Решение Арбитражного суда Пензенской области
от 22 января 2007 г. N А-49-5644/2006
Резолютивная часть объявлена 17 января 2007 года
Арбитражный суд Пензенской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Пензенской области (440601, г.Пенза, ул.Богданова, 7) к Пензенской городской Думе (440000, г.Пенза, пл.Жукова, 4), третьи лица: Администрация г.Пензы (440000, г.Пенза, пл.Жукова, 4), МУ "Управление капитального строительства г.Пензы" (440000, г.Пенза, ул.Суворова, 111), индивидуальный предприниматель С.В.А. (440018, г.Пенза, ул.Тимирязева, 93Б), Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Пензы (440000, г.Пенза, пл.М.Жукова, 4)
о признании недействующим нормативного правового акта, установил:
Заместитель прокурора Пензенской области обратился в арбитражный суд с заявлением к Пензенской городской Думе о признании недействующим Решения Пензенской городской Думы от 25 февраля 2005 года N 25-4/4 "О Положении об участии в строительстве объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также финансировании социальных проектов при осуществлении строительства на территории г.Пензы". По мнению заявителя, нормативный правовой акт органа местного самоуправления не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 30, 38, 38.1, 38.2), Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 421, 447), Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 51, 55), Закона РСФСР от 26.09.1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (статья 1), Федерального закона от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Закона РСФСР от 22.03.1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (статья 7), так как возлагает на лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, дополнительные обязанности по участию на договорной основе в социально-экономическом развитии города.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал и просил суд по основаниям, изложенным в заявлении, признать Решение Пензенской городской Думы от 25.02.2005 г. N 24-4/4 "О Положении об участии в строительстве объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также финансировании социальных проектов при осуществлении строительства на территории г.Пензы" не соответствующим нормам Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и недействующим.
Представитель ответчика заявленные требования не признал и просил суд в их удовлетворении отказать, так как считает обжалуемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления законным и обоснованным, не нарушающим прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, поскольку принят в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления по утверждению правил землепользования и застройки города Пензы, и предусматривает участие застройщиков в строительстве общегородских объектов на основании добровольно принятых обязательств. Средства, собранные с застройщиков в счет участия в строительстве общегородских объектов, направляются на финансирование следующих направлений: приобретение жилья детям-сиротам, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, а также научные и проектные работы по развитию объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и комплексной застройке г.Пензы, социальные проекты, снос и расселение ветхого и аварийного жилого фонда. Кроме того, представитель ответчика сообщил, что пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлена плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, которая устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, и которая вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения. На основании указанного Федерального закона и учитывая социальную значимость вопросов, затрагиваемых в сфере коммунального комплекса г.Пензы, Администрацией г.Пензы на очередную сессию Пензенской городской Думы внесен проект решения "Об утверждении технических заданий на разработку инвестиционных программ ОАО "Пензаэнерго", ООО "Энергосервисная компания", ОАО "Пензенская теплосетевая компания", ООО "Энергосберегающее предприятие", МУП "Горводоканал", ЗАО "Пензенская горэлектросеть", реализация которых позволила бы ликвидировать существующий дефицит водоснабжения и водоотведения, электрической и тепловой мощности в городе, а также установить тариф на подключение к сетям коммунальной инфраструктуры.
Представители третьих лиц (Администрация г.Пензы, МУ "Управление капитального строительства г.Пензы", КУМИ г.Пензы) поддержали позицию ответчика.
Представитель третьего лица (ИП С.В.А.) поддержал позицию заявителя, так как, по его мнению, отношения, связанные с предоставлением земельных участков для строительства носят публично-правовой характер и их возникновение и реализация не могут быть обусловлены заключением гражданско-правовых сделок, не предусмотренных соответствующими нормами материального права.
Заслушав представителей заявителя, ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее:
25 февраля 2005 года Пензенской городской Думой принято Решение "О Положении об участии в строительстве объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также финансировании социальных проектов при осуществлении строительства на территории г. Пензы" (далее - Решение).
Как указано в самом Решении, оно было принято в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Пензенской области "О местном самоуправлении в Пензенской области", Уставом г.Пензы.
Пунктом 1 данного Решения утверждено "Положение об участии в строительстве объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также финансировании социальных проектов при осуществлении строительства на территории г.Пензы". Пунктом 2 утверждены "Нормативы участия застройщиков в строительстве объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур", а пунктом 3 - "Порядок и сроки заключения договоров об участии застройщиков в строительстве объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур".
