Правительство Пензенской области
Постановлением Правительства Пензенской области от 22 марта 2006 года N 140-пП "О внесении изменений в порядок определения среднедушевых нормативов финансирования Территориальной программы обязательного медицинского страхования Пензенской области, утвержденный Постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2002 N 515-пП (в редакции Постановления Правительства Пензенской области от 27.01.2006 N 33-пП)" с учетом изменений, внесенных Постановлениями Правительства Пензенской области от 18.08.2006 N 540-пП, от 18.12.2006 N 791-пП, от 19.01.2007 N 25-пП, от 25.05.2007 N 355-пП, в новой редакции утвержден Порядок определения среднедушевых нормативов финансирования Территориальной программы обязательного медицинского страхования Пензенской области, - далее по тексту - Порядок.
Абзацем 2 названного Порядка установлено, что из всех поступивших за месяц средств (Рфп), за исключением средств, предназначенных: на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами; на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи; на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам; на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области (далее - Территориальный фонд), в том числе, рассчитывает среднедушевой норматив финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования (Нср) по формуле:
Рфп - Рп - Рдф
Нср = ----------------,
Чн
где
Чн - численность застрахованного населения Пензенской области по
данным отчетов страховых медицинских организаций на 1-е число
текущего месяца (пункт 4 Порядка).
Абзацем 2 пункта 4 Порядка предусмотрено, что в случае направления части финансовых средств обязательного медицинского страхования (на основании соответствующего постановления Правительства Пензенской области) на централизованные поставки лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, среднедушевой норматив финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования определяется по формуле:
Рфп - Рп - Рдф - Зцплс
Нср = ------------------------,
Чн
где
Зцплс - затраты на централизованные поставки лекарственных средств и
изделий медицинского назначения в размере 70 процентов от
месячной нормы финансирования статьи "340 "Увеличение
стоимости материальных запасов" в части расходов на
медикаменты, перевязочные средства, медицинский
инструментарий и прочих лечебных расходов", предусмотренные
в стоимости территориальной программы обязательного
медицинского страхования на текущий год.
Абзац 2 пункта 4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 22.03.2006 N 140-пП (с последующими изменениями) противоречит действующему федеральному законодательству.
В соответствии с Положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. N 4543-1, к функциям Территориального фонда, помимо прочего, отнесено финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда.
Согласно п. 8 Устава Федерального фонда обязательного страхования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857 (с последующими изменениями) в целях выполнения основных задач Федеральный фонд, в том числе, осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования. В этой связи подпунктом 8 п. 21 Устава директору Федерального фонда предоставлено право по вопросам, относящимся к компетенции Федерального фонда, утверждать нормативно-методические документы, обязательные для исполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями, входящими в систему обязательного медицинского страхования.
В целях реализации указанных положений федерального законодательства Директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования 5 апреля 2001 за N 1518/21-1, Первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации 6 апреля 2001 за N 2510/3586-01-34 и заместителем министра финансов Российской Федерации 27 апреля 2001 г. за N 12-03-14 был совместно утвержден Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан (зарегистрирован в Минюсте РФ 20 июня 2001 г. N 2756), далее - Временный порядок.
В соответствии с пунктом 8 указанного Временного порядка из поступивших на основные счета территориального фонда средств части единого социального налога, части единого налога на вмененный доход, подлежащих зачислению в территориальный фонд, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также иных поступлений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, территориальный фонд осуществляет, среди прочего, финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС.
Дифференцированные среднедушевые нормативы медицинских организаций (Нсд), по которым филиалы Территориального фонда (или фонд) финансируют страховые медицинские организации с использованием коэффициентов половозрастных затрат (Кпв) в соответствии с пунктом 8 Приложения N 1 к Временному порядку определяется по формуле:
Нсд = Кпв (коэффициент половозрастных затрат) х
Нфд (дифференцированные нормативы для филиалов Фонда).
Дифференцированные среднедушевые нормативы для филиалов (Нфд) согласно пункту 7 Приложения N 1 Временного порядка рассчитываются по формуле:
Нфд = Кпз х Нсу (4),
где
Кпз - коэффициент предыдущих затрат,
Нсу - среднедушевой норматив финансирования на следующий месяц
(пункт 6 Приложения N 1).
В свою очередь, среднедушевой норматив финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования (Нср) в соответствии с Приложением N 1 к Временному порядку рассчитывается следующим образом:
Рвп - Рп - Рдф
Нср = ----------------,
Чн
где
Рвп - полученные за месяц единый социальный налог, единый налог на
вмененный доход для определенных видов деятельности и
страховые взносы на обязательное медицинское страхование
неработающего населения;
Рп - размер средств, необходимых для пополнения нормированного
страхового запаса;
Рдф - размер средств, направляемых на осуществление текущей
деятельности Территориального фонда и его филиалов;
Чн - численность застрахованного населения территории субъекта
Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством, регулирующим деятельность субъектов в системе обязательного медицинского страхования, ТФОМС обязан осуществлять финансирование страховых медицинских организаций, исходя из всего объема аккумулируемых в ТФОМС денежных средств, который может быть уменьшен только на размер пополнения нормированного страхового запаса и на размер средств, необходимых для обеспечения текущей деятельности ТФОМС.
Оспариваемая же норма Порядка, утвержденная Постановлением Правительства Пензенской области от 22.03.2006 N 140-пП, дает право ТФОМС финансировать страховые медицинские организации из расчета общего объема средств ТФОМС, уменьшенного не только на указанные величины, но и на затраты по централизованным поставкам лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предусмотренные в стоимости территориальной программы ОМС.
Тем самым, указанное положение Постановления Правительства Пензенской области от 22.03.2006 N 140-пП необоснованно позволяет уменьшать объем средств, перечисляемых в страховые медицинские организации.
Кроме того, абзац 2 пункта 4 Порядка..., утвержденного указанным Постановлением, содержит незаконные нормы о возможности направления части финансовых средств обязательного медицинского страхования (на основании соответствующего постановления Правительства Пензенской области) на централизованные поставки лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования постольку, поскольку предполагает перечисление средств Территориальным фондом ОМС непосредственно в лечебно-профилактические учреждения, либо поставщику лекарственных средств и изделий медицинского назначения, минуя страховые медицинские организации.
Данное положение в указанной части противоречит также статьям 1-4, 14, 15 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 года N 1499-1 (с последующими изменениями), пунктам 3, 7, 9 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1018 (с последующими изменениями), пунктам 4.1, 4.5, 4.6 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных Директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования 3 октября 2003 г. N 3856/30-3/и (зарегистрированы в Минюсте РФ 24 декабря 2003 г. N 5359), пунктам 8 и 9 Временного порядка, исходя из содержания которых при наличии в системе обязательного страхования страховых медицинских организаций ТФОМС последний обязан осуществлять их финансирование в полном объеме, определенном федеральным законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Абзац 2 пункта 4 Порядка определения среднедушевых нормативов финансирования Территориальной программы обязательного медицинского страхования Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 22.03.2006 N 140-пП (с последующими изменениями) привести в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста должно быть незамедлительно сообщено в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 12 июля 2007 г. N 7-5-125-07 на отдельные положения Постановления Правительства Пензенской области от 22 марта 2006 года N 140-пП "О внесении изменений в порядок определения среднедушевых нормативов финансирования Территориальной программы обязательного медицинского страхования Пензенской области, утвержденный Постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2002 N 515-пП (в редакции Постановления Правительства Пензенской области от 27.01.2006 N 33-пП)"
Текст Протеста официально опубликован не был