Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
Собрания представителей г. Заречного
от 21 октября 2002 г. N 142
Муниципальная целевая программа
содействия занятости населения г. Заречного
Пензенской области, ЗАТО, на 2002-2005 гг.
Паспорт
Муниципальной целевой программы содействия занятости населения
г. Заречного Пензенской области, ЗАТО, на 2002-2005 годы
Перечень характеристик | Содержание |
Наименование Программы | Муниципальная целевая программа содействия за- нятости населения г.Заречного Пензенской об- ласти, ЗАТО, на 2002-2005 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (на- именование и номер соот- ветствующего постановле- ния (распоряжения) орга- на исполнительной власти субъекта Российской Фе- дерации) |
Закон Российской Федерации "О занятости насе- ления в Российской Федерации" (ст. 14, 15), постановление главы администрации города "О разработке проекта целевой программы "Содейст- вие занятости населения ЗАТО г. Заречный Пен- зенской обл. на 2002-2005 гг." от 13.04.2001 г. N 414. |
Заказчик Программы | Администрация г. Заречного |
Основные разработчики Программы |
Центр занятости населения по г. Заречному |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые пока- затели |
Реализация государственной политики занятости путем: - совершенствования работы по профилактике безработицы, развитие гибкости рынка труда; - увеличения уровня занятости; - реализации специальных мероприятий по профи- лированию безработных граждан в целях повы- шения эффективности предоставляемых им услуг и сокращения длительной безработицы; - повышения сбалансированности количества предложений рабочей силы и числа рабочих мест; - создания новых и повышения эффективности су- ществующих рабочих мест; - предупреждения массовой безработицы на мест- ном рынке труда; - развития кадрового потенциала на основе под- готовки, переподготовки и повышения квалифи- кации граждан, нуждающихся в трудоустрой- стве, с учетом спроса рынка труда; - повышения доступности и расширения информа- ционных услуг населению; - повышения эффективности активных мер на рын- ке труда; - роста мобильности трудовых ресурсов; - оказания материальной поддержки безработным гражданам |
Сроки и этапы реализации Программы |
2002-2005 годы |
Исполнители основных ме- роприятий |
Администрация г. Заречного, Центр занятости населения по г.Заречному, предприятия, органи- зации города |
Объемы и источники фи- нансирования, направле- ния расходов |
Финансовые затраты на реализацию Программы составят: Всего: 53650,5 тыс.руб. в том числе: - за счет средств местного бюджета всего: 6409,3 тыс. руб., а именно: в 2002 г. - 900,0 тыс.руб. (софинансирование мероприятий по направлению - "Трудоустройство несовершеннолетних граждан"); в 2003 г. - 1533,9 тыс.руб. (софинансирование мероприятий по направлению - "Трудоустройство несовершеннолетних граждан" и "Организация об- щественных работ"); в 2004 г. - 1849,0 тыс.руб. (софинансирование мероприятий по направлению - "Трудоустройство несовершеннолетних граждан" и "Организация об- щественных работ"); в 2005 г. - 2126,4 тыс.руб. (софинансирование мероприятий по направлению - "Трудоустройство несовершеннолетних граждан" и "Организация об- щественных работ"); - за счет средств федерального бюджета всего: 47241,2 тыс.руб., а именно: в 2002 г. - 8440,0 тыс.руб. в 2003 г. - 10653,0 тыс.руб. в 2004 г. - 13022,4 тыс.руб. в 2005 г. - 15125,8 тыс.руб. |
Ожидаемые конечные ре- зультаты реализации Программы |
Реализация Программы в течение 2002-2005 гг. позволит: - поддерживать уровень регистрируемой безрабо- тицы в пределах 2,2% - 2,8%; - оказать содействие в трудоустройстве - 13875 чел., в том числе: - обеспечить временное трудоустройство - 6925 чел., - поддержать предпринимательскую инициативу 100 безработных; - предоставить возможность получения необходи- мых для последующего трудоустройства профес- сиональных навыков и знаний 608 безработным гражданам; - провести профориентационную работу с 5420 чел.; - поддерживать доходы безработных граждан (в среднем более 800 чел. ежемесячно). |
Орган, осуществляющий контроль за реализацией Программы |
Контроль за выполнением Программы осуществля- ет: Администрация г. Заречного, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Пензенской области. |
Введение
Муниципальная целевая программа содействия занятости населения г. Заречного Пензенской области, ЗАТО, на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа) сориентирована на сдерживание уровня безработицы и развития гибкого рынка труда в соответствии с экономическим развитием г. Заречного, а также на ускорение рыночных преобразований в трудовой сфере в целях осуществления структурных сдвигов в экономике, повышения эффективности труда, изменения трудового менталитета.
Программа реализует комплексный подход к решению проблем рынка труда с учетом специфики состояния и перспектив развития трудовой сферы на этапе перехода к экономическому росту.
Разработка Программы осуществлялась на основе анализа и прогноза социально-экономического развития города Заречного, результатов анализа и прогноза ситуации на территориальном рынке труда, разработанного центром занятости населения при содействии экономического отдела администрации города.
Программа рассчитана на дальнейшую консолидацию усилий различных федеральных органов исполнительной власти, работодателей и профсоюзов города и других организаций, деятельность которых влияет на состояние занятости. Она предполагает реализацию мероприятий по содействию трудоустройству незанятых граждан в соответствии с экономическими возможностями расширения сферы приложения труда, реформированием системы оплаты труда, профессионального образования и социального обеспечения.
Основное внимание в Программе уделяется решению экономических и социальных проблем перехода к эффективной занятости, имея в виду как содействие формированию прогрессивной структуры занятости, так и смягчение социальных последствий неизбежного высвобождения рабочей силы.
Содействие полной продуктивной и свободно избранной занятости - главная цель политики занятости. Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости является повсеместное внедрение современных методов профилирования безработных. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны территориальных органов по вопросам занятости населения.
Работа Центра занятости населения г. Заречного строится так, чтобы всемерно развивать конкурентоспособность граждан на рынке труда, сдерживать массовую и долгосрочную безработицу и при этом обеспечивать предприятиям возможность свободно нанимать и увольнять работников в интересах повышения эффективности производства. Эти принципы и определяют содержание Муниципальной целевой программы содействия занятости населения г. Заречного Пензенской области, ЗАТО, на 2002-2005 годы.
I. Занятость и рынок труда
1.1. Изменения в сфере занятости в 1998-2001 годах
Произошедшие экономические преобразования в городе привели к существенным переменам в области занятости. Сосредоточение основных усилий на решении финансовой стабилизации привело к преобладанию консервативных и латентных механизмов адаптации рабочей силы и работодателя к новым условиям. Не имея возможности уволить лишних работников на законном основании, предприятия вынуждены были использовать снижение или полное прекращение выплаты зарплаты для давления на работников, побуждающее их к увольнению по собственному желанию. Резко была выражена разница в уровнях оплаты труда. Факторами роста дифференциации оплаты труда в 1998-2001 гг. стало отставание темпов роста заработной платы в бюджетной сфере от средней заработной платы по стране, а также низкий размер минимальной заработной платы по сравнению со средней заработной платой по стране также служил фактором, способствовавшим росту дифференциации заработной платы и поддержанию избыточной занятости.
Основное влияние на конъюнктуру рынка труда (соотношение спроса и предложения и тенденция равновесия) оказывают социально-экономические, демографические, природно-ресурсные факторы.
Характерной чертой демографического развития города Заречного стало снижение естественного прироста населения начиная с 1993 года. Следует отметить, что отсутствие прироста численности населения объясняется и низким уровнем механического миграционного движения. За период 1998-2001 гг. численность населения г. Заречного уменьшилась. Если в 1998 г. она составляла 63430 человек, то к концу 2001 года уменьшилась до 62996 человек. Сложилось устойчивое отношение между количеством женщин и мужчин как 53% и 47% соответственно. Доля лиц моложе трудоспособного возраста снизилась, а старше увеличилась. Тенденция сокращения численности населения четко выражена. Доля лиц трудоспособного возраста в численности населения относительно стабильна, хотя в ней увеличивается доля людей в возрасте 40 лет и старше. Демографическая ситуация оказывает многоплановое влияние на социально-экономические последствия безработицы. В частности, при изменении половозрастной структуры населения увеличивается нагрузка на каждого работника города, а в случае попадания работника в число безработных, вместе с потерявшим работу в бедственном положении оказываются и лица, находящиеся на его иждивении.
Позитивные изменения в экономике в последние годы оказали благоприятное влияние на положение в сфере занятости на рынке труда ЗАТО г. Заречный.
Основными факторами, определяющими ситуацию на рынке труда ЗАТО г. Заречный за последние годы, являются: рост объемов производства, стабилизация финансово-экономического положения, оздоровление кадровой политики на предприятиях города.
Следует отметить, что число занятых в государственном секторе экономики в 2001 году уменьшилось по сравнению с предшествующими годами. Уменьшилось число занятых в промышленности, строительстве, образовании. Противоположный процесс наблюдался в сфере услуг. Наметившаяся тенденция оттока рабочей силы из основных отраслей (промышленности и строительства) и увеличения занятости в сфере услуг в городе сохраняется до настоящего времени.
В 1998-2001 годах продолжалось создание предприятий малого бизнеса и развитие частного предпринимательства. Численность индивидуальных предпринимателей в городе на 01.01.2001 г. составляла 3613 человек.
В 2001 году социально-экономическое положение в городе стабилизировалось. В целом объемы производства продукции увеличились. На градообразующем предприятии ПО "Старт" производство продукции по сравнению с 2000 годом увеличилось на 8%.
Данные изменения непосредственно повлияли на ситуацию с занятостью.
На ПО "Старт" на 31.12.2001 было занято 9981 человек, из них в среднем 120 человек ежемесячно находились в административных отпусках по инициативе администрации (работали 4 дня в неделю). Естественно, что факторы, формирующие рынок труда города Заречного, определяются процессами, происходящими именно на градообразующем предприятии ПО "Старт".
При средней заработной плате на предприятии 2388 рублей задержек по выплатам заработной платы не было. В связи с резким уменьшением государственного оборонного заказа на предприятии планируется проведение работ по приведению численности работающих в соответствие с оборонным заказом и планом производства. На предприятии в течение 2001-2002 гг. возможно массовое высвобождение работников, ориентировочно 3000 человек. В 2001 году было высвобождено 280 человек или 2,8% от среднесписочной численности работающих.
Списочная численность сотрудников ГП "СНПО Элерон" (НИКИРЭТ) в 2001 г. составляла 800 человек. Административных отпусков по инициативе администрации и задержек по выплате заработной платы не было. Средняя заработная плата на предприятии составляла 3427 рублей. Исходя из результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в целях наращивания объемов производства, увеличения финансирования по прямым договорам было необходимо существенно изменить соотношение численности служб предприятия путем увеличения рабочих мест (приема и перевода) в научно-технических управлениях и на опытно-экспериментальном заводе (увеличение числа основных рабочих) с одновременным сокращением (переводом) сотрудников из подразделений, не имеющих достаточной загрузки, и подразделений, в которых оплата труда производится из накладных расходов. В связи с создавшейся ситуацией в течение 2001 года должно было быть высвобождено 10% сотрудников.
В ОАО "ПУС" в 2001 году было занято 1592 человека, высвобождено 23 человека или 1,4% от среднесписочной численности работающих. Административных отпусков по инициативе администрации не было, задержка по выплате заработной платы составляла 2 месяца. Средняя заработная плата на предприятии в 2001 г. - 2528 рублей.
Таким образом, в течение 2001 года в среднем 120 человек ежемесячно находились в условиях неполной занятости, аналогичный показатель 2000 года - 500 человек.
Прирост численности занятых обеспечили такие отрасли экономики, как торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, жилищно-коммунальное хозяйство.
Прогнозируемое увеличение численности занятого населения в экономике города в основном будет сопровождаться перераспределением работников между ее отраслями и открытием новых производств. Межотраслевые перемещения будут зависеть не только от величины заработной платы, но и социальных гарантий, условий труда.
1.2. Динамика общей и регистрируемой безработицы в 1998-2001 годах
В динамике безработицы и составе безработных происходят определенные изменения, как видно из таблицы 1 приложения 1, в 1998-2001 годах продолжилась начавшаяся в 1996 году устойчивая тенденция сокращения численности безработных, зарегистрированных в Центре занятости населения. С начала 1999 года она уменьшилась на 1878 человек или в 3,2 раза и составила на 1 января 2002 года 861 чел.
Основными клиентами центра занятости в 1998-2001 годах являлись лица, испытывающие трудности в самостоятельном поиске работы, имеющие низкую квалификацию, малый трудовой стаж (или отсутствие такового).
Контингент безработных пополнялся по-прежнему в основном за счет увольняющихся по собственному желанию - 59%, высвобожденных с предприятий - 11,3%, выпускников учебных заведений - 9,3%. Следует отметить, что сегодня чаще увольнялись работники с предприятий негосударственной формы собственности, что объясняется низкими социальными гарантиями, предоставляемыми работодателями.
Ощутимо увеличился дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Так, доля женщин в составе безработных была достаточно высока - 64,8% (в 1998 г. - 62%, в 1999 г. - 69,9%, в 2000 г. - 66,9%), удельный вес "женских" вакансий в структуре заявок работодателей существенно меньше. Кроме того, спрос не адекватен предложению и по качественным параметрам: среди безработных служащих женщины составляли 29%, в то время как 86% вакансий было рассчитано на рабочих. В составе безработных увеличился удельный вес лиц с высшим и средним специальным образованием с 46,7% в 2000 году до 48,2% в 2001 году (в 1998 г. - 39,3%, в 1999 г. - 42,9%). Объясняется это качеством вакансий, заявленных в центр занятости, большинство которых предназначены для лиц, имеющих низкую квалификацию и невысокий образовательный уровень. Удельный вес безработных с высшим образованием - 21,8%, с средним профессиональным образованием - 26,4%, с начальным профессиональным образованием практически не изменился - 18,6%, доля безработных с законченным средним образованием и не имеющих его также не изменилась и составила 33,2%.
В последние годы около трети безработных составляла молодежь в возрасте до 30 лет, в том числе 9,3% - выпускники различных учебных заведений. В 2001 году около 1,6% выпускников ПТУ, средних специальных учебных заведений (2,6%), ВУЗов (1,5%) оказались не востребованными на рынке труда. Значительная доля выпускников профессиональных учебных заведений в составе безработной молодежи свидетельствует о несоответствии профиля подготавливаемых кадров потребностям рынка труда.
1.3. Прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2002-2005 годы
Прогнозируемое увеличение численности занятого населения в 2002-2005 гг. в экономике города в основном будет сопровождаться перераспределением работников между ее отраслями и открытием новых производств. Межотраслевые перемещения будут зависеть не только от величины заработной платы, но и социальных гарантий.
Позитивная динамика численности занятых в экономике города в 2002-2005 годах приведет к расширению спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп. В промышленности на квалифицированных рабочих мужчин, а также на инженерно-технических работников технических специальностей - молодых специалистов на смену лицам пенсионного и предпенсионного возрастов.
Наибольшим спросом будут пользоваться мужские профессии, общие для многих отраслей народного хозяйства: инженеры-механики, инженеры-электрики, инженеры-строители, инженеры-программисты, электромонтеры, электрогазосварщики, слесари различных специализаций, станочники, машинисты различной техники и др. Наибольшим спросом будут пользоваться женские профессии: повар, штукатур-маляр, продавец, кондитер.
В сфере малого предпринимательства ожидается спрос на квалифицированных рабочих строительных профессий, а также на специалистов в области оказания различных услуг (ремонт бытовой техники, оказание парикмахерских и швейных услуг, операции с недвижимостью, отдых, развлечения, общественное питание и др.).
Параметры предложения рабочей силы определяются в первую очередь демографической динамикой и социально-экономическими факторами.
В течение трех предстоящих лет ожидается увеличение предложения рабочей силы за счет демографических факторов. Ожидается прирост населения трудоспособного возраста, главным образом за счет увеличения численности вступающей в данную возрастную группу молодежи (после 2005 г. данная возрастная группа будет уменьшаться).
Система профессионального образования недостаточно адаптирована к новым условиям хозяйствования, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе, гибкого сочетания первичной подготовки с различными формами вторичного обучения и повышения качества подготовки квалифицированных кадров.
Предложение рабочей силы будет зависеть от уровня жизни населения, динамики заработной платы, пенсий, пособий и других социальных выплат.
По прогнозным оценкам в 2002-2005 годах ожидается весьма умеренный рост численности занятых.
Резкое снижение жизненного уровня населения в городе, как и России в целом, привело к тому, что идет предложение труда со стороны женщин-домохозяек, пенсионеров, учащихся и студентов, которые при лучших условиях жизни не стремились бы работать.
Увеличение спроса на рабочую силу в условиях сохраняющейся вынужденной неполной занятости окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы.
Существующее несоответствие между спросом и предложением на регулируемом рынке труда затрудняет адекватное трудоустройство.
1.4. Ключевые проблемы на рынке труда
Для современного рынка труда характерны следующие ключевые проблемы:
1. Недостаточная реформированность всей трудовой сферы, приводящая к преобладанию неэффективной занятости, которая проявляется в высокой концентрации рабочей силы на убыточных предприятиях, больших масштабах недоиспользования рабочего времени занятых, низкой эффективности труда и низких заработках значительных контингентов работающих, снижении в составе работников доли занятых в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности, отсутствии экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада.
2. Потеря трудового потенциала квалифицированных и высококвалифицированных кадров в результате недоиспользования их рабочего времени, отсутствия реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работника, их перетока в сферу неформальной занятости, часто не требующую прежней квалификации.
3. Ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест наряду с медленным наращиванием новых рабочих мест, резко снижающее возможности трудоустройства незанятых лиц из-за увеличения числа непрестижных рабочих мест, ведущее к росту травматизма и профессиональных заболеваний в результате увеличения доли рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, а также физически и морально устаревших.
4. Дефицит рабочих мест в городе для женщин с высшим и средним профессиональным образованием.
5. Медленная перестройка системы профессионального образования, неадекватность масштабов, структуры и форм первичной профессиональной подготовки граждан изменениям в спросе на рабочую силу в профессиональном разрезе системы вторичного обучения (переподготовка и повышение квалификации), ориентированная лишь на отдельные группы населения, нуждающегося в трудоустройстве, слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих и их переподготовка.
6. Чрезвычайно сложная ситуация с трудоустройством отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и др.). Сохранение селективного подхода при приеме на работу в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, несоблюдение в полной мере норм трудового законодательства о режиме и охране труда отдельных групп населения.
7. Сложная ситуация в сфере занятости при ограниченных возможностях перетоков рабочей силы (город ЗАТО).
II. Государственная политика на рынке труда в 2002-2005 годах
2.1. Основные задачи государственной политики на рынке труда
Выбор приоритетов в 2002-2005 годах будет определяться переходным характером экономики, в которой становление рыночных отношений, в том числе и рынка труда, еще не закончено. На современном этапе социально-экономического развития основная цель политики занятости заключается в том, чтобы в максимальной степени содействовать реализации права граждан на труд и переход к эффективной занятости. Такая формула подчеркивает актуальность формирования эффективной занятости как неотъемлемой черты рыночной экономики и ответственность государства за расширение возможностей трудоустройства экономически активных граждан. Политика в области занятости должна быть интегрирована в общую систему макроэкономической политики государства.
Основными направлениями государственной политики на рынке труда будут следующие:
- расширение доступа незанятых граждан к активным программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности, внедрение обязательных процедур оценки эффективности программ занятости;
- осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождения работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;
- изменение оснований и порядка выплаты пособий по безработице и достижение более тесной увязки выплаты пособий по безработице с результатами профилирования безработных;
- дальнейшее развитие, повышение качества и продуктивности системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда;
- улучшение информирования граждан о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях;
- оказание адресной поддержки при трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите;
- проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных, ориентация программ трудоустройства на наиболее уязвимые категории безработных, выявляемых по результатам профилирования;
- совершенствование механизма организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения видов и масштабов с учетом потребности регионов в развитии социальной инфраструктуры и поддержки доходов беднейших слоев населения;
- повышение мобильности рабочей силы посредством разработки эффективной системы профессионального обучения и переобучения;
- координация профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней с потребностью территориальных рынков труда;
- содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии (специальности) и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования.
Основная задача достижения благоприятного состояния на рынке труда, несомненно, будет ложиться на плечи государства, которое должно сдерживать массовое снижение числа занятых, а также способствовать скорейшему возвращению искателей работы к активному труду путем создания новых рабочих мест, снятия объективных препятствий психологического, квалификационного, информационного характера, мешающих безработным занять имеющиеся вакансии.
2.2. Повышение уровня занятости
Поддержание занятости в отдельных отраслях промышленности г. Заречного осуществляется в рамках Программы развития ЗАТО г. Заречный на 2001-2004 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.09.2001 N 666, администрацией города совместно с городскими организациями в 2001-2004 годах будут предусмотрены мероприятия по созданию дополнительных рабочих мест.
На выполнение программных мероприятий из средств федерального бюджета городу Заречному предусматривается выделить более 1100 млн. рублей, которые будут направлены на развитие энергетики города, развитие строительной индустрии и жилищного строительства, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, на организацию производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
По направлению "Поддержка предпринимательства и малого бизнеса" предусмотрено финансирование бизнес-проектов, ориентированных на организацию новых производств и совершенствование существующих технологических процессов.
Распределение финансирования проектов организаций малого бизнеса будет осуществляться на конкурсной основе.
2.3. Развитие качества рабочей силы
как составной части развития человеческих ресурсов
Решение задач повышения качества рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсов предполагает:
- развитие системы общего и профессионального образования, направленной на профессиональную подготовку новой рабочей силы;
- восстановление и развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала;
- развитие услуг службы занятости по обучению безработных граждан и незанятого населения, поддержке и организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения в условиях массового высвобождения;
- развитие системы непрерывного образования, направленной на воспроизводство, сохранение и совершенствование рабочей силы;
- развитие и совершенствование системы профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных и незанятых граждан.
2.3.1. Профессиональное обучение безработных граждан
Одним из важнейших аспектов активной политики занятости является организация профессионального обучения безработных граждан. Рост безработицы, структурные изменения в экономике поставили вопрос об ускоренной переподготовке незанятых граждан и обучении их новым, перспективным профессиям.
Основная задача профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения - повышение их конкурентоспособности и профессиональной мобильности с целью трудоустройства посредством предоставления гражданам различных образовательных услуг с учетом потребностей работодателей и прогнозов развития рынка труда.
Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения выполняет широкие экономические и социальные функции. В экономическом аспекте - развитие трудовых ресурсов общества, воспроизводство рабочей силы, повышение профессиональной мобильности; в социальном - повышение статусного положения гражданина в обществе, конкурентоспособности на рынке труда, что рассматривается как важнейшее средство защиты от безработицы.
Вступил в действие принципиально новый фактор - повышенная мотивация к обучению, поскольку безработные стремятся сократить срок обучения, чтобы вновь включиться в трудовой процесс и иметь полноценный заработок. Специалисты центра занятости, проанализировав ситуацию и перспективы развития рынка труда, систематизировали рабочие профессии (специальности), пользующиеся спросом, и в соответствии с этим происходит направление на обучение.
Приоритетное направление политики в области профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения состоит в сближении профессионально-квалификационной структуры рабочей силы с потребностями рынка труда.
Профессиональное обучение безработных граждан должно быть интенсивным и краткосрочным, основанным на использовании эффективных учебных технологий, исходя из вероятности трудоустройства граждан по полученным профессиям, специальностям, избранному роду новой трудовой деятельности. Безработным гражданам должна предоставляться возможность включаться в процесс обучения круглогодично, чтобы у них формировалась прямая и реальная заинтересованность в переходе из состояния незанятости к профессиональному обучению и от обучения к полной, свободной и эффективной занятости по полученным профессиям.
В 2002-2005 годах в г. Заречном предполагается предоставить услуги по профессиональному обучению 608 безработным, в том числе в 2002 году - 118 чел. Действия Центра занятости по г. Заречному будут направлены на:
- обеспечение дальнейшего развития и совершенствования системы профессионального обучения безработных и незанятых граждан, отвечающей потребностям рыночной экономики;
- профессиональное обучение безработных и незанятых граждан с целью сбалансированности спроса и предложения на рынке труда;
- использование преемственности профессионального обучения и имеющегося у граждан образовательного потенциала;
- организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения;
- проведение конкурсного отбора образовательных учреждений всех уровней для организации обучения безработных и незанятых граждан;
- оптимизацию сроков и стоимости обучения;
- обеспечение координации и согласования объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования всех уровней с учетом потребностей местного рынка труда;
- обеспечение приоритетности профессионального обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы (молодежи, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов).
Профессиональное обучение, как процесс вооружения человека знаниями, навыками и умениями, должно сопровождаться и дополняться профессиональной ориентацией как системой средств по развитию социальной и личной мобильности, формированию у граждан способности к самоанализу, принятию обоснованных решений по выбору к перемене профессии.
2.3.2. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка
Улучшению функционирования рынка труда способствует обоснованный выбор гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда, самоопределение при выборе и планировании карьеры. Профориентация включает в себя информирование о профессиях и конъюнктуре рынка труда, профотбор, профессиональную диагностику, социальную адаптацию, прогнозирование профессиональной карьеры, обучение людей методам повышения собственной конкурентоспособности на рынке труда и на конкретном рабочем месте.
Принципиальное значение профессиональная ориентация имеет для молодежи, впервые оказывающейся на рынке труда, и безработных граждан, вынужденных менять профессию. Необходимо развитие и совершенствование мер по психологической поддержке населения в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда, преодоления негативных последствий безработицы, социальной адаптации граждан, испытывающих сложность в трудоустройстве, формирования навыков самостоятельного поиска работы, восстановления мотивации к труду.
В 2002-2005 годах профориентационными услугами будут охвачены 5420 человек, в том числе в 2002 году 1200 человек.
Для развертывания системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения предусматривается:
- профессиональное информирование граждан, зарегистрированных в службе занятости, учащихся учебных заведений города, работодателей по вопросу организации опережающего обучения высвобождаемых работников (консультирование, анкетирование, подбор образовательных учреждений);
- профессиональное консультирование граждан, обращающихся в службу занятости, с применением тестовых методик;
- психологическая поддержка граждан, социально незащищенных на рынке труда;
- психологическая поддержка граждан, зарегистрированных в ЦЗН по г. Заречному;
- проведение занятий со специалистами службы занятости в целях повышения их психологической компетенции;
- профориентационное сопровождение профессионального обучения безработных граждан (консультирование перед направлением на профессиональное обучение, диагностика профессиональных качеств граждан);
- участие в проведении "Ярмарок вакансий и учебных мест" (экспресс-тестирование участников ярмарки);
- осуществление работы по социальной адаптации граждан на рынке труда путем реализации программы "Клуб ищущих работу".
2.4. Качество рабочей силы
В период перехода государства к рыночной экономике была проведена серьезная реформа заработной платы, суть которой состояла в замене централизованного государственного регулирования условий оплаты труда работников на децентрализованную, ставящую условия оплаты труда в зависимость от экономических возможностей предприятия. Однако накопившиеся в последние годы проблемы в области оплаты труда стали одним из факторов дестабилизации занятости и роста безработицы.
Относительный уровень цены труда в экономике, заниженный на протяжении десятилетий существования планово-централизованной экономики, остается таковым и в настоящее время.
Труд в городе, как и в целом по России, продолжает оставаться относительно дешевым, экономические последствия данного факта могут оцениваться неоднозначно. Относительная дешевизна труда усугубляется абсолютным падением уровня реальных доходов населения в 1990-е годы, в результате которого расширился контингент лиц, получающих доходы ниже прожиточного минимума, уменьшением в структуре доходов заработной платы и увеличением доли предпринимательских доходов, которые концентрируются в руках достаточно узких слоев населения, увеличением нерациональной межотраслевой, межпрофессиональной дифференциации уровней оплаты труда. Различия в уровнях заработной платы между медициной, культурой, образованием, наукоемким приборостроением, с одной стороны, и банковско-кредитной сферой, с другой стороны, достигают несколько раз. Да и на предприятиях нередко имело место значительное и растущее неравенство зарплат, а также вознаграждения, получаемые руководством и управляющими.
Состояние с оплатой труда свидетельствует о необходимости повышения роли государства в регулировании оплаты труда, создании гарантий, позволяющих обеспечить прожиточный минимум своим гражданам.
Приоритетным направлением в области оплаты труда в 2001-2005 годах должно стать восстановление роли заработной платы как основного источника доходов трудоспособных граждан, способного обеспечить устойчивый платежеспособный спрос и экономические стимулы развития производства, рост благосостояния семей, социальную защиту нетрудоспособного населения.
2.5. Профилактика дискриминации на рынке труда
В настоящее время остается острой проблема соблюдения трудовых прав граждан. Отмечаются факты дискриминации при найме на работу женщин, молодежи, инвалидов. Проблема повышения конкурентоспособности не в последнюю очередь решается предприятиями за счет сокращения расходов на рабочую силу. Уменьшение численности занятых на предприятиях коснулось в первую очередь наименее конкурентоспособных групп населения.
В период перехода предприятий к рыночной экономике были ужесточены требования к профессионализму работников и наличию трудового стажа.
Существующая система подготовки и переподготовки кадров не отвечала новым требованиям, что значительно уменьшило шансы трудоустройства молодежи, впервые выходящей на рынок труда, на престижные, хорошо оплачиваемые рабочие места, оставляя для них рабочие места, не требующие высокой квалификации.
Реформы в области труда и занятости ликвидировали бронирование рабочих мест для молодежи. Лица, впервые выходящие на рынок труда и не имеющие профессионального образования, утратили гарантию трудоустройства и оказались социально незащищенными на рынке труда.
Ухудшение условий вступления молодежи на рынок труда привело к тому, что молодежь стала одной из многочисленных групп населения среди официально зарегистрированных безработных (27,8%).
Ситуация, складывающаяся с занятостью молодежи, во многом зависит от деятельности службы занятости в области трудоустройства.
В 2001-2005 годах действия центра занятости будут направлены на:
- своевременное информирование молодых людей о ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг;
- психологическую подготовку к конкурентной борьбе за рабочие места;
- обучение типовым моделям поведения при трудоустройстве.
Тенденция ослабления позиций женщин на рынке труда наметилась в середине 90-х годов. Если раньше они трудились в режиме полного рабочего времени, пользовались рядом законодательно закрепленных льгот и не подвергались сколько-нибудь явной дискриминации, то с началом экономических преобразований их положение изменилось.
На женскую занятость существенное влияние оказывает сложившееся до перехода к рынку разделение труда и сосредоточенность женщин в таких сферах, как здравоохранение, образование, культура, торговля и других бюджетных отраслях. Такое разделение значительно влияет на оплату труда женщин по сравнению с мужчинами.
Дискриминация женщин проявляется не только в оплате труда, но еще в большей мере при приеме на работу и увольнении, при предоставлении предусмотренных им льгот и т.п. Однако с переходом к рыночным отношениям, образованием частных и смешанных предприятий, различных акционерных обществ многие льготы на них не действуют. Более того, зная о них, работодатели стремятся избавиться от применения женского труда. Именно с этим связано существенное сокращение в последние годы занятости женщин, оказавшихся уязвимыми и наименее конкурентоспособными на рынке труда.
Чтобы усилия по поддержке и трудоустройству женщин были более эффективны, в 2001-2005 годах целесообразно разработать и реализовать специальные информационные программы, касающиеся возможностей трудоустройства женщин, а также модели их поведения на рынке труда с учетом социально-демографических и возрастных особенностей. На уровне предприятий и организаций важно заботиться о том, чтобы при регулировании социально-трудовых отношений проблемы женщин обязательно учитывались в деятельности профсоюзов, а их интересы отражались в соответствующих разделах коллективных договоров и тарифных соглашений. Меры по их социальной защите, принимаемые органами государственной власти, обязательно должны взаимоувязываться с мероприятиями, реализуемыми службой занятости на рынке труда.
Проблемы женской занятости и труда женщин, повышения их конкурентоспособности должны занять значительное место в трехсторонних соглашениях на всех уровнях.
Проблема занятости лиц с ограниченной трудоспособностью сегодня приобрела особую остроту. Раньше, в условиях избытка рабочих мест, инвалиды, желающие работать, как правило, могли самостоятельно устроиться либо на обычных, либо на специализированных предприятиях. Теперь при спаде производства и избытке рабочей силы инвалидов первыми увольняют с предприятий общего типа, закрывают предприятия, предназначенные для инвалидов. Недооценка трудностей их адаптации к новым условиям и отсутствие необходимой государственной и общественной поддержки просто опасны для их жизни и здоровья. Но, к сожалению, вопросы профессиональной реабилитации инвалидов находятся, как правило, в ведении органов социальной защиты, а их трудоустройством занимаются органы службы занятости. Такое положение, естественно, усложняет и замедляет профреабилитацию инвалидов и их трудоустройство.
В 2002-2005 годах службой занятости будут организованы временные рабочие места на предприятиях и в организациях города для трудоустройства на них 15 безработных граждан-инвалидов.
В целях нейтрализации дискриминации в сфере труда в 2001-2005 годах будет продолжена работа по защите трудовых прав граждан.
2.6. Социальное партнерство на рынке труда
Изменение социальной роли работников, работодателей и государства объективно требует ускоренного решения вопросов становления и развития социального партнерства как эффективной системы договорного регулирования социально-трудовых отношений, включая механизм разрешения коллективных трудовых споров, в целях увеличения гибкости рынка труда.
В настоящее время возрастает ответственность работодателей за сохранение кадрового потенциала предприятий, создание и сохранение рабочих мест, предоставление социальных гарантий высвобождаемым работникам.
Наряду с государственными органами власти и органами местного самоуправления в осуществлении политики занятости участвуют негосударственные органы и организации. К таковым следует отнести трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, рассматривающую весьма широкий круг вопросов экономической политики занятости населения и развития рынка труда, обеспечения социальных гарантий, трудовых прав. Разрабатывает и принимает меры, направленные на предупреждение массового высвобождения работников, состоящую из представителей объединений работодателей, представителей объединений профессиональных союзов и представителей Правительства области, которые образуют три соответствующие стороны комиссии.
Действенными формами, направленными на предотвращение роста безработицы, массовых высвобождений, являются коллективные договоры, которые способствуют более эффективному регулированию социально-трудовых отношений с учетом интересов работников и работодателей.
В городе широкое распространение получило заключение двусторонних договоров в части организации общественных работ и временной занятости подростков с городской администрацией.
2.7. Государственная политика на рынке труда г. Заречного
Рынок труда в 2002-2005 годах будет развиваться в значительной мере под влиянием тех процессов, которые имели место в 1998-2001 годах. В связи с этим ближайшую перспективу следует рассматривать как своего рода переходный этап от одного состояния занятости и рынка труда, имеющего в основном стагнационный характер, к другому, когда на передний план начинают выдвигаться факторы повышения производительности труда и эффективности производства. Исходя из прогнозируемой ситуации на рынке труда в ближайшей перспективе необходимо обеспечить взвешенность в политике занятости, с тем чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Политика на рынке труда в предстоящий период будет направлена на:
- увеличение уровня занятости;
- переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
- повышение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
- повышение стимулов активного поиска работы безработными; развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- рост мобильности трудовых ресурсов.
Основная задача достижения благоприятного состояния на рынке труда, несомненно, будет ложиться на плечи государства, которое должно сдерживать массовое снижение числа занятых, а также способствовать скорейшему возвращению искателей работы к активному труду путем создания новых рабочих мест, снятия объективных препятствий психологического, квалификационного, информационного характера, мешающих безработным занять имеющиеся вакансии.
III. Улучшение функционирования рынка труда
Улучшению функционирования рынка труда в период 2002-2005 годов будут способствовать меры активной политики занятости.
3.1. Профилактика безработицы
В целях обеспечения выполнения норм законодательства об информировании населения и работодателей о положении на рынке труда, данных о потребности в работниках и гражданах, ищущих работу, возможностях профессионального обучения Центр занятости населения по г. Заречному проводит активную информационную политику и реализует следующие направления:
- разработка рекламно-информационного материала о положении на рынке труда, спросе на рабочую силу и ее предложении;
- размещение информации о положении на рынке труда, спросе на рабочую силу и ее предложении, о возможностях профессионального обучения в средствах массовой информации;
- проведение ярмарок вакансий и учебных мест;
- повышение качества обслуживания граждан, обратившихся в центр занятости населения за содействием в трудоустройстве с момента обращения на всех этапах работы, особенно в первые 10 дней (прием, постановка на учет в качестве ищущего работу, признание безработными, направление на специальные мероприятия по содействию занятости и снятие с учета).
3.2. Содействие занятости населения
3.2.1. Содействие в трудоустройстве
Одним из направлений по повышению эффективности и объемов трудоустройства является работа по расширению и совершенствованию методов и форм взаимодействия с работодателями, так как данная работа приводит к расширению банка вакансий и тем самым увеличивает возможности трудоустройства граждан.
Предполагается, что в период 2002-2005 годов в центр занятости обратятся за содействием в трудоустройстве около 14 тысяч человек, в том числе в 2002 году 3500 человек. При этом ежегодно будут трудоустраиваться около 2100 человек.
Для достижения запланированных показателей по трудоустройству населения предусматривается осуществить ряд активных мер по сдерживанию роста безработицы и повышению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, направленных на:
- организацию и проведение ярмарок вакансий и ученических мест;
- совершенствование работы по формированию и ведению банка вакансий для информирования населения о возможностях трудоустройства;
- консультирование и обучение навыкам поиска работы граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве, в рамках специальных программ;
- реализация специальных мероприятий по трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- совершенствование работы центра занятости населения по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве.
3.2.2. Временная занятость и общественные работы
Одним из приоритетных направлений активной политики занятости является организация общественных работ. Общественные работы призваны обеспечивать:
- осуществление потребностей города и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития, исходя из необходимости и целесообразности организации таких работ;
- предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка (дохода);
- сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.
В 2002-2005 годах за счет средств федерального и местного бюджетов в рамках программы общественные работы предусматривается трудоустройство 630 безработных.
Для реализации намеченных целей предполагается:
- совершенствование координации действий органов местного самоуправления и центра занятости;
- информирование работодателей об особенностях и преимуществах данного вида работ;
- повышение престижности общественных работ за счет расширения работ интеллектуального характера.
3.2.3. Содействие развитию самозанятости
и предпринимательской инициативы безработных граждан
Одним из направлений реализации мероприятий активной политики занятости населения является содействие гражданам, ищущим работу и безработным гражданам, в организации предпринимательской деятельности.
Мероприятия по содействию гражданам в организации предпринимательской деятельности включают в себя следующие направления деятельности:
- консультирование и профессиональная ориентация безработных граждан в целях определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей;
- содействие в разработке и экспертизе бизнес-планов;
- информирование о возможностях и условиях обучения основам малого бизнеса и профессиям, необходимым для организации предпринимательской деятельности;
- организация обучения безработных граждан в целях подготовки к предпринимательской деятельности;
- ознакомление безработных граждан с порядком и условиями предоставления финансовых средств для организации предпринимательской деятельности.
Предусматривается, что за период 2002-2005 годов 100 безработным гражданам будет оказана поддержка в их предпринимательской инициативе, в том числе в 2002 году - 25 безработным, из которых двум будет предоставлена финансовая помощь.
3.2.4. Организация трудоустройства безработных граждан,
особо нуждающихся в социальной защите
В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости для безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (молодежь - выпускники образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в возрасте от 16 до 25 лет; многодетные и одинокие родители, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; инвалиды; лица предпенсионного возраста, лица, освобожденные из мест лишения свободы; длительно безработные граждане), служба занятости организует мероприятия по трудоустройству данной категории граждан.
а) Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью
Проблема занятости лиц с ограниченной трудоспособностью сегодня приобрела особую остроту. Раньше, в условиях избытка рабочих мест, инвалиды, желающие работать, как правило, могли самостоятельно устроиться либо на обычных, либо на специализированных предприятиях. Теперь при спаде производства и избытке рабочей силы инвалидов первыми увольняют с предприятий общего типа, закрывают предприятия, предназначенные для инвалидов. Недооценка трудностей их адаптации к новым условиям и отсутствие необходимой государственной и общественной поддержки просто опасны для их жизни и здоровья. Но, к сожалению, вопросы профессиональной реабилитации инвалидов находятся, как правило, в ведении органов социальной защиты, а их трудоустройством занимаются органы службы занятости. Такое положение, естественно, усложняет и замедляет профреабилитацию инвалидов и их трудоустройство.
Основной целью государственной политики в этой области является создание необходимых условий для реализации потенциальных возможностей граждан с ограниченной трудоспособностью. Мероприятия по поддержке граждан с ограниченной трудоспособностью включают в себя следующие направления деятельности:
- персональный учет граждан с ограниченной трудоспособностью, обратившихся в центр занятости по поводу трудоустройства;
- создание банка вакантных рабочих мест и оценка их пригодности для работы инвалидов (неполное рабочее время, работа на дому, гибкий режим работы, разовая работа);
- осуществление профессиональной подготовки и переподготовки по приоритетным профессиям и направлениям на основе анализа возможностей их последующего трудоустройства;
- предоставление финансовых средств на развитие собственного дела;
- создание системы обмена информацией между органами социальной защиты населения, центра занятости и общественными организациями инвалидов по вопросам профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов;
- трудоустройство инвалидов, в том числе за счет квотирования рабочих мест.
В 2002-2005 годах службой занятости будут организованы временные рабочие места на предприятиях и в организациях города для трудоустройства на них 15 безработных граждан-инвалидов.
б) Поддержка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
В целях дальнейшего совершенствования работы по социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей действует государственная программа "Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей" на 2002-2005 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.10.2001 N 729.
Мероприятия по содействию гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей включают в себя следующие направления деятельности:
- персональный учет бывших военнослужащих и членов их семей, обратившихся в центр занятости;
- оказание в приоритетном порядке содействия в трудоустройстве;
- переобучение бывших военнослужащих;
- создание в городском военном комиссариате консультационного стенда по профориентации, переподготовке и трудоустройству граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
- информирование через средства массовой информации граждан, уволенных с военной службы, о возможности и порядке трудоустройства и переподготовки на гражданские специальности и о спросе на рынке труда.
в) Поддержка длительно безработных граждан
В 2002-2005 годах будет сохраняться высокий уровень граждан, имеющих длительный перерыв в работе, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей дошкольного возраста.
Для преодоления последствий длительной безработицы, сокращения сроков поиска подходящей работы, преодоления негативных последствий безработицы, формирования навыков самостоятельного поиска работы и возвращения мотивации к труду центром занятости будет осуществляться работа по социальной адаптации граждан на рынке труда путем реализации программ клуб "Ищущих работу" и "Новый старт", а также общественных работ и профессионального обучения безработных граждан.
г) Содействие занятости молодежи
Проблемы занятости молодежи предполагается решать с учетом не только текущих потребностей в рабочей силе, но и перспективных задач.
К числу первоочередных задач, подлежащих решению в ближайшие годы, относятся:
- создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь;
- сокращение поиска работы для безработной молодежи.
Основные направления действий в решении указанных задач:
- постепенный переход к гарантированному трудоустройству молодежи, завершающей профессиональное образование;
- разработка организационных и экономических мер, обеспечивающих приоритет молодежи в приеме после завершения образования на предприятиях всех форм собственности;
- активное содействие молодежи в организации собственного дела, малого бизнеса;
- опережающее профессиональное обучение молодежи, находящейся под риском увольнения.
д) Временная занятость несовершеннолетних граждан
Очевидно, что незанятость подростков не только ведет к потере для общества части трудовых ресурсов, нарушению баланса воспроизводства рабочей силы и подрыву нормальной трудовой мотивации, но и чревата расшатыванием морально-нравственных норм, расширением криминальной и нелегальной деятельности несовершеннолетних.
Как показывает опыт, организация летней занятости подростков доказала свою действенность и эффективность.
В связи с этим в 2002-2005 годах в целях приобщения к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности предполагается трудоустроить на временную работу более 6 тыс. несовершеннолетних граждан, в т. ч. в 2002 году около 1500 человек.
е) Содействие занятости выпускников учебных заведений
В 2002-2005 годах продолжится реализация программы "Молодежная практика", целью которой является трудоустройство выпускников учебных заведений в возрасте 16-26 лет, зарегистрированных в качестве безработных более 3 месяцев, на временные рабочие места, что позволит приобрести профессиональные знания, умения и навыки и повысить конкурентоспособность молодежи на рынке труда.
В 2002-2005 годах программой будет охвачено более 125 выпускников различных учебных заведений.
ж) Содействие занятости женщин
Неизбежная при переходе к рыночной экономике структурная перестройка требует пересмотра концептуальных и методологических подходов к формированию рабочей силы, в частности женской. А именно: расширение сфер приложения женского труда и создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала женщин именно в тех областях и сферах деятельности, где их труд наиболее эффективен. Это важно не только для формирования политики занятости женщин на перспективу, но и для решения текущих проблем их трудоустройства. Тем более, что из общего числа безработных большинство по-прежнему составляют женщины - 64,8%.
Чтобы усилия по поддержке и трудоустройству женщин были более эффективны, целесообразно:
- обучение и переобучение, повышение квалификации безработных женщин - работниц массовых профессий с учетом предстоящего экономического роста производства;
- на уровне предприятий и организаций важно заботиться о том, чтобы при регулировании социально-трудовых отношений проблемы женщин обязательно учитывались в деятельности профсоюзов, а их интересы отражались в соответствующих разделах коллективных договоров и тарифных соглашений;
- согласование мер, принимаемых органами государственной власти, с мероприятиями, реализуемыми центром занятости на рынке труда по социальной защите женщин.
Проблемы женской занятости и труда женщин, повышения их конкурентоспособности должны занять значительное место в трехсторонних соглашениях на всех уровнях.
з) Содействие трудовой занятости граждан,
освобожденных из учреждений, исполняющих наказания
Освобожденные из мест лишения свободы сталкиваются с повышенными трудностями при подборе нового рабочего места. Ожидается, что в 2002-2005 годах в центр занятости за содействием в трудоустройстве обратятся примерно 80 человек, освободившихся из мест лишения свободы.
В 2002-2005 годах предполагается частично снять остроту проблемы за счет отработки механизма взаимодействия органов внутренних дел с органами службы занятости в решении вопросов организации профессиональной подготовки лиц, освобожденных из мест лишения свободы, профессионально-трудовой адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и их трудоустройства, в том числе за счет квотирования рабочих мест.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VI. Поддержка доходов безработных граждан
В течение 2002-2005 годов в части поддержки доходов безработных граждан и членов их семей предусматривается реализовать следующие меры:
- выплата пособий по безработице 0,8 тыс. человек ежемесячно, включая доплаты на лиц, находящихся на их содержании;
- оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей. Данными услугами воспользуются около 400 человек, в том числе в 2002 году - 100 человек;
- досрочный выход на пенсию безработных граждан. Такой возможностью воспользуются - 150 человек, в том числе в 2002 году - 36 человек.
VII. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального и местного бюджетов.
VIII. Кадровое обеспечение программы
В целях реализации мероприятий Программы, повышения эффективности использования кадрового потенциала Центра занятости населения по г. Заречному будут проведены мероприятия, направленные на подготовку и переподготовку в учебных заведениях, подведомственных Министерству труда и социального развития Российской Федерации, качественно новых специалистов для органов службы занятости, способных осуществлять координационно-посредническую и маркетинговую деятельность по организации взаимодействия населения (работников) и работодателей (включая государство). Эти специалисты будут реализовывать как превентивную, так и оперативную функции по поддержанию занятости с учетом роли службы занятости как амортизатора негативных тенденций на рынке труда.
IX. Эффективность реализации программы
Реализация Программы позволит:
- улучшить условия для расширения занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий через экономическую стабилизацию, развитие малого и среднего бизнеса, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, деятельность органов службы занятости;
- создать условия для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, эффективной трудовой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы;
- сдержать рост численности безработных.
Программой предусмотрено в 2002-2005 годах:
- сдержать уровень официальной безработицы в пределах 2,2 - 2,8 процента, в том числе в 2002 - 2,5 процента;
- оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства 13,1 тыс.чел., в том числе в 2002 году около 3 тыс. человек;
- повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения - 6500 вакансий, в том числе в 2002 году - 2000 вакансий;
- обеспечить временное трудоустройство - более 7 тыс. человек, в том числе в 2002 году - более 1,6 тыс. человек;
- поддержать предпринимательскую инициативу - 100 человек, в том числе в 2002 году - 25 человек;
- предоставить возможность для получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний более 600 безработных граждан, в том числе в 2002 году - 118 человек;
- провести профориентационную работу с 5420 чел., в том числе в 2002 году - 1200 человек, поддержать доходы - более 4 тыс. безработных граждан, в том числе в 2002 году - 984 человек.
X. Контроль за реализацией программы
Контроль за реализацией Программы осуществляет Администрация г. Заречного и Департамент федеральной государственной службы занятости по Пензенской обл. В качестве инструмента контроля за ходом исполнения Программы будет реализация Соглашения о социальном партнерстве между Правительством Пензенской области, Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей Пензенской области, мониторинг выполнения муниципальной целевой "Программы содействия занятости населения г. Заречного Пензенской области, ЗАТО на 2002-2005 годы", подготовка ежегодных отчетов о реализации Программы.
XI. Приложения
Директор Центра занятости
населения по г. Заречному |
С.С. Астафьев |
Приложение 1
Состав
безработных, зарегистрированных в Центре занятости
населения по г. Заречному за период 1998-2001 гг.
На 31 декабря 1998 г. (чел.) |
На 31 декабря 1999 г. (чел.) |
На 31 декабря 2000 г. (чел.) |
На 31 декабря 2001 г. (чел.) |
|||||||||
Всего | Из них жен- щин |
В % гр. 2 к гр. 1 |
Всего | Из них жен- щин |
В % гр. 5 к гр. 4 |
Всего | Из них жен- щин |
В % гр. 8 к гр. 7 |
Всего | Из них жен- щин |
В % гр.11 к гр. 10 |
|
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. Всего состоит на учете | 2739 | 1699 | 62 | 2019 | 1411 | 69,9 | 1075 | 720 | 66,9 | 861 | 558 | 64,8 |
2. По причиним незанятос- ти: - уволившиеся по собствен- ному желанию в % к общему количеству безработных - высвобожденные работники в % к общему количеству безработных - выпускники общеобразова- тельных школ и профес- сиональных учебных заве- дений в % к общему количеству безработных |
1132 41,3 311 11,4 283 10,3 |
635 23,2 257 9,4 240 8,8 |
56,1 - 82,6 - 84,8 - |
790 39,1 186 9,2 191 9,5 |
534 26,5 161 7,9 169 8,4 |
67,6 - 86,6 - 88,5 - |
497 46,2 76 7,1 122 11,4 |
294 27,4 72 6,7 110 10,2 |
59,3 - 94,7 - 90,1 - |
508 59,0 97 11,3 80 9,3 |
312 36,2 76 8,8 69 8,0 |
61,1 - 78,4 - 86,3 - |
3. По уровню образования: - с высшим профессиональ- ным образованием в % к общему количеству безработных - с средним профессиональ- ным образованием в % к общему количеству безработных - с начальным профессио- нальным образованием в % к общему количеству безработных - со средним полным обра- зованием в % к общему количеству безработных - не имеющие полного сред- него образования в % к общему количеству безработных |
453 16,5 642 23,4 512 18,7 1106 40,4 26 1 |
291 10,6 463 16,9 314 11,5 626 22,9 5 0,2 |
64,2 - 72,1 - 61,3 - 56,6 - 19,2 - |
386 19,1 481 23,8 402 19,9 585 28,9 165 8,2 |
269 13,3 369 18,3 277 13,7 403 19,9 93 4,6 |
69,7 - 76,7 - 68,9 - 68,9 - 56,4 - |
235 21,9 266 24,8 204 18,9 300 27,9 70 6,5 |
146 13,6 201 18,7 149 13,9 198 18,4 26 2,4 |
62,1 - 75,6 - 73 - 66 - 37,1 - |
188 21,8 227 26,4 160 18,6 280 32,5 6 0,7 |
122 12,2 175 20,3 94 10,9 167 19,4 - - |
64,9 - 77,1 - 58,8 - 59,6 - - - |
4. По возрасту: - молодежь 16-29 лет в % к общему количеству безработных - лица предпенсионного возраста в % к общему количеству безработных - других возрастов в % к общему количеству безработных |
975 35,6 88 3,2 1676 61,2 |
754 27,5 40 1,5 1032 37,7 |
77,3 - 45,5 - 61,6 - |
714 35,4 18 0,9 1287 63,7 |
546 27,1 8 0,4 857 42,5 |
76,5 - 44,4 - 66,6 - |
330 30,7 147 13,7 598 55,6 |
236 21,9 71 6,6 413 38,4 |
71,5 - 48,3 - 69,1 - |
241 28 43 5 577 67 |
172 19,9 29 3,4 357 41,5 |
71,4 - 67,4 - 61,9 - |
5. Отдельные категории безработных: - не приступавшие к трудо- вой деятельности в % к общему количеству безработных - не имеющие профессии, специальности в % к общему количеству безработных - имеющие длительный (бо- лее года) перерыв в ра- боте в % к общему количеству безработных |
377 13,8 191 6,9 1421 51,9 |
297 10,8 135 4,9 975 35,6 |
78,8 - 70,7 - 68,6 - |
270 13,4 106 5,3 1107 54,8 |
234 11,6 83 4,1 820 40,6 |
86,7 - 78,3 - 74,1 - |
144 13,4 56 5,2 534 49,7 |
111 10,3 38 3,5 391 36,4 |
77,1 - 67,9 - 73,2 - |
56 6,5 29 3,4 140 16,3 |
43 5 20 2,3 85 9,9 |
76,8 - 68,9 - 60,7 - |
Приложение 2
Мероприятия
Центра занятости населения по г. Заречному Пензенской области
к Муниципальной целевой программе содействия занятости населения
г. Заречного Пензенской области, ЗАТО на 2002-2005 гг.
Наименование действий и программ |
Численность граждан, охваченных мероприятия- ми по содействию заня- тости (чел.) |
Источники финансирования (тыс.руб.) | ||||||||||
Годы | Федеральный бюджет | Местный бюджет | ||||||||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. Содействие трудоустрой- ству граждан 1.1. Консультационные ус- луги по вопросам тру- доустройства 1.2. Трудоустройство граж- дан, обратившихся в центр занятости насе- ления |
3000 1400 |
3100 1700 |
3500 1850 |
3500 2000 |
- - |
- - |
- - |
- - |
- - |
- - |
- - |
- - |
2. Содействие занятости населения 2.1. Организация професси- ональной ориентации: - профессиональное инфор- мирование; - профессиональное кон- сультирование, диагнос- тика профессионально важных качеств, профес- сиональный подбор, про- фессиональный отбор; - психологическая поддерж- ка, проведение мероприя- тий по социально-психо- логической адаптации; - профессиональное сопро- вождение профессиональ- ного обучения безработ- ных граждан (консульти- рование перед направле- нием на профессиональное обучение, профессиональ- ный отбор, психологичес- кое сопровождение про- цесса обучения). 2.2. Организация профес- сионального обучения: - определение (расчетно) потребности в профессио- нальном обучении безра- ботных граждан в профес- сионально-квалификацион- ном разрезе на основе анализа и прогноза; - информирование о профес- сиях, специальностях, востребованных регио- нальным рынком труда; - подбор профессий, специ- альностей для профессио- нального обучения с целью последующего тру- доустройства; - проведение конкурсных отборов образовательных учреждений, организаций для профессионального обучения по направлению центра занятости; - организация профессио- нального обучения, за- ключение договоров на обучение безработными гражданами и организаци- ями; - комплектование учебных групп, контроль за посе- щаемостью и выполнением учебных планов и прог- рамм, успеваемостью обу- чающихся по направлению центра занятости. 2.3. Информирование насе- ления и работодателей о положении на рынке труда, данных о потребности в ра- ботниках и об ищущих рабо- ту, о возможностях профес- сионального обучения; - размещение информации в средствах массовой инфор- мации. 2.4. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест: - информирование населения (размещение рекламы в средствах массовой инфор- мации); - организация ярмарок ва- кансий и учебных рабочих мест, а также других спе- циализированных мероприя- тий по взаимодействию с работодателями (выставки, дни открытых дверей и др.), осуществление подбо- ра для граждан, ищущих ра- боту, места работы или учебных рабочих мест, для работодателей - требуемых специалистов. 2.5. Организация общест- венных работ: - информирование населения о планируемых мерах по ор- ганизации общественных ра- бот; - участие в организации общественных работ; - направление граждан, ищущих работу и безработ- ных граждан, в организации для проведения обществен- ных работ. 2.6. Организация временно- го трудоустройства несо- вершеннолетних граждан: - изучение потребности не- совершеннолетних граждан в трудоустройстве; - информирование несовер- шеннолетних граждан о пла- нируемых мерах по органи- зации их временного трудо- устройства; - участие в организации временных рабочих мест для несовершеннолетних граж- дан; - направление несовершен- нолетних граждан для тру- доустройства на временные рабочие места. 2.7. Организация трудоуст- ройства безработных граж- дан, особо нуждающихся в социальной защите; - информирование населения о планируемых мерах по ор- ганизации трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите; - отбор безработных граж- дан, особо нуждающихся в социальной защите; - направление данных граж- дан для трудоустройства в организации. 2.8. Содействие гражданам в организации предпринима- тельской деятельности: - информирование о возмож- ности заняться предприни- мательской деятельностью, включая ознакомление с за- конодательством и т.д. - содействие в разработке и экспертизе бизнес-пла- нов; - информирование о возмож- ностях и условиях обучения основам малого бизнеса и профессиям, необходимым для организации предприни- мательской деятельности; - организация обучения безработных граждан в це- лях подготовки к предпри- нимательской деятельности; - ознакомление безработных граждан с порядком и усло- виями предоставления фи- нансовых средств для орга- низации предприниматель- ской деятельности. 2.9. Оказание предувольни- тельных консультационных услуг высвобождаемым ра- ботникам: - ознакомление с нормами законодательства, регла- ментирующими вопросы выс- вобождения работников; - содействие в организации профессионального обуче- ния; - подбор подходящей рабо- ты, в том числе путем пе- реезда в другую местность. |
1200 118 5 70 1400 15 25 в т.ч. 2 чел. - пре- дос- тав- ление фин. помо- щи |
1300 140 5 160 в т.ч. заре- гист- рир. в ка- чест- ве ищу- щих рабо- ту - 85 чел. 1500 40 25 в т.ч. 10 чел. - пре- дос- тав- ление фин. помо- щи |
1420 150 5 200 в т.ч. заре- гист- рир. в ка- чест- ве ищу- щих рабо- ту - 100 чел. 1600 70 25 в т.ч. 12 чел. - пре- дос- тав- ление фин. помо- щи |
1500 200 5 200 в т.ч. заре- гист- рир. в ка- чест- ве ищу- щих рабо- ту - 100 чел. 1600 70 25 в т.ч. 12 чел. - пре- дос- тав- ление фин. помо- щи |
6,0 195,3 10,0 19,9 215,0 243,7 43,7 10,9 |
7,5 266,5 20,0 45,0 264,9 300,3 599,7 244,7 |
9,9 328,3 23,0 51,8 406,2 368,4 1206,9 382,5 |
11,4 503,4 26,5 59,5 467,1 423,6 1387,9 439,9 |
- - - - 480,0 900,0 15,0 - |
- - - - 425,0 1108,9 - - |
- - - - 488,8 1360,2 - - |
- - - - 562,1 1564,3 - - |
З. Поддержка доходов без- работных граждан 3.1. Выплата пособий по безработице 3.2. Оказание материальной помощи 3.3. Досрочные пенсии |
В сред- нем еже- ме- сячно - 800 чел. 148 36 |
В сред- нем еже- ме- сячно - 800 чел. 150 40 |
В сред- нем еже- ме- сячно - 800 чел. 160 40 |
В сред- нем еже- ме- сячно - 800 чел. 200 40 |
7216,3 59,2 420,0 |
8298,7 69,0 536,7 |
9543,6 84,6 617,2 |
10975,1 121,7 709,7 |
- |
- |
- |
- |
<< Назад |
||
Содержание Решение Собрания Представителей г. Заречного Пензенской области от 21 октября 2002 г. N 142 "Об утверждении Муниципальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.