Решение Пензенской городской Думы от 23 декабря 2008 г. N 1172-54/4
"О внесении изменений в решение Пензенской городской Думы от 26.06.2007 N 695-36/4 "Об утверждении Программы энергосбережения в муниципальных учреждениях образования города Пензы на 2008-2010 годы"
Настоящее решение прекратило действие с 1 января 2009 г. в связи с истечением срока действия
Докладчик: Голодяев Ю.А. - начальник Управления образования города Пензы
Заслушав и обсудив вопрос "О внесении изменений в решение Пензенской городской Думы от 26.06.2007 N 695-36/4 "Об утверждении Программы энергосбережения в муниципальных учреждениях образования города Пензы на 2008-2010 годы", на основании ст. 22 Устава города Пензы, Пензенская городская Дума решила:
1. Внести в решение Пензенской городской Думы от 26.06.2007 N 695-36/4 "Об утверждении Программы энергосбережения в муниципальных учреждениях образования города Пензы на 2008-2010 годы" ("Пензенские губернские ведомости", 2007, N 24; 2008, NN 2, 21) следующие изменения:
1.1. Наименование решения изложить в следующей редакции:
"Об утверждении долгосрочной целевой Программы энергосбережения в муниципальных учреждениях образования города Пензы на 2008-2010 годы".
1.2. Пункт 1 решения изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить долгосрочную целевую Программу энергосбережения в муниципальных учреждениях образования города Пензы на 2008-2010 годы (прилагается)".
1.3. Приложение "Программа энергосбережения в муниципальных учреждениях образования города Пензы на 2008-2010 годы" изложить в следующей редакции:
"Долгосрочная целевая Программа энергосбережения в муниципальных учреждениях образования города Пензы на 2008-2010 годы
Паспорт программы
Наименование Долгосрочная целевая Программа
энергосбережения в муниципальных учреждениях
образования города Пензы на 2008-2010 годы
Заказчик Администрация города Пензы
Исполнитель-координатор Управление образования города Пензы
Разработчик Управление образования города Пензы
Исполнители Управление образования города Пензы,
муниципальные учреждения образования города
Пензы
Цели и задачи Программы Цели:
- снижение потребления энергетических
ресурсов и повышения энергетической
безопасности объектов образования города
Пензы;
- рациональное использование
топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в
образовательных учреждениях города Пензе;
- снижение затрат на ТЭР в учреждениях
образования.
Задачи:
- внедрение организационных, правовых,
экономических, научно-технических и
технологических мероприятий;
- реализация экономически обоснованного
энергосберегающего комплекса взаимосвязанных
мероприятий;
- установка приборов ТЭР в образовательных
учреждениях.
Основные целевые Экономия теплоэнергоресурсов при условии
индикаторы работы приборов учета
Тройное остекление в раздельных ПВХ проемах
Сроки и этапы реализации 2008-2010 годы
Объемы и источники Объемы финансирования Программы на 2008-2009
финансирования годы за счет средств бюджета города Пензы
подлежат ежегодному уточнению в
установленном порядке. Общий объем
финансирования мероприятий Программы на
2008-2010 годы составляет 48973,095 тыс.руб.
в том числе:
2008 год - 5159,095 тыс.руб.
2009 год - 22301 тыс.руб.
2010 год - 21513 тыс.руб.
Основные ожидаемые Исполнение мероприятий, предусмотренных
конечные результаты Программой, позволит снизить потребление и
затраты на топливно-энергетические ресурсы.
Организация управления Администрация города Пензы, Управление
Программой и контроль образования города Пензы
над# ходом ее реализации
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Оплата коммунальных услуг муниципальными учреждениями образования обходится бюджету г. Пензы в 70 млн. рублей в год, что составляет около 15% расходов на муниципальные учреждения образования и от 3 до 4% всех расходов местного бюджета. Бюджетные расходы на энергопотребление муниципальных учреждений образования в 2004 г. снизились, по сравнению с 2003 г., на 14%. Фактические объемы потребления при этом увеличились менее чем на 5%. В структуре оплаты коммунальных услуг бюджетных организаций доминируют затраты на тепло- (55-58%) и водоснабжение (до 20%).
