Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Главы администрации г. Пензы
от 18 декабря 2008 г. N 2161
Ведомственная целевая Программа (программа развития ведомства)
"Энергосбережение в муниципальных учреждениях образования г. Пензы на 2009-2010 гг."
31 декабря 2008 г., 28 августа, 29 сентября, 14 октября, 30 декабря 2009 г., 19 мая 2010 г.
Постановлением администрации г. Пензы от 19 мая 2010 г. N 522 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт ведомственной целевой Программы
Наименование Программы Ведомственная целевая Программа (программа
развития ведомства) "Энергосбережение в
муниципальных учреждениях образования г.
Пензы на 2009-2010 годы".
Дата принятия решения Приказ начальника Управления образования
о разработке Программы города Пензы N 469 от 25.11.2008 г.
Дата утверждения 18.12.2008 г.
Программы
Заказчик Программы Управление образования города Пензы.
Цели и задачи Программы Цели:
- снижение потребления энергетических
ресурсов и повышения энергетической
безопасности объектов образования г. Пензы;
- рациональное использование
топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в
образовательных учреждениях г. Пензе;
- снижение затрат на ТЭР в учреждениях
образования.
Задачи:
- внедрение организационных, правовых,
экономических, научно-технических и
технологических мероприятий;
- реализация экономически обоснованного
энергосберегающего комплекса взаимосвязанных
мероприятий;
- установка приборов ТЭР в образовательных
учреждениях.
Целевые индикаторы Экономия теплоэнергоресурсов при условии
Программы и их значения работы приборов учета.
Сроки и этапы 2009-2010 годы.
реализации Программы Система программных мероприятий не
предусматривает разделения на этапы.
Реализация всех мероприятий рассчитана на
весь период действия целевой программы.
Перечень основных - техническое обслуживание приборов учета
мероприятий ТЭР;
- поверка, ремонт приборов учета ТЭР;
- установка систем автоматического
регулирования.
Исполнители основных Управление образования города Пензы,
мероприятий образовательные учреждения города Пензы.
Объемы и источники Финансирование Программы осуществляется за
финансирования счет средств бюджета города. Предусмотрено в
бюджете 17115,352 тыс. рублей, в том числе:
- в 2009 году 4870,052 рублей;
- в 2010 году 12245,3 рублей.
Организационная схема Организацию контроля за реализацией
управления и контроля программы осуществляют Администрация города
за реализацией Пензы, Управление образования города Пензы.
Программы
Ожидаемые результаты Исполнение мероприятий, предусмотренных
реализации Программы Программой, позволит снизить потребление и
затраты на топливно-энергетические ресурсы.
1. Содержание проблемы (задачи), анализ причин ее возникновение# и обоснование ее решения программными методами на уровне ведомства
Оплата коммунальных услуг муниципальными учреждениями образования обходится бюджету г. Пензы в 70 млн. рублей в год, что составляет около 15% расходов на муниципальные учреждения образования и от 3 до 4% всех расходов местного бюджета. Бюджетные расходы на энергопотребление муниципальных учреждений образования в 2004 г. снизились, по сравнению с 2003 г., на 14%. Фактические объемы потребления при этом увеличились менее чем на 5%. В структуре оплаты коммунальных услуг бюджетных организаций доминируют затраты на тепло- (55-58%) и водоснабжение (до 20%).
В связи с этим, повышение эффективности потребления энергоресурсов организаций бюджетной сферы становится экономически актуальным. В 1998-2000 гг. коммунальные услуги оплачивались организациями бюджетной сферы лишь в незначительной степени, что привело к накапливанию задолженности. Ситуация кардинальным образом изменилась в последние годы. Бюджетные учреждения г. Пензы не только обеспечили текущую оплату коммунальных услуг, но и погасили имевшуюся кредиторскую задолженность. Физические объемы лимитов стали приближаться к нормативно-расчетным объемам потребления ресурсов. Последние, как правило, подкреплены необходимым уровнем бюджетного финансирования.
