Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации г. Пензы
от 16 июля 2010 г. N 752
Долгосрочная целевая программа
энергосбережения и повышения энергоэффективности в городе Пензе на период 2010-2020 годов
Паспорт долгосрочной целевой Программы города Пензы
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа энергосбережения и повышения энергоэффективности в городе Пензе на период 2010-2020 годов (далее - Программа). |
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего правового акта) |
Постановление администрации города Пензы от 16 июля 2010 N 753 "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергоэффективности в городе Пензе на период 2010 - 2020 годов". |
Заказчик-координатор |
Администрация города Пензы в лице Управления экономического развития и внешних связей администрации города Пензы |
Разработчик |
Управление экономического развития и внешних связей администрации города Пензы |
Заказчики |
Управление здравоохранения города Пензы; Управление образования города Пензы; Управление культуры города Пензы; Социальное управление города Пензы; Управление транспорта и связи города Пензы; Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы; Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике города Пензы; Администрация Железнодорожного района города Пензы; Администрация Ленинского района города Пензы; Администрация Октябрьского района города Пензы; Администрация Первомайского района города Пензы; Управление по делам ГО ЧС города Пензы. |
Исполнители |
Управление здравоохранения города Пензы; Управление образования города Пензы; Управление культуры города Пензы; Социальное управление города Пензы; Управление транспорта и связи города Пензы; Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы; Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике города Пензы; Администрация Железнодорожного района города Пензы; Администрация Ленинского района города Пензы; Администрация Октябрьского района города Пензы; Администрация Первомайского района города Пензы; Управление по делам ГО ЧС города Пензы; Учреждения, подведомственные Управлению здравоохранения города Пензы, Управлению образования города Пензы, Управлению культуры города Пензы, Социальному управлению города Пензы, Управлению ЖКХ города Пензы, Комитету по физической культуре, спорту и молодежной политике города Пензы; Муниципальные автономные учреждения; Муниципальные автономные образовательные учреждения; Муниципальные унитарные предприятия. |
Цели и задачи Программы |
цели Программы: - реализация мер, направленных на снижение удельного объема используемых топливно-энергетических ресурсов (далее по тексту - ТЭР) при сохранении соответствующего полезного эффекта, возникающего в процессе их потребления; - переход города Пензы на энергосберегающий путь развития на основе обеспечения рационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении; - создание условий для повышения энергетической эффективности в бюджетной сферы. основные задачи Программы: - осуществление расчетов за потребленные, переданные, производимые энергетические ресурсы с использованием приборов учета, автоматизация в сфере контроля и учета расхода энергетических ресурсов; - проведение обязательных энергетических обследований и паспортизации потребителей энергетических ресурсов; - пропаганда и воспитание энергосберегающего поведения граждан, активное вовлечение всех групп потребителей в энергосбережение и повышение энергетической эффективности; - создание условий для повышения эффективности производства, передачи и потребления энергетических ресурсов за счет совершенствования методической базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; - развитие энергосервисных услуг и внедрение энергосберегающих технологий на территории города Пензы за счет реализации энергосервисных контрактов; - внедрение энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования в организациях с участием муниципального образования, жилищно-коммунальном хозяйстве, в энергетике, в строительстве, промышленности и на транспорте; - создание резервных энергетических мощностей и запасов энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при их производстве и передаче; - улучшение экологических показателей среды обитания, за счет создания новых генерирующих мощностей с использованием возобновляемых источников энергии, развитие альтернативных видов топлива. |
Основные целевые показатели |
доля объемов энергетических ресурсов (электрической энергии, тепловой энергии, природного газа, воды) расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета (в части многоквартирных домов - с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета), в общем объеме энергетических ресурсов, потребляемых (используемых) на территории муниципального образования города Пензы; доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории муниципального образования города Пензы; объем внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в общем объеме финансирования муниципальной программы; экономия энергетических ресурсов (электрическая энергия, тепловая энергия, природный газ, вода) в натуральном и стоимостном выражениях; удельный расход энергетических ресурсов (электрическая энергия, тепловая энергия, природный газ, вода) бюджетными учреждениями, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета (в расчете на 1 кв. метр общей площади); удельный расход энергетических ресурсов (электрическая энергия, тепловая энергия, природный газ, вода) бюджетными учреждениями, расчеты за которые осуществляются с применением расчетных способов (в расчете на 1 кв. метр общей площади); доля объемов энергетических ресурсов (электрическая энергия, тепловая энергия, природный газ, вода), потребляемых (используемых) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов), расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме энергетических ресурсов, потребляемых (используемых) в жилых домах (за исключением многоквартирных домов) на территории муниципального образования. |
