Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Никольского района, их формирования и реализации, подготовки материалов по областным целевым программам, в реализации которых участвует муниципальное образование Никольский район
I. Общие положения
1. Долгосрочные целевые программы Никольского района (далее по тексту - Программы) представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение отдельных проблем региона программными методами.
2. Программы могут включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач. Деление Программ на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной их организации.
3. В работе с Программами выделяются следующие этапы: отбор проблем для программной разработки; принятие решения о разработке Программы; определение муниципального заказчика Программы и его функций; формирование структуры Программы; экспертиза, оценка Программы и утверждение Программы; финансирование Программы, управление реализацией Программы, оценку эффективности ее реализации и контроль за ходом ее выполнения.
II. Отбор проблем для программной разработки
4. Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на местном уровне могут выступать органы представительной, исполнительной власти Никольского района, иные органы местного самоуправления, общественные организации, юридические и физические лица.
5. Отбор проблем для их программной разработки и решения на местном уровне определяется следующими факторами:
- значимость проблемы;
- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения;
- принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений;
- необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.
При обосновании необходимости решения проблем программными методами на местном уровне должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития Никольского района, направления структурной и научно-технической политики, прогнозы развития местных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния Никольского района, внешнеэкономические условия.
Предложения о необходимости решения проблемы программно-целевым методом на местном уровне с обоснованиями направляются инициаторами постановки проблемы в отдел экономики администрации Никольского района.
Предложения должны содержать:
- наименование проблемы и анализ причин ее возникновения;
- возможные способы решения проблемы, предполагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществить в сфере науки, техники, производства и реализации продукции (работ, услуг), организационных, трудовых, хозяйственных и правовых отношений для решения проблемы, возможные сроки их реализации;
- потребность в финансовых ресурсах и возможные источники их обеспечения;
- предварительную оценку социально-экономической эффективности и последствий от реализации программных мероприятий, соответствия экологическим и иным требованиям;
- наименования предлагаемых муниципальных заказчиков и разработчиков Программы, срок ее действия, необходимый для ее реализации.
III. Принятие решения о разработке программы
6. Отдел экономики администрации Никольского района с учетом предложений заинтересованных исполнительных органов местного самоуправления, на основе прогнозов социально-экономического развития Никольского района, приоритетов структурной и научно-технической политики и анализа представленных материалов готовит предложения о целесообразности решения данной проблемы программными методами и вносит этот вопрос на обсуждение.
7. На основании представленных материалов принимается решение о целесообразности или нецелесообразности разработки предлагаемой Программы. Одобренные предложения по решению данной проблемы программными методами вместе с проектом распоряжения о разработке соответствующей Программы с установлением срока разработки и муниципального заказчика Программы направляются инициатором постановки проблемы Главе администрации Никольского района.
Для Программ, имеющих более одного муниципального заказчика, утверждается муниципальный заказчик-координатор.
IV. Муниципальный заказчик программы и его функции
8. Муниципальными заказчиками Программ выступают Администрация Никольского района и иные органы местного самоуправления Никольского района.
9. Муниципальный заказчик Программы несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы.
10. В функции Муниципального заказчика Программы входит:
- преддоговорный отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, поставщиков продукции по каждому программному мероприятию, а также составление и заключение соглашений (договоров) о намерениях между муниципальным заказчиком Программы, организациями, органами местного самоуправления муниципального образования Никольский район, подтверждающих финансирование Программы из внебюджетных источников, а также бюджета Никольского района;
- согласование с основными заинтересованными участниками Программы возможных сроков выполнения мероприятий;
- уточнение объема средств, необходимых для финансирования Программы в очередном году на основе анализа хода реализации Программы в текущем году, с учетом проведенной с исполнителями преддоговорной проработки размещения заказов для муниципальных нужд;
- проведение доработки проекта программы с учетом замечаний и предложений;
- представление бюджетных заявок с их обоснованиями в отдел экономики администрации Никольского района. Финансовое управление Никольского района привлекается к их рассмотрению;
- заключение контрактов (договоров) в ходе осуществления Программы со всеми участниками реализации Программы, подтверждающими или уточняющими объемы финансирования Программы из внебюджетных источников. Организация закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд Никольского района осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пензенской области и Никольского района;
- разработка дополнительных мер по привлечению внебюджетных средств для реализации мероприятий Программы в установленные сроки;
- ежегодное уточнение целевых показателей и затрат по программным мероприятиям с учетом выделяемых на их реализацию финансовых средств;
- внесение соответствующих корректив в механизм реализации Программы, состав исполнителей;
- внесение предложений по изменению и дополнению Программ;
- подготовка ежеквартальной и годовой отчетности о ходе реализации утвержденной Программы по перечню установленных Программой показателей.
