Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
Собрания представителей г. Заречного
Пензенской области
от 19 декабря 2006 г. N 292
Целевая муниципальная программа
развития культуры г. Заречного "Социокультурное пространство
города Заречного" на 2007-2010 гг.
Паспорт
целевой муниципальной программы развития культуры г. Заречного
"Социокультурное пространство города Заречного" на 2007-2010 годы
Наименование Программы | Целевая муниципальная программа "Социокультурное пространство города Заречного" на 2007-2010 гг. (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"; Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"; Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года N 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы"; Концепция художественного образования в Российской Федерации; Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004 N ПК-2); Стратегия развития г. Заречного на 2002-2011 гг. |
Заказчик Программы | Администрация ЗАТО г.Заречного Пензенской области. |
Основной разработчик Программы |
Департамент Культуры и молодежной политики г. Заречного |
Цели Программы | Повышение социальной эффективности культурной деятельности, превращение культуры в важный ресурс воспроизводства и развития города всех его сфер труда и жизни, деятельности и развития человека. Формирование посредством культурной деятельности узнаваемого позитивного образа ЗАТО Заречный в областном, отраслевом, российском и мировом пространстве. Повышение роли культуры, как смыслообразующего фактора духовной жизни, ее ориентирование на идейно-нравственные ценности российского общества. Превращение культуры в ведущий фактор детской и молодежной политики Повышение качества жизни в ЗАТО Заречный |
Задачи Программы | Развитие человеческого потенциала города, создание системы персонального образовательного и социокультурного патроната детей; Развитие кадрового потенциала градообразующего предприятия ПО "Старт", содействие профессионализации детей и молодежи в сфере инженерных и других современных промышленных специальностях и творческих профессиях; Повышение производственной культуры, культуры труда, культуры безопасности; Пропаганда здорового образа жизни, семейных ценностей, формирование культуры быта; Повышение качества городской среды; Использование ресурсов культуры в образовательных целях, обеспечение доступности дополнительного образования в сфере культуры и искусства; Формирование и удовлетворение спроса населения на услуги культуры; Формирование в городе общественных структур, деятельность которых направлена на трансляцию лучших образцов российской культуры, развитие механизмов социального партнерства и народной дипломатии Совершенствование единого социокультурного пространства города, повышение качества культурных услуг, научно-методического обеспечения, развитие системы непрерывного образования и переподготовки кадров культуры; Создание благоприятной среды для генерирования творческих идей молодежи и их практической реализации в социокультурной сфере; Обеспечение культурного обмена посредством поддержки гастрольной и выставочной деятельности, повышение конкурентоспособности и экономической успешности культурных мероприятий и инициатив; Развитие различных форм культурно-досуговой деятельности и самодеятельного творчества; Разработка информационных продуктов и технологий и внедрение их в сферу культуры; Укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений культуры и искусства. |
Срок реализации Программы |
2007-2010 годы |
Основные исполнители Программы |
Отдел по вопросам образования, культуры, спорта и молодежной политики Администрации г. Заречного. Департамент Культуры и молодежной политики г. Заречного Департамент образования г. Заречного |
Объем и источники финансирования Программы |
Объемы финансирования программы в 2007-2010 годах приведены в приложении N 1. Органы местного самоуправления определяют объемы ежегодного финансирования Программы и предусматривает# эти объемы в муниципальном бюджете. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Формирование и удовлетворение "заказа" на культуру города Заречный; Воспроизводство интеллектуального и кадрового потенциала города, повышение конкурентоспособности молодых специалистов города Заречного в условиях мирового рынка труда; Повышение роли общественности в социокультурном развитии ЗАТО г. Заречного; Повышение качества жизни (в том числе качества свободного времени); Повышение творческой активности жителей ЗАТО; Интеграция социокультурной сферы ЗАТО в российский и мировой культурные процессы, освоение новых форм и направлений культурного обмена; Оптимизация расходования бюджетных средств, сосредоточение ресурсов на решении приоритетных задач в области культуры, модернизация ее материальной базы; Активизация экономических процессов развития культуры, рост негосударственных ресурсов, привлекаемых в культурную сферу. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Отдел по вопросам образования, культуры, спорта и молодежной политики Администрации г. Заречного совместно с основными исполнителями организует гласную государственно-общественную экспертизу основных этапов программы. Контроль за качеством исполнения программных мероприятий и расходованием выделенных средств осуществляет Администрация г. Заречного и Собрание представителей ЗАТО г. Заречного. |
Введение
Актуальность разработки и реализация программы
"Пространство культуры - пространство развития"
Город Заречный является одним из образцов, воплотившим в себе достижения СССР в науке, промышленности, обороне страны, градостроительстве, образовании и культуре.
В СССР была создана развитая система образования и профессионально-технической подготовки кадров, а также соответствующая самым высоким мировым стандартам наука, накоплен ценный "человеческий капитал" в промышленности. В процессе индустриального развития страны сформировалась современная система интеллектуального производства ценных знаний и технологических достижений. Наконец, в СССР сформировался достаточно большой "общественный капитал", основанный на естественной склонности российского трудового населения к объединению и моральной общности, накопился опыт создания и результативной деятельности крупных научно-промышленных корпораций.
Развитие ЗАТО происходило преимущественно вокруг градообразующего предприятия, обеспечивающего рабочие места и формировавшего социально-культурную среду проживания горожан.
Для работы на градообразующем предприятии приглашались лучшие ученые, инженерно-технические работники, высококвалифицированные рабочие. Создаваемая культурная инфраструктура была призвана удовлетворить высокие запросы работников предприятия и их семей, создавая им условия для полноценного отдыха и творческого развития не удовлетворенного в полной мере на основном месте работы.
Однако в существовавшей промышленной системе при всем внимании и существенных финансовых вложениях в ее развитие культура оставалась грузом - когда более, когда менее тяжким - на шее города и градообразующего предприятия.
Что касается отдачи, которую культура приносила своему городу, то ценность ее относилась к разряду не прагматических, но символических и едва ли подлежала учету в рамках экономических концепций. Вопрос рентабельности культуры никогда не рассматривался всерьез ни в советское, ни в постсоветское время.
Однако модель взаимоотношений культуры и экономики, остававшаяся актуальной в индустриальную эру, оказалась категорически неприемлемой в последующие эпохи, ознаменовавшиеся стремительным размыванием границы между символическими и реальными ценностями. Сегодня культура обладает ничуть не меньшим, а порой и гораздо большим потенциалом, чем многие отрасли промышленности, и, более того, может служить надежным фундаментом для их формирования и развития.
Одна из функций культуры - построение на основе воспроизводства и переосмысления традиции образа будущего. Без осмысления того, чем был и является город Заречный, без построения образа будущего города невозможно определить место и значение социокультурной сферы, строить программу развития соответствующей инфраструктуры культуры, образования, социального обеспечения.
Особую остроту в России приобретает проблема воспроизводства интеллектуального и кадрового потенциала и оттока молодежи. Причина оттока в том, что в России в течение многих лет отсутствовал спрос на высококвалифицированных специалистов. Самая талантливая и образованная молодежь оказалась у нас невостребованной.
Кадровую проблему города осложняет его закрытость, ограничивающая и без того крайне низкую в России социальную и трудовую мобильность.
50 лет назад в город отобрали и завезли лучших выпускников из лучших вузов, под задачу обеспечить работу градообразующего предприятия, решающего стратегические задачи обороноспособности страны.
Сегодня в условиях глобальной конкуренции, воспроизводство высококвалифицированного промышленного труда необходимо либо организовать ротацию населения стимулируя выезд части горожан, и приглашение новых специалистов из других мест (сложившаяся сегодня в России социально-политическая и экономическая ситуация делает такой подход малопродуктивным), либо готовить своих специалистов, создав в городе систему персонального образования, творческого развития и профессионализации.
Сутью программы является повышение роли культуры, как основы воспроизводства и развития Заречного - всех его сфер труда и жизни, деятельности и развития человека.
Программа должна в полной мере раскрыть преобразовательно-формирующую роль культуры. (Культура - главная производительная сила Заречного в первой половине 21 века. Заречный - первый город, где культура - базис, а не надстройка).
Необходимость сохранения социально-культурного кода нации и потенциалов развития страны требует в качестве базовых приоритетов научно-промышленного развития сохранить высокий уровень культуры, образования и научно-профессионального воспроизводства кадров научно-промышленной сферы, предотвратить дальнейшее разрушение научно-промышленного потенциала страны и национальной технологической базы, прекратить практику решения сегодняшних экономических проблем за счет экологии и будущих поколений, исключить телеинформационную колонизацию России и ее технологическую зависимость в жизненно важных областях.
В тенденциях постиндустриального развития начинают все более просматриваться общественные идеалы, которые максимальным образом выражены российской культурой, что придает опыту России общемировое значение. Смещение вектора глобальных цивилизационных процессов в духовно-творческую сферу, где наша страна имеет несомненные достижения и мировой авторитет, создает объективные предпосылки для разработки и реализации модели "опережающего развития" России в XXI веке и стратегии ее самовыражения в современном мире вместо реализуемой сегодня политики подражания и выживания.
Основные направления программы
/-------------------\ /------------------\
|1. Закрытый город -| |3. Качество жизни |
|открытая культура | |и качество труда |
\-------------------/ \------------------/
| /-----------------\ |
\---------------|Культура - основа|-----------------/
| развития ЗАТО |
/---------------| г.Заречного |------------------\
| \-----------------/ |
/--------------------\ /------------------\
|2. Культура для всех| |4. Культура высших|
|и каждого | |достижений |
\--------------------/ \------------------/
1. Закрытый город - открытая культура
Закрытый город - открытая культура. Максимум звезд и великих в город. Воспитание уникального мирового зрителя из горожан. Телеканал Культура и др. медиа-трансляторы
Главная задача данного направления состоит в том, чтобы представить жителям г. Заречного выдающихся деятелей современной культуры в "живом исполнении", "виде".
Задача реализуется через создание Клуба друзей культуры и искусства г. Заречного, в котором будут представлены ведущие деятели культуры и искусства, "звезды", сотрудничающие с городом.
Самостоятельной задачей является воспитание уникального мирового зрителя из горожан, создание особой публики, ехать к которой и выступать перед которой будут стремиться все.
Следующая задача - создание пула СМИ в мире культуры и искусства, молодежной политики, которые откроют России и миру г. Заречный как город открытый культуре и развитию (телеканал Культура и др. медиа-трансляторы).
2. Культура для всех и каждого
Необходимость воспроизводства и развития человеческого потенциала города требует приобщения к культуре всех детей, формирования базового отношения и чувствительности к культуре, базовых навыков каждого ребенка и молодого человека (до 25 лет) города.
Главный механизм решения этой задачи - создание системы персонального образовательного и социокультурного патроната детей и подростков, разработка и реализация личных программ социокультурного взросления.
Создание такой системы требует объединение усилий системы общего и дополнительного образования, учреждений культуры, творческих коллективов и объединений, профессиональных сообществ, общественных организаций, а также поддержки "социального заказчика" в лице администрации ЗАТО и руководства ПО "Старт".
В основе персонального патроната должен лежать принцип личности и задача развития высших способностей, художественного дара, нравственных качеств и иных антропологические# характеристик каждого без исключения ребенка.
Наиболее массовыми творческими жанрами для освоения юными горожанами должны стать музыка и рисование, а также чтение и письмо.
