В Правительство Пензенской области
Прокуратурой Пензенской области во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 N 155 "Об организации надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" проведена сверка нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области с Федеральным законом от 31.05.2010 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Установлено, что отдельные правоотношения, регулируемые Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в редакции от 31.05.2010), одновременно урегулированы постановлением Правительства Пензенской области от 19.05.2006 N 361-пП "Об утверждении Положения о раскрытии информации о собственности Пензенской области" (с последующими изменениями), далее - Положение.
Так, из Положения следует, что им в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с последующими изменениями и дополнениями) и иными актами определен порядок раскрытия информации о собственности Пензенской области, в том числе по отдельным объектам собственности.
Проверкой установлено, что ряд норм указанного Положения не соответствует Федеральному закону от 21.12.2001 N 178-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.05.2010 N 106-ФЗ, вступившим в силу с 15.06.2010).
Согласно пункту "о" статьи 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "в" и "г" части 1 статьи 72 Конституции РФ).
В силу части 4 статьи 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать ... информацию любым законным способом.
Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации состоит из Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов (статья 4 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
Частью 5 статьи 76 Конституции РФ установлено требование о недопустимости противоречия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (т.е. по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения).
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" под информационным обеспечением приватизации государственного или муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя опубликование в средствах массовой информации, размещение в информационных системах общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационных сетях, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи. Информация о приватизации государственного или муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях и размещению на официальных сайтах в сети "Интернет", определенных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (далее -соответственно официальное печатное издание и официальный сайт в сети "Интернет").
Пунктами 10 и 11 той же статьи Федерального закона установлен порядок опубликования и размещения информации о результатах сделок приватизации государственного или муниципального имущества, а также сведения, включаемые в состав указанной информации.
Так, согласно пункту 11 статьи 15 Федерального закона N 178-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ) к информации о результатах сделок приватизации государственного или муниципального имущества, подлежащей опубликованию в официальном печатном издании, размещению на сайтах в сети "Интернет", относятся: 1) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества); 2) дата и место проведения торгов; 3) наименование продавца такого имущества; 4) количество поданных заявок; 5) лица, признанные участниками торгов; 6) цена сделки приватизации; 7) имя физического лица или наименование юридического лица - покупателя.
В то же время, Положение о раскрытии информации о собственности Пензенской области, утвержденное постановлением Правительства Пензенской области от 19.05.2006 N 361-пП, в части, устанавливающей требования к информации о сделках приватизации государственного имущества Пензенской области, не соответствует вышеприведенным нормам Федерального закона.
Как видно из содержания пункта 14 (подпункты 14.1-14.3) Положения, в число подлежащих опубликованию сведений не включены дата и место проведения торгов, наименование продавца, количество поданных заявок, лица, признанные участниками торгов, т.е. сведения, обязательность опубликования которых предусмотрена федеральным законодательством.
Тем самым, постановлением Правительства Пензенской области сужен перечень подлежащей опубликованию информации о сделках приватизации государственного имущества по сравнению с федеральным законом, что в свою очередь может стать причиной нарушения прав граждан и организаций на получение соответствующей информации.
Воспроизведение в данном случае в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации норм Закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ в измененном (усеченном) виде противоречит федеральному законодательству. Данный вывод подтверждается, в том числе, практикой Верховного суда Российской Федерации (определение от 30.04.2008 N 7-Г08-8).
Аналогичная несогласованность с нормами Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" имеет место в пункте 8 (подпунктах 8.1-8.5) Положения о раскрытии информации о собственности Пензенской области, которыми предусмотрены сведения о продаже имущества посредством публичного предложения, подлежащие официальному опубликованию. В число указанных сведений не включены дата, время и место проведения продажи имущества посредством публичного предложения (подпункт 1 пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ).
Наряду с этим необходимо отметить, что Положение... не предусматривает одновременное размещение соответствующей информации в сети Интернет, в то время как такое требование установлено названным Федеральным законом.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
Постановление Правительства Пензенской области от 19.05.2006 N 361-пП "Об утверждении Положения о раскрытии информации о собственности Пензенской области" привести в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.
Прокурор области |
В.Д. Кошлевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Пензенской области от 22 июня 2010 г. N 7-5-74-2010 на отдельные положения постановления Правительства Пензенской области от 19.05.2006 N 361-пП "Об утверждении Положения о раскрытии информации о собственности Пензенской области" (с последующими изменениями)
Текст протеста официально опубликован не был