В связи с этим, повышение эффективности потребления энергоресурсов организаций бюджетной сферы становится экономически актуальным. В 1998-2000 г.г. коммунальные услуги оплачивались организациями бюджетной сферы лишь в незначительной степени, что привело к накапливанию задолженности. Ситуация кардинальным образом изменилась в последние годы. Бюджетные учреждения города Пензы не только обеспечили текущую оплату коммунальных услуг, но и погасили имевшуюся кредиторскую задолженность. Физические объемы лимитов стали приближаться к нормативно-расчетным объемам потребления ресурсов. Последние, как правило, подкреплены необходимым уровнем бюджетного финансирования.
При отсутствии приборов учета оплата за коммунальные услуги бюджетных организаций осуществляется на основе расчетных параметров, определяемых энергоснабжающими организациями. Практика такова, что эти расчеты основаны на совершенно нереальных допущениях, согласно которым, например, системы водоснабжения работают круглосуточно и на максимальной мощности. Следствием такой ситуации является то, что бюджет по сути дела оплачивает не потребленные# ресурсы.
В 1998 г. было принято постановление главы администрации города Пензы от 02.04.1998 г. N 509 "О мерах по реализации государственной политики энергосбережения". В настоящее время ежегодно утверждаются планы комплексных энергоресурсосберегающих мероприятий в целях оснащения муниципальных учреждений приборами, системами учета и регулирования расхода энергоресурсов. В настоящее время большинство учреждений образования снабжены приборами учета потребления энергоресурсов: 72% учреждений образования снабжены счетчиками потребления тепла, в 53% учреждений установлены счетчики горячей воды, и в 90% учреждений - счетчики потребления холодной воды. На сегодняшний день значительная часть приборов не соответствует современным требованиям к системам учета расхода энергоресурсов, и требуется их замена на более эффективные.
Реализация Программы оснащения приборами учета и регулирования организаций бюджетной сферы привела к позитивным результатам. Установка приборов учета в учреждениях образования дала значительную экономию, следствием чего явилась потребность в устойчивом получении экономического эффекта от уточнения объемов потребляемых ресурсов с помощью приборов учета. В ряде школ города снижение оплаты за коммунальные услуги получилось очень значительным. В целом, экономия в бюджетных учреждениях образования города Пензы в 2002 г. составила 37% по теплу и 28% по электроэнергии, по сравнению с утвержденными лимитами потребления на этот год. В 2003 г. эти показатели составили, соответственно, 7% и 14%, в 2004 г. - 4% и 15%, к 2010 году прогноз по экономии тепла - 15%.
Система лимитирования энергоресурсопотребления бюджетной сферы позволила упорядочить платежи за коммунальные ресурсы, но не создала основы для снижения уровней энергопотребления. Лимиты сыграли положительную роль в наведении порядка. В 2004 г., по сравнению с 2001 г., лимиты потребления для учреждений образования по всем видам ресурсов снизились в среднем на 30%. Это создает реальную основу для снижения расходов за счет реализации программ оснащения бюджетных объектов приборами учета и повышения эффективности потребления энергоресурсов.
Еще одним методом эффективности использования ТЭР является энергоаудит. Энергоаудит направлен на решение целого ряда проблем:
1. предварительный энергоаудит (экспресс-обследование), обеспечивает оценку необходимости проведения аудиторской проверки на основании анализа доли энергозатрат (электроэнергия, тепловая энергия, топливо, вода) в суммарных затратах и выявления динамики ее изменения за 2-3 последних года;
2. энергоаудит первого уровня позволяет:
- выявить участки, где нерационально или расточительно расходуются энергоресурсы;
- расставить приоритеты будущей работы;
- выявить целесообразность проведения углубленного обследования.
