Постановление Правительства Пензенской области
от 26 декабря 2002 г. N 630-пП
"О Концепции инвестиционной стратегии Пензенской области"
Постановлением Правительства Пензенской области от 7 апреля 2006 г. N 176-пП настоящее Постановление признано утратившим силу
Во исполнение договора между Правительством Пензенской области и некоммерческим партнерством "Национальное агентство прямых инвестиций" N 2506/02/11-1а-08/59 от 07.08.2002 на проведение научно-исследовательских работ и в целях формирования инвестиционного имиджа Пензенской области, определения инвестиционного потенциала региона, путей привлечения инвестиций и внедрения механизмов ускоренного утверждения инвестиционных проектов Правительство Пензенской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию инвестиционной стратегии Пензенской области, разработанную рабочей группой Правительства области при участии некоммерческого партнерства "Национальное агентство прямых инвестиций".
2. Рабочей группе Правительства Пензенской области по разработке инвестиционной стратегии Пензенской области совместно с некоммерческим партнерством "Национальное агентство прямых инвестиций" продолжить работу по второму этапу Договора: "Разработка стратегии. Определение путей и механизмов привлечения инвестиций в Пензенскую область".
3. Исполнительным органам государственной власти Пензенской области организовать работу по оказанию содействия рабочей группе по разработке инвестиционной стратегии Пензенской области.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Косого М.Г.
Губернатор Пензенской области |
В.К. Бочкарев |
Приложение
одобрена
Правительства Пензенской области
от 26 декабря 2002 г. N 630-пП
Концепция
инвестиционной стратегии Пензенской области
Введение
Концепция инвестиционной стратегии Пензенской области является официальным документом Правительства области, разработанным совместно с группой российских и зарубежных консультантов и экспертов по вопросам социально-экономического развития регионов и муниципальных образований.
Настоящий документ составляет основу для выработки инвестиционной стратегии Пензенской области. В рамках концепции региональной инвестиционной стратегии определяются приоритетные направления инвестиций, меры по развитию институциональной инфраструктуры регионального инвестиционного рынка, формы инвестиций для проектов и региональных программ, а также перечень мероприятий по содействию инвестициям и формированию привлекательного международного имиджа региона.
Выводы о потребностях области в инвестиционных ресурсах основываются на прогнозных значениях макроэкономических показателей. В расчетах использованы официальные отчетные данные Госкомстата РФ и Пензенского областного комитета государственной статистики. В документе также использованы методические разработки экспертов и специалистов, участвовавших в создании концепции инвестиционной стратегии.
Концепция инвестиционной стратегии Пензенской области предназначена для представителей органов государственного управления, деловых кругов России, потенциальных инвесторов, партнеров и общественности.
1. Основные положения концепции
1.1. Необходимость перехода Пензенской области
к инвестиционному типу развития
В настоящее время Пензенская область развивается по пути традиционной бюджетно-ориентированной инвестиционной политики.
Структура инвестиций Пензенской области свидетельствует об ограниченных возможностях региона к самофинансированию. В результате недостатка инвестиций в области медленно завершается структурная перестройка и адаптация экономики к требованиям рынка.
Преодоление указанных тенденций требует перехода экономики Пензенской области к инвестиционному типу развития. Первым шагом на этом пути является разработка и реализация Инвестиционной стратегии Пензенской области для решения главных задач:
- Формирование в регионе благоприятного инвестиционного климата.
- Развитие инфраструктуры регионального инвестиционного рынка.
- Реализация конкретных инвестиционных проектов и программ.
1.2. Стратегические приоритеты инвестиционного
развития Пензенской области
В Пензенской области сконцентрированы значительные производственные ресурсы, способные на различных этапах реализации инвестиционной стратегии обеспечить необходимые условия для привлечения и освоения инвестиций.
Внутренний потенциал области обуславливает выделение инвестиционных приоритетов по отраслям, видам продукции и кластерам, объединяющим поставщиков, производителей и потребителей продукции.
Поэтапное инвестирование в приоритетные отрасли учитывает консолидацию региональных точек роста на первом этапе, создание законченных технологических цепочек на втором этапе и поддержание развития в условиях сформированности рынков сбыта на третьем этапе.
1.3. Инвестиционные ресурсы и стратегия их привлечения
Концепция инвестиционной стратегии Пензенской области предлагает оценку потребностей в инвестиционных ресурсах на основе прогноза развития области до 2015 г. при условии достижения целевых макроэкономических показателей. К целевым показателям относятся объем инвестиций и ВРП на душу населения.
Определение возможных источников для финансирования развития экономики Пензенской области основывается на инвестиционных приоритетах и механизмах привлечения инвестиционных ресурсов в зависимости от источников.
В качестве источников финансирования могут быть привлечены средства из федерального бюджета, прямые инвестиции российских и иностранных компаний, средства банков, международных организаций и инвестиционных институтов, средства предприятий и населения области, целевые источники и другие ресурсы.
1.4. Повышение инвестиционной привлекательности Пензенской области
Инвестиционная стратегия предполагает разработку системы мер по улучшению инвестиционного климата области, исходя из управления инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском.
Преимущества Пензенской области относительно других регионов России заключаются в низких криминальном и экологическом инвестиционных рисках. Существующие экономические, финансовые и законодательные риски определяют сравнительно низкую инвестиционную привлекательность. Инвестиционная стратегия Правительства Пензенской области направлена на уменьшение, в первую очередь, финансовых и законодательных рисков.
1.5. Факторы реализации инвестиционной стратегии
Ключевыми факторами успеха инвестиционной стратегии являются:
- создание прогрессивного инвестиционного законодательства;
- институциональные преобразования;
- создание специализированного Агентства;
- кадровое обеспечение;
- коммуникационная стратегия.
Оптимизация правового обеспечения инвестиционной деятельности предполагает разработку долгосрочной программы поддержки инвесторов, принятие нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность в области, предоставление правовых гарантий инвесторам, создание благоприятного налогового режима.
Необходимым условием реализации инвестиционной стратегии является проведение институциональных преобразований. Основным механизмом реорганизации деятельности системы областного управления станет организационное разделение функций органа власти и эффективного собственника.
Организационное обеспечение инвестиционной деятельности предполагает создание специализированного агентства.
Кадровое обеспечение инвестиционной деятельности нацелено на подготовку и привлечение квалифицированных кадров.
Коммуникационная стратегия направлена на формирование имиджа региона как благоприятного места для размещения инвестиций.
2. Необходимость перехода Пензенской области
к инвестиционному типу развития
2.1. Стратегический подход к экономическому развитию
Развитие экономики Пензенской области характеризуется рядом устойчивых тенденций. Свидетельством положительных факторов являются рост покупательской способности и доходов населения, рост объемов торговли и услуг; социальная стабильность, низкий криминальный риск и благополучная экологическая обстановка.
Отрицательные тенденции социально-экономического положения Пензенской области в основном связаны с последствиями экономического кризиса 90-х годов, последствия которого оказались для Пензенской области более глубокими, чем в среднем по России.
Параметры инвестиционного развития России 1999-2002
Параметры | 1999 | 2000 | 2001 | I полуго- дие 2002 |
Динамика инвестиций в основной капи- тал за счет всех источников финанси- рования - %, в сопоставимых ценах Динамика прямых иностранных инвести- ций (ПИИ), % Доля ПИИ в общем объеме инвестиций в основной капитал, % Индекс физического объема промышлен- ного производства, % Число регионов со снижением объемов промышленного производства Износ основных фондов, % |
104,5 126,7 15,7 108,1 10 42,4 |
117,4 104 9,9 109 2 45,8 |
108,7 89,9 7,1 104,9 11 47,9 |
102,5 74,6 8,7 103,2 28 - |
Параметры инвестиционного развития Пензенской области 1999-2002
Параметры | 1999 | 2000 | 2001 | I полуго- дие 2002 |
Динамика инвестиций в основной капи- тал за счет всех источников финанси- рования - %, в сопоставимых ценах Динамика прямых иностранных инвести- ций (ПИИ), % Доля ПИИ в общем объеме инвестиций в основной капитал, % Индекс физического объема промышлен- ного производства, % Износ основных фондов, % |
113,7 11,1 0,33 123 48,8 |
115 104 0,19 103 51,8 |
122 38 0,005 100,4 53,7 |
92,6 0 0 95,5 - |
Последствия экономического кризиса 90-х годов в значительной степени отразились на резком уменьшении числа занятого населения в производящих отраслях и на удельном весе реального сектора ВРП в экономике области. Выходом из ситуации может стать инвестиционная перестройка экономики, предполагающая быстрое увеличение объемов инвестиций.
Формирующийся рынок инвестиционных ресурсов становится более доступным. Одновременно повышаются требования к стратегии развития региона. Потенциальные инвесторы в России естественным образом тяготеют к природно-ресурсным возможностям регионов, дающих быструю отдачу от инвестиций за счет экспортных возможностей (нефть, газ) и объемов производства (удобрения, полимеры, металлургия).
В ситуации отсутствия в Пензенской области ярко выраженных востребованных природных ресурсов основной задачей инвестиционной стратегии является максимальная мобилизация внутренних ресурсов и создание механизмов обеспечения инвестиционной и структурной политики. В этом случае Пензенская область может гарантировать эффективное использование инвестиционного капитала.
2.2. Необходимость инвестиционной стратегии Пензенской области
Пензенская область традиционно развивается по пути бюджетно-ориентированной инвестиционной политики. В настоящее время основная задача Правительства Пензенской области заключается в активном привлечении инвестиционных ресурсов из внебюджетных источников.
Предпосылки необходимости перехода Пензенской области к инвестиционному типу развития исходят из общероссийских тенденций формирования и распределения инвестиционных ресурсов в течение последних лет. На фоне снижения масштабов инвестиций в основной капитал в России (около 30% к уровню 1990 г.) концентрация инвестиционных ресурсов происходит в ограниченном числе регионов.
Для большинства регионов России, к ним относится Пензенская область, характерна тенденция уменьшения доли инвестиций в инвестиционном ресурсе страны. Инвестиции в основной капитал в Пензенской области в 2001 г. составили около 0,3% по отношению к России при доле населения около 1%. Снижение инвестиций происходит пропорционально снижению доли ВРП по отношению к среднероссийским показателям.
Показатели ВРП и инвестиции
в основной капитал Пензенской области
1990 | 1995 | 1998 | 2001 | |
Доля Пензенской области в инвестиционном ресурсе России Доля Пензенской области по ВРП по отношению к России |
0,8% 0,6% |
0,4% 0,5% |
0,5% 0,5% |
0,3% 0,4% |
В настоящее время около 24% инвестиционных ресурсов Пензенской области приходится на федеральный бюджет. С точки зрения внутренних источников, в течение последних лет доля инвестиций в основные фонды из консолидированного бюджета развития области уменьшилась с 11,5% до 7,5%. 3аемные средства предприятий, банковские кредиты и средства населения не являются значительными величинами.
Сложившаяся структура инвестиционного капитала Пензенской области свидетельствует об ограниченных возможностях самофинансирования. В силу процессов естественного старения и недостаточной обновляемости основных фондов, экономический потенциал области может утратить свое сегодняшнее значение; ситуация также может усугубиться вследствие обострения межрегиональной конкуренции.
Потребности Пензенской области в инвестиционном капитале базируются на целях экономического роста исходя из инвестиций в структурно-технологическую модернизацию экономики. В этих условиях обеспечение развития Пензенской области заключается в преимущественном привлечении внешних инвестиций.
2.3. Цели и задачи инвестиционной стратегии
Основной целью региональной инвестиционной стратегии является разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на привлечение новых технологий, управленческого мастерства и финансовых ресурсов для динамичного социально-экономического развития области.
Региональная инвестиционная стратегия направлена на решение следующих задач:
- создание эффективно работающей инфраструктуры регионального инвестиционного рынка;
- создание благоприятных условий для привлечения иностранных и российских инвестиций в экономику региона;
- интеграция регионального инвестиционного рынка в международный рынок капитала и других инвестиционных ресурсов.
3. Стратегические приоритеты инвестиционного
развития Пензенской области
3.1. Программы и прогнозы социально-экономического развития
Планы и прогнозы социально-экономического развития Пензенской области отражены в программах и нормативных документах Правительства Пензенской области. К ним относятся "Программа экономического и социального развития Пензенской области на 2003-2008 гг.", "Прогноз основных показателей социально-экономического развития Пензенской области на 2003-2005 гг.".
Общая потребность в финансировании на период 2003-2008 гг., определенная Программой социально-экономического развития, составляет 37 млрд. рублей.
Потребности в инвестициях
Пензенской области на период 2003-2008 гг.
Источники финансирования | Потребности в инвестициях, млрд. руб. |
Бюджет Российской Федерации Бюджет Пензенской области Собственные средства предприятий Привлеченные средства |
10,9 12 7,8 6,3 |
Итого | 37 |
Основными направлениями развития Правительство Пензенской области определило отрасли машиностроения и металлообработки, малое промышленное производство, возрождение и развитие сельского хозяйства, переработку сельскохозяйственной продукции, развитие строительной индустрии и предпринимательства.
Среди проектов предложена Программа развития транспортной инфраструктуры межрегиональных связей. Значительной инвестиционной привлекательностью обладает разрабатываемый в настоящее время в Пензенской области Межрегиональный инновационный комплексный проект "Стратегия и механизмы устойчивого развития бассейна реки Суры".
Финансирование имеющихся программ и проектов планировалось преимущественно за счет федеральных и областных бюджетных источников.
Правительство Пензенской области предполагает, что обеспечение динамичного социально-экономического развития не представляется возможным без привлечения внебюджетных средств для реализации значимых инвестиционных проектов на территории области.
Поскольку привлекаемые инвестиционные ресурсы не в состоянии удовлетворить всех потребностей, необходимо выбрать сферы приложения усилий, требующие первоочередного внимания.
3.2. Критерии выбора инвестиционных приоритетов
Концентрация инвестиционных усилий предполагает определение инвестиционных приоритетов, реализуемых на территории Пензенской области. С целью определения приоритетных отраслей и объектов для инвестирования была разработана система оценки, включающая следующие факторы и показатели:
- относительные преимущества области;
- интенсивность развития отрасли;
- рентабельность инвестиций;
- бюджетная эффективность;
- инновационный потенциал;
- потребительский потенциал;
- ресурсный потенциал.
Реализация относительных преимуществ Пензенской области заключается в возможностях получения дополнительного дохода в бюджет с учетом существующей производственной и отраслевой инфраструктуры.
Наиболее привлекательными для инвестирования являются отрасли, гарантирующие наибольшую экономическую отдачу, основанную на интенсивности развития, быстрой окупаемости и самодостаточности проектов, с учетом обеспеченности местными ресурсами. Эти объекты определены как "точки роста".
Развитие сфер экономики по интенсивному пути обеспечивается за счет структурных преобразований в отраслевом комплексе. Фактор интенсивности предполагает инвестирование в инновационные технологии с целью обеспечения структурно-технологической модернизации экономики.
Показатель рентабельности инвестиций оценивает прибыльность отрасли и скорость возврата инвестиционного капитала. Бюджетная эффективность определяется объемом налоговой базы субъектов. Бюджетная привлекательность зависит от объема бюджетных отчислений по предприятиям и отраслям.
Инновационный потенциал оценивается как удельный вес новой продукции в объеме производства предприятий отрасли.
Ресурсный потенциал учитывает состояние производственной базы отрасли и объекта (уровень износа основных средств, степень загрузки производственных мощностей), научно-технический потенциал, кадровые ресурсы и экспортную способность.
3.3. Приоритетные отрасли и сферы инвестирования:
существующие и потенциальные
Приоритетные отрасли и сферы инвестирования определены с учетом внешнего окружения в условиях выделения федеральных и окружных отраслевых приоритетов в России и Приволжском федеральном округе.
На следующем этапе выявляются ключевые факторы привлекательности отраслей на основании комплексной оценки по установленным критериям выбора инвестиционных приоритетов. На данном этапе определяются типы и виды выпускаемой продукции.
При определении отраслевых приоритетов учитываются также региональная производственная инфраструктура и экономическая безопасность области. Экономическая безопасность определяет возможности для расширенного воспроизводства, степень зависимости отраслей и предприятий от импорта, научно-технический потенциал области, межрегиональные связи*(1).
В результате поэтапного многофакторного анализа отраслей и видов выпускаемой продукции сформировались три группы инвестиционных приоритетов.
Матрица соответствия отраслевых приоритетов
Приоритеты области | Федеральные и окружные приоритеты |
1 2 3 |
Группа А Группа А Группа В Группа А Группа В Группа С Группа В Группа С Группа С |
Приоритеты Группы А
Отраслевые и производственные приоритеты Группы А предполагают консолидацию "точек роста" и "отраслей роста" с целью обеспечения инвестиций в крупные, бюджетообразующие предприятия, принадлежащие к этим отраслям, а также создание новых предприятий с нуля. Концентрация средств на группе проектов А предполагает наибольший мультипликативный эффект*(2) и создает площадку для интенсивного роста экономики Пензенской области.
Приоритеты Группы В
Политика инвестирования связанных отраслей и создание упорядоченной сети инвестиционных проектов формирует инвестиционные приоритеты Группы В. Группа В включает экономически эффективные проекты, предполагающие координацию с другими реализуемыми областными и межрегиональными проектами. Проекты Группы В не предполагают быстрой отдачи, но обеспечивают поддержание текущего экономического состояния области.
Приоритеты Группы С
Отраслевые приоритеты Группы С предполагают создание условий для стимулирования высококонкурентных и самодостаточных отраслей экономики при условии обновления производственной инфраструктуры. Проекты Группы С обладают инвестиционной привлекательностью в среднесрочной перспективе, но не являются приоритетными в силу недостаточной подготовленности рынков к их эффективной реализации и необходимости реформирования соответствующих секторов экономики.
Для успешной реализации инвестиционной стратегии области предполагается развитие как локальных, так и "пронизывающих" отраслей. К последним относятся транспортно-логистическая инфраструктура, оптово-розничная торговля, в том числе межрегиональная, бизнес-инфраструктура, развитие жилищно-коммунального хозяйства и телекоммуникаций.
Концентрация усилий Правительства Пензенской области осуществляется по двум направлениям. Первое: привлечение инвестиций в такие отрасли, как сельскохозяйственное производство, пищевая промышленность, лесопромышленный комплекс обеспечивает рост занятости населения и выпуск продукции, ориентированной на внутреннее потребление и рынки близлежащих регионов.
Второе направление заключается в развитии крупных проектов, связанных с интересами стратегических инвесторов, банков, финансово-промышленных групп. В этом смысле независимые программы прямых инвестиций могут включать в себя предприятия Пензенской области независимо от их отраслевой принадлежности и определенных в данной концепции инвестиционных приоритетов.
Стратегические инвестиционные приоритеты Пензенской области
Группа А | Группа В | Группа С |
Машиностроение и металлообработка | ||
Производство сельскохо- зяйственных машин Производство технологи- ческого оборудования для перерабатывающих отраслей АПК Производство технологи- ческого оборудования для АПК |
Производство химическо- го оборудования Производство автомоби- лей специального назна- чения Производство комплек- тующих для автомобиль- ной отрасли Производство трубопро- водной арматуры Производство дизелей и дизелегенераторов Производство компрессо- ров Производство оборудова- ния для ТЭК |
|
Сельскохозяйственное производство | ||
Выращивание скота и птицы Выращивание овощей и сахарной свеклы Выращивание пивоварен- ного ячменя Производство комбикор- мов Выращивание кормовых культур |
Производство солода Выращивание хмеля Выращивание зерновых культур |
|
Пищевая промышленность | ||
Производство мясопро- дуктов Пивоваренное производ- ство |
Производство сахара Производство спирта и ликероводочных изделий Производство молочных продуктов |
Производство муки Производство хлебобу- лочных изделий Производство макаронных изделий |
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | ||
Производство изделий из бумаги и картона Производство бумаги и картона Производство деревянной мебели Производство деревянных строительных конструк- ций и сборных строений |
Лесоводство и лесозаго- товки Производство пиломате- риалов |
|
Прочие отрасли, сектора М сферы инвестирования | ||
Проект "Третий транс- портный коридор" (транспортная логисти- ка) |
Производство витаминных добавок Производство биопрепа- ратов и медикаментов |
Издательская и полигра- фическая деятельность Производство обуви Производство одежды Текстильное производст- во Производство строитель- ных материалов Производство электро- оборудования, электрон- ного и оптического оборудования |
3.4. Кластерный анализ инвестиционных приоритетов
Практика экономического развития показывает: наиболее динамичное развитие получают регионы, где сформировались промышленные и сельскохозяйственные кластеры - комплексы предприятий на базе территориальной концентрации поставщиков, производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой.
Пензенская область обладает значительным ресурсным потенциалом, обеспечивающим формирование промышленных кластеров.
Инвестирование в промышленные кластеры обеспечивает мультипликативный эффект и является ключевым звеном в процессе реализации инвестиционной стратегии. Последовательное направление инвестиций в предприятия смежных отраслей, взаимно влияющих друг на друга, обеспечивает большую отдачу от вложенных средств.
Становление базовой отрасли служит толчком к развитию отраслей-поставщиков, отраслей-потребителей и сегментов услуг, принадлежащих кластеру.
Инвестирование в кластерные образования приводит к получению значительной бюджетной прибыли по мере формирования дополнительной добавочной стоимости*(3).
Основные преимущества инвестирования по кластерному принципу определяются следующими факторами:
1. Объем валового регионального продукта и бюджетные доходы возрастают при наличии в области законченной цепи производства и потребления.
2. Обеспечение стабильных поставок сырья на переработку является актуальным для перерабатывающих предприятий и предприятий, основанных на переработке.
3. Расширение сбыта при реализации продукции, составляющей сырьевой ресурс для сельского хозяйства (кормовые культуры).
4. Возможность получения налоговых льгот при инвестировании в сельское хозяйство (предприятия первичной переработки).
5. Низкие входные барьеры компаний перерабатывающих отраслей в сырьевые отрасли.
В этой связи, для оптимальной организации промышленных кластеров, Правительство области планирует проведение исследований о возможностях участия Пензенской области в межрайонном и внутрироссийском разделении труда.
"Схема промышленных кластеров по отраслям и видам производств"
3.5. Выбор целевых объектов для инвестирования
Целевые объекты для инвестирования представляют собой список предприятий, проектов и инвестиционных площадок, расположенных на территории Пензенской области. Учитывая, что в Пензенской области сконцентрирован значительный производственный и ресурсный потенциал, предполагается, что часть инвестиционных проектов может быть реализована на базе существующих предприятий.
К показателям оценки инвестиционной привлекательности объектов относятся:
- бюджетная эффективность;
- значимость предприятия для области;
- принадлежность к приоритетной отрасли;
- объем выпускаемой продукции;
- конкурентоспособность;
- финансовая стабильность;
- ресурсный потенциал;
- экспортная активность;
- стратегия развития;
- управление и кадры.
В настоящее время предприятия пищевой промышленности являются стабильными источниками поступления средств в областной бюджет.
Недостаточно загружены мощности предприятий, обеспечивающих переработку мяса, производящих сахар, животное масло, молочную продукцию.
В области сосредоточено более 10 стабильно работающих комбикормовых заводов и 4 вертикально интегрированных агропромышленных холдинга. Сельскохозяйственные предприятия имеют потенциал для развития племенного скотоводства, разведения свиней, крупнорогатого скота, сельскохозяйственной птицы. В хозяйствах области существуют возможности по расширению площадей для выращивания зерна и увеличения сбора зерновых культур.
В области действуют предприятия, экспортирующие мебель, пиломатериалы, фанеру. В целлюлозно-бумажной промышленности наиболее высокие показатели демонстрирует предприятие, выпускающее облицовочные материалы для мебели. Потребителями облицовочных материалов являются ведущие производители мебели в России.
В области функционируют крупные строительные организации и объекты производственного назначения. Предприятия строительного комплекса выпускают кирпич, сборный железобетон, облицовочную плитку, стройматериалы.
Машиностроительные заводы имеют уникальный потенциал для производства исполнительных механизмов и технологического оборудования для автоматизированных систем химической, нефтегазовой, металлургической промышленности.
4. Инвестиционные ресурсы и стратегия их привлечения
4.1. Оценка необходимых объемов инвестиций
Инвестиционная стратегия Пензенской области охватывает все предприятия и организации и направлена на удовлетворение социальных запросов населения и улучшение инфраструктурной ситуации. Одной из целей инвестиционной стратегии является формирование источников роста для обеспечения долгосрочной социально-экономической стабильности.
Оценка объемов инвестиционных ресурсов направлена на постановку социально-экономических проблем, которые необходимо решить в течение инвестиционного периода. В качестве основополагающего показателя социально-экономического развития в текущем и прогнозном периоде используется величина ВРП на душу населения.
Вследствие недостаточного финансирования экономики Пензенской области, в течение периода 1996-2001 гг. в области наметилась тенденция прямой зависимости сокращения ВРП на душу населения от сокращения уровня инвестиций в основной капитал.
"Динамика зависимости величины ВРП от инвестиций в основной капитал"
ВРП и инвестиции на душу населения в России и Пензенской области
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
Российская Федерация (инвести- ции/чел.) Пензенская область (инвести- ции/чел.) Российская Федерация ВРП Пензенская область ВРП |
2551,0 1266,0 1943118,8 11390,7 |
2782,0 1346,0 2228584,3 11898,4 |
2778,0 1343,0 2424047,7 11433,6 |
4606,0 1695,0 4157278,9 19686,5 |
8046,0 2544,0 6277787,0 27371,2 |
11042,1 3573,1 7970732,7 32410,0 |
* Значения ВРП - в млн. рублей, значения инвестиций - в рублях на душу населения.
Доля Пензенской области по ВРП и инвестициям
по отношению к России
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
Доля Пензенской области по ВРП к России |
0,59% |
0,53% |
0,47% |
0,47% |
0,44% |
0,41% |
Инвестиции в основной капитал на душу населения к уровню России |
49,6% |
48,4% |
48,3% |
36,8% |
31,6% |
32,4% |
Расчет потребностей в инвестициях области на перспективу основывается на предположении о возможности преодоления негативной тенденции снижения доли ВРП. Основным рычагом выступает преимущественный рост инвестиций в экономику Пензенской области. Следовательно, инвестиционная стратегия направлена на последовательное приближение показателя ВРП на душу населения к среднероссийскому показателю*(4).
Прогнозные расчеты потребностей Пензенской области в инвестициях основываются на ряде предпосылок:
1. В среднесрочной перспективе на базе существующих производственных мощностей области невозможно рассчитывать на интенсивный тип воспроизводства.
2. Для модернизации производственных мощностей и их замены на новом технологическом уровне требуется значительное время.
3. По мере обновления мощностей можно рассчитывать на заметный рост эффективности капиталовложений в масштабе области.
Определение необходимого объема инвестиционных ресурсов для Пензенской области включает следующие прогнозные предположения:
- среднегодовой темп прироста ВРП в РФ составляет 6%;
- на 1% прироста инвестиций в 2000-2007 гг. приходится 0,87% прироста ВРП;
- в 2008-2015 г. на 1% прироста инвестиций приходится 0,89% прироста ВРП.
Прогнозные значения ВРП на душу населения
(тыс. руб., в ценах 2000 г.)
2000 (факт) |
2004 | 2007 | 2015 | |
Российская Федерация Пензенская область Доля Пензенской области |
48,7 18,0 37,0% |
54,7* 24,6** 45% |
65,1 39,1 60% |
103,8 83,0 80% |
* По расчетам Минэкономразвития - 103 тыс. руб. в ценах 2004 г.
** По прогнозу развития в соответствии с методикой Минэкономразвития - 37,1 тыс. руб. в ценах 2004 г.
"Динамика роста ВРП на душу населения по отношению к России"
Значение и динамика ВРП Пензенской области в 2000-2015
Объем ВРП, млрд. руб. | Среднегодовые темпы прироста | ||||
2000 | 2007 | 2015 | 2000-2007 | 2007-2015 | 2000-2015 |
27,4 | 58-60 | 120-130 | 11,6% | 9,8% | 10,7% |
Показатели производства и инвестиций
в Пензенской области в 1998-2015
Показатели | Факт | Ожидания | Целевые показатели | |
1998-2002 | 2003-2004 | 2005-2007 | 2008-2015 | |
Среднегодовой приток инвести- ций, млрд. руб.* в т.ч. иностранные инвестиции, млрд. руб. Среднегодовой приток инвестиций на душу населения, тыс. руб. Объем ВРП в среднем за период, млрд. руб. Привлеченный объем инвестиций к ВРП |
4,6 0,06** 3,0 30,6 15% |
6,3 1,0 4,2 40,3 15,6% |
9,6 1,8 6,4 53,1 18,1% |
18,9 3,8 12,6 92,2 20,5% |
* В ценах 2000 г.
** Без учета 2002 г.
"Прогнозный прирост ВРП и инвестиций в экономику Пензенской области в 2003-2015"
На основании прогнозных расчетов потребностей Пензенской области в инвестициях общий объем планируемых инвестиционных ресурсов составляет до 7 млрд. рублей к 2004 г., до 12 млрд. руб. к 2007 г., до 28 млрд. руб. к 2015 г.
4.2. Источники инвестиционных ресурсов
С целью определения политики финансирования экономики, распределения и эффективного использования инвестиционных ресурсов, Правительство Пензенской области рассматривает следующие возможные источники капитала:
1. Средства областного и федерального бюджетов.
2. Средства коммерческих банков.
3. Прямые и портфельные инвестиции частного капитала.
4. Средства предприятий области.
5. Средства населения.
6. Венчурный капитал.
7. Эмиссия ценных бумаг.
8. Средства страховых компаний и пенсионных фондов.
9. Целевые средства специализированных фондов.
10. Средства от приватизации объектов в областной собственности.
11. Средства фондов амортизационных отчислений.
12. Гранты и средства международной технической помощи.
13. Средства международных организаций и банков.
14. Средства межправительственных соглашений.
Задача по привлечению средств федерального и областного бюджетов, а также собственных средств предприятий Пензенской области не являются на настоящий момент приоритетными направлениями инвестиционной политики Правительства. Тем не менее, Правительство Пензенской области рассматривает эти источники как наиболее доступные.
Средства федерального и областного бюджетов являются источниками наиболее дешевого капитала. Эти средства могут направляться на целевые программы и значимые объекты социально-экономического назначения.
В период перехода Пензенской области к инвестиционному типу развития необходимо изменить параметры результативности инвестиций посредством реализации ряда мер:
1. Выстраивание быстроокупаемых бизнес-планов на территории области.
2. Построение линий финансового обеспечения проектов с выходом на положительный финансовый результат.
3. Обеспечение возврата инвестиционных средств в региональный бюджет для последующего реинвестирования.
При возможностях реинвестирования бюджетные средства Пензенской области могут стать достаточно устойчивыми источниками финансовых ресурсов. На базе этих ресурсов в будущем возможно создание специализированного инвестиционного фонда области, предоставляющего финансовые гарантии инвесторам.
Собственные средства предприятий области являются доступным инвестиционным ресурсом. Средства предприятий могут быть аккумулированы и направлены на осуществление реальных проектов с последующим их реинвестированием, в том числе в виде консолидированного инвестиционного ресурса с участием внешнего инвестора.
Традиционным реальным источником финансирования считаются российские и иностранные коммерческие банки. Одним из существенных направлений деятельности предполагается развитие отношений с банками, не ведущими деятельности на территории Пензенской области, но имеющими потенциал источников инвестиционных ресурсов, в том числе иностранные банки, ведущие деятельность на территории России.
С использованием источников банковского финансирования у Пензенской области существуют возможности для перестройки взаимоотношений кредитующих организаций и потребителей кредитов с целью достижения взаимовыгодных финансовых соглашений.
Выстраивая отношения с широким кругом банковско-инвестиционных институтов, необходимо задействовать сильные стороны социально-экономической среды. Правительство Пензенской области будет стимулировать доступность информации о потенциале экономики, внутренних ресурсах, инвестиционных действиях и обеспечении деятельности инвесторов на территории области.
Привлечение стратегических инвесторов является одним из возможных источников финансирования. Корпорации, финансово-промышленные группы, иностранные компании в настоящий момент изучают российский бизнес-климат и исследуют существующие и потенциальные возможности регионов. Увеличивается тенденция перемещения в Россию небольших производств крупных компаний, которые также привлекаются на базе межправительственных соглашений.
Эффективным средством инвестирования в экономику Пензенской области может стать до настоящего времени редко используемый источник - фонды венчурного капитала и фонды прямых инвестиций. В условиях Пензенской области венчурное инвестирование наиболее реально для средних частных предприятий, чья продукция востребована на межрегиональном уровне и имеет устойчивый экспортный потенциал. При реализации программы привлечения венчурного капитала возникает необходимость кадрового обеспечения финансирования.
Устойчивым источником инвестиционных ресурсов могут стать денежные накопления населения. В настоящее время Правительством Российской Федерации предпринимаются меры по предоставлению гарантий населению по вкладам. На уровне Пензенской области возможно дополнение этого механизма собственным механизмом частичного гарантирования вкладов граждан, в том числе с участием страховых компаний.
В настоящее время существует тенденция использования в инвестиционном процессе финансовых инструментов, таких как корпоративные, региональные и муниципальные ценные бумаги. При сложности механизма выпуск ценных бумаг имеет ряд преимуществ по сравнению с банковским кредитованием. Предприятия и Правительство Пензенской области способны постепенно осваивать эти механизмы на областном и общероссийском уровне.
По мере развития бизнес-среды и улучшения инвестиционного климата в области возникнут предпосылки для выпуска областных облигационных займов под конкретные инвестиционные цели. В отличие от традиционных займов, средства от которых в основном использовались на покрытие дефицитов региональных бюджетов, займы нового типа будут носить инвестиционный характер.
4.3. Условия и механизмы привлечения инвестиций
Реализация инвестиционной стратегии в Пензенской области предполагает максимальное вовлечение всех возможных источников финансирования инвестиционного процесса.
Виды источников финансирования
и целевые направления использования
Вид источника | Программа действий | Направления использования |
Средства областного и федерального бюд- жетов Прямые стратегичес- кие инвестиции иностранного и рос- сийского капитала Средства коммерче- ских банков. Средст- ва международных организаций и банков Средства страховых компаний и пенсион- ных фондов. Целевые средства специализи- рованных фондов Средства по межпра- вительственным сог- лашениям. Гранты и средства международ- ной технической по- мощи Средства от привати- зации федеральной, областной, муници- пальной собственнос- ти Собственные средства предприятий области, включая фонды амор- тизационных отчисле- ний Средства населения Средства венчурного капитала Эмиссия целевых ре- гиональных и муници- пальных ценных бумаг Эмиссия корпоратив- ных ценных бумаг |
Четкая проработка целе- вых программ Инвестиционные объекты, площадки или действую- щие профильные предпри- ятия Бизнес-планы, оценка фондов предприятий, оценка бизнеса, залого- вые активы Прозрачность использо- вания средств, формиро- вание сильной управлен- ческой команды с учас- тием представителей фондов Активное вовлечение предприятий Пензенской области в межправитель- ственные соглашения Подготовка объектов к продаже и мониторинг потенциальных инвесто- ров Создание условий кон- центрации средств и проработка бизнес-пла- нов по их рентабельному использованию (в том числе со средствами других источников) Создание высокого рей- тинга устойчивого имид- жа, обеспечение гаран- тий Разработка бизнес-пла- нов по развитию новых технологий и иннова- ционных продуктов, соз- дание высокоэффективной менеджерской команды Создание высокого имид- жа области и гарантий- ных фондов, разработка целевых инвестиционных программ Обеспечение долгосроч- ного бизнес-планирова- ния, прозрачность и доступность |
Животноводство, растение- водство, переработка сельскохозяйственной про- дукции, промышленные пред- приятия, госпредприятия всех отраслей Предприятия переработки сельскохозяйственной про- дукции Предприятия, представляю- щие целевой, профильный интерес Кластерные цепочки пред- приятий, имеющие межрегио- нальное и межреспубликанс- кое значение Действующие рентабельные производственные и торго- вые компании Частные средние предприя- тия, имеющие потенциал роста Дочерние фирмы крупных компаний российского мас- штаба на территории облас- ти Предприятия оборонного комплекса Предприятия переработки сельскохозяйственной про- дукции Предприятия, ориентирован- ные на выпуск экспортной продукции Социально-экономические программы Пензенской области в соответствии с программами приватизации Предприятия, наиболее устойчивые в своей дея- тельности и эффективно использующие уже получен- ные инвестиции и кредитные ресурсы Перспективные устойчивые предприятия любых отрас- лей, действующие в области Новые и уже действующие компании, обладающие по- тенциалом развития новых технологий и видов продук- ции Предприятия, группы пред- приятий, кластерные цепоч- ки предприятий, обеспечи- вающие возврат инвестиций Отдельные наиболее разви- тые предприятия, получив- шие корпоративный рейтинг |
Переход Пензенской области на инвестиционный путь развития требует поэтапного приведения в действие механизмов реализации инвестиционного процесса. В течение первых 1-1,5 лет (начальный этап инвестиционного процесса) планируется проведение следующих мероприятий и действий:
1. Подготовка и оценка предприятий и объектов для инвестирования, определение источников финансирования, разработка механизмов привлечения инвестиций.
2. Инициирование внимания Правительства РФ по линии федеральных программ к отраслям Пензенской области.
3. Проработка и заключение Соглашений о сотрудничестве между администрацией области и банковскими структурами.
4. Проведение специальных отраслевых совещаний с участием отраслевых министерств РФ и принятием специальных резолюций по Пензенской области.
5. Организация и проведение совещаний Торгово-промышленной палаты РФ на базе предприятий области - целевых объектов для инвестирования.
6. Участие в российских и международных отраслевых и тематических выставках.
7. Мониторинг потенциальных инвесторов.
Мониторинг потенциальных инвесторов заключается в составлении детального перечня потенциальных инвесторов и кредиторов, выборе целевой группы инвесторов, изучении представительств иностранных компаний в России, участии в презентационных мероприятиях, построении деловых контактов с инвесторами и специализированными компаниями и организациями.
В соответствии с инвестиционными приоритетами Пензенской области особое внимание планируется уделять российским и иностранным профильным компаниям, работающим в области развития сельского хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции и пищевой переработки, пивоваренного производства, деревообрабатывающей промышленности, машиностроения и прочих отраслей экономики.
На начальном этапе реализации инвестиционной стратегии предполагается изучение приоритетов и стандартов подхода инвесторов к оформлению процессов инвестирования, изучение специальных условий и требований инвесторов и кредиторов с целью обеспечения поддержки инвестиционных процессов со стороны Правительства Пензенской области.
Последующие этапы реализации инвестиционных процессов заключаются в работе инвесторов с объектами инвестирования, реализации и сопровождении бизнес-проектов.
5. Повышение инвестиционной привлекательности Пензенской области
5.1. Направления по улучшению инвестиционной
привлекательности области
Правительство области учитывает, что потенциальные инвесторы должны иметь полную и достоверную информацию, на основании которой возможно оценить инвестиционный климат области. Одна из задач инвестиционной стратегии Пензенской области состоит в создании и представлении сравнительных инвестиционных преимуществ Пензенской области перед другими регионами России.
В различных рейтингах инвестиционной привлекательности ("Эксперт", АК&М, др.) Пензенская область находится в середине списка и относится к наиболее "массовой" рейтинговой категории (пониженный потенциал - умеренный риск). Согласно данным рейтингов 2002 года область за последний год заметно снизила инвестиционный риск. При этом область выделяется низким криминальным риском (2-е место в России - Эксперт) и пониженным экологическим риском (33 место - Эксперт). Экономический, финансовый и законодательный риски сравнительно высоки.
Составляющими инвестиционного рейтинга журнала "Эксперт", в частности, являются две характеристики, определяющие инвестиционный климат региона: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Инвестиционный потенциал оценивает показатели, влияющие на объемы инвестирования. Величина инвестиционного риска определяет вероятность потерь от инвестиционной деятельности инвесторов в регионе.
Составляющие инвестиционного климата региона
Составляющие | Параметры оценки |
Инвестиционный потенциал Инвестиционный риск |
Определяет насыщенность территории факторами производст- ва (природными ресурсами, рабочей силой, основными фон- дами, инфраструктурой), учитывает: - Ресурсно-сырьевой потенциал - Трудовой (трудовые ресурсы и образование) - Производственный - Инновационный - Институциональный (институты рыночной экономики) - Инфраструктурный (в т.ч. геополитическое положение) - Финансовый (налоги, предприятия, население) - Потребительский (покупательная способность) Политическая, социальная, экономическая, финансовая, экологическая, криминальная ситуация, законодательная среда, определенные как инвестиционные риски |
В Пензенской области в настоящий момент существуют резервы повышения инвестиционной привлекательности. Задача инвестиционной стратегии состоит в нахождении и реализации сравнительных преимуществ региона, продвижении области в инвестиционных рейтингах, достижении устойчивой положительной динамики составляющих инвестиционного климата.
Разработка инвестиционной стратегии Пензенской области предполагает проведение углубленного аналитического исследования сравнительного анализа инвестиционной привлекательности Пензенской области для последующей презентации потенциальным инвесторам.
Инвестиционная стратегия также предполагает проведение оценки сравнительной инвестиционной привлекательности муниципальных образований Пензенской области. Результатом исследования станет выделение внутрирегиональных территориальных инвестиционных приоритетов и разработка дифференцированной внутриобластной инвестиционной политики Правительства Пензенской области.
5.2. Необходимость получения субфедерального
(регионального) кредитного рейтинга
Правительство Пензенской области планирует привлечение инвестиций в форме кредитов, займов и субфедеральных ценных бумаг, где основным фактором выделения средств является оценка кредитоспособности заемщика. Правительство Пензенской области также считает, что кредитный рейтинг способствует повышению инвестиционной привлекательности региона.
При получении регионального кредитного рейтинга Правительство Пензенской области планирует использовать преимущества его наличия для реализации следующих целей:
1. Распространение информации об области, создание благоприятного имиджа и репутации Пензенской области среди потенциальных инвесторов и общественности.
2. Расширение круга потенциальных инвесторов, привлечение интереса к области со стороны крупных корпораций, финансовых структур, государств и международных организаций.
3. Облегчение ведения переговоров с кредиторами с целью получения выгодных условий предоставления займов и кредитных линий.
4. Облегчение финансовых условий реализации долгосрочных проектов.
5. Повышение эффективности управления затратами, связанными с привлечением кредитов и займов.
6. Повышение шансов кандидатуры Пензенской области при участии в конкурсах и тендерах, связанных с инвестиционной деятельностью.
6. Факторы реализации инвестиционной стратегии
6.1. Создание прогрессивного инвестиционного законодательства
Правовую основу инвестиционной деятельности в Пензенской области составляют Конституция Российской Федерации и федеральные законы, Устав Пензенской области, иные нормативные правовые акты, регламентирующие инвестиционную деятельность.
Инвесторы, осуществляющие деятельность в регионах, часто сталкиваются с проблемами правового регулирования инвестиционной деятельности. К сложностям относятся коллизия норм, нестабильность федерального и регионального законодательства, многочисленность административных процедур. Также остается проблемой различие в толковании федеральных законов со стороны территориальных органов федеральной исполнительной власти.
Перед законодательной и исполнительной властью Пензенской области стоит задача по выявлению и исправлению существующих недостатков регионального инвестиционного законодательства с целью создания необходимых условий для реализации инвестиционных процессов на территории области.
Первым шагом на пути защиты прав инвесторов является наличие одинакового режима защиты прав для всех субъектов инвестиционной деятельности: как российских, так и иностранных. Успех привлечения иностранных инвестиций обеспечивается, с одной стороны, использованием административного ресурса в сфере заключения двусторонних договоров, с другой стороны, созданием действенной системы правовых гарантий.
В настоящее время в правовом обеспечении инвестиционной деятельности Пензенской области сложились предпосылки (нормативные, институциональные, функциональные), позволяющие оптимизировать процесс привлечения инвестиций, повышая таким образом инвестиционную привлекательность области.
К первоочередным и перспективным направлениям оптимизации правового и законодательного обеспечения инвестиционной деятельности на территории Пензенской области относятся следующие меры:
1. Разработка и реализация текущей и долгосрочной программы правового обеспечения инвестиционной деятельности.
2. Принятие самостоятельных нормативных актов, посредством которых регулируются отдельные аспекты инвестиционной деятельности.
3. Законодательное закрепление вопросов развития сети информационного и консультационного обеспечения инвесторов, маркетинга инвестиционных программ и проектов.
4. Формирование банка данных инвестиционных проектов и подготовка справочных материалов о правовых условиях инвестиционной деятельности.
5. Определение состава и сроков осуществления согласительно-распорядительных процедур, создание унифицированных правил их прохождения на территории области.
6. Введение специальных налоговых режимов.
6.2. Инвентаризация и систематизация инвестиционных проектов
Систематическая работа по составлению бизнес-планов и инвестиционных проектов ведется в Пензенской области уже несколько лет. В настоящее время Пензенская область представляет потенциальным инвесторам более 120 инвестиционных проектов, которые требуют систематизации в соответствии со стратегическими инвестиционными приоритетами.
Инвестиционная стратегия учитывает не только предлагаемые предприятиями и отраслями проекты, но и предоставляет условия для возможной реализации собственных проектов инвесторов на территории Пензенской области.
Для реализации этой цели предполагается составление Кадастра инвестиционных площадок. Кадастр включает площадки трех типов:
- застроенные и оборудованные (наличие коммуникаций, зданий, сооружений);
- резервные площадки (инфраструктурно-обустроенные);
- "зеленые" площадки (green field).
Создание в перспективе геоинформационной системы (ГИС) на территории Пензенской области позволит заявить существующие и потенциальные инвестиционные площадки и отразить параметры и характеристики всех земельных участков, в том числе на территории населенных пунктов области.
6.3. Создание специализированного агентства
Успешная реализация инвестиционной стратегии области возможна при условии создания специализированного агентства, обеспечивающего режим благоприятствования российским и зарубежным компаниям в развитии инвестиционных процессов в области.
Специализированное агентство представляет собой некоммерческую организацию, основанную на членстве. Учредителями и партнерами агентства могут выступить организации и учреждения, заинтересованные в координации инвестиционной активности в Пензенской области.
В процессе осуществления своей деятельности агентство вступает в отношения с группами компаний, организаций, институтов и официальных представителей, имеющих отношение к реализации инвестиционной стратегии.
Направления деятельности специализированного агентства
Направления деятельности | Программы и мероприятия |
Взаимоотношения с офи- циальными органами Взаимоотношения с между- народными финансовыми организациями Взаимоотношения с зару- бежными инвесторами Взаимоотношения с рос- сийскими компаниями |
Участие в выработке инвестиционной политики Участие в разработке и реализации региональных программ развития Эффективное взаимодействие между бизнесом и властными структурами для реализации действую- щих инвестиционных проектов Подготовка предложений по законопроектам и нормативным актам Развитие положительного имиджа области, пре- доставление объективной информации об инвести- ционном климате в области Предоставление открытой экономической информа- ции о предприятиях области Организация прямых инвестиций, проектного фи- нансирования и целевого кредитования с исполь- зованием ресурсов международных финансовых организаций Анализ рынков / отраслей / предприятий / меж- региональных связей Поиск российских партнеров, оценка инвести- ционных проектов Разработка стратегии выхода на региональные рынки Организация прямых инвестиций и кредитного фи- нансирования Организация и участие в переговорах и поддерж- ка в структурировании сделок Оказание содействия в федеральных и областных органах власти Анализ инвестиционных рынков и потенциальных возможностей Стратегия развития отдельных региональных ком- паний Поиск и выбор инвестора/инвесторов и стратеги- ческих партнеров Организация прямых инвестиций и проектного фи- нансирования: выбор проектов, подготовка доку- ментов Участие в переговорах и поддержка в структури- ровании сделок Оказание содействия в устранении администра- тивных барьеров, политическая поддержка инвес- тиционных проектов |
Агентство оказывает содействие Правительству Пензенской области в реализации инвестиционной стратегии на всех этапах и уровнях привлечения инвестиционных ресурсов. В деятельность агентства также входит поиск и подготовка инвестиционных проектов и содействие их осуществлению.
Дополнительными действиями специализированного агентства являются разработка и реализация коммуникационной стратегии Пензенской области, проведение независимых информационных кампаний и мероприятий в СМИ, планирование и проведение мероприятий программы "Деловое образование" на территории Пензенской области.
6.4. Кадровое обеспечение инвестиционной стратегии
Реализация инвестиционной стратегии Пензенской области - процесс согласованного участия представителей власти, бизнеса и общественности в формировании условий и инструментов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность региона. В связи с этим кадровый ресурс является определяющим фактором успеха реализации инвестиционной и структурной политики Правительства Пензенской области.
Реализация конкурентных преимуществ Пензенской области в рамках доступных временных и материальных ресурсов зависит от уровня подготовленности различных заинтересованных групп, которая характеризуется пониманием широкого международного контекста инвестиционной деятельности, российских и региональных особенностей, наличием знаний в различных областях бизнеса, доступностью практического опыта инвестиционной деятельности, возможностями активных международных контактов.
Пензенская область - одна из ведущих в России по уровню образования располагает большим кадровым потенциалом. Приоритетным направлением инвестиционной политики Правительства Пензенской области становится развитие кадрового потенциала*(5).
Кадровое обеспечение инвестиционной стратегии имеет двусторонний характер. Во-первых, предполагается комплексная оценка кадровых специалистов и уровня их подготовленности к инвестиционной деятельности. Во-вторых, необходима оценка существующих и перспективных инвестиционных инициатив и проектов с целью соответствующего кадрового обеспечения их реализации.
Деятельность по кадровому обеспечению инвестиционной стратегии Пензенской области предполагает следующие шаги:
1. Формирование банка данных организаций (университетов, консультационных фирм, бизнес-школ и т.п.), располагающих подготовленными специалистами.
2. Формирование банка данных специалистов с указанием сфер их профессиональной компетенции и возможных интересов.
3. Использование различных схем оценки специалистов с привлечением независимых российских и международных экспертных организаций.
4. Создание коммуникационной среды (деловых форумов, консультационно-справочных пунктов, сайтов в Интернете) для информирования специалистов о возможностях их профессионального использования в реализации инвестиционной стратегии.
Стратегия развития кадрового потенциала требует повышения уровня организации образования в Пензенской области: переподготовка преподавательского состава, создание новой образовательной инфраструктуры, которая будет гибко реагировать на новые требования жизни и быть тесно связанной с ведущими деловыми и образовательными центрами.
Решением задачи образования и подготовки специалистов может стать реализация проекта Школы развития бизнеса на территории Пензенской области при участии и поддержке партнеров и образовательных институтов России.
6.5. Коммуникационная стратегия Пензенской области
Основная цель коммуникационной стратегии - создание образа Пензенской области как привлекательного места для размещения инвестиций.
Разработка коммуникационной стратегии предполагает формулирование инвестиционных потребностей области и выделение региональных преимуществ для целевых групп инвесторов. Целевые группы определяются на основании предварительного анализа конкурентной инвестиционной среды.
Коммуникационная стратегия имеет несколько уровней реализации. На каждом уровне осуществляется мониторинг, контроль и коррекция действий.
Первый уровень предполагает формирование команды Правительства и проведение предварительного PR. Второй уровень реализует кампанию среди лидеров государственного управления, бизнес-сообщества, представителей СМИ и профессиональных сообществ.
Третий уровень - кампания в активе потенциальных инвесторов. К потенциальным инвесторам относятся руководители и представители предприятий, фирм, корпораций, международных организаций, банков и финансовых институтов. Четвертый уровень - кампания в массах с целью завоевания поддержки жителей области.
Реализация PR кампаний предполагает введение механизма ускоренного утверждения проектов и разработку алгоритмов успешных контактов с официальными органами. С целью успешной реализации коммуникационной стратегии планируется предоставление полной информации о Пензенской области:
- развитие экономики;
- отрасли, предприятия, инвестиционные проекты;
- перспективы для бизнеса;
- преимущества для инвесторов;
- областное инвестиционное законодательство;
- система администрирования;
- инвестиционные возможности.
Реализация коммуникационной стратегии Пензенской области предполагает проведение и разработку общих публикаций, отраслевых аналитических обзоров, исследований, рекламных материалов с использованием электронных носителей и способов передачи информации (CD-ROM, Website с обратной связью, e-mail), участие в выставках, международных конференциях и форумах.
6.6. Институциональные преобразования
Успех инвестиционной стратегии определяется переходом Правительства Пензенской области от управления объектами инвестиционной деятельности к управлению инвестиционными процессами и условиями, определяющими благоприятный инвестиционный климат.
Структура эффективного управления инвестиционными процессами определяется решением задач в рамках инвестиционных приоритетов и напрямую связана с источниками финансирования. Институциональное обеспечение инвестиционных процессов, следовательно, будет отличаться в зависимости от источников инвестиций.
Институциональное оформление и сопровождение бюджетных инвестиций требует самостоятельного административного решения. Частные инвестиции требуют наличия специального органа управления равноудаленного от государства и бизнеса.
Для повышения эффективности процесса управления необходимо провести системный анализ организационной структуры, регламентов и процедур деятельности органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления. Правовые административные механизмы в дальнейшем обеспечивают реализацию стратегии.
Институциональное обеспечение инвестиционной стратегии Пензенской области должно базироваться на следующих основополагающих принципах:
1. Разделение административных и хозяйственных полномочий в структуре органов власти и управления области и органов местного самоуправления; ликвидация административных барьеров.
2. Выделение в качестве основных задач органов управления: административное сопровождение инвестиций и формирование государственного и муниципального заказа в отраслях с учетом инвестиционной стратегии.
3. Социальный характер бюджетных инвестиций и производственных частных.
4. Прозрачность и ясность процедур ведения бизнеса на территории области.
5. Четкое разграничение полномочий между органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления Пензенской области.
Ответственность за реализацию инвестиционных проектов возложена на единый орган, осуществляющий координацию подготовительной работы по каждому инвестиционному проекту и контролирующий общий ход реализации инвестиционной стратегии.
Основным механизмом реорганизации деятельности системы областного управления станет организационное разделение функций органа власти и эффективного собственника. С позиции органа власти Правительство Пензенской области осуществляет подготовку и принятие политических решений и обеспечивает их исполнение.
С позиции эффективного собственника Правительство Пензенской области ответственно за техническую реализацию единой программы инвестиционного развития. Инвестиционная стратегия в качестве составляющих ее элементов имеет отдельные инвестиционные проекты. В связи с этим возникает необходимость комплексного управления реализацией инвестиционных проектов, или проектного менеджмента.
Заключение
Правительство Пензенской области следующим шагом по пути инвестиционного развития считает разработку и реализацию инвестиционной стратегии области. Началом работы по созданию инвестиционной стратегии Пензенской области является январь 2003 г.
Основные аспекты, которые нашли отражение в концепции инвестиционной стратегии, в частности, включают следующие последовательные действия Правительства Пензенской области на ближайшую перспективу:
1. Разработка программы участия в российских и международных рейтингах;
2. Оценка предполагаемых объемов инвестиционных ресурсов по источникам;
3. Определение целевых проектов в соответствии с инвестиционными приоритетами и разработка механизмов привлечения потенциальных инвесторов;
4. Создание нормативно-правовой базы поддержки инвестиционной деятельности;
5. Подготовка институциональных преобразований;
6. Планирование организационно-кадрового обеспечения;
7. Разработка коммуникационной и PR-программы Правительства Пензенской области.
В течение 2003 г. и начале 2004 г. планируется завершить подготовительный этап и начать реализацию инвестиционной и структурной политики Правительства Пензенской области. В течение этого периода предполагается сформировать все основные процедуры и механизмы по обеспечению инвестиционных процессов в Пензенской области со стороны Правительства.
Одновременно в первой половине 2004 г. планируется завершение этапа реализации инвестиционной стратегии, связанного с выбором и оценкой инвестиционных проектов и предприятий инвесторами. Наиболее активный, с точки зрения организации, инвестиционный период в Пензенской области предполагается в течение 2004-2007 гг.
------------------------------
*(1) Инвестиционная стратегия предполагает установление и развитие региональных связей-коммуникаций, в которые включена Пензенская область.
*(2) Ориентация области на местные мультипликаторы обусловлена особенностями экономической и социальной политики Правительства с учетом действующих инструментов экономического стимулирования и регулирования.
*(3) Примеры стоимостных цепочек, обладающих потенциалом развития в Пензенской области, представлены в виде схемы. Горизонталь представляет условную временную шкалу. Временные отрезки зависят от конкретных инвестиционных проектов и сроков их реализации. Отдельные стоимостные цепочки выделены цветом. Начало инвестиционной поддержки обозначено сплошной заливкой, последующие регуляторные мероприятия и административные мероприятия - вертикальной штриховкой.
*(4) Абсолютные прогнозные значения ВРП Пензенской области определены на основе прогнозных показателей и целевой доли областного показателя по сравнению с Россией.
*(5) В структуре занятого населения доля лиц, имеющих высшее профессиональное образование, составляет 21,3% (третий результат в ПФО и средний по РФ), среднее профессиональное образование - 29,2% (близкий к среднероссийскому показателю).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 26 декабря 2002 г. N 630-пП "О Концепции инвестиционной стратегии Пензенской области"
Текст Постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Пензенской области от 7 апреля 2006 г. N 176-пП настоящее Постановление признано утратившим силу