Указанное Решение опубликовано в "Пензенских губернских ведомостях" 18.03.2005 г. N 6, ст.96.
Как следует из пунктов 2.1, 2.2, 2.3 обжалуемого Решения, предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для осуществления строительства на основании торгов осуществляется при участии застройщиков в строительстве общегородских объектов, а при предоставлении земельных участков для осуществления строительства с предварительным согласованием места размещения объекта или при осуществлении строительства (реконструкции) объекта на земельном участке, находящемся во владении застройщика на любом законном основании, - застройщиком на основании добровольно принятых обязательств по участию в строительстве общегородских объектов.
При подготовке извещения о проведении торгов на земельный участок Комитетом по управлению муниципальным имуществом города (далее по тексту - КУМИ) в текст извещения о проведении торгов вносится пункт о размере участия застройщика-победителя торгов в строительстве общегородских объектов, а в случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта либо при строительстве (реконструкции) объекта на земельном участке, находящимся во владении застройщика на любом законном основании, - при подготовке проекта постановления Главы администрации г.Пензы о предоставлении земельного участка для строительства (проектирования) объекта либо при подготовке проекта постановления об осуществлении строительства (реконструкции) объекта на земельном участке, находящимся во владении застройщика на любом законном основании, МУ "УКС г.Пензы" выдается заключение о размерах и способе участия застройщика в строительстве общегородских объектов в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 настоящего Положения (п.п. 2.1.1, 2.2, 2.3).
Размер и формы участия застройщиков в строительстве общегородских объектов определены в пункте 3 настоящего Положения, в соответствии с которым размеры средств, направляемых застройщиками на строительство общегородских объектов, устанавливаются в соответствии с нормативами, с учетом назначения строящихся объектов и градостроительной ценности земельного участка, приведенными в приложении 2 к настоящему Решению. Формами участия застройщиков в строительстве общегородских объектов являются следующие: выполнение работ собственными силами в соответствии с техническими условиями подключения объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с последующей передачей в муниципальную собственность построенных общегородских объектов (части общегородских объектов); передачей в муниципальную собственность нежилых помещений, относящихся к социальной инфраструктуре города; передачей жилых помещений или прав на них как средство финансирования выполнения "Программы финансирования строительства общегородских объектов и направления средств на иные цели за счет средств, собранных с застройщиков в счет участия в строительстве общегородских объектов"; расселением ветхого и аварийного жилого фонда непосредственно застройщиками; перечислением денежных средств на специальный расчетный счет МУ "УКС г.Пензы".
Собранные МУ "УКС г.Пензы" средства с застройщиков в счет участия в строительстве общегородских объектов направляются на следующие цели: финансирование приобретения жилья детям-сиротам; финансирование строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; финансирование социальных проектов; финансирование реконструкции и капитального ремонта объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; финансирование сноса и расселения ветхого и аварийного жилого фонда; финансирование научных и проектных работ по развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и комплексной застройке г.Пензы; покрытие расходов на осуществление МУ "УКС г.Пензы" некоммерческой деятельности по расчету размера участия застройщиков в строительстве общегородских объектов и учету фактического участия застройщиков в строительстве общегородских объектов (п. 4.1).
Контроль за выполнением застройщиками обязательств по участию в строительстве общегородских объектов осуществляется МУ "УКС г.Пензы", которое выдает застройщикам справки о начале выполнения обязательств по участию в строительстве общегородских объектов (или об отсутствии оснований для участия в строительстве общегородских объектов) для предоставления в уполномоченный орган архитектурно-строительного надзора при получении разрешения на строительство объекта, а также справки для уполномоченного органа архитектурно-строительного надзора о выполнении в полном объеме обязательств по участию в строительстве общегородских объектов (п. 4.3).
МУ "УКС г. Пензы" на каждый объект строительства ведется паспорт с указанием реквизитов всех документов, подтверждающих выполнение застройщиками обязательств по участию в строительстве общегородских объектов, и специальный журнал, зарегистрированный в установленном порядке в Администрации г. Пензы, в котором ведется учет выдаваемых застройщику справок, подтверждающих выполнение застройщиками обязательств по участию в строительстве общегородских объектов (п.п. 4.4, 4.5).
При согласовании акта приемочной комиссии МУ "УКС г. Пензы" проверяет выполнение застройщиками в полном объеме обязательств по участию в строительстве общегородских объектов (п. 4.7).
КУМИ г.Пензы также осуществляет ежеквартальный контроль за целевым расходованием средств, направленных МУ "УКС г.Пензы", в соответствии с Программой на строительство общегородских объектов, путем проведения камеральных и документальных проверок получателей средств, и за целевым направлением МУ "УКС г. Пензы" средств, собранных с застройщиков, а также своевременно принимает в муниципальную собственность объекты или части объектов, финансирование строительства которых осуществлялось МУ "УКС г.Пензы" в соответствии с Программой или затраты на строительство которых были приняты в счет участия в строительстве общегородских объектов (п.п. 4.9, 4.10).
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Кодекса в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
подготовка проекта границ земельного участка и установление границ на местности;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В силу статьи 38 Земельного кодекса РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка. Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 г. N 808 утверждены "Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", которые содержат исчерпывающий перечень сведений, подлежащих включению в извещение о проведении торгов.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства, а также предоставление в аренду земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства в соответствии с положениями статей 30.1 и 30.2 Земельного кодекса РФ осуществляется на аукционах, порядок проведения которых установлен статьями 38.1 и 38.2 Кодекса. Нормы указанных статей содержат исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержаться в извещении или сообщении о проведении торгов. Дополнительно к указанным в подпунктах 6-8 пункта 3 статьи 38.2 требованиям могут быть установлены другие требования, касающиеся комплексного освоения земельного участка. При этом не могут устанавливаться к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы победителя аукциона, кроме установленных настоящей статьей.
Как следует из положений статьи 447 Гражданского кодекса РФ, статьи 38.2 Земельного кодекса и Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 г. N 808 победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену или наибольшую цену за право заключения договора аренды земельного участка.
Результаты аукционов оформляются протоколом, который в силу пункта 7 статьи 30 Земельного кодекса РФ является основанием для заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность либо заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности включения в текст извещения о проведении торгов, а также в текст проекта договора купли-продажи и в текст проекта договора аренды земельного участка пункта о размере участия и инвестиционных обязательствах застройщика-победителя торгов, а также лица, в отношении которого принято решение о предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса, в строительстве общегородских объектов, поскольку данное условие явно ведет к дополнительным расходам победителя аукциона либо лица, в отношении которого принято решение о предоставлении участка, что недопустимо.
Пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень документов, которые представляет застройщик в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, а пунктом 3 статьи 55 Кодекса - перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Представление в уполномоченные органы договора об участии застройщиков в строительстве объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур нормами Градостроительного кодекса РФ не предусмотрено. Более того, пункт 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ запрещает соответствующему уполномоченному органу исполнительной власти требовать иные документы для получения разрешения на строительство.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 421 Гражданского кодекса РФ провозглашает свободу договора и не допускает понуждение к заключению договора, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Вместе с тем, буквальное содержание положений обжалуемого Решения свидетельствует об обратном, так как предусматривает: заключение договора об участии застройщиков в строительстве объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур на определенном этапе рассмотрения вопроса о предоставлении застройщику земельного участка органом исполнительной власти, а именно - на этапе согласования проекта постановления Главы администрации города о предоставлении земельного участка для строительства (проектирования) объекта или перед получением застройщиком в уполномоченном органе архитектурно-строительного надзора разрешения на строительство (реконструкцию) объекта (п. 1 Приложения 3); определение размера участия застройщиков в строительстве объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с установленными нормативами, расчет которых зависит от назначения возводимого (реконструируемого) объекта, градостроительной ценности предоставляемого земельного участка, соблюдения нормативно-договорных сроков строительства объектов (Приложение 2); выдача МУ "УКС г. Пензы" справок застройщикам о начале выполнения обязательств по участию в строительстве общегородских объектов (или об отсутствии оснований для участия в строительстве общегородских объектов) для предоставления в уполномоченный орган архитектурно-строительного надзора при получении разрешения на строительство объекта, а также справки для уполномоченного органа архитектурно-строительного надзора о выполнении в полном объеме обязательств по участию в строительстве общегородских объектов (п. 4.3 Приложения 1); выполнение договора в течение нормативного срока строительства объекта и до приемки построенного (реконструируемого) объекта в эксплуатацию комиссией (п. 3 Приложения 3); при согласовании акта приемочной комиссии МУ "УКС г.Пензы" проверка выполнения застройщиком в полном объеме принятых обязательств по участию в строительстве общегородских объектов (п. 4.7 Приложения 1).
