Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Главы администрации г. Пензы
от 18 декабря 2008 г. N 2161/1
Ведомственная целевая программа развития
"Дошкольное детство (2009-2010 гг.)"
31 декабря 2008 г., 4 мая 2009 г.
Постановлением администрации г. Пензы от 4 мая 2009 г. N 615/4 в паспорт настоящей Программы внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 4 апреля 2009 г.
Паспорт ведомственной целевой программы развития "Дошкольное детство (2009-2010 гг.)"
Постановлением администрации г. Пензы от 4 мая 2009 г. N 615/4 в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 4 апреля 2009 г.
1. Содержание проблемы, анализ причин ее возникновения и обоснование необходимости ее решения программными методами на уровне ведомства
Сохранение и развитие сети образовательных учреждений города Пензы - одно из приоритетных направлений работы Управления образования города Пензы.
Предоставление дошкольного уровня образования в городе Пензе осуществляют 88 дошкольных учреждений. Из них муниципальных - 85 (в том числе автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад N 150 г. Пензы); ведомственных - 3 (дошкольное образовательное учреждение N 34 "Пензенский артиллерийский инженерный институт", негосударственное дошкольное образовательное учреждение N 117 ОАО "Российские железные дороги", дошкольное образовательное учреждение детский сад N 134 ОАО "Радиозавод", закрытое на капитальный ремонт). Кроме того, функционируют группы в Муниципальном общеобразовательном учреждении гимназии "САН". По состоянию на 01.09.2008 года детские сады города посещает 16300 детей, из них 16020 - муниципальные, 280 - ведомственные дошкольные учреждения.
Период 90-ых годов характеризовался сложной социально-экономической ситуацией, спадом рождаемости и сокращением сети образовательных учреждений. За период с 1990 по 2004 годы в городе Пензе из 127 образовательных учреждений, принадлежавших различным ведомствам, было закрыто - 75, в муниципальную собственность передано - 52. В результате охват детей дошкольным образованием снизился на 12% (с 68,4% до 56,4%).
С 2004 года, в связи с ростом рождаемости, обозначилась проблема доступности дошкольного образования: если в 2004 году очередность в образовательные учреждения города составляла 2154 человека, то в 2008 году - 5000 человек. В 2005 - 2007 годах Управлением образования города Пензы проведены следующие мероприятия по снижению очередности на поступление в образовательные учреждения: открыто 96 дополнительных групп (33,3 млн. руб.), после капитального ремонта открыт детский сад N 26, ранее принадлежавший Пензенскому областному УВД (2,6 млн. руб.), в октябре 2007 года после окончания строительства начал функционировать новый детский сад в 4 микрорайоне Арбеково на 229 мест (11,7 млн. руб.). Получили развитие вариативные формы организации дошкольного образования: на базе 47 образовательных учреждений стали функционировать 79 групп кратковременного пребывания и 7 консультативных психолого-педагогических мини-центров, которые посещают более 500 "неорганизованных" детей микрорайонов детских садов.
Принятые меры по сохранению и расширению сети образовательных учреждений увеличили обеспеченность детей города Пензы местами в образовательных учреждениях на 6,6% (с 56,4% до 63,0%). Однако проводимые мероприятия не позволили в полном объеме охватить детей дошкольным образованием. По состоянию на 01.09.2008 г. без предоставления мест в образовательные учреждения остались 1500 детей.
Прогнозируемый в 2009 - 2010 гг. дальнейший рост рождаемости приведет к увеличению числа детей дошкольного возраста, что сохранит актуальность проблемы предоставления мест в образовательные учреждения. Решение проблемы очередности возможно несколькими путями:
- строительство новых образовательных учреждений;
- открытие дополнительных групп в функционирующих образовательных учреждениях, ранее переоборудованных для кружковых занятий;
- возврат в сеть образовательных учреждений, переданных ранее другим организациям;
- развитие и внедрение групп кратковременного пребывания, частных и автономных учреждений.
Дошкольное образование призвано обеспечить не только основной фундамент развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здоровья и гармоничного физического развития ребенка. Достигнуть положительных результатов в воспитании ребенка можно лишь в том случае, если за время его пребывания в образовательном учреждении осуществляется рациональная работа по дошкольному воспитанию и оздоровлению детей. Для осуществления качественного медицинского обслуживания и оздоровительной работы необходимо укрепить и обновить материально-техническую базу образовательных учреждений. Технологическое и физиотерапевтическое оборудование за годы функционирования образовательных учреждений изношено и требует замены в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами (СанПиН 2.4.1249-03). В целях выполнения требований, предъявляемых к оснащению предметной среды образовательного учреждения, существует потребность в приобретении новой мебели, игрового оборудования, спортивного инвентаря для физкультурных залов и бассейнов.
Квалифицированный кадровый состав образовательного учреждения является одним из основных условий повышения качества дошкольного образования. В городе существует определенная кадровая проблема. Основной причиной такого положения является крайне низкая заработная плата работников образовательных учреждений. В сложившейся ситуации становится очевидной дальнейшая необходимость реализации комплекса мер, направленных на повышение социального статуса педагогических работников образовательных учреждений, повышение уровня их материального обеспечения, улучшение условий труда.
Необходимость модернизации дошкольного образования, приведения его в соответствие не только с социально-экономическими условиями, но и с существующими запросами населения, меняющимся социальным заказом на предоставление качественных образовательных услуг, создание комфортной и здоровой образовательной среды, определила потребность в разработке программы развития системы дошкольного образования. Целенаправленные позитивные изменения возможны только при условии программно-целевого планирования деятельности. В настоящее время инструментом, обеспечивающим скоординированное решение проблем, является программно-целевой метод управления, позволяющий осуществить эффективное соединение программных целей с путями их достижения, определить объем и адресность использования ресурсов.
2. Определение измеримых целей и задач программы и обоснование их выбора
Основной стратегической целью программы является создание механизма устойчивого развития системы дошкольного образования в городе Пензе на современном этапе с учетом новых социально-экономических условий.
Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие задачи:
1. Обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения населением дошкольного образования.
2. Достижение высокого качества дошкольного образования за счет обеспечения комплексного подхода в решении задач охраны жизни, психофизического здоровья и социального благополучия дошкольников.
3. Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья детей, приобщение дошкольников к ценностям здорового образа жизни в образовательных учреждениях, реализация комплексного подхода к формированию культа здоровья в семьях воспитанников.
4. Повышение эффективности кадрового обеспечения системы дошкольного образования, совершенствование педагогической компетенции специалистов, обеспечивающих дошкольный уровень образования. Повышение статуса педагогических работников образовательных учреждений, рост их материального обеспечения.
Обозначенные задачи определены исходя из степени удовлетворенности населения города Пензы качеством муниципальной услуги - организацией предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Каждая из задач носит комплексный характер и направлена на реализацию приоритетных направлений развития системы образования города Пензы. Достижение стратегической цели и решение задач программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.
При определении качества сформированного целостного дошкольного образовательного пространства в инфраструктуре муниципального образования - города Пензы, первостепенным является показатель доступности образовательных услуг для всех групп населения. Ежегодно осуществляется многофакторный мониторинг, по результатам которого выделяются наиболее значимые для региона факторы риска, связанные с социально-экономическим, экологическим неблагополучием, нарушением социально-психологической адаптации; принимаются оперативные меры по нормализации ситуации.
Постановлением администрации г. Пензы от 4 мая 2009 г. N 615/4 в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 4 апреля 2009 г.
3. Целевые индикаторы программы (измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и достижения целей программы), включая значения показателей по годам
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных программой, применяются целевые индикаторы, выявленные в ходе мониторинга и характеризующие ход реализации программы.
- увеличение охвата детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования с 63,0% (базовое значение) в 2008 году до 64% в 2010 году;
- снижение уровня заболеваемости воспитанников образовательных учреждений с 12,2 дней, пропущенных одним ребенком по болезни (базовое значение) в 2008 году, до 12 дней в 2010 г.;
- увеличение количества педагогических работников, прошедших подготовку по вопросам дошкольного воспитания с 24% от общей численности педагогов (базовое значение) в 2008 году до 26% в 2010 году;
- повышение уровня укомплектованности образовательных учреждений воспитателями с 95,1% (базовое значение) в 2008 году до 95,3% в 2010 году и помощниками воспитателей с 93,8% (базовое значение) до 94,0% в 2010 году.
Эффективность программы оценивается по целевым индикаторам:
Основные направления деятельности |
Показатели |
Индикаторы |
Единица измерения |
Базовое значение (2008 г.) |
2009 год |
2010 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения населением дошкольного образования |
Увеличение охвата детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования |
Удельный вес детей дошкольного возраста, посещающих образовательные учреждения, в общей численности населения в возрасте от 1 года до 6 лет |
% |
63 |
63,5 |
64,0 |
Охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья детей, приобщение дошкольников к ценностям здорового образа жизни, реализация комплексного подхода к формированию культа здоровья в семьях воспитанников |
Снижение уровня общей заболеваемости воспитанников образовательных учреждений |
Снижение уровня общей заболеваемости воспитанников образовательных учреждений |
дни |
12,2 |
12,1 |
12,0 |
Повышение эффективности кадрового обеспечения системы дошкольного образования, совершенствование педагогической компетенции, специалистов, обеспечивающих дошкольный уровень образования |
Увеличение количества педагогических работников, прошедших подготовку по вопросам дошкольного образования |
Удельный вес педагогических работников, прошедших подготовку по вопросам дошкольного образования в общей численности педагогов образовательных учреждений |
% |
24 |
25 |
26 |
Повышение статуса педагогических работников образовательных учреждений, рост их материального обеспечения (установление надбавок воспитателям и помощникам воспитателей - 2000,0 руб. и 1000,0 руб.) |
Повышение уровня укомплектованности образовательных учреждений воспитателями и помощниками воспитателей (сокращение количества вакантных мест) |
Удельный вес количества занятых мест воспитателями и помощниками воспитателей к общему числу мест воспитателей и помощников воспитателей, предусмотренных штатными расписаниями образовательных учреждений |
% |
95,1 93,8 |
95,2 93,9 |
95,3 94,0 |
Методика расчета целевых индикаторов программы
1. Для вычисления удельного веса детей дошкольного возраста, посещающих образовательные учреждения, в общей численности населения в возрасте от 1 года до 6 лет используется следующая формула:
где:
Пд - процент детей дошкольного возраста, посещающих образовательные учреждения,
- общая численность населения в возрасте от 1 года до 6 лет отчетного года;
- общая численность населения в возрасте от 1 года до 6 лет, посещающих образовательные учреждения в отчетном году.
2. Снижение уровня общей заболеваемости воспитанников образовательных учреждений вычисляется соотношением общего числа дней, пропущенных всеми воспитанниками образовательных учреждений за год к общему количеству болевших воспитанников.
где:
- число дней, пропущенных в среднем в год одним ребенком по болезни за отчетный год;
- общее число дней, пропущенных всеми воспитанниками образовательных учреждений за год;
- общее количество болевших воспитанников в отчетном году.
3. Для вычисления удельного веса педагогических работников, прошедших подготовку по вопросам дошкольного образования, в общей численности педагогов образовательных учреждений, используется следующая формула:
где:
ПП - процент педагогических работников образовательных учреждений, прошедших подготовку по вопросам дошкольного образования,
- общая численность педагогических работников образовательных учреждений в отчетном году;
- общая численность педагогических работников образовательных учреждений, прошедших подготовку по вопросам дошкольного образования за отчетный год.
4. Для вычисления удельного веса количества занятых мест воспитателями и помощниками воспитателей к общему числу мест воспитателей и помощников воспитателей, предусмотренных штатными расписаниями образовательных учреждений, используется следующая формула:
где:
Пс - процент мест, занятых сотрудниками (воспитателями или помощниками воспитателей).
- общая численность сотрудников образовательных учреждений (воспитателей или помощников воспитателей), предусмотренных штатными расписаниями в отчетном году,
- общая численность работающих сотрудников образовательных учреждений (воспитателей или помощников воспитателей) за отчетный год.
4. Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 2 года с 2009 по 2010 год включительно. Система программных мероприятий не предусматривает их разделения на этапы. Реализация всех мероприятий рассчитана на весь период действия программы.
Постановлением администрации г. Пензы от 4 мая 2009 г. N 615/4 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 4 апреля 2009 г.
5. Система программных мероприятий
Преимущество запланированных программных мероприятий:
- во взаимосвязи с целями и задачами программы;
- в согласованности с проектируемыми объемами финансовых ресурсов;
- в концентрации ресурсов на стратегических целях программы;
- в четкой целевой ориентации;
- в комплексности.
Принципиальным отличием механизма реализации программы является его схема "планирование - реализация - мониторинг - корректировка" программных мероприятий.
Альтернативных механизмов и путей достижения цели и решения задач Программы не существует.
6. Оценка рисков реализации программы и мероприятия по их снижению
При реализации программы возможно влияние рисков, которые не позволят реализовать программу в полном объеме. Актуальна проблема минимизации рисков по схеме, отраженной в данной таблице.
Риски |
Пути, методы минимизации |
Социально-психологический аспект | |
Консерватизм педагогов с большим стажем работы в силу сложившихся стереотипов в педагогической деятельности. |
Информационно-разъяснительная работа с руководителями, педагогами образовательных учреждений, проведение анкетирования, опросов, издание печатной продукции по проблемам дошкольного образования (личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми). Поощрение педагогических работников, занимающихся инновационной деятельностью в рамках реализации Приоритетного Национального Проекта "Образование" |
Финансово-экономический аспект | |
Рост инфляции |
Эффективное использование выделенных денежных средств. |
Организационно-управленческий аспект | |
Рассогласование целей и результатов Программы. |
Внедрение программно-целевой модели управления реализацией Программы, анализ промежуточных результатов и их связей с основными целями. |
Существующие риски являются минимальными с учетом низкой вероятности их широкомасштабного проявления.
Постановлением администрации г. Пензы от 4 мая 2009 г. N 615/4 в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 г.
7. Ресурсное обеспечение программы: кадровое, техническое, организационное и финансовое обеспечение (с обоснованием потребностей в необходимых ресурсах)
Постановлением Главы администрации г. Пензы от 31 декабря 2008 г. N 2275 действие отдельных положений раздела 7 настоящей Программы частично приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 г.
Реализация программы внесет существенный вклад в социально-экономическое развитие города Пензы, а именно: развитие муниципальной системы дошкольного образования в городе Пензе в интересах личности, общества и государства, увеличение охвата детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования, предоставление дополнительных рабочих мест.
Скоординированная в рамках программы интеграция финансовых, кадровых, технических ресурсов, их эффективное использование помогут создать механизм устойчивого развития системы дошкольного образования в городе Пензе на современном этапе с учетом новых социально-экономических условий.
Кадровое, техническое, организационное обеспечение программы будет осуществляться за счет имеющихся штатных специалистов образовательных учреждений города, повышения их квалификации и профессиональной переподготовки. В целях повышения статуса педагогических работников, повышения уровня укомплектованности образовательных учреждений воспитателями и помощниками воспитателей установлена ежемесячная надбавка к заработной плате воспитателям образовательных учреждений в размере 2 тыс. рублей, помощникам воспитателей - 1 тыс. рублей, финансирование которой в 1 квартале 2009 года осуществляется в рамках реализации Программы. Установление надбавок поможет реализовать комплекс мер, направленных на повышение уровня материального обеспечения работников образовательных учреждений, и приведет к сокращению вакантных рабочих мест в детских садах; Планомерная работа по реализации мероприятий программы приведет к повышению профессионального уровня педагогических кадров, эффективности использования их потенциала.
Современное образование предполагает использование информационных технологий. Обеспечение образовательных учреждений компьютерным оборудованием и оргтехникой позволит создать условия для внедрения информационных технологий и включения в единую образовательную информационную среду города, что будет способствовать информатизации отрасли дошкольного образования и повышению уровня информированности населения о деятельности образовательных учреждений.
Привлечение финансовых средств на реализацию программных мероприятий для создания полноценного развивающего пространства и модернизации материально-технической базы позволит обеспечить безопасность жизнедеятельности детей в образовательных учреждениях.
