Министру здравоохранения
и социального развития
Пензенской области
Никишину А.В.
ул. Пушкина, 163, г. Пенза, 440018
Прокуратурой Пензенской области проведена проверка приказа Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 19.03.2010 N 67 "Об утверждении форм отчетности об использовании отдельных видов субвенций и субсидий, предоставляемых из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных районов и городских округов" (далее по тексту - Приказ), в ходе которой установлены противоречия отдельных его положений действующему законодательству.
Пунктом 1 Приказа утверждены и введены в действие формы отчетности об использовании субвенций, субсидий, предоставляемых из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных районов и городских округов, в том числе: на финансирование государственных полномочий по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг согласно приложению N 1 (пункт 1.1.), на исполнение государственных полномочий по управлению охраной труда согласно приложению N 4 (пункт 1.4 Приказа).
Пункт 1.1 Приказа, а также Приложение N 1 не согласуются с нормами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Пензенской области от 22.12.2006 N 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области", Закона Пензенской области от 17.12.2009 N 1834-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" с последующими изменениями.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона от 17.12.2009 следует читать как "N 1843-ЗПО"
Так, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями), далее по тексту - Федеральный закон N 131-ФЗ, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации; финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать, в том числе, порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль.
В силу статьи 21 указанного Федерального закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями статьи 19 настоящего Федерального закона предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.
Во исполнение изложенных выше положений Федерального закона N 131-ФЗ статьей 14 Закона Пензенской области от 22.12.2006 N 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" с последующими изменениями (далее - Закон N 1176-ЗПО) предусмотрено, что финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления Пензенской области для осуществления отдельных государственных полномочий в соответствии со статьями 1-4, 5.1, 9-9.3 настоящего Закона, ежегодно предусматриваются Законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год в форме субвенций.
Статьей 17 Закона N 1176-ЗПО определены сроки и порядок представления органами местного самоуправления отчетности об осуществлении отдельных государственных полномочий.
Из содержания норм вышеприведенных Законов следует, что отчетность об осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий должна включать в себя информацию об использовании соответствующих субвенций, предоставляемых из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных образований, поскольку использование бюджетных средств, переданных из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных образований неразрывно связано с исполнением соответствующих государственных полномочий.
Вместе с тем, форма отчетности об использовании указанных субвенций, предусмотренная пунктом 1.1 и Приложением N 1 Приказа Минздравсоцразвития Пензенской области не соответствует положениям Закона Пензенской области от 17.12.2009 N 1843-ЗПО "О бюджете Пензенской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (с последующими изменениями), а именно его приложению N 21, в части назначения этих субвенций.
Приложением N 21 к Закону N 1843-ЗПО предусмотрены субвенции на исполнение государственных полномочий по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Пункт 1.1 Приказа и его Приложение N 1 устанавливают форму отчетности об использовании субвенции на финансирование аналогичных государственных полномочий, в то время как такого вида субвенции действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, не соответствует нормам Закона Пензенской области N 1176-ЗПО и пункт 2 Приказа Минздравсоцразвития области.
Им установлено, что отчеты по приложениям N 1-10 предоставляются ежемесячно не позднее 8 числа месяца, следующего за отчетным.
Приложением N 4 к Приказу установлена форма отчетности об использовании субвенций на исполнение государственных полномочий по управлению охраной труда.
Наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов указанными государственными полномочиями предусмотрено статьей 4 Закона N 1176-ЗПО.
В соответствии со статьей 17 Закона N 1176-ЗПО органы местного самоуправления представляют отчетность об осуществлении отдельных государственных полномочий, указанных в статье 4 настоящего Закона, в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области в виде квартальных и годовых отчетов по формам и в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области.
Таким образом, Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области в части осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по управлению охраной труда предоставлено право регулирования только форм и сроков представления квартальных и годовых отчетов; возможность введения Министерством иных отчетов (ежемесячных) с учетом положений статей 19, 21 Федерального закона N 131-ФЗ, статей 4, 12, 13, 17 Закона Пензенской области N 1176-ЗПО не предусмотрена.
В связи с этим, пункт 2 Приказа Минздравсоцразвития в указанной части принят с превышением компетенции Министерства в сфере осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (пункт 2.1.11 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 12.03.2008 N 160-пП (с последующими изменениями)).
В случае необходимости получения ежемесячной информации об использовании названных выше субвенций Минздравсоцразвития вправе использовать иные формы работы, в частности, запрашивать от органов местного самоуправления необходимую информацию и документы, связанные с осуществлением ими отдельных государственных полномочий, а также по использованию предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, что предусмотрено пунктом 4 части 1 статьи 13 Закона N 1176-ЗПО.
Таким образом, необходимо приведение в соответствие с действующим законодательством пунктов 1.1 и 2 Приказа, а также его приложения N 1.
Наряду с этим, представляется необходимым в целях соблюдения правил юридической техники и логического изложения документа внести коррективы в пункт 1 Приказа, а также его приложения.
Учитывая, что действующее законодательство не предусматривает такую форму межбюджетного трансферта, как субсидии на исполнение государственных полномочий, из пункта 1 слово "субсидии" следует исключить, предусмотрев положения о предоставлении отчетности по субсидиям на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей отдельным пунктом Приказа.
Также надлежит использовать единый подход при указании в приложениях к Приказу наименований органов, должностные лица которых согласовывают отчет (в отдельных приложениях указаны управления или отделы социальной защиты населения, в других - уполномоченные органы в сфере социальной поддержки населения).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требую:
Рассмотреть настоящий протест и внести изменения в пункты 1.1. и 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 19.03.2010 N 67 "Об утверждении форм отчетности об использовании отдельных видов субвенций и субсидий, предоставляемых из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных районов и городских округов", а также его приложение N 1.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.
Прокурор области |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 15 апреля 2010 г. N 7-5-35-2010 на отдельные положения приказа Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 19.03.2010 N 67 "Об утверждении форм отчетности об использовании отдельных видов субвенций и субсидий, предоставляемых из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных районов и городских округов"
Текст протеста официально опубликован не был