Решение Арбитражного суда Пензенской области
от 16 апреля 2009 г. N А49-734/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2009 г. N А49-734/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 16 апреля 2009 г.
Арбитражный суд Пензенской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению МУП "Горводоканал" (442530 Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Правды, 88) к Управлению по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области (440000 г. Пенза, ул. Володарского, 49), третье лицо: Администрация г. Кузнецка Пензенской области (442530 Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, 191) при участии Прокуратуры Пензенской области (440052 г. Пенза, ул. Богданова, 7) об оспаривании нормативного правового акта, установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал" обратилось в арбитражный суд с заявлением и с учетом уточнения требований при оставлении заявления без движения (том 1 л.д. 51-53) просит признать приказ Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 21.11.2008 N 5 "О внесении изменений в приказ Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 05.11.2008 N 1 "Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (в том числе предельных уровней тарифов на тепловую энергию для населения), за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов по муниципальным образованиям Пензенской области на 2009 год" недействующим в части установления предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, для г. Кузнецка в размере 116,8%.
При этом от Прокуратуры Пензенской области поступило письменное ходатайство (том 1 л.д. 61) о вступлении прокурора в арбитражный процесс на основании положений части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанное ходатайство арбитражным судом удовлетворено, что отражено в определении об отложении судебного разбирательства от 18.03.2009 (том 1 л.д. 110-112).
Этим же определением по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечена Администрация г. Кузнецка Пензенской области.
В судебном заседании 08.04.2009 представители заявителя поддержали уточненные требования и просили суд признать оспариваемый приказ Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 21.11.2008 N 5 недействующим в части установления предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, для г. Кузнецка в размере 116,8%.
При этом в обоснование своих требований заявитель ссылается на нарушение оспариваемым приказом положений статей 2, 3, 7, 13 и 14 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Предприятие в настоящее время является банкротом, признано таковым решением арбитражного суда, и в отношении него ведется конкурсное производство. Установленные оспариваемым приказом ответчика предельные индексы роста тарифов в размере 116,8% на оказываемые предприятием услуги по водоснабжению и водоотведению слишком малы, так как согласно проведенной предприятием экспертизе для обеспечения нормального процесса подачи воды и пропуска стоков с учетом финансового и технологического состояния предприятия ему необходим рост тарифов по воде 146,7% и по стокам 153,5%. Указанный в приказе индекс роста в размере 116,8% не обеспечивает возмещение затрат предприятия на оказание соответствующих услуг и приведет к убыткам, что не соответствует приведенным ссылкам на положения названного Федерального закона. Поэтому оспариваемый приказ в обжалуемой части является необоснованным и не соответствует законодательству.
Представители ответчика в судебном заседании, в отзыве на заявление (том 1 л.д. 67-71) и дополнениях к нему (том 1 л.д. 124-126, том 2 л.д. 24, 25) требования заявителя отклонили и просили отказать в их удовлетворении. При этом ответчик указывает, что является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Оспариваемым приказом в пределах предоставленных ему полномочий были установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов, в том числе, на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2009 год. Этот приказ в полной мере учитывает соответствующие индексы, установленные федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок. Индексы оспариваемым приказом установлены дифференцированно по муниципальным образованиям Пензенской области на основании методологии индексации затрат организаций коммунального комплекса. При этом расчет индексов производился на основании данных, предоставляемых соответствующими органами местного самоуправления, в частности, сведений, представленных Администрацией г. Кузнецка, а также учитывал наличие или отсутствие инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. При этом у заявителя такой программы на 2009 год не имеется. Кроме того, ссылки ответчика на принципы установления тарифов являются ошибочными, так как в рассматриваемом случае речь идет не об установлении тарифов, которые утверждаются органами местного самоуправления, а об установлении предельных индексов, которое производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Представленное заявителем экспертное заключение по вопросу об экономической обоснованности тарифов не может служить допустимым доказательством, так как данная экспертиза была проведена по его собственной инициативе, в то время как согласно законодательству для решения подобных вопросов экспертные учреждения должны привлекаться органом местного самоуправления, устанавливающим соответствующие тарифы. Доводы заявителя об убыточности установленных предельных индексов являются необоснованными, так как их расчет основан на его же сведениях, предоставленных в установленном порядке органу местного самоуправления и ответчику.
