Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу
Министерства финансов
Пензенской области
от 27 марта 2009 г. N 50
Ведомственная целевая программа
"Управление государственным долгом Пензенской области на 2009-2011 годы"
Паспорт ведомственной целевой программы
1. Наименование субъекта бюджетного планирования |
Министерство финансов Пензенской области |
2. Наименование программы |
Управление государственным долгом Пензенской области на 2009-2011 годы |
3. Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения), или наименование и номер соответствующего нормативного акта |
Приказ Министерства финансов Пензенской области от 27.03.09 N 50 |
4. Номер и дата учета программы в Управлении экономики, инновационной и научно-технической политики Пензенской области |
N __ от _____ |
5. Цели и задачи программы |
Основная цель: Оптимизация управления государственным долгом Пензенской области. Задачи: 1) Соблюдение экономически обоснованного и нормативно установленного объема государственного внутреннего долга; 2) Сокращение расходов на обслуживание государственного долга |
6. Целевые индикаторы и показатели |
1. Отношение объема государственного внутреннего долга Пензенской области к доходам без учета безвозмездных поступлений 2. Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга Пензенской области к расходам бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
7. Характеристика программных мероприятий |
Мероприятия программы имеют следующую направленность: - создание системы учета долговых обязательств; - проведение мониторинга долговых обязательств; - исполнение заемщиками обязательств по выданным государственным гарантиям Пензенской области; - снижение расходов на обслуживание государственного долга - подготовка рекомендаций по сокращению государственного долга. |
8. Сроки реализации программы |
2009-2011 годы |
9. Объемы финансирования, всего |
13633212,1 тыс. руб., в т.ч.: - в расходах бюджета - 1018467,7 тыс. руб.; - в источниках финансирования дефицита бюджета - 12614744,4 тыс. руб. |
- 2009 год |
5488740,6 тыс. руб. в т.ч.: - в расходах бюджета - 549373,0 тыс. руб.; - в источниках финансирования дефицита бюджета - 4939367,6 тыс. руб. |
- 2010 год |
4855212,3 тыс. руб. в т.ч.: - в расходах бюджета - 308094,7 тыс. руб.; - в источниках финансирования дефицита бюджета - 4547117,6 тыс. руб. |
- 2011 год |
3289259,2 тыс. руб. в т.ч.: - в расходах бюджета - 161000,0 тыс. руб.; - в источниках финансирования дефицита бюджета - 3128259,2 тыс. руб. |
10. Объем привлечения заимствований по программе государственных внутренних заимствований Пензенской области, всего, в том числе по годам: |
15634145,2 тыс. руб. |
- 2009 год |
4500000,0 тыс. руб. |
- 2010 год |
6058781,9 тыс. руб. |
- 2011 год |
5075363,3 тыс. руб. |
11. Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Реализация программы позволит: 1) сохранить экономически обоснованный объем государственного внутреннего долга Пензенской области. При этом отношение государственного внутреннего долга Пензенской области к доходам (без учета безвозмездных поступлений) не должно превышать: в 2009 году - 30,4%; в 2010 году - 35,8%; в 2011 году - 42,8%; 2) сократить расходы на обслуживание государственного долга. При этом отношение расходов на обслуживание государственного долга к расходам бюджета Пензенской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не должно превышать в 2009 году - 1,9%; в 2010 году -1,1%; в 2011 году - 0,6% |
1. Основные положения
Долговая политика Пензенской области является неотъемлемой частью финансовой политики Пензенской области.
Под государственным долгом Пензенской области понимается совокупность долговых обязательств Пензенской области. Государственный долг Пензенской области полностью обеспечивается всем находящимся в собственности области имуществом, составляющим казну Пензенской области.
Управление государственным долгом Пензенской области осуществляется Правительством Пензенской области в соответствии с федеральным законодательством, законодательными и нормативно-правовыми актами Пензенской области.
Законодательно установлено, что долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
1) государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации;
2) бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
4) государственным гарантиям субъекта Российской Федерации.
Пензенская область проводит активную долговую политику, направленную, в первую очередь, на своевременное исполнение накопленных долговых обязательств и переходу на рыночные инструменты заимствований.