11. При наличии нескольких муниципальных заказчиков Программы муниципальный заказчик-координатор:
- несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом;
- осуществляет текущую работу по координации деятельности муниципальных заказчиков Программы, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по целевому и эффективному использованию средств;
- подготавливает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы на очередной финансовый год.
V. Структура программы
12. В структуру Программы входят следующие разделы:
- паспорт Программы, в котором отражаются:
- содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;
- основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы;
- система программных мероприятий, в том числе меры по созданию и сохранению рабочих мест на отраслевом уровне (раздел, содержащий итоговые данные о создании и сохранении рабочих мест в результате реализации Программы и о территориально-отраслевом распределении этих мест), по трудоустройству граждан; переподготовке и социальной защите работников, высвобождаемых в результате реализации Программы, по обустройству мигрантов; обеспечению качества продукции (работ, услуг), а также метрологическое обеспечение, включая систему программных мероприятий по стандартизации и метрологии, необходимых для разработки, производства, эксплуатации и утилизации продукции, строительства объектов, организации технологических процессов и других работ, предусмотренных Программой;
- ресурсное обеспечение Программы;
- механизм реализации Программы;
- организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации.
Титульный лист и паспорт Программы оформляются согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему Порядку.
13. Раздел программы "Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы" должен включать в себя показатели, которые (с учетом индивидуальности и специфики Программ) необходимы для анализа и оценки:
- конкретных результатов выполнения Программы по годам (реализации инвестиционных проектов, НИОКР, мероприятий по направлению "Прочие нужды");
- использования выделенных средств из бюджета Никольского района на реализацию Программы;
- эффективности реализации программных мероприятий.
Основными инструментами оценки социально-экономической эффективности Программы являются показатели и методы их расчета, применяемые муниципальными заказчиками Программы.
К показателям, необходимым для оценки эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации Программ в сфере реального сектора экономики, относятся показатели снижения энергоемкости материалоемкости и трудоемкости на единицу выпускаемой продукции, роста объемов выпускаемой продукции. Для Программ в социальной сфере используются показатели, отражающие рост доходов на душу населения, создание новых рабочих мест и другие. Для Программ в сфере экологии - показатели, отражающие изменение экологической обстановки и степень достижения нормативного качества окружающей среды.
14. К проекту целевой программы должны быть приложены:
- пояснительная записка;
- финансово-экономическое обоснование Программы;
- бизнес-планы инвестиционных проектов Программы;
- бюджетная заявка на ассигнования из бюджета Никольского района для финансирования Программы на очередной год по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку;
- в случае долевого финансирования - соглашения (договоры) о намерениях между муниципальным заказчиком (муниципальным заказчиком-координатором) Программы и муниципальными образованиями Никольского района, подтверждающие финансирование Программы из местных бюджетов.
15. В Программе необходимо обеспечить увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с предполагаемыми к освоению объемами финансовых ресурсов, а также согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач. На ближайшие один-два года должны быть конкретизированы программные мероприятия, их финансирование за счет всех источников.
VI. Экспертиза, оценка и утверждение Программы
16. Проект Программы вместе с документами, указанными в пункте 14 настоящего Порядка, представляется на согласование заместителям Главы администрации Никольского района, курирующим соответствующие отрасли, в отдел экономики администрации Никольского района и финансовое Управление Никольского района. Представленные материалы должны содержать исчерпывающие данные, необходимые для проведения анализа проекта Программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, наличия ресурсных возможностей реализации этой Программы в предполагаемые сроки, оценки ее эффективности.
