Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утвержден
Правительства Пензенской области
от 28 февраля 2008 г. N 135-пП
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Пензенской области, их формирования и реализации, подготовки материалов по федеральным целевым программам, в реализации которых участвует Правительство Пензенской области
I. Общие положения
1. Долгосрочные целевые программы Пензенской области (далее по тексту - Программы) представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение отдельных проблем региона программными методами.
2. Программы могут включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач. Деление Программ на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной их организации.
3. В работе с Программами выделяются следующие этапы: отбор проблем для программной разработки; принятие решения о разработке Программы; определение государственного заказчика Программы и его функций; формирование структуры Программы; экспертиза, оценка Программы и утверждение Программы; финансирование Программы, управление реализацией Программы, оценку эффективности ее реализации и контроль за ходом ее выполнения.
II. Отбор проблем для программной разработки
4. Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на региональном уровне могут выступать органы законодательной, исполнительной власти Пензенской области, органы местного самоуправления, территориальные органы федеральных органов государственной власти, общественные организации, юридические и физические лица.
5. Отбор проблем для их программной разработки и решения на региональном уровне определяются следующими факторами:
- значимость проблемы;
- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения;
- принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений;
- необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.
При обосновании необходимости решения проблем программными методами на региональном уровне должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития Пензенской области, направления структурной и научно-технической политики, прогнозы развития региональных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния Пензенской области, внешнеэкономические условия.
Предложения о необходимости решения проблемы программно-целевым методом на региональном уровне с обоснованиями направляются инициаторами постановки проблемы в Управление экономики Пензенской области. Предложения должны содержать:
- наименование проблемы и анализ причин ее возникновения;
- возможные способы решения проблемы, предполагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществить в сфере науки, техники, производства и реализации продукции (работ, услуг), организационных, трудовых, хозяйственных и правовых отношений для решения проблемы, возможные сроки их реализации;
- потребность в финансовых ресурсах и возможные источники их обеспечения;
- предварительную оценку социально-экономической эффективности и последствий от реализации программных мероприятий, соответствия экологическим и иным требованиям;
- наименования предлагаемых государственных заказчиков и разработчиков Программы, срок ее действия, необходимый для ее реализации.
III. Принятие решения о разработке Программы
6. Управление экономики Пензенской области с учетом предложений заинтересованных исполнительных органов государственной власти, на основе прогнозов социально-экономического развития Пензенской области, приоритетов структурной и научно-технической политики и анализа представленных материалов готовит предложения о целесообразности решения данной проблемы программными методами и вносит этот вопрос на заседание Правительства Пензенской области.
7. Правительство Пензенской области на основании представленных материалов принимает решение о целесообразности или нецелесообразности разработки предлагаемой Программы. Одобренные Правительством Пензенской области предложения по решению данной проблемы программными методами вместе с проектом распоряжения о разработке соответствующей Программы с установлением срока разработки и государственного заказчика Программы направляются инициатором постановки проблемы Губернатору Пензенской области.
Для Программ, имеющих более одного государственного заказчика, утверждается государственный заказчик-координатор.
IV. Государственный заказчик Программы и его функции
8. Государственными заказчиками Программ выступают Правительство Пензенской области или органы исполнительной власти Пензенской области.
9. Государственный заказчик Программы несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы.
10. В функции государственного заказчика Программы входит: преддоговорный отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, поставщиков продукции по каждому программному мероприятию, а также составление и заключение соглашений (договоров) о намерениях между государственным заказчиком Программы, организациями, органами местного самоуправления городов и районов области, подтверждающих финансирование Программы из внебюджетных источников, а также местных бюджетов;
- согласование с основными заинтересованными участниками Программы возможных сроков выполнения мероприятий;
- уточнение объема средств, необходимых для финансирования Программы в очередном году на основе анализа хода реализации Программы в текущем году, с учетом проведенной с исполнителями преддоговорной проработки размещения заказов для региональных нужд;
- проведение доработки проекта Программы с учетом замечаний и предложений;
- представление бюджетных заявок с их обоснованиями в Управление экономики Пензенской области. Министерство финансов Пензенской области привлекается к их рассмотрению;
- заключение контрактов (договоров) в ходе осуществления Программы со всеми участниками реализации Программы, подтверждающими или уточняющими объемы финансирования Программы из внебюджетных источников. Организация закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд Пензенской области осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Пензенской области;
- разработка дополнительных мер по привлечению внебюджетных средств для реализации мероприятий Программы в установленные сроки;
- ежегодное уточнение целевых показателей и затрат по программным мероприятиям с учетом выделяемых на их реализацию финансовых средств;
- внесение соответствующих корректив в механизм реализации Программы, состав исполнителей;
- внесение предложений по изменению и дополнению Программ;
- подготовка ежеквартальной и годовой отчетности о ходе реализации утвержденной Программы по перечню установленных Программой показателей;
11. При наличии нескольких государственных заказчиков Программы государственный заказчик-координатор:
- несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом;
- осуществляет текущую работу по координации деятельности государственных заказчиков Программы, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по целевому и эффективному использованию средств;
- подготавливает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы на очередной финансовый год.
V. Структура Программы
12. В структуру Программы входят следующие разделы:
- паспорт Программы, в котором отражаются:
- содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;
- основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы;
- система программных мероприятий, в том числе меры по созданию и сохранению рабочих мест на региональном и отраслевом уровнях (раздел, содержащий итоговые данные о создании и сохранении рабочих мест в результате реализации Программы и о территориально-отраслевом распределении этих мест), по трудоустройству граждан; переподготовке и социальной защите работников, высвобождаемых в результате реализации Программы, по обустройству мигрантов; обеспечению качества продукции (работ, услуг), а также метрологическое обеспечение, включая систему программных мероприятий по стандартизации и метрологии, необходимых для разработки, производства, эксплуатации и утилизации продукции, строительства объектов, организации технологических процессов и других работ, предусмотренных Программой;
- ресурсное обеспечение Программы;
- механизм реализации Программы;
- организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации.
Титульный лист и паспорт Программы оформляется согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему Порядку.
13. Раздел Программы "Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы" должен включать в себя показатели, которые (с учетом индивидуальности и специфики Программ) необходимы для анализа и оценки:
- конкретных результатов выполнения Программы по годам (реализации инвестиционных проектов, НИОКР, мероприятий по направлению "Прочие нужды");
- использования выделенных средств из бюджета Пензенской области на реализацию Программы;
- эффективности реализации программных мероприятий.
Основными инструментами оценки социально-экономической эффективности Программы являются показатели и методы их расчета, применяемые государственными заказчиками Программы.
К показателям, необходимым для оценки эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации Программ в сфере реального сектора экономики, относятся показатели снижения энергоемкости, материалоемкости и трудоемкости на единицу выпускаемой продукции, роста объемов выпускаемой продукции. Для Программ в социальной сфере используются показатели, отражающие рост доходов на душу населения, создание новых рабочих мест и другие. Для Программ в сфере экологии - показатели, отражающие изменение экологической обстановки и степень достижения нормативного качества окружающей среды.
14. К проекту целевой Программы должны быть приложены:
- пояснительная записка;
- финансово-экономическое обоснование Программы;
- бизнес-планы инвестиционных проектов Программы;
- бюджетная заявка на ассигнования из бюджета Пензенской области для финансирования Программы на очередной год по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку;
- в случае долевого финансирования - соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) Программы и организациями, органами местного самоуправления, подтверждающие финансирование Программы из внебюджетных источников или местных бюджетов.
15. В Программе необходимо обеспечить увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с предполагаемыми к освоению объемами финансовых ресурсов, а также согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач. На ближайшие один-два года должны быть конкретизированы программные мероприятия, их финансирование за счет всех источников.
VI. Экспертиза, оценка и утверждение Программы
16. Проект Программы вместе с документами, указанными в пункте 14 настоящего Порядка, представляется на согласование заместителям Председателя Правительства Пензенской области, курирующим соответствующие отрасли, в Управление экономики Пензенской области и Министерство финансов Пензенской области. Представленные материалы должны содержать исчерпывающие данные, необходимые для проведения анализа проекта Программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, наличия ресурсных возможностей реализации этой Программы в предполагаемые сроки, оценки ее эффективности.
17. Управление экономики Пензенской области с учетом предложений заинтересованных органов государственной власти Пензенской области в течение 10 дней со дня представления проекта Программы подготавливает заключение по проекту Программы и прилагаемым материалам.
При необходимости организуется независимая экспертиза проекта Программы. Порядок проведения независимой экспертизы проекта Программы устанавливается Правительством Пензенской области.
18. С учетом замечаний и предложений Управления экономики Пензенской области и с учетом предложений заинтересованных органов государственной власти Пензенской области государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) Программы производит доработку проекта Программы.
Пункт 19 настоящего Порядка вступает в силу с 1 января 2009 г.
19. После доработки проект Программы вносится на утверждение Правительства Пензенской области. Программа утверждается постановлением Правительства Пензенской области не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона Пензенской области о бюджете Пензенской области на соответствующий финансовый год в Законодательное Собрание Пензенской области.
VII. Финансирование Программы
20. Утвержденные Программы реализуются за счет средств бюджета Пензенской области. Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета может быть предоставлено в виде субсидий на реализацию аналогичных федеральных долгосрочных целевых программ. Программой может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию аналогичных муниципальных целевых программ. Условия предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий устанавливается соответствующей программой.
21. К внебюджетным источникам относятся: взносы участников реализации Программы, включая организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления предприятий, заинтересованных в осуществлении Программы; кредиты банков, средства различных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации Программы (или ее отдельных мероприятий), другие не запрещенные законодательством поступления.
22. Иностранные инвесторы могут финансировать Программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.
23. Источником финансирования Программ могут являться целевые кредиты банков под государственные гарантии Пензенской области. Государственные гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные программные мероприятия или проекты.
24. Для финансирования Программ из бюджета Пензенской области Управление экономики Пензенской области совместно с Министерством финансов Пензенской области с привлечением государственных заказчиков Программ в сроки, устанавливаемые Правительством Пензенской области для формирования бюджета Пензенской области на очередной финансовой# год и плановый период, представляют на рассмотрение Правительства Пензенской области перечень Программ, предлагаемых к финансированию из бюджета Пензенской области и объемам их финансирования.
25. При сокращении объемов бюджетного финансирования государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) Программы разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, средств местных бюджетов для реализации мероприятий Программы в установленные сроки.
26. На финансирование Программы из внебюджетных источников на очередной финансовый год государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) Программы заключает с исполнителями Программы контракты (договоры) после утверждения Программы.
27. В случаях, когда государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) Программы в отчетном году не принял меры по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников и местных бюджетов, предусмотренных утвержденной Программой, Министерство финансов Пензенской области с участием государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) Программы и Управления экономики Пензенской области вносит в Правительство Пензенской области предложения о сокращении доли финансирования указанных мероприятий за счет средств бюджета Пензенской области на очередной финансовый год о корректировке их целей и сроков реализации или о целесообразности дальнейшей реализации Программы.
28. Организация закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд Пензенской области осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Пензенской области.
VIII. Изменение или досрочное прекращение реализации Программы
29. Основаниями для внесения предложений по изменению или досрочному прекращению целевых программ являются:
- досрочное выполнение Программы;
- отсутствие бюджетных средств для реализации Программы на очередной финансовый год и плановый период полностью или частично;
- низкая эффективность программных мероприятий;
- возникновение иных обстоятельств, препятствующих реализации Программы.
30. Изменение или досрочное прекращение реализации Программы инициируется государственным заказчиком программы или Управлением экономики Пензенской области.
В случае инициации решения об изменении или досрочном прекращении программы государственный заказчик программы готовит итоговый отчет о ходе ее реализации с обоснованием причин прекращения или изменения программы.
Мотивированные предложения об изменении или досрочном прекращении реализации программы проходят экспертизу в Управлении экономики Пензенской области.
31. По каждой целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.
Пункт 32 настоящего Порядка вступает в силу с 1 января 2009 г.
32. По результатам указанной оценки Правительством Пензенской области не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год в Законодательное Собрание Пензенской области может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию целевой программы, приостановлении или досрочном прекращении ее реализации.
В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих целевых программ государственных контрактов в бюджете Пензенской области предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.
33. В случае сокращения финансирования целевой программы за счет средств бюджета Пензенской области и иных источников государственный заказчик разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников финансирования и вносит в установленном порядке изменения и дополнения в программу.
34. Внесение изменений в целевую программу, касающихся увеличения объемов финансирования программных мероприятий, допускается при условии обеспечения опережающей положительной динамики ожидаемых результатов программы и утверждается постановлением Правительства Пензенской области.
IX. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
35. Формы и методы управления реализацией Программы определяются ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).
Реализация Программы осуществляется на основе контрактов (договоров) по установленной законодательством форме на закупку и поставку продукции для областных государственных нужд, заключаемых государственным заказчиком Программы со всеми исполнителями программных мероприятий. Контракт (договор) определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению областных государственных нужд, регулирует их отношения при выполнении контракта (договора), в том числе предусматривает контроль государственного заказчика Программы за ходом работ по выполнению контракта (договора).
Государственные заказчики Программ информируют Министерство финансов Пензенской области и Управление экономики Пензенской области о заключенных контрактах (договорах) со всеми участниками реализации Программ по их финансированию из внебюджетных источников, местных бюджетов, в том числе на закупку и поставку продукции для областных государственных нужд.
36. Государственные заказчики Программ с учетом выделяемых на реализацию Программ финансовых средств ежегодно уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, вносят соответствующие коррективы в механизм реализации Программ, состав исполнителей.
37. При необходимости после завершения срока реализации действующей Программы может быть разработана новая Программа, подготовка и утверждение которой осуществляются в порядке, установленном для разработки и реализации областных долгосрочных целевых программ.
38. Государственные заказчики Программ готовят ежеквартальные отчеты о ходе реализации утвержденных программ по перечню установленных показателей и направляют их в Управление экономики Пензенской области до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Управление экономики Пензенской области обобщает информацию по всем целевым программам и представляет Губернатору Пензенской области и Председателю Правительства Пензенской области.
Кроме того, ежегодно до 20 марта Губернатору Пензенской области и Председателю Правительства Пензенской области представляются доклады о ходе реализации Программ в истекшем году.
Доклад должен содержать:
- сведения о результатах реализации Программы за отчетный год;
- данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств бюджета Пензенской области, внебюджетных источников и местных бюджетов;
- сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию Программы;
- сведения о соответствии фактических показателей реализации Программы показателям, установленным при утверждении Программы;
- информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
- сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства;
- сведения о результативности НИОКР;
- сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;
- оценку эффективности результатов реализации Программы;
- оценку влияния фактических результатов реализации Программы на различные сферы экономики Пензенской области (мультипликативный эффект по результатам реализации Программы).
По Программе, срок реализации которой завершился в отчетном году, государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) Программы подготавливает и до 1 марта текущего года представляет заключительный доклад Губернатору Пензенской области и Председателю Правительства Пензенской области.
39. Контрольную деятельность за реализацией Программ координирует Правительство Пензенской области. Проверки выполнения отдельных Программ организуются и осуществляются Управлением экономики Пензенской области с привлечением специалистов Министерства финансов Пензенской области и других заинтересованных органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств внебюджетных источников и местных бюджетов, на полученные результаты от выполнения программных мероприятий.
По итогам проверок Губернатору Пензенской области и Председателю Правительства Пензенской области вносятся предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования Программ или об их прекращении, предоставлении льгот или применении санкций к участникам реализации Программ. Решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации может быть принято не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона о бюджете Пензенской области в Законодательное Собрание Пензенской области.
Заместители Председателя Правительства Пензенской области совместно с курируемыми органами исполнительной власти - государственными заказчиками Программ осуществляют текущий контроль за ходом реализации Программ.
X. Подготовка материалов по федеральным целевым программам
40. Управление экономики Пензенской области получает от Минэкономразвития России вместе с материалами по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации перечень федеральных целевых программ, предполагаемых к финансированию из федерального бюджета на очередной финансовый год. Перечень федеральных целевых программ направляется заместителям Председателя Правительства Пензенской области, руководителям исполнительных органов государственной власти Пензенской области, в администрации муниципальных образований и другим потенциальным участникам федеральных целевых программ с указанием сроков представления бюджетных заявок.
41. Органы исполнительной государственной власти Пензенской области, территориальные органы федеральных органов государственной власти, организации Пензенской области (далее по тексту - территориальные участники федеральных целевых программ) в сроки, установленные соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации о разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу, составляют бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета с обоснованиями запрашиваемых объемов финансирования.
42. Бюджетные заявки по направлению "Капитальные вложения" на объекты социальной сферы, жилищно-коммунального и газового хозяйства представляются для согласования в Управление экономики Пензенской области.
43. В сроки, указанные в пункте 40 настоящего Порядка, территориальные участники федеральных целевых программ совместно с Управлением экономики Пензенской области представляют бюджетные заявки государственным заказчикам Программ - соответствующим федеральным органам исполнительной государственной власти.
44. Управление экономики Пензенской области к установленному сроку представляет бюджетные заявки в Минэкономразвития России.
45. Управление экономики Пензенской области совместно с территориальными участниками федеральных целевых программ проводит работу по согласованию и защите бюджетных заявок по федеральным целевым программам (по направлению "Капитальные вложения" на объекты социальной сферы, жилищно-коммунального и газового хозяйства) в Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.