В целях реализации Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями), во исполнение распоряжения Правительства Пензенской области от 19.01.2010 N 23-рП "О ходе реализации долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2012 годы", руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития туризма в Пензенской области на 2011-2016 годы.
2. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2011 года.
3. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Пензенские губернские ведомости".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего и контролирующего вопросы реализации государственной политики в развитии туризма.
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
Утверждена
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 6 августа 2010 г. N 418-рП
Стратегия развития туризма в Пензенской области на 2011-2016 годы
1. Общие положения
Под Стратегией развития туризма в Пензенской области (далее - Стратегия) понимается интегрированная модель действий, предназначенных для достижения определенных целей. В данном случае целью является развитие туризма в Пензенской области. Положения настоящей Стратегии должны стать конкретным долгосрочным планом по развитию туризма с отражением долгосрочного качественного направления развития туризма на территории Пензенской области до 2016 года.
Стратегия определяет систему основных приоритетов и важнейшие направления развития сферы туризма в области. Успешность ее реализации зависит от того, насколько стратегическое видение будет переведено в управленческие действия Правительства области и органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области.
Основой разработки Стратегии являются:
- Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная приказом Ростуризма от 6 мая 2008 года N 51;
- Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями);
- Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), утвержденная Законом Пензенской области от 04.09.2007 N 1367-ЗПО "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" (с последующими изменениями);
- маркетинговые исследования спроса и предложения на туристском рынке Пензенской области, проведенные Пензенским государственным университетом в 2008 году.
Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. В стране в настоящее время в целом постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов.
В большинстве своем туристские предпочтения как иностранных туристов, так и отечественных связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок.
Вопрос необходимости Стратегии обосновывается тем, что на областном уровне требуются общие принципы, на основе которых государственные органы, курирующие туристическую сферу, могут принимать взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное развитие сферы туризма в области.
В настоящее время в Пензенской области действует долгосрочная целевая программа "Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2012 годы". Это уже третья программа, поскольку использование программно-целевых методов - наиболее эффективный подход к решению задач, связанных с формированием благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий развития туризма в Пензенской области.
В дальнейшем конкретизация Стратегии планируется в разработке долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Пензенской области на 2013-2016 годы".
2. Современное состояние и проблемы развития туризма в Пензенской области
Пензенская область обладает достаточным природным, культурно-историческим потенциалом и выгодным географическим положением для привлечения туристов. Природные условия области довольно разнообразны. Пензенская область лежит в умеренном географическом поясе, на стыке лесной, лесостепной и степной природных зон. Обширную часть территории занимают западные склоны Приволжской возвышенности, и только крайний запад является восточной окраиной Окско-Донской равнины. В связи с относительно небольшими размерами территории (территория области вытянута с запада на восток на 330 км и с севера на юг - на 204 км, площадь - 43,3 тыс. кв. км.) и высокой обеспеченностью транспортными путями область характеризуется проницаемостью пространства для инвестиционных вложений. В области насчитывается свыше 200 рек. Наиболее крупные из них - Сура, Мокша, Хопер, Ворона.
Значительные площади на севере и северо-востоке занимают серые лесные почвы. Лугово-лесные ландшафты севера и северо-востока сменяются на юге лугово-степными и степными. Смешанные и широколиственные леса занимают 20% территории. Сохранились участки целинных степей (Попереченская, Кунчеровская, Островцовская заповедные степи).
Животный мир весьма разнообразен. В пределах области насчитывается около 60 видов млекопитающих, 30 видов рыб, более 200 видов птиц. В области много заказников и охотничьих хозяйств.
Территория области относится к регионам с наиболее благоприятным сочетанием природных условий для здоровья людей (равнинный рельеф, умеренно жаркое лето, умеренно холодная зима, низкая заболоченность, сравнительно высокая лесистость и др.).