17. Отдел экономики администрации Никольского района с учетом предложений заинтересованных органов власти Никольского района в течение 10 дней со дня представления проекта Программы подготавливает заключение по проекту Программы и прилагаемым материалам.
При необходимости организуется независимая экспертиза проекта Программы.
18. С учетом замечаний и предложений отдела экономики администрации Никольского района с учетом предложений заинтересованных органов местного самоуправления Никольского района муниципальный заказчик (муниципальный заказчик-координатор) Программы производит доработку проекта Программы.
Пункт 19 настоящего приложения вступает в силу с 1 января 2009 г.
19. После доработки проект Программы вносится на утверждение Главе администрации Никольского района. Программа утверждается постановлением Главы администрации не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о бюджете Никольского района на соответствующий финансовый год в Собрание представителей Никольского района
VII. Финансирование программы
20. Утвержденные Программы реализуются за счет средств бюджета Никольского района. Программой может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Никольского района на реализацию аналогичных муниципальных целевых Программ. Условия предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий устанавливается соответствующей программой.
21. К внебюджетным источникам относятся: взносы участников реализации Программы, включая организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления предприятий, заинтересованных в осуществлении Программы; кредиты банков, средства различных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации Программы (или ее отдельных мероприятий), другие не запрещенные законодательством поступления.
22. Иностранные инвесторы могут финансировать Программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях.
23. Источником финансирования Программ могут являться целевые кредиты банков под муниципальные гарантии Никольского района. Муниципальные гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные программные мероприятия или проекты.
24. Для финансирования Программ из бюджета Никольского района отдел экономики администрации Никольского района совместно с финансовым Управлением Никольского района с привлечением муниципальных заказчиков Программ в сроки, устанавливаемые для формирования бюджета Никольского района на очередной финансовой год и плановый период, представляют на рассмотрение Администрации Никольского района перечень Программ, предлагаемых к финансированию из бюджета Никольского района, и объемы их финансирования.
25. При сокращении объемов бюджетного финансирования муниципальный заказчик (муниципальный заказчик-координатор) Программы разрабатывает дополнительные меры по привлечению дополнительных источников и средств бюджетов Никольского района для реализации мероприятий Программы в установленные сроки.
26. На финансирование Программы из внебюджетных источников на очередной финансовый год муниципальный заказчик (муниципальный заказчик-координатор) Программы заключает с исполнителями Программы контракты (договоры) после утверждения Программы.
27. В случаях, когда муниципальный заказчик (муниципальный заказчик-координатор) Программы в отчетном году не принял меры по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджета Никольского района, предусмотренных утвержденной Программой, финансовое Управление Никольского района с участием муниципального заказчика (муниципального заказчика-координатора) Программы и отдела экономики администрации Никольского района вносят предложения Администрации Никольского района о сокращении доли финансирования указанных мероприятий за счет средств бюджета Никольского района на очередной финансовый год о корректировке их целей и сроков реализации или о целесообразности дальнейшей реализации Программы.
28. Организация закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд Никольского района осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пензенской области и Никольского района.
VIII. Изменение или досрочное прекращение реализации программы
29. Основаниями для внесения предложений по изменению или досрочному прекращению целевых программ являются:
- досрочное выполнение Программы;
- отсутствие бюджетных средств для реализации Программы на очередной финансовый год и плановый период полностью или частично;
- низкая эффективность программных мероприятий;
- возникновение иных обстоятельств, препятствующих реализации Программы.
30. Изменение или досрочное прекращение реализации Программы инициируется муниципальным заказчиком программы или отделом экономики администрации Никольского района.
В случае инициации решения об изменении или досрочном прекращении Программы муниципальный заказчик Программы готовит итоговый отчет о ходе ее реализации с обоснованием причин прекращения или изменения Программы.
Мотивированные предложения об изменении или досрочном прекращении реализации Программы проходят экспертизу в отделе экономики администрации Никольского района.
31. По каждой целевой Программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.
Пункт 32 настоящего приложения вступает в силу с 1 января 2009 г.
32. По результатам указанной оценки не позднее, чем за один месяц до дня внесения проекта решения Собрания представителей Никольского района о бюджете Никольского района на очередной финансовый год в Собрание представителей Никольского района может быть принято решение о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию целевой программы, приостановлении или досрочном прекращении ее реализации.
В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих целевых программ муниципальных контрактов в бюджете Никольского района предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.
33. В случае сокращения финансирования целевой программы за счет средств бюджета Никольского района и иных источников муниципальный заказчик разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников финансирования и вносит в установленном порядке изменения и дополнения в Программу.
34. Внесение изменений в целевую программу, касающихся увеличения объемов финансирования программных мероприятий, допускается при условии обеспечения опережающей положительной динамики ожидаемых результатов Программы.
IX. Управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения
35. Формы и методы управления реализацией Программы определяются ее муниципальным заказчиком (муниципальным заказчиком-координатором).
Реализация Программы осуществляется на основе контрактов (договоров) по установленной законодательством форме на закупку и поставку продукции для муниципальных нужд, заключаемых муниципальным заказчиком Программы со всеми исполнителями программных мероприятий. Контракт (договор) определяет права и обязанности муниципального заказчика и поставщика по обеспечению областных муниципальных нужд, регулирует их отношения при выполнении контракта (договора), в том числе предусматривает контроль муниципального заказчика Программы за ходом работ по выполнению контракта (договора).
Муниципальные заказчики Программ информируют финансовое Управление Никольского района и отдел экономики администрации Никольского района о заключенных контрактах (договорах) со всеми участниками реализации Программ по их финансированию из бюджета Никольского района, в том числе на закупку и поставку продукции для муниципальных нужд.
36. Муниципальные заказчики Программ с учетом выделяемых на реализацию Программ финансовых средств ежегодно уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, вносят соответствующие коррективы в механизм реализации Программ, состав исполнителей.
37. При необходимости после завершения срока реализации действующей Программы может быть разработана новая Программа, подготовка и утверждение которой осуществляются в порядке, установленном для разработки и реализации муниципальных долгосрочных целевых программ.
38. Муниципальные заказчики Программ готовят ежеквартальные отчеты о ходе реализации утвержденных программ по перечню установленных показателей и направляют их в отдел экономики администрации Никольского района до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Отдел экономики администрации Никольского района обобщает информацию по всем целевым программам и представляет Главе администрации Никольского района и Главе Никольского района.
Кроме того, ежегодно до 20 марта Главе администрации Никольского района и Главе Никольского района представляются доклады о ходе реализации Программ в истекшем году.
Доклад должен содержать:
- сведения о результатах реализации Программы за отчетный год;
- данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств бюджета Никольского района;
- сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию Программы;
- сведения о соответствии фактических показателей реализации Программы показателям, установленным при утверждении Программы;
- информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
- сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства;
- сведения о результативности НИОКР;
- сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;
- оценку эффективности результатов реализации Программы;
- оценку влияния фактических результатов реализации Программы на различные сферы экономики Никольского района (мультипликативный эффект по результатам реализации Программы).
По Программе, срок реализации которой завершился в отчетном году, муниципальный заказчик (муниципальный заказчик-координатор) Программы подготавливает и до 1 марта текущего года представляет заключительный доклад Главе администрации Никольского района и Главе Никольского района.
39. Контрольную деятельность за реализацией Программ координирует Администрация Никольского района. Проверки выполнения отдельных Программ организуются и осуществляются отделом экономики администрации Никольского района с привлечением специалистов финансового Управления Никольского района и других заинтересованных органов местного самоуправления. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, на полученные результаты от выполнения программных мероприятий.
По итогам проверок Главе администрации Никольского района и Главе Никольского района вносятся предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования Программ или об их прекращении, предоставлении льгот или применении санкций к участникам реализации Программ. Решение о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию Программы или о досрочном прекращении ее реализации может быть принято не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта решения о бюджете в Собрание представителей Никольского района.
Заместители главы администрации Никольского района совместно с курируемыми органами местного самоуправления - муниципальными заказчиками программ осуществляют текущий контроль за ходом реализации Программ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.