В Правительство Пензенской области
Прокуратурой Пензенской области проведена проверка законности постановления Правительства Пензенской области от 28.04.2010 N 257-пП "Об утверждении порядка о размере и условиях возмещения физическим и юридическим лицам расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочий поселках (поселках городского типа) на территории Пензенской области".
Установлено, что содержание постановления не соответствует его названию. Из названия постановления, а также его пункта 1 следует, что им утверждается "Порядок о размере и условиях возмещения физическим и юридическим лицам расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работника образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Пензенской области" (далее - Порядок).
Однако из содержания прилагаемого порядка видно, что фактически им установлен механизм реализации права указанных педагогическим работников на льготу по оплате жилья, услуг по отоплению и освещению. Ни о каких физических и юридических лицах, которым компенсируются их расходы, связанные с предоставлением этих льгот, в Порядке речь не идет.
Более того, установлено, что содержание Порядка противоречит действующему федеральному и областному законодательству.
Так, Порядком предусмотрено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Пензенской области и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Пензенской области, (далее - педагогические работники) льгота предоставляется в денежной форме по фактически произведенным затратам за оплату жилья, услуг по отоплению и освещению (далее - компенсация).
Пунктами 3-12 Порядка установлена процедура обращения граждан указной категории за предоставлением компенсации и ее предоставления.
Вместе с тем, действующим законодательством, регулирующим порядок предоставления педагогическим работникам Пензенской области льгот по оплате жилья и услуг по отоплению и освещению, не предусмотрена возможность перехода на денежную замену указанных льгот (компенсацию) на основании нормативных правовых актов Правительства Пензенской области.
Так, в соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.06.1992 N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Согласно пункту 12 статьи 20 Закона Пензенской области от 16.09.1999 N 166-ЗПО "Об образовании в Пензенской области" (с последующими изменениями) в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Пензенской области, предоставляется льгота по оплате жилья, услуг по отоплению и освещению. Указанная льгота предоставляется также педагогическим работникам образовательных учреждений, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), если общий стаж их работы в образовательных учреждениях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет.
Данная мера социальной поддержки устанавливается независимо от форм собственности жилого помещения и распространяется на членов семей, проживающих с указанными лицами совместно.
При наличии у указанных лиц права на получение мер социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям, установленным настоящим Законом, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований по выбору гражданина.
Размер, условия и порядок возмещения физическим и юридическим лицам расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, устанавливаются Правительством Пензенской области.
Гражданам, указанным в абзаце втором настоящего пункта, льгота предоставляется в денежной форме по фактически произведенным затратам в порядке, устанавливаемом Правительством Пензенской области.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Каких-либо иных законодательных актов, непосредственно устанавливающих полномочия Правительства Пензенской области в вопросах предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, помимо Закона РФ "Об образовании" и Закона Пензенской области "Об образовании в Пензенской области" не принято.
Таким образом, Правительству Пензенской области предоставлено право утверждать только порядок возмещения физическим и юридическим лицам расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Пензенской области, а также порядок выплаты денежной компенсации затрат на оплату жилья и услуг отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), если общий стаж их работы в образовательных учреждениях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет.
Полномочиями по изменению порядка предоставления льгот гражданам, указанным в абзаце первом пункта 12 статьи 20 Закона Пензенской области "Об образовании в Пензенской области", Правительство области не наделено.
В связи с этим, утверждая порядок компенсации указанным лицам фактически произведенных затрат на оплату жилья, отопления и освещения, Правительство Пензенской области вышло за пределы своей компетенции.
Об этом, в том числе, свидетельствуют и нормы Закона Пензенской области от 22.12.2006 N 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области".
Данным законом органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по перечислению сумм компенсации на счета педагогических работников. Они (органы) уполномочены на возмещение физическим и юридическим лицам расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, в соответствии с Законом Пензенской области от 16 сентября 1999 года N 166-ЗПО "Об образовании в Пензенской области" (пункт 11 части 1 статьи 1 Закона N 1176-ЗПО).
Однако, вопреки положениям статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) постановлением Правительства Пензенской области от 28.04.2010 N 257-пП на органы местного самоуправления возложены полномочия по перечислению не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, сумм компенсации на счет педагогического работника, открытый в учреждении банка.
Как указано в Определении Верховного Суда РФ от 21.04.2010 N 36-Г10-6, федеральное законодательство сохраняет за педагогическими работниками образовательных учреждений право на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности в натуральной форме. В связи с изложенным, а также принимая во внимания нормы Законов Пензенской области "Об образовании в Пензенской области" и "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями...", Правительство Пензенской области не вправе было своим нормативным актом изменить механизм предоставления льгот педагогическим работникам, предусмотрев их денежную компенсацию.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Постановление Правительства Пензенской области от 28.04.2010 N 257-пП "Об утверждении порядка о размере и условиях возмещения физическим и юридическим лицам расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочий поселках (поселках городского типа) на территории Пензенской области" привести в соответствие с федеральным законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.
И.о. прокурора области |
В.Н. Трифонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 27 мая 2010 г. N 7-5-63-2010 на постановление Правительства Пензенской области от 28.04.2010 N 257-пП "Об утверждении порядка о размере и условиях возмещения физическим и юридическим лицам расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочий поселках (поселках городского типа) на территории Пензенской области"
Текст протеста официально опубликован не был