Сроки реализации Программы |
2010-2020 годы Деление Программы на этапы - не предусмотрено |
Подпрограммы |
Подпрограмма по энергосбережению и повышению энергоэффективности в муниципальных автономных учреждениях города Пензы |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы составляет: 69467,76125 тыс. руб., в том числе: средства бюджета города - 60776,04125 тыс. руб. средства бюджета области - 8491,72 тыс. руб. внебюджетные источники - 200 тыс. руб; |
Основные ожидаемые конечные результаты |
- обеспечение эффективной работы энергосистемы, предусматривающей, как надежное и бесперебойное энергоснабжение уже существующих потребителей, так и присоединение дополнительных нагрузок за счет перераспределения высвобождающейся мощности в результате осуществления энергоэффективных мероприятий; - создание условий для развития рынка энергосервисных услуг на территории города Пензы; - сокращение сверхнормативных потерь энергоресурсов при производстве и транспортировке энергетических ресурсов. - экономия энергетических ресурсов от внедрения энергосберегающих мероприятий в натуральном и стоимостном выражении - 1793,12 тыс. т у.т. (6275,92 млн. руб.); - экономия воды в натуральном и стоимостном выражении - 16,166 млн. куб. м (168,0 млн. руб.); - суммарная экономия денежных средств может составить 6443,92 млн. руб. |
Организация управления программой и контроль над ходом ее реализации |
Реализация программы координируется Управлением экономического развития и внешних связей администрации города Пензы. Контроль над ходом реализации программы осуществляют: Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации города Пензы Управление здравоохранения города Пензы; Управление образования города Пензы; Управление культуры города Пензы; Социальное управление города Пензы; Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы; Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике города Пензы. |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1.1. Содержание проблем (задач), анализ причин их возникновения, обоснование их связи с приоритетами социально-экономического развития города, обоснование необходимости решения проблем программно-целевыми методами и анализ различных вариантов этого решения.
Разработка Программы осуществляется на основании следующих нормативных правовых актов:
1. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ";
2. Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности Российской экономики";
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации";
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р "Об утверждении энергетической стратегии России на период до 2030 года";
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
6. Постановление администрации города Пензы 16 июля 2010 N 753 "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергоэффективности в городе Пензе на период 2010-2020 годов".
Увеличение расходов бюджета города Пензы, населения и хозяйствующих субъектов города Пензы на оплату энергетических ресурсов, увеличение тарифов и цен на энергоносители приводят к недопустимости расточительного и неэффективного их использования и определяют высокую значимость проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Решение проблемы связано с осуществлением комплекса мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов на территории города Пензы, и прежде всего, в органах местного самоуправления города Пензы, бюджетных учреждениях, организациях с участием муниципального образования.
Комплексный подход к энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволит создать условия для повышения уровня жизни населения, роста экономического потенциала города, экологической безопасности территории, повышения эффективности функционирования инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства и повышения уровня благоустройства города, повышения эффективности управления муниципальным имуществом. В этой связи Программа непосредственно связана с приоритетами социально-экономического развития города Пензы.
Приоритетным инструментом управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности в городе Пензе является программный метод, предусматривающий разработку, утверждение и реализацию целевых программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также иных целевых программ, в том числе программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности отдельных хозяйствующих субъектов.
Необходимость решения проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности программным методом обусловлена следующими причинами:
- Комплексный характер проблемы, обуславливающий необходимость координации совместных усилий и ресурсов не только органов местного самоуправления, но также хозяйствующих субъектов и населения.
- Необходимость повышения эффективности расходования бюджетных средств при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов и снижения рисков социально-экономического развития города.
- Необходимость согласованного проведения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на федеральном, областном и муниципальном уровнях.
- Недостаток средств бюджета города для финансирования всего комплекса энергосберегающих мероприятий и необходимость софинансирования из бюджета Пензенской области и внебюджетных источников (Управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, собственники помещений в МКД, которые выбрали непосредственное управление многоквартирными домами), а также привлечения средств из федерального бюджета.
1.2. Оценка рисков реализации программы и мероприятия по их снижению
Основные риски, связанные с реализацией Программы:
- ограниченность источников финансирования и неразвитость механизмов ресурсного обеспечения энергосберегающих мероприятий;
- неопределенность конъюнктуры и неразвитость рынка энергосервисных услуг;
- зависимость от состояния и конъюнктуры российского и мирового рынка энергетических ресурсов.
Основные мероприятия по снижению рисков:
- внедрение системы контроля качества и анализа потребления энергетических ресурсов;
- согласованность действий заказчика-координатора и муниципальных заказчиков на всех этапах реализации Программы.
2. Цели и задачи целевой Программы
2.1. Цели Программы
- реализация мер, направленных на снижение удельного объема используемых ТЭР при сохранении соответствующего полезного эффекта, возникающего в процессе их потребления;
- создание условий для повышения энергетической эффективности муниципальной экономики и бюджетной сферы.
- переход города Пензы на энергосберегающий путь развития на основе обеспечения рационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении.
2.2. Основные задачи Программы:
- осуществление расчетов за потребленные, переданные, производимые энергетические ресурсы с использованием приборов учета, автоматизация в сфере контроля и учета расхода энергетических ресурсов;
- проведение обязательных энергетических обследований и паспортизации потребителей энергетических ресурсов;
- пропаганда и воспитание энергосберегающего поведения граждан, активное вовлечение всех групп потребителей в энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
- создание условий для повышения эффективности производства, передачи и потребления энергетических ресурсов за счет совершенствования нормативной правовой и методической базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- развитие энергосервисных услуг и внедрение энергосберегающих технологий на территории города Пензы за счет реализации энергосервисных контрактов;
- внедрение энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования в организациях с участием муниципального образования, жилищно-коммунальном хозяйстве, в энергетике и наружном освещении, в строительстве, промышленности и на транспорте;
- создание резервных энергетических мощностей и запасов энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при их производстве и передаче;
- улучшение экологических показателей среды обитания, за счет создания новых генерирующих мощностей с использованием возобновляемых источников энергии, развитие альтернативных видов топлива.
3. Сроки реализации целевой Программы
Реализация программы предусмотрена на период с 2010 по 2020 года. Деление Программы на этапы не предусмотрено.
Таблица 1
Сроки реализации целевой Программы
Срок реализации |
Достигаемые цели |
Описание результатов |
2010 год |
Цель - реализация мер, направленных на снижение удельного объема используемых ТЭР при сохранении соответствующего полезного эффекта, возникающего в процессе их потребления. |
- разработка проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы; - внедрение современных методов тарифного стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности; - проведение организационных мероприятий, направленных на формирование структуры управления Программой; - завершение оснащения зданий, используемых для размещения органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, находящихся в муниципальной собственности, приборами учета энергетических ресурсов. |
2011-2012 года |
Цель - создание условий для повышения энергетической эффективности муниципальной экономики и бюджетной сферы. |
- проведение обязательных и добровольных энергетических обследований и паспортизация объектов, разработка и реализация пообъектных программ (планов мероприятий) энергосбережения и повышения энергетической эффективности; - разработка и внедрение автоматизированных систем контроля и учета расхода энергетических ресурсов, а также специализированных информационных систем; - реализация высокоэффективных и быстроокупающихся мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, наружном освещении и других направлениях, не требующих значительных финансовых затрат; - проведение первоочередных мероприятий в области популяризации энергосбережения и повышения энергетической эффективности, формирования методических основ и информационного сопровождения реализации Программы. |
2013-2020 года |
Цель - переход города Пензы на энергосберегающий путь развития на основе обеспечения рационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении. |
- проведение повторных обязательных энергетических обследований и паспортизация объектов, разработка и реализация пообъектных программ (планов мероприятий) энергосбережения и повышения энергетической эффективности с учетом предшествующего опыта реализации энергосберегающих мероприятий; - комплексное внедрение энергосберегающих технологий в экономике и социальной сфере города, предполагающее реализацию высокозатратных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, направленных на достижение значительного улучшения показателей энергетической эффективности в долгосрочной перспективе; - создание новых генерирующих мощностей на основе использования возобновляемых источников энергии. |
4. Ресурсное обеспечение и технико-экономическое обоснование целевой Программы
Таблица 2
Общий объем и источники финансирования долгосрочной целевой Программы
Источники и направления финансирования |
Общий объем финансирования, предусмотренный по программе на весь период реализации, млн. руб. |
в том числе финансирование по годам, млн. руб. |
||||||||||
Всего |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
69467,76125 |
28875,41725 |
20296,172 |
0 |
0 |
0 |
0 |
20296,172 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Местный бюджет |
60776,04125 |
20383,69725 |
20196,172 |
0 |
0 |
0 |
0 |
20196,172 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Областной бюджет |
8491,72 |
8491,72 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Внебюджетные источники |
200 |
0 |
100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
* - подлежат ежегодному уточнению при формировании бюджета города на очередной финансовый год и плановый период.
