Докладчик: В.А. Попков, начальник Управления здравоохранения г. Пензы
Заслушав и обсудив информацию начальника Управления здравоохранения города Пензы В.А. Попкова о Стратегии развития муниципальной системы здравоохранения на территории муниципального образования город Пенза на 2008-2012 годы и на основании ст. 22 Устава города Пензы, Пензенская городская Дума решила:
1. Одобрить Стратегию развития муниципальной системы здравоохранения на территории муниципального образования город Пенза на 2008-2012 годы (прилагается).
2. Рекомендовать Управлению здравоохранения города Пензы (В.А. Попков):
2.1. Провести организационные мероприятия по реализации Стратегии развития муниципальной системы здравоохранения на территории муниципального образования город Пенза на 2008-2012 годы.
2.2. Разработать и внести на утверждение в Пензенскую городскую Думу в установленном порядке муниципальные целевые программы:
- "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2008-2011 годы)";
- "Автоматизация станции скорой медицинской помощи в г. Пензе (2009-2011 годы)";
- "Предупреждение и борьба с сосудистыми заболеваниями (2008-2010 годы);
- "Развитие травматологической помощи в г. Пензе (2009-2011 годы);
- "Совершенствование экстренной медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения г. Пензы (2009-2011)";
- "Совершенствование кардиологической помощи жителям города Пензы (2008-2010 гг.)";
- "Совершенствование педиатрической помощи детям города Пензы (2008-2010 гг.)".
3. Рекомендовать главе администрации города Чернову Р.Б. в срок до 01.06.2008 г. изучить возможность строительства детской поликлиники в центре города Пензы.
4. Настоящее решение опубликовать в средствах массовой информации.
5. Контроль за выполнением решения возложить на заместителя главы администрации города - руководителя аппарата А.В. Макарова и постоянную комиссию городской Думы по защите прав граждан, общественной безопасности, науке, образованию, культуре и социальным вопросам (Б.Б. Дрякин).
Глава города |
И.А. Белозерцев |
Одобрена
Пензенской городской Думы
от 20 декабря 2007 г. N 845-42/4
Стратегия
развития муниципальной системы здравоохранения на территории
муниципального образования город Пенза на 2008-2012 годы
1. Введение
Здравоохранение является особой сферой деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье и в связи с этим должно стать одним из самых приоритетных направлений в политической, экономической и социальной жизни страны и общества.
Охрана здоровья населения составляет одну из основ конституционного строя России. Право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в Конституции Российской Федерации (статья 41).
Это право обеспечивается путем предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи, финансированием целевых Программ охраны и укрепления здоровья населения, способствующих развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Здравоохранение г. Пензы предназначено для оптимального удовлетворения потребностей населения в профилактической, медико-социальной и лекарственной помощи:
- обеспечение гарантированной ответственности государства за реализацию прав граждан на охрану здоровья;
- сохранение и улучшение здоровья населения на основе, доступности и бесплатности медицинской помощи при обеспечении населения медико-социальной и лекарственной помощью в рамках государственных гарантий;
- создание условий эффективной деятельности служб здравоохранения в целях качественного оказания населению профилактической, медико-социальной и лекарственной помощи.
Основными задачами муниципальных учреждений здравоохранения на период 2008-2012 гг. должны стать доступность и качество медицинской помощи, улучшение состояния здоровья жителей города Пензы, снижение инвалидности и смертности, оптимальное использование материально-технической базы и кадрового ресурса, определение качественных показателей, эффективное расходование материально-технических ресурсов. Приоритетными направлениями охраны здоровья являются улучшение репродуктивного здоровья, снижение преждевременной и предотвратимой смертности от всех причин, улучшение здоровья детей, снижение уровня социально-значимых и социально обусловленных болезней (туберкулез, венерические болезни, алкоголизм, наркомания и др.), повышение качества и доступности медицинской помощи.
Современная ситуация в здравоохранении характеризуется следующими основными моментами:
1. Отсутствием системы приоритетов развития здравоохранения и долгосрочной программы действий по охране здоровья.
2. Декларативностью государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, их несбалансированностью с имеющимися финансовыми ресурсами при росте соплатежей населения, которые становятся сопоставимыми с объемами государственного финансирования здравоохранения.
3. Изношенностью основных фондов учреждений здравоохранения, составляющей в среднем 60-70%. Степень износа зданий - более 27,4%, Укомплектованность компьютерной техникой не более 30% от потребности. Большая часть приборов и медицинской аппаратуры эксплуатируются 15-20 лет. Неоднократно выработавшие свой ресурс, они не могут гарантировать высокое качество обследований, безопасность и эффективность лечения больных.
Развитие современной медицины требует соответствия материально-технической базы здравоохранения растущим потребностям населения в оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи.
4. Отставанием нормативно-правовой базы от потребностей развития здравоохранения.
5. Низкой эффективностью использования имеющегося ресурсного потенциала здравоохранения.
6. Неэффективной организацией оказания первичной медико-санитарной помощи при преимущественном финансировании стационарной медицинской помощи.
7. Низкой мотивацией руководителей и работников здравоохранения к улучшению качества медицинской помощи и профессиональному росту, а сотрудников организаций системы обязательного медицинского страхования к обеспечению законных интересов граждан в получении медицинской помощи надлежащего качества и объема.
8. Дефицитом кадров в первичном звене здравоохранения и экстренных службах.
2. Анализ состояния здоровья населения и системы здравоохранения
города Пензы
В 2006 году демографическая ситуация в г. Пензе, как и в предыдущие годы оставалась сложной, тем не менее наметилась тенденция к снижению смертности и росту рождаемости.
По состоянию на 1 января 2007 г. в городе постоянно проживает 510362 человека. Численность населения города за год уменьшилась на 3 тысячи человек или 0,6%, при этом за счет низкой рождаемости в предыдущие годы количество детей и подростков уменьшилось на 5,3%. В структуре населения: 45% мужчины; 55% женщины. Взрослое население составляет - 83,8%, среди них 65,2% лица трудоспособного возраста, 21,2% - жители старше трудоспособного возраста. Дети и подростки 16,2%.
За 2006 год в г. Пензе родился 4451 ребенок, что на 9,1% больше, чем в 2005 году. Показатель рождаемости по городу - 8,3 промилле (2005 г. - 7,9 промилле). Смертность среди лиц трудоспособного возраста снизилась на 19,2% в соответствии с 2005 годом и составила 13,7 промилле.
В структуре причин смертности среди лиц трудоспособного возраста преобладают: несчастные случаи, отравления и травмы - 32,5%, заболевания органов кровообращения - 29,3%; онкологические заболевания - 15,3%. Важное место среди показателей, характеризующих здоровье населения, занимает младенческая смертность. Показатель младенческой смертности - 9,0 промилле (областной показатель - 10,6 промилле).
Среди причин смерти детей первого года жизни 59,4% - отдельные состояния перинатального периода; 24,3% - врожденная патология развития; 5,4% - травмы и инфекционные болезни.
В настоящее время медицинскую помощь жителям г. Пензы оказывают 18 муниципальных учреждений здравоохранения города. В лечебных учреждениях города работают 1666 врачей и 4193 средних медицинских работника, из них 61% врачей и 59,9% средних медицинских работников имеют квалификационные категории.
Укомплектованность учреждений здравоохранения участковыми врачами терапевтами - 89,6% (2005 г. - 61,8%); участковыми врачами педиатрами - 100% (2005 г. - 97,6%); врачами общей практики - 96%; медицинскими сестрами участковых терапевтов - 73,7% (2005 г. - 73,7%); медицинскими сестрами участковых педиатров - 67,4% (2005 г. - 67,4%). Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения, показатель составляет 32,2 децимилле (2005 г. - 31,8 децимилле; областной показатель составляет - 30,3 децимилле; Российская Федерация - 42,7 децимилле), средними медицинскими работниками показатель составляет 84,6 децимилле.
В структуре посещений к врачам 69% - занимают посещения по поводу заболеваний (2005 г. - 70%); 23% - посещения с профилактической целью (2005 г. - 22%); посещения на дому 11% (2005 г. - 8%).
В структуре заболеваемости детей
- болезни органов дыхания - 53,1% (в 2005 г. - 51,8%);
- болезни органов пищеварения - 9,9% (в 2005 г. - 10,8%);
- болезни костно-мышечной системы - 6,2% (в 2005 г. - 6,0%);
- последствия травм, отравлений - 5,6% (в 2005 г. - 4,5%);
- болезни глаз - 4,5% (в 2005 г. - 6,2%);
подростков:
- болезни органов дыхания - 40,5% (в 2005 г. - 40,9%);
- болезни органов пищеварения - 13,6% (в 2005 г. - 12,6%);
- болезни глаз - 11,5% (в 2005 г. - 9,8);
- болезни костно-мышечной системы - 8,9% (в 2005 г. - 8,2%);
- травмы - 6,2% (в 2005 г. - 6,2%);
взрослых:
- болезни системы кровообращения - 18,8% (в 2005 г. - 17,3%);
- болезни органов дыхания -14,9% (в 2005 г. - 16,5%);
- болезни костно-мышечной системы - 12,7% (в 2005 г. - 11,8%);
- болезни органов пищеварения - 10,6% (в 2005 г. - 10,6%);
Инфекционная заболеваемость сохраняется на уровне предыдущих лет, всего зарегистрировано 82739 случаев инфекционных заболеваний, показатель составил 16223,3 на 100 тысяч населения. Экономический ущерб от перенесенных инфекционных заболеваний в 2006 г. составил 197216,9 тысяч рублей, в том числе от острых респираторно-вирусных инфекций и гриппа - 163190,6 тысяч рублей.
В течение года не регистрировались случаи заболеваемости дифтерией, корью и полиомиелитом. Отмечены единичные случаи заболеваний коклюшем и эпидемическим паротитом. Снизилась заболеваемость среди населения г. Пензы вирусным гепатитом на 25,4%, скарлатиной на 47,7%, сифилисом на 19,2%, острыми респираторно-вирусными инфекциями на 11,7%.
Показатель заболеваемости туберкулезом в г. Пензе 64,9 случаев на 100 тысяч населения, вновь выявлен 331 больной туберкулезом в том числе: 4 ребенка и 2 подростка. Наибольшее число больных в возрасте 45-54 года - 25%; 25-34 года - 23%; 35-44 года - 22%. Граждане не работающие - 52,1%, пенсионеры - 11%, инвалиды - 5%.
На начало 2007 г. по данным онкологического регистра наблюдаются у врачей онкологов 12061 больной - 2,4% от численности населения г. Пензы. Вновь зарегистрировано 1903 случая злокачественных новообразований, на 1,3% больше 2005 года.
В рамках реализации приоритетного национального проекта по программе дополнительной диспансеризации обследовано 12370 человек, из них признаны практически здоровыми - 12,4%; имеют риск развития заболевания - 26%; нуждаются в амбулаторном лечении - 59,0%, нуждаются в стационарном лечении - 2,4%, нуждаются в обследовании - 2093 человека, прошли обследование 1386 человек - 66,2%; нуждаются в лечение# - 1393 человека, получили лечение 1038 человек - 74,5%.
В структуре онкологической заболеваемости: рак кожи - 15,7% - 1899 человек, рак молочной железы -15,6% - 1894 человека, рак тела матки - 7,4% - 890 человек, рак желудка - 5,7% - 692 человека.
Состояние здоровья женщин за последние пять лет характеризуется как неблагополучное. Увеличилась заболеваемость беременных, плода и новорожденных за счет распространение# анемии и болезней мочеполовой системы, на их фоне увеличилось количество поздних токсикозов беременности, показатель в 2005 г. составил 329,7 промилле и 435,6 промилле в 2006 г.
Несмотря на увеличение нормальных родов в 2006 г. до 33,3% в (2005 г. - 29,4%), их количество остается низким, что напрямую связано с ухудшением состояния здоровья беременных женщин.
Перинатальная смертность в учреждениях здравоохранения города Пензы имеет тенденцию к снижению: 2005 г. - 13,9%; 2006 г. - 10,2%. Ведущей причиной перинатальной смертности по-прежнему остается асфиксия.
В 2006 году в возрасте от 0 до 1 года умерли 37 детей. В структуре смертности: отдельные перинатальные состояния 22 случая (59,4%), врожденные пороки развития 9 случаев (24,3%), несчастные случаи 2 случая (5,4%), заболевания эндокринной системы 1 случай (2,7%), заболевание органов кровообращения 1 случай (2,7%), заболевание нервной системы 1 случай (2,7%).
Новорожденные дети обследуются на врожденную патологию. В течение года проведено обследование 4385 новорожденных. Дети первого года жизни - 2789 человек и 500 детей из многодетных и малообеспеченных семей получают бесплатное детское питание с детской молочной кухни. В отделениях профилактики и реабилитации, действующих на базе общеобразовательных учреждений обследовано 3530 детей, 1955 детей получили профилактическое лечение. Направлено на санаторно-курортное лечение 1625 детей.
С января 2006 г. в учреждениях родовспоможения введен родовой сертификат для оплаты медицинской помощи, оказываемой женщинам в период беременности и родов.
За счет средств родовых сертификатов приобретено 76 единиц медицинского оборудования на сумму 11175,0 тыс. руб. для женских консультаций и родильного дома.
Оснащение женских консультаций лечебно-диагностическим оборудованием в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье", а также приобретение на средства от родовых сертификатов лечебно-диагностического оборудования позволяет своевременно и качественно обследовать женщин.
Проводимая в течение ряда лет диспансеризация детей дает свой положительный результат: процент выздоровления детей повысился с 15,7% в 2005 г. до 18,0% в 2006 г., исход диспансеризации с улучшением повысился с 66,3% до 68,3%. В 2006 г. получили медикаментозное лечение 95,7% детей, подлежащих диспансеризации (в 2005 г. - 93,4%), увеличилось количество детей, получивших физиотерапевтическое лечение 92,3% (в 2005 г. - 83,7%), прошедших курс лечебной физкультуры 93,7% (в 2005 г. - 76,6%), массаж 89,3% (в 2005 г. - 77%).
Временная нетрудоспособность по уходу за заболевшими детьми выросла на 7,3% и составила 17236 случаев (в 2005 г. - 15976 случаев), в днях на 5,1% - 132717 дней (в 2005 г. - 125951 дней). Среднее пребывание на листке нетрудоспособности сократилось на 0,2 дня (с 7,9 дней в 2005 г. до 7,7 дней в 2006 г.).
В 2006 г. впервые признанны# инвалидами 159 детей. Всего детей-инвалидов, проживающих в г. Пензе - 1541 человек. В структуре причин инвалидности на первом месте - заболевания нервной системы 18,3%; на втором - психические расстройства 15,6%; на третьем кардиоревматологические заболевания - 11,9%; на четвертом ортопедические - 8,8%; на пятом болезни глаз - 8,2%. Улучшились показатели оздоровления детей-инвалидов в санаториях, как местного значения, так и в санаториях федерального подчинения с 55,9% в 2005 г. до 70,8% в 2006 г.
Экстренную медицинскую помощь жителям города в круглосуточном режиме оказывают медицинские работники 39-40 бригад станции скорой медицинской помощи.
Укомплектованность станции скорой помощи врачами 46%, средним медперсоналом 91,7%;
В структуре общего объема помощи наибольший удельный вес занимают: оказание скорой медицинской помощи - 49,5%; неотложной помощи - 41,7%, перевозки - 8,50%
В целях повышения качества и доступности медицинской помощи жителям г. Пензы в 2006 году были продолжены мероприятия по реформированию здравоохранения, внедрению малозатратных технологий, повышению эффективности работы первичного звена здравоохранения с расширением объемов медицинской помощи на догоспитальном этапе:
- проведено сокращение 265 малорентабельных круглосуточных и 95 коек дневного пребывания;
- переведены в родильный дом койки для беременных и рожениц, что позволило сконцентрировать в одном месте высокий кадровый потенциал и современное лабораторно-диагностическое оборудование;
- открыта городская детская поликлиника на 220 посещений в смену в районе Арбеково;
- проведена реконструкция приемно-диагностического отделения городской больницы N 1,
- переведены из больницы скорой медицинской помощи (ул. Пионерская, 2) отделения хирургии и травматологии в городскую больницу N 1;
- завершен ремонт и оснащение современным диагностическим оборудованием травмпункта больницы скорой медицинской помощи на ул. Пионерской 2;
- проведен ремонт терапевтического корпуса больницы скорой медицинской помощи, где созданы необходимые условия для лечения больных;
- завершен ремонт дневного стационара, рентгенологического отделения больницы скорой медицинской помощи;
- на станции скорой медицинской помощи введена 2-я реанимационная бригада;
- открыты отделения реабилитации в школах N 13, N 74, N 65.
3. Основные направления совершенствования здравоохранения
I. Повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи
3.1. Реформирование первичной медико-санитарной помощи
В соответствии со статьей 38 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
В настоящее время вопросы реформирования ПМСП имеют приоритетное значение, так как общий уровень доступности и качества медицинской помощи в значительной мере определяется на этапе амбулаторно-поликлинического звена.
Реструктуризация первичной медико-санитарной помощи для повышения эффективности функционирования государственной и муниципальной систем здравоохранения необходима, она должна быть направлена на сокращение издержек и формирование модели управляемой медицинской помощи на основе планирования объемов и ее ресурсного обеспечения; развитие менее затратных форм организации медицинской помощи, ресурсоемкой медицинской помощи.
Реструктуризация должна обеспечить перегруппировку ресурсов внутри и между звеньями, этапами и уровнями медицинской помощи в целях использования наилучших и наименее затратных решений с учетом меняющихся потребностей в медицинских услугах. Она должна способствовать перераспределению финансовых ресурсов из сектора стационарной помощи в сектор амбулаторно-поликлинической помощи; из круглосуточного стационара в дневной стационар, центр амбулаторной хирургии, стационар на дому; от мелких диагностических подразделений к централизованным службам, способным эффективно использовать дорогостоящее диагностическое оборудование. Обязательным условием является укрепление первичной медико-санитарной помощи через реформирование организации амбулаторно-поликлинической помощи по принципу врача общей практики. Это наиболее экономичная и эффективная форма организации медицинской помощи, которая создает благоприятные условия для структурных и кадровых преобразований в амбулаторном и стационарном звене здравоохранения.
Трансформация поликлиники в консультативно-диагностические центры, концентрация специализированной консультативной, диагностической, профилактической и оздоровительной помощи, оснащение поликлиник современным лечебно-диагностическим оборудованием позволит сократить объемы стационарной медицинской помощи за счет развития амбулаторно-поликлинической помощи.
Комплекс мер направленных на поднятие престижа врача общей практики и участкового врача включает в себя:
- повышение оплаты труда на основе новых методов, ориентированных на достижение установленных показателей врачебной деятельности;
- организацию системы повышения квалификации участковых врачей на рабочих местах;
- создание системы мониторинга информации об объемах медицинской помощи, оказываемой населению на всех этапах, включая стационар и скорую медицинскую помощь;
- модернизацию рабочего места врачей (санитарные автомобили, медицинская техника, современные средства связи, телекоммуникации);
- упорядочение практики обращения пациента к узким специалистам;
- разработку механизмов координации участковым врачом выбора стратегии и тактики ведения больного на всех этапах оказания медицинской помощи;
- более тесное взаимодействие с другими учреждениями и ведомствами, влияющими на показатели социального благополучия и состояния здоровья.
3.2. Реорганизация стационарной помощи, внедрение стационарзамещающих
технологий (дневной стационар, стационар одного дня,
центр амбулаторной хирургии)
Необходимость реорганизации стационарной помощи продиктована сохраняющейся низкой эффективностью использования коечной мощности. Современная модель стационарной помощи предполагает:
- организацию многопрофильных дневных стационаров;
- внедрение в практику работы муниципальных учреждений здравоохранения амбулаторных отделений "хирургии одного дня", (опыт работы городской больницы N 3);
- дифференциацию стационаров учреждений здравоохранения в зависимости от видов лечебно-диагностической помощи.
Необходима разработка четких и обоснованных показаний для круглосуточного лечения в стационарах муниципальных учреждений здравоохранения в соответствии с их уровнем, создание непрерывно работающей системы круглосуточных стационаров по интенсивному лечению больных с максимальным использованием материально-технической базы и кадровых ресурсов.
3.3. Улучшение лекарственного обеспечения в соответствии со стандартами
лечения, новейшими разработками и современными требованиями
Приоритетным направлением совершенствования лекарственного обеспечения граждан является улучшение доступности и качества лекарственной помощи. Основные направления совершенствования:
- открытие муниципальных аптечных учреждений во всех микрорайонах города, в том числе удаленных и малонаселенных;
- открытие объектов муниципальной аптечной службы в учреждениях здравоохранения г. Пензы;
- создание в структуре муниципальной аптечной службы группы аптек низких цен (социальных аптек);
- специализированных магазинов (отделов) по реализации детского питания по низким (социальным) ценам;
- рациональное расширение ассортимента лекарственных средств за счет инновационных разработок отечественных и зарубежных производителей;
- внедрение в практику работы аптечных учреждений заказа и доставки лекарственных средств, в том числе дефицитных - на дом, в лечебно-профилактическое учреждение, где проходит лечение больной;
- организация единой муниципальной городской аптечной справочной службы;
- рационализация структуры межбольничных и больничных аптек для улучшения качества изготавливаемых лекарственных средств и снижение цен на них;
- усиление контроля за качеством оказания лекарственной помощи.
3.4. Совершенствование службы скорой медицинской помощи
Совершенствование службы скорой медицинской помощи имеет важнейшее значение для повышения приоритетности первичной медико-санитарной помощи. Повышение уровня травматизма, в первую очередь дорожно-транспортного и криминогенного, ослабление профилактической направленности здравоохранения, ограниченная доступность медикаментов для большинства людей пожилого возраста, необходимость повышения доступности и качества требует внесения корректив в дальнейшее развитие скорой медицинской помощи в России.
Необходима реформа системы скорой медицинской помощи (СМП), основанная на передаче функций неотложной медицинской помощи, введение амбулаторно-поликлинической службы и врачей общей практики. Задачи этой реформы:
- обеспечение равной доступности и оперативности в получении качественных услуг СМП для каждого жителя;
- ограничение роли "скорой помощи" исключительно случаями, требующими экстренной помощи;
- создание эффективной структуры и системы управления службой;
- подготовка и переподготовка персонала службы для работы в новых условиях (фельдшеры, диспетчеры, водители);
- развитие системы оказания первой помощи парамедиками;
- повышение оперативности и медико-экономической эффективности работы службы скорой медицинской помощи за счет оснащения станций и бригад скорой медицинской помощи необходимым медицинским оборудованием, санитарным транспортом, современными средствами связи для координатного определения мобильных объектов и оперативной связи с диспетчерской службой и медицинскими организациями, оказывающими экстренную помощь;
- создание специализированных бригад по оказанию медицинской помощи при ДТП, производственном травматизме, несчастных случаях.
3.5. Совершенствование организации медицинской помощи матерям и детям
- обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи новорожденным и детям раннего возраста, основанной на оказании своевременной реанимационной и интенсивной терапии, на внедрении современных перинатальных и здоровье сберегающих технологий;
- организация реабилитационной помощи, базирующейся на соблюдении основных принципов реабилитации - непрерывности процесса, комплексности подхода к лечению и преемственности между учреждениями, имеющими разную ведомственную подчиненность;
- обеспечение правильным питанием как одним из основных факторов, определяющих здоровье детей, обеспечивающих рост, нормальное физическое и психическое развитие детей и способствующих профилактике заболеваний;
- внедрение современных медицинских и организационных технологий в практику работы и модернизацию материально-технической базы родовспомогательных учреждений на основе современных требований по обеспечению безопасности и качеству медицинских услуг
- внедрение на основе доказательной медицины клинических протоколов лечения, что позволит повысить высокое качество медицинской помощи, уровень подготовки акушеров-гинекологов, педиатров, неонатологов, терапевтов, детских хирургов и других специалистов, оказывающих медицинскую помощь женщинам и детям;
- внедрение в образовательных учреждениях здоровье сберегающих технологий и профилактических программ, направленных на формирование потребности у детей и родителей здорового образа жизни;
- открытие в образовательных учреждениях реабилитационных центров;
- оснащение учреждений детства и родовспоможения современным лечебно-диагностическим оборудованием, расширение службы реанимации и интенсивной терапии новорожденных;
- дальнейшее развитие городской педиатрической службы (открытие детской поликлиники в центральной части города и дальнем Арбекове, строительство городской детской больницы).
Реализация мероприятий позволит удовлетворить потребности матерей и детей в медицинском обеспечении, повысить качество лечебно-диагностического процесса, снизить младенческую смертность, заболеваемость среди детей.
3.6. Информатизация учреждений здравоохранения
- продолжить внедрение информационного обеспечения муниципальных учреждений здравоохранения, используя опыт работы городской клинической больницы N 4.
3.7. Социальная защита медицинских работников
- повышение уровня квалификации работников здравоохранения, внедрение современных подходов к кадровому обеспечению муниципальной системы здравоохранения;
- создание системы страхования профессионального риска работников здравоохранения;
- совершенствование системы оплаты труда медицинских работников с учетом профессионального уровня и качества работы;
- модернизация рабочего места врачей (санитарные автомобили, медицинская техника, современные средства связи, телекоммуникации);
- повышение оплаты труда на основе новых методов, ориентированных на достижение установленных показателей врачебной деятельности.
3.8. Управление качеством медицинской помощи
Качество медицинской помощи - это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям и современному уровню доказательной медицинской науки и технологии.
Внедрение системы мониторинга качества медицинской помощи, направленную# на сбор информации и последующий анализ, с целью выбора самой эффективной из возможных технологий, доказавших свою высокую клиническую результативность в соответствии со стандартами качества.
Внедрение единых методов и технологий сбора и обобщения информации о состоянии качества медицинской помощи.
Ведение больных в амбулаторных и стационарных условиях в соответствии со стандартами и протоколами, основанными на доказательной медицине.
Формирование информационного банка данных о состоянии качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения и мерах по его улучшению.
3.9. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
Профилактика заболеваний, особенно имеющих большое медико-социальное значение, является одной из приоритетных задач не только системы здравоохранения, но и общества в целом, поскольку реальный позитивный эффект профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения зависит от согласованных действий различных секторов общества и государственной политики в этой области. Одним из важнейших аспектов реформирования здравоохранения является: усиление и совершенствование мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний (инфекционных и массовых неинфекционных) и снижение риска воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на население.
Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и преждевременной смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.
Важнейшей задачей является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В связи с особой актуальностью по вопросам профилактики и снижения инфекционной заболеваемости жителей г. Пензы на амбулаторно-поликлинические учреждения возлагается:
- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (в пределах установленных полномочий);
- проведение иммунопрофилактики;
- осуществление санитарно-гигиенического воспитания по вопросам формирования здорового образа жизни.
Совершенствование вторичной профилактики неинфекционных заболеваний может так же внести существенный вклад в улучшение состояния здоровья населения, создавая возможность лицам, уже страдающим заболеваниями не только продлевать жизнь, но и улучшать ее качество.
3.10. Совершенствование кадровой политики и медицинского образования
Основная цель кадровой политики:
- рациональное планирование подготовки и трудоустройства медицинских кадров, использование современных образовательных технологий, позволяющих обеспечить муниципальную систему здравоохранения кадрами, способными на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения качества медицинской и лекарственной помощи населению;
- формирование оптимальной численности и структуры кадров;
- совершенствование дополнительной профессиональной подготовки кадров;
- улучшение качества рабочей среды медицинского персонала, усиление охраны их труда, снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пензенской городской Думы от 20 декабря 2007 г. N 845-42/4 "О Стратегии развития муниципальной системы здравоохранения на территории муниципального образования город Пенза на 2008-2012 годы"
Текст Решения опубликован в "Сборнике нормативных правовых актов, принятых Пензенской городской Думой четвертого созыва в октябре-декабре 2007 г." N 9 (часть IV), в газете "Пензенские губернские ведомости" N 1 от 12 января 2008 г.