В Законодательное Собрание
Пензенской области
Законом Пензенской области от 08.07.2002 N 375-ЗПО (в редакции от 22.05.2006) "Об управлении собственностью Пензенской области (новая редакция)" регулируются отношения по владению, пользованию и распоряжению собственностью Пензенской области.
Абзацем 4 части 3 статьи 16 названного Закона Пензенской области предусмотрено, что средства, полученные от продажи имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями, за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяются исходя из фактических затрат и не могут превышать 3 процентов цены продажи имущества, и его балансовой (остаточной) стоимости, подлежат зачислению в бюджет Пензенской области.
Указанные положения Закона Пензенской области противоречат действующему законодательству и нарушают права государственных унитарных предприятий Пензенской области, в связи с чем подлежат изменению.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 27.07.2006) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут создавать государственные унитарные предприятия, государственные учреждения и другие организации.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ. В силу статьи 294 ГК РФ государственному и муниципальному унитарному предприятию имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. Предприятие владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
Государственное унитарное предприятие является коммерческой организацией, целью деятельности которой в соответствии со ст. 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации является получение прибыли. Согласно ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 08.12.2003) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.
Одним из видов доходов является выручка от реализации товаров как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 НК РФ).
Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, ограничены ГК РФ и Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
В соответствии со статьей 295 ГК РФ, статьей 17 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Исходя из требований статей 57, 42 БК РФ к неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ относится часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет. В доходах бюджетов учитывается часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Исходя из указанных требований федерального законодательства, собственник имущества, которое принадлежит государственному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, имеет право на получение лишь части прибыли унитарного предприятия.
На основании статьи 247 НК РФ прибылью организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, абзацем 4 части 3 статьи 16 Закона Пензенской области "Об управлении собственностью Пензенской области (новая редакция)" предусмотрено перечисление в бюджет Пензенской области государственным унитарным предприятием всех средств, полученных от продажи имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, то есть всей прибыли предприятия.
Данное положение нарушает права государственных унитарных предприятий на получение части прибыли от своей деятельности.
Следует отметить, что в случае, если отчуждение государственным унитарным предприятием имущества обусловлено тем, что оно для предприятия является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению, собственник вправе на основании статьи 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" изъять у предприятия такое имущество с целью его последующей приватизации с зачислением в бюджет вырученных от продажи имущества средств в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Рассмотреть настоящий протест на очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области и внести изменения в абзац 4 части 3 статьи 16 Закона Пензенской области от 08.07.2002 N 375-ЗПО (в редакции от 22.05.2006) "Об управлении собственностью Пензенской области (новая редакция)", приведя его в соответствие с действующим федеральным законодательством.
2. О результатах рассмотрения протеста и принятых мерах сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 17 октября 2006 г. N 7-5-218-06 на абзац 4 части 3 статьи 16 Закона Пензенской области от 08.07.2002 N 375-ЗПО (в редакции от 22.05.2006) "Об управлении собственностью Пензенской области (новая редакция)"
Текст Протеста официально опубликован не был