Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением
администрации г. Кузнецка
Пензенской области
от 13 сентября 2010 г. N 1329
Положение
о единой дежурно-диспетчерской службе города Кузнецка
25 мая 2011 г.
Постановлением администрации г. Кузнецка Пензенской области от 25 мая 2011 г. N 569 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Общие положения
Положение о единой дежурно-диспетчерской службе города Кузнецка (далее - ЕДДС) определяет принципы построения, состав, порядок выполнения задач и взаимодействия дежурно-диспетчерских служб организаций и объектов экономики города Кузнецка (далее - ДДС).
ЕДДС является органом повседневного управления Кузнецкого городского звена территориальной подсистемы единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС), служб города Кузнецка к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), обеспечения эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств городских служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
ЕДДС создана для экстренной связи при чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушили условия жизнедеятельности населения.
ЕДДС создается при администрации города Кузнецка в качестве штатного подразделения Управления по делам ГОЧС города Кузнецка.
Непосредственное руководство ЕДДС осуществляет председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности через Управление по делам ГОЧС города Кузнецка и 2 отряд федеральной противопожарной службы.
В своей деятельности по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ЕДДС руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Губернатора и Правительства Пензенской области, решениями комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Кузнецка, а также настоящим Положением.
2. Назначение и цель создания единой дежурно-диспетчерской службы
ЕДДС представляет собой специальный орган управления и предназначена для координации действий существующих дежурно-диспетчерских служб, в первую очередь служб, имеющих силы и средства быстрого реагирования на ЧС: экстренного вызова "01", "02", "03", "04", жилищно-коммунального хозяйства.
Создание и функционирование ЕДДС не отменяет существующего до ее образования порядка приема дежурно-диспетчерскими службами (ДДС) сообщений от населения о происшествиях (по телефонам - 02, 03, 04 и др.).
Целью создания ЕДДС является повышение оперативности реагирования дежурно-диспетчерских служб города Кузнецка на угрозу или возникновение ЧС, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности, слаженности их совместных действий, уровня информированности администрации и служб города Кузнецка о подобных фактах и принятых по ним мерах, получение возможности обращения жителей города Кузнецка за экстренной помощью по телефонным номерам "01", "112" на основе:
- организации и поддержания четкого информационного взаимодействия между ДДС, анализа, обобщения и распространения в ЕДДС циркулирующей информации;
- своевременного представления Главе администрации города Кузнецка, Председателю КЧС и ОПБ полной и достоверной информации о чрезвычайных ситуациях, сложившейся обстановке, выполненных и рекомендуемых мероприятиях, данных, необходимых для принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- принятия экстренных мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, недопущению перерастания локальных чрезвычайных ситуаций в чрезвычайные ситуации местного, регионального масштаба;
- повышения оперативной готовности органов управления, сил и средств ТП РСЧС к реагированию на угрозу возникновения или возникшую чрезвычайную ситуацию.
3. Задачи ЕДДС
ЕДДС решает следующие задачи:
- представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действий по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);
- доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС, подчиненных подразделений ГПС и аварийно - спасательных формирований, осуществление контроля их выполнения и организация взаимодействия;
- обобщение и анализ информации о происшедших пожарах и других ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации;
- контроль экологической, техногенной, инженерной, медицинской и криминогенной обстановки;
- сбор и обобщение данных о ЧС, о принятых мерах;
- подготовка прогнозов о возможности возникновения новых ЧС;
- обработка и анализ данных об обстановке, определение масштабов ЧС, состава дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для экстренного реагирования, их оповещение;
- информирование об угрозе или возникновении ЧС руководящего состава администрации города Кузнецка, организация сбора и приведение в готовность необходимых органов управления, оповещение дежурно-диспетчерских служб и сил постоянной готовности;
- оценка обстановки, отработка вариантов возможных решений на совместные действия служб, а при необходимости и самостоятельное принятие решений на экстренные меры по ликвидации ЧС;
- доведение задач до сил постоянной готовности, контроль за их выполнением и организация взаимодействия;
- оповещение населения о возникновении ЧС;
- обеспечение информационно-технического сопряжения служб друг с другом, с администрацией города Кузнецка, с вышестоящими и взаимодействующими органами управления;
- представление докладов, донесений о ЧС и действиях по ее ликвидации в вышестоящие органы управления.