Представитель третьего лица в судебном заседании и в отзыве на заявлении (том 2 л.д. 3, 4) сообщил суду, что Администрация г. Кузнецка для расчета предельных индексов представляла в Управление по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области информацию и документы, в частности, балансы водоснабжения и водоотведения, содержащие соответствующие сведения относительно МУП "Горводоканал", а также информацию по фонду оплаты труда в данной организации. При этом производственная программа МУП "Горводоканал" была разработана в августе 2008 года и согласована в ноябре 2008 года. Инвестиционная программа у МУП "Горводоканал" отсутствует, не разрабатывалась и не утверждалась.
Представитель Прокуратуры Пензенской области просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном заключении (том 2 л.д. 20-22). При этом прокуратура считает, что оспариваемый приказ ответчика соответствует законодательству, вынесен в пределах его компетенции и является обоснованным. Индекс в размере 116,8% для г. Кузнецка установлен менее среднего по области индекса в размере 125,5% с учетом представленных ответчику сведений о показателях МУП "Горводоканал" и отсутствием у него инвестиционной программы, что отвечает нормам Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В судебном заседании 08.04.2009 объявлен перерыв до 12 час. 00 мин. 14.04.2009. Представители участвующих в деле лиц о перерыве в судебном заседании извещены под роспись имеющейся в материалах дела распиской (том 2 л.д. 23). После окончания перерыва разбирательство дела было продолжено.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующее.
В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 N 128-э/2 "Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на 2009 год" в среднем для Пензенской области был установлен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, на 2009 год, который составляет 125,5%.
Согласно пункту 1 приказа Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 05.11.2008 N 1 "Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (в том числе предельных уровней тарифов на тепловую энергию для населения), за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов по муниципальным образованиям Пензенской области на 2009 год" были установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, по муниципальным образованиям Пензенской области на 2009 год в размере 125,5% (том 1 л.д. 95, 96). Данный приказ был опубликован в газете "Пензенская правда" 07.11.2008 (том 1 л.д. 97).
Далее Управлением по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области был издан приказ от 21.11.2008 N 5 "О внесении изменений в приказ Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 05.11.2008 N 1 "Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (в том числе предельных уровней тарифов на тепловую энергию для населения), за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов по муниципальным образованиям Пензенской области на 2009 год" (том 1 л.д. 101-103). Приказ опубликован в газете "Пензенская правда" 25.11.2008 (том 1 л.д. 104).
В соответствии с пунктом 1 приказа Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 21.11.2008 N 5 и приложением к нему в пункт 1 приказа от 05.11.2008 N 1 были внесены изменения, согласно которым предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод были дифференцированы по соответствующим муниципальным образованиям Пензенской области.
В частности, для г. Кузнецка Пензенской области в соответствии с оспариваемым приказом ответчика от 21.11.2008 N 5 был установлен предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, на 2009 год в размере 116,8%.
Считая оспариваемый приказ ответчика от 21.11.2008 N 5 в указанной части незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд и просит признать его в этой части недействующим.
Между тем арбитражный суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса).
Согласно пункту 14 статьи 2 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса тарифы и надбавки - это тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, подлежащие регулированию в соответствии с данным Законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 20 названной статьи предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года.
В силу положений части 2 статьи 4 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого приказа) федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации.
Эти предельные индексы устанавливаются с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом региональных и иных особенностей.
Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно положениям части 3 статьи 4 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
При этом указанные предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом местных и иных особенностей.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 названного Закона органы местного самоуправления полномочны устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Согласно Положению об Управлении по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области, утвержденному Постановлением Правительства Пензенской области от 09.10.2007 N 680-пП, названное Управление является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики по вопросам тарифного регулирования и ценообразования. При этом Управление, в частности, уполномочено устанавливать в соответствии с действующим законодательством предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги коммунального комплекса в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для Пензенской области (том 1 л.д. 73-85).
Таким образом, следует признать, что Управление по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области в рамках своих полномочий и в соответствии с приведенными положениями статьи 4 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса правомерно установило предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2009 год для г. Кузнецка Пензенской области в размере 116,8%, то есть в пределах установленного приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 N 128-э/2 в среднем для Пензенской области предельного индекса максимально возможного изменения соответствующих тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в размере 125,5% на 2009 год.
При установлении спорного предельного индекса Управление по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области правомерно применяло приведенные положения части 3 статьи 4 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в соответствии с которыми предельные индексы устанавливаются исходя из объемов производимых товаров и оказываемых услуг организаций коммунального комплекса с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом местных и иных особенностей.
Кроме того, ответчик руководствовался письмом Федеральной службы по тарифам от 28.12.2007 N ЕЯ-7523/5, согласно которому органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации доведено, что подход к утверждению предельных индексов и тарифов в сфере жилищно-коммунального комплекса на 2009 год определен прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года, в соответствии с которым рост затрат организаций коммунального комплекса установлен на уровне индекса потребительских цен, обоснованием более высокого роста тарифов, превышающего прогнозный индекс потребительских цен, кроме роста тарифов естественных монополий, могут быть инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, ориентированные на реновацию отрасли, создание новой инженерной инфраструктуры и улучшение качества оказываемых услуг (том 2 л.д. 27).
При расчете размера спорного предельного индекса ответчик использовал полученные от Администрации г. Кузнецка Пензенской области балансы водоснабжения и водоотведения по муниципальному образованию, сведения о товарной продукции в сфере водоснабжения и водоотведения, сведения об утвержденных тарифах на 2008 год, а также финансово-хозяйственные данные МУП "Горводоканал" об объемах указанных услуг по водоснабжению и водоотведению, величине и видах соответствующих затрат предприятия, себестоимости этих услуг в 2008 году и т.д. (том 1 л.д. 133-141, том 2 л.д. 4, 6-11). Эти сведения были представлены в Администрацию г. Кузнецка, в свою очередь, самим МУП "Горводоканал", что заявитель не оспаривает.
Согласно письму Федеральной службы по тарифам от 28.12.2007 N ЕЯ-7523/5 данные сведения, в том числе затраты МУП "Горводоканал" как организации коммунального комплекса, принятые при формировании тарифов на 2008 год, были учтены ответчиком при расчете предельных индексов для г. Кузнецка на 2009 год (том 1 л.д. 151, 152, том 2 л.д. 26).
Расчет предельных индексов произведен с использованием метода индексации. При этом индексы роста цен по соответствующим статьям затрат при расчете предельных индексов на 2009 год были взяты Управлением по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области из приложения к письму Федеральной службы по тарифам от 22.05.2008 N НБ-2716/12, содержащему прогнозные индексы роста цен по статьям затрат, которые необходимо использовать при расчете предельных уровней тарифов на электрическую, тепловую энергию, а также предельных индексов роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2009 год (том 2 л.д. 28-30). Данное письмо предусматривает для использования в таких расчетах, в частности, индексацию затрат по электрической энергии - 126%, по амортизации - 100%, по затратам на оплату труда - 113,2% и т.д.
Кроме того, ответчик в своем расчете согласно письму Федеральной службы по тарифам от 28.12.2007 N ЕЯ-7523/5 учитывал параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Минэкономразвития России, в части прогноза индекса потребительских цен в 2009 году в размере 109,5% (том 2 л.д. 31). Также при формировании предельного индекса с учетом сведений, представленных Администрацией г. Кузнецка и МУП "Горводоканал", ответчик при расчете уточнил планируемые расходы по статье "фонд оплаты труда" с учетом местных особенностей и учитывал их рост даже в большем, чем указано выше, размере, а именно - 117,7%. Помимо прочего, ответчиком приняты во внимание положения Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и Соглашения о внесении изменения в отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Пензенской области на 2008-2010 гг. от 05.11.2008 (том 2 л.д. 32).
Произведенный Управлением по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области таким образом расчет в итоге показал на 2009 год для г. Кузнецка рост цен по услуге "водоснабжение" в размере 117% и по услуге "водоотведение" - рост в размере 116,6% (том 1 л.д. 151, 152, том 2 л.д. 26). Таким образом, средневзвешенный рост предельных индексов по обоим# перечисленным услугам на 2009 год для г. Кузнецка Пензенской области составил в среднем 116,8%.
Более того, как уже указывалось выше, положения части 3 статьи 4 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также письмо Федеральной службы по тарифам от 28.12.2007 N ЕЯ-7523/5 в числе обязательных критериев, учитываемых органом исполнительной власти субъекта при установлении предельных индексов максимально возможного изменения тарифов по муниципальным образованиям, предусматривают наличие утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
При этом в ходе рассмотрения дела суд установил, что какой-либо инвестиционной программы у МУП "Горводоканал" не имеется, соответственно, инвестиционная программа МУП "Горводоканал" представительным органом местного самоуправления не утверждалась и не представлялась для получения более высокого тарифа (том 2 л.д. 4).
При таких обстоятельствах необходимо признать, что установленный оспариваемым приказом ответчика для г. Кузнецка спорный предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на водоснабжение и водоотведение в размере 116,8% на 2009 год учитывает объемы оказываемых услуг и соответствующие статьи затрат заявителя как организации коммунального комплекса, принятые при формировании тарифов на 2008 год и проиндексированные с учетом индексов их роста на 2009 год, а также отсутствие у МУП "Горводоканал" какой-либо утвержденной представительным органом местного самоуправления инвестиционной программы, что в полной мере соответствует положениям части 3 статьи 4 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также приказу Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 N 128-э/2 и перечисленным выше письмам Федеральной службы по тарифам.
Ссылки заявителя на нарушение оспариваемым приказом положений статей 13 и 14 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса являются несостоятельными и отклоняются арбитражным судом, поскольку указанные статьи Закона и по названию и по содержанию посвящены порядку регулирования тарифов и надбавок, а именно, периоду действия и досрочному пересмотру тарифов и надбавок, тогда как согласно приведенным выше понятиям статьи 2 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса рассматриваемые в данном деле предельные индексы не являются собственно тарифами и надбавками, представляют собой иной правовой инструмент и имеют свой порядок установления, действия и изменения, определяемый, в частности, положениями статьи 4 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
При этом часть 3 статьи 4 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса не запрещает органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации изменять установленные ими предельные индексы, устанавливая лишь ограничение в отношении изменения установленных предельных индексов в течение финансового года, которое должно одновременно сопровождаться внесением изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете.
Поскольку в рассматриваемом случае внесение оспариваемым приказом ответчика от 21.11.2008 N 5 изменений в приказ от 05.11.2008 N 1, согласно которым предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на водоснабжение и водоотведение для г. Кузнецка на 2009 год изменился с 125,5% до 116,8%, произошло не в течение 2009 финансового года, а более чем за месяц до его начала, следовательно, внесения изменений в бюджетное законодательство не требовалось, поэтому оспариваемый приказ соответствует порядку установления и изменения предельных индексов.
Помимо прочего, установление обжалуемым приказом спорного предельного индекса на 2009 год более чем за месяц до начала указанного отчетного периода не противоречит нормам статей 13 и 14 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, так как по смыслу этих статей в их взаимосвязи досрочным пересмотром тарифов и надбавок является их изменение в течение отчетного периода действия этих тарифов и надбавок до окончания соответствующего периода.
Кроме того, заявитель ссылается на положения статей 2 и 7 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса в части определения понятия финансовых потребностей организации коммунального комплекса и их обеспечения за счет средств, поступающих от реализации товаров и услуг данной организации по тарифам, установленным для данной организации.
В этой связи заявитель считает, что установленный оспариваемым приказом спорный предельный индекс является заведомо убыточным для предприятия и нарушает общие принципы, закрепленные в статье 3 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а именно: принцип полного возмещения затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ, а также принцип установления тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ.
Между тем данные доводы не могут быть приняты во внимание арбитражным судом, поскольку, как уже указывалось выше, у МУП "Горводоканал" отсутствует какая-либо инвестиционная программа, она не разрабатывалась и не утверждалась, что согласно пункту 3 статьи 4 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса было учтено ответчиком при установлении спорного предельного индекса. При этом наличие инвестиционной программы является не только критерием при установлении предельных индексов, но и условием реализации указанных принципов, которые также предусматривают необходимость наличия у организации коммунального комплекса инвестиционной программы, которая в данном случае отсутствует.
Более того, перечисленные в статье 3 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса общие принципы, определяющие общие начала и цели регулирования тарифов, являются взаимосвязанными, дополняют друг друга и должны применяться в их совокупности для достижения сбалансированного результата.
При этом помимо перечисленных выше принципов, на которые ссылается заявитель, статья 3 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса устанавливает еще принцип достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса, а также принцип стимулирования снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса.
Реализация всех указанных принципов в их взаимосвязи по смыслу, заложенному законодателем, на практике призвана не допустить ситуации, когда на потребителей услуг могут быть возложены завышенные тарифы с целью компенсации всех затрат неэффективной деятельности организаций коммунального комплекса, которые не имеют инвестиционных программ и не принимают мер к сокращению этих затрат, применению энергосберегающих технологий и повышению эффективности своей экономической деятельности, в том числе снижению себестоимости услуг.
В этой связи арбитражный суд считает, что оспариваемый приказ в обжалуемой части не противоречит положениям статьи 3 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и перечисленным в ней общим принципам в их взаимодействии, обеспечивая, в частности, баланс интересов потребителей услуг и интересов организаций коммунального комплекса в целях доступности этих услуг для потребителей и эффективного функционирования организаций коммунального комплекса, а также стимулируя снижение производственных затрат и повышение экономической эффективности оказания услуг.
В обоснование убыточности для него спорного предельного индекса в размере 116,8% заявитель ссылается на экспертизу экономического обоснования тарифов на водоснабжение и водоотведение МУП "Горводоканал" на 2009 год (том 1 л.д. 21-49). Данная экспертиза проведена по инициативе самого предприятия, которое со ссылкой на нее с учетом размера тарифов на 2008 год утверждает, что рост тарифов на 2009 год для обеспечения деятельности МУП "Горводоканал" должен составить по водоснабжению 146,7% и по водоотведению 153,5%, на что заявитель также указывает в своем заявлении (том 1 л.д. 7).
Однако установление таких предельных индексов и тарифов для данного конкретного предприятия в целях полного возмещения его финансовых потребностей на 2009 год нереально, так как нужный заявителю рост предельных индексов в процентном отношении почти в два раза превышает установленный приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 N 128-э/2 в среднем для Пензенской области на 2009 год предельный индекс максимально возможного изменения соответствующих тарифов в размере 125,5%.
Кроме того, согласно пункту 12 части 2 статьи 5 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса привлечение соответствующих организаций для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса относится к компетенции органа местного самоуправления, а не организации коммунального комплекса.
Экспертиза экономического обоснования тарифов на водоснабжение и водоотведение МУП "Горводоканал" на 2009 год (том 1 л.д. 21-49), на которую ссылается заявитель, была проведена ООО "АРН-аудитор" по инициативе предприятия. При этом Администрация г. Кузнецка не привлекала названную организацию для проверки обоснованности тарифов и не представляла ей соответствующих данных по муниципальному образованию для такой проверки. Из анализа экспертизы следует, что она никак не учитывает отсутствие у заявителя утвержденной инвестиционной программы, игнорирует необходимость обеспечения баланса интересов потребителей услуг и организации коммунального комплекса, не рассматривает вопросы доступности соответствующих услуг для потребителей и необходимости снижения производственных затрат, а также повышения экономической эффективности оказания услуг, то есть не учитывает приведенные выше нормы Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. В этой связи данная экспертиза не может служить надлежащим доказательством обоснованности размера желаемых заявителем тарифов.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к выводу, что приказ Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 21.11.2008 N 5 в обжалуемой части вынесен в пределах полномочий ответчика и соответствует приведенным правовым положениям Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Установленный данным приказом спорный предельный индекс для г. Кузнецка в размере 116,8% не превышает предусмотренный приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 N 128-э/2 в среднем для Пензенской области предельный индекс максимально возможного изменения соответствующих тарифов в размере 125,5% на 2009 год. Данный индекс в размере 116,8% является обоснованным, так как учитывает объемы оказываемых услуг и соответствующие статьи затрат заявителя как организации коммунального комплекса, принятые при формировании тарифов на 2008 год и проиндексированные с учетом индексов их роста на 2009 год, а также отсутствие у МУП "Горводоканал" утвержденной инвестиционной программы, что соответствует части 3 статьи 4 названного Закона. Обжалуемый приказ и спорный индекс, как указывалось выше, учитывают также рост потребительских цен и уровень доходов населения, направлены на достижение баланса интересов, доступности услуг и снижения затрат, в связи с чем не противоречат совокупности общих принципов, закрепленных в статье 3 данного Закона, которые должны достигаться совместно и сбалансированно. Установление спорного индекса для г. Кузнецка ниже чем в среднем по области не противоречит закону и обусловлено наличием указанных выше объективных обстоятельств. В этой связи законных оснований для признания названного приказа в оспариваемой части недействующим и для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Доводы заявителя о том, что он признан банкротом и находится в стадии конкурсного производства, не могут быть приняты во внимание арбитражным судом, поскольку Закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса не устанавливает исключений по вопросу об установлении предельных индексов и тарифов в отношении услуг организаций коммунального комплекса, являющихся банкротами, а также не ставит такие организации в преимущественное положение по сравнению с иными более эффективными организациями коммунального комплекса.
При обращении в арбитражный суд заявитель не уплатил государственную пошлину, представив ходатайство об отсрочке ее уплаты. Поскольку решение суда состоялось не в его пользу, в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с заявителя в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Признать приказ Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 21 ноября 2008 года N 5 "О внесении изменений в приказ Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 5 ноября 2008 года N 1 "Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (в том числе предельных уровней тарифов на тепловую энергию для населения), за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов по муниципальным образованиям Пензенской области на 2009 год" в части установления предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, для г. Кузнецка в размере 116,8% соответствующим Федеральному закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Взыскать с МУП "Горводоканал" (Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Правды, 88) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 апреля 2009 г. N А49-734/2009
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Пензенской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве