Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу
Министерства финансов
Пензенской области
от 31 декабря 2009 г. N 129
Ведомственная целевая программа
"Управление государственным долгом Пензенской области на 2010-2012 годы"
Паспорт программы
1. Наименование субъекта бюджетного планирования |
Министерство финансов Пензенской области |
2. Наименование программы |
Управление государственным долгом Пензенской области на 2010-2012 годы |
3. Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения), или наименование и номер соответствующего нормативного акта |
Приказ Министерства финансов Пензенской области от 31 декабря 2009 г. N 129 |
4. Номер и дата учета программы в Управлении экономики, инновационной и научно-технической политики Пензенской области |
N ___ от _______________ |
5. Цели и задачи программы |
Основная цель: Оптимизация управления государственным долгом Пензенской области. Задачи: 1) Оптимизация объема и структуры государственного долга Пензенской области, совершенствование механизмов управления государственным долгом Пензенской области; 2) Соблюдение установленных законодательством ограничений предельного объема расходов на обслуживание государственного внутреннего долга |
6. Целевые индикаторы и показатели |
1. Объем государственного долга Пензенской области по отношению к доходам (без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней) 2. Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга Пензенской области к расходам бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
7. Характеристика программных мероприятий |
Мероприятия программы имеют следующую направленность: - учет текущих и вновь привлекаемых долговых обязательств; - проведение мониторинга долговых обязательств; - своевременное погашение долговых обязательств Пензенской области; - своевременное исполнение обязательств по обслуживанию государственного внутреннего долга Пензенской области; - исполнение заемщиками обязательств по выданным государственным гарантиям Пензенской области |
8. Сроки реализации программы |
2010-2012 годы |
9. Объемы финансирования (тыс. руб.), всего |
14177508,6, в т.ч.: - в расходах бюджета - 1511986,1; - в источниках финансирования дефицита бюджета - 12665522,5 в том числе: - в 2010 году:- 4928250,6, в т.ч.: - в расходах бюджета - 657062,3; - в источниках финансирования дефицита бюджета - 4271188,3 - в 2011 году - 4287579,5, в т.ч.: - в расходах бюджета - 427461,9; - в источниках финансирования дефицита бюджета - 3860117,6 - в 2012 году - 4961678,5, в т.ч.: - в расходах бюджета - 427461,9; - в источниках финансирования дефицита бюджета - 4534216,6 |
10. Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Реализация программы позволит: 1) сохранить экономически обоснованный объем государственного внутреннего долга Пензенской области. При этом объем государственного долга Пензенской области по отношению к доходам (без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней) не должен превышать: в 2010 году - 53,2%, в 2011 году - 61,3%, в 2012 году - 70,4%. 2) поддерживать объем расходов на обслуживание государственного долга Пензенской области на законодательно установленном уровне. При этом отношение расходов на обслуживание государственного долга к расходам бюджета Пензенской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не должно превышать в 2010 году - 2,4%, в 2011 году - 1,5%, в 2012 году - 1,4% |
1. Характеристика проблем (задач), решение которых осуществляется путем реализации программы
Долговая политика Пензенской области является неотъемлемой частью финансовой политики Пензенской области.
Под государственным долгом Пензенской области понимается совокупность долговых обязательств Пензенской области. Государственный долг Пензенской области полностью обеспечивается всем находящимся в собственности области имуществом, составляющим казну Пензенской области.
Управление государственным долгом Пензенской области осуществляется Правительством Пензенской области в соответствии с федеральным законодательством, законодательными и нормативными правовыми актами Пензенской области.
Законодательно установлено, что долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
1) государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации;
2) бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
4) государственным гарантиям субъекта Российской Федерации.
Пензенская область проводит активную долговую политику, направленную, в первую очередь, на своевременное исполнение накопленных долговых обязательств и сокращение расходов по их обслуживанию.
Общие данные по структуре государственного долга Пензенской области и расходах на его обслуживание за последние годы приведены в таблице 1.
Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют, что наибольший удельный вес в государственном долге Пензенской области составляют за 2007-2008 годы обязательства в виде государственных ценных бумаг, в 2009 году задолженность по кредитам, полученным от кредитных организаций.
В настоящее время ввиду ограниченности доходных источников покрытия дефицита бюджета, возникает необходимость привлечения таких источников финансирования дефицита бюджета как:
- государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации
- кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
- бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В условиях нестабильной ситуации на финансовых рынках возможность привлечения денежных средств путем размещения государственных ценных бумаг маловероятна не только для Пензенской области, но и для большинства субъектов Российской Федерации.
Помимо планируемых долговых и расходных обязательств, существенную нагрузку на бюджет Пензенской области составляют действующие долговые обязательства Пензенской области. Так, в 2010 году подлежат погашению долговые обязательства Пензенской области в размере 3,9 млрд. руб.
В 2009 году стоимость кредитных ресурсов кредитных организаций возросла в 1,5 раза по сравнению с 2008 годом в связи с чем, привлечение кредитных ресурсов в 2009 году повлекло за собой увеличение расходов на обслуживание долга. При планировании расходов на обслуживание государственного долга Пензенской области на 2010-2012 годы в расчет принималась процентная ставка за пользование заемными средствами банков в среднем в размере 16,5% годовых. Однако реальную стоимость кредитных ресурсов кредитных организаций трудно прогнозировать в условиях нестабильной ситуации на финансовых рынках.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены ограничения на предельные объемы государственного долга субъекта Российской Федерации и расходов на его обслуживание, за нарушение которых, в свою очередь, предусмотрены соответствующие меры принуждения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, основными задачами, которые необходимо решить в рамках реализации настоящей ведомственной целевой программы являются:
- оптимизация объема и структуры государственного долга Пензенской области, совершенствование механизмов управления государственным долгом Пензенской области;
- соблюдение установленных законодательством ограничений предельного объема расходов на обслуживание государственного внутреннего долга.
2. Цели и задачи программы
В соответствии со статьей 26.13 Федерального Закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают соблюдение установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета, размеру и составу государственного долга субъекта Российской Федерации, исполнению бюджетных и долговых обязательств субъекта Российской Федерации.
Система управления государственным долгом включает определение сути и обоснованность заимствований, минимизацию расходов на обслуживание, эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов.
Основной целью ведомственной целевой программы является оптимизация управления государственным долгом Пензенской области. Для этого необходимо решить следующие задачи.
1. Оптимизация объема и структуры государственного долга Пензенской области, совершенствование механизмов управления государственным долгом Пензенской области.
Для решения данной задачи необходимо обеспечить ограничение неоправданных заимствований и оптимизацию структуры государственного долга. Привлечение новых заимствований и предоставление бюджетных кредитов за счет средств бюджета Пензенской области производить на конкурсной основе с выбором наиболее льготных условий кредитования.
2. Соблюдение установленных законодательством ограничений предельного объема расходов на обслуживание государственного внутреннего долга.
Главным направлением для решения данной задачи является использование таких методов сокращения расходов на обслуживание государственного долга Пензенской области как:
- досрочное погашение долговых обязательств Пензенской области;
- погашение задолженности по кредитам, привлеченным в кредитных организациях и привлечение кредитов в кредитных организациях на условиях, позволяющих удешевить стоимость привлекаемых средств.
Решение поставленных задач в основном находится в компетенции Министерства финансов Пензенской области и в незначительной степени зависит от внешних условий.
3. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые индикаторы
Соблюдение параметров государственного долга Пензенской области и расходов на его обслуживание является существенным требованием для решения поставленных задач, так как оно базируется на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанным законодательным актом Российской Федерации верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Объем государственного долга Пензенской области по отношению к доходам (без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней) по данным годовых отчетов об исполнении бюджета Пензенской области, а также планируемое значение указанного показателя приведены в таблице 2.
Таким образом, как видно из таблицы 2, проводимая в Пензенской области долговая политика позволяет соблюдать установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничения и планировать долговые обязательства в 2010-2012 годах в пределах допустимых значений.
Расходы на обслуживание государственного долга Пензенской области планируются и рассчитываются исходя из объема ранее произведенных заимствований и планируемых к привлечению в предстоящем финансовом году. При этом в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации, утвержденный законом о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета соответствующего уровня, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга Пензенской области к расходам бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, по данным годовых отчетов об исполнении бюджета Пензенской области, а также планируемое значение указанного показателя приведены в таблице 3.
Как видно из приведенных в таблице 3 данных, показатель "расходы на обслуживание государственного долга Пензенской области / расходы бюджета Пензенской области, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", значительно ниже предельно допустимого значения (15%).
4. Программные мероприятия
Основными мероприятиями для решения поставленных задач и достижения намеченной цели являются:
1) учет текущих и вновь привлекаемых долговых обязательств;
2) проведение мониторинга долговых обязательств;
3) своевременное погашение долговых обязательств Пензенской области;
4) своевременное исполнение обязательств по обслуживанию государственного внутреннего долга Пензенской области;
5) исполнение заемщиками обязательств по выданным государственным гарантиям Пензенской области.
Конкретные сроки реализации указанных мероприятий, а также объемы их финансирования приведены в таблице 4.
5. Сроки реализации программы
Реализация ведомственной целевой программы рассчитана на 2010-2012 годы.
6. Социальные и экономические последствия реализации программы
Проведение намеченных мероприятий позволит повысить эффективность системы управления долгом, производить заимствования и обслуживание долговых обязательств при сохранении показателей кредитоспособности и платежеспособности бюджета Пензенской области на безопасном уровне. Оптимизация процессов управления государственным долгом Пензенской области будет способствовать снижению расходов бюджета области по его обслуживанию и росту эффективности инвестиций, осуществляемых областью за счет заемных средств.
На реализацию запланированных мероприятий могут повлиять риски, сложившиеся под воздействием имеющихся в обществе экономических проблем: недостаточность финансирования из бюджетных источников, высокая инфляция.
7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств и методика оценки эффективности программы
Оценку эффективности предлагается проводить ежегодно в течение всего срока реализации ведомственной целевой программы посредством анализа динамики целевых индикаторов и объемов финансирования ведомственной целевой программы.
Методика оценки эффективности ведомственной целевой программы предусматривает два метода:
- количественный метод (оценка производится на основе анализа бухгалтерских форм отчетности);
- качественный метод (недопущение превышения плановых значений и целевых индикаторов).
Оценка результативности бюджетных расходов, направленных на проведение мероприятий ведомственной целевой программы и достижение намеченной цели, осуществляется на основании сопоставления фактических и планируемых значений показателей (параметров) государственного долга Пензенской области, расходов на его обслуживание, а также затрат на их выполнение.
8. Обоснование потребности в необходимых ресурсах для реализации программы
Объем расходов из бюджета Пензенской области на реализацию программных мероприятий приведен в таблице 5.
Основные характеристики и обоснование потребности в необходимых ресурсах для реализации ведомственной целевой программы "Управление государственным долгом Пензенской области на 2010-2012 годы" приведены в таблице 6.
9. Система управления реализацией программы
Отдел по управлению государственным долгом Министерства финансов Пензенской области осуществляет:
- контроль за реализацией ведомственной целевой программы, мониторинг выполнения программных мероприятий;
- контроль за рациональным использованием выделяемых финансовых средств;
- работу по корректировке ведомственной целевой программы на основании анализа результатов ее выполнения за год.
Таблица 1
Вид долгового обязательства |
На 01.01.2008 года (2007 год) |
На 01.01.2009 года (2008 год) |
На 01.01.2010 года (прогноз на 2009 год) |
|||
Всего (тыс. руб.) |
уд. вес в общем объеме долга |
Всего (тыс. руб.) |
уд. вес в общем объеме долга (%) |
Всего (тыс. руб.) |
уд. вес в общем объеме долга (%) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Кредиты, полученные от кредитных организаций |
500000,0 |
18,4 |
1350000,0 |
32,9 |
3350000,0 |
53,6 |
Бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет Пензенской области от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
40470,1 |
1,5 |
648494,2 |
15,8 |
1853858,1 |
29,7 |
Государственные гарантии Пензенской области |
801696,7 |
13,7 |
705618,5 |
17,2 |
540108,9 |
8,7 |
Государственные ценные бумаги Пензенской области |
1800000,0 |
66,4 |
1400000,0 |
34,1 |
500000,0 |
8,0 |
Объем государственного долга Пензенской области |
3142166,8 |
100,0 |
4104112,7 |
100,0 |
6243967,0 |
100,0 |
Расходы бюджета Пензенской области на обслуживание государственного долга Пензенской области |
77388,7 |
|
230967,2 |
|
463163,8 |
|
Таблица 2
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Отчетный период |
Плановый период (прогноз) |
Целевое значение |
||||
2007 год |
2008 год |
2009 год (прогноз) |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||
Объем доходов бюджета Пензенской области (без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней) |
тыс. руб. |
11105124,0 |
12059923,5 |
12500234,4 |
13602509,2 |
14591033,5 |
15742621,9 |
|
Объем государственного долга Пензенской области |
тыс. руб. |
3142166,8 |
4104112,7 |
6243967,0 |
7218774,4 |
8949928,8 |
11088989,8 |
|
Объем государственного долга Пензенской области по отношению к доходам (без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней) |
% |
28,0 |
34,0 |
49,9 |
53,1 |
61,3 |
70,4 |
<100 |
Таблица 3
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Отчетный период |
Плановый период (прогноз) |
Целевое значение |
||||
2007 год |
2008 год |
2009 год (прогноз) |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||
Объем расходов бюджета Пензенской области на обслуживание государственного долга Пензенской области |
тыс. руб. |
77388,7 |
230967,2 |
463163,8 |
618953,4 |
427461,9 |
427461,9 |
|
Объем расходов бюджета Пензенской области |
тыс. руб. |
23395419,4 |
26591186,6 |
32871556,3 |
27928776,5 |
29492066,5 |
32972329,0 |
|
Объем субвенций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
тыс. руб. |
- |
1281591,8 |
1846851,6 |
1708334,6 |
1702811,3 |
1702989,4 |
|
Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга Пензенской области к расходам бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
% |
0,3(*) |
0,9 |
1,5 |
2,4 |
1,5 |
1,4 |
<15 |
(*) Расчет показателя произведен без учета объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в связи с отсутствием такого требования в Бюджетном кодексе до 31.12.2007.
Таблица 4
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Объем финансирования, тыс. руб. |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||
1 |
Своевременное погашение долговых обязательств Пензенской области |
2010-2012 годы |
3869188,3 |
3760117,6 |
4534216,6 |
2 |
Своевременное исполнение обязательств по обслуживанию государственного внутреннего долга Пензенской области |
618953,4 |
427461,9 |
427461,9 |
|
3 |
Исполнение заемщиками обязательств по выданным государственным гарантиям Пензенской области |
440108,9 |
100000,0 |
- |
|
|
Всего |
|
4928250,6 |
4287579,5 |
4961678,5 |
Таблица 5
Планируемые объемы финансирования ВЦП в разрезе классификации операций сектора государственного управления |
Всего на весь период действия ВЦП (тыс. руб.) |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
Сумма средств бюджета Пензенской области на реализацию ВЦП, всего |
4928250,6 |
4287579,5 |
4961678,5 |
в том числе: |
|
|
|
Расходы, связанные с финансированием иных направлений (Рпр), всего |
4928250,6 |
4287579,5 |
4961678,5 |
из них: |
|
|
|
231 Обслуживание внутреннего долга |
618953,4 |
427461,9 |
427461,9 |
290 Прочие расходы |
38108,9 |
- |
- |
Расходы, предусмотренные по источникам финансирования дефицита бюджета, всего |
|
|
|
из них: |
|
|
|
810 Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу |
4271188,3 |
3860117,6 |
4534216,6 |
Таблица 6
Цель программы: Оптимизация управления государственным долгом Пензенской области.
N п/п |
Содержание мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Сроки исполнения |
Коды классификации операций сектора государственного управления |
Объем расходов на реализацию мероприятия, тыс. руб. |
Планируемые показатели результатов деятельности |
||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Наименование индикаторов |
единица измерения |
Значение индикатора |
|||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||||||||||
|
Задача |
|
|
|
|
|||||||
1. |
Оптимизация объема и структуры государственного долга Пензенской области, совершенствование механизмов управления государственным долгом Пензенской области |
|||||||||||
1.1 |
Своевременное погашение долговых обязательств Пензенской области и исполнение заемщиками обязательств по выданным государственным гарантиям Пензенской области |
Министерство финансов Пензенской области |
2010-2012 год |
290,810 |
4271188,3 |
3860117,6 |
4534216,6 |
Объем государственного долга Пензенской области по отношению к доходам (без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней) |
% |
53,1 |
61,3 |
70,4 |
2. |
Соблюдение установленных законодательством ограничений предельного объема расходов на обслуживание государственного внутреннего долга |
|||||||||||
2.1 |
Своевременное исполнение обязательств по обслуживанию государственного внутреннего долга Пензенской области |
Министерство финансов Пензенской области |
2010-2012 год |
231 |
618953,4 |
427461,9 |
427461,9 |
Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга Пензенской области к расходам бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
% |
2,4 |
1,5 |
1,4 |
|
Всего по задачам (по годам) |
4928250,6 |
4287579,5 |
4961678,5 |
||||||||
|
Итого по программе |
4928250,6 |
4287579,5 |
4961678,5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.