При отсутствии приборов учета оплата за коммунальные услуги бюджетных организаций осуществляется на основе расчетных параметров, определяемых энергоснабжающими организациями. Практика такова, что эти расчеты основаны на совершенно нереальных допущениях, согласно которым, например, системы водоснабжения работают круглосуточно и на максимальной мощности. Следствием такой ситуации является то, что бюджет по сути дела оплачивает не потребленные ресурсы.
В 1998 г. было принято постановление Главы города Пензы от 02.04.1998 г. N 509 "О мерах по реализации государственной политики энергосбережения". В настоящее время ежегодно утверждаются планы комплексных энергоресурсосберегающих мероприятий в целях оснащения муниципальных учреждений приборами, системами учета и регулирования расхода энергоресурсов. В настоящее время большинство учреждений образования снабжены приборами учета потребления энергоресурсов: 72% учреждений образования снабжены счетчиками потребления тепла, в 53% учреждений установлены счетчики горячей воды, и в 90% учреждений - счетчики потребления холодной воды. На сегодняшний день значительная часть приборов не соответствует современным требованиям к системам учета расхода энергоресурсов и требуется их замена на более эффективные.
Реализация Программы оснащения приборами учета и регулирования организаций бюджетной сферы привела к позитивным результатам. Установка приборов учета в учреждениях образования дала значительную экономию, следствием чего явилась потребность в устойчивом получении экономического эффекта от уточнения объемов потребляемых ресурсов с помощью приборов учета. В ряде школ города снижение оплаты за коммунальные услуги получилось очень значительным. В целом, экономия в бюджетных учреждениях образования г. Пензы в 2002 г. составила 37% по теплу и 28% по электроэнергии, по сравнению с утвержденными лимитами потребления на этот год. В 2003 г. эти показатели составили, соответственно, 7% и 14%, в 2004 г. - 4% и 15%, к 2010 году прогноз по экономии тепла - 15%.
Система лимитирования энергоресурсопотребления бюджетной сферы позволила упорядочить платежи за коммунальные ресурсы, но не создала основы для снижения уровней энергопотребления. Лимиты сыграли положительную роль в наведении порядка. В 2004 г., по сравнению с 2001 г., лимиты потребления для учреждений образования по всем видам ресурсов снизились в среднем на 30%. Это создает реальную основу для снижения расходов за счет реализации программ оснащения бюджетных объектов приборами учета и повышения эффективности потребления энергоресурсов.
Еще одним методом эффективности использования ТЭР является энергоаудит. Энергоаудит направлен на решение целого ряда проблем:
1. предварительный энергоаудит (экспресс-обследование), обеспечивает оценку необходимости проведения аудиторской проверки на основании анализа доли энергозатрат (электроэнергия, тепловая энергия, топливо, вода) в суммарных затратах и выявления динамики ее изменения за 2-3 последних года;
2. энергоаудит первого уровня позволяет:
- выявить участки, где нерационально или расточительно расходуются энергоресурсы;
- расставить приоритеты будущей работы;
- выявить целесообразность проведения углубленного обследования.
3. энергоаудит второго уровня:
- найти возможность внедрения энергосберегающих проектов;
- оценить их технико-экономическую эффективность;
- объединить в одну систему рекомендации и технические решения по рациональному энергопользованию и энергосбережению;
- создать предпосылки для подготовки долговременного комплексного плана реализации энергосбережения.
С привлечением специализированной и аккредитованной организации учреждениям образования г. Пензы необходимо произвести комплекс работ по энергетическим обследованиям с целью разработки энергетических паспортов на каждое образовательное учреждение. Энергетический паспорт должен определить состояние энергообеспечения и определить топливно-энергетический баланс. На основании этого документа должна быть определена энергетическая стратегия, которая определит самые узкие места в энергосбережении и позволит направить денежные средства в наиболее эффективные мероприятия по энергосбережению ТЭР.
В настоящее время инструментом, обеспечивающим скоординированное решение этой проблемы, является программно-целевой метод управления, позволяющий осуществить эффективное соединение программных целей с путями их достижения, определить объем и адресность проблемы.
2. Определение измеримых целей и задач Программы и обоснование их выбора
Цели программы:
- Снижение потребления энергетических ресурсов и повышения энергетической безопасности объектов образования г. Пензы;
- Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в образовательных учреждениях г. Пензе;
- Снижение затрат на ТЭР в учреждениях образования.
