1 октября 2010 г., 25 января, 29 марта, 14 декабря 2011 г., 29 марта 2013 г.
В целях создания условий для осуществления мероприятий по реализации, обеспечению и защите установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей в Пензенской области, руководствуясь Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с последующими изменениями) и Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Одобрить прилагаемую Концепцию по защите прав потребителей в Пензенской области на 2010-2014 годы.
2. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
Распоряжением Правительства Пензенской области от 14 декабря 2011 г. N 792-рП пункт 3 настоящего распоряжения изложен в новой редакции
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы агропромышленной политики и агропромышленного комплекса.
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
Одобрена
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 4 декабря 2009 г. N 485-рП
Концепция
по защите прав потребителей в Пензенской области на 2010-2014 годы
1 октября 2010 г., 25 января, 29 марта, 14 декабря 2011 г., 29 марта 2013 г.
1. Общие положения
Концепция по защите прав потребителей в Пензенской области на 2010-2014 годы (далее - Концепция) определяет основные задачи и направления деятельности органов государственной власти Пензенской области в сфере потребительского рынка на территории Пензенской области.
В Концепции изложена сложившаяся ситуация в сфере защиты прав потребителей в Пензенской области, определены цели и задачи, формы государственной поддержки, способствующие реализации государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов потребителей, создание эффективного механизма по осуществлению защиты прав потребителей в условиях рыночных отношений.
Концепция сформирована в соответствии с основными направлениями программы экономического и социального развития Пензенской области в целях создания условий для осуществления мероприятий по реализации, обеспечению и защите установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, развития потребительского рынка товаров и услуг в Пензенской области, создания условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей и дальнейшего укрепления и совершенствования региональной системы защиты прав потребителей; развития потребительского рынка товаров и услуг в Пензенской области.
2. Состояние и проблемы сферы обеспечения защиты прав потребителей и пути ее решения
Создание условий для обеспечения и защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей является неотъемлемой частью социальной политики государства.
Для проведения эффективной работы по защите прав потребителей в Пензенской области необходимо учитывать изменения на рынке товаров (работ, услуг). В настоящее время характерными особенностями потребительской сферы Пензенской области являются:
ежегодно увеличивающиеся реальные доходы на душу населения;
насыщение рынка товаров (работ, услуг);
увеличение доли отечественных производителей товаров (работ, услуг).
Изменения на потребительском рынке неизбежно влекут изменение круга и характера проблем, возникающих у потребителей при реализации прав, закрепленных законодательством Российской Федерации.
Успех социально-экономических реформ заключается не только в повышении реальных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в реальной возможности для граждан в реализации своих потребительских прав, рациональном использовании полученных доходов на приобретение товаров, работ, услуг. Причем важно, чтобы они были качественными и безопасными для граждан, для здоровья и имущества потребителей, а также для окружающей среды.
Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации послужило принятие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с последующими изменениями) (далее - Закон РФ "О защите прав потребителей"), Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ряда других нормативных актов.
Защиту прав потребителей в пределах предоставленных полномочий осуществляют:
- федеральные органы исполнительной власти;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления;
- общественные организации потребителей.
Бурное развитие современного рынка товаров и услуг привело к новым проблемам правового, экономического, организационного и социального характера.
Рынок товаров и услуг, как таковой, не может обеспечить всем потребителям равных возможностей во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление новых методов продажи товаров посредством сетевых супермаркетов, развитие дистанционного способа продаж, долевого строительства, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, жилищно-коммунальная реформа и другие новации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.
Анализ ситуации в Пензенской области показывает, что только в I полугодии 2009 г. Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области рассмотрено более 700 обращений граждан и 1200 дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований законодательства при реализации товаров и оказании платных услуг населению.
Недостаточное внимание к данному вопросу со стороны органов местного самоуправления негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных изготовителей, исполнителей, продавцов, а также эффективности работы по защите прав потребителей в целом.
Немаловажную роль в деле защиты прав потребителей играют общественные организации потребителей, оказывающие юридические, экспертные, консультационные услуги по защите прав и законных интересов граждан.
Основным направлением в вопросах защиты прав потребителей должно стать создание на территории Пензенской области благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечения их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей области, является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика.
Для достижения положительного эффекта такая работа должна вестись не только с потребителями, но и с производителями, изготовителями, предпринимателями, работающими на потребительском рынке.
Работа с потребителями должна быть направлена в первую очередь на их просвещение, ознакомление с предоставленными законом правами, гарантиями и способами защиты. Прежде всего, это включает в себя проведение открытых уроков в школах, семинаров в организациях, оформление информационных стендов на предприятиях потребительского рынка, информирование потребителей через средства массовой информации и т.д. Другой важной составляющей такой работы является информирование потребителей об имеющихся на рынке качественных товарах (работах, услугах). В первую очередь это касается реформируемых секторов потребительского рынка - жилищно-коммунального хозяйства, медицины, сферы образования и других, поскольку ход реформирования во многом зависит от полной и объективной информированности граждан-потребителей и изменения сложившихся у них стереотипов.
Работа с предпринимателями (изготовителями, исполнителями работ, услуг) должна быть направлена в первую очередь на информирование предпринимателей о нормах действующего законодательства Российской Федерации и Пензенской области, а также санкциях за их нарушение, облегчение доступа к нормативным правовым актам, создание условий, благоприятствующих соблюдению всех требований законодательства при работе на потребительском рынке.
Реализация комплекса мероприятий, которые предусмотрены Концепцией, позволит решить обозначенные выше задачи, что будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей, снижению социальной напряженности в обществе.
3. Цели и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является обеспечение возможности для жителей Пензенской области использовать предоставленные законом права на государственную и общественную защиту потребительских прав.
Основными задачами Концепции являются:
- реализация государственной политики защиты прав и законных интересов потребителей, создание эффективного механизма защиты прав потребителей в условиях рыночных отношений;
- создание необходимых условий для проведения образовательных и просветительских мероприятий с жителями Пензенской области - потребителями товаров и услуг, для грамотных взаимоотношений с продавцом (исполнителем, изготовителем);
- обеспечение скоординированного подхода всех уровней потребителей товаров и услуг с продавцом (исполнителем, изготовителем) в части безопасности товаров, работ, услуг для жизни и здоровья потребителя;
- повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий;
- содействие органам местного самоуправления в Пензенской области в решении задач по защите прав потребителей.
4. Сроки реализации Концепции
Настоящая Концепция рассчитана на среднесрочный период 2010-2014 годы. Мероприятия будут выполняться в соответствии с прилагаемым планом мероприятий по реализации Концепции, с учетом происходящих в экономике реформ, мероприятия могут быть скорректированы в установленном действующим законодательством порядке.
5. Механизм реализации Концепции
Решение приоритетных задач Концепции предполагается обеспечить в соответствии с мероприятиями, предусмотренными Планом мероприятий по реализации Концепции по защите прав потребителей в Пензенской области на 2010-2014 годы (приложение к Концепции).
Мероприятия направлены на профилактику нарушений в сфере защиты прав потребителей.
Для решения концептуальных задач необходимо:
- определение основных направлений деятельности в области защиты прав потребителей на потребительском рынке Пензенской области;
- осуществление комплекса мер по разъяснительной работе с изготовителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг;
- совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям;
- привлечение на рынок товаров, работ и услуг квалифицированных кадров, имеющих специальное профессиональное образование;
- организация системного обучения учащихся общеобразовательных школ, колледжей основам правовых знаний в сфере защиты прав потребителей;
- комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей.
Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование сферы защиты прав потребителей на территории Пензенской области, без участия руководителей производств, ученых, специалистов и всего населения Пензенской области невозможна.
6. Ожидаемые конечные результаты реализации Концепции
Результатами реализации мероприятий Концепции являются:
- уменьшение количества нарушений законодательства Российской Федерации в сфере потребительского рынка, связанных с незнанием предпринимателями, производителями, потребителями требований законодательства;
- повышение уровня правовой грамотности, информированности потребителей о потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в том числе об изменениях в реформируемых секторах потребительского рынка (жилищно-коммунальное хозяйство, образование, медицинские услуги и другие услуги);
- повышение уровня доступности информации о товарах (работах, услугах), необходимой потребителям для реализации предоставленных им законодательством прав;
- повышение уровня доступности защиты нарушенных прав потребителей в соответствии с законодательством;
Оценка результативности действия Концепции будет проводиться по результатам отчетного года, при ежеквартальном мониторинге развития системы защиты прав потребителей в Пензенской области.
В современных условиях для поддержки потребителей необходимо постоянное воздействие государства на организацию и поддержание упорядоченных отношений в сфере потребительской политики, воспитание новых членов общества, подготовленных к защите своих потребительских прав цивилизованным путем. Необходима своевременная и комплексная оценка последствий для потребителей новаций на современном потребительском рынке товаров и услуг (например, в таких сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство, медицинские и туристические услуги, потребительский кредит, долевое строительство, дистанционная торговля), оценка результатов изменения законодательства в сфере защиты прав потребителей, выявления пробелов в нем и подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы.
Для повышения эффективности защиты прав потребителей на территории Пензенской области необходим переход на новый качественный уровень защиты прав потребителей, для чего требуются новые организационные подходы, объединение усилий всех структур, прямо или косвенно влияющих на эту сферу общественных отношений, в том числе органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 29 марта 2013 г. N 149-рП в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к Концепции по защите прав потребителей
в Пензенской области на 2010-2014 годы,
одобренной распоряжением
Правительства Пензенской области
от 4 декабря 2009 N 485-рП
План мероприятий
по реализации Концепции по защите прав потребителей в Пензенской области на 2010-2014 годы
1 октября 2010 г., 25 января, 29 марта, 14 декабря 2011 г., 29 марта 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 4 декабря 2009 г. N 485-рП "О Концепции по защите прав потребителей в Пензенской области на 2010-2022 годы"
Текст распоряжения опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 92 от 12 декабря 2009 г.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 4 февраля 2020 г. N 32-рП настоящее распоряжение признано утратившим силу с 16 февраля 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Пензенской области от 29 декабря 2018 г. N 728-рП
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 21 ноября 2017 г. N 532-рП
Изменения вступают в силу с 3 декабря 2017 г.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 16 мая 2017 г. N 221-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 17 апреля 2015 г. N 166-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 12 декабря 2014 г. N 651-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 7 июля 2014 г. N 335-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 12 ноября 2013 г. N 584-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 29 марта 2013 г. N 149-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 14 декабря 2011 г. N 792-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 29 марта 2011 г. N 171-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 25 января 2011 г. N 29-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 1 октября 2010 г. N 536-рП