Общие данные по структуре государственного долга Пензенской области и расходах на его обслуживание за последние годы приведены в следующей таблице:
Категория долга |
На 01.01.2007 года (2006 год) |
На 01.01.2008 года (2007 год) |
На 01.01.2009 года (2008 год) |
|||
Всего (тыс. руб.) |
уд. вес в общем объеме долга (%) |
Всего (тыс. руб.) |
уд. вес в общем объеме долга (%) |
Всего (тыс. руб.) |
уд. вес в общем объеме долга (%) |
|
Кредитные соглашения и договоры |
- |
- |
500000,0 |
18,4 |
1350000,0 |
32,9 |
Договоры и соглашения о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ |
|
|
|
|
618141,6 |
15,1 |
Договоры о предоставлении государственных гарантий |
435943,7 |
33,9 |
801696,7 |
13,7 |
705618,5 |
17,2 |
Соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет |
50587,7 |
3,9 |
40470,1 |
1,5 |
30352,6 |
0,7 |
Привлечение денежных средств за счет размещения государственных ценных бумаг |
800000,0 |
62,2 |
1800000,0 |
66,4 |
1400000,0 |
34,1 |
Объем государственного долга Пензенской области |
1286531,4 |
100,0 |
3142166,8 |
100,0 |
4104112,7 |
100,0 |
Расходы бюджета Пензенской области на обслуживание государственного долга Пензенской области |
7677,6 |
|
77388,7 |
|
230967,2 |
|
Приведенные данные свидетельствуют, что наибольший удельный вес в государственном долге Пензенской области составляют за последние годы обязательства в виде государственных ценных бумаг (62,2% в 2006 году, 66,4% в 2007 году, 34,1% в 2008 году).
В соответствии с Программой государственных внутренних заимствований Пензенской области в октябре 2006 года впервые осуществлено размещение облигаций Пензенской области в объеме 800 млн. руб. В 2007 году Пензенская область также произвела выпуск облигаций в объеме 1000 млн. руб. Выпуск облигаций как способ финансирования дефицита бюджета по сравнению с привлечением кредитов в коммерческих банках обладает целым рядом существенных преимуществ, таких как более низкие затраты на обслуживание государственного долга, меньшая зависимость от кредитора и возможность выкупа собственных обязательств на открытом рынке. Это свидетельствует о переориентации долговой политики Правительства Пензенской области на последовательное развитие рыночной части долга, выраженного в государственных ценных бумагах. Экономическое состояние области, показатели исполнения бюджета, величина государственного долга Пензенской области позволили области впервые использовать ресурсы финансового рынка.
Расходы по обслуживанию государственного долга Пензенской области включают в себя выплату процентов, комиссий и штрафных санкций по долговым обязательствам, дисконт при погашении (выкупе) государственных ценных бумаг и другие расходы.
2. Основные цели и задачи программы
В соответствии со статьей 26.13 Федерального Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают соблюдение установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета, размеру и составу государственного долга субъекта Российской Федерации, исполнению бюджетных и долговых обязательств субъекта Российской Федерации.
Система управления государственным долгом включает определение сути и обоснованность заимствований, минимизацию расходов на обслуживание, эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов.
Основной целью ведомственной целевой программы является оптимизация управления государственным долгом Пензенской области. Для этого необходимо решить следующие задачи.
1. Соблюдение экономически обоснованного и нормативно установленного объема государственного внутреннего долга.
Необходимо обеспечить ограничения неоправданных заимствований и оптимизации структуры государственного долга. Привлечение новых заимствований и предоставление бюджетных кредитов за счет средств бюджета Пензенской области производить на конкурсной основе с выбором наиболее льготных условий кредитования.
2. Сокращение расходов на обслуживание государственного долга.
Главным направлением для решения данной задачи является расширенный и централизованный учет всех долговых обязательств. Кроме того, необходимо продолжить работу по разработке новых долговых инструментов, призванных способствовать проведению государственной политики, удешевляющей стоимость заимствований.
Решение поставленных задач в основном находится в компетенции Министерства финансов Пензенской области и в незначительной степени зависит от внешних условий.
3. Ожидаемые результаты реализации программы
Соблюдение параметров государственного долга Пензенской области и расходов на его обслуживание является существенным требованием для решения поставленных задач, так как оно базируется на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанным законодательным актом Российской Федерации верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Отчетный период |
Плановый период (прогноз) |
Целевое значение |
||||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||
Объем доходов бюджета Пензенской области без учета безвозмездных поступлений |
тыс. руб. |
7950865,4 |
11105124,0 |
12059923,5 |
11878344,4 |
14190826,3 |
16436777,6 |
|
Объем государственного долга Пензенской области |
тыс. руб. |
1286531,4 |
3142166,8 |
4104112,7 |
3613485,5 |
5087040,9 |
7034145,0 |
|
Отношение государственного долга Пензенской области к доходам без учета безвозмездных поступлений |
% |
16,0 |
28,0 |
34,0 |
30,4 |
35,8 |
42,8 |
<100 |
Таким образом, проводимая в Пензенской области долговая политика позволяет соблюдать установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации параметры и планировать обязательства на период 2009-2011 годы в пределах допустимых значений.