Задачи программы:
- Внедрение организационных, правовых, экономических, научно-технических и технологических мероприятий;
- Реализация экономически обоснованного энергосберегающего комплекса взаимосвязанных мероприятий;
- Установка приборов ТЭР в образовательных учреждениях.
Данные цели и задачи будут достигнуты к 2011 году.
Постановлением администрации г. Пензы от 28 августа 2009 г. N 1076/1 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Целевые индикаторные# Программы (измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и достижения целей программы), включая значения показателей по годам
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, применяются целевые индикаторы.
Эффективность Программы оценивается по показателям: теплоэнергоресурсов при условии работы приборов учета.
Эффективность действия Программы будет определяться достижением положительной динамики значений целевых индикаторов:
- по тепловой энергии и горячей воде - уменьшить до 15% величину оплаты за потребление.
Потребление энергоресурсов
|
2008 (базовый год) |
2009 |
2010 |
Лимиты, Гкал/год, (Д) |
135026,4 |
110821,91 |
110821,91 |
Факт (прогноз), Гкал/год при рабочем состоянии приборов учета, (Р) |
114772,44 |
94198,6235 |
94198,6235 |
Методика оценки эффективности целевой Программы:
1. Для вычисления значения индикатора "Экономия теплоэнергоресурсов при условии работы приборов учета" используются данные ежегодного мониторинга потребления теплоэнергоресурсов по формуле:
,
где - индикатор экономии ТЭР;
- Факт (прогноз), Гкал/год при рабочем состоянии приборов учета (отчетный период);
- Лимиты, Гкал/год (за отчетный период);
- индикатор потребления.
Потребление энергоресурсов
|
2008 (базовый год) |
2009 |
2010 |
Лимиты, Гкал/год, (Д) |
135026,4 |
139516 |
139516 |
Факт (прогноз), Гкал/год при рабочем состоянии приборов учета, (Р) |
114772,44 |
118588,6 |
118588,6 |
4. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период с# 2009-2010 гг. Система программных мероприятий не предусматривает их разделения на несколько этапов. Реализация всех мероприятий рассчитана на весь период действия целевой программы.
Постановлением администрации г. Пензы от 19 мая 2010 г. N 522 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Система Программных мероприятий
Объемы финансирования Программы на 2009-2010 годы за счет средств бюджета города Пензы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению установленным порядком. Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2009-2010 годы составляет 17115,352 тыс. руб., в том числе:
N п/п |
Мероприятия |
Описание программных мероприятий |
Сроки реализации |
Ответственный исполнитель |
Обоснование мероприятий |
1 |
Техническое обслуживание приборов учета ТЭР |
Профилактические мероприятия по содержанию приборов учетов в рабочем состоянии |
2009 г. 2010 г. |
Управление образования города Пензы, образовательные учреждения города Пензы |
Бесперебойная работа приборов учета и экономия ТЭР |
2 |
Поверка, ремонт приборов учета ТЭР |
Профилактические мероприятия по содержанию приборов учетов в рабочем состоянии |
2009 г. 2010 г. |
Управление образования города Пензы, образовательные учреждения города Пензы |
Бесперебойная работа приборов учета и экономия ТЭР |
3 |
Установка систем автоматического регулирования |
Мероприятия по созданию условий в соответствии с СанПиН |
2009 г. 2010 г. |
Управление образования города Пензы, образовательные учреждения города Пензы |
Создание комфортных условий (внутренняя температура помещения 18-22 С) |
В рамках мероприятий Программы предусматривается:
- техническое обслуживание приборов учета ТЭР;
- поверка, ремонт приборов учета ТЭР;
- установка систем автоматического регулирования.
Проведение этих мероприятий ведут к рациональному использованию ТЭР, что ведет к экономии денежных средств бюджета города, установка систем автоматического регулирования в образовательных учреждениях приведет к комфортным условиям проведения педагогического воспитания школьников и повышения энергетической безопасности объектов образования г. Пензы.
Мероприятия Программы выполняются согласно муниципальным контрактам, заключенным в соответствии с действующим законодательством.
Альтернативных механизмов достижения поставленных в Программе целей не существует.
6. Оценка рисков реализации Программы и мероприятия по их снижению
Риски:
- уровень инфляции;
- отсутствие кадровых ресурсов необходимой квалификации;
- непредвиденный выход из строя оборудования;
- аварийная# ситуации при проведении работ;
- отсутствие необходимых денежных средств.
Мероприятия по их снижению:
- создание всех условий по выполнению данных мероприятий;
- правильная эксплуатация оборудования, проведение профилактических мероприятий;
- своевременный ремонт инженерно-технических коммуникаций.
Постановлением администрации г. Пензы от 19 мая 2010 г. N 522 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Ресурсное обеспечение Программы: кадровое, техническое, организационное и финансовое обеспечение
Постановлением Главы администрации г. Пензы от 31 декабря 2008 г. N 2275 действие отдельных положений раздела 7 настоящей программы было приостановлено в 2009 г.
Постановлением администрации г. Пензы от 30 декабря 2009 г. N 1649 пункт 8, приостанавливающий действие отдельных положений отдельных положений раздела 7 настоящей программы, исключен
Одним из наиболее эффективных направлений в энергосбережении является оснащение учреждений приборами учета.
Наиболее важным разделом Программы является организация комплексной системы учета энергоресурсов. Без обеспечения бесперебойной работы приборов учета, оценка эффективности мероприятий по энергосбережению вызывает затруднения. Обеспечить комплексный учет энергоресурсов возможно с применением автоматизированной системы учета энергоресурсов.
Эффективность использования энергетических ресурсов обеспечивается применением прогрессивного подхода, основанного на оснащении потребителей комплексными системами учета, контроля и регулирования. Данные системы представляют собой комплекс технических средств, позволяющих осуществлять многоканальный учет всех видов энергоресурсов: тепловой и электрической энергии, воды, газа, горячей и холодной воды.
Реализация предлагаемых мероприятий позволит:
- по тепловой энергии и горячей воде - уменьшить до 15% величину оплаты за потребление.
Во-первых, установленные приборы учета позволяют оценить реальные объемы потребления энергоресурсов, которые на 25-30% ниже проектных нагрузок.
Во-вторых, для эффективной эксплуатации приборов учета ТЭР и диспетчеризации потребления ТЭР на объектах управления образования необходима разработка и поэтапное внедрение автоматизированной системы учета энергоресурсов.
В-третьих, существующие в настоящее время технические недостатки организации приборного учета ресурсопотребления на объектах во многом обусловлены нечеткими формулировками требований к конструкции, установке и эксплуатации приборов учета. Высокие цены на поверку приборов учета заметно удорожают их обслуживание.
Необходимо произвести установку приборов регулирования параметров теплоносителя в учреждениях образования. Система автоматического регулирования параметров теплоносителя в зависимости от наружного воздуха позволяет создать комфортные климатические условия внутри помещения, исключая перетоп (см. СанПин 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПин 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройствам содержания и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях").
Необходимо заменить в плановом порядке трубопроводы на тепловых сетях, находящихся на балансе учреждений, с использованием современной технологии в пенополиуретановой изоляции.
Высокий уровень потерь в тепловых сетях, в 3 раза превышающий нормативный, обусловлен низким качеством теплоизоляционных конструкций и малой эффективностью гидроизоляции. Опыт эксплуатации канальных и бесканальных теплопроводов свидетельствует об ускоренном влагонасыщении слоя тепловой изоляции, что приводит к росту тепловых потерь, интенсивной наружной коррозии с прогрессирующим уровнем повреждаемости трубопроводов и соответствующими утечками. В свою очередь это приводит к вынужденной аварийной подпитке сырой водой и вызванной этим внутренней коррозии тепловых сетей: при этом на долю наружной коррозии приходится порядка 83% повреждений, на долю внутренней - 17%.
Путь к решению перечисленных проблем лежит в использовании высокоэффективных теплогидроизоляционных конструкций тепловых сетей, к которым, в частности, относятся конструкции с теплоизоляционным слоем из пенополиуретана (ППУ) в гидроизоляционной полиэтиленовой оболочке.