Основные элементы системы персонального образовательного и социокультурного патроната:
- Единый социокультурный и образовательный банк данных
- Личные творческие портфолио учащихся
- Персональные стипендии Главы Администрации г. Заречного в области образования, спорта, культуры и общественной деятельности
Этапы социокультурного взросления
Этап | Ожидаемые результаты | Ответственные |
1. Первые шаги, знакомство с образцами куль- туры |
Знакомство учащихся с образцами культуры, Отбор детей для даль- нейших занятий в учреж- дениях культуры |
Дошкольные учреждения, общеоб- разовательные школы (при мето- дической и кадровой поддержке учреждений культуры), учрежде- ния культуры и дополнительного образования |
2. Всеобщая ху- дожественная грамотность и самоопределение к творчеству |
Освоение всеми учащими- ся школьной программы в области художественной культуры Самоопределение учащих- ся к сферам культуры, Выбор направления твор- ческой реализации Подготовка к начальному образованию в одной или нескольких областях творчества |
Общеобразовательные школы (при методической и кадровой под- держке учреждений культуры), учреждения культуры и дополни- тельного образования |
3. Школа мас- терства |
Начальное образование в одной или нескольких творческих областях |
Учреждения культуры и дополни- тельного образования |
4. Профессио- нальный выбор |
Начальное, среднее спе- циальное, высшее про- фессиональное образова- ние. |
Общеобразовательные школы уч- реждения культуры и дополни- тельного образования |
3. Культура как основа качества жизни и качества труда
Важнейшим индикатором качества жизни выступает качество культуры. Любые экономические преобразования неэффективны без полноценного удовлетворения культурных потребностей населения. Сами преобразования невозможны без достаточного культурного уровня осуществляющих их людей.
Качество культуры состоит из двух систем:
- качество культуры личности, включающее показатели: уровень духовных потребностей личности, предпочтения к способам удовлетворения потребностей, типы потребительского поведения, мотивации потребительского поведения, удовлетворенность культурным развитием;
- качество культуры общества, включающее показатели: развитость структуры культурной сферы, доступность для населения учреждений и мероприятий культуры, содержательное качество культурных мероприятий, качество организации и обслуживания в заведениях культуры, посещаемость населением учреждений культуры, удовлетворенность населения предлагаемыми услугами.
Разработка социокультурного стандарта ЗАТО "Заречный", удовлетворение культурных запросов населения.
Роль культуры в повышении качества городской среды: преодоление однообразия и неэстетичности застройки, обустройство пространства улиц, площадей, скверов, дворов.
Активизация территориальных сообществ (программа "Мой двор, мой подъезд" в Заречном)
Культура в семье (демография, "Город, комфортный для матери и ребенка", семейное воспитание),
Культура быта, коммунальная культура (культура общежития)
Здоровый образ жизни
Формирование гражданской и правовой культуры
Молодежное движение за повышение качества жизни в ЗАТО.
Ярмарка культурных инициатив "От культурного проекта к социальному результату".
Культуру труда следует рассматривать как комплексное выражение активного созидательного характера человеческой деятельности в тесной связи с достижениями научно-технического прогресса.
Культура безопасности - это новое для инженерной практики словосочетание, смысл которого следует понимать как выражение отношения человека к проблемам безопасности, проявленное им при выполнении служебных обязанностей.
Формирование культуры безопасности - это воспитание у каждого человека, имеющего отношение к атомной энергетике, такого состояния, при котором он окажется просто неспособным сделать какой-то шаг в ущерб безопасности, даже если вероятность опасности в этом случае чрезвычайно мала.
Культурный продукт образовательно-культурной среды ЗАТО Заречный - "инженер мирового класса".
4. Культура высших достижений. Культурный прорыв
Важнейшим приоритетом программы является ее ориентация на высшие культурные образцы, на достижение высших результатов в творчестве.
Необходимо создание специальных конкурсных команд и организация целевой подготовки наиболее талантливой молодежи для достижения побед на творческих конкурсах и олимпиадах регионального, федерального и международного уровня.
Демонстрации достижений и втягиванию в это детей должно служить проведение конкурсов и фестивалей мирового уровня в ЗАТО.
Дальнейшее развитие должен получить традиционный городской открытый кинофестиваль авторского фильма "Золотая бабочка". В будущем он мог бы стать претендующим на лидерство международным фестивалем не только в области киноискусства, но и других современных визуальных жанров.
Повышение статуса социокультурной сферы и ее роли в социально-экономическом развитии города, градообразующего предприятия и атомной отрасли России - главное условие развития г.Заречный. Культура должна стать важнейшим фактором повышения качества жизни и качества труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.