Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 8. Характеристика подпрограмм муниципальной программы
8.1. Подпрограмма
"Управление муниципальным долгом города Кузнецка" муниципальной программы города Кузнецка "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом города Кузнецка Пензенской области на 2014-2020 годы"
Постановлением администрации г. Кузнецка Пензенской области от 31 декабря 2014 г. N 3148 в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения
Паспорт подпрограммы
муниципальной программы города Кузнецка "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом города Кузнецка Пензенской области на 2014-2020 годы"
Наименование подпрограммы |
Управление муниципальным долгом города Кузнецка |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Управление финансов города Кузнецка |
Соисполнители подпрограммы |
Соисполнители подпрограммы отсутствуют |
Цели подпрограммы |
Оптимизация управления муниципальным долгом города Кузнецка |
Задачи подпрограммы |
1) оптимизация объема и структуры муниципального долга, соблюдение установленного законодательством ограничения объема муниципального долга; 2) соблюдение установленного законодательством ограничения предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга. |
Целевые показатели подпрограммы |
1) отношение объема муниципального долга к общему годовому объему доходов бюджета города Кузнецка без учета объема безвозмездных поступлений; 2) отношение объема расходов на обслуживание муниципального долга города Кузнецка к объему расходов бюджета города Кузнецка, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 3) отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам города Кузнецка. |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2014-2020 годы |
Объем и источники финансирования подпрограммы (по годам) |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы по годам составляет 920139,8 тыс. рублей, в т.ч.: - в расходах бюджета - 52939,8 тыс. рублей, в т.ч. в 2014 году - 6796,2 тыс. рублей; в 2015 году - 8948,6 тыс. рублей; в 2016 году - 8948,6 тыс. рублей; в 2017 году - 8948,6 тыс. рублей; в 2018 году - 6432,6 тыс. рублей; в 2019 году - 6432,6 тыс. рублей; в 2020 году - 6432,6 тыс. рублей; - в источниках финансирования дефицита бюджета - 867200,0 тыс. рублей, в т.ч. в 2014 году - 69400,0 тыс. рублей; в 2015 году - 94000,0 тыс. рублей; в 2016 году - 140000,0 тыс. рублей; в 2017 году - 144000,0 тыс. рублей; в 2018 году - 145000,0 тыс. рублей; в 2019 году - 137400,0 тыс. рублей; в 2020 году - 137400,0 тыс. рублей. |
8.1.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и обоснование включения в программу
Долговая политика города Кузнецка является неотъемлемой частью финансовой политики города Кузнецка.
Под муниципальным долгом города Кузнецка понимается группировка долговых обязательств города Кузнецка. Долговые обязательства города Кузнецка полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности города Кузнецка имуществом, составляющим казну города Кузнецка, и исполняются за счет средств бюджета города Кузнецка.
Управление муниципальным долгом города Кузнецка осуществляется администрацией города Кузнецка Пензенской области в соответствии с Уставом города Кузнецка.
Законодательно установлено, что долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:
1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).
Город Кузнецк проводит активную долговую политику, направленную, в первую очередь, на своевременное исполнение накопленных долговых обязательств и сокращение расходов по их обслуживанию.
Общие данные по структуре муниципального долга города Кузнецка и расходам на его обслуживание за последние годы приведены в таблице:
Таблица
Вид долгового обязательства |
На 01.01.2011 года (2010 год) |
На 01.01.2012 года (2011 год) |
На 01.01.2013 года (2012 год) |
|||
Всего (тыс. руб.) |
уд. вес в общем объеме долга (%) |
Всего (тыс. руб.) |
уд. вес в общем объеме долга (%) |
Всего (тыс. руб.) |
уд. вес в общем объеме долга (%) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Кредиты, полученные от кредитных организаций |
27000,0 |
27,3 |
20600,0 |
18,4 |
45000,0 |
40,8 |
Бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет города Кузнецка от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
71750,0 |
72,7 |
91270,0 |
81,6 |
65220,0 |
59,2 |
Муниципальные гарантии города Кузнецка |
- |
- |
- |
|
- |
|
Объем муниципального долга города Кузнецка |
98750,0 |
100 |
111870,0 |
100 |
110220,0 |
100 |
Расходы бюджета города Кузнецка на обслуживание муниципального долга города Кузнецка |
4727,2 |
|
2364,2 |
|
4950,3 |
|
Приведенные в таблице данные свидетельствуют, что наибольший удельный вес в муниципальном долге города Кузнецка составляет задолженность по бюджетным кредитам, полученным от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В настоящее время ввиду ограниченности доходных источников покрытия дефицита бюджета, возникает необходимость привлечения таких источников финансирования дефицита бюджета как:
- кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
- бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
По итогам 2012 года размер муниципального долга города Кузнецка уменьшился на 1650,0 тыс. рублей или на 1,5% по сравнению с 2011 годом, при этом объем заимствований бюджета города Кузнецка уменьшился на 5320,0 тыс. рублей или на 10,6% по сравнению с 2011 годом. За 2 последних года размер ставок за пользование привлекаемыми кредитами кредитных организаций уменьшился в среднем с 16,9% до 10,1% годовых.
Кроме планируемых долговых и расходных обязательств значительную долю в бюджете города Кузнецка составляют действующие долговые обязательства. Так, в 2013 году подлежат погашению долговые обязательства города Кузнецка в общей сумме 71820 тыс. руб.
В связи с пролонгацией в 2011 году срока погашения части бюджетного кредита на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования в сумме 15000 тыс. рублей сумма процентов за пользование кредитом за 2011 год в размере 1038,7 тыс. руб. была оплачена не в 2011, а в 2012 году. В связи с чем расходы на обслуживание муниципального долга в 2012 году увеличились на 109,4% по сравнению с уровнем 2011 года.
При планировании расходов на обслуживание муниципального долга города Кузнецка на 2013-2015 годы в расчет принимались процентные ставки по заключенным договорам (соглашениям), а также по планируемым заимствованиям - 1,94; 4,0; 9,0; 10,0; 11,0% годовых. Однако реальную стоимость кредитных ресурсов кредитных организаций трудно прогнозировать в условиях нестабильной ситуации на финансовых рынках.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены ограничения на предельные объемы муниципального долга и расходов на его обслуживание, за нарушение которых предусмотрены соответствующие меры принуждения.
Соблюдение вышеуказанных ограничений является первоочередной задачей, решение которой осуществляется в ходе реализации подпрограммы.
8.1.2. Цель, задачи подпрограммы
В соответствии со статьей 52.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 2 статьи 52 названного Закона
Система управления муниципальным долгом включает определение сути и обоснованность заимствований, минимизацию расходов на обслуживание, эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов.
Основной целью подпрограммы является оптимизация управления муниципальным долгом города Кузнецка. Для этого необходимо решить следующие задачи.
1. Оптимизация объема и структуры муниципального долга города Кузнецка, соблюдение установленного законодательством ограничения объема муниципального долга.
Для решения данной задачи необходимо обеспечить ограничение неоправданных заимствований и оптимизацию структуры муниципального долга. Привлечение новых заимствований производить на конкурсной основе с выбором наиболее льготных условий кредитования.
2. Соблюдение установленного законодательством ограничения предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга.
Главным направлением для решения данной задачи является использование таких методов сокращения расходов на обслуживание муниципального долга города Кузнецка как:
- досрочное погашение долговых обязательств города Кузнецка;
- привлечение кредитов в кредитных организациях на более выгодных условиях, позволяющих сократить их стоимость.
Решение поставленных задач в значительной степени зависит от внешних условий.
8.1.3. Сроки реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы - 2014-2020 годы.
8.1.4. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Кузнецка по муниципальной программе
Муниципальные учреждения города Кузнецка не принимают участия в реализации подпрограммы, в связи с чем отсутствует необходимость в разработке прогноза сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Кузнецка.
8.1.5. Участие других организаций в реализации муниципальной подпрограммы
Другие организации в реализации подпрограммы участия не принимают.
Постановлением администрации г. Кузнецка Пензенской области от 31 декабря 2014 г. N 3148 подпункт 8.1.6 настоящей Подпрограммы изложен в новой редакции
8.1.6. Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Для реализации подпрограммы необходимы средства бюджета города Кузнецка в сумме 920139,8 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 76196,2 тыс. рублей, в 2015 году - 102948,6 тыс. рублей, в 2016 году - 148948,6 тыс. рублей, в 2017 году - 152948,6 тыс. рублей, в 2018 году - 151432,6 тыс. рублей, в 2019 году - 143832,6 тыс. рублей, в 2020 году - 143832,6 тыс. рублей.
8.2. Подпрограмма
"Обеспечение деятельности управления финансов города Кузнецка" муниципальной программы города Кузнецка "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом города Кузнецка Пензенской области на 2014-2020 годы"
Паспорт изменен с 19 марта 2015 г. - Постановление администрации г. Кузнецка Пензенской области от 17 марта 2015 г. N 825
Паспорт подпрограммы
муниципальной программы города Кузнецка "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом города Кузнецка Пензенской области на 2014-2020 годы"
8.2.1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и обоснование включения в программу
Управление финансов города Кузнецка является иным органом местного самоуправления города Кузнецка, обеспечивающим проведение единой финансово-бюджетной политики в городе Кузнецке.
Управление финансов города Кузнецка осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления города Кузнецка, государственными органами, общественными объединениями и иными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции управления финансов города Кузнецка.
Деятельность Управления финансов города Кузнецка направлена на проведение политики в рамках предоставленных полномочий, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы города Кузнецка. Управление финансов города Кузнецка в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение и создает нормативные и методологические основы для оптимизации действующих и вновь принимаемых расходных обязательств города Кузнецка, необходимых для эффективной реализации полномочий города Кузнецка. Результатом является создание условий для своевременного и качественного исполнения бюджета города Кузнецка.
Повышение уровня бюджетного самообеспечения
Решение Собрания представителей города Кузнецка о бюджете на очередной финансовый год и плановый период является основным инструментом проведения бюджетной политики города Кузнецка. Бюджетная политика подразумевает долгосрочную сбалансированность бюджета города Кузнецка. Результатом повышения уровня бюджетного самообеспечения является поддержание финансовой стабильности как основы устойчивого социально-экономического развития города Кузнецка. В рамках решения этой задачи Управление финансов города Кузнецка обеспечивает ограничение отношения дефицита бюджета к объему доходов бюджета города Кузнецка без учета безвозмездных поступлений.
Эффективное функционирование казначейской системы исполнения бюджета по расходам
Финансирование расходов осуществляется с единого счета бюджета по заявкам главных распорядителей бюджетных средств и органов местного самоуправления города Кузнецка, осуществляющих функции и полномочия учредителя муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений, на лицевые счета каждого учреждения, открытые в управлении финансов города Кузнецка, в разрезе показателей бюджетной классификации, исходя из сроков выплаты заработной платы, условий оплаты по зарегистрированным контрактам (договорам) с поставщиками продукции (работ, услуг) в соответствии с представленными документами на оплату.
В центральной базе данных автоматизированной системы управления бюджетным процессом регистрируются заключенные контракты (договоры) после проведения торгов, что способствует осуществлению расходов только в пределах утвержденных лимитов.
Результатом проведенной работы явилось следующее:
- денежные обязательства получателей бюджетных средств, а также муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений города Кузнецка, превышающие выделенные им ассигнования, не регистрировались и, вследствие этого, не принимались к оплате;
- обеспечена своевременность зачисления и списания средств с лицевых счетов учреждений (зачисление средств на счет поставщика за оказанные услуги и выполненные работы осуществлялось в течение одного дня);
- формирование отчетов об исполнении бюджета осуществлялось в автоматическом режиме в любых разрезах бюджетной классификации.