3. энергоаудит второго уровня позволяет:
- найти возможность внедрения энергосберегающих проектов;
- оценить их технико-экономическую эффективность;
- объединить в одну систему рекомендации и технические решения по рациональному энергопользованию и энергосбережению;
- создать предпосылки для подготовки долговременного комплексного плана реализации энергосбережения.
С привлечением специализированной и аккредитованной организации учреждениям образования города Пензы необходимо произвести комплекс работ по энергетическим обследованиям с целью разработки энергетических паспортов на каждое образовательное учреждение. Энергетический паспорт должен определить состояние энергообеспечения и определить топливно-энергетический баланс. На основании этого документа должна быть определена энергетическая стратегия, которая определит самые узкие места в энергосбережении и позволит направить денежные средства в наиболее эффективные мероприятия по энергосбережению ТЭР.
В настоящее временя# инструментом, обеспечивающим скоординированное решение этой проблемы, является программно-целевой метод управления, позволяющий осуществить эффективное соединение программных целей с путями их достижения, определить объем и адресность проблемы.
Риски:
- уровень инфляции;
- отсутствие кадровых ресурсов необходимой квалификации;
- непредвиденный выход из строя оборудования;
- аварийная ситуации при проведении работ;
- отсутствие необходимых денежных средств.
Мероприятия по их снижению:
- создание всех условий по выполнению данных мероприятий;
- правильная эксплуатация оборудования, проведение профилактических мероприятий;
- своевременный ремонт инженерно-технических коммуникаций.
2. Цели и задачи целевой Программы
Цели Программы:
- Снижение потребления энергетических ресурсов и повышения энергетической безопасности объектов образования города Пензы;
- Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в образовательных учреждениях города Пензы;
- Снижение затрат на ТЭР в учреждениях образования.
Задачи Программы:
- Внедрение организационных, правовых, экономических, научно-технических и технологических мероприятий;
- Реализация экономически обоснованного энергосберегающего комплекса взаимосвязанных мероприятий;
- Установка приборов ТЭР в образовательных учреждениях.
Данные цели и задачи будут достигнуты к 2011 году.
4. Ресурсное обеспечение и технико-экономическое обоснование целевой Программы
Одним из наиболее эффективных направлений в энергосбережении является оснащение учреждений приборами учета.
Наиболее важным разделом Программы является организация комплексной системы учета энергоресурсов. Без обеспечения бесперебойной работы приборов учета оценка эффективности мероприятий по энергосбережению вызывает затруднения. Обеспечить комплексный учет энергоресурсов возможно с применением автоматизированной системы учета энергоресурсов.
Эффективность использования энергетических ресурсов обеспечивается применением прогрессивного подхода, основанного на оснащении потребителей комплексными системами учета, контроля и регулирования. Данные системы представляют собой комплекс технических средств, позволяющих осуществлять многоканальный учет всех видов энергоресурсов: тепловой и электрической энергии, воды, газа, горячей и холодной воды.
Реализация предлагаемых мероприятий позволит:
- по тепловой энергии и горячей воде - уменьшить до 15% величину оплаты за потребление.
Во-первых, установленные приборы учета позволяют оценить реальные объемы потребления энергоресурсов, которые на 25-30% ниже проектных нагрузок.
Во-вторых, для эффективной эксплуатации приборов учета ТЭР и диспетчеризации потребления ТЭР на объектах управления образования необходима разработка и поэтапное внедрение автоматизированной системы учета энергоресурсов.
Автоматическая система учета энергоресурсов |
Сумма (тыс.руб.) |
2008 год |
Школы |
405,1 |
405,1 |
Д/сад |
405,1 |
405,1 |
Учреждения по внешкольной работе с детьми |
59,92 |
59,92 |
Прочие |
4,94 |
4,94 |
Школа-интернат |
4,94 |
4,94 |
Итого |
880 |
880 |
В-третьих, существующие в настоящее время технические недостатки организации приборного учета ресурсопотребления на объектах во многом обусловлены нечеткими формулировками требований к конструкции, установке и эксплуатации приборов учета. Высокие цены на поверку приборов учета заметно удорожают их обслуживание.
|
2008 |
2009 |
2010 |
|||
Техническое обслуживание приборов учета ТЭР |
Поверка, ремонт приборов учета ТЭР |
Техническое обслуживание приборов учета ТЭР |
Поверка, ремонт приборов учета ТЭР |
Техническое обслуживание приборов учета ТЭР |
Поверка, ремонт приборов учета ТЭР |
|
Школы |
1373,765 |
605,8 |
1772,2 |
605,8 |
1772,2 |
605,8 |
д/сады |
944,73 |
918,8 |
1429,2 |
948,8 |
1429,2 |
948,8 |
Учреждения по внешкольной работе с детьми |
171,5 |
176,5 |
171,5 |
176,5 |
171,5 |
176,5 |
Школа-интернат |
29 |
30 |
29 |
- |
29 |
- |
Прочие |
19,1 |
9,9 |
19,1 |
9,9 |
19,1 |
9,9 |
Итого |
2538,095 |
1741 |
3421 |
1741 |
3421 |
1741 |
Всего по году |
4279,095 |
5162 |
5162 |
Необходимо произвести установку приборов регулирования параметров теплоносителя в учреждениях образования. Система автоматического регулирования параметров теплоносителя в зависимости от наружного воздуха позволяет создать комфортные климатические условия внутри помещения, исключая перетоп (см. СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройствам содержания и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях").
|
Сумма (тыс.руб.) |
2009 год |
2010 год |
Школы |
15169,0 |
15169,0 |
- |
Д/сады |
16154,0 |
|
16154,0 |
Учреждения по внешкольной работе с детьми |
1773,0 |
1773,0 |
- |
Прочие |
197,0 |
197,0 |
- |
Школа-интернат |
197,0 |
|
197,0 |
Итого |
33490 |
17139 |
16351 |
Необходимо заменить в плановом порядке трубопроводы на тепловых сетях, находящихся на балансе учреждений, с использованием современной технологии в пенополиуретановой изоляции.
Высокий уровень потерь в тепловых сетях, в 3 раза превышающий нормативный, обусловлен низким качеством теплоизоляционных конструкций и малой эффективностью гидроизоляции. Опыт эксплуатации канальных и бесканальных теплопроводов свидетельствует об ускоренном влагонасыщении слоя тепловой изоляции, что приводит к росту тепловых потерь, интенсивной наружной коррозии с прогрессирующим уровнем повреждаемости трубопроводов и соответствующими утечками. В свою очередь это приводит к вынужденной аварийной подпитке сырой водой и вызванной этим внутренней коррозии тепловых сетей: при этом на долю наружной коррозии приходиться# порядка 83% повреждений, на долю внутренней - 17%.
Путь к решению перечисленных проблем лежит в использовании высокоэффективных теплогидроизоляционных конструкций тепловых сетей, к которым, в частности, относятся конструкции с теплоизоляционным слоем из пенополиуретана (ППУ) в гидроизоляционной полиэтиленовой оболочке.
Применение таких труб позволит заменить канальную прокладку бесканальной, обеспечив существенную экономию капиталовложений в новое строительство и реконструкцию тепловых сетей (на 30-40%).
Учреждениям образования необходимо в плановом порядке произвести утепление ограждающих конструкций и оконных проемов.
Тройное остекление |
Сумма (тыс.руб.) |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Школы |
4073 |
- |
- |
4073 |
От того, насколько эффективны конструкции стен, окон, дверей здания и материалы, из которых они сделаны, насколько точно определены расходы потребляемого каждым помещением тепла, воды, газа, электроэнергии, зависит величина оплаты коммунальных услуг.
Новые здания должны возводиться в соответствии с повышенными нормами теплозащиты, в соответствии с положениями строительных норм и правил. В зданиях старой застройки улучшить теплозащиту, уменьшить теплопотребление и затраты на оплату тепла и энергии помогут новые теплоэффективные материалы, новые приборы контроля и регулирования потребляемых энергоресурсов.
В ходе реализации Программы повышается социально-экономическая эффективность, создаются более комфортные условия для проведения образовательного процесса, а также экономятся бюджетные средства. Негативные экологические последствия при реализации мероприятий, предусмотренных в программе, отсутствуют.
5. Перечень программных мероприятий
Объемы финансирования Программы на 2008-2009 годы за счет средств бюджета города Пензы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению установленным порядком. Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2008-2010 годы составляет 48973,095 тыс.руб. в том числе:
N п/п |
Наименование мероприятия |
2008 год (тыс.руб.) |
2009 год (тыс.руб.) |
2010 год (тыс.руб.) |
Ожидаемые результаты |
Исполнители |
||
1 |
Автоматическая система учета энергоресурсов |
880 |
- |
- |
Автоматическое считывание показаний приборов учета |
Управление образования города Пензы |
||
2 |
Техническое обслуживание приборов учета ТЭР |
2538,095 |
3421 |
3421 |
Бесперебойная работа приборов учета, экономия ТЭР |
Управление образования города Пензы |
||
3 |
Поверка, ремонт приборов учета ТЭР |
1741 |
1741 |
1741 |
Управление образования города Пензы |
|||
4 |
Установка систем автоматического регулирования |
- |
17139 |
16351 |
Создание комфортных условий (внутренняя температура помещения 18-22 С) |
Управление образования города Пензы |
||
5 |
Тройное остекление |
- |
- |
- |
Сохранение тепла, экономия ТЭР |
Управление образования города Пензы |
||
Итого |
5159,095 |
22301 |
21513 |
|
|
6. Сведения о распределении объемов финансирования Программы
Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2008-2010 годы составляет 48973,095 тыс.руб. в том числе:
2008 год - 5159,095 тыс.руб.
2009 год - 22301 тыс.руб.
2010 год - 21513 тыс.руб.
N п/п |
Наименование мероприятия |
2008 год (тыс.руб.) |
2009 год (тыс.руб.) |
2010 год (тыс.руб.) |
1 |
Автоматическая система учета энергоресурсов |
880 |
- |
- |
2 |
Техническое обслуживание приборов учета ТЭР |
2538,095 |
3421 |
3421 |
3 |
Поверка, ремонт приборов учета ТЭР |
1741 |
1741 |
1741 |
4 |
Установка систем автоматического регулирования |
- |
17139 |
16351 |
5 |
Тройное остекление |
- |
- |
- |
Итого |
5159,095 |
22301 |
21513 |
7. Прогноз ожидаемых результатов реализации целевой Программы
Исполнение мероприятий, предусмотренных Программой, позволит снизить потребление и затраты на топливно-энергетические ресурсы.
Реализация предлагаемых мероприятий по оснащению приборами учета бюджетных потребителей позволит:
- по тепловой энергии и горячей воде уменьшить до 15% величину оплаты за потребление;
- установленные приборы учета ТЭР на объектах позволяют оценить реальные объемы потребления энергоресурсов, которые на 25-30% ниже расчетных нагрузок;
- система автоматического регулирования параметров теплоносителя в зависимости от наружного воздуха позволяет создать комфортные климатические условия внутри помещения.
8. Система целевых индикаторов с методикой оценки эффективности целевой Программы
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, применяются целевые индикаторы.
Эффективность Программы оценивается по показателям экономии теплоэнергоресурсов при условии работы приборов учета.
