Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлениюГлавы администрации г. Пензы
от 21 марта 2008 г. N 344
Положение о конкурсе педагогических работников
общеобразовательных учреждений города Пензы "Учитель года - 2008"
Конкурс педагогических работников общеобразовательных учреждений города Пензы "Учитель года" (далее Конкурс) проводится Управлением образования города Пензы при участии Пензенского городского комитета профсоюза работников образования, Муниципального научно-методического центра образования г. Пензы, работников высших учебных заведений, а также заинтересованных общественных организаций.
Конкурс профессионального педагогического мастерства проводится в рамках Всероссийского конкурса "Учитель года - 2008" и призван содействовать распространению педагогического опыта, внедрению новых педагогических технологий в муниципальную систему образования, поддержке талантливых, творчески работающих пензенских педагогов.
Девиз Конкурса: "В подвижничестве учителя - будущее России".
Руководство и организационное обеспечение проведения Конкурса осуществляет организационный комитет (далее Оргкомитет).
I. Цели и задачи Конкурса
- Повышение престижа и статуса учителя в обществе.
- Усиление влияния приоритетного национального проекта "Образование" на профессиональное развитие учительства и его социальную активность.
- Выявление и распространение тиражируемых образцов инноваций в образовании.
- Распространение в муниципальной системе общего образования передового педагогического опыта.
- Создание условий для самореализации педагогов.
II. Участники Конкурса
В Конкурсе могут принять участие педагогические работники муниципальных образовательных учреждений города Пензы, реализующих общеобразовательные программы независимо от их организационно-правовой формы, участвующие в конкурсном отборе лучших учителей общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта "Образование" (далее Заявители).
Стаж педагогической работы участников Конкурса - не менее пяти лет. Не допускаются к участию победители и лауреаты городского этапа Конкурса последних трех лет.
III. Порядок проведения Конкурса
Конкурс "Учитель года - 2008" проводится в 2 этапа:
1 этап - в общеобразовательных учреждениях.
Условия Конкурса, процедуру отбора участников первого этапа определяет само общеобразовательное учреждение.
2 этап - городской, проводится в два тура.
Подготовку и проведение второго этапа Конкурса осуществляет Оргкомитет.
На второй этап Конкурса общеобразовательные учреждения могут выставить две кандидатуры победителей первого этапа Конкурса.
Первый тур второго этапа - предварительный.
Для участия в первом туре общеобразовательным учреждениям необходимо согласно пункту IV настоящего Положения представить в Муниципальный научно-методический центр образования документы конкурсанта.
Члены экспертного совета проводят экспертизу представленных материалов, знакомятся с системой работы конкурсанта на его рабочем месте.
Жюри на основе заключений экспертного совета отбирает участников второго (очного) тура конкурса. К рассмотрению Жюри принимаются материалы, получившие на первом (предварительном туре) не менее 75% от максимально возможного количества баллов.
Второй тур второго этапа - очный.
Второй тур включает следующие конкурсы:
1. Самопредставление (визитная карточка) - в свободной форме с использованием любых форм презентации (до 10 мин.).
Примечание: В данном конкурсе допускается участие только конкурсанта.
2. Представление системы работы в рамках проблемной номинации, выбранной участником конкурса самостоятельно (до 10 мин.):
- Традиции в образовании;
- Инновации в образовании и развивающее обучение;
- Воспитывающее обучение;
- Учитель-исследователь;
- Активные формы обучения;
- Информационные технологии;
- Практикоориентированное образование.
3. Учебное занятие по предмету (в соответствии с изучением материала учащимися) (30 мин.). Расширенный самоанализ конкурсного урока и ответы на вопросы жюри (до 10 мин).
4. Мастер-класс "Учитель учителей" (с участием членов городского педагогического клуба "Пеликан") (25 мин., включая 5 мин. на ответы Жюри). Тему мастер-класса (в рамках педагогической концепции) выбирает конкурсант.
5. Психолого-педагогический конкурс "Школа и семья".
6. Пресс-конференция с журналистами газеты "Пятый угол".
Жюри оценивает выполнение конкурсных заданий по следующим критериям:
Самопредставление (хобби и визитная карточка учителя)
(до 40 баллов):
а) своеобразие и оригинальность творческого самовыражения;
б) качество и уровень исполнения;
в) педагогический артистизм.
Представление системы работы
(до 70 баллов):
а) актуальность темы, степень ее соответствия современным тенденциям развития образования;
б) проявление индивидуальности;
в) логичность и последовательность изложения материала, уровень владения материалом;
г) интеллектуальный и культурный уровень.
