Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Крым от 01 марта 2018 г. по делу N 21-149/2018
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием представителя ООО "Ульяновские известняки" Сафу А.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
01 марта 2018 года
жалобу "данные изъяты" на решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 11 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении "данные изъяты" (далее ООО "Ульяновские известняки" либо Общество),
установил:
постановлением заведующего сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым Лактионова А.И. от ДД.ММ.ГГГГ N ООО "Ульяновские известняки" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 101000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе ООО "Ульяновские известняки" на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Белогорского районного суда Республики Крым от 11 января 2018 года постановлено решение, которым в удовлетворении жалобы ООО "Ульяновские известняки" отказано, а постановление должностного лица надзорного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, ООО "Ульяновские известняки" ставит вопрос об отмене принятого по настоящему делу судебного акта, ссылаясь на его незаконность по основанию неправильной оценки судьей районного суда установленных обстоятельств.
Выслушав представителя ООО "Ульяновские известняки" Сафу А.М, поддержавшую жалобу, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ специалистами отдела экологического надзора г. Белогорска и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона была проведена внеплановая выездная ООО "Ульяновские известняки". В ходе проверки выявлено, что ООО "Ульяновские известняки" эксплуатирует северный участок Ульяновского месторождения известняка, расположенного в "адрес", на основании лицензии N выданной Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки был проведен визуальный осмотр территории указанного северного участка, в результате чего установлено, что в результате деятельности ООО "Ульяновские известняки" образуются отходов, относящиеся к I-IV классам опасности согласно федеральным классификационным каталогом отходов. Факт образования отходов I-IV класса опасности на территории северного участка подтверждается материалами учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов производства и потребления, отчетностью по форме 2-ТП (отходы), материалами фотофиксации. В частности, в соответствии с материалами учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных, другим лицам отходов производства и потребления, отчетностью по форме 2-ТП (отходы) на предприятии образуются 13 видов отходов I-IV класса опасности. В ходе проверки также выявлено, что Обществом не направлены в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым паспорта отходов I-IV классов опасности для подтверждения отнесения видов отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности по 7 видам отходов. Кроме того, в ходе проверки выявлено, что в Обществе не разработаны и не утверждены паспорта отходов I-IV класса опасности по 6 видам отходов. Все выявленные нарушения зафиксированы в Акте проверки Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N
ДД.ММ.ГГГГ заведующим сектором экологического надзора г. Белогорска и Белогорского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - старшим государственным инспектором Республики Крым Лактионовым А.И. в отношении ООО "Ульяновские известняки" составлен протокол об административном правонарушении по признакам ст.8.2 КоАП РФ.
В письменных объяснениях в протоколе об административном правонарушении представитель ООО "Ульяновские известняки" указал, что предприятием в декабре 2015 года были изготовлены паспорта отходов I-IV классов опасности по 7 видам отходов, данные паспорта были направлены в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым для согласования, однако, после проверки, они были возвращены им на доработку.
Из письма заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что материалы по паспортизации отходов были возвращены нарочно ДД.ММ.ГГГГ хозяйствующему субъекту ООО "Ульяновские известняки". В электронном сервисе государственной информационной системы "ПТК Госконтроль" - Модуль "Государственный кадастр отходов" не предусмотрено наличие информации о получателе возвращенных материалов по паспортизации отходов. Минприроды Крыма обращает внимание на то, что возвращенные материалы по паспортизации отходов были доработаны и повторно направлены ДД.ММ.ГГГГ от ООО "Ульяновские известняки" в адрес Минприроды Крыма (л.д.90, 102).
ДД.ММ.ГГГГ определением назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ в отношении ООО "Ульяновские известняки".
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии со ст.1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Положениями Закона N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно ст.11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, должны, в том числе, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с ч.ч.1 и 3 ст.14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В судебном заседании суда первой инстанции представители ООО "Ульяновские известняки" не отрицали того, что в процессе деятельности ООО "Ульяновские известняки" образуются указанные отходы I - IV класса опасности.
Судом первой инстанции верно указано, что не может служить основанием для прекращения производства по делу, то обстоятельство, что в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ были направлены паспорта отходов I-IV классов опасности по 7 видам отходов, поскольку, как установлено судом районного суда, указанные паспорта были возвращены как несоответствующие требованиям действующего законодательства и повторно были представлены в Министерство лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть во время проведения вышеуказанной внеплановой проверки.
Паспорта отходов I-IV классов опасности по 7 видам отходов, образующихся в результате деятельности предприятия были предоставлены лишь ДД.ММ.ГГГГ, факт заключения предприятием договоров по разработке указанных паспортов не является основанием для возможности не предоставления указанных паспортов отходов.
Диспозицией ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно п.6 приказа Минприроды России от 04 марта 2016 N 66 "О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду", результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным.
В силу п.3, 4, 7 "Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности", утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (далее - Правила) паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Согласно п.10 Правил на отходы, включенные в федеральный классификационный каталог отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица оформляют паспорт в порядке, установленном пунктом 7 настоящих Правил.
Несоблюдение вышеуказанных норм законодательства, регулирующего порядок обращения с отходами, образует событие административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо контролирующего органа и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности виновности ООО "Ульяновские известняки" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Доводы Общества, изложенные в жалобе, нахожу несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела и основаны на неверном толковании законодательства об охране окружающей среды. Кроме того, данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им оценку.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы дать основания для отмены решения судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 11 января 2018 года, не установлено.
Таким образом, прихожу к выводу, что ООО "Ульяновские известняки" обоснованно и на законных основаниях привлечено к административной ответственности.
При определении ООО "Ульяновские известняки" административного наказания должностным лицом надзорного органа учтены все заслуживающие внимание обстоятельства, ему назначено наказание, предусмотренное санкцией ст.8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу "данные изъяты"" оставить без удовлетворения,
решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 11 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты", - без изменения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.