5. Перечень программных мероприятий с указанием сроков, исполнителей и результатов реализации мероприятий Программы
Система мероприятий по реализации Программы в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ориентирована на внедрение энергосберегающих мероприятий во всех сферах жизнедеятельности города Пензы:
- в учреждениях и организациях бюджетной сферы города Пензы;
- в коммунальном хозяйстве;
- в жилых домах;
- в топливно-энергетическом комплексе;
- в промышленности;
- на транспорте;
- в строительстве;
- в системах наружного освещения;
- в области развития возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива;
Перечень мероприятий Программы с указанием сроков исполнения, ожидаемых результатов, основных исполнителей и примерных объемов финансовых ресурсов, необходимых для их реализации, приведен в Приложении N 1 к настоящей Программе.
В качестве исполнителей Программы выступают:
- Управление здравоохранения города Пензы;
- Управление образования города Пензы;
- Управление культуры города Пензы;
- Социальное управление города Пензы;
- Управление жилищно-коммунального хозяйства города Пензы;
- Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике города Пензы;
- Администрация Железнодорожного района города Пензы;
- Администрация Ленинского района города Пензы;
- Администрация Октябрьского района города Пензы;
- Администрация Первомайского района города Пензы;
- Управление по делам ГО и ЧС города Пензы;
- Учреждения, подведомственные Управлению здравоохранения города Пензы, Управлению образования города Пензы, Управлению культуры города Пензы, Социальному управлению города Пензы, Управлению ЖКХ города Пензы, Комитету по физической культуре, спорту и молодежной политике города Пензы;
5.1. Мероприятия по энергосбережению в учреждениях и организациях бюджетной сферы города Пензы
В городе Пензе 244 бюджетных учреждения. В 2009 г. на оплату энергетических ресурсов из бюджета города Пензы выделено 153,716 млн. руб. Все бюджетные учреждения оснащены приборами учета.
В соответствии с требованиями Закона N 261-ФЗ начиная с 1 января 2010 года бюджетные учреждения обязаны обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных ими воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного ими в 2009 г. каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.
В связи с вышесказанным одним из приоритетных направлений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Пензе является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления.
Основными мероприятиями по реализации данного направления являются:
- проведение энергетических обследований зданий, строений, сооружений, находящихся в муниципальной собственности и используемых для размещения органов местного самоуправления и бюджетных организаций города Пенза;
- разработка пообъектных программ (планов мероприятий) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- завершение оснащения зданий, строений и сооружений, находящихся в муниципальной собственности и используемых для размещения органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, приборами учета энергетических ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию;
- планирование расходов бюджета на оплату бюджетными учреждениями энергетических ресурсов, исходя из сокращения потребления ими каждого энергоресурса на 3% по отношению к уровню 2009 года в течение 5 лет начиная с 1 января 2010 года;
- совершенствование мониторинга учета и нормирования расхода энергетических ресурсов на основе энергетических паспортов и мониторинга потребления;
- снижение затрат на теплоснабжение объектов бюджетных учреждений, повышение теплозащиты зданий и тепловых сетей, внедрение систем погодного регулирования;
- сокращение потребления электрической энергии и мощности, внедрение экономичных источников электрического освещения;
- включение в установленном порядке в конкурсную документацию при проведении закупок для государственных нужд товаров, работ и услуг с учетом их энергетической эффективности;
- прекращение закупки для государственных нужд ламп накаливания любой мощности, используемых в целях освещения;
- Техническое обслуживание приборов учета (ежемесячно);
- Установка автоматических систем регулирования температуры теплоносителя элеваторов с управляемым соплом и датчиками внутреннего воздуха (при перепаде давления в системе отопления более 0,06 МПа);
- техническое обслуживание автоматических систем регулирования (ежемесячно);
- замена приборов учета вышедших из строя;
- поверка, ремонт приборов учета ТЭР;
- термореновация ограждающих конструкций здания;
- установка энергосберегающих осветительных приборов;
- установка датчиков движения для автоматического включения/выключения освещения;
- установка теплоотражающих экранов за отопительными приборами;
- промывка систем отопления и горячего водоснабжения 1 раз в год;
- утепление инженерных сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящихся на балансе муниципальных бюджетных учреждений;
- установка средства измерений, обладающих функцией учета электрической энергии, потребленной в различные установленные периоды времени внутри суток;
- установка на радиаторах отопления средств регулирования теплоотдачи радиаторов, таких как ручные регулирующие краны или термостатические краны;
- установка автоматических водоразборных смесительных кранов
- установка дверных доводчиков;
- замена старых деревянных оконных проемов на оконные проемы с 3-м остеклением (двухкамерные) с сопротивлением теплопередачи не менее 0,56 м2 * 0 С/Вт;
- энергетическое обследование (1 раз в 5 лет);
- мероприятия по сбору, хранению и утилизации ртутьсодержащих ламп
- установка стенда по энергосбережению;
- распространение памяток и методичек по энергосбережению (ежегодно);
- проведение семинаров, разъяснительных и иных мероприятий, направленных на стимулирование энергосберегающего поведения;
- проведение разъяснительной работы среди руководителей бюджетных учреждений о возможности заключения энергосервисных контрактов и об особенностях закупки энергосервисных услуг.
5.1.1. Подпрограмма по энергосбережению и повышению энергоэффективности в муниципальных автономных учреждениях города Пензы
Разработка Подпрограммы энергосбережения и повышения энергоэффективности в муниципальных автономных учреждениях города Пензы на 2010 год (далее "Подпрограмма") обусловлена реализацией Федерального Закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее "Закон об энергосбережении") и исполнением ст. 24 Закона "Об энергосбережении".
5.1.2. Содержание проблемы (задачи), анализ причин ее возникновения и обоснование ее решения программными методами на уровне ведомства
В городе Пензе 16 автономных муниципальных учреждений. Оплата коммунальных услуг муниципальными автономными учреждениями, подведомственными Управлению образования города Пензы, Управлению культуры города Пензы, Комитету по физической культуре, спорту и молодежной политике города Пензы, осуществляется по показаниям приборов учета ТЭР.
5.1.3. Перечень программных мероприятий с указанием сроков, исполнителей и результатов реализации мероприятий Подпрограммы
В соответствии с требованиями Закона N 261-ФЗ начиная с 1 января 2010 года муниципальные автономные учреждения обязаны обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных ими воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение 5 лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного ими в 2009 г. каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.
В связи с вышесказанным одним из приоритетных направлений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Пензе является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления.
Основными мероприятиями по реализации данного направления см. п. 5.1. Мероприятия по энергосбережению в учреждениях и организациях бюджетной сферы города Пензы Ожидаемые результаты:
1. Снижение объема потребления тепловой энергии:
2. Снижение объемов потребления электроэнергии;
3. Снижение объемов потребления воды.
5.1.4. Система мониторинга за реализацией Подпрограммы
Мониторинг Подпрограммы является инструментом для своевременного выявления отклонений хода реализации Подпрограммы от намеченного плана и принятия обоснованных управленческих решений как в части корректировки хода реализации Подпрограммы, так и в части корректировки самой Подпрограммы.
Мониторинг выполнения Подпрограммы осуществляют Управление образования города Пензы, Управление культуры города Пензы, Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике города Пензы, совместно с Управлением экономического развития и внешних связей администрации города Пензы.
Основными задачами проведения мониторинга являются:
- анализ соответствия запланированных мероприятий;
- анализ соответствия фактических результатов Подпрограммы ее целям;
- анализ соотношения затрат, направленных на реализацию Подпрограммы, с полученным эффектом (анализ эффективности);
- анализ причин успехов и неудач выполнения Подпрограммы.
Информационно-аналитическая система мониторинга реализации Подпрограммы позволит проанализировать динамику изменения целевых показателей и сформулировать выводы об эффективности хода реализации Подпрограммных мероприятий.
