Постановление администрации Никольского района Пензенской области от 5 сентября 2011 г. N 670
"Об утверждении мероприятий, направленных на содействие занятости населения Никольского района Пензенской области в 2011-2012 годах"
Постановлением администрации Никольского района Пензенской области от 9 апреля 2014 г. N 289 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Никольского района Пензенской области, в целях содействия занятости населения на территории Никольского района Пензенской области, администрация Никольского района Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые мероприятия, направленные на содействие занятости населения Никольского района Пензенской области в 2011-2012 годах.
2. Настоящее постановление опубликовать в информационном бюллетене "Вестник Никольского района".
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации Никольского района по вопросам экономического развития Тимофеева К.А.
И.о. Главы администрации |
К.А. Тимофеев |
Мероприятия, направленные на содействие занятости
населения Никольского района Пензенской области в 2011-2012 годах
1. Введение
Разработка мероприятий обусловлена необходимостью создания основополагающего документа для проведения на территории района государственной политики в области содействия занятости населения, объединения усилий органов государственной власти и местного самоуправления, центра занятости населения, профсоюзов и работодателей в целях поддержания и развития занятости населения.
Мероприятия определяют основные направления и приоритеты государственной политики, в области содействия занятости населения Никольского района на 2011-2012 годы с учетом особенностей социально-экономического развития территории и специфики районного рынка труда.
Мероприятия, направленные на содействие занятости и социальной защиты незанятого населения Никольского района на 2011-2012 гг., разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения".
Главной целью стратегии развития Никольского района является обеспечение достойного уровня жизни населения.
Уровень жизни во многом определяется возможностью предоставить гражданам работу, соответствующую заработную плату и надлежащие условия труда.
Немаловажное значение имеет функционирование гибкой системы содействия в трудоустройстве населению, испытывающему трудности в поиске работы.
Основные мероприятия, направлены на содействие занятости незанятой части экономически активного населения и его социальную защиту от безработицы, механизм и сроки ее реализации. В частности это:
- содействие в обеспечении занятости граждан, в том числе в сельской местности;
- развитие активных форм содействия занятости;
- повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, за счет развития системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных и незанятых граждан, а также регулирования профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования с потребностями рынка труда;
- осуществление мер по предупреждению увольнения работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности, смягчению последствий массовых увольнений работников;
- улучшение информирования граждан о спросе на рабочую силу, расширение доступа населения к информации о вакансиях;
- организация альтернативной гражданской службы;
- социальная поддержка безработных граждан в период активного поиска работы;
- предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения в соответствии с административными регламентами;
- реализация дополнительных мер, предусмотренных областной программой.
2. Анализ и обоснования необходимости разработки мероприятий
Приоритетными группами населения, на которые распространяется действие мероприятий, являются безработные граждане, а также граждане, имеющие низкую конкурентоспособность на рынке труда.
Предложение рабочей силы на рынке труда неотрывно зависит от развития народно-хозяйственного комплекса и любые его изменения, позитивные или негативные, оказывает влияние на использование трудовых ресурсов.
Численность населения на 1 января 2011 года по району составила 34133 человек.
Естественная убыль населения в январе-декабре 2010 года по району составила - 414 человек (родилось 310 человек, умерло 724).
В городской местности проживает 71,8% (24,5 тыс. человек) всего населения, в сельской местности 28,2% (9,6 тыс. человек). Из общей численности населения в возрасте до трудоспособного 4857 человек (14,2%), в трудоспособном возрасте 20682 человека (60,6%), старше трудоспособного 18594 человек (25,2%). Численность лиц старше трудоспособного возраста превышает численность детей и подростков в 1,8 раза.
Трудовые ресурсы составляют 20720 человек (60,7% от общей численности населения).
Численность занятых в экономике составила 17,3 тысяч человек, в том числе в реальном секторе экономики 4,9 тысяч человек, занятых в малых предприятиях, у индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйствах, кооперативах. Снизилась доля работающих в реальном секторе экономики, возросла доля занятых в малом предпринимательстве.
В целом следует отметить, что 2/3 занятых приходится на материальное производство.
Почти все предприятия района стараются сохранить свой промышленный потенциал. Индекс промышленного роста составил 6% к уровню 2009 года. За 2010 год отгружено товаров собственного производства на сумму более 621,2 млн. рублей. Оборот розничной торговли составил 1,7 млрд. рублей, с ростом на 19%.
В 2010 году уровень жизни населения значительно улучшился, так среднемесячные денежные доходы населения по сравнению с 2009 годом возросли на 11% и составили 7130 рублей, среднемесячная заработная плата по территории увеличилась на 10,4% и составила 10018 рублей.
Уровень регистрируемой безработицы на 01.01.2010 составил 0,8%, на 01.01.2011 года - 0,51% от численности экономически активного населения.
В 2010 году за содействием в поиске подходящей работы обратилось 1577 человек, трудоустроено 1288 человек, что составило 81,6%. Этого удалось достичь в результате тесного сотрудничества с работодателями, которые заявили 3030 вакансий, из них 2644 рабочих специальностей, 1864 с оплатой труда выше величины прожиточного минимума.
В 2009 году за содействием в поиске подходящей работы обратилось 1293 человека, трудоустроено 959 человек, что составило 74,1%.
Увеличение обращений граждан на 18% свидетельствует о возрастающей значимости службы занятости. Увеличение уровня трудоустройства на 25,5% свидетельствует о наиболее тесном сотрудничестве центра занятости с организациями и предприятиями. Для дальнейшего улучшения работы по данному направлению необходимо более четкое взаимодействие со всеми уровнями исполнительной власти, работодателями.
Женщины. В 2010 году обратилось за содействием в поиске подходящей работы 655 женщин, трудоустроены 517 человек, что составляет 78,9%. Из числа обратившихся 24 человека предпенсионного возраста, из которых трудоустроено 14 человек; инвалидов - 7, все трудоустроены; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более года) - 223 человека, из них трудоустроено 183 человека, из числа молодежи от 14 до 29 лет обратилось 288 человек, трудоустроено - 241 человек.
Инвалиды. За 2010 год в ГБУ "Центр занятости населения" Никольского района обратилось 35 человек, признаны безработными - 33 человека, трудоустроено - 28 человек, что составляет 84,8%. Двум инвалидам назначена досрочная пенсия по старости.
Молодежь, в том числе несовершеннолетние, выпускники всех уровней образования. В текущем году в центр занятости обратилось 716 человек из числа молодежи от 14 до 29 лет, из которых 603 человека трудоустроены или 84,2%. От 14 до 17 лет обратилось 267, трудоустроено - 262 человека.
Граждане, уволенные с военной службы и члены их семей. За год в центр занятости обратилось 22 человека, уволенных с военной службы, 2 человека признаны безработными, трудоустроены 14 человек.
Доля обратившихся за содействием в поиске работы по отношению к экономически активному населению Никольского района составила 12,8%.
Структурный состав граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы. Изменения в отчетном периоде по сравнению с 2009 годом
Структурный состав |
2009 |
2010 |
Изменения % |
граждане в возрасте 14-29 лет |
566 |
716 |
+26,5 |
из них: в возрасте 14-17 лет |
275 |
267 |
-3 |
в возрасте 18-20 лет из числа выпуск. учрежд. нач. и сред. проф. образов., ищущих работу впервые |
20 |
24 |
+20 |
учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время |
267 |
260 |
-2,6 |
граждане предпенсионного возраста (за два года до наступ. пенс. возраста) |
35 |
35 |
- |
уволенные с военной службы |
17 |
22 |
+29,4 |
освобожденные из учреждений, исполн. наказания в виде лишения свободы |
4 |
7 |
+75 |
относящиеся к категории инвалидов |
36 |
35 |
-2,7 |
относящиеся к категории пенсионеров |
43 |
25 |
-58,1 |
относящиеся к категории детей-сирот, детей, ост. без попечения родителей |
0 |
1 |
+100 |
уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации |
145 |
53 |
-36,6 |
прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность |
11 |
24 |
+118,1 |
стремящиеся возобн. труд. деятельность после длит. (более года) перерыва |
362 |
571 |
+57,7 |
В 2010 году увеличилось обращение граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, из-за стремления граждан выйти из латентной занятости. Уровень трудоустройства ищущих работу в 2010 составил 81,6%.
Положительное сотрудничество осуществляют администрации муниципальных образований Никольского района, которые заключают договора по организации общественных работ, временного трудоустройства граждан, нуждающихся в социальной защите. Так, администрация Ночкинского сельсовета организовала 32 рабочих места, администрация Маисского сельсовета организовала 8 рабочих мест, Муниципальное унитарное предприятие "НЖКХ" г. Никольск приняло на работу по договорам 35 человек. В отчетном периоде численность обращений выросла на 18% по сравнению с предыдущим периодом, численность трудоустроенных возросла на 25,5%. Несмотря на рост обращений граждан в ГБУ "Центр занятости населения" Никольского района в течение 2009-2010 годов, сохранилась тенденция трудоустройства 3 человека из каждых 4 обратившихся за содействием в трудоустройстве. Также наблюдается рост доли трудоустроенных их числа безработных граждан с 56,1% в 2009 году до 79,2% в 2010 году.
Динамика численности граждан, ежемесячно признаваемых безработными в 2010 году. Анализ динамики:
Январь - 14 чел.;
Февраль - 99 чел.;
Март - 113 чел.;
Апрель - 117 чел.;
Май - 50 чел.;
Июнь - 44 чел.;
Июль - 28 чел.;
Август - 87 чел.;
Сентябрь - 54 чел.:
Октябрь - 163 чел.;
Ноябрь - 112 чел.;
Декабрь - 100 чел.
Увеличение численности граждан, признаваемых безработными, в зимние месяцы происходит в результате прекращения временных, случайных заработков, которые имеют место в летнее время.
Доля граждан, признанных безработными, от общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске работы, в 2010 году составила 62,2%.
На 01.01.2011 года численность зарегистрированных безработных составила 92 человека - это 0,51% от численности экономически активного населения. На 01.01.2010 численность зарегистрированных безработных составляла - 131 человек - это 0,72% от численности экономически активного населения. Из числа признанных безработными лиц по возрасту в 2010 году:
- от 18 до 19 лет - 7 человек;
- от 20 до 24 лет - 6 человек;
- от 25 до 29 лет - 11 человек;
- предпенсионного возраста - 3 человека;
- других возрастов - 65 человек.
Возрастной состав в основном состоит из граждан от 30 до 50 лет
Из числа признанных безработными лиц имеют:
- высшее профессиональное образование - 17 человек;
- среднее профессиональное образование - 27 человек;
- начальное профессиональное образование - 25 человек;
- среднее полное общее образование - 19 человек;
- основное общее образование - 4 человека.
Большинство безработных граждан имеют средне-профессиональное и начально-профессиональное образование.
- руководители учреждений и организаций - 5 человек (5,4%);
- специалисты высшего уровня квалификации - 15 человек (16,3%);
- специалисты среднего уровня квалификации - 14 человек (15,2%);
- квалифицированные рабочие - 41 человек (44,5%);
- неквалифицированные рабочие - 17 человек (18,4%).
Основной состав безработных - это квалифицированные рабочие. Структурный состав безработных граждан в 2009-2010 годах остается тем же, и практически не меняется.
Уровень регистрируемой безработицы в Никольском районе на 01.01.2011 года составил 0,51%.
На рынок труда в 2011 году и последующие годы будут оказывать влияние следующие факторы:
1. Появление на рынке труда значительного контингента молодежи, имеющей низкий общеобразовательный уровень.
2. Сохраняющаяся низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов), обусловленная объективным ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу работникам. А с другой стороны рост требований безработных, особенно молодежи, к условиям труда и размеру оплаты.
3. Уменьшение численности лиц, увольняющихся в связи с выходом на пенсию.
4. Проведение мероприятий по оптимизации организаций.
По различным направлениям содействия занятости будут перераспределяться порядка 60 процентов фиксируемого предложения рабочей силы. Уровень безработицы сохранится на уровне не более 0,5% от численности экономически активного населения.
3. Содействие в обеспечении трудоустройства граждан
Трудоустройство населения
Главным партнером в организации по содействию занятости, как и в предыдущие годы, выступают работодатели. Ни одно направление работы центра занятости населения невозможно осуществить без взаимодействия с ними.
Основные цели: совершенствование форм взаимодействия с работодателями, сокращение до минимума сроков трудоустройства граждан, предотвращение перерастания безработицы в застойную форму, повышение роли той части рынка труда, которая регулируется органами занятости. Предполагается трудоустроить 1300 человек (в том числе временное трудоустройство несовершеннолетних граждан 700 человек).
Основные направления работы:
1. Прием и регистрация лиц, ищущих работу и желающих работать.
2. Информирование населения о возможностях трудоустройства.
3. Совершенствование сотрудничества центра занятости с работодателями:
- расширение банка вакансий, улучшение информирования граждан о спросе на рабочую силу и ее предложении;
- подбор подходящего рабочего места для граждан, ищущих работу, и работников по запросу работодателя;
- активизация посещения предприятий сотрудниками центра с целью сбора вакансий;
- поддержка в актуальном состоянии Интернет-ресурсов по вакансиям работодателей;
- включение в банк и активное использование для трудоустройства граждан рабочих мест других регионов (межтерриториальное перераспределение рабочей силы);
- организация поиска рабочих мест для проведения сезонных рабочих мест для подростков;
- осуществление контроля за своевременным и полным предоставлением работодателями информации о предстоящем увольнении работников и о наличии потребности в работниках;
- информирование увольняемых работников о возможностях трудоустройства, оказание предувольнительных консультаций;
- организация совещаний с руководителями работников кадровых служб;
- заключение соглашений в условиях оптимизации численности работающих;
- работа по квотированию и резервированию рабочих мест;
- работа по взаимодействию с организациями туристической индустрии и гостиничного хозяйства;
- работа по содействию занятости специалистов музыкального искусства, работников авиакомпаний.
4. Психологическая поддержка безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, обучение навыкам активного поиска работы.
5. Укомплектование предприятий рабочей силой:
- организация и проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест (мини-ярмарок, целевых);
- обучение безработных по заявкам предприятий;
- подбор работников по заявкам работодателей в банке ищущих работу, предоставление их работодателю для гарантированного собеседования.
6. Организация общественных работ.
7. Организация трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, включая выпускников образовательных учреждений.
8. Организация временного трудоустройства выпускников начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет.
9. Содействие самозанятости населения, в том числе в сельской местности.
10. Организация работы по набору на военную службу по контракту среди граждан, состоящих на учете в центре занятости населения.
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
Основная цель направления - это концентрация на одной территории лиц, ищущих работу, и работодателей, создание условий для оказания помощи населению в поиске работы, с учетом имеющейся информации и комплектование кадрами предприятий различных форм собственности.
