В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с последующими изменениями), в целях организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на территории области, руководствуясь Уставом Пензенской области, Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на территории Пензенской области.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Пензенские губернские ведомости".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего и контролирующего вопросы гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности.
И.о. Губернатора Пензенской области |
Е.А. Столярова |
Утверждено
постановлением
Правительства Пензенской области
от 27 октября 2009 г. N 808-пП
Положение
об организации и ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на территории Пензенской области
1. Общие положения
Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - это обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действий характерных для них опасных факторов.
Аварийно-спасательные работы - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситуации, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Аварийно-спасательные работы проводят в целях розыска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения. Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:
разведку маршрутов движения и участков работ;
локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайных ситуаций вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
розыск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений (в том числе из заваленных и поврежденных защитных сооружений);
подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;
оказание первой медицинской помощи и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;
вывоз (вывод) населения из опасных зон;
санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.
Другие неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами ЧС, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях чрезвычайной ситуации. Другие неотложные работы включают:
прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения;
локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
обнаружение, обезвреживание и уничтожение не взорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных ядерных ударов противника;
санитарная очистка в зоне чрезвычайной ситуации;
первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее - АСДНР) в зонах чрезвычайных ситуаций характеризуются большим объемом и многообразием видов работ, проводятся в комплексе и выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями, силами и средствами постоянной готовности областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС). Они должны вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду до их полного завершения.
При необходимости для ликвидации чрезвычайной ситуации используются резервы финансовых и материальных ресурсов в порядке, определенном законодательством Пензенской области. Ответственность за порядок обеспечения возлагается на соответствующих председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР делятся на три этапа: в отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и после возникновения чрезвычайной ситуации.
В отсутствие угрозы возникновения чрезвычайной ситуации проводятся следующие мероприятия:
сбор информации;
планирование АСДНР в возможных зонах чрезвычайной ситуации, в том числе обеспечения действий сил ТП РСЧС для проведения АСДНР;
создание системы управления для действий в чрезвычайной ситуации и обеспечение ее постоянной готовности;
создание, оснащение и подготовка сил и средств ТП РСЧС;
организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием объектов окружающей среды;
организация взаимодействия между функциональными звеньями ТП РСЧС.
При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации:
приведение системы управления в нужную степень готовности к выполнению задач;
уточнение планов по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации;
усиление наблюдения за состоянием окружающей среды, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайной ситуации и их масштабов;
создание группировок сил и средств ТП РСЧС и приведение их в готовность к ведению АСДНР (в том числе выдвижение их при необходимости в предполагаемые районы чрезвычайной ситуации).
При возникновении чрезвычайной ситуации:
восстановление нарушенных функций системы управления, если они были нарушены (в том числе выдвижение оперативной группы в районы чрезвычайной ситуации);
определение границ и организация разведки зон чрезвычайной ситуации, осуществление непрерывного контроля и сбора информации об обстановке;
восстановление боеспособности (или создание) группировки сил и средств и организация их защиты;
выдвижение сил в районы проведения работ;
управление проведением АСДНР.
3. Ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ
Первыми в зону чрезвычайной ситуации вводятся разведывательные органы (подразделения биологической, инженерной, медицинской, радиационной, санитарно-эпидемиологичекой# и химической разведки) обеспечивающие действия сил и средств ТП РСЧС достоверной информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, необходимой для эффективного проведения неотложных работ и организации жизнеобеспечения населения.
С выходом на назначенные объекты работ руководители подразделений на местности уточняют задачи спасателей, расчет машин, определяют наиболее целесообразные приемы, способы и технологии ведения работ на данном объекте, руководят расстановкой людей и техники, обращая особое внимание на меры безопасности при проведении работ. Основные усилия сосредотачиваются прежде всего на розыске и спасении пораженных (пострадавших), оказании им первой помощи и эвакуации в медицинские пункты, а также на локализации источников поражения.
Организация ведения АСДНР, способы и технологии их выполнения зависят от характера и масштабов чрезвычайной ситуации, а также от сложившейся обстановки.
При возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с загрязнением (заражением) местности и объектов радиоактивными веществами или АХОВ, основные усилия должны сосредоточиваться на спасении пострадавших, защите населения в зоне загрязнения (заражения), локализации и ликвидации источника поражения.
Первыми, вслед за разведкой, вводятся подразделения дегазации и дезактивации и инженерно-технические, а также подразделения специальной и санитарной обработки. Спасательные подразделения действуют в тесном взаимодействии с ними.
Развертывается пункт обеззараживания техники и санитарной обработки.
При возникновении наводнения или затопления местности основные усилия сосредоточиваются на спасении пострадавших и эвакуации населения из зоны затопления, а также на его локализации.
Автомобильные подразделения могут привлекаться для обеспечения эвакуационных мероприятий.
При массовых лесных и торфяных пожарах основу группировки составляют пожарно-спасательные, подразделения дорожной техники, усиленные личным составом для выполнения вспомогательных работ. Привлекаются автомобильные подразделения для вывоза населения из опасных районов.
Способы ведения АСДНР должны отвечать следующим основным требованиям: максимальная рациональность, выполнение работ в возможно короткие сроки, относительная безопасность спасаемых и спасателей.
Технологии выполнения АСНДР избранными способами определяются руководителями подразделений (групп спасателей) непосредственно на месте работ на основе детального изучения обстановки, положения и состояния пораженных, наличия и характера опасных и вредных факторов и имеющихся возможностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 27 октября 2009 г. N 808-пП "Об организации и ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на территории Пензенской области"
Текст постановления опубликован в газете "Пензенские губернские ведомости" N 80 от 5 ноября 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пензенской области от 24 апреля 2020 г. N 268-пП
Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 11 ноября 2019 г. N 700-пП
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2019 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 14 февраля 2014 г. N 86-пП
Постановление Правительства Пензенской области от 15 января 2010 г. N 14-пП