За использованием данных средств постоянный мониторинг осуществляет Управление экономического развития и внешних связей администрации города Пензы совместно с Финансовым управлением города Пензы на основе актов выполненных работ.
5.2. Мероприятия по энергосбережению в коммунальном хозяйстве
На территории города Пензы насчитывается 27 предприятий коммунального хозяйства. Коммунальный комплекс включает в себя:
- 87 котельных суммарной мощностью свыше 2913,6 Гкал/ч;
- 538,5 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении, из которых 55,3 км ветхих сетей;
- 482,8 км водопроводных сетей с установленной мощность 326,1 тыс. куб. м в сутки, из которых 95,1 км ветхих сетей;
- 5 канализационных насосных станции;
-198,2 км канализационных сетей, из которых 25,2 км ветхих сетей;
- 632 трансформаторных подстанции;
- 2560,8 км линий электроснабжения, из которых 36 км ветхих сетей.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется значительным уровнем износа.
Потери воды в сетях водоснабжения достигают более 27%. Более 11% водопроводных сетей от общей их протяженности нуждается в замене.
Основными мероприятиями по реализации данного направления являются:
- разработка программ (планов мероприятий) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- оптимизация режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом корректировок схем энергоснабжения, местных условий и видов топлива;
- модернизация центральных тепловых пунктов с использованием современных энергосберегающих технологий путем оснащения их современными теплообменниками, узлами учета и регулирования потребления тепловой энергии и воды, запорной арматурой;
- внедрение автоматизированных систем контроля и учета энергетических ресурсов и иных систем автоматизации и телемеханики на объектах коммунального хозяйства;
- снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды организаций коммунального комплекса;
- строительство тепловых сетей с использованием энергоэффективных технологий, замена ветхих теплосетей на теплосети с современными, высокоэффективными предизолированными трубами;
- внедрение частотно-регулируемых приводов на объектах коммунального хозяйства;
- строительство новых и модернизация существующих объектов генерации в целях обеспечения одновременной выработки электрической и тепловой энергии;
- выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организация постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признание права муниципальной собственности на эти объекты;
- создание единой городской информационно-аналитической системы потребления ТЭР городом Пенза, с подключением всех объектов города (здания, ЦТП, котельные и т.п.);
- замена ламп ДРЛ на лампы меньшей мощности ДНаТ на светоточках наружного освещения МУ "Департамент ЖКХ г. Пензы";
- установка многотарифных счетчиков электроэнергии на светоточки наружного освещения находящиеся на балансе МУ "Департамент ЖКХ г. Пензы";
- строительство котельной на биомассе;
- установка общедомовых приборов учета ТЭР в многоквартирных жилых домах с муниципальным участием;
- проведение конкурса на самый энергоэффективный дом, конкурс детских рисунков (ежегодно);
- разработка и распространение информационных материалов по энергосбережению (ежегодно);
- проведение выставок и конференций (ежегодно);
- информирование о необходимости подготовки квалифицированного персонала в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для организаций коммунального комплекса.
5.3. Мероприятия по энергосбережению в жилых домах
Использование энергетических ресурсов в жилищном фонде города Пензы характеризуется низкой энергетической эффективностью. Ранее проводимое строительство зданий с низким термическим сопротивлением ограждающих конструкций привело к значительным потерям тепловой энергии в многоквартирных домах. В жилищном фонде города Пенза эксплуатируется около 19% лифтов, отработавших нормативный срок службы.
В то же время наблюдается устойчивый рост ввода нового жилья в городе Пензе, соответствующего современным технологиям энергосбережения. Так в 2009 г. введено жилья - 385,7 тыс. кв. м или 100,8% к прошлому году.
Индивидуальные источники теплоснабжения, введенные в эксплуатацию в советское время, характеризуются устаревшими конструкциями, отсутствием автоматического регулирования и средств контроля, требуют значительных затрат на эксплуатацию, имеют низкую производительность. При этом современные мини-котельные на газе являются эффективным решением, обеспечивающим разгрузку квартальных котельных и сокращение радиусов тепловых сетей.
Жилищный фонд города Пензы оснащен приборами учета энергетических ресурсов (в первую очередь - тепловой энергии) не в полном объеме, что не стимулирует рациональное использование энергетических ресурсов населением.
При практически полной оснащенности (более 97%) жилого фонда индивидуальными приборами электрической энергии, наличие общедомовых приборов учета электрической энергии в среднем составляет всего 75%.
Основными мероприятиями по реализации данного направления являются:
- проведение энергетических обследований многоквартирных домов и последующая их паспортизация с выработкой рекомендаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, составлением программ энергосбережения;
- организация работ по оснащению жилых домов в жилищном фонде города Пензы коллективными (общедомовыми) и индивидуальными приборами учета энергетических ресурсов;
- размещение на фасадах многоквартирных домов указателей классов их энергетической эффективности;
- проведение разъяснительной работы с гражданами, проживающими в многоквартирных домах, находящихся на территории города Пенза, по переходу на расчет платы за коммунальные услуги по показаниям приборов учета;
- сокращение потребления энергетических ресурсов в процессе эксплуатации жилого фонда за счет реализации мер по предотвращению утечек тепловой энергии, в том числе утепление многоквартирных домов;
- реконструкция и капитальный ремонт зданий с выполнением современных требований по тепловому сопротивлению наружных ограждений;
- модернизация изношенного инженерного оборудования энергоснабжения зданий с внедрением современных внутридомовых инженерных систем;
- замена оконных заполнений с применением современных энергосберегающих технологий, остекление лоджий и балконов в многоквартирных домах;
- замена ламп накаливания на энергосберегающие осветительные приборы, использование при освещении лестничных площадок многоквартирных домов датчиков движения.
5.4. Мероприятия по энергосбережению в топливно-энергетическом комплексе
Топливно-энергетический комплекс города Пензы представлен следующими предприятиями:
Предприятия электроэнергетики:
Пензенский филиал ОАО "ТГК-6";
ООО "Энергоснабжающее предприятие";
ОАО "Пензаэнергосбыт";
Предприятия теплоснабжающие:
ОАО "СКМ-энергосервис";
МКП "Теплоснабжение";
МУП "По очистке города";
ФГУ "Комбинат Утес";
МУП "Жилье-18";
МУП "Зеленое хозяйство";
Предприятия газового комплекса:
ОАО "Метан"
Основными мероприятиями по реализации данного направления являются:
- развитие производства электроэнергии и тепла на базе возобновляемых источников;
- снижение потерь энергетических ресурсов на собственные нужды энергоснабжающих организаций, включая модернизацию трансформаторных подстанций;
- модернизация существующих генерирующих мощностей, внедрение современного энергетически эффективного оборудования и технологий;
- строительство новых и модернизация существующих генерирующих мощностей на основе одновременной выработки электрической и тепловой энергии;
- реконструкция и техническое перевооружение действующих системообразующих электросетевых объектов;
- обеспечение согласованного развития электрической сети с техническим перевооружением и увеличением мощности действующих источников электрической энергии;
- разработка совместно с сетевыми компаниями мер по модернизации электрических сетей с целью снижения потерь электрической энергии при передаче;
- оптимизация режимов работы и распределение нагрузки электрических сетей и трансформаторных подстанций;
- повышение уровня компенсации реактивной мощности на трансформаторных подстанциях;
- совершенствование системы учета и контроля потерь электрической энергии, внедрение систем автоматизации.
5.5. Мероприятия по энергосбережению в промышленности
В городе Пензе по состоянию на 01 января 2010 года насчитывалось:
Крупных и средних промышленных предприятий - 625;
Малых предприятий (в том числе микропредприятий) - 7773;
Из 97 крупных промышленных предприятий 25 относятся к сфере промышленного производства и транспорта.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Пензе 66 предприятий потребляют энергетических ресурсов на сумму свыше 10 млн. руб. в год.
Общими мероприятиями по реализации данного направления для различных отраслей промышленности являются:
- проведение энергетических обследований и паспортизации промышленных объектов, выработка рекомендаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- анализ хозяйственной деятельности промышленных предприятий в целях определения доли энергозатрат в составе себестоимости продукции, выявления возможностей по внутреннему финансированию энергосберегающих мероприятий и разработки энергетической политики предприятия;
- внедрение новых энергосберегающих технологий и оборудования в промышленности;
- внедрение систем энергетического менеджмента на промышленных предприятиях;
- оснащение промышленных предприятий приборами учета энергетических ресурсов, внедрение автоматизированных систем контроля и учета энергетических ресурсов.
5.6. Мероприятия по энергосбережению на транспорте
Транспортный комплекс города Пензы представлен автомобильным, автобусным и электротранспортом.
В городе Пензе на маршрутах общественного транспорта осуществляют пассажирские перевозки следующие транспортные предприятия:
МУП "Пассажирские перевозки г. Пензы";
ООО "Меркурий";
ООО "Корпорация Дилижанс";
ООО "Автокомбинат";
ООО "АТП Дилижанс".
В январе-декабре 2009 года транспортными предприятиями было перевезено пассажиров в количестве 115737,5 тыс. человек.
Общими мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для различных видов транспорта являются:
- проведение энергетических обследований и паспортизации предприятий транспорта, выработка рекомендаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- оптимизация транспортных потоков;
Основными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при эксплуатации автомобильного транспорта в городе Пензе являются:
- увеличение доли пассажирооборота, выполняемых автомобилями и автобусами с дизельными двигателями (дизелизация);
- снижение удельных норм расхода топлива автомобильным транспортом за счет повышения КПД двигателей, трансмиссий, снижения собственной массы и аэродинамического сопротивления, увеличения доли радиальных шин;
- оснащение автомобильного транспорта приборами регистрации параметров движения;
- модернизация парка наземного общественного транспорта с целью сокращения потребления энергетических ресурсов, а также сокращения выбросов вредных веществ в окружающую среду.
5.7. Мероприятия по энергосбережению в строительстве
Строительная отрасль имела положительную динамику темпов на протяжении всего 2009 г., большинство проектов находится на завершающей фазе строительства. Объем работ по виду деятельности "строительство" в 2009 году составил около 3190,5 млн. руб.
В 2009 г. населением за счет собственных и заемных средств построено жилых домов общей площадью 385,5 тыс. кв. метров, что составило 63,3% от общего ввода жилья по городу. По сравнению с январем-декабрем 2008 г. ввод индивидуального жилья увеличился на 0,7%.
Основными мероприятиями по реализации данного направления являются:
- проектирование зданий и сооружений, использование строительных материалов и деталей с учетом минимизации расхода энергетических ресурсов при производстве работ в условиях отрицательных температур;
- обеспечение минимальных затрат энергетических ресурсов на освещение и внутриплощадочный транспорт по перевозке материалов и конструкций при разработке проекта организации строительства;
- организация учета и контроля расхода энергетических ресурсов при осуществлении строительно-монтажных работ;
- применение материалов с повышенной долговечностью, что позволяет увеличить межремонтные сроки, сократить затраты на капитальный ремонт;
- применение эффективных герметиков и гидроизоляционных материалов, уменьшающих воздухопроницаемость столярных изделий;
- использование новых методов бетонирования в зимних условиях с применением химических добавок;
- строительство зданий и сооружений с выполнением современных требований по тепловому сопротивлению наружных ограждений;
- введение в конструкцию наружных ограждений замкнутых воздушных прослоек;
- ограничение применения теплоизоляции с внутренней стороны;
- уменьшение потерь тепла через оконные проемы;
- исключение устройства окон по обеим наружным стенам угловых комнат;
- внедрение интеллектуальных систем отопления;
- применение современных теплозащитных материалов, многослойных стеновых конструкций, энергосберегающего инженерного оборудования и сантехники;
- широкое внедрение при проектировании и строительстве, реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений отопительных систем с горизонтальной разводкой.
5.8. Мероприятия по энергосбережению в системах наружного освещения
В среднем объемы электрической энергии, расходуемой на нужды наружного освещения, в целом по городу Пензе составляют 28,987 млн. кВт*час. Большая часть электрической энергии, потребляемой системами наружного освещения, определяется не на основании показаний приборов учета ввиду их отсутствия, а расчетным путем, который осуществляется энергоснабжающими организациями, как правило, в одностороннем порядке. Расчет электропотребления ими проводится исходя из беспрерывной круглогодичной работы осветительных приборов в темное время суток и мощности одной светоточки. В большинстве случаев это приводит к завышению расчетных показателей электропотребления по сравнению с фактическим уровнем электропотребления.
Для повышения энергетической эффективности наружного освещения необходимо продолжить замену ламп накаливания и ламп типа ДРЛ на современные энергосберегающие лампы, внедрить автоматизированные системы контроля, учета и управления потреблением и сбытом энергии в сетях наружного освещения.
5.9. Развитие возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива
Использование возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива является одним из перспективных направлений снижения энергодефицита в городе Пензе и диверсификации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.