Комментарии к выбору проблемной номинации
Сущностные характеристики номинаций
Традиции в образовании
- Преемственность лучших традиций российского образования.
- Опора на опыт признанных деятелей педагогической науки, его современное прочтение.
- Единство обучения и воспитания в образовательном процессе.
Инновации в образовании и развивающее обучение
- Отработка инновационных подходов к обучению и воспитанию.
- Новые подходы к планированию и оцениванию результатов обучения.
- Разработка и реализация высокоэффективных педагогических технологий.
Учитель-исследователь
- Поисковая, исследовательская, экспериментальная деятельность.
- Применение последних достижений науки в своей работе.
- Интеграция предметов, создание новых курсов.
Активные формы обучения
- Проблемность учебных заданий, вопросов, упражнений.
- Способы мотивации учебной деятельности.
- Интенсивность творческого общения между участниками учебно-воспитательного процесса. Владение принципами и методами групповой и индивидуальной работы с учащимися (дискуссии, моделирование, ролевые игры, проектирование).
Информационные технологии
- Оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе, в том числе ресурсов Интернет.
- Разработка современных мультимедийных дидактических материалов и эффективное их использование в обучении.
- Использование информационных технологий в проектной деятельности.
Практико-ориентированное образование
- Соединение академических целей образования с социально-значимыми целями для достижения успешной социализации учащихся.
- Развитие способностей и умений учащихся самостоятельно получать знания, систематизировать и применять их на практике.
- Направленность на подготовку школьников к жизни в современном обществе.
Воспитывающее обучение
- Доминирующая воспитательная направленность педагогической деятельности.
- Создание условий для гуманистического миропонимания и мировосприятия.
- Высокая демократическая и гражданско-правовая культура учителя.
- Воспитание патриотизма, уважения к законам и ответственности за свои поступки.
- Воспитание у школьников толерантности, этнокультурного мышления, уважения к культурным различиям, особенностям и традициям других народов.
Содержательные критерии проблемных номинаций
Традиции в образовании
- Энциклопедичность знаний, фундаментальность подготовки.
- Гуманистическая направленность и широта педагогического мышления.
- Владение словом, культура и выразительность речи, гармонизация монолога и диалога в методике преподавания.
- Соединение знаниевого подхода с развивающим обучением.
- Обучающий и воспитывающий характер преподавания или единство обучения и воспитания в образовательном процессе.
Инновации в образовании и развивающее обучение
- Переход от знаниевой парадигмы в обучении к развивающей.
- Педагогическая смелость и неординарность: стремление расширить рамки устоявшихся представлений в педагогике и методике преподавания, использование новейших технологий.
- Ярко выраженный мотивационный подход в обучении.
- Новые подходы к планированию и оцениванию результатов обучения.
- Развитие критического мышления у школьников.
Учитель-исследователь
- Ярко выраженная склонность к поисковой, исследовательской, экспериментальной работе.
- Способность к глубокой профессиональной рефлексии своего опыта.
- Применение в работе последних достижений науки в своей работе.
- Поиск новых путей интеграции с другими областями знаний.
Активные формы обучения
- Создание атмосферы интенсивного творческого общения между участниками образовательно-воспитательного процесса.
- Владение принципами и методами групповой и индивидуальной работы с учащимися (дискуссии, моделирование, ролевые и другие игры, проектирование и др.).
- Эффективность организации учебного сотрудничества и позитивного взаимодействия в учебном процессе.
Информационные технологии
- Мотивация и создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших).
- Компьютерная грамотность и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе, в том числе ресурсов Интернета.
- Умение разрабатывать современные мультимедийные дидактические материалы и эффективно использовать их в обучении.
- Умение организовывать промежуточный и итоговый контроль знаний с помощью компьютерных программ.
Практико-ориентированное образование
- Соединение академических целей образования с социально значимыми для достижения успешной социализации учащихся.
- Развитие способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.
- Прогностический характер образования, его направленность на подготовку школьников к жизни в современном обществе.
Воспитывающее обучение
- Воспитывающий характер отбираемого учителем содержания обучения.
- Стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
- Планирование деятельности, способствующей формированию опыта эмоционально-ценностных отношений.
Учебное занятие (до 80 баллов):
а) умение реализовать заявленную педагогическую позицию в уроке;
б) соответствие отбора содержания урока заявленным целям и теме урока;
в) соответствие методов и приемов целям и содержанию урока, эффективность их применения;
г) показатели уровня общей культуры, обеспечивающие профессионализм учителя (культура речи, педагогический такт, соблюдение этических норм и правил общения);
д) соответствие достигнутых результатов заявленным целям (образовательная и воспитательная эффективность урока, степень усвоения материала, контроль и оценка).
Самоанализ учебного занятия (до 10 баллов):
а) объективность и логичность самоанализа;
б) владение психолого-педагогической терминологией
Мастер-класс (до 30 баллов) и его самоанализ (до 10 баллов):
а) способность к обобщению и распространению своего педагогического опыта;
б) актуальность и своеобразие представленного опыта, его соответствие заявленной педагогической концепции;
в) педагогическое мастерство представления опыта;
г) объективность и логичность самоанализа;
д) методическая и психолого-педагогическая грамотность.
Психолого-педагогический конкурс "Школа и семья" (до 10 баллов):
а) общая психолого-педагогическая грамотность;
б) педагогическое мастерство в организации сотрудничества с обучающимися и их родителями (законными представителями).
IV. Порядок выдвижения участников конкурса
Выдвижение конкурсантов производится муниципальным общеобразовательным учреждением города Пензы.
В Оргкомитет Конкурса представляются документы (объем до 46 стр.):
1. Представление Заявителя (Приложение 1).
2. Личное заявление на участие в Конкурсе.
3. Анкета участника Конкурса "Учитель года - 2008" (Приложение 2).
4. Творческая работа: эссе (мировоззренческая, культурологическая, психолого-педагогическая позиция учителя) на темы "Моя педагогическая философия", "И снова чья-то маленькая жизнь в твоих руках становится большой", "Встречай, учи и снова расставайся..."; статья в научно-методический журнал; этюд (педагогическая зарисовка) с урока (по выбору конкурсанта).
5. Описание системы работы конкурсанта (в рамках проблемной номинации).
Выделяется и формулируется основная идея педагогического опыта конкурсанта. Отражается своеобразие и новизна опыта с опорой на психолого-педагогические теории, научную литературу. Раскрываются пути реализации педагогического опыта, показатели результативности (до 24 стр.).
6. Заявка на участие в номинации и обоснование выбора (Приложение 3).
7. Заявка на учебное занятие (Приложение 4).
8. Фотографии (цветные): портрет (9х13 см), жанровая (внеклассное мероприятие, урок и т.д.).
9. Приложения (по выбору участников конкурса) (до 18 стр.):
- опубликованные статьи;
- методические разработки уроков;
- сценарии внеклассных мероприятий.
Документы представляются на бумажных и электронных носителях. Материалы представленные на Конкурс не возвращаются.
V. Экспертный совет Конкурса
Для рассмотрения материалов, представленных участниками на первый тур Конкурса, создается экспертный совет. В состав экспертного совета могут входить ученые, методисты МНМЦО, члены городского педагогического клуба "Пеликан", педагоги.
Состав экспертного совета утверждается председателем Оргкомитета Конкурса.
VI. Жюри Конкурса
Оценку результатов, достигнутых в ходе выполнения конкурсных заданий второго тура (2 этап Конкурса), осуществляет жюри.
Состав жюри, порядок его работы утверждаются Оргкомитетом. В состав жюри могут входить специалисты, имеющие большой опыт практической и научной работы в системе образования, принимавшие участие в конкурсном отборе в рамках ПНПО по направлению "Поощрение лучших учителей". Жюри привлекает к своей работе членов экспертного совета Конкурса - специалистов по предметным и проблемным номинациям.
VII. Награждение победителей
1. Победители и призеры второго этапа Конкурса награждаются денежными премиями: победитель Конкурса (I место) - 100 тыс. рублей, призеры Конкурса (II место) - 50 тыс. рублей и (III место) 25 тыс. рублей.
2. Участники Конкурса награждаются почетными дипломами Управления образования города Пензы и памятными подарками.
3. По ходатайству общеобразовательного учреждения или оргкомитета Конкурса победители могут быть представлены к отраслевым наградам.
4. Учредители Конкурса, спонсоры и другие организации могут устанавливать специальные призы победителям, призерам и лауреатам Конкурса.
5. Победители и призеры Конкурса направляются для участия в областном этапе Всероссийского конкурса "Учитель года - 2008".
6. Лучшие учебно-методические материалы и творческие работы участников Конкурса включают в сборник Управления образования города Пензы "Официальные и методические материалы конкурса "Учитель года - 2008".
Заместитель главы администрации - |
А.В. Макаров |
<< Назад |
Приложение 1. >> Представление Заявителя |
|
Содержание Постановление Главы администрации г. Пензы от 21 марта 2008 г. N 344 "Об утверждении Положения о конкурсе педагогических... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.