Таким образом, решается одна из задач деятельности управления финансов города Кузнецка - эффективное функционирование казначейской системы исполнения бюджета по расходам.
Решение указанной задачи позволяет обеспечить своевременное, полное и равномерное финансирование как получателей средств бюджета города Кузнецка, так и муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений, увеличить скорость обращения бюджетных средств, укрепить финансовую дисциплину в муниципальных учреждениях города Кузнецка.
Показателями эффективности функционирования казначейской системы исполнения бюджета по расходам является также обслуживание управлением финансов города Кузнецка всех лицевых счетов (100%) как участников (органов местного самоуправления города Кузнецка и муниципальных казенных учреждений города Кузнецка), так и не участников бюджетного процесса (муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений), и максимальное сокращение сроков оплаты муниципальных услуг.
Формирование и организация исполнения бюджета города Кузнецка
Основная задача управления финансов города Кузнецка состоит в обеспечении полного и своевременного исполнения расходных обязательств, установленных нормативными правовыми актами, а также вытекающих из договоров и соглашений, заключенных получателями средств бюджета города Кузнецка.
Необходимыми условиями устойчивости бюджетной системы являются соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов местного самоуправления города Кузнецка и оптимальное распределение бюджетных ресурсов для финансирования этих функций.
С 2007 года осуществлен переход к формированию и утверждению бюджета города Кузнецка на трехлетний период. При методе бюджетного планирования "скользящей трехлетки" обеспечивается преемственность и предсказуемость бюджетной и налоговой политики города Кузнецка, повышается обоснованность планирования бюджетных расходов, появляется возможность заключать муниципальные контракты (гражданско-правовые договоры) на 3 года или на срок реализации муниципальных программ, что будет способствовать эффективному использованию средств бюджета города Кузнецка.
При подготовке и исполнении бюджета города Кузнецка управление финансов города Кузнецка учитывает необходимость обеспечения всех расходных обязательств города Кузнецка ресурсами бюджета города Кузнецка. Объем расходных обязательств, обеспеченных средствами бюджета города Кузнецка, является одним из индикаторов качественной работы управления финансов города Кузнецка.
Необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств создает предпосылки для перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированным на конечные общественно значимые результаты.
Обеспечение повышения эффективности расходов в рамках компетенции управления финансов города Кузнецка является одной из задач, решение которой необходимо для достижения данной цели.
Совершенствование форм и методов планирования доходной части бюджета города Кузнецка
Бюджет города Кузнецка по налоговым и неналоговым доходам за 2012 год выполнен на 89,7% (планировалось получить 506738,9 тыс. рублей, фактические поступления составили 454559,5 тыс. рублей).
По сравнению с 2011 годом объем налоговых доходов увеличился на 36311 тыс. рублей (10,0%) и сложился в размере 399956,6 тыс. рублей (в 2011 году поступления указанных доходов составляли 363645,6 тыс. рублей, что превышало уровень 2010 года на 8602,4 тыс. рублей, или на 2,42%).
Одновременно произошло значительное снижение поступлений по неналоговым доходам (на 338894,9 тыс. рублей, или в 7 раз). Это объясняется тем, что доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в 2012 году оставались в распоряжении муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений города Кузнецка, тогда как в 2011 году зачислялись в бюджет города Кузнецка. В сопоставимых условиях рост неналоговых доходов в 2012 году составил 12823,1 тыс. рублей или 26%.
В целом же увеличение собственных доходов в 2012 году (в сопоставимых условиях) составило 49134,1 тыс. рублей или 11,9%.
Поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Кузнецка на 2013 год прогнозируются в сумме 566735,6 тыс. рублей (или с ростом на 24,7% к фактическому исполнению 2012 года), на 2014-2015 годы в объемах 489213,8 тыс. рублей (86,3% к 2013 году) и 503809,7 тыс. рублей (103% к 2014 году) соответственно.
На снижение прогнозируемых темпов роста поступлений в 2014-2015 годах оказало влияние уменьшение норматива отчислений налога на доходы физических лиц с 42% в 2013 году до 32%, начиная с 01.01.2014.
На увеличение прогнозируемых темпов роста поступлений в 2014-2016 гг. повлияла передача с 2014 года 20% доходов, получаемых в виде арендной платы и средств от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков, а также доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, из бюджета Пензенской области в бюджеты городских округов.
Кроме того, на снижение темпов роста доходов повлияло снижение поступлений налога на доходы физических лиц в связи с увеличением доходов, не подлежащих налогообложению, и налоговых вычетов, сокращение зачисления сумм по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и по налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения, в связи с изменениями в пенсионном законодательстве, снижение неналоговых доходов в связи с уменьшением количества объектов, находящихся в муниципальной собственности.
В связи с выше указанными изменениями снижение поступлений в бюджет города Кузнецка оценивается в 2014-2020 годах соответственно в объемах от 6,7% до 5,9% от прогнозируемого объема налоговых и неналоговых доходов.
Анализ доходной части бюджета города Кузнецка позволяет сделать вывод о недостаточности темпов увеличения доходных источников для обеспечения в требуемом объеме всех выполняемых муниципальным образованием обязательств, в том числе на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Поэтому основной задачей исполнения бюджета в 2014 году и плановом периоде 2015-2016 годов является мобилизация дополнительных доходных источников.
С этой целью разработан план мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов города Кузнецка, который включает комплекс мер по увеличению доходов бюджета города Кузнецка. Ожидаемый объем дополнительных доходов оценивается в сумме более 28911,2 тыс. рублей.
Осуществление финансового контроля
Эффективная и надежная финансовая система является одним из условий развития экономики.
Контроль за правомерным, в том числе целевым и эффективным использованием бюджетных средств, соблюдением требований бюджетного законодательства является неотъемлемой частью работы управления финансов города Кузнецка по обеспечению исполнения расходных обязательств.
Такой контроль обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины, ответственности и подотчетности в использовании бюджетных средств.
Конечным результатом решения данной задачи должно стать снижение уровня нарушений бюджетного законодательства при исполнении бюджета города Кузнецка, в том числе снижение уровня нецелевого использования бюджетных средств.
8.2.2. Цели, задачи подпрограммы
Стратегическая цель подпрограммы - проведение единой бюджетной политики, направленной на обеспечение необходимого уровня доходов бюджета города Кузнецка, мобилизацию дополнительных финансовых ресурсов в целях полного и своевременного исполнения расходных обязательств.
В числе задач, решаемых подпрограммой:
- повышение уровня бюджетного самообеспечения;
- эффективное функционирование казначейской системы исполнения бюджета по расходам;
- формирование и организация исполнения бюджета города Кузнецка;
- совершенствование форм и методов планирования доходной части бюджета города Кузнецка;
- осуществление финансового контроля.
8.2.3. Сроки реализации подпрограммы
Срок реализации подпрограммы - 2014-2020 годы.
8.2.4. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Кузнецка по муниципальной программе
Муниципальные учреждения города Кузнецка не принимают участия в реализации подпрограммы, в связи с чем отсутствует необходимость в разработке прогноза сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Кузнецка.
8.2.5. Участие других организаций в реализации муниципальной подпрограммы
Другие организации в реализации подпрограммы участия не принимают.
Подпункт 8.2.6 изменен с 19 марта 2015 г. - Постановление администрации г. Кузнецка Пензенской области от 17 марта 2015 г. N 825
8.2.6. Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Для реализации подпрограммы необходимы средства бюджета города Кузнецка в сумме 92154,5 тыс. рублей, в том числе в 2014 году - 13771,8 тыс. рублей, в 2015 году - 13141,7 тыс. рублей, в 2016 году - 12506,7 тыс. рублей, в 2017 году - 12506,7 тыс. рублей, в 2018 году - 13409,2 тыс. рублей, в 2019 году - 13409,2 тыс. рублей, в 2020 году - 13409,2 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.