Свою деятельность ЕДДС осуществляет в тесном взаимодействии с имеющимися ДДС заинтересованных органов управления соответствующих федеральных органов исполнительной власти (МО, ФСБ, МВД и др.).
ДДС, входящие в ЕДДС, решают следующие основные задачи:
- прием сообщений о происшествиях, их анализ и представление в ЕДДС тех сообщений, которые идентифицируются как сообщения об угрозе или возникновения ЧС;
- доведение задач на действие в ЧС до сил постоянной готовности и контроль их исполнения;
- представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в ЧС и действиях по ее ликвидации по подчиненности и вышестоящие органы управления;
- получение от ЕДДС обобщенных данных об обстановке, действиях сил и средств и рекомендаций по обеспечению их взаимодействия при ликвидации ЧС, а также распоряжений и указаний от вышестоящих органов управления;
- обобщение информации о происшествиях и ЧС, ходе работ по их ликвидации и представление по подчиненности и вышестоящие органы управления итоговых докладов.
ДДС, входящие в ЕДДС, несут ответственность за оперативность и эффективность принимаемых экстренных мер по ликвидации ЧС.
Задачи, права и ответственность ДДС, входящих в ЕДДС, определяются соответствующими нормативными документами этих служб.
4. Состав ЕДДС
ЕДДС включает в себя круглосуточную оперативно-дежурную смену в составе: оперативного дежурного Управления по делам ГОЧС города Кузнецка, диспетчера ЕДДС города Кузнецка, диспетчера ДДС-01, комплекс средств автоматизации (КСА), дежурно-диспетчерские службы.
В состав ЕДДС входят следующие дежурно-диспетчерские службы:
- дежурно-диспетчерские службы (приложение N 1);
- дежурно-диспетчерские службы потенциально-опасных объектов (приложение N 2);
- ДДС, взаимодействующие с ЕДДС (приложении N 3).
Автоматизированные рабочие места (АРМ) диспетчеров оборудуются следующими системами:
- система проводной цифровой внешней и внутренней связи и передачи данных;
- система определения телефонного номера;
- система автоматической записи телефонных переговоров;
- система оповещения руководящего состава ТП РСЧС города Кузнецка;
- система бесперебойного питания;
- электронные базы данных по потенциально опасным объектам и объектам с массовым пребыванием людей;
- электронная база данных по телефонным номерам города Кузнецка;
- электронный журнал диспетчера ЕДДС.
Дежурно-диспетчерский персонал ДДС-01, ориентированный на пожары, в полном объеме выполняет функции и задачи службы пожарной связи - "01".
Передача указаний из пункта управления обеспечивается по проводным средствам связи и средствам систем персонального радиовызова.
Оповещение населения при возникновении ЧС осуществляется по системе централизованного оповещения с задействованием электросирен и радиотрансляционной сети.
5. Порядок функционирования ЕДДС
ЕДДС является вышестоящим органом управления для всех остальных дежурно-диспетчерских служб по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий дежурно-диспетчерских служб города Кузнецка.
ЕДДС функционирует круглосуточно и обязана при возникновении ЧС немедленно приступать к экстренным действиям по предотвращению или ликвидации последствий.
ЕДДС функционирует в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации.
В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В этом режиме ЕДДС обеспечивает:
- прием от населения, организаций, ДДС сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС и пожаров;
- обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности;
- поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации, средств связи и оповещения;
- внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС.
В режиме повседневной деятельности проводятся также учебные и тренировочные занятия с личным составом дежурных смен с целью отработки их действий при переводе ЕДДС в режим повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, а также выполнения обязанностей в условиях угрозы и возникновения ЧС.
Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности ЕДДС, диспетчерами ЕДДС незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению. Сообщения, которые диспетчеры идентифицируют как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются в администрацию города Кузнецка, оперативному дежурному Управления по делам ГОЧС города Кузнецка, оперативному дежурному гарнизона пожарной охраны города Кузнецка и Кузнецкого района.
В режим повышенной готовности ЕДДС переводится по решению Председателя КЧС и ОПБ города Кузнецка при угрозе возникновения ЧС. В этом режиме ЕДДС дополнительно обеспечивает:
- заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения ЧС;
- по распоряжению ПКЧС и ОПБ города Кузнецка оповещение и персональный вызов должностных лиц КЧС и ОПБ города Кузнецка, необходимых сил постоянной готовности;
- усиление наблюдения и контроля за обстановкой в городе, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
- оценку возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад по подчиненности;
- корректировку планов реагирования ЕДДС на вероятную ЧС и соглашений о взаимодействии с соответствующими ДДС города Кузнецка;
- координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.
В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС переводится по решению Председателя комиссии по ЧС и ОПБ города Кузнецка при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС осуществляет решение задач в полном объеме.
В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС осуществляется через ЕДДС. Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе или факте ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится ЕДДС до всех заинтересованных ДДС.
Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается диспетчерами. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба ЧС, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб), поступивших от населения и организаций, по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС, а о пожарах - до оперативного дежурного гарнизона пожарной охраны города Кузнецка и Кузнецкого района.
При местных и более масштабных ЧС немедленно оповещается и приводится в готовность КЧС и ОПБ города Кузнецка, которая берет на себя управление дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС. В таких случаях ЕДДС обеспечивает сбор, обработку и представление КЧС и ОПБ города Кузнецка собранной информации, подготовку донесений вышестоящим органам управления, а также оперативное управление действиями органов управления, сил и средств ТП РСЧС.
Все сообщения передаются в ЕДДС в формализованном виде. Для формирования, передачи, приема и обработки формализованных сообщений должны использоваться средства связи, оповещения и автоматизации. При крайней необходимости допускается передача (прием) неформализованных сообщений с использованием имеющихся средств связи. В случае поступления сообщений от населения и организаций об угрозе или факте возникновения ЧС формирование формализованных сообщений осуществляется дежурной сменой ДДС, принявшей неформализованные сообщения.
6. Порядок работы ЕДДС
Информация о возникновении ЧС в ЕДДС поступает от граждан, а также дежурно-диспетчерских служб города Кузнецка и от вышестоящих и взаимодействующих органов управления.
При получении оперативной информации по телефону диспетчер ЕДДС уточняет ее, все необходимые данные записываются и доводятся до всех взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб.
Диспетчер ЕДДС по полученной информации устанавливает достоверность ЧС и классифицирует ее. При квалификации сложившейся ситуации как не требующей совместных действий дежурно-диспетчерских служб дежурный диспетчер передает управление соответствующей дежурно-диспетчерской службе, в компетенции которой находится реагирование на случившееся.
Если сложившаяся ситуация требует вмешательства нескольких служб, дежурный диспетчер определяет состав дежурно-диспетчерских служб, который необходимо привлечь к работам по ликвидации последствий ЧС.
Одновременно подготавливается формализованное сообщение о факте ЧС для последующей циркулярной передачи задействованным дежурно-диспетчерским службам.
Информация о факте ЧС немедленно докладывается Председателю КЧС и ОПБ города Кузнецка, оперативному дежурному Управления по делам ГОЧС города Кузнецка, затем проводится оповещение и сбор должностных лиц КЧС и ОПБ города Кузнецка и служб города Кузнецка, информируются взаимодействующие органы управления.
При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты.
Уточняется состав сил и средств постоянной готовности. Проводится их оповещение.
Организуются необходимый обмен информацией об обстановке, сопоставление и обобщение полученных данных о ЧС, готовятся доклады (донесения) вышестоящим органам управления, информируются взаимодействующие службы.
Диспетчер ЕДДС оценивает информацию о факте ЧС, а также обстановку, уточняет состав привлекаемых сил и средств постоянной готовности, проводит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение.
По прибытии Председателя КЧС и ОПБ города Кузнецка и взятии управления на себя диспетчер ЕДДС обеспечивает информационную поддержку его деятельности и взаимодействие со всеми необходимыми службами.
ЕДДС предоставляются полномочия при возникновении ЧС немедленно приступать к экстренным действиям по предотвращению или ликвидации ее последствий. Диспетчер ЕДДС имеет право самостоятельно принимать решение по защите населения и территории (в рамках своих полномочий) и отдавать соответствующие распоряжения (указания) входящим в ЕДДС дежурно-диспетчерским службам, если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с Председателем КЧС и ОПБ города Кузнецка. Обо всех чрезвычайных происшествиях, несущих угрозу возникновения ЧС, ранее принятых решениях и отданных распоряжениях по предупреждению и ликвидации ЧС диспетчер ЕДДС докладывает Председателю КЧС и ОПБ города Кузнецка.
7. Порядок комплектования и подготовки кадров
Комплектование личным составом ЕДДС осуществляется Управлением по делам ГОЧС города Кузнецка по предложению начальника 2 отряда федеральной противопожарной службы и проводится из лиц, способных оперативно принимать решения в кризисных ситуациях.
Диспетчеры ЕДДС обязаны твердо знать требования руководящих документов, регламентирующих их деятельность, уметь применять их в практической работе.
Основными формами обучения диспетчеров ЕДДС являются: тренировки дежурных смен, участие в учебных мероприятиях (учениях), занятиях в соответствующих учебно-методических центрах или на курсах.
Совместные учебные мероприятия (занятия по профподготовке, тренировки и учения), проводимые с сотрудниками дежурно-диспетчерской службы, осуществляются по плану.
Профессиональная подготовка должностных лиц единой дежурно-диспетчерской службы проводится ежемесячно.
В зависимости от учебных целей проводятся совместные или раздельные тренировки дежурных смен. К совместным тренировкам привлекается весь личный состав единой дежурно-диспетчерской службы.
Тренировки проводятся под руководством Председателя КЧС и ОПБ города Кузнецка.
Занятия и тренировки должны проводиться с использованием тренажеров, средств автоматизации и других технических средств, установленных на рабочих местах.
8. Организация несения дежурства
Круглосуточное дежурство оперативно-дежурной смены ЕДДС организуется на пункте связи 8-й пожарной части 2 отряда федеральной противопожарной службы и управления ГОЧС города Кузнецка.
Дежурная смена ЕДДС работает по утвержденному графику.
Дежурная смена обязана знать:
- оперативную обстановку в городе;
- данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности, способах вызова;
- дислокацию и районы выезда пожарных частей и опорных пунктов тушения крупных пожаров;
- особо важные объекты, на которые при первом сообщении о пожаре высылаются подразделения по повышенному номеру вызова;
- безводные районы, техническое вооружение и тактические возможности караулов и аварийно-спасательных формирований;
- местонахождение основных запасов огнетушащих средств, оснащенность и места расположения опорных пунктов тушения крупных пожаров;
- правила эксплуатации и уметь пользоваться средствами связи, оповещения, оргтехникой и организационно-техническими средствами на рабочем месте.
Порядок несения дежурства определяется должностной инструкцией.
Разработка соответствующей документации и организация дежурства возлагается на управление по делам ГОЧС города Кузнецка и начальника 8-й пожарной части 2 отряда ФПС.
9. Финансовое обеспечение
Финансирование ЕДДС осуществляется за счет средств бюджета города Кузнецка.
10. Ответственность
Оперативно-дежурная смена ЕДДС, диспетчеры (дежурные) объектов экономики и служб города Кузнецка несут в соответствии с действующим законодательством ответственность за несвоевременность принятия необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей при угрозе или возникновении ЧС.
Заместитель главы администрации |
И.В. Колганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.