В Правительство Пензенской области
Прокуратурой Пензенской области проведена проверка законности постановления Правительства Пензенской области от 02.11.2007 N 744-пП "Об утверждении Реестра платных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Пензенской области, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями" (с последующими изменениями), далее по тексту - Реестр.
Установлено, что отдельные его положения противоречат действующему федеральному законодательству.
Так, постановлением Правительства Пензенской области от 17.05.2010 N 284-пП Реестр дополнен пунктами 5.7.1-5.7.23 в части оказания платных услуг Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по плаванию Облспорткомитета" (далее - ГОУ ДОД СДЮСШОР).
Пунктом 5.7.3 предусмотрено оказание платной услуги "стоимость утерянного номерка в гардеробе", которая составляет 50 рублей. Пунктом 5.7.4 - "утеря ключа, поломка замка в раздевалке бассейна", стоимость которой равна 100 рублям.
Кроме того, пунктом 5.5.28 Реестра предусмотрена оплата за поломку замка, потерю ключа от сейфа для сохранения материальных ценностей в сумме 150 рублей (ГОУ СПО "Училище олимпийского резерва").
Пункты 5.5.28, 5.7.3 и 5.7.4 Реестра подлежат отмене как противоречащие федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) государственные услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти, бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами.
Под бюджетным учреждением в силу той же статьи БК РФ понимается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
На основании положений статей 41, 57, 69.2 БК РФ государственным бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации предоставлено право оказывать гражданам и юридическим лицам платные услуги.
Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 "Услуги населению. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 12 марта 1996 г. N 164) услуга - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Таким образом, существенными признаками услуги являются: собственная деятельность исполнителя услуги и цель ее оказания - удовлетворение чьей-либо потребности.
Вместе с тем, "услуги", указанные в пунктах 5.5.28, 5.7.3 и 5.7.4 Реестра, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 02.11.2007 N 744-пП (с последующими изменениями), не отвечают указанным критериям, вследствие чего услугами не являются.
Содержание указанных пунктов Реестра свидетельствует о том, что в данном случае идет речь о возмещении вреда, который может быть причинен ГОУ СПО "Училище олимпийского резерва" и ГОУ ДОД СДЮСШОР.
Вред - это ущерб, порча, потеря, убыток, урон (Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М, 2003). В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Способы возмещения вреда установлены статьей 1082 ГК РФ, которой предусмотрено, что удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Таким образом, обязательство уплаты стоимости сломанного замка, потерянного ключа или номерка может возникнуть только в случае установления вины конкретного лица. Данное обязательство по своей природе является обязательством вследствие причинения вреда (глава 59 ГК РФ), а не обязательством из договора, к которым, в том числе, относятся обязательства по оказанию платных услуг бюджетными учреждениями (статьи 307, 420 ГК РФ).
Более того, как видно из содержания пунктов 5.5.28, 5.7.3, 5.7.4 Реестра, стоимость указанных "услуг" является фиксированной и не может изменяться в зависимости от степени вины причинителя вреда, размера нанесенного ущерба и иных значимых обстоятельств, что противоречит требованиям статей 11, 15, 1064, 1066, 1080, 1082, 1083 ГК РФ.
В силу статьи 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
С учетом вышеприведенных обстоятельств, включение стоимости сломанного или утерянного имущества, закрепленного за государственными бюджетными учреждениями, в Реестр платных услуг фактически является установлением сбора и дает основания взимать его произвольно, в нарушение установленного гражданским законодательством порядка.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Реестр платных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Пензенской области, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, утвержденный постановлением постановления Правительства Пензенской области от 02.11.2007 N 744-пП (с последующими изменениями) привести в соответствие с федеральным законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.
И.о. прокурора области |
В.Н. Трифонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 27 мая 2010 г. N 7-5-62-2010 на отдельные положения постановления Правительства Пензенской области от 02.11.2007 N 744-пП "Об утверждении Реестра платных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Пензенской области, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями" (с последующими изменениями)
Текст протеста официально опубликован не был