Кассационное определение СК Пензенского областного суда
от 10 апреля 2007 г. N 33-649
10 апреля 2007 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда заслушала в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации города Пензы на решение Ленинского районного суда от 28 февраля 2007 года, которым постановлено:
Заявление прокурора Ленинского района г. Пензы удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу Постановление Главы администрации г. Пензы от 12.12.2006 N 1468 "Об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО "Горводоканал" в части установления тарифов на водоснабжение и водоотведение для всех групп потребителей.
Обязать Администрацию г. Пензы опубликовать сообщение о решении суда в газете "Пензенский городской вестник" после вступления решения в законную силу.
Взыскать с Администрации г. Пензы государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 100 руб.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Администрации города Пензы Ч.Л.В., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Пензенской областной прокуратуры А.С.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия установила:
Постановлением Главы администрации города Пензы от 12 декабря 2006 года N 1468 "Об утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО "Горводоканал" с 1 января 2007 года были утверждены тарифы для ООО "Горводоканал" на водоснабжение и водоотведение для всех групп потребителей:
1.1 тарифы на водоснабжение с учетом НДС для всех групп потребителей - 8,65 руб. за 1 куб.м;
неочищенная вода - 4,49 руб. за 1 куб.м.;
1.2 тарифы на водоотведение с учетом НДС для всех групп потребителей - 6,09 руб. за 1 куб.м. Данное постановление было опубликовано в газете "Пензенский городской вестник" N 57(59) от 22 декабря 2006 года.
Прокурор Ленинского района г. Пензы обратился в суд о признании вышеназванного постановления недействующим со дня принятия, указывая на то, что установленные тарифы не соответствуют положениям Федерального закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Приказу Федеральной службы по тарифам от 1.08.2006 года N 168-э/3 (с изменениями, внесенными Приказом ФСТ от 11.08.2006 года N 179-э/1), поскольку рост тарифа 2007 года по отношению к 2006 году по услуге водоснабжения составляет 43%, а водоотведения - 52%, в то время как предельный индекс максимально возможного изменения тарифов, а также предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для Пензенской области составляет в 2007 году 117%.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "117%" следует читать "17%"
Впоследствии прокурор Ленинского района г. Пензы дополнил основания заявления, указав также на то, что в нарушение ст. 13 Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", тарифы, установленные оспариваемым постановлением, введены в действие ранее чем через один календарный месяц после их установления. Кроме того, постановлением не определен период действия утвержденных тарифов (л.д. 50-52).
Определением суда от 14 февраля 2007 года в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены ООО "ОРКЦ ЖКХ", МУ "Управляющая организация жилищного хозяйства г. Пензы", ООО "Горводоканал" (л.д. 31-32).
Представитель Администрации города Пензы заявленное требование не признал, ссылаясь на то, что постановление принято в пределах компетенции администрации города Пензы и соответствует действующему законодательству. Кроме того, 14 февраля 2007 года Главой администрации города Пензы принято постановление N 151 "О досрочном пересмотре тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО "Горводоканал", которое отменяет оспариваемое постановление с 1 апреля 2007 года.
Ленинский районный суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Администрация города Пензы просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая на то, что суд неправильно истолковал закон, не принял во внимание, что ООО "Горводоканал" является вновь созданной организацией, для которой тарифы устанавливались впервые, в связи с чем утвержденные предельные индексы применяться не должны. Суд не учел, что ООО "Горводоканал" не является правопреемником МУП "Горводоканал". Кроме того, вывод суда о том, что оспариваемым постановлением нарушаются права неопределенного круга лиц, не основан на нормативных правовых актах и не подкреплен какими-либо доказательствами. Возможность увеличения платы граждан за отдельно взятый вид коммунальных услуг предусмотрена законодательством, а совокупный платеж граждан за все виды коммунальных услуг установлен не был.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом правильно установлено, что право органов местного самоуправления устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса предусмотрено п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также и п. 7 ч. 2 и ч.3 ст. 5 Федерального закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" орган местного самоуправления устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 года N 168-э/3 (в редакции приказа ФСТ России от 11.08.2006 года N 179-э/1) утверждены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам России на 2007 год, при этом, в Приложении 1 к данному приказу, для Пензенской области установлен индекс - 117%.