Эффективность действия Программы будет определяться достижением положительной динамики значений целевых индикаторов:
- по тепловой энергии и горячей воде уменьшить до 15% величину оплаты за потребление.
Целевые индикаторы Программы
N п/п |
Целевые индикаторы Программы |
Единица измерения |
2007 (базовый год) |
2008 |
2009 |
2010 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Экономия теплоэнергоресурсов при условии работы приборов учета (И) |
% от расчетной нагрузки |
15 |
15 |
15 |
15 |
Методика оценки эффективности целевой Программы:
1. Для вычисления значения индикатора "Экономия теплоэнергоресурсов при условии работы приборов учета" используются данные ежегодного мониторинга потребления теплоэнергоресурсов по формуле:
,
Где
- индикатор экономии ТЭР;
Р - Факт (прогноз), Гкал/год при рабочем состоянии приборов учета (отчетный период);
- Лимиты, Гкал/год (за отчетный период);
- индикатор потребления.
Потребление энергоресурсов
|
2007 (факт базовый) |
2008 |
2009 |
2010 |
Лимиты, Гкал/год, (Д) |
133353,72 |
135026,4 |
139516 |
139516 |
Факт (прогноз), Гкал/год при рабочем состоянии приборов учета, (Р) |
113795,64 |
114772,44 |
118588,6 |
118588,6 |
9. Организация управления Программой и контроль над ходом ее реализации
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет администрация города Пензы в соответствии с порядком принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ города Пензы и порядком проведения мониторинга эффективности реализации долгосрочных целевых программ города Пензы.
Для реализации Программы Управление образования города Пензы организует выполнение мероприятий целевой Программы, проводит ежеквартальный мониторинг использования финансовых средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы.
Администрация города Пензы с учетом выделенных на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия.
Управление образования города Пензы как главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Исполнители и координатор целевой Программы осуществляют в пределах своей компетенции координацию деятельности целевой Программы, мероприятий и объемов их бюджетного финансирования, организуют размещение информации в электронном виде о ходе и результатах реализации, финансировании программных мероприятий".
2. Признать утратившими силу с 01.01.2009 года:
- решение Пензенской городской Думы от 26.06.07 N 695-36/4 "Об утверждении Программы энергосбережения в муниципальных учреждениях образования г. Пензы на 2008-2010 годы" ("Пензенские губернские ведомости", 2007, N 24);
- решение Пензенской городской Думы от 25.04.2008 N 963-45/4 "О внесении изменений в Программу энергосбережения в муниципальных учреждениях образования г. Пензы на 2008-2010 годы" (Пензенские губернские ведомости", 2008, N 21);
- пункт 5 ст. 16 решения Пензенской городской Думы от 20.12.2007 N 843-42/4 "О бюджете города Пензы на 2008 и на период до 2010 года", (Пензенские губернские ведомости", 2008, N 2).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Решением Пензенской городской Думы от 23 декабря 2008 г. N 1181-54/4 решение Пензенской городской Думы от 26 июня 2007 г. N 695-36/4 "Об утверждении Программы энергосбережения в муниципальных учреждениях образования г. Пензы на 2008-2010 годы" было исключено из Перечня нормативных правовых актов, действие которых приостанавливалось в 2008 г.
3. Настоящее решение опубликовать в средствах массовой информации.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования и утрачивает силу с 01.01.2009 года.
Глава города |
И.А. Белозерцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пензенской городской Думы от 23 декабря 2008 г. N 1172-54/4 "О внесении изменений в решение Пензенской городской Думы от 26.06.2007 N 695-36/4 "Об утверждении Программы энергосбережения в муниципальных учреждениях образования города Пензы на 2008-2010 годы"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования и утрачивает силу с 1 января 2009 г.
Текст решения опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 72 от 30 декабря 2008 г.
Настоящее решение прекратило действие с 1 января 2009 г. в связи с истечением срока действия