Расходы на обслуживание государственного долга Пензенской области планируются и рассчитываются исходя из объема ранее произведенных заимствований и планируемых к привлечению в предстоящем финансовом году. При этом в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации, утвержденный законом о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета соответствующего уровня, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Отчетный период |
Плановый период (прогноз) |
Целевое значение |
||||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||
Объем расходов бюджета Пензенской области на обслуживание государственного долга Пензенской области |
тыс. руб. |
7677,6 |
77388,7 |
230967,2 |
498113,4 |
269985,8 |
161000,0 |
|
Объем расходов бюджета Пензенской области |
тыс. руб. |
16019240,3 |
23395419,4 |
26591186,6 |
27200033,9 |
26169018,5 |
27902410,5 |
|
Объем субвенций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
тыс. руб. |
- |
- |
1281591,8 |
1703860,5 |
1570914,4 |
1686255,4 |
|
Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга Пензенской области к расходам бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
% |
0,05* |
0,3* |
0,9 |
1,9 |
1,1 |
0,6 |
<15 |
* - расчет показателя произведен без учета объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в связи с отсутствием такого требования в Бюджетном кодексе до 31.12.2007.
Как видно из приведенных данных показатель "расходы на обслуживание государственного долга Пензенской области / расходы бюджета Пензенской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" значительно ниже предельно допустимого значения (15%).
4. Программные мероприятия
Основными мероприятиями для решения поставленных задач и достижения намеченной цели являются:
1) создание системы учета долговых обязательств;
2) проведение мониторинга долговых обязательств;
3) подготовка рекомендаций по сокращению государственного долга;
4) исполнение заемщиками обязательств по выданным государственным гарантиям Пензенской области.
Проведение намеченных мероприятий позволит повысить эффективность системы управления долгом, производить заимствования и обслуживание долговых обязательств при сохранении показателей кредитоспособности и платежеспособности бюджета Пензенской области на безопасном уровне. Оптимизация процессов управления государственным долгом Пензенской области будет способствовать снижению расходов бюджета области на его обслуживание и росту эффективности инвестиций, осуществляемых областью за счет заемных средств.
Срок реализации программы - 2009-2011 годы
Объем расходов из бюджета Пензенской области на реализацию программных мероприятий составит по годам:
Планируемые объемы финансирования ВЦП в разрезе экономической классификации расходов бюджета Пензенской области |
Всего на весь период действия ВЦП (тыс.руб.) |
в том числе по годам |
||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||
I. Сумма средств бюджета Пензенской области на погашение долговых обязательств и их обслуживание в рамках реализации ВЦП, всего |
13633212,1 |
5488740,6 |
4855212,3 |
3289259,2 |
Расходы, связанные с финансированием иных направлений (Рпр), всего |
|
|
|
|
из них: |
|
|
|
|
231 Обслуживание внутреннего долга |
929099,2 |
498113,4 |
269985,8 |
161000,0 |
290 Прочие расходы |
89368,5 |
51259,6 |
38108,9 |
- |
Источники финансирования дефицита бюджета |
12614744,4 |
4939367,6 |
4547117,6 |
3128259,2 |
II. Привлечение долговых обязательств в рамках программы государственных внутренних заимствований Пензенской области |
15634145,2 |
4500000,0 |
6058781,9 |
5075363,3 |
Оценка результативности бюджетных расходов, направленных на проведение мероприятий программы и достижение намеченной цели, осуществляется с 2008 года на основании сопоставления фактических и планируемых значений показателей (параметров) по государственному долгу Пензенской области и расходов на его обслуживание, а также затрат на их выполнение.
Основные характеристики и обоснование потребности в необходимых ресурсах для реализации ВЦП "Управление государственным долгом Пензенской области на 2009-2011 годы"
Цель программы: Оптимизация управления государственным долгом Пензенской области.
N п/п |
Содержание мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Сроки исполнения |
Коды экономиимической# классификации |
Объем расходов на реализацию мероприятия, тыс. руб. |
Планируемые показатели результатов деятельности |
||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Наименование индикаторов |
единица измерения |
Значение индикатора |
|||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||||||||||
|
Задача |
|||||||||||
1. |
Соблюдение экономически обоснованного и нормативно установленного объема государственного внутреннего долга |
|||||||||||
1.1 |
Создание системы учета долговых обязательств; проведение мониторинга долговых обязательств; исполнение заемщиками обязательств по выданным государственным гарантиям Пензенской области |
Министерство финансов Пензенской области |
2009- 2011 год |
290, источники финансирования дефицита бюджета |
4990627,2 |
4585226,5 |
3128259,2 |
Отношение государственного долга Пензенской области к доходам без учета безвозмездных поступлений |
% |
30,4 |
35,8 |
42,8 |
2. |
Сокращение расходов на обслуживание государственного долга. |
|||||||||||
2.1 |
Снижение расходов на обслуживание государственного долга |
Министерство финансов Пензенской области |
2009- 2011 год |
231 |
498113,4 |
269985,8 |
161000,0 |
Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга Пензенской области к расходам бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
% |
1,9 |
1,1 |
0,6 |
|
Всего по задачам (по годам) |
5488740,6 |
4855212,3 |
3289259,2 |
|
|||||||
|
Итого по программе |
5488740,6 |
4855212,3 |
3289259,2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.