Приказом Управления цен и тарифов Пензенской области от 14.11.2006 года N 44 предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по Пензенской области на 2007 год установлен 17% (л.д. 26).
Однако, в нарушение вышеназванных приказов, тарифы на водоснабжение и водоотведение для потребителей ООО "Горводоканал" утверждены оспариваемым постановлением в размере, превышающем предельные индексы. Так, по сравнению с тарифами на услуги водоснабжения и водоотведения, установленными для 2006 года, рост тарифа по услуге водоснабжения составил 42,9%, а рост тарифа по услуге водоотведения - 52,2%.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 года "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления.
В нарушение этого требования, порядок введения в действие оспариваемого постановления нарушен: оспариваемое постановление принято 12 декабря 2006 года, опубликовано 22 декабря 2006 года, а тарифы вступили в силу с 1 января 2007 года, то есть ранее чем через один месяц после их установления.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о противоречии оспариваемого постановления нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что в силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ влечет признание его недействующим.
Доводы жалобы о том, что для ООО "Горводоканал" предельные индексы не должны применяться, поскольку ООО "Горводоканал" является вновь созданной организацией, тарифы для которой устанавливаются впервые, не свидетельствуют о неправильности вывода суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм права, а именно: разъяснений, содержащихся в письме ФСТ России от 08.09.2006 года N СН-4251/5 "По вопросу применения Приказа ФСТ России от 01.08.2006 г. N 168-э/3, в редакции приказа ФСТ России от 11.08.2006 N 179-э/1".
Как указано в вышеназванном письме, утвержденные предельные индексы применяются только в том случае, если ранее по соответствующим организациям и (или) гражданам осуществлялось регулирование тарифов и (или) установление размеров платежей граждан за жилищные и (или) коммунальные услуги уполномоченными органами (федеральными; органами субъектов РФ; муниципальными), в соответствии с порядком и процедурами, определенными законодательством Российской Федерации. В противном случае, т.е. в случае, если регулирование уполномоченными органами (федеральными; органами субъектов РФ; муниципальными) в соответствии с порядком и процедурами, определенными законодательством РФ, ранее не осуществлялось (например, тарифы устанавливаются впервые), при установлении соответствующих тарифов (размеров платежей граждан) необходимо исходить из экономически обоснованных затрат на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг организаций жилищно-коммунального комплекса.
Судом первой инстанции правильно указано, что регулирование тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществлялось и до принятия оспариваемого постановления, что подтверждается постановлением Главы администрации города Пензы от 1 февраля 2006 года N 61; под понятием "соответствующая организация" в вышеназванных разъяснениях понимается не конкретное юридическое лицо, а любая организация коммунального комплекса, оказывающая услуги по водоснабжению и водоотведению, в связи с чем то обстоятельство, что ООО "Горводоканал" не является правопреемником МУП, не имеет правового значения.
Оснований для признания данного толкования ошибочным судебная коллегия не находит.
Доводы жалобы о недоказанности вывода суда о том, что оспариваемое постановление нарушает права неопределенного круга лиц, являются несостоятельными.
Оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, что кассатором не оспаривается.
Дело рассмотрено по заявлению прокурора об оспаривании нормативного правового акта, поданному в пределах компетенции прокурора, предусмотренной ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 251 ГПК РФ. Такие заявления подаются прокурором в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, при этом это обстоятельство доказыванию не подлежит, поскольку вытекает из самого понятия нормативного правового акта.
По остальным доводам жалобы также имеется суждение в решении суда, они судом первой инстанции правильно признаны не имеющими правового значения, поскольку предметом исследования по данному делу совокупный платеж граждан не являлся, в порядке нормоконтроля проверялся определенный нормативный правовой акт.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия учитывает и то обстоятельство, что постановлением Главы администрации г. Пензы N 151 от 14.02.2007 года досрочно пересмотрены тарифы на водоснабжение и водоотведение для ООО "Горводоканал". Это постановление вводит новые тарифы с 1 апреля 2007 года.
Таким образом, администрация города Пензы фактически согласилась с заявлением прокурора о признании оспариваемого постановления противоречащим закону.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Ленинского районного суда от 28 февраля 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Пензы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК Пензенского областного суда от 10 апреля 2007 г. N 33-649
Текст Кассационного определения предоставлен Пензенским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве