Решение Пензенского областного суда
от 10 апреля 2014 г. N 3-7/2014
(извлечение)
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 июля 2014 г. N 29-АПГ14-6 настоящее решение оставлено без изменения
Пензенский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального казённого предприятия "Теплоснабжение г. Пензы" о признании недействующим пункта 1 Приложения N 1 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 12 декабря 2013 года N 94 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2014 год", установил:
Пунктом 1 Приложения N 1 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 12 декабря 2013 года N 94 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2014 год" (далее Управление или орган регулирования) установлены и введены в действие одноставочные тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающей организацией - муниципальным казённым предприятием "Теплоснабжение г. Пензы" (далее МКП "Теплоснабжение г. Пензы") потребителям с календарной разбивкой по полугодиям, в следующих размерах: с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года - 1080,49 руб. за 1 Гкал без учета НДС, с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года - 1144,23 руб. за 1 Гкал без учета НДС; для населения тарифы установлены в следующих размерах: с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года - 1274,98 руб. за 1 Гкал с учетом НДС, с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года - 1350,19 руб. за 1 Гкал с учетом НДС.
Приказ опубликован в газете "Издательский дом "Пензенская правда" N 97 от 20 декабря 2013 года и вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
МКП "Теплоснабжение г. Пензы" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим в части содержания пункта 1 Приложения N 1 приказа Управления от 12 декабря 2013 года N 94, которым для МКП "Теплоснабжение г. Пензы" "установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию с календарной разбивкой по полугодиям в следующих размерах: с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 1080,49 руб. за 1 Гкал без учета НДС, с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 1144,23 руб. за 1 Гкал без учета НДС, а для населения тарифы установлены в следующих размерах: с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 1274,98 руб. за 1 Гкал с учетом НДС, с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 1350,19 руб. за 1 Гкал с учетом НДС". Считает, что пункт 1 Приложения N 1 приказа Управления от 12 декабря 2013 г. N 94 противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В результате применения оспариваемой части приказа нарушаются права предприятия, поскольку снижается сумма выручки при реализации тепловой энергии потребителям МКП "Теплоснабжение г. Пензы".
В обоснование заявления указано, что в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" МКП "Теплоснабжение г. Пензы" направило в адрес Управления заявление об установлении предельных уровней тарифов и одноставочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, методом экономически обоснованных расходов (затрат) на 2014 год в размере 1397,65 руб. за 1 Гкал без учета НДС и для населения в размере 1649,23 руб. за 1 Гкал с учетом НДС с приложением документов. При формировании тарифа на тепловую энергию на 2014 г. Управлением были занижены плановые статьи затрат и соответственно величина тарифа, что создаст убытки для предприятия. Так, Управлением при установлении тарифа завышен отпуск тепловой энергии на 2014 г., вместо заявленного в размере 1748,031 тыс. Гкал, Управлением принят расчетный объем полезного отпуска в размере 1929,30 тыс. Гкал. Считают, что среднегодовой фактический отпуск тепловой энергии составит 1897,128 тыс. Гкал, превышение среднегодового фактического потребления тепловой энергии составит 32.172 тыс. Гкал, что не соответствует пункту 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075.
Кроме этого Управление при установлении тарифа на тепловую энергию на 2014 год не в полном объеме учло заявленные экономически обоснованные расходы за 2010 г. в размере 57370,95 тыс. руб., включив частично 3121,58 тыс. руб. Также Управлением не учтены при установления тарифа на 2014 год экономически обоснованные расходы в сумме 1960,98 тыс. руб. и выпадающие доходы 18510 тыс. руб. за 2011 год, экономически обоснованные расходы в сумме 11670,62 тыс. руб. и выпадающие доходы 17830,64 тыс. руб. за 2012 год. Расчет тарифов на тепловую энергию на 2014 год с учетом данных МКП "Теплоснабжение г. Пензы" составит: с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 1154,50 руб. за 1 Гкал без учета НДС, с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 1217,83 руб. за 1 Гкал без учета НДС, а для населения тарифы установлены в следующих размерах: с 01.01.2014 по 30.06.2014 - 1362,31 руб. за 1 Гкал с учетом НДС, с 01.07.2014 по 31.12.2014 - 1437,04 руб. за 1 Гкал с учетом НДС". Считают, что Управление неправомерно не включило в состав тарифов на тепловую энергию на 2014 год экономически обоснованные расходы и выпадающие доходы за предыдущие периоды, так как в результате применения оспариваемой части приказа Управления от 12.12.2013 г. N 94, которая противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно: пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктам 13, 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", нарушаются права МКП "Теплоснабжение г. Пензы", от чего снижается сумма выручки при реализации тепловой энергии потребителям МКП "Теплоснабжение г. Пензы".