Вышеуказанные положения обжалуемого Решения свидетельствуют об императивном характере указанных в нем норм, и фактически предусматривают не право, а обязанность заинтересованных лиц под угрозой отказа в предоставлении земельного участка, невыдаче разрешения на строительство объекта либо разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, принять участие в финансировании объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур г. Пензы.
В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. В силу указанной нормы права к отношениям по предоставлению и использованию земельных участков нормы гражданского законодательства применяются в случаях, если они не противоречат земельному законодательству.
Как следует из статей 28, 30, 31 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, выполняющими в данном случае функции органов публичной власти. Поскольку отношения по предоставлению земельных участков для строительства носят публично-правовой характер, вопрос о предоставлении земельного участка не может быть поставлен в зависимость от заключения или исполнения гражданско-правовой сделки.
Закон РСФСР от 26.06.1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и Федеральный закон от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" определяют правовые и экономические основы инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, при этом законодательство исходит из того, что основной целью вложения инвестиций субъектами предпринимательской деятельности является получение ими прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Исходя из положений обжалуемого Решения, застройщики, вкладывая денежные средства или иным способом участвуя в строительстве общегородских объектов, не получают никакой прибыли и не достигают для себя никакого полезного эффекта, так как построенные за счет их средств объекты принимаются в муниципальную собственность.
Арбитражный суд при рассмотрении данного дела также пришел к выводу о том, что обжалуемое Решение принято органом местного самоуправления с нарушением полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по следующим основаниям.
Статья 14 указанного Закона содержит перечень вопросов местного значения поселения, в том числе к ним относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение на основе генеральных планов поселений документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения (подпункт 20 пункта 1).
Заключение договоров об участии застройщиков в строительстве объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства не отнесено к вопросам местного значения.
Довод ответчика о том, что обжалуемое решение принято в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления по утверждению правил землепользования и застройки г. Пензы, судом отклоняется как не основанный на нормах законодательства и фактических обстоятельствах.
Статьями 30, 31, 32 Градостроительного кодекса РФ установлен особый порядок принятия и утверждения правил землепользования и застройки, который включает в себя подготовку проекта правил с учетом положений о территориальном планировании, технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
До настоящего времени Правила землепользования и застройки на территории города Пензы не разработаны, в установленном порядке не утверждены и не опубликованы.
Суд также отклоняет ссылку ответчика на статью 12 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", предусматривающую плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, поскольку обжалуемое Решение принято не в целях реализации данного Закона. Указанная плата вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта. Более того, данный Закон регулирует полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и не связан с инвестиционными обязательствами застройщиков при предоставлении земельных участков, выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
Не основан на нормах законодательства и фактических обстоятельствах и довод ответчика о добровольности заключения договоров об участии в строительстве общегородских объектов, так как принцип добровольности заключается не только в декларировании права в каком-либо акте, а должен быть обеспечен конкретными правовыми нормами по возможности реализации данного права субъектами предпринимательской деятельности.
Согласно части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Ответчик не доказал соответствие Решения "О Положении об участии в строительстве объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также финансировании социальных проектов при осуществлении строительства на территории г.Пензы" положениям Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и Закону РФ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Не соответствует законодательству и не основан на материалах дела и довод Администрации г. Пензы о том, что обжалуемое Решение носит рекомендательный характер, поскольку, как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 27.04.1993 г. N 5 (п. 2), нормативный правовой акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правооотношения, предусмотренные актом. На обязательный характер муниципальных правовых актов указывает и пункт 3 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Более того, применение оспариваемого Решения на практике, а именно - многочисленные обращения лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, в органы прокуратуры, Пензенскую городскую Думу, Администрацию г.Пензы свидетельствуют не о рекомендательном характере изложенных в нем норм, а об их нормативном (обязательном) характере.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что Решение Пензенской городской Думы от 25 февраля 2005 года N 25-4/4 "О Положении об участии в строительстве объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также финансировании социальных проектов при осуществлении строительства на территории г. Пензы" не соответствует Гражданскому кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ, Закону РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", Закону РФ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", а заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170,195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Признать Решение Пензенской городской Думы от 25 февраля 2005 года N 25-4/4 "О Положении об участии в строительстве объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также финансировании социальных проектов при осуществлении строительства на территории г.Пензы" не соответствующим нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", Закона Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и недействующим.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 22 января 2007 г. N А-49-5644/2006
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Пензенской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве