Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Главы администрации г. Пензы
от 25 июня 2008 г. N 992
Положение
о порядке оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам
4 марта 2010 г.
1. Общие положения
1.1. Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам производится в целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, повышения точности прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот, обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращения потерь бюджета города Пензы.
1.2. Настоящее Положение о порядке оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам (далее - Положение) определяет объекты оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам, условия предоставления налоговых льгот, последовательность действий при проведении оценки эффективности налоговых льгот, а также требования к использованию полученных результатов оценки. Применение настоящего Положения позволит обеспечить регулярную оценку планируемых и фактических результатов предоставления налоговых льгот на территории города Пензы.
1.3. Настоящее Положение распространяется на предоставленные решением Пензенской городской Думы, а также планируемые к предоставлению налоговые льготы по местным налогам (далее - налоговые льготы).
1.4. В настоящем Положении используются следующие основные понятия и определения:
"налоговая льгота" - предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере;
"оценка эффективности" - процедура сопоставления результатов предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности в разрезе отраслей (видов деятельности);
"категория налогоплательщиков" - группа налогоплательщиков, осуществляющих определенный вид деятельности. Под видом осуществляемой налогоплательщиком деятельности понимается основной вид деятельности, соответствующий присвоенному в установленном порядке коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" и по которому объем реализованной продукции (товаров, услуг) составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализации;
"бюджетная эффективность" - оценка результата хозяйственной деятельности категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы с точки зрения влияния на доходы и расходы бюджета города Пензы;
"социальная эффективность" - социальные последствия предоставления налоговых льгот, которые выражаются в изменении уровня и качества товаров, работ, услуг для населения города в результате осуществления деятельности организаций-получателей льгот.
В отдельных случаях социальная эффективность может определяться как сумма экономии бюджетных средств на прямое финансирование выполнения отдельными категориями налогоплательщиков социальных задач, трансфертные издержки или выделение средств на поддержку социально незащищенных категорий граждан.
Иные понятия и определения используются в значениях, определяемых действующим законодательством Российской Федерации, Пензенской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Пензы.
2. Виды налоговых льгот и условия их предоставления
2.1. Налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам на основании решений Пензенской городской Думы.
2.2. Налогоплательщикам могут устанавливаться налоговые льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
2.3. В целях обеспечения эффективности предоставления (пролонгации) налоговых льгот и их соответствия общественным интересам запрещается предоставление (пролонгация) налоговых льгот при низкой оценке их бюджетной и социальной эффективности. При рассмотрении предложений о предоставлении (пролонгации) налоговых льгот в обязательном порядке проводится оценка бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот в соответствии с настоящим Положением в разрезе отдельных отраслей экономики (видов деятельности).
3. Порядок проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот
3.1. Объектом предстоящей оценки является бюджетная и социальная эффективность от предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
Постановлением администрации г. Пензы от 4 марта 2010 г. N 205 в пункт 3.2 настоящего приложения внесены изменения
3.2. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот (далее - предоставления налоговых льгот) в разрезе отдельных видов местных налогов, в отношении каждой из предоставленных (планируемых к предоставлению) льгот, и по каждой категории их получателей в разрезе отдельных отраслей экономики (видов деятельности) производится Управлением экономического развития и внешних связей администрации города Пензы с привлечением Финансового управления города Пензы (далее - Финансовое управление) и органов местного самоуправления города Пензы.
3.3. Оценка эффективности налоговых льгот производится в следующие сроки:
3.3.1. по планируемым к предоставлению налоговым льготам - в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот;
3.3.2. по предоставленным налоговым льготам по состоянию на конец отчетного года - в срок до 1 июня года, следующего за отчетным.
3.4. Источником информации для расчетов оценки эффективности налоговых льгот служат данные налоговой отчетности (отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ по форме 4-НМ, отчет о базе налогообложения по основным видам налогов по форме 5-МН) сведения Управления ФНС России по Пензенской области о льготах по местным налогам, а также иная достоверная информация. При отсутствии необходимых данных в указанных формах отчетности (или их недоступности), используются иные виды информации, включая оценки экспертов и данные, предоставленные получателями налоговых льгот или претендующими на их получение.
3.5. При проведении оценки эффективности налоговых льгот используются следующие показатели:
3.5.1. налогооблагаемая база по налогу на начало и конец отчетного периода;
3.5.2. ставка налога;
3.5.3. сумма сокращения базы налога (при полном или частичном освобождении базы налога от налогообложения) за истекший период отчетного года;
3.5.4. фонд оплаты труда на начало и конец отчетного периода;
3.5.5. стоимость основных фондов на начало и конец отчетного периода;
3.5.6. сумма начисленных налогов в бюджет города Пензы;
3.5.7. сумма уплаченных налогов в бюджет города Пензы;
3.5.8. сумма задолженности по уплате налогов в бюджет города Пензы;
3.5.9. сведения об отказах налогоплательщиков пользоваться предоставленной льготой;
3.5.10. использование средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот или полученных налогоплательщиками в счет налоговых льгот, строго по целевому назначению.
3.6. Оценка эффективности налоговых льгот производится в четыре этапа.
3.7. На первом этапе Финансовым управлением производится инвентаризация предоставленных в соответствии с решением Пензенской городской Думы налоговых льгот.
По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных налоговых льгот. Ведение реестра осуществляется по форме, согласно Приложению 1 к настоящему Положению.
При предоставлении новых налоговых льгот по местным налогам, отмене льгот или изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие изменения.
3.8. На втором этапе Финансовым управлением определяются потери (суммы недополученных доходов) бюджета города Пензы, обусловленные предоставлением налоговых льгот.
Оценка потерь производится по следующей формуле:
,
где
- сумма потерь (сумма недополученных доходов) бюджета города Пензы;
- сумма (размер) сокращения базы налога по причине предоставления льгот;
- действующая в период предоставления льгот ставка налога;
Сумма (размер) сокращения базы налога по причине предоставления льгот представляет собой:
- по земельному налогу - кадастровую стоимость земельных участков, освобождаемых от налогообложения, облагаемых по более низкой налоговой ставке;
- по налогу на имущество физических лиц - инвентаризационную стоимость строений, помещений и сооружений, освобождаемых от налогообложения или облагаемых по более низкой налоговой ставке.
Сводная оценка потерь бюджета города Пензы при использовании налоговых льгот осуществляется по форме, согласно Приложению N 2 к настоящему Положению.
Постановлением администрации г. Пензы от 4 марта 2010 г. N 205 в пункт 3.9 настоящего приложения внесены изменения
3.9. На третьем этапе Управлением экономического развития и внешних связей администрации города Пензы производится оценка бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых льгот.
3.9.1. Бюджетная эффективность каждой из предоставленных налоговых льгот по виду налога и по каждой категории налогоплательщиков определяется по формуле:
,
где
- сумма бюджетной эффективности налоговых льгот, тыс. руб.;
- увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков;
- увеличение фонда оплаты труда;
- соответствующая ставка налога;
- снижение расходов бюджета города Пензы.
Увеличение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков определяется как разница между налогооблагаемой базой налога на конец отчетного периода и налогооблагаемой базой налога на начало отчетного периода в тыс. руб.:
.
Увеличение фонда оплаты труда определяется как разница между размером фонда оплаты труда на конец отчетного периода и фондом оплаты труда на начало отчетного периода в тыс. руб.:
.
Сводная оценка бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот осуществляется по форме, согласно Приложению N 3 к настоящему Положению.
3.9.2. Социальная эффективность каждой из предоставленных налоговых льгот по виду налога и по каждой категории налогоплательщиков рассчитывается в зависимости от отраслей экономики, которым предоставляется льгота:
3.9.2.1. при предоставлении налоговой льготы организациям, функционирующим в отрасли, предоставляющей работы и услуги населению, социальная эффективность (СЕ) налоговой льготы рассчитывается по формуле:
,
где
- стоимость предоставляемой услуги (работ) на начало периода оценки;
- количество работ и услуг (за год), предоставляемых на территории города Пензы на текущий момент. Рассчитывается как общий объем выполненных работ и оказанных услуг в рассматриваемом периоде;
- количество работ и услуг (за год), предоставляемых в результате расширения деятельности организаций. Рассчитывается на основе данных организаций;
- годовое потенциальное количество работ и услуг (за год), требуемое на текущий момент на территории города. Заявители предоставляют обоснованный расчет;
- потенциальное количество работ и услуг (за год), требуемое на территории города Пензы на момент завершения предоставления льгот. Заявители предоставляют обоснованный расчет;
- число дополнительных рабочих мест, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот;
- годовой объем средней заработной платы на рабочих местах, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот; в случае отсутствия показателя берется показатель годового объема средней заработной платы по городу Пензе;
- сумма предоставленной налоговой льготы.
В случае отсутствия данных по показателям , , , , , , либо невозможности расчета какого-либо из указанных показателей, их значения принимаются равными нулю;
3.9.2.2. при предоставлении налоговой льготы отраслям, не предоставляющим услуги населению, эффективность рассчитывается по формуле:
,
где
- число дополнительных рабочих мест, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот;
- годовой объем средней заработной платы на рабочих местах, создаваемых в результате реализации инвестиционного проекта; в случае отсутствия показателя берется показатель годового объема средней заработной платы по городу;
- сумма предоставленной налоговой льготы.
В случае отсутствия данных по показателям и , либо невозможности расчета какого-либо из указанных показателей, их значения принимаются равными нулю;
3.9.2.3. при предоставлении налоговых льгот физическим лицам социальный эффект принимается равным сумме предоставленной налоговой льготы.
Постановлением администрации г. Пензы от 4 марта 2010 г. N 205 в пункт 3.10 настоящего приложения внесены изменения
3.10. На четвертом этапе Управлением экономического развития и внешних связей администрации города Пензы производится оценка эффективности налоговых льгот путем сопоставления суммы потерь (суммы недополученных доходов) бюджета города Пензы, обусловленных предоставлением льгот, с суммой бюджетной и (или) социальной эффективности от предоставления налоговых льгот.
Эффективность предоставленной (планируемой к предоставлению) налоговой льготы определяется по формуле:
,
где
- сумма бюджетной и (или) социальной эффективности предоставления налоговых льгот, тыс. рублей;
- сумма потерь бюджета города по данному налогу, тыс. рублей.
Сводная оценка эффективности налоговых льгот осуществляется по форме, согласно Приложению 4 к настоящему Положению. Если значение графы 5 меньше 1, то эффективность предоставленной налоговой льготы имеет низкое значение, если больше 1 - эффективность высокая.
Превышение суммы эффективности от предоставления налоговых льгот над суммами потерь бюджета города Пензы означает высокую эффективность оцениваемых налоговых льгот.
Получение (планирование) меньшей эффективности от предоставления налоговых льгот по сравнению с фактическими (плановыми) потерями бюджета города, вызванными предоставлением налоговых льгот, означает низкую эффективность налоговых льгот.
3.11. При выявлении фактов низкой эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот Управление по экономике осуществляет подготовку отрицательного заключения о возможности предоставления соответствующих налоговых льгот.
Постановлением администрации г. Пензы от 4 марта 2010 г. N 205 в пункт 3.12 настоящего приложения внесены изменения
3.12. При выявлении фактов низкой эффективности предоставляемых налоговых льгот Управление экономического развития и внешних связей администрации города Пензы осуществляет подготовку отрицательного заключения о возможности пролонгации предоставления соответствующих налоговых льгот и предложения в Пензенскую городскую Думу об отмене соответствующих предоставляемых налоговых льгот.
Постановлением администрации г. Пензы от 4 марта 2010 г. N 205 в пункт 3.13 настоящего приложения внесены изменения
3.13. Управление экономического развития и внешних связей администрации города Пензы в месячный срок осуществляет подготовку соответствующих заключений по результатам оценки эффективности налоговых льгот и проектов решений об отмене или изменении условий предоставления налоговых льгот. Заключения и проекты согласуются с Финансовым управлением, органами местного самоуправления города Пензы и вносятся на рассмотрение Пензенской городской Думы.
4. Применение результатов оценки эффективности налоговых льгот
Постановлением администрации г. Пензы от 4 марта 2010 г. N 205 в пункт 4.1 настоящего приложения внесены изменения
4.1. По результатам проведения оценки эффективности налоговых льгот Управлением экономического развития и внешних связей администрации города Пензы составляется аналитическая записка, которая представляется:
4.1.1. по налоговым льготам за истекший финансовый год - главе администрации города Пензы, в Финансовое управление и в Пензенскую городскую Думу в срок до 10 июня года, следующего за отчетным;
4.1.2. по планируемым к предоставлению налоговым льготам - главе администрации города Пензы, в Финансовое управление в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот.
4.2. Аналитическая записка по результатам оценки эффективности налоговых льгот за истекший финансовый год должна содержать:
4.2.1. полный перечень предоставленных на территории города налоговых льгот;
4.2.2. полную информацию о потерях бюджета города (планируемых и фактических) по причине предоставления льгот;
4.2.3. сведения о бюджетной и социальной эффективности действующих налоговых льгот в динамике по годам (за период не менее 3-х лет);
4.2.4. предложения по сохранению, корректировке или отмене налоговых льгот в зависимости от результатов оценки бюджетной и социальной эффективности;
4.2.5. обоснованные предложения по предоставлению иных мер муниципальной поддержки, помимо налоговых льгот (муниципальные гарантии, отсрочки, рассрочки, налоговые или бюджетные кредиты и др.).
4.3. Аналитическая записка по результатам оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот должна содержать:
4.3.1. полную информацию о прогнозируемых потерях бюджета города Пензы в случае принятия решения о предоставлении льгот;
4.3.2. прогноз бюджетной и социальной эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот в динамике по годам на среднесрочную перспективу (за период не менее 3-х лет);
4.3.3. обоснованные предложения по предоставлению иных мер муниципальной поддержки, помимо налоговых льгот (муниципальные гарантии, отсрочки, рассрочки, налоговые или бюджетные кредиты и др.);
4.3.4. другие формы муниципальной поддержки, предоставленные в настоящий момент данной категории налогоплательщиков.
4.4. Результаты оценки эффективности налоговых льгот могут использоваться для:
4.4.1. разработки проекта бюджета города Пензы на очередной финансовый год и среднесрочного финансового плана города;
4.4.2. своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот;
4.4.3. разработки предложений органами местного самоуправления города Пензы по совершенствованию мер поддержки отдельных категорий налогоплательщиков;
4.4.4. введения новых видов налоговых льгот (внесения изменений в существующую систему налоговых льгот).
4.5. Информация о результатах проведения оценки эффективности налоговых льгот публикуется на официальном сайте Администрации города Пензы в сети Интернет ежегодно в срок до 15 июня года, следующего за отчетным.
Постановлением администрации г. Пензы от 4 марта 2010 г. N 205 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Мониторинг эффективности предоставления налоговых льгот
5.1. Регулярность проведения оценки эффективности налоговых льгот обеспечивается постоянно действующей системой их мониторинга Управлением экономического развития и внешних связей администрации города Пензы в сроки, установленные пунктом 3.3. настоящего Положения.
5.2. В процессе мониторинга Управление экономического развития и внешних связей администрации города Пензы вправе направлять дополнительные запросы получателям налоговых льгот по категориям налогоплательщиков для получения информации по следующим показателям мониторинга:
5.2.1. фонд оплаты труда на начало и конец отчетного периода;
5.2.2. стоимость основных фондов на начало и конец отчетного периода;
5.2.3. сумма начисленных налогов в бюджет города Пензы;
5.2.4. сумма уплаченных налогов в бюджет города Пензы;
5.2.5. сумма задолженности по уплате налогов в бюджет города Пензы;
5.2.6. сведения об отказах налогоплательщиков пользоваться предоставленной льготой;
5.2.7. использование средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот или полученных налогоплательщиками в счет налоговых льгот, строго по целевому назначению;
5.2.8. иные сведения, необходимые для оценки эффективности налоговых льгот.
Перечень получателей налоговых льгот, подлежащих мониторингу, определяется Управлением экономического развития и внешних связей администрации города Пензы.
5.3. Полученная информация используется Управлением экономического развития и внешних связей администрации города Пензы исключительно для проведения оценки эффективности фактически предоставленных налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, по каждому виду льгот в разрезе отраслей экономики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.