Применение таких труб позволит заменить канальную прокладку бесканальной, обеспечив существенную экономию капиталовложений в новое строительство и реконструкцию тепловых сетей (на 30%-40%).
Полученные денежные средства будут направлены на оказание услуг по техническому обслуживанию приборов учета ТЭР, поверки, ремонту приборов учета ТЭР и установки системы автоматического регулирования.
В ходе реализации программы повышается социально-экономическая эффективность, создаются более комфортные условия для проведения образовательного процесса, а также экономятся бюджетные средства. Негативные экологические последствия при реализации мероприятий, предусмотренных в программе, отсутствуют.
Постановлением администрации г. Пензы от 19 мая 2010 г. N 522 в раздел 8 настоящего приложения внесены изменения
8. Система мониторинга за реализацией Программы
Мониторинг Программы является инструментом для своевременного выявления отклонений хода реализации Программы от намеченного плана и принятия обоснованных управленческих решений, как в части корректировки хода реализации Программы, так и в части корректировки самой Программы.
Мониторинг выполнения Программы осуществляет Управление образования города Пензы. Основными задачами проведения мониторинга являются:
- анализ соответствия запланированных мероприятий;
- анализ соответствия фактических результатов Программы ее целям;
- анализ соотношения затрат, направленных на реализацию Программы с полученным эффектом (анализ эффективности);
- анализ причин успехов и неудач выполнения Программы.
Информационно-аналитическая система мониторинга реализации Программы позволит проанализировать динамику изменения показателей и сформулировать выводы об эффективности хода реализации Программных мероприятий.
Финансирование мероприятий по Программе, обеспечивается за счет средств бюджета города Пензы.
На реализацию Программы в 2009-2010 гг. требуются средства в размере 17115,352 тыс. рублей в том числе:
- в 2009 году 4870,052 тыс. рублей;
- в 2010 году 12245,3 тыс. рублей.
За использованием данных средств постоянный мониторинг осуществляет Управление образования города Пензы на основе актов выполненных работ подведомственных учреждений Управления образования города Пензы.
9. Система контроля за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет Администрация города Пензы в соответствии с положением о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов.
Для реализации Программы Управление образования города Пензы организует выполнение мероприятий целевой программы, проводит ежеквартальный мониторинг использования финансовых средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы.
Управление образования города Пензы с учетом выделенных на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия.
Управление образования города Пензы, как главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Исполнители и координатор целевой Программы осуществляют в пределах своей компетенции координацию деятельности целевой программы мероприятий и объемов их бюджетного финансирования, организуют размещение информации в электронном виде о ходе и результатах реализации, финансировании программных мероприятий.
10. Оценка эффективности реализации Программы
Для оценки эффективности Программы используются целевые индикаторы и показатели, определяющие возможное изменение ситуации в результате реализации Программных мероприятий. По результатам оценки эффективности программы делаются выводы о степени эффективности реализации программы:
- эффективность программы снизилась по сравнению с предыдущим годом;
- эффективность программы находится на уровне предыдущего года;
- эффективность программы повысилась по сравнению с предыдущим годом.
Исполнение мероприятий, предусмотренных Программой, позволит снизить потребление и затраты на топливно-энергетические ресурсы.
Реализация предлагаемых мероприятий по оснащению приборами учета бюджетных потребителей позволит:
- по тепловой энергии и горячей воде - уменьшить до 15% величину оплаты за потребление;
- установленные приборы учета ТЭР на объектах позволяют оценить реальные объемы потребления энергоресурсов, которые на 25-30% ниже расчетных нагрузок;
- система автоматического регулирования параметров теплоносителя в зависимости от наружного воздуха позволяет создать комфортные климатические условия внутри помещения.
Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться на основании информации о выполнении ведомственной целевой Программы "Энергосбережение в муниципальных учреждениях образования г. Пензы на 2009-2010 годы" и отчета о выполнении ведомственной целевой Программы "Энергосбережение в муниципальных учреждениях образования г. Пензы на 2009-2010 годы". (Приложение 1, Приложение 2).
Заместитель главы администрации |
А.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.