условиями выплат, которые его семья получала на основании Постановления Главы администрации города Пензы от 30.09.1992 года N 876, основаны на ошибочном толковании этой нормы.
Из содержания статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", следует, что условия, содержащиеся в ней, относятся к нормативным правовым актам, принятым органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ.
Между тем Закон Пензенской области от 28.12.2004 года N 731-ЗПО принят не в связи с принятием Федерального закона N 122-ФЗ, который не содержит норм, регулирующих вопросы предоставления мер социальной поддержки многодетной семье, а во исполнение полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации Федеральным законом N 184-ФЗ от 06.10.1999 года, в связи с чем требования, содержащиеся в статье 153 Федерального закона N 122-ФЗ, на него не распространяются.
Кроме того, статья 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года не регулирует вопрос по установлению категорий семей, относящихся к многодетным, в связи с чем также отсутствуют правовые основания для проверки оспариваемой нормы на соответствие вышеназванной статье.
То обстоятельство, что семья заявителя до принятия оспариваемого Закона пользовалась мерами социальной поддержки на основании Постановления Главы администрации города Пензы от 30.09.1992 года N 876, которым к категории многодетных семей были отнесены семьи, в которых трое или более детей в возрасте до 16 лет, а в случае учебы - до 18 лет, правового значения не имеет, поскольку данное постановление не является нормативным правовым актом большей юридической силы по отношению к областному Закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ч. 1 ст.253 ГПК РФ, суд решил:
Г.Б.Б. в удовлетворении заявления о признании недействующим в части слов "со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную Законом Пензенской области "О прожиточном минимуме в Пензенской области" пункта 1 статьи 1 Закона Пензенской области от 28 декабря 2004 N 731-ЗПО "О мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Пензенской области" отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, - кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение СК Пензенского областного суда от 1 марта 2007 г. N 3-7-07
Текст Решения предоставлен Пензенским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве