18 октября 2013 г.
Принят Законодательным Собранием Пензенской области 15 апреля 2010 года
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
г. Пенза
21 апреля 2010 г.
N 1889-ЗПО
Утверждена
Законом
Пензенской области
от 21 апреля 2010 г. N 1889-ЗПО
Концепция
демографической политики Пензенской области на период до 2025 года
18 октября 2013 г.
О плане мероприятий по реализации настоящей Концепции см. распоряжения Правительства Пензенской области:
- на 2013-2015 гг. - от 26 апреля 2013 г. N 220-рП
- на 2010-2012 гг. - от 21 июля 2010 г. N 385-рП
1. Общие положения
Концепция демографической политики Пензенской области на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему целей, задач, принципов и приоритетов в сфере государственного регулирования демографических процессов. Концепция выступает основой для разработки регулирующих мер, направленных на повышение рождаемости, оказание поддержки семье, охрану здоровья, увеличение продолжительности жизни, регулирование миграции и иных аспектов демографического развития, служит ориентиром для органов государственной власти и органов местного самоуправления Пензенской области, институтов гражданского общества и всех граждан, способствует объединению их усилий для решения проблем в данной сфере.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года).
2. Обоснование необходимости разработки Концепции демографической политики Пензенской области
Пензенская область - регион с демографической ситуацией, отражающей общие закономерности демографического развития России.
Численность постоянного населения области на начало 2010 года составляет 1373,2 тысячи человек или 0,97 процента от общей численности россиян.
Снижение численности населения наблюдается в регионе с 1991 года. За восемнадцать лет число жителей области сократилось на 195,7 тысячи человек (10,8 процента). Причиной снижения численности населения является его естественная убыль, не компенсируемая миграционным приростом. В ряде лет показатель миграционного прироста имел отрицательную величину. В период депопуляции ежегодно умирало около 25 тысяч человек, рождалось 10-12 тысяч человек, из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. Среди основных причин смерти в трудоспособном возрасте две трети в сумме составляют болезни системы кровообращения (32,3 процента) и внешние причины (31,3 процента).
Высокая смертность обусловлена не только отрицательным влиянием на здоровье населения таких факторов как загрязнение окружающей среды, низкий уровень жизни, вредные условия труда, но и отсутствием понимания важности своего собственного здоровья и здоровья своих детей, распространенностью алкоголизма и табакокурения, высоким уровнем заболеваемости населения.
Начиная с 2002 года в регионе наблюдается рост рождаемости. В 2009 году отмечена рекордная динамика прироста рождаемости, родилось самое большое число детей за последние 15 лет - 14210 детей. Но для обеспечения простого воспроизводства населения такое число рождений детей по-прежнему недостаточно.
Изменение социальных ориентиров и нравственных ценностей, снижение инстинкта продолжения рода, ослабление института семьи привели к снижению количества браков и повышению количества разводов по отношению к показателям 1991 года, однако в последние 4 года количество браков увеличилось на 13 процентов с 6,9 на 1000 населения в 2005 году до 7,8 в 2009 году, но также увеличилось и количество разводов - на 29 процентов с 3,7 до 4,8 на 1000 населения, таким образом сохраняется соотношение брак/развод равное 1,8-1,6/1,0. В районах с небольшим числом населения и районах с преимущественно мусульманским населением браки более стабильны, и это соотношение растет в пользу браков 2,8/1,0.
Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 1990 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 21,6 процента от всего населения, то на начало 2010 года - 24,8 процента. Средний возраст населения области на начало 2010 года - 41 год.
Средняя продолжительность жизни в Пензенской области в 2008 году составляла 68,7 лет (мужчины - 62,2 года, женщины - 75,4 года), увеличившись на три года по сравнению с показателем 2005 года, и превышает показатель по Приволжскому федеральному округу (67,6 года).
Для Пензенской области миграция не является фактором, сдерживающим темпы депопуляции. Если до 1994 года миграция многократно компенсировала естественную убыль, а в 1999-2002 годы миграционная убыль усугубляла естественную убыль населения, то в 2009 году миграционный прирост только на 2,5 процента обеспечил восполнение естественной убыли населения.
В миграционном обороте более 60 процентов занимает внутриобластная миграция, вследствие которой село теряет население в пользу города не только в численном, но и в качественном составе, так как наиболее высокой миграционной подвижностью обладает население именно в трудоспособном возрасте. Среди прибывших в 2006-2009 годах в Пензенскую область граждане трудоспособного возраста составляют около 70 процентов, среди выбывших - 74 процента, при этом доля лиц с высшим образованием в числе выбывших выше, чем в числе прибывших.
Законом Пензенской области от 22 декабря 2005 года N 918-ЗПО была утверждена Концепция демографического развития Пензенской области на период до 2010 года, включающая план мероприятий, направленных на повышение рождаемости и укрепление семьи, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни, оптимизацию миграционных процессов.
Результаты реализации Концепции демографического развития Пензенской области на период до 2010 года (2009 год в сравнении с 2005 годом):
рождаемость выросла на 24 процента и составила 10,3 на 1000 населения;
общий коэффициент смертности снизился на 13,2 процента и составил 15,8 на 1000 населения;
младенческая смертность в области снизилась в 2 раза и составила 6,1 промилле на 1000 родившихся живыми;
показатель материнской смертности также имеет положительную динамику по снижению. В 2005 году было зарегистрировано 8,5 случаев материнской смертности на 100000 родившихся детей, 2009 году таких случаев не было.
Таким образом, с началом реализации целенаправленной работы по улучшению демографии с 2005 года происходит снижение темпов убыли населения почти в 2 раза - с 14,7 тыс. человек в 2005 году до 8 тыс. человек в 2009 году. За 2009 год коэффициент естественной убыли населения - 5,5.
Тем не менее, развитие ситуации по прогнозу, основанному на текущей тенденции демографического развития (снижающая темпы, но продолжающаяся депопуляция, вследствие незначительного увеличения рождаемости и снижения смертности, небольшой рост продолжительности жизни), неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития региона, прежде всего на росте валового регионального продукта и достаточности трудовых ресурсов, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом повышения доли граждан пенсионного возраста.
В этой связи Концепция демографической политики Пензенской области на период до 2025 года с учетом государственных приоритетов и региональных особенностей ориентирована на конкретизацию задач, оптимизацию направлений и активизацию мероприятий в сфере здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, направлений по улучшению положения детей, женщин, семьи на территории Пензенской области.
3. Цель демографической политики Пензенской области на период до 2025 года
Целью демографической политики Пензенской области является стабилизация к 2025 году численности населения на уровне 1,31 млн. человек, повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения Пензенской области до 71 года.
Достижение поставленной цели демографической политики в значительной степени зависит от успешности решения широкого круга задач социально-экономического развития: обеспечения стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижения бедности и уменьшения дифференциации по доходам, наличия эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, рынка жилья, занятости и рынка труда), улучшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки.
Законом Пензенской области от 18 октября 2013 г. N 2450-ЗПО в раздел 4 настоящей Концепции внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2013 г.
4. Принципы, задачи и направления реализации региональной демографической политики
В основу демографической политики положены следующие принципы:
комплексность решения демографических задач: мероприятия в демографической сфере должны охватывать все направления (смертность, рождаемость, миграцию) в их взаимосвязи с учетом влияющих на них факторов;
своевременное реагирование на демографические тенденции текущего периода;
учет территориальных особенностей демографического развития;
взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления Пензенской области с институтами гражданского общества.
Основными задачами демографической политики Пензенской области на период до 2025 года являются:
снижение уровня смертности не менее чем на 30 процентов за счет сокращения смертности от внешних причин, прежде всего в трудоспособном возрасте;
снижение материнской и младенческой смертности до показателей, сопоставимых с развитыми странами, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
сохранение и укрепление здоровья населения, существенное снижение заболеваемости социально значимыми болезнями, создание условий и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, поддержание продолжительности жизни на уровне среднероссийского показателя;
повышение уровня рождаемости (дальнейшее увеличение суммарного коэффициента рождаемости на 25 процентов по сравнению с 2008 годом);
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Пензенской области, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Приоритетные направления в решении задачи снижения уровня смертности:
сокращение смертности населения от болезней системы кровообращения за счет создания комплексной системы профилактики, ранней диагностики с применением передовых технологий, образовательных информационных программ, направленных на предупреждение развития сердечно-сосудистых заболеваний;
улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение кардиологических центров в соответствии со стандартами, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации больных;
снижение смертности и травматизма в дорожно-транспортных происшествиях за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, дисциплины на дорогах, повышения оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех этапах;
снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к управлению профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), ужесточения контроля в сфере охраны труда (усиление надзора за безопасностью условий труда, ужесточение санитарно-гигиенических норм и требований к условиям труда), а также за счет экономической мотивации работодателя к улучшению условий труда;
снижение смертности населения от онкологических заболеваний за счет профилактики и внедрения современных скрининговых программ по раннему выявлению онкологических заболеваний, улучшения качества оказания онкологической помощи, а также реализации мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и продуктов питания канцерогенами;
снижение смертности населения от наиболее распространенных причин смерти за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, направленных на предупреждение развития заболеваний, оснащения лечебных учреждений современным оборудованием, а также дальнейшего развития психиатрической, наркологической, токсикологической помощи населению, борьбы с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом и другими социально значимыми заболеваниями;
сокращение темпов роста смертности в молодых группах населения, прежде всего мужчин, от всех экзогенных причин (болезней органов дыхания, пищеварения, инфекций, травм и спровоцированных потреблением алкоголя болезней кровообращения) путем преодоления маргинализации подростков и, как следствие, молодежи;
повышение доступности медицинской помощи жителям сельской местности и отдаленных районов.