В 2010 году было проведено 6 ярмарок вакансий для безработных граждан и незанятого населения. В ходе ярмарок работодатели и граждане, ищущие работу, встретились с работодателями, получили информацию о вакансиях, о положении на рынке труда, о порядке предоставления государственных услуг. Посетителям был предложен раздаточный материал - буклеты, листовки. Объявление о проведении ярмарок вакансий было размещено в районной газете "Знамя труда". В ярмарках вакансий приняли участие 28 работодателей, предложивших 109 вакансий. Ярмарки посетили 405 человек, в их числе 52,6% - женщины, 50,3% - молодежь до 30 лет. Трудоустроились 93 человека, что составляет 22,9% посетителей ярмарки.
Наименование показателя |
Период |
|
2009 г. |
2010 г. |
|
Количество ярмарок вакансий / учебных мест |
4/1 |
6/0 |
Количество работодателей-участников / учебных заведений |
21/21 |
28 |
Количество посетителей |
291 |
405 |
Заявлено вакансий |
29 |
109 |
Трудоустроено граждан |
9 |
93 |
В 2009 году проведены 4 ярмарки - 1 ярмарка учебных мест для старшеклассников в профессиональном училище N 12 г. Никольска, 2 ярмарки вакансий организованы в рамках Областного Дня защиты от безработицы 15.01.2009 года и Областного Дня защиты молодежи от безработицы. Одна ярмарка вакансий и информационных услуг была проведена в рамках Единого Дня информирования населения об услугах службы занятости. Общая численность граждан - участников ярмарок составила 291 человек, из них: женщин 199 человек (68,4%), молодежи 107 человек (36,8%), учащихся - 74 человек (25,4%). Численность предприятий и учебных заведений - 21 человек. Заявлено вакансий - 29, трудоустроено 9 человек.
В 2009 году проведена специализированная ярмарка вакансий для молодежи, прошли встречи безработной и незанятой молодежи, в том числе выпускников учебных заведений, ищущих работу впервые, с работодателями, договорились о заключении договоров о стажировках 5 человек.
В 2010 году проводилась ярмарка вакансий для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и для заполнения дополнительно созданных рабочих мест. Трудоустроено 58 человек, в том числе 27 учащихся, желающих работать в свободное от учебы время.
В 2010 году проведено 6 ярмарок вакансий и учебных мест. Общая численность граждан - участников ярмарок составила 405 человек, из них: женщин 213 человек (52,6%), молодежи 204 человек (50,4%). Численность предприятий и учебных заведений - 28. Заявлено вакансий - 109, трудоустроено 93 человека.
Таким образом, в течение 2009-2010 годов количество организованных ярмарок увеличилось в 1,5 раза, численность их участников - в 1,4 раза, количество заявленных вакансий в 3,8 раза, значительно увеличилось и количество трудоустроенных граждан.
За 7 месяцев 2011 года были проведены 2 ярмарки вакансий для безработных граждан и незанятого населения, 2 специализированные мини-ярмарки вакансий для несовершеннолетних, 1 выездная ярмарка вакансий для подростков, 1 ярмарка учебных мест для старшеклассников. Общая численность участников ярмарок составила 190 человек, 10 работодателей заявили 35 вакансий, было трудоустроено 34 человека. В ярмарке учебных мест приняли участие 18 учебных заведений, посетили ярмарку 141 человек (Приложение 1).
В 2012 году планируется организация и проведение 8 ярмарок вакансий рабочих и учебных мест (мини-ярмарок, целевых ярмарок).
Социальный эффект от реализации мероприятия выразится:
- в установлении новых контактов центра занятости населения с социальными партнерами на рынке труда;
- в увеличении количества вакансий;
- в сокращении периода поиска работы у ищущих работу граждан;
- в повышении уровня информированности населения и работодателей о работе центра занятости населения.
Организация оплачиваемых общественных работ
Основная цель направления: организация временной занятости населения, вовлечение безработных в активную трудовую жизнь в интересах сохранения их материального положения.
Мероприятие решает следующие задачи: предоставление безработным материальной поддержки; сохранение мотивации к труду у граждан, потерявших работу; приобретение трудовых навыков молодежью, закончившей учебное заведение; выполнение комплекса работ на социально-значимых объектах.
Виды общественных работ:
- помощь одиноким, инвалидам и престарелым на дому, уход за больными престарелыми людьми;
- озеленение и благоустройство территорий;
- работы в призывной комиссии;
- заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
- участие в реконструкции жилого фонда, объектов социально-культурного назначения;
- проведение мероприятий общественно-культурного назначения;
- работа по подготовке документов к сдаче в архив.
В 2009 году приняло участие во временных общественных работах 354 человека, было заключено 44 договора на выполнение временных общественных работ.
В 2010 году приняло участие во временных общественных работах 289 человек, заключено 56 договоров на выполнение общественных работ. Из них: женщин - 116 человек, молодежи - 95 человек, граждан предпенсионного возраста - 3 человека, высвобожденных граждан - 13 человек, выпускников учебных заведений - 11 человек, прибывших из вооруженных сил - 6 человек, освобожденных из исправительно-трудового учреждения - 1 человек, инвалидов - 1 человек, ранее не работавших - 31 человек, не имеющих профессии, специальности - 12 человек, имеющих длительный более года перерыв в работе - 119 человек.
Основные направления общественных работ: благоустройство населенных пунктов сельских поселений, благоустройство территории г. Никольск, благоустройство территорий предприятий Никольского района.
Средний период участия граждан в общественных работах - 0,7 месяца. Многие безработные, принявшие участие в общественных работах, затем трудоустроились на постоянную работу, организовали собственное дело, получили первый навык в работе.
В 2012 году планируется обеспечить условия для участия в общественных работах 200 человек, в первую очередь это:
- безработные граждане, не получающие пособие по безработице;
- безработные граждане, состоящие на учете в центре занятости свыше 6 месяцев;
- безработные граждане, особо нуждающиеся в социальной защите.
Для дальнейшей успешной работы по трудоустройству граждан, желающих принять участие в оплачиваемых общественных работах необходимо тесное взаимодействие с работодателями, сельскими администрациями. Для этого предполагается:
- информирование населения об организации общественных работ;
- заключение договоров о совместной деятельности с работодателями по проведению общественных работ;
- проведение организационно-разъяснительной работы с безработными гражданами, работодателями о порядке организации и проведения общественных работ, об условиях, режиме и оплате труда.
Дальнейший социальный эффект от реализации мероприятия выразится в создании не менее 60 трудовых договоров для временного трудоустройства 200 граждан.
Содействие самостоятельной занятости безработных граждан, в том числе для граждан, проживающих в сельской местности
Основная цель направления: содействие самозанятости и предпринимательской деятельности безработных граждан и незанятого населения.
Для осуществления содействия самозанятости безработных граждан, центр занятости населения руководствуется Программой Пензенской области "Об организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Пензенской области в 2010 году, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 10.12.2009 года N 954-пП и административным регламентом предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан.
Достигнутые качественные и количественные показатели по гражданам, получившим государственные услуги по содействию самозанятости и зарегистрированным в качестве предпринимателей.
За 2009 год получили услуги по направлению "Самозанятость населения" - 352 человека. Из них по категориям: женщины - 161 человек, жители сельской местности - 126 человек, молодежи от 18 до 29 лет - 84 человека, инвалидов 13 человек, уволенных из вооруженных сил - 4 человека, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва - 95 человек. Организовали собственное дело 197 человек.
За 2010 год получили услуги по направлению "Самозанятость населения" - 352 человека. Из них по категориям: молодежь от 18 до 29 лет - 116 человек, инвалиды - 5 человек, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва - 170 человек, женщины - 129 человек, жители сельской местности - 126 человек. Зарегистрировали собственное дело 342 человека, Шестьдесят человек из числа зарегистрировавших свое дело получили возмещение затрат по регистрации за счет средств субвенций Федерального Бюджета. Таким образом, в отчетном периоде зарегистрировано в качестве предпринимателей на 73,6% больше чем в аналогичном периоде 2009 года. Создано в 2010 году 181 дополнительное рабочее место.
Из 352 человек, организовавших собственное дело, зарегистрировали индивидуальную деятельность 28 человек, крестьянские (фермерские) хозяйства - 26 человек. Было организовано 11 обществ с ограниченной ответственностью (ООО), общей численностью 97 человек, 29 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоКов) общей численностью 191 человек. Все они успешно осуществляют свою деятельность. Многие из них развиваются, организуя дополнительные рабочие места и принимая на работу безработных граждан. Так СПоК "Бытовик", который оказывает услуги населению в ремонте жилья и транспортные услуги, организовал 8 дополнительных рабочих мест. СПоК "Заря" - животноводческий кооператив организовал 20 дополнительных рабочих мест. ООО "Новатор" - предприятие, оказывающее услуги населению в жилищно-коммунальной сфере, создало 15 дополнительных рабочих мест. ООО "Гефест", видом деятельности которого является оказание ритуальных услуг населению, создал 10 дополнительных рабочих мест.
С целью содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан в течение всего года сотрудниками ГБУ "Центр занятости населения" Никольского района проводилась разъяснительная работа с безработными гражданами и незанятым населением в тесном сотрудничестве главами администраций муниципальных образований Никольского района, с органами исполнительной власти, МУП "Агентство по развитию и поддержке предпринимательства". Специалисты центра занятости оказывали консультационные услуги по организации собственного дела, выезжали на сходы граждан во все сельские поселения, провели сход граждан города Никольск, разъясняя порядок и возможности организации собственного дела. Оформлен стенд в ГБУ "Центр занятости населения" Никольского района по содействию самозанятости. Подготовлены информационные материалы в информационном зале центра занятости, в администрациях, раздаточный материал - буклеты, листовки. Все желающие организовать свое дело получили начальные навыки составления бизнес-плана и доработали их при поддержке МУП "Агентство по развитию и поддержке предпринимательства". Был проведен мастер-класс для граждан, организовавших и планирующих организовать собственное дело. В районе был открыт бизнес-инкубатор для начинающих предпринимателей. Проводилась диагностика предпринимательских способностей.
Основными мероприятиями по содействию самозанятости безработных граждан в 2011-2012 годы определены:
- предоставление организационно-консультационных услуг безработным гражданам по вопросам организации самозанятости, в том числе путем проведения групповых организационно-консультационных услуг;
- подготовка и издание справочно-информационных материалов для информирования о возможностях организации самозанятости безработных граждан, изготовление наглядной информации и приобретение учебных пособий;
- взаимодействие с организациями, оказывающими услуги по поддержке и организации предпринимательской деятельности;
- информирование безработных граждан о возможностях и условиях профессионального обучения по профессиям, необходимым в организации самозанятости - парикмахер, водитель и др., обучение по этим профессиям.
3.1. Регулирование трудовой мобильности
Масштабы и интенсивность трудовой миграции рабочей силы относятся к числу характерных явлений современности и оказывают определенное влияние на состояние рынка труда.
По направлению "Реализация трудовой миграции" в 2011 году прибыло в район 16 соотечественников трудоспособного возраста, трудоустроено - 9 человек.
3.2. Организация трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы
Основные цели мероприятий, направленные на решение проблемы занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите - это: предотвращение возникновения застойной и хронической безработицы, помощь им в социально-экономической адаптации к требованиям рынка труда.
Социальные гарантии для социально слабо защищённых категорий населения можно обеспечить только при тесном контакте всех государственных структур, призванных обеспечить социальную защиту. Это взаимосвязь ГБУ "Центр занятости населения", Управления социальной защиты Никольского района, отдела по реализации молодежной политики, культуры, физкультуры и спорта, комиссии по делам несовершеннолетних, уголовно-исполнительной инспекции N 18 по Никольскому району Пензенской области.
Динамика изменения численности безработных граждан, которым назначены социальные выплаты: пособие по безработице, стипендия в период профессионального обучения, материальная помощь за период 2009-2010 годов
Наименование показателей |
Количество получателей услуги, чел. |
|
2009 |
2010 |
|
Признано безработными |
572 |
981 |
Назначено пособие по безработице |
572 |
981 |
Назначена материальная помощь |
0 |
19 |
Назначена стипендия |
55 |
56 |
Величина среднего размера пособия по безработице в 2009 году составила - 2,219 тыс. руб., в 2010 году - 2,185 тыс. руб.
За 7 месяцев 2011 года заключено 9 договоров с гражданами, особо нуждающимися в социальной защите. Трудоустроено - 19 человек, из них: одинокие родители - 5 человек, многодетные родители - 4 человека, инвалиды - 3 человека, лица предпенсионного возраста - 2 человека, освобожденные из исправительно-трудовых учреждений - 5 человек (Приложение 1).
На ближайшую перспективу к наиболее уязвимым категориям на рынке труда будут относиться:
- несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет;
- инвалиды;
- граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;
- женщины;
- граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;
- безработные граждане из числа выпускников общеобразовательных учреждений и учреждений высшего профессионального образования, ищущие работу впервые;
- лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
3.2.1. Квотирование и резервирование рабочих мест
Важным направлением активной политики занятости на рынке труда в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, является квотирование и резервирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов и резервирование рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
В 2011-2012 годах работа в данном направлении будет осуществляться в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Законом РФ "О занятости населения", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов" и на основании Постановления Министерства труда, занятости и социальной защиты РФ N 5 от 11.12.2008 г. "Об установлении организациям, расположенным на территории Российской Федерации, количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы на 2011-2012 годы".
Квотирование рабочих мест
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значение показателя |
1. |
Количество организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 100 человек |
Ед. |
5 |
2. |
Среднесписочная численность работников в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 100 человек |
Чел. |
2174 |
3. |
Установленная минимальная численность (квота) для приёма на работу инвалидов (в размере 4 процентов к среднесписочной численности работников) |
Чел. |
89 |
4. |
Фактически работает инвалидов в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 100 человек |
Чел. |
34 |
5. |
Не достаёт до размера установленной квоты (строка 3 - строка 4) |
Чел. |
55 |
6. |
Заявленная в ГКУ ЦЗН потребность для трудоустройства инвалидов |
Чел. |
55 |
7. |
Численность инвалидов, которым выдано направление на работу на квотируемое рабочее место |
Чел. |
0 |
8. |
Численность инвалидов, трудоустроенных в счёт квот |
Чел. |
0 |
9. |
Количество работодателей, отказавших инвалиду в приёме на работу в пределах установленной квоты |
Ед. |
0 |
10. |
Количество работодателей, выполняющих требования статьи 25 Закона о занятости и представляющих ежемесячно в ГБУ ЦЗН информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, а также информацию о выполнении квоты для приёма на работу инвалидов |
Ед. |
5 |
11. |
Количество работодателей, нарушающих требования статьи 25 Закона о занятости и не представляющих ежемесячно в ГУ ЦЗН информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, а также информацию о выполнении квоты для приёма на работу инвалидов |
Ед. |
0 |
12. |
Количество обращений ГБУ ЦЗН в Прокуратуру, Государственную Инспекцию труда, администрацию, на предприятия по вопросу нарушения прав инвалидов |
Ед. |
0 |
|
в том числе в случае: |
|
0 |
12.1. |
Необоснованных отказов со стороны работодателей в приёме на работу инвалидов на квотируемые рабочие места |
|
0 |
12.2. |
Непредставления информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, а также информацию о выполнении квоты для приёма на работу инвалидов |
|
0 |
Профессии, заявленные для трудоустройства инвалидов: рабочий по благоустройству, врач общей практики, врач-оториноларинголог, врач-хирург, врач акушер-гинеколог, врач-эндоскопист, фельдшер фельдшерско-акушерского пункта, оператор стеклоформующих машин, отжигальщик стеклоизделий, стекловар, выдувальщик, наборщик, прессовщик горячего стекла, начальник охранной пожарной сигнализации, почтальон, оператор связи, механизатор, сортировщик.
3.2.2. Содействие занятости молодёжи
Безработица среди молодежи вызывает озабоченность не столько своими масштабами, сколько последствиями, самыми серьезными из которых являются рост молодежной преступности и проблемы, связанные с социальной адаптацией молодых в обществе.
Одной из основных задач является создание условий для трудоустройства молодёжи.
В 2009 году было заключено 2 договора, 2 человека приняли участие в программе временного трудоустройства безработных граждан от 18 до 20 лет. В 2010 году эта категория граждан участвовала в программе стажировок.
Для содействия занятости молодёжи предусматриваются следующие меры:
- информирование выпускников общеобразовательных учреждений о возможностях обучения в учреждениях профессионального образования,
- оказание профориентационных услуг;
- регулирование объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в системе профессионального образования;
- координация действий различных ведомств, направленных на решение проблем занятости молодежи;
- организация специализированных ярмарок вакансий и учебных мест для молодежи;
- содействие в организации предпринимательской деятельности;
- трудоустройство молодежи от 18 до 20 лет из числа выпускников учебных заведений начального и среднего профессионального образования на резервируемые рабочие места (20 мест);
- организация временного трудоустройства безработных граждан из числа выпускников начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые, безработных граждан из числа выпускников общеобразовательных учреждений и учреждений высшего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Это направление решает следующие задачи:
- смягчение ситуации на рынке труда в области занятости молодежи путем повышения ее конкурентоспособности на рынке труда;
- возможность трудоустройства на условиях временной занятости для получения необходимых трудовых навыков;
- получения стажа работы по профессии.
Для этого предполагается:
- заключение договоров с работодателями по трудоустройству выпускников;
- оказание профессионального консультирования с целью выработки активной позиции граждан в возрасте от 18 до 20 лет для самостоятельного поиска вариантов трудоустройства.
От числа всех обратившихся граждан в службу занятости в поиске свободных вакансий составляет молодежь в возрасте до 30 лет (35,7%). В основном это подростки и молодые люди, получившие за время учебы определенные теоретические знания по избранной профессии, но не имеющие практических навыков и опыта работы. Поэтому многие из них не могут выдержать конкуренцию на рынке труда. В связи с этим, возникает задача оказания квалифицированной помощи выпускникам учебных заведений в формировании активной жизненной позиции, в приобретении знаний и навыков, необходимых для самостоятельного трудоустройства и планирования профессионального пути. Основное противоречие, характерное для современного молодежного рынка труда, - увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь, как правило, не имеет практического опыта трудовой деятельности (либо он недостаточный), ее высокие требования к характеру и оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы.
В 2011 году уделено значительное внимание молодежи, не имеющей профессии, либо желающим сменить свою специальность на более востребованную. Для них проводились индивидуальные профконсультации по определению интересов и склонностей, профессиональных предпочтений, способностей к предпринимательской деятельности с использованием пакета методик. На консультации предлагалось познакомиться с правилами выбора профессии и ситуацией на рынке труда, самостоятельно проанализировать и сделать выводы по своим результатам, подобрать подходящий вид деятельности, задать интересующие вопросы. На обучение направлены 15 человек (Приложение 1).
Всего же в ГБУ "Центр занятости населения" Никольского района за 7 месяцев 2011 года обратилось 313 человек в возрасте от 16 до 29 лет, что составляет 35,7% от числа всех обратившихся за содействием в поиске подходящей работы. Трудоустроено 239 человек данной категории, что составляет 76,4% от числа обратившейся в ГБУ "Центр занятости населения" Никольского района молодежи. Процент трудоустройства молодежи выше процента трудоустройства всех обратившихся на 1,3 пункта.
102 человека в возрасте от 16 до 29 лет получили услуги по профессиональной ориентации, что составляет 32,7% получателей данной услуги за 7 месяцев 2011 года. 15 безработных граждан (29,4% от числа всех направленных на обучение), направленных на обучение, составили лица в возрасте от 16 до 29 лет. 59 человек или 29,5% безработных граждан, организовавших свое дело, составили молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет. 2 человека из числа молодежи получили услугу по социальной адаптации (13,3%), 1 человек (5,6%) психологическую поддержку.
Для молодых людей, даже имеющих уже образование, особенно актуальным является определение направлений поиска работы или выбора профессии для обучения (исследование профессиональных интересов и склонностей с помощью блока психодиагностических методик; стимулирование участников к выявлению своих потребностей, ценностей, умений и навыков, определение области поиска), а также стимулирование принятия решения о выборе профессии и направления дальнейшего поиска работы, в том числе организации своего дела.
В 2012 году программой намечено охватить около 400 человек.
3.2.3. Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью
Государственная политика в области поддержки граждан с ограниченными трудоспособностями, направлена на создание необходимых условий для реализации их потенциальных возможностей:
- создание условий для профессиональной реабилитации инвалидов, способствующих их занятости, профессиональной ориентации, профессиональному обучению и переобучению;
- отдельные инвалиды (с заниженной мотивацией к труду, испытывающие трудности в поиске работы, длительно состоящие на учете в качестве безработных);
- стимулирование и поддержка форм надомного труда и самозанятости.
За семь месяцев 2011 года обратилось в ГБУ "Центр занятости населения" Никольского района 24 инвалида, трудоустроено 12 инвалидов (50%), в том числе 3 человека по договорам, испытывающих трудности в поиске работы, приняли участие в общественных работах 2 человека, 2 человека трудоустроены по Программе снижения напряженности на рынке труда, 2 человека организовали свое дело, услуги по профориентации получили 12 инвалидов, на профессиональное обучение был направлен 1 инвалид.
В целях эффективности работы в данном направлении предусматривается проведение организационных мероприятий:
- специализированных мини-ярмарок вакансий для инвалидов,
- встреч инвалидов с представителями органов власти, работодателей.
Особая активность при проведении подобных мероприятий будет проявляться в период ежегодно проводимой Декады инвалидов.
3.2.4. Содействие в трудоустройстве лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы
Граждане этой категории, несмотря на свою малочисленность, испытывают определенные трудности на рынке труда.
Одной из основных задач является создание условий для трудоустройства лиц, освобождённых из мест лишения свободы.
В течение 7 месяцев 2011 года в ГБУ "Центр занятости населения" Никольского района обратилось 10 человек указанной категории, все были временно трудоустроены, как испытывающие трудности в поиске работы, 5 человек впоследствии организовали свое дело.
Для содействия занятости этой категории предусматриваются следующие меры:
- взаимосвязь центра занятости населения с МО МВД России "Никольский";
- профессиональная ориентация и профессиональное обучение;
- привлечение к общественным работам.
3.2.5. Организация трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет
Основная цель направления: создание условий по приобщению несовершеннолетних к труду, получение профессиональных навыков, адаптация к трудовой деятельности. Занятость подростков ведет к снижению правонарушений. В реализации данного направления имеет значение и материальная поддержка семей.
Основные направления работы:
- рассмотрение вопроса трудоустройства несовершеннолетних на заседании комиссии по профилактике правонарушений;
- привлечение к этому процессу максимального количества заинтересованных сторон (работодатели, отдел по делам молодежи, туризму и спорту);
- проведение совещаний с работодателями по всему спектру вопросов, связанных с работой несовершеннолетних;
- информирование в средства массовой информации (объявление в газеты "Знамя труда", по телевидению);
- прием, регистрация и трудоустройство несовершеннолетних, желающих работать;
- организация временных рабочих мест для подростков на договорной основе с работодателями;
- заключение договоров с работодателями на организацию временных рабочих мест;
- выплата материальной поддержки несовершеннолетним гражданам на период их участия во временных работах.
В приоритетном порядке для участия в данном направлении направляются несовершеннолетние граждане из числа сирот, из семей безработных, неполных и многодетных, а также состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав Никольского района.
В 2009 году по 52 договорам было трудоустроено 264 подростка, в 2010 году по 63 договорам трудоустроено 258 подростков. Было обеспечено приоритетное направление на временное трудоустройство подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В 2009-2010 годах подростки работали разнорабочими, рабочими по благоустройству, курьерами, т.е. выполняли работы по благоустройству и ремонту школ и территории родного города и сел, курьерские работы, а также по уходу за пожилыми людьми.
Средний период участия во временном трудоустройстве составил 1 месяц в 2009 году, 0,9 месяца в 2010 году
Трудоустройство подростков в 2009-2010 годах стало возможным, в том числе благодаря сохранению финансирования мероприятий по организации временной занятости несовершеннолетних из средств работодателей, бюджета Никольского района и бюджета г. Никольска. В 2009-2010 годах было обеспечено приоритетное направление на временное трудоустройство подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно:
|
Наименование показателя |
Трудоустроено, чел. |
|
2009 г. |
2010 г. |
||
1 |
Численность несовершеннолетних граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. - Показатель строки 1 не является суммой строк 2-6 |
154 |
169 |
2 |
Несовершеннолетние из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
8 |
9 |
3 |
Несовершеннолетние из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей |
93 |
116 |
4 |
Подростки, состоящие на учете в Комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав |
1 |
1 |
5 |
Несовершеннолетние из малообеспеченных семей |
78 |
73 |
6 |
Подростки, состоящие на профилактических учетах в органах внутренних дел |
10 |
4 |
Сотрудничество с МУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" по организации временных рабочих мест для несовершеннолетних позволило в течение 2009-2010 годов приобрести первичные профессиональные навыки 11 и 23 подросткам соответственно. Активное участие в организации временного трудоустройства приняли образовательные учреждения города и района, администрации сельсоветов, индивидуальные предприниматели и другие работодатели.
За 7 месяцев 2011 года трудоустроен 101 подросток. Расходы средств из федерального бюджета на материальную поддержку работающих подростков составили 84,9 тыс. руб., из средств бюджета Никольского района - 68,4 тыс. руб., средств работодателей - 71,6 тыс. руб. (Приложение 1).
3.2.6. Содействие занятости женщин, многодетных и одиноких родителей
Одним из приоритетных направлений деятельности ГБУ "Центр занятости населения" Никольского района являются: преодоление дискриминации в отношении женщин на рынке труда, повышения их конкурентоспособности, развитие активных форм поддержки занятости женщин.
Проблема женской безработицы продолжает оставаться достаточно острой. Спрос на женскую рабочую силу значительно меньше, чем на мужскую. Также существуют возрастные проблемы занятости женщин. На основании анализа рынка труда были определены две наиболее уязвимые категории: женщины старше 40 лет и женщины, впервые выходящие на рынок труда.
Всего в ГБУ "Центр занятости населения" Никольского района в 2011 году обратилось 380 женщин (42% от числа обратившихся), трудоустроено 263 женщины, что составляет 69,2% от числа обратившихся. 285 женщин зарегистрированы в качестве безработных, из них трудоустроены 197 человек, 30 человек получили новую профессию, 5 женщин отправлено на досрочную пенсию. Зарегистрировано в качестве безработных на 01.07.2011 57 женщин. Доля женщин в общей численности безработных с 01.01.2011 г. до 01.07.2011 г. уменьшилась с 68,5% до 57,6%. Организовали собственное дело 74 безработные женщины, они составили 41,8% граждан, организовавших свое дело; 30 женщин направлены на обучение (58,8% граждан, направленных на обучение); 15 женщин (100%) получили услугу по социальной адаптации, 16 женщин (94%) получили психологическую поддержку, 136 женщин (43,6%) получили услугу по профориентации; 64 женщины (36,3%) стали участниками общественных работ.
Дополнительными мерами по обеспечению занятости женщин являются:
- трудоустройство на имеющиеся вакансии;
- трудоустройство на резервируемые рабочие места (одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов);
- трудоустройство на рабочие места на условиях временной занятости и общественных работах;
- создание условий для развития женского предпринимательства;
- приоритетное профессиональное обучение граждан этой категории, признанных в установленном порядке безработными, профессиям, которые требуются на рынке труда, в том числе профессиям и специальностям, способствующим развитию предпринимательства и самозанятости;
- оказание профориентационных услуг;
- оказание психологической поддержки безработным женщинам в адаптации к рынку труда по программе "Новый старт", позволяющее эффективно решать вопросы вывода женщин из депрессивного состояния и психологической адаптации к меняющейся ситуации на рынке труда;
- консультирование по вопросам правовой защиты в социальной и трудовой сферах, в том числе в рамках проведения специализированных мини-ярмарок для женщин;
- организация консультаций в рамках "Дня семьи" и "Дня матери".
3.2.7. Работа с гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей
Одной из актуальных проблем для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является трудоустройство в соответствии с их образовательным уровнем и потенциальными возможностями.
Без квалифицированной помощи бывшим военным трудно принять нормы и требования гражданской жизни, освоить социальные роли, адекватно воспринять себя и окружающую действительность, а также обрести новые стратегию и тактику поведения.
Основные мероприятия направления:
- приоритетное профессиональное обучение граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, признанных в установленном порядке безработными;
- содействие занятости инвалидов локальных войн, военной службы и организация профессиональной реабилитации;
- изучение спроса и предложения на рынке труда с целью выявления потребностей работодателей в специалистах данной категории;
- помощь при поиске подходящей работы (вооружить их необходимыми для этого знаниями, помощь подготовиться психологически к таким действиям);
- содействие в развитии предпринимательства гражданам данной категории;
- трудоустройство на резервируемые рабочие места;
- проведение контроля за соблюдением социальных гарантий, представляемых в соответствии с действующими нормативными документами;
- проведение исследования потребности в трудоустройстве и переподготовке военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в рамках ежегодно проводимого мониторинга, социального и правового положения данной категории граждан;
- подготовка проекта договора между центром занятости населения и военным комиссариатом о совместной деятельности по социально-профессиональной адаптации на рынке труда военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- организация работы по набору на военную службу по контракту, среди граждан, признанных в установленном порядке безработными.
В первом полугодии 2011 года обратилось в ГБУ "Центр занятости населения" Никольского района 7 граждан, уволенных с военной службы, трудоустроены 5 человек, что составляет 71,4% от числа обратившихся. Два человека данной категории признаны безработными, два человека получили услуги по профориентации.
3.3. Содействие занятости в сельской местности
На сегодня очень актуальны вопросы занятости населения на селе. При содействии ГБУ "Центр занятости населения" Никольского района организовали собственное дело 110 человек. Участвовало в общественных работах 49 человек. Трудоустроено социально-незащищенных граждан - 7 человек. Организовали дополнительные рабочие места для 24 безработных граждан.
Основные направления:
- проведение работы по содействию гражданам в трудоустройстве путем организации выездных встреч с работодателями, испытывающими потребность в работниках;
- организация ярмарок вакансий и учебных мест;
- организация общественных работ и временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет с привлечением различных источников финансирования;
- организация трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- содействие самозанятости населения;
- организация профессионального обучения безработных граждан профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда сельских районов;
- профессиональная ориентация сельских граждан;
- содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 года N 533 "О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность");
- взаимодействие с работодателями, испытывающими потребность в кадрах с условием предоставления жилья, по формированию и ведению банка вакансий;
- формирование сведений о гражданах, желающих переселиться в сельскую местность;
- информирование и консультирование граждан о возможности переселения и трудоустройства в сельскую местность с предоставлением льгот, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 г. N 533.
Антикризисные дополнительные меры:
- создание временных рабочих мест для участия граждан в общественных работах, включая безработных граждан, находящихся под риском увольнения;
- обеспечение занятости в форме осуществления предпринимательской деятельности для безработных граждан, изъявивших желание организовать предпринимательскую деятельность в сфере производства сельскохозяйственной продукции;
- оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ;
- организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения.
4. Регулирование внешней трудовой миграции
Учитывая возможную нехватку трудовых ресурсов в отдельных сферах экономики, значение приобретает взвешенная миграционная политика.
Основные направления работы:
- работа по выдаче предложений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы;
- информирование населения и работодателей о порядке оформления привлечения иностранной рабочей силы;
- содействие занятости переселенцев, испытывающих трудности в поиске работы.
5. Повышение качества и конкурентоспособности на рынке труда
Профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка безработных граждан и незанятого населения являются важнейшим фактором активной политики занятости.
Одним из приоритетных направлений действий на рынке труда является совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан. Профессиональное обучение безработных граждан является частью системы непрерывного профессионального образования и имеет целью повышение конкурентоспособности безработных граждан для скорейшего трудоустройства.
Основные направления в работе:
- организация профессионального обучения безработных граждан по профессиям, востребованным на рынке;
- организация профессионального обучения безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите: женщин, молодежи, несовершеннолетних в возрасте 16-17 лет, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- организация профессионального обучения безработных граждан с целью самозанятости и предпринимательской деятельности;
- осуществление работы по привлечению финансовых средств работодателей для организации профессионального обучения безработных граждан по их заказу;
- взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими профессиональное обучение безработных граждан, в рамках заключенных договоров на профессиональное обучение
- взаимодействие с работодателями по отслеживанию численности граждан, трудоустроенных после завершения профессионального обучения, и закреплению их на рабочих местах свыше 3-х месяцев;
- оказание работодателям информационных и консультативных услуг по вопросам опережающего обучения работников, подлежащих высвобождению;
- информирование граждан о состоянии рынка труда, возможностях профессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям;
- сбор сведений от работодателей о потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования на 2011-2012 годы.
Социальный эффект: обеспечение более высокого качества и эффективности профессионального обучения по профессиям, специальностям, видам и формам обучения. Повышение трудоустройства безработных граждан, повышение их конкурентоспособности посредством профессиональной подготовки и повышения квалификации.
6. Профессиональная ориентация граждан, психологическая поддержка и социальная адаптация безработных граждан
Главной задачей направления станет дальнейшее развитие сложившейся системы профориентации и психологической поддержки населения, способствующее формированию структуры занятости населения, направленной на создание условий и гарантий для свободного самоопределения и самореализации человека в разных видах трудовой деятельности, развитию профориентационных услуг для различных групп населения.
Для осуществления этой задачи планируется:
1. профессиональная ориентация граждан, в том числе:
- учащихся образовательных учреждений совместно с администрацией, органами и учреждениями образования, по делам молодежи, социальной защиты.
Профориентация является составляющей частью работы по профессиональной ориентации учащейся и незанятой молодежи, содействию их занятости и адаптации на рынке труда и позволяет решать целый ряд задач:
- создать оптимальные условия для встречи выпускников школ и незанятых молодых граждан с представителями учебных заведений и предприятий города и района;
- оперативно информировать учащихся о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях, современных требованиях работодателей и профессий к личности, о новых профессиях и перспективных сферах деятельности;
- оказывать услуги по профессиональному консультированию;
- выполнение плана мероприятий по популяризации рабочих и инженерных профессий.
Дифференцированный подход к оказанию профориентационных услуг позволит осуществить принцип адресности, использовать для конкретных категорий граждан специализированные мероприятия, такие как:
- проведение профориентационных уроков для учащихся школ по принципам выбора профессии;
- проведение Декады инвалидов с привлечением работодателей, управления социальной защиты населения;
- организация обучающихся семинаров для безработных граждан, желающих заняться предпринимательской деятельностью.
2. Психологическая поддержка безработных граждан
Услуги по психологической поддержке оказываются безработным гражданам с целью повышения мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, а также снижению психологических проблем, препятствующих профессиональной самореализации. Преимущественное право при оказании данных услуг предоставляется вышеперечисленным категориям граждан.
В 2010 году государственная услуга по психологической поддержке безработных граждан предоставлена 26 безработным гражданам, в 2009 году - 29 безработным гражданам.
Основные проблемы обратившихся за предоставлением государственной услуги связаны с низкой мотивацией к труду, неуверенностью в себе, низкой самооценкой и др. Было предложено выполнение упражнений по развитию уверенности в себе - "Мой портрет в лучах солнца", "Коллаж из моих достоинств", "Отношение к проблеме", "Маяк", "Солнечный луч", "Горная вершина", заполнение таблицы "Ревизия навыков и способностей, сильных сторон", составление перечня "Что я могу предложить работодателям" и др. Для комфортности предоставляемой услуги оформлен стенд, изготовлены буклеты, листовки ("Как оказать себе психологическую помощь (советы тем, кто потерял работу)", "Рекомендации гражданам, вселяющие уверенность", "Оцени свои шансы на успех", "Как пережить стресс" и др.), в том числе ориентированные на разные категории граждан: высвобожденных граждан, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе детей до 3-х лет, освобождающихся из учреждений исполнения наказаний, уволенных с военной службы, и др.
3. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда.
Цель мероприятия на 2011-2012 годы:
- преодоление психологических последствий утраты или потери работы, адаптирование в сложной ситуации, поднятие самооценки, снятие стрессовых состояний;
- формирование у безработных граждан навыков самостоятельного поиска работы в целях минимизации сроков поиска работы;
- оказание содействия в трудоустройстве.
Мероприятие решает следующие задачи:
- реализация программ, участники которых обучаются принципам и технологии поиска работы, самопрезентации, навыкам делового общения, методам собеседования с работодателями, кадровыми службами.
Для этого предполагается:
- организация тренинговых занятий для женщин по теме "Женщина на рынке труда";
- организация мероприятий со студентами и выпускниками учебных заведений по самопродвижению на рынке труда;
- формирование групп безработных граждан по определенным категориям для участия в социально-адаптационных программах;
- заключение договоров с организациями, в компетенцию которых входит оказание социально-адаптационных услуг безработным гражданам.
В 2009 году услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда получили 76 человек. В 2010 году услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда получили 76 человек. Трудоустроено в 2009 году 11 участников занятий по социальной адаптации, в 2010 году - 19 человек. Сохранение численности граждан - получателей услуги свидетельствует о востребованности услуги.
Занятия проводились в групповой форме по утвержденным графикам и планам занятий. В соответствии с административным регламентом проводилось анкетирование, информирование о положении на рынке труда, выполнение упражнений по ревизии навыков, способностей и сильных сторон, беседы "Способы поиска работы", "Как составить резюме", "Поисковые телефонные звонки", "Первый день на рабочем месте. Как начать работать и сохранить работу". Был использован раздаточный и наглядный материал "Инвентарь навыков", "Перечень сильных сторон", "Глаголы для резюме", "Варианты, образцы, примеры резюме", "Перечень часто задаваемых вопросов на собеседовании" и др. Участники занятий работали над составлением индивидуальных планов поиска работы. Были проведены упражнения для развития уверенности в себе, формирования навыков самопрезентации, актуализации сильных сторон личности, коммуникативных навыков, деловая игра "Собеседование с работодателем".
Социальный эффект: смягчение последствий длительной безработицы, сокращение сроков поиска подходящей работы, приобретение навыков самостоятельного поиска работы 150 безработным гражданам, оказание содействия в трудоустройстве.
7. Участие в реализации дополнительных мероприятий, предусмотренных региональной программой упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса
Время кризиса - это период перестройки, оздоровления экономики. Он позволит по-новому взглянуть на старые проблемы, увидеть новые горизонты и направления развития. Как и вся страна, Никольский район испытывает влияние финансово-экономического кризиса. Но несмотря на напряженность ситуации, в целом, социально-экономическая обстановка в районе остается вполне стабильной и предсказуемой.
Основные мероприятия:
- создание временных рабочих мест для участия граждан в общественных работах, включая безработных граждан и граждан, находящихся под риском увольнения, в том числе путем разработки мероприятий развития общественных работ;
- обеспечение занятости в форме осуществления предпринимательской деятельности для безработных граждан, изъявивших желание организовать предпринимательскую деятельность;
- оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;
- оказание работодателям информационных и консультативных услуг по вопросам опережающего обучения работников, подлежащих высвобождению;
- взаимодействие с органами образования, учебными заведениями, местными органами власти, работодателями в целях содействия заключению договоров на подготовку рабочих кадров между подведомственными образовательными учреждениями и работодателями с привлечением материально-технических и финансовых средств работодателей и трудоустройству выпускников после окончания обучения;
- проведение групповых и индивидуальных консультаций с работниками, находящимися под угрозой увольнения, по вопросам, связанным с их обучением и последующим трудоустройством;
- проведение совместно с работодателем анкетирования среди работников, находящихся под угрозой увольнения, для определения численности и профессионально-квалификационного состава работников, нуждающихся в соответствующем профессиональном обучении, в целях их занятости как в данной, так и в других организациях, исходя из потребностей рынка труда;
- информирование работников, находящихся под угрозой увольнения, нуждающихся в профессиональном обучении, о профессиях, специальностях, роде занятий, востребованных на рынке труда, об условиях и возможностях обучения, трудоустройства после его завершения;
- оказание профориентационных услуг работникам, находящимся под угрозой увольнения, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, опережающего профессионального обучения;
- консультирование работников, находящихся под угрозой увольнения, нуждающихся в опережающем профессиональном обучении, по выбору видов и форм обучения, места учебы;
- организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, по профессиям и специальностям, востребованным работодателем, а также на рынке труда города (района);
- взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющимися опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, в рамках заключенных договоров на опережающее профессиональное обучение.
8. Предоставление государственных услуг в области содействия занятости в соответствии с административными регламентами
Государственные услуги в области содействия занятости направлены на повышение мотивации безработного гражданина к труду, активизацию позиции по поиску работы и трудоустройству, сокращение сроков поиска работы и трудоустройства, полное разрешение или снижение актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышение адаптации к существующим условиям, реализацию профессиональной карьеры.
Основные мероприятия на 2011-2012 годы, проводимые в соответствии с административным регламентом:
- обеспечение соблюдения административных регламентов предоставления государственных услуг в области содействия занятости;
- реализация мер и мероприятий по внедрению административных регламентов предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения;
- обеспечение стандартов полноты, качества и комфортности предоставления государственных услуг, а также стандарта качества информирования о предоставлении государственных услуг с использованием СМИ, информационных стендов;
- осуществление контроля за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению государственных услуг;
- проведение опросов получателей государственных услуг с целью получения данных об уровне удовлетворенности граждан и работодателей полнотой и качеством предоставляемых государственных услуг.
Численность граждан, получивших государственную услугу по организации профессиональной ориентации за 7 месяцев 2011 г. составила 334 человека. Государственную услугу по профессиональной ориентации получили: 12 инвалидов, 329 безработных, 112 гражданин в возрасте от 14 до 30 лет, 168 человек из числа длительно (более года) неработающих.
В первом полугодии 2011 года услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда получили 18 человек. Проведены 3 группы и 1 безработный гражданин получал услугу в индивидуальной форме.
9. Основные цели, задачи и сроки реализации
Главной целью мероприятий в 2011-2012 годах является реализация на территории Никольского района Пензенской области государственной политики в области содействия занятости населения, направленной на обеспечение государственных гарантий в сфере защиты от безработицы.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих основных задач:
1. Повышение эффективности, качества и доступности государственных услуг в сфере содействия занятости.
2. Увеличение уровня занятости населения.
Сроки реализации мероприятий: 2011-2012 годы.
10. Ожидаемые конечные результаты
Реализация мероприятий обеспечит решение следующих проблем:
получение первичных профессиональных навыков, адаптация на рынке труда, профессиональная ориентация молодежи;
предупреждение и профилактика правонарушений среди несовершеннолетних;
организация трудоустройства безработных граждан;
снижение социальной напряжённости в районе.
11. Контроль за ходом реализации мероприятий
Текущий контроль за реализацией мероприятий, осуществляют: отдел экономики, имущественных и земельных отношений администрации Никольского района.
Приложение 1
к мероприятиям,
направленным на содействие занятости населения
Никольского района Пензенской области в 2011-2012 годах
Ожидаемые результаты реализации мероприятий,
направленных на содействие занятости населения Никольского района Пензенской области в 2011-2012 годах
N п/п |
Мероприятие |
Кол-во чел. за 7 мес. 2011 г. |
Сумма расходов ФБ (субвенции и субсидии) за 7 мес. 2011 г., тыс. руб. |
Кол-во чел. 2011 г. |
Сумма расходов ФБ (субвенции и субсидии) за 2011 г., тыс. руб. |
Кол-во чел. 2012 г. (прогноз) |
Сумма расходов ФБ (субвенции и субсидии) 2012 г., тыс. руб. (прогноз) |
1 |
Организация общественных работ |
168 |
177,1 |
260 |
360,0 |
70 |
119,6 |
2 |
Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы |
19 |
31,6 |
22 |
46,1 |
10 |
20,1 |
3 |
Организация ярмарок вакансий |
190 |
13,0 |
9 |
23,0 |
4 |
25,0 |
4 |
Содействие самозанятости безработных граждан |
227 |
12666,6 |
508 |
29870,4 |
3 |
2,4 |
5 |
Профессиональное обучение |
58 |
211,7 |
80 |
400,0 |
30 |
150,0 |
6 |
Информирование населения о положении на рынке труда |
2505 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
7 |
Профессиональная ориентация |
344 |
10,0 |
504 |
5,0 |
500 |
5,0 |
8 |
Трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет |
101 |
84,9 |
130 |
365,0 |
100 |
127,5 |
9 |
Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда |
15 |
20,0 |
30 |
30,5 |
30 |
1,5 |
10 |
Стажировка выпускников |
6 |
59,6 |
22 |
373,4 |
0 |
0,0 |
11 |
Организация дополнительных рабочих мест |
59 |
3469,2 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
12 |
Содействие трудоустройству многодетных родителей |
3 |
150,0 |
10 |
500,0 |
0 |
0,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Никольского района Пензенской области от 5 сентября 2011 г. N 670 "Об утверждении мероприятий, направленных на содействие занятости населения Никольского района Пензенской области в 2011-2012 годах"
Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования
Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене "Вестник Никольского района" N 39 от 30 сентября 2011 г.
Постановлением администрации Никольского района Пензенской области от 9 апреля 2014 г. N 289 настоящее постановление признано утратившим силу