Природное и культурно-историческое разнообразие Пензенской области позволяет развивать многие виды туризма: рекреационный туризм (туризм с целью отдыха и развлечений), культурно-познавательный (включая религиозный и паломнический), деловой, спортивный, экстремальный, лечебно-оздоровительный, экологический, сельский, образовательный, научный и т.д.
В регионе сформирована сеть домов отдыха и здравниц. Среди них санатории "Надежда", им. Володарского, "Березовая роща", "Полесье", "Хопровские зори", им. Кирова, турбаза и отель "Чистые пруды", расположенные в экологически чистых районах на берегу рек, озер и Сурского водохранилища. У пензенских санаториев есть своя особенность: применение лечебных хлоридно-натриевых слабощелочных минеральных вод для внутреннего потребления и принятия лечебных ванн.
В Пензенской области развита индустрия гостеприимства. Прием гостей области осуществляют гостиницы "Россия", "Пенза", "Heliopark Residence", "Буртасы", "От и до", "Для Вас", "Ласточка", "Кагау", "Пенза-1", "Виктория", туристские комплексы "Русская охота", "Кленовая роща", "Сосновый бор", "Серебряный бор", "Александрия", "Никоново", "Кристалл" и другие.
На территории Пензенской области находится более 200 памятников истории и архитектуры, музеи-заповедники, живописные зоны отдыха, охоты и рыболовства. Пензенская область имеет богатейшее историко-культурное наследие, которое включает в себя ценнейшие мемориальные объекты, связанные с историческими событиями, с жизнью выдающихся деятелей культуры, науки, искусства, литературы. В их числе крупнейшие писатели, поэты - М.Ю. Лермонтов, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, М.Н. Загоскин, И.И. Лажечников, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.И. Куприн, А.Г. Малышкин, деятели искусства - В.Э. Мейерхольд, И.И. Мозжухин, К.А. Савицкий, А.В. Лентулов, ученые - В.О. Ключевский, Ф.И. Буслаев, П.Н. Яблочков, врачи - Н.Н. Бурденко, Н.Ф. Филатов, Г.А. Захарьин, государственные деятели - М.М. Сперанский, А.Б. Куракин, С.Ф. Голицын, ряд других известных исторических лиц.
Одним из приоритетных направлений в развитии туризма в настоящее время становится развитие сельского туризма как сектора современной туристской индустрии. Пензенская область обладает достаточным природным и культурно-историческим потенциалом и выгодным географическим положением для привлечения иностранных туристов.
Необходимо отметить, что сельский туризм это не только проживание туриста в сельском доме, но и функционирование целой инфраструктуры сельского туризма, которая включает хорошие транспортные сообщения между населенными пунктами, место проведения досуга, службы, оказывающие различные услуги по предоставлению информации и обслуживанию, маленькие ресторанчики, кафе и трактиры. При этом каждый гость должен постоянно ощущать домашний комфорт и повышенное персональное внимание.
В настоящее время Правительство Пензенской области создает электронную базу данных объектов, подходящих для развития сельского туризма. В сельском туризме задействованы местные жители, готовые организовать прием туристов на своих подворьях в Кузнецком, Наровчатском, Никольском, Сосновоборском, Тамалинском, Городищенском, Земетчинском районах области. Информация о жителях, которые могут принять туристов, а также организовать для них досуговую деятельность, размещена на сайте www.penza.ru в разделе "Туризм", "Отдых в деревне". Потребителями такого турпродукта могут быть семьи с детьми, пожилые люди, компании молодых людей, люди, увлекающиеся спортом и активным отдыхом.
Изменения, внесенные в декабре 2008 года в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями), предоставили органам местного самоуправления муниципальных образований полномочия по созданию условий для развития туризма.
В помощь органам местного самоуправления муниципальных образований для реализации принятых полномочий разработаны методические рекомендации "Организация сельского туризма в Пензенской области". Для участия в реализации долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2012 годы" в части субсидирования расходов на содержание инфраструктуры сельского туризма и софинансирования инвестиционных проектов по развитию сельского туризма органам местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области предложено разработать муниципальные программы развития туризма.
В настоящее время самостоятельные программы по развитию туризма разработаны в 12 районах области (Белинский, Бессоновский, Вадинский, Земетчинский, Каменский, Камешкирский, Кузнецкий, Лунинский, Мокшанский, Наровчатский, Нижнеломовский, Сосновоборский районы).
В рамках развития сельского туризма в области строятся фольклорные деревни в Бессоновском, Наровчатском, Земетчинском районах. Реализация проектов будет способствовать развитию инфраструктуры, обеспечению занятости сельского населения, повышению качества жизненного уровня сельских жителей. Городских жителей сельский туризм обеспечит доступным и качественным отдыхом.
Особый интерес представляет создание музея под открытым небом "Золотаревское городище" на месте археологических раскопок уникального средневекового памятника возле пос. Золотаревка. В рамках проекта предлагается построить дополнительно: гостиничный комплекс с объектами культурно-развлекательного и оздоровительного назначения, аквапарк, SPA-центры, яхт-клуб. В санатории круглогодичного действия "Березовая роща", расположенного# в живописном лесу на берегу Сурского водохранилища и располагающего# прекрасной лечебной базой на основе минеральных вод запланировано создание SPA-курорта.
Однако туристский потенциал области используется далеко не в полной мере. Разнообразные традиционные фольклорные праздники, проходившие в 18-19 веках, в настоящее время утрачены и забыты. Лишь в немногих местах возрождаются старинные и древние традиции. Например, сценарий народного гуляния, восстановленный на основании архивных документов и исторического материала, ежегодно воспроизводится в с. Радищево Кузнецкого района. Там немалый интерес у туристов вызывает театрализованная "Тихвинская ярмарка". Туроператоры готовы активно использовать подобные мероприятия и включать их в туристические маршруты по событийному туризму.
На территории области не хватает действующих эффективных механизмов помощи предприятиям туристской сферы в организации качественного обслуживания гостей и единых стандартов, которые смогут гарантировать определенный уровень обслуживания. Невысокое качество обслуживания в сфере туризма объясняется необходимостью подготовки кадров туристкой сферы на базе среднеспециальных и высших учебных заведений области. Качественное обслуживание в сфере туризма должно использоваться как инструмент для повышения конкурентоспособности каждого отдельно взятого предприятия и всего туристского направления области. Следует отметить, что в Пензенской области обучением по специальности в сфере туризма занимаются: один университет, две академии и один учебный центр.
Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма, являются:
- недостаточно развитая туристская инфраструктура;
- слабая конкурентоспособность туристского продукта в Пензенской области;
- незначительный объем притока инвестиций в сферу туризма;
- невысокое качество обслуживания туристов;
- недостаточная поддержка социального и самодеятельного туризма, в т.ч. в муниципальных образованиях области;
- отсутствие правил, методических рекомендаций по разработке туристских маршрутов и аттестации деятельности экскурсоводов делает непрофессиональным подход к изучению и подаче экскурсионного продукта;
- недостаточно эффективно обеспечивается правовая, организационная, экономическая и информационная среда для развития туристских связей в Пензенской области, слабо развито межрегиональное взаимодействие в сфере туризма;
- слабо развита сувенирная торговля на местах, а в ряде местностей сувенирная торговля отсутствует.
Анализ конкурентных преимуществ и слабых сторон Пензенской области на рынке въездного и внутреннего туризма показывает необходимость активных действий, прежде всего со стороны Правительства Пензенской области, направленных на создание условий для устойчивого развития туризма в регионе.
Вместе с тем, в рамках действующей в области долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2012 годы", туристский продукт Пензенской области активно продвигается единой выставочной экспозицией на международных туристских выставках и ярмарках. На безвозмездной основе предоставляется государственная услуга по продвижению турпродукта туроператоров Пензенской области посредством предоставления возможности участия в единой выставочной экспозиции Пензенской области на российских и международных выставках и ярмарках. Для формирования уникального образа Пензенской области разрабатывается и изготавливается презентационная продукция.
В Пензенской области работают механизмы и создаются новые условия для развития предпринимательства в сфере туризма, в т.ч. малого и среднего бизнеса. Государственная поддержка в развитии туризма предусмотрена в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009-2011 годы". Программа предусматривает субсидирование в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России бизнес-проекта в данной отрасли, поручительство перед банком при кредитовании, возмещение затрат на регистрацию, открытие расчетного счета, изготовление печатей, получение лицензий и сертификатов вновь создаваемых юридических лиц малого и среднего предпринимательства, предоставление микрозаймов, предоставление субсидий вновь зарегистрированным и действующим менее одного календарного года малым предприятиям (индивидуальным предпринимателям).
Стимулируется работа органов местного самоуправления в разработке самостоятельных программ по развитию туризма. На средства долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Пензенской области на 2009-2012 годы" субсидируются расходы на содержание инфраструктуры сельского туризма и софинансируются инвестиционные проекты по развитию сельского туризма.
Инвестору действующее законодательство предусматривает такие виды господдержки, как льготы по налогам на прибыль организаций, льгота по налогу на имущество, предоставление инвестиционного налогового кредита, предоставление государственных гарантий Пензенской области, а также иные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности.
3. Перспективы развития туризма в Пензенской области
Пензенская область имеет достаточный туристско-рекреационный потенциал, который определяется следующими факторами:
- благоприятные климатические условия;
- богатство растительного и животного мира;
- большое число памятников культурно-исторического наследия;
- многообразие святых источников на территории Пензенской области;
- гостеприимство, политическая и экономическая стабильность в регионе;
- высокий уровень хозяйственной освоенности территории;
- современная и динамично развивающаяся инфраструктура санаториев, домов отдыха, других объектов рекреации.
В качестве перспективы развития туризма в области можно выделить следующие аспекты:
- Развитие туризма и других видов активного отдыха на территории Пензенской области определено в стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу до 2021 года. Опираясь на основные приоритеты стратегии социально-экономического развития Пензенской области, наличие потенциала для развития туризма является сильной стороной при развитии экономической деятельности муниципальных образований. Одним из основных стратегических направлений развития муниципальных образований Пензенской области является развитие туризма и мест отдыха с созданием соответствующей инфраструктуры, а также благоприятные условия для развития туризма и мест отдыха относятся к преимуществам муниципальных образований Пензенской области.
- На укрепление здоровья населения, профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни направлена региональная демографическая политика.
- На развитие массовых видов детского и молодежного спорта и туризма ориентирована молодежная политика в Пензенской области. Для достижения этой цели в области осуществляется государственная поддержка инициативной и талантливой молодежи.
Для достижения основных целевых ориентиров в социальной и экономической политике области настоящая Стратегия подтверждает необходимость выделения индустрии туризма как значимого сектора экономики.
Стимулом для развития туризма станет участие Пензенской области в федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)", концепция которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 N 1230-р "О Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)".
Программа предполагает на основе государственно-частного партнерства использование федеральных, региональных и муниципальных бюджетных средств, а также привлечение частных инвестиций, обеспечение участия общественных институтов в выработке решений по проектированию и созданию перспективных туристско-рекреационных кластеров, создание новых рабочих мест, наращивание внутреннего спроса и развитие территорий. На период с 2011-2016 годы в Пензенской области планируется строительство новых и модернизация существующих объектов туристской сферы. Среди них: строительство туристской базы на берегу Вадинского водохранилища, строительство туристской базы отдыха "Чембар" в Белинском районе Пензенской области, реконструкция санатория "Надежда" в с. Ульяновка Кузнецкого района, расширение горнолыжной базы "Ива" в с. Ива Нижнеломовского района, реконструкция пансионата "Нижнелиповский" в п. Нижняя Липовка Сосновоборского района, реконструкция детского оздоровительного лагеря "Долина дружных" в с. Мичурино Пензенского района.
Основные средства бюджета Пензенской области будут направлены на капитальное строительство и модернизацию объектов инженерной инфраструктуры (сети энергоснабжения, водопроводные и канализационные сети, транспортные сети и т.п.), обеспечение широкомасштабной рекламной кампании, направленной на продвижение туристского продукта на внутреннем и мировом рынках, подготовку проектной документации по инвестиционным проектам строительства инженерной инфраструктуры.
Частные инвестиции будут направлены на строительство и реконструкцию гостиничных комплексов и сопутствующей инфраструктуры (транспорт, предприятия питания, индустрия развлечений и др.).
Строительство новых и модернизация существующих объектов туристской сферы в регионе повысит конкурентоспособность Пензенского туристского рынка, создаст условия для дополнительного привлечения в область российских и иностранных туристов, позволит создать дополнительно около 1500 новых рабочих мест.
4. Цели и основные задачи региональной политики в сфере туризма на 2011-2016 годы
Основными целями развития туризма в Пензенской области до 2016 года являются:
- обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий по территории Пензенской области;
- охрана окружающей среды;
- создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
- развитие туристской индустрии Пензенской области, обеспечивающей потребности граждан, проживающих на территории Пензенской области, и приезжих туристов, в т.ч. иностранцев при совершении путешествий;
- создание новых рабочих мест;
- увеличение доходов бюджета Пензенской области за счет налоговых поступлений от сферы туризма;
- развитие межрегиональных и международных контактов;
- сохранение объектов туристского показа;
- рациональное использование природного и культурного наследия Пензенской области;
- создание условий для развития многофункциональных мест отдыха;
- создание условий для развития конкуренции на рынке сервисных услуг по обслуживанию туристских потоков;
- создание гостиничной сети, дифференцированной по уровню услуг и ценовой политике;
- создание эффективной системы подготовки и переподготовки кадров по всем видам сервиса услуг;
- ориентация деятельности туристских предприятий на работу с населением, проживающим на территории Пензенской области.
Для достижения поставленных целей в сфере туризма и туристской деятельности должны быть решены следующие задачи:
- формирование представления о Пензенской области как о регионе, благоприятном для отдыха и туризма;
- создание благоприятных организационно-правовых и экономических условий для развития приоритетных направлений туризма;
- повышение качества обслуживания в сфере туризма, профессиональная подготовка, обучение работников туристской сферы и повышение квалификации кадров. Создание современной системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туристско-гостиничного комплекса, формирование базы данных учебных отраслевых заведений;
- поддержка перспективных научных исследований в сфере туризма, содействие их практическому применению;
- содействие внедрению правил стандартизации и сертификации туристских услуг и средств размещения;
- информационное продвижение туристских фирм, участвующих в системе добровольной сертификации.
5. Приоритетные направления развития туризма в Пензенской области
К основным приоритетам туристской деятельности на территории Пензенской области относятся:
- поддержка и развитие внутреннего туризма;
- поддержка и развитие въездного туризма;
- поддержка и развитие социального туризма;
- поддержка и развитие самодеятельного туризма;
- поддержка и развитие сельского туризма;
- поддержка и развитие событийного туризма.
Основными направлениями развития сферы туризма в области до 2016 года являются:
- содействие в продвижении туристского продукта Пензенской области;
- содействие кадровому обеспечению в сфере туризма;
- содействие научным исследованиям в сфере туризма;
- создание благоприятных условий для развития туристской индустрии на территории Пензенской области;
- оказание государственных услуг в сфере туризма;
- межрегиональное взаимодействие, а также взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма;
- поддержка производителей туристского продукта по Пензенской области;
- ориентация на возрастные особенности отдыхающих, социально-экономический уровень, образ жизни, культурно-религиозное воспитание. Важно учитывать особенности спроса на туруслуги как внутренних потребителей, так и внешних.
- поддержка общественных туристских объединений в Пензенской области:
объединений туроператоров и турагентов, объединившихся в целях координации своей предпринимательской деятельности и предоставления защиты общих имущественных интересов, созданных в порядке, установленном действующим законодательством;
объединений туристов, объединившихся в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов, созданных в порядке, установленном действующим законодательством.
6. Этапы реализации стратегии
Реализация Стратегии рассчитана на период с 2011 по 2016 год и будет проходить в несколько этапов:
Первый этап (2011-2013 годы) - подготовка нормативной правовой базы, рекламно-информационное обеспечение туризма:
- проведение мониторинга туристских ресурсов региона и подготовка перспективной схемы размещения и развития туристской индустрии на территории Пензенской области;
- сопровождение раздела "Туризм" на информационном интернет-портале Правительства Пензенской области;
- распространение информации о туристско-рекреационном потенциале Пензенской области в сети Интернет на тематических сайтах, а также в печатных изданиях (журналы, каталоги и т.п.). Информационная поддержка инициаторов в разработке порталов о туристско-рекреационных ресурсах области;
- формирование имиджа Пензенской области как территории, благоприятной для развития туризма, путем издания рекламно-информационных материалов, освещения в средствах массовой информации туристских событий и ресурсов, организации рекламно-информационных туров;
- использование опыта сотрудничества субъектов Российской Федерации в области развития внутреннего туризма, разработки на его основе технологий формирования единого туристического пространства путем реализации межрегиональных туристских проектов и создания единого туристического бренда, а также обмен опытом по практическим вопросам продвижения и реализации межрегионального туристского продукта в рамках соглашения о сотрудничестве между Самарской, Ульяновской, Нижегородской, Пензенской областями и республиками Татарстан, Марий Эл, Чувашия;
- разработка проекта долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Пензенской области на 2013-2016 годы";
- разработка проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих безопасность туристов на территории Пензенской области;
- создание постоянно действующей экспозиции о туристско-рекреационных ресурсах Пензенской области;
- включение туристских и экскурсионных маршрутов по Пензенской области в межрегиональные туры.
Второй этап (2014-2016 годы) базируется на реализации и расширении тех конкурентных преимуществ, которыми обладает Пензенская область в сфере туризма:
- выявление территорий, приоритетных для развития туризма в Пензенской области;
- ведение реестра территорий с разбивкой по видам туризма. Отбор включает систему критериев: наличие инфраструктуры, высокую плотность объектов показа, видовые характеристики (природа, пейзаж, ландшафт). Для каждой из выделенных территорий проведение оценки по видам туризма с целью возведения туристских объектов и организации отдыха в данных местах;
- содействие решению вопросов коммуникационного обустройства территорий, приоритетных для развития туризма в Пензенской области;
- развитие существующих и освоение новых пляжных территорий в Пензенской области;
- поощрение достижений в области туризма, поддержка приоритетных направлений туристской деятельности;
- развитие сферы услуг за счет расширения ассортимента туристических услуг;
- рост деловой инициативы населения за счет собственных финансовых, имущественных, трудовых, интеллектуальных ресурсов.
7. Ожидаемые результаты реализации стратегии
В ходе реализации настоящей Стратегии ожидается достичь следующие результаты:
- развитие туристкой инфраструктуры в Пензенской области;
- развитие сельского туризма в Пензенской области;
- развитие событийного туризма в Пензенской области;
- повышение качества обслуживания в сфере туризма;
- достижение высокого уровня квалификации и профессиональной подготовки работников туристской сферы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 6 августа 2010 г. N 418-рП "Об утверждении стратегии развития туризма в Пензенской области на 2011-2016 годы"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2011 г.
Текст распоряжения опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 68 от 14 августа 2010 г.
Распоряжением Правительства Пензенской области от 19 мая 2015 г. N 221-рП настоящее распоряжение признано утратившим силу настоящее распоряжение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Пензенской области от 30 августа 2013 г. N 446-рП
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 28 февраля 2013 г. N 84-рП
Распоряжение Правительства Пензенской области от 28 сентября 2011 г. N 581-рП