Приоритетные направления в решении задачи снижения материнской и младенческой смертности, укрепления репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков:
обеспечение доступной и качественной бесплатной медицинской помощью женщин в период беременности и родов, их новорожденных детей с использованием современных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятных исходов беременности и родов, укрепление материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений;
реализация системы мероприятий по обеспечению доступности и повышению качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе по профилактике абортов и бесплодия, с использованием методов вспомогательных репродуктивных технологий, включая метод экстракорпорального оплодотворения;
проведение профилактических мероприятий с целью раннего выявления нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивной сферы, обеспечение доступной и качественной медицинской помощи детям, совершенствование системы реабилитационной помощи детям, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению нежелательной беременности, алкоголизма, наркомании и табакокурения;
развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных организациях, обязательность занятий физической культурой, организация качественного горячего питания школьников и учащихся профессиональных образовательных организаций, оздоровительного отдыха, витаминизации детей.
Приоритетные направления в решении задачи укрепления здоровья населения, снижения заболеваемости, создания условий для мотивации к ведению здорового образа жизни и увеличения продолжительности жизни:
формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработка механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения;
разработка мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя и других психоактивных веществ, реализация в образовательных организациях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками, мер системы профилактики алкогольной и других зависимостей;
создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;
обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;
внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями;
разработка и реализация комплекса мер по снижению вреда от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения, включающих минимизацию факторов риска предотвратимой смертности и заболеваемости населения, обеспечения населения качественной питьевой водой, экологическое просвещение населения.
Приоритетные направления в решении задачи увеличения рождаемости:
усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей за счет:
развития системы пособий в связи с рождением и воспитанием детей, включая регулярный пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции, усиления стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей;
создания механизмов дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, а также семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечения потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (как муниципальных, так и частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от возраста ребенка;
создания условий для интеллектуального и творческого развития детей;
создания в городах и сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, социальной и транспортной инфраструктуре;
создания условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь молодых семей, за счет развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми, реализации областных программ обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семей;
реализации комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, позволяющих обеспечить совмещение родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, за счет создания для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организации системы дополнительного профессионального образования, расширения использования гибких форм занятости, разработки дополнительных профессиональных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.
Приоритетные направления в решении задачи укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений:
развитие сети организаций по консультативной и психологической поддержке семей в налаживании благоприятного психологического климата во внутрисемейных отношениях, профилактике семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовке и комплексному сопровождению семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
популяризация ценности семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с целью формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющей нескольких детей или принимающей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка;
создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка, использование в работе органов исполнительной и судебной власти современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Приоритетные направления в решении задачи привлечения мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов области:
содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Пензенскую область, а также стимулирование возвращения в область ранее выехавших мигрантов;
привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства, привлечение молодежи из зарубежных стран (прежде всего, из государств - участников Содружества Независимых Государств и Балтии) для обучения и стажировки в Пензенской области;
разработка мер социально-экономического характера по повышению миграционной привлекательности территорий, в которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для интересов области.
Законом Пензенской области от 18 октября 2013 г. N 2450-ЗПО в раздел 5 настоящей Концепции внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2013 г.
5. Информационное обеспечение реализации Концепции
Информационное обеспечение реализации Концепции предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения и данных социологических обследований. Важную роль в информационном обеспечении демографического развития должны играть средства массовой информации.
Необходимо обеспечить информационную поддержку единой государственной демографической политики, расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, выпуск тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, разработку образовательных программ, развивать информирование населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической и экологической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров и продуктов, а также о мерах, позволяющих предупредить их вредное воздействие на здоровье человека.
Регулярное и подробное освещение таких тем, как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение, рациональные стереотипы поведения населения в различных жизненных ситуациях, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи, является важнейшей составляющей успешной реализации Концепции.
Совершенствование нормативной правовой базы для проведения информационно-просветительской кампании, направленной на качественное изменение репродуктивных установок семьи, понимание ценности материнства, повышение статуса многодетных семей и общественного престижа успешной семьи с несколькими детьми.
6. Механизм реализации демографической политики Пензенской области на период до 2025 года
Реализацию демографической политики Пензенской области предполагается осуществлять путем:
дальнейшего совершенствования регионального законодательства в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, охраны окружающей среды с учетом предусмотренных мер демографической политики;
обеспечения выполнения в полном объеме мероприятий действующих долгосрочных целевых программ и разработки проектов новых региональных долгосрочных целевых программ с учетом приоритетов демографической политики;
включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в программу социально-экономического развития Пензенской области на среднесрочную перспективу;
учета задач демографической политики в бюджетном процессе при формировании бюджета Пензенской области, бюджетов внебюджетных фондов;
концентрации финансовых и материальных ресурсов на реализацию основных задач демографической политики;
развития социальной направленности бизнеса через выполнение мероприятий демографической направленности программ социального партнерства, участия организаций социально ответственного бизнеса в областных конкурсах социальных и культурных проектов;
заключения областного и отраслевых соглашений с объединениями профсоюзов и работодателей, предусматривающих меры по повышению уровня оплаты труда, обеспечению занятости, сохранению и созданию рабочих мест, улучшению условий и охраны труда;
привлечения дополнительных внебюджетных поступлений на эти цели;
методического обеспечения органов местного самоуправления области, направленного на управление демографическими процессами;
постоянного анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики;
развития научных исследований в сфере народонаселения.
Законом Пензенской области от 18 октября 2013 г. N 2450-ЗПО в раздел 7 настоящей Концепции внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2013 г.
7. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации демографической политики Пензенской области на период до 2025 года
Реализация демографической политики будет осуществляться в три этапа.
На первом этапе (в 2010-2012 годах) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций в демографическом развитии, в том числе осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных, семейно ориентированных технологий, уменьшающих риск неблагоприятных исходов беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению, материальной поддержке замещающих семей.
Предусматривается разработать специальные меры по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, и повышению их конкурентоспособности на рынке труда, по развитию инфраструктуры дошкольного образования, обеспечению местами в дошкольных образовательных организациях в приоритетном порядке детей работающих женщин, а также разработать долгосрочные программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни и самосохранительного поведения, улучшение состояния окружающей среды, повышение миграционной привлекательности региона.
На первом этапе должны быть созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, дающие возможность совершенствовать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2013 года.
По итогам реализации мероприятий первого этапа к 2013 году предполагается снизить темпы естественной убыли населения, обеспечить миграционный прирост.
На втором этапе (в 2013-2018 годах) будет продолжено проведение мероприятий по стабилизации демографической ситуации, реализуемых на первом этапе. Основное внимание будет уделено внедрению программ здорового образа жизни, оздоровления окружающей среды, поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда, реализации мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний у работников, принятию специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей.
К 2019 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, сформировать у населения здоровье сберегающее поведение.
По итогам реализации второго этапа предполагается к 2019 году:
увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни населения Пензенской области до 70 лет;
увеличить по сравнению с 2008 годом суммарный коэффициент рождаемости на 20 процентов, на треть снизить смертность населения;
уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить привлечение в Пензенскую область соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи на постоянное место жительства и обеспечить на этой основе миграционный прирост.
На третьем этапе (с 2019 года) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации и принимать превентивные меры по сбережению населения.
В связи со значительным уменьшением к этому периоду численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение второго и третьего ребенка.
С целью замещения в результате возможного сокращения рождаемости естественной убыли населения предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное жительство в Пензенскую область мигрантов трудоспособного возраста.
К 2025 году предполагается:
обеспечить стабилизацию численности населения, в том числе за счет замещающей миграции, на уровне 1,310 млн. человек;
увеличить ожидаемую продолжительность жизни населения Пензенской области до 71 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Пензенской области от 21 апреля 2010 г. N 1889-ЗПО "Об утверждении Концепции демографической политики Пензенской области на период до 2025 года"
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 36 от 24 апреля 2010 г., в информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области" N 24(98) от 7 мая 2010 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Пензенской области от 5 ноября 2020 г. N 3573-ЗПО
Изменения вступают в силу с 17 ноября 2020 г.
Закон Пензенской области от 16 июня 2015 г. N 2747-ЗПО
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Закон Пензенской области от 21 февраля 2014 г. N 2520-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Пензенской области от 28 ноября 2013 г. N 2473-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 декабря 2013 г.
Закон Пензенской области от 18 октября 2013 г. N 2450-ЗПО
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона
Отдельные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2013 г.
Отдельные изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджета Пензенской области, начиная с бюджета Пензенской области на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.