В судебном заседании представители МКП "Теплоснабжение г. Пензы" Е.Е.А., С.Н.Н., С.И.В. заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представители заинтересованного лица - Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, исполняющая обязанности начальника Управления, С.Д.И., Б.А.И., П.Н.Ю., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на принятие оспариваемого в части приказа с соблюдением установленного порядка и полномочий Управления, отсутствие нарушений при установлении тарифа на тепловую энергию. Представили письменный отзыв на заявление и дополнения к нему, который поддержали в судебном заседании в полном объеме, просили заявление МКП "Теплоснабжение г. Пензы" оставить без удовлетворения.
Представитель Федеральной службы тарифов (далее ФСТ) России в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, письменным заявлением просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ФСТ России.
Поскольку о дне, времени и месте слушания дела представитель ФСТ России был извещен надлежащим образом, что подтверждается телеграммой, позиция ФСТ России изложена в письменном отзыве, суд, руководствуясь положениями статьи 252 ГПК РФ, рассмотрел дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Пензенской области полагавшего, что основания для удовлетворения заявления МКП "Теплоснабжение г. Пензы" отсутствуют, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. 55, 67 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, связанных с установлением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также реализацией полномочий в сфере теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Гражданский кодекс Российской Федерации в части 1 статьи 424 устанавливает, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с государственным регулированием цен (тарифов) на тепловую энергию, регламентированы Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э, утвердившим Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов отнесены к ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установление указанного вида тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 4 августа 2010 года N 440-пП, на территории Пензенской области исполнительным органом государственной власти, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности в соответствии с действующим законодательством, является Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.
Согласно п. 3.4 данного Положения установление тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов отнесено к компетенции Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.
В силу п. 1.4, п. 5.1 и подп. 7 п. 5.7 названного Положения решения по вопросам, входящим в компетенцию Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, принимаются в форме приказов, при этом, решения, принимаемые Правлением данного органа, подписывает начальник Управления, который назначается на должность и освобождается от должности Губернатором Пензенской области.
Как следует из содержания приказа Управления от 12 декабря 2013 года N 94, установленное им нормативное регулирование осуществлено в отношении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории Пензенской области на 2014 год, с учетом предельных максимальных уровней данных тарифов, установленных приказом Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2013 года N 191-э/2 (о чем имеется указание вводной части оспариваемого приказа). Данный приказ подписан Клак Н.В., назначенной распоряжением Губернатора Пензенской области от 19 сентября 2013 года N 249-р/к исполняющей обязанности начальника Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области с 24 сентября 2013 года.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах компетенции Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, в надлежащей форме и подписан уполномоченным должностным лицом.
В соответствии с требованиями п. 2 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 года N 1013-пП, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Пензенской области подлежат официальному опубликованию в течение тридцати дней после дня их подписания.
Официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в газете "Пензенские губернские ведомости" либо газете "Издательский дом "Пензенская правда", либо первое размещение (опубликование) его полного текста соответственно на официальном сайте Правительства Пензенской области и официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из материалов дела оспариваемый приказ Управления от 12 декабря 2013 года N 94, был официально опубликован 20 декабря 2013 года в печатном издании "Издательский дом "Пензенская правда" N 97 (том 1 л.д. 231-232), что свидетельствует о соблюдении установленной процедуры его официального опубликования.
Также при издании оспариваемого приказа Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области был соблюден предусмотренный законодательством специальный порядок установления регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения.
В судебном заседании установлено, что на основании заявления МКП "Теплоснабжение г. Пензы" от 29 апреля 2013 года (том 1 л.д. 135-138) и представленных данной организацией материалов Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области 13 мая 2013 года было открыто дело об установлении одноставочного тарифа на производство и передачу тепловой энергии для потребителей указанной теплоснабжающей организации на 2014 год (том 1 л.д. 144). Для установления данного тарифа Управлением 17 мая 2013 года был избран один из методов регулирования тарифов - метод экономически обоснованных расходов (затрат) (том 1 л.д. 146), что соответствует положениям п.п. 12, 13, 26 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года N 1075 (далее Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).
В рамках данного тарифного дела органом регулирования в соответствии с требованиями п. 28 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения проведена экспертиза экономической обоснованности тарифов на тепловую энергию на 2014 год, по результатам которой оформлено экспертное заключение (том 1 л.д. 192-212).
Оспариваемый приказ об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МКП "Теплоснабжение г. Пензы" потребителям на 2014 год согласуется с формой, приведенной в приложении N 1 к регламенту, утвержденному приказом Федеральной службы по тарифам от 7 июня 2013 года N 163, и принят Управлением по итогам заседания правления данного исполнительного органа государственной власти, которое состоялось 12 декабря 2013 года, т.е. не позднее 20 декабря 2013 года, предшествующего периоду регулирования, при наличии правомочного состава членов правления, определенного в п. 3 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 10 августа 2010 года N 4-од с учетом изменений, внесенных приказом от 25 сентября 2013 года N 109-од, с участием представителя МКП "Теплоснабжение г. Пензы", что отражено в протоколе заседания правления N 118 от 12 декабря 2013 года (том 1 л.д. 217-225). Данные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении органом регулирования положений п.п. 30, 31 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и п. 16 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года N 1075 (далее Основы ценообразования в сфере теплоснабжения) при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения наряду с иными методами используется метод экономически обоснованных расходов (затрат).
В данном случае применение органом регулирования при установлении тарифов на тепловую энергию на 2014 год метода экономической обоснованности расходов (затрат) с учетом заявления МКП "Теплоснабжение г. Пензы" является допустимым в соответствии с подп. "г" п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 (в ред. Постановления Правительства РФ от 7.10.2013 N 886).
Установление оспариваемыми правовыми нормами в отношении МКП "Теплоснабжение г. Пензы" одноставочных тарифов на тепловую энергию, дифференцированных в зависимости от вида и параметров теплоносителя (вода), группы потребителей (население и иные потребители), а также схемы подключения к системе теплоснабжения (подключение к коллекторам источника тепловой энергии) соответствует требованиям ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и п.п. 23, 26 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
Как следует из содержания оспариваемого приказа, установленные МКП "Теплоснабжение г. Пензы" тарифы на тепловую энергию введены в действие с 01 января 2014 года на один финансовый год с разбивкой по полугодиям, что соответствует правилам действия данных тарифов во времени, предусмотренным ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и п.п. 15, 18 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
В судебном заседании установлено, что при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую МКП "Теплоснабжение г. Пензы" потребителям на 2014 год Управлением во исполнение требований ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и п. 15 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения обеспечено соблюдение предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2014 год на территории Пензенской области, установленного приказом Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2013 года N 191-э/2 (с 01 января 2014 года по 30 июня 2014 года - 100%, с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года - 105,9 %).
Таким образом, нормативное регулирование, установленное в оспариваемой части приказом Управления от 12 декабря 2013 года N 94, по способам и методу установления тарифов на тепловую энергию, периодам их действия и соблюдению максимального предельного уровня тарифов соответствует вышеперечисленным требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
При оценке доводов МКП "Теплоснабжение г. Пензы" о завышении величины полезного отпуска тепловой энергии при формировании тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую МКП "Теплоснабжение г. Пензы" потребителям на 2014 год суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относятся, в частности, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.
Положениями ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона закреплены принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе, обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
В соответствии с п. 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими рекомендациями, но не выше среднегодового фактического потребления тепловой энергии за 3 периода регулирования, предшествующие расчетному. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Согласно положениям п.п. 7, 8, 9 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее Методические указания), утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года N 760-э, тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
При определении объема полезного отпуска тепловой энергии отпускаемой из тепловой сети, используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях.
При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных, расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой 3 Методических указаний и Основами ценообразования.
В судебном заседании установлено, что МКП "Теплоснабжение г. Пензы" не имело ни схемы теплоснабжения, ни программы комплексного развития, также отсутствовала ежегодная актуализация данных объемов полезного отпуска тепловой энергии, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения".
Управление в силу положений пп. 7, 8, 9 и главы 3 Методических указаний осуществляло формирование расчетных объемов отпуска тепловой энергии, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения с учетом количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки с учетом данных, предоставляемых регулируемыми организациями при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе договорных объемов, статистических данных, в том числе среднегодового фактического потребления за три предыдущих года и планов регионального развития, в том числе с учетом фактического отключения (подключения) потребителей, объемов потерь и других параметров используемых при расчете объемов.
Так, согласно экспертному заключению при расчете полезного отпуска тепловой энергии на 2014 год, Управлением указан объем покупки тепловой энергии в тепловые сети МКП "Теплоснабжение г. Пензы" в среднем за три года (2010, 2011, 2012) в размере 2086,024 тыс. Гкал (по данным договоров) и без учета по расторгнутым договорам и покупки тепловой энергии от нового источника теплоснабжения, окончательный объем, за минусом последних данных по расторгнутым договорам, составил 2083,773 тыс. Гкал. В соответствии с приказом Министерства Энергетики РФ от 26.12.2012 г. N 654, представленного МКП "Теплоснабжение г. Пензы", нормативные потери тепловой энергии в тепловых сетях МКП "Теплоснабжение г. Пензы" составляют 154,47 тыс. Гкал. (том 1 л.д. 198-199).
Таким образом, полезный отпуск тепловой энергии на 2014 г. для МКП "Теплоснабжение г. Пензы" составит 1929,303 тыс. Гкал, что ниже среднегодового фактически потребленной тепловой энергии за три периода регулирования, предшествующему расчетному, который составит 1929,811 тыс. Гкал. (том 3 л.д. 79), и подтверждается письменными пояснениями заинтересованного лица (том 3 л.д. 73-78).
Доводы МКП "Теплоснабжение г. Пензы" в части завышения объема полезного отпуска тепловой энергии на 2014 года выше среднегодового фактического потребления тепловой энергии, и связанного с ним расчета о полезном отпуске тепловой энергии, исходя из фактических, а не нормативных потерь тепловой энергии, не основаны на нормативных правовых актах регулирующих установление тарифов на тепловую энергию, а поэтому суд находит их несостоятельными.
В судебном заседании установлено, что при формировании тарифа на тепловую энергию на 2014 года МКП "Теплоснабжение г. Пензы" были заявлены экономически обоснованные расходы, не учтенные при формировании тарифа за 2010 год в размере 57370,95 тыс. руб.; экономически обоснованные расходы, не учтенные при формировании тарифа за 2011 год в размере 1960,98 тыс. руб., выпадающие доходы за 2011 год в размере 18510 тыс. руб.; экономически обоснованные расходы, не учтенные при формировании тарифа за 2012 год в размере 11670,62 тыс. руб. и выпадающие доходы за 2012 год в размере 1780,64 тыс. руб.
Как следует из содержания экспертного заключения (том 1 л.д. 209-211), а также объяснений и письменных возражений представителей заинтересованного лица, при расчете предельных тарифов на тепловую энергию на 2014 год МКП "Теплоснабжение г. Пензы" были заявлены экономически обоснованные расходы за 2010 г. в размере 57370,95 тыс. руб., в подтверждение представлены статистические формы N 46 - ТЭ, акты выполненных работ.
Так, ранее сумма в виде выпадающих доходов за 2010 год в размере 60,5 млн.руб. заявлялась при формировании тарифа на 2012 год, но не была подтверждена расчетами, что отражено в экспертном заключении от 25 ноября 2011 года, в протоколе Управления N 146 от 28 ноября 2011 года, в протоколе ФСТ России N 13-э/3 от 20 марта 2012 года о рассмотрении разногласий МКП "Теплоснабжение г. Пензы" и Управления, рекомендовано Управлению по факту предоставления МКП "Теплоснабжение г. Пензы" обосновывающих материалов по статье экономически обоснованные расходы, не учтенных при установлении тарифов провести анализ и в случае обоснованности учесть их при установлении тарифов на тепловую энергию на 2013 год.
При формировании тарифов на горячую воду в закрытой системе теплоснабжения на 2013 год при расчете компонента на тепловую энергию Управлением учтены экономически обоснованные расходы за 2010 г. (60617,41 тыс. руб.) МКП "Теплоснабжение г. Пензы", подтвержденные документами, в размере 3246,46 тыс. руб.
При расчете тарифа на тепловую энергию на 2013 год Управлением были учтены экономически обоснованные расходы, не учтенные при формировании тарифа на 2011 год, в размере 10253, 75 тыс. руб.
Во исполнение приказа ФСТ России от 15 октября 2013 года N 191-э/2, которым установлены предельные индексы тарифов на тепловую энергию для Пензенской области, Управление обоснованно приняло решение о включении экономически обоснованных расходов, не учтенных за 2010 год при формировании тарифа на 2014 год в размере 3121,58 тыс. руб., тем самым были соблюдены принципы доступности тепловой энергии для потребителей, обеспечена экономическая обоснованность расходов теплоснабжающей организации, что позволило сохранить баланс не обоснованного роста тарифов на тепловую энергию для населения.
Управлением принимались меры для установления предельных уровней тарифов на тепловую энергию на 2014 год для Пензенской области (письма Управления в ФСТ России от 31 мая 2013 года N 5120 и от 6 сентября 2013 года N 7819), но в связи с ожидаемым прогнозом роста тарифов на тепловую энергию (Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, разработанный Минэкономразвития России) приказом Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2013 года N 191-э/2 для Пензенской области были установлены максимально предельные величины роста тарифа на тепловую энергию на уровне 100% и 105,9 %.
Экономически обоснованные расходы, не учтенные при формировании тарифа за 2011 год в размере 1960,98 тыс. руб., выпадающие доходы за 2011 год в размере 18510 тыс. руб., экономически обоснованные расходы, не учтенные при формировании тарифа за 2012 год в размере 11670,62 тыс. руб. и выпадающие доходы за 2012 год в размере 1780,64 тыс. руб., документально подтвержденные, на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, в соответствии с п. 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 учитываются органом регулирования в полном объеме и включаются в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого финансового результата, при формировании тарифа на следующий регулируемый период.
Таким образом, исходя из системного толкования, приведенное выше правовое регулирование в области установления тарифов на тепловую энергию проведено Управлением в соответствии с положениями действующего законодательства.
В связи с чем, установление для потребителей МКП "Теплоснабжение г. Пензы" оспариваемым приказом тарифа на тепловую энергию не противоречит действующему федеральному законодательству, а также каким-либо иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
Поскольку судом не установлено противоречий оспариваемого в части приказа действующему федеральному законодательству, а также каким-либо иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ссылка заявителя на нарушение оспариваемым приказом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности (снижение суммы выручки при реализации тепловой энергии потребителям) является необоснованной.
На основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Принимая во внимание, что оспариваемый в части правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит федеральному или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов заявителя, суд полагает требования МКП "Теплоснабжение г. Пензы" не подлежат удовлетворению и считает необходимым оставить заявление без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
заявление муниципального казённого предприятия "Теплоснабжение г. Пензы" о признании недействующим пункта 1 Приложения N 1 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 12 декабря 2013 года N 94 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2014 год" оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Пензенского областного суда от 10 апреля 2014 г. N 3-7/2014 (извлечение)
Текст решения размещен на сайте Пензенского областного суда в Internet (www.oblsud.penza.ru)