В Правительство Пензенской области
Прокуратурой Пензенской области проведена проверка распоряжения Правительства Пензенской области от 20.05.2008 N 146-рП.
Данным распоряжением создан при Правительстве Пензенской области штаб по обеспечению безопасности электроснабжения, утвержден его состав согласно приложению к распоряжению; утверждено Положение о штабе по обеспечению безопасности электроснабжения.
В ходе проведенной проверки установлено, что п. 2 данного распоряжения Правительства Пензенской области N 146-рП, которым утверждено Положение о штабе по обеспечению безопасности электроснабжения, противоречит требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.
Федеральным законом "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ от 26.03.03 г. установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии (ст. 1).
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального Закона законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Согласно статье 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.1. Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
Согласно ст. 4 Федерального Закона об электроэнергетике нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
То есть, статьей 4 Закона установлен запрет на принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики. Принятие указанными органами нормативных правовых актов в данной сфере возможно лишь в тех случаях, когда это прямо предусмотрено федеральными законами.
Статьей 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ от 26.03.03 г. (в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ) регламентированы полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике.
Так, согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 21 указанного Закона Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает порядок создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения в целях предотвращения нарушения электроснабжения по причинам, не зависящим от действий субъектов электроэнергетики и вызванным наряду с другими причинами опасными природными явлениями или иными чрезвычайными ситуациями.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по созданию штабов по обеспечению безопасности электроснабжения и обеспечения их функционирования.
Таким образом, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов отнесены вопросы только по созданию (утверждению состава) штаба по обеспечению безопасности электроснабжения.
Правила создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения были утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.02.08 г. N 86.
Данным постановлением также установлены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ по созданию по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) штабов по обеспечению безопасности электроснабжения в течение 2 месяцев с даты вступления в силу указанного Постановления.
Постановление Правительства РФ от 16.02.08 г. N 86 принято в соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" и уже регулирует вопросы порядка создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения.
В тоже# время пунктом 2 распоряжения Правительства Пензенской области N 146-рП от 20.05.08 г. утверждено Положение о штабе по обеспечению безопасности электроснабжения, которое устанавливает порядок функционирования Штаба по обеспечению безопасности электроснабжения потребителей Пензенской области, а также его полномочия. Содержание указанного Положения полностью воспроизводит нормы Постановления Правительства РФ от 16.02.08 г. N 86.
То есть, Правительство Пензенской области, утверждая Положение о штабе по обеспечению безопасности электроснабжения, превысило полномочия, предоставленные ст. 71 Конституции РФ и ст.ст. 1, 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ и другими нормами федерального законодательства об электроэнергетике.
Дублирование в правовом акте положений федеральных законов, иных нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, может быть допустимо при условии ненарушения принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта РФ. (Определения ВС РФ от 04.02.03 N 60-Г03-4, от 20.12.02 N 56-Г02-36).
Более того, пунктами 19 и 20 Положения о штабе по обеспечению безопасности электроснабжения, утвержденного распоряжением Правительства Пензенской области N 146-рП от 20.05.08 г., установлено, что принятые и (или) согласованные штабом решения являются обязательными и подлежат исполнению органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, уполномоченные представители которых входят в состав штаба, а также субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии при условии, что исполнение указанных решений направлено на предотвращение нарушения электроснабжения и (или) ликвидацию его последствий.
Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны незамедлительно уведомить руководителя штаба (лицо, его замещающее) об обстоятельствах, препятствующих исполнению решения штаба, если такое решение создает угрозу жизни и здоровью людей, угрозу повреждения оборудования или техническая возможность исполнения этого решения отсутствует.
То есть данными нормами распоряжения Правительства Пензенской области N 146-рП установлены обязательные для исполнения решения, принятые (или) согласованные штабом, а также требования обязательные для исполнения субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, что также свидетельствует о превышении полномочий, предоставленных органам исполнительной власти субъектов РФ в части указанных правоотношений.
Таким образом, пункт 2 распоряжения Правительства Пензенской области от 20.05.08 N 146-рП и утвержденное данным пунктом Положение о штабе по обеспечению безопасности электроснабжения не соответствуют требованиям федерального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Распоряжение Правительства Пензенской области от 20.05.08 года N 146-рП привести в соответствие с действующим федеральным законодательством.
2. Рассмотреть настоящий протест в установленный Законом 10-дневный срок с момента поступления.
3. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
И.о. прокурора Пензенской области старший советник юстиции |
В.Н. Трифонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 18 июня 2008 г. N 7-5-159-08 на п. 2 распоряжения Правительства Пензенской области от 20.05.08 года N 146-рП
Текст протеста официально опубликован не был