Основным источником финансирования целевой программы являются средства бюджета города Пензы на соответствующий год. Объемы средств, направленные на реализацию программы, уточняются при разработке проекта бюджета на соответствующий год с учетом возможностей бюджета города Пензы. Общий объем финансирования программы в ценах соответствующих лет составит 74,3041036 млн. рублей из бюджета города Пензы.
Финансирование строительства объектов выполняется в соответствии с программой капитального строительства.
8. Система мониторинга за реализацией программы
Мониторинг программы является инструментом для своевременного выявления отклонений хода реализации программы от намеченного плана и принятия обоснованных управленческих решений как в части корректировки хода реализации программы, так и в части корректировки самой Программы.
Информационно-аналитическая система мониторинга реализации программы позволит проанализировать динамику изменения показателей и сформулировать выводы об эффективности хода реализации программных мероприятий.
Мониторинг выполнения программы осуществляет Управление образования города Пензы - разработчик программы. Основными задачами проведения мониторинга являются:
- анализ соответствия запланированных мероприятий фактически осуществленным (оценка хода реализации программы);
- анализ соответствия фактических результатов программы ее целям (анализ результативности);
- анализ соотношения затрат, направленных на реализацию программы, с полученным эффектом (анализ эффективности);
- анализ причин успехов и неудач выполнения программы.
Постановлением администрации г. Пензы от 4 мая 2009 г. N 615/4 раздел 9 настоящей Программы изложен в новой редакции, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 4 апреля 2009 г.
9. Система контроля за реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляет Управление образования города Пензы. Непосредственное руководство реализацией Программы осуществляет начальник Управления образования города Пензы и его заместители.
Основными исполнителями Программы являются:
- отдел дошкольного образования и воспитания;
- МНМЦО;
- отдел планирования и статистической отчетности;
- образовательные учреждения города Пензы.
Отдел дошкольного образования и воспитания:
- осуществляет координацию реализации Программы;
- ведет работу по организации выполнения мероприятий;
- ведет отчетность о ходе реализации Программы, ее проблемно-ориентированный анализ;
- проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- подготавливает предложения по уточнению целевых показателей реализации программных мероприятий и предложения по совершенствованию механизмов реализации Программы;
- подготавливает проекты открытых отчетов Управления образования города Пензы о ходе и результатах реализации Программы;
- разрабатывает предложения для образовательных учреждений по реализации Программы.
МНМЦО:
- обеспечивает научно-методическое сопровождение реализации программных мероприятий:
- разрабатывает и реализует проекты по обучению руководителей и педагогов образовательных учреждений в целях обеспечения реализации программных мероприятий;
- организует и руководит работой научно-методических объединений и творческих групп педагогов.
Отдел планирования и статистической отчетности:
- обеспечивает своевременность финансирования программных мероприятий:
- готовит бюджетную заявку на финансирование Программы из муниципального бюджета на очередной финансовый год;
- ведет отчетность о расходовании финансовых средств, выделенных на реализацию Программы.
Образовательные учреждения города Пензы:
- принимают участие в реализации программных мероприятий;
- разрабатывают и реализуют программы образовательного учреждения в соответствии с действующей данной Программой.
Постановлением администрации г. Пензы от 4 мая 2009 г. N 615/4 в раздел 10 настоящей Программы внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 4 апреля 2009 г.
10. Оценка эффективности реализации программы
Для оценки эффективности программы используются целевые индикаторы и показатели, определяющие возможное изменение ситуации в результате реализации программных мероприятий по годам реализации программы. По результатам оценки эффективности программы делаются выводы о степени эффективности реализации программы:
- эффективность программы снизилась по сравнению с предыдущим годом;
- эффективность программы находится на уровне предыдущего года;
- эффективность программы повысилась по сравнению с предыдущим годом.
Управление образования города Пензы осуществляет ведение мониторинга показателей результативности (целевых индикаторов) реализации программы (приложение 2 к постановлению) в течение всего периода реализации программы; отчет о реализации программы предоставляет в отдел по стратегическому развитию, инвестициям и целевым программам Администрации города Пензы и Финансовое управление города Пензы (приложение 3 к постановлению). Промежуточные результаты реализации Программы обсуждаются на коллегиях Управления образования города Пензы.
При оценке эффективности программы приводятся обоснования причин выявленных отклонений.